Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Право на медицинскую помощь конституция РФ

30.07.2020 by admin

И. Г. Банникова

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Аннотация. Жизнь и здоровье всегда являлись и являются важнейшими ценностями каждого человека и гражданина, их утрата умаляет значение многих других благ и ценностей. В связи с этим в статье представлена проблема определения сущности и содержания понятия права на охрану здоровья и медицинскую помощь, также рассмотрены основные этапы становления и законодательного регулирования указанных прав.

Ключевые слова: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, здоровье, право на здоровье.

Жизнь и здоровье всегда являлись и являются важнейшими ценностями каждого человека и гражданина, пренебрежение которыми приводит к необратимым последствиям. Право на здоровье — это социальное право, утрата которого умаляет значение многих других благ и ценностей. Его особенностью является то обстоятельство, что оно принадлежит человеку всю жизнь, еще до его рождения, на стадии эмбрионального развития . Права граждан в области охраны здоровья являются достаточно широким по содержанию понятием, включающим в себя взаимные права и обязанности государства и гражданина .

Рассматривая право на охрану здоровья, нельзя не обратить внимание на то, что в ст. 41 Конституции Российской Федерации наряду с правом на охрану здоровья закрепляется и право на медицинскую помощь . Однако в научной литературе отмечается, что понятие охраны здоровья более объемно, концептуально, чем медицинская помощь. Они соотносятся как часть и целое, конкретизируя и дополняя друг друга. Несмотря на конституционное закрепление указанной сферы прав, она не всегда имела одинаковое сущностное содержание.

Так, история развития права на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет глубокие корни. Если проанализировать изданные в допетровской Руси нормативноправовые акты, в которых отражаются вопросы по организации здравоохранения в государстве, то в ряде из них представлены положения, которые с сегодняшней позиции можно трактовать как «обеспечение и защиту прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь» и даже «защиту прав пациентов». Хотя каждая историческая эпоха имеет свои социальные параметры прав .

Началом государственной организации здравоохранения считается учреждение Иваном Грозным Аптекарской палаты, преобразованной Борисом Годуновым в Аптекарский приказ. Деятельность Аптекарского приказа охватывала все врачебное и аптекарское дело в России, организацию медицинского обеспечения . В последующем Петр I продолжил дело развития государственной медицины в стране. Создание при Екатерине II приказной медицины ознаменовало собой новый важный этап в истории развития государственного здравоохранения. Наряду с приказной медициной в стране существовали врачебные управы. Государство постепенно расширяло свое вмешательство в сферу здравоохранения в целях реализации охраны здоровья человека .

Кроме того, говоря о развитии права на охрану здоровья, нельзя не сказать об опыте мирового сообщества. Права человека в области охраны здоровья закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, соци-

альных и культурных правах 1966 г. , Международном пакте о гражданских и политических правах и иных основополагающих международных нормативно-правовых актах, в которых были установлены меры, необходимые для полного осуществления права на здоровье.

Необходимо отметить, что международное признание права на охрану здоровья означает, что люди должны быть сами ответственны за свое здоровье, а органы государственной власти призваны проводить политику, направленную на его сохранение и укрепление в масштабах нации. В связи с этим право на охрану здоровья включает ряд положений, которые различно формулируются в конституциях разных стран, но закрепление и регулирование которых международно-правовыми нормами является естественным продолжением их обеспечения конституционным правом и гарантией их глобальной реализации .

Переходя к рассмотрению права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на содержание этого права в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. . В Конституции СССР 1936 г. лишь упоминается о том, что граждане имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, которое осуществляется предоставлением бесплатной медицинской помощи трудящимся . В конституции СССР 1977 г. представлен прообраз современного содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь . Она подняла право на охрану здоровья на уровень конституционных прав советских граждан, в известной мере подвела итог всему предшествующему периоду становления и укрепления системы советского здравоохранения. Конституция закрепляла право граждан на охрану здоровья и определенные средства и пути его реализации, такие как оказание населению бесплатной квалифицированной медицинской помощи, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, проведение широких лечебно-профилактических мероприятий, принятие мер по оздоровлению окружающей среды и др. .

В последующем право на охрану здоровья было закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. В статье 41 предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам за счет соответствующего бюджета; устанавливается ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; принимаются меры по разработке и финансированию программ охраны и укрепления здоровья населения; поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека и др.

Таким образом, сравнивая Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию Российской Федерации 1993 г., можно отметить, что статья о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь в целом хуже не стала, однако акценты расставлены разные. Исчезли слова о бесплатной квалифицированной помощи, о научных исследованиях, но появились положения относительно ответственности должностных лиц.

Вместе с Конституцией Российской Федерации принимались нормативно-правовые акты, регулирующие непосредственно сферу права на охрану здоровья и медицинскую помощь, различающиеся между собой отдельными положениями о содержании указанного права, объемах, порядке и особенностях оказания бесплатной медицинской помощи .

Так, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» закрепляли основные положения и сущностное содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Кроме

того, в законе закреплена отраслевая конкретизация права на охрану здоровья: гарантировались охрана окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитание и обучение граждан, производство и реализация доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-социальной помощи.

В настоящее время, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за его сохранение и укрепление, законодатель возложил на государство обязанность гарантировать охрану здоровья своих граждан на получение медицинской помощи.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи .

В указанном федеральном законе рассматриваемая парная категория выделяется в отдельные статьи закона (право на охрану здоровья (ст. 18) и право на медицинскую помощь (ст. 19)). Однако, по мнению Л. А. Нудненко, охрана здоровья и медицинская помощь не равнозначны, а соотносятся как общее и частное. Само же право на медицинскую помощь как часть права на охрану здоровья гарантирует индивиду широкий спектр публично-властных и частных мероприятий по сохранению и укреплению его здоровья независимо от того, имеет или не имеет место его утрата или расстройство. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» государство гарантирует возможность получения бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования .

Относительно права на охрану здоровья Н. В. Савостьянова выделяет следующий комплекс правомочий:

1) права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);

2) обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) установленную законом ответственность государства, юридических лиц и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредостав-ление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека .

Таким образом, мы видим, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь является достаточно сложной категорией, существуют трудности в разграничении указанных правомочий и сложности в определении их соотношения как двух взаимосвязанных частей, несмотря на кажущуюся ясность и простоту терминов.

Подводя итог, необходимо отметить то, что на сегодняшний день право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет свое «сущностное содержание», под которым подразумевается минимальный необходимый уровень этого права . В то же время для правильного восприятия сущности и смысла указанных прав необходимо четкое понимание способа их соотношения и взаимодействия как части и целого. В настоящее время

право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации рассматривается в аспекте его универсальности, так как общество и государство обращают свое внимание на гармоничное развитие личности, которое невозможно без реализации одного из основных прав человека — права на охрану здоровья, его укрепление и поддержание. Помимо этого, в нашей стране разрабатываются и принимаются программы, направленные на предоставление гражданам бесплатной медицинской помощи, профилактику заболеваний и повышение уровня жизни населения.

Список литературы

1. Печерских, Н. Каждый имеет право / Н. Печерских // Право и защита. — 2013. — № 6. — ЦЖ,: http://www.prav0-mag.ru/j0urnal/article406/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17. — Ст. 291.

8. Дюжиков, С. А. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их

реализация в конституциях современных государств / С. А. Дюжиков. — ЦЯЬ:

9. Камнеева, З. В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь / З. В. Камне-ева // Адвокат. — 2004. — № 7. — С. 86-89.

Банникова Инна Геннадьевна

аспирант,

Пензенский государственный университет

1. Подозреваемый имеет право на защиту. Орган уголовного преследования обязан обеспечить подозреваемому возможность осуществлять принадлежащее ему право на защиту всеми законными средствами и способами.

2. Подозреваемый имеет право:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела или о признании его подозреваемым, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 591 настоящего Кодекса;

2) немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования, осуществившего задержание или вынесшего постановление о применении меры пресечения, письменное уведомление о принадлежащих ему правах, предусмотренных настоящей статьей;

3) немедленно по задержании или объявлении постановления о применении меры пресечения получить от органа уголовного преследования копию постановления или протокола о задержании, копию постановления о применении меры пресечения, а также копию постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 591 настоящего Кодекса;

4) уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей;

5) в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого юридическую консультацию адвоката за счет средств местного бюджета;

6) иметь защитника или нескольких защитников с момента объявления ему постановления органа уголовного преследования о возбуждении против него уголовного дела, о признании его подозреваемым, о задержании или постановления о применении меры пресечения; отказаться от защитника и защищать себя самостоятельно; прекратить полномочия своего защитника;

7) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед;

8) по его ходатайству быть допрошенным при участии защитника не позднее 24 часов с момента фактического задержания;

9) давать показания или отказаться от дачи показаний;

10) представлять доказательства;

11) заявлять отводы и ходатайства, в том числе о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

12) пользоваться родным языком или услугами переводчика;

13) возражать против действий органа уголовного преследования и требовать внесения его возражений в протокол следственного или другого процессуального действия, проводимого с его участием;

14) знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, в которых он участвовал, и делать заявления и замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах; при участии в следственном или другом процессуальном действии требовать внесения в протокол указанного действия записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены;

15) подавать жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс;

16) отзывать поданную им или его защитником жалобу;

17) обжаловать в суд задержание, заключение под стражу, домашний арест или принудительное помещение в судебно-психиатрический экспертный стационар для производства экспертизы;

18) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, а в случае, если подозрение не подтвердилось, быть реабилитированным.

3. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, права несовершеннолетнего подозреваемого осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

4. Подозреваемый обязан:

1) являться по вызовам органа уголовного преследования;

2) подчиняться законным распоряжениям органа уголовного преследования;

3) участвовать в следственных и других процессуальных действиях, когда это признано необходимым органом уголовного преследования.

Традиционно в России считается, что помощь или услуга — это действие, направленное на достижение некого результата, и понятие «лекарственное обеспечение» в понятие «медицинская помощь» не входит. Справедливость такого подхода не бесспорна, особенно с точки зрения ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей гражданам медицинскую помощь, которая немыслима сегодня без лекарств (95 % всей медицинский помощи, помимо диагностики, оказывается с помощью лекарственных препаратов (ЛП).

Общее правило по вопросу неправомерности оказания платных медицинских услуг изложено в части 1 статьи 41 Конституции России и гласит:»Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Эта норма говорит о том, что на территории государственного и муниципального учреждения не могут быть получены деньги от гражданина за медицинскую помощь, поскольку нельзя читать Конституцию РФ так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан»1.

При таком прочтении право на бесплатную медицинскую помощь становится лишенным смысла, а это понимание означает отсутствие права государственных учреждений оказывать платные медицинские услуги гражданам.

Данная норма Конституции позволяет гражданину, обратившемуся за медицинской помощью в государственное учреждение здравоохранения, требовать оказания бесплатной помощи, включая и лекарственную, — иначе помощь, при которой нет лекарств, не может быть признана соответствующей ситуации и закону.

Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), исключая международные нормы, участником которых является Россия.

Она защищена так же и Уголовным Кодексом РФ, согласно которому такие статьи, как 125, 124 и 293 могут быть возбуждены против медицинского персонала в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи, или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть.

В международном праве следует отметить:

  • ст. 12 Международного пакта социальных, культурных и экономических прав, где говорится о том, что государства-участники принимает меры к достижению гражданами наивысшего достижимого уровня здоровья. Такой уровень не может быть достигнут без необходимых лекарств;

  • ст. 24 Конвенции о правах детей, согласно которой дети вправе рассчитываю на доступ к наиболее совершенным медицинским средствам;

  • ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

  • ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, согласно которой государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.

  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, согласно государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).

На практике указанные нормы и конституционное право постоянно нарушаются и имеют массу барьеров при попытке их реализовать, что не мешает, тем не менее, в каждом конкретном случае добиваться их реализации или компенсации в случае их нарушения.

Нарушение указанных прав связано, в частности с тем, что:

  • в противоречие Конституции РФ было принято Постановление Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которые определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных учреждениях здравоохранения;

  • на смену этому Постановлению принято Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», которые вступили в силу 01.01.2013., где сказано, что порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей;

  • бюджетным учреждениям (к которым отнесены подавляющая часть сегодняшних ЛПУ) дано право2сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Здесь следует отметить, что ни один законодательный акт РФ, включая и только что процитированный Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» не упоминает прямо «государственные учреждения здравоохранения» и не дает им права оказывать платные медицинские услуги.

Так п. 5 ст. 84 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» гласит, что правом оказывать платные услуги гражданам наделены медицинские организации, участвующие в реализации программыгосударственных гарантий бесплатногооказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Но в такую программу могут входить не только государственные, но и другие типы организаций, а вот государственные исключаются из под действия этой статьи, поскольку они упомянуты в Конституции РФ, имеющей большую юридическую силу, чем закон.

Таким образом, имеются существенные противоречия в законодательстве, позволяющее им манипулировать на всех уровнях, хотя в своей основе международные и конституционные нормы, конечно, выше остальных.

Это знание, как и знание иных прав, дает гражданам возможность обращения в прокуратуру, в суды и в страховые медицинские организации с требованиями об оказании им бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях или о взыскании уплаченных денег за оказанную там платную помощь.

Конституционное право на бесплатную помощь не действует, когда:

  • медицинская помощь оказывается не в государственном и не в муниципальном учреждении здравоохранения;

  • за помощью обратился не гражданин РФ или когда имеется анонимное обращение3;

  • речь идет о сервисных услугах, а не медицинской помощи4;

  • когда плательщиком не является гражданин РФ, а любое другое лицо за него (организация, частная компания, даже и медицинская, СМО, включая ДМС, исследователь и т.п.).

Это случаи, когда оказывая платные услуги, государственное или муниципальное учреждение здравоохранения не нарушает Конституцию РФ.

Законодательные (не конституционные) гарантии

В отличие от конституционного и международного права в действующем законодательстве непосредственно гарантируется бесплатно экстренная медицинская помощь и помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В законе говорится, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования5.

При этом ответственность органов государственной власти предполагается только за нарушение этих норм6.

В итоге произведена подмена конституционного права: бесплатная помощь гарантируется не «где» (в государственных учреждениях), а «какая» — виды и объемы указаны в программе государственных гарантий. Такой подход позволяет манипулировать объемами на всех уровнях, однако пациент, знающий право, может добиться его реализации.

В п.6. ст. 35 ФЗ РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-фз «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сказано, что в базовую программу ОМС входит специализированная помощь в том числе при наличииболезней крови.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования7.

Таким образом территориальная программа должна быть по объему, видам и условиям не меньше базовой, и услуги по лечениюболезней крови уже оплачены из средств ОМС, а выше уже говорилось, что лечить без лекарств нельзя.

Вывод по разделу:

С точки зрения ряда международных норм права и конституционной нормы все лекарства в России, назначенные врачом в государственном или муниципальном учреждении, или те, которые он должен был назначить, должны обеспечиваться бесплатно.

Несмотря на наличие некоторых противоречий, у граждан остается право требовать бесплатной медицинской помощи, включая и лекарственную, в государственных и муниципальных учреждениях на основании ст. 41 Конституции РФ под угрозой уголовного наказания по ст.ст. 125 (Оставление в опасности), 124 УК РФ (Неоказание помощи больному), а в случае неисполнения должностным лицом своих обязанностей или нарушения им прав граждан, и по ст. 293 УК РФ (Халатность).

У государственных и муниципальных учреждений здравоохранения нет права получать оплату от пациентов за медицинскую помощь, поскольку это лишает смысла Конституцию РФ, и вся помощь в них оказывается бесплатно, а в нее следует включать и лекарственную помощь.

Если сегодня такая позиция может вызвать недоумение, то завтра, если начать требовать реализации этого права сейчас, такой подход станет реальностью, потому что он соответствует Основному закону страны и международному праву.

1Более подробно об этом смотрите решение Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре http://ligap.ru/articles/reshenia/prin/a10/

2 п.п.9.2. ФЗ РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

3 п. 5 ст. 84 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»

4 п.1. ст. 84 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»

5п.2 ст. 19 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»;

6п.1 ст.11 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»;

7 п. 1. ст 36 ФЗ РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Пациент — лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.
Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Одной из важнейших статей Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) является статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:
— соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
— приоритет профилактических мер в области охраны здоровья;
— доступность медико-социальной помощи;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
— ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Статья 30 Основ содержит перечень указанных прав.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2. выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8. отказ от медицинского вмешательства;
9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала

Уважение и гуманность медиков по отношению к пациентам подразумевают под собой уважение пациента как личности, которая в связи с заболеванием претерпевает определенные сложности, а также чувство сострадания и человеколюбия по отношению к отдельно взятому пациенту, позволяющие последнему почувствовать, что причина обращения за медицинской помощью близка и понимаема врачом и что он предпримет все усилия, чтобы помочь пациенту.

Права и обязанности застрахованных лиц (пациентов)

Застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
— на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
— на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
— выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
— замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
— выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
— защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
— возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

Указанное право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.

Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов

Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций.
Определение объема медицинской помощи, включая консультации и проведение консилиумов, осуществляется лечащим врачом, а в отдельных случаях по согласованию с заведующим отделением, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Самарской области бесплатной медицинской помощи.

Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами

Установленное право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. В то же время следует обратить внимание на проблемы, возникающие при употреблении с целью устранения боли сильных наркотикосодержащих анальгетических лекарственных средств. Очевидно, что наряду с положительным влиянием на болевой центр, такие препараты способны вызвать привыкание к ним, что весьма негативно сказывается на дальнейшем существовании человека, как во время лечения, так и после его выздоровления.

Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам) лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.
Врачебная тайна — это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещается. С согласия гражданина или его законного представителя (назначенного им представителя, назначенного судом опекуна) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам.
Прежде всего, должностным лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Без разрешения пациента (или его представителя) передача сведений о нем считается незаконной (т.е. считается разглашением врачебной тайны).
В случаях, предусмотренных Основами, допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:
в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю (т.е. находящего в бессознательном, опасном для жизни и здоровья состоянии, и в ситуации, когда законный представитель пациента недоступен);
при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Информация, содержащая врачебную тайну, предоставляется только при наличии надлежащим образом оформленного официального запроса (постановления суда (судьи), следователя, дознавателя);
в случае оказания помощи ребенку в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (например, пациент является жертвой преступления). Информация о подобных случаях передается медицинским учреждением, службой скорой помощи в органы внутренних дел.
в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители, при отсутствии таковых — решает консилиум или лечащий врач.

Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно-опасные деяния.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей — судом.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования

Законодательство о здравоохранении определяет, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической или иной помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования. Взаимоотношения между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.

Возмещение ущерба пациенту в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes