Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Право культура

27.09.2020 by admin

Юлия КРАСИЛЬНИКОВА

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье проведен анализ современного состояния правового сознания российского общества. Выделены криминогенные тенденции как результат влияния общего уровня правосознания российских граждан на социально-политическую ситуацию в обществе. Приводятся результаты исследования общественного мнения представителей различных социальных групп о том, является ли Россия полностью правовым государством или таковым не является.

Ключевые слова:

правовая культура, криминогенные тенденции, формирование правосознания граждан, массовое сознание; legal culture, criminal tendencies, formation of legal consciousness, mass consciousness.

Состояние правовой культуры российского общества характеризуется сохранением исторически обусловленных негативных оценок в отношении права и дополняется проблемой деструктивных механизмов в ее современном развитии, результатом действия которых является изменение преступности. Многим гражданам сегодня свойственны противоречивые оценки самых разных правовых институтов, отношений и норм. Большинство россиян уверено, что жить в России, не нарушая законов, невозможно, и вместе с тем имеются позитивные тенденции изменения установок на соблюдение правовых норм. Усложнение условий современной жизни и увеличение криминальных угроз приводит к осознанию необходимости и ценности права как основной регулятивной системы общества. Идеалом многих граждан становится правовое, социально-ориентированное государство, в котором соблюдается закон, права человека, социальная справедливость, а человек защищен от преступного произвола. В ситуациях возникновения криминальных угроз население готово действовать правовым путем, но несовершенство правового поля и кодифицированного права часто приводит людей к поиску неправовых средств разрешения социальных конфликтов. Связь правовой культуры и преступности многогранна и носит характер диалектического взаимодействия, в котором существует встречная зависимость.

Анализ состояния правосознания российских граждан и его влияния на социально-политическую ситуацию в обществе позволяет определить следующие криминогенные тенденции:

— кризис общей культуры России (составной частью которой является правовая культура), широко распространенный правовой нигилизм и другие негативные особенности правового менталитета, транслируемые в поколениях;

— слабо контролируемое повсеместное распространение культурных ценностей преступного мира, вызывающее криминологический дискомфорт, проникновение криминальной субкультуры в ткань правовой культуры и, как следствие, углубление деформации правосознания значительной части населения;

— недостатки правовой культуры представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, подрывающие их авторитет у населения, стимулирующие поиски неправовых спосо-

КРАСИЛЬНИКОВА

Юлия

Вячеславовна — аспирант Института социальнополитических исследований РАН УИСПИ)

krasttmkovayuliya@

бов разрешения конфликтных ситуаций, подталкивающие людей обращаться к услугам криминального мира и тем самым втягивающие его в орбиту «легальной» жизни;

— духовное обнищание большой массы людей, снижение действенности моральных регуляторов, нравственных ценностей, влияющих на формирование правовых установок в процессе социализации личности, а в дальнейшем — на выбор ими альтернативного правомерному способа поведения;

— наличие существенных криминологически важных недоработок в системе правового информирования населения, правового образования и криминологического воспитания как способов распространения и развития правовой культуры, способствующих криминализации общественных отношений;

— разрушение системы предупреждения преступности и традиционных форм социального контроля, отсутствие конкретной правовой идеологии в области правоохранительной деятельности, четкого разграничения полномочий общественных и государственных институтов в сфере предупреждения преступности.

Характеристики правовой культуры общества, преломляясь в сознании индивида, формируют значимые с криминологической точки зрения дефекты нравственно-психологических свойств личности, которые служат одним из ведущих стимулов совершения преступлений. На общесоциальном уровне дефекты правовой культуры обусловливают феномен привыкания к преступности и признание допустимости криминальных способов разрешения социальных противоречий. Право и законодательство выступают как продукт правовой культуры общества, а норма права — ее материальное воплощение. Правовая культура, формируя цели, принципы, основные направления и приоритеты криминологической политики, влияет на качество принимаемых уголовно-правовых норм, устанавливающих круг уголовно наказуемых деяний (криминализация — декриминализация), нормативных актов, определяющих перечень, полномочия и компетенцию правоохранительных органов в сфере предупредительной деятельности, что напрямую сказывается на эффективности предупреждения преступности.

Современное общество отличает высокая степень криминализации социальных отношений, в этих условиях правовое сознание не формируется и не развивается, поэтому не оказывает полноценного влияния на позитивные изменения социальнополитической обстановки в российском обществе. Люди привыкли к преступности и не доверяют правоохранительным органам, коррупция во всех сферах общественной жизни подрывает веру в закон и возможность защитить себя правовыми способами. Низкое качество правовых знаний и недостаток правового воспитания в лучшем случае компенсируются моральными принципами, но и они сегодня не отличаются устойчивостью. В этой ситуации население часто исходит из образцов поведения правовых учреждений и их представителей.

Информация о противозаконных действиях должностных лиц быстро распространяется, переходит в СМИ и становится частью массовой культуры, негативно влияя на правовые настроения в обществе. Осознание неэффективности правоохранительной системы и неизбежности обращения к ней создают неблагоприятный климат для законности, которой россияне зачастую отводят второстепенное место. Жизнь общества имеет незначительное отношение к праву, люди живут по своим правилам, не предъявляя высоких требований к соблюдению законодательства. То, что в соответствии с нормой права определяется как нарушение уголовного закона, не обязательно получает такую же оценку общества; значительная часть граждан оставляет за собой право не соблюдать правовые предписания.

Особенности правовой культуры общества позволяют либо противостоять криминалу, либо способствовать его развитию. Безуспешно строить действенную систему предупреждения преступности, когда правосознание граждан и элиты оперирует псевдоправовыми категориями. Стабилизация социально-политической обстановки зависит от того, какое место занимает право в системе ценностных ориентаций граждан, и во многом определяется устойчивостью правовых, нравственных ценностей общества.

Формирование правосознания граждан — основная идеологическая функция современного правового государства, общественно-экономические отношения

У

Учащиес Студенты техникум: (

Рабочие предп Инженеры Преподаватели, у Работники бытовых Предпринимател Профессиональные военные, со’ Работники сельс

□ Россия полностью правовое государство

□ Россия неправовое государство

чащиеся школ :я ПТУ, лицеев ов, колледжей Студенты вузов риятий, строек конструкторы штеля, ученые услуг, торговли и, финансисты ‘ ‘рудники МВД кого хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дг

лж

-И 1,4

□ 22,1

П871 =□20,7

ТЭТ»

=П2Х

□ 20,4 =123,3

□ 23,4

ТГГ

: 19,6

□ 35,0

□ 32,8

□ 32,9

□ 24,5

□ 38,5

Рис. 1 Мнение представителей различных социальных групп о том, является ли Россия полностью правовым государством или таковым не является, %*

* Дополнение суммы показателей при соответствующих смежных двух столбцах до 100% составляют те, кто считает Россию «полуправовым» государством или затруднились ответить.

в котором основаны на свободном товарно-денежном обмене. В российском государстве кодифицированное право является основным регулятором взаимоотношений граждан с государственной властью, с государственными и гражданскими институтами, граждан между собой. Поэтому целью формирования правосознания граждан является необходимость дать им прочную мотивационную основу гражданского поведения.

В массовом сознании должно утвердиться понимание того, что конвенция общественных отношений, гарантирующих как стабильность государства, так и экономический прогресс и рост благосостояния граждан, в современной цивилизации может базироваться только на праве. Если такого убеждения нет, то среди российских граждан могут зародиться правовой нигилизм и девиантное поведение, вносящие элемент дестабилизации в общественные отношения. А тот факт, что Российская Федерация все еще находится в стадии процесса трансформации распределительных общественно-экономических отношений в подлинно рыноч-

ные, наличие эклектики директивного и демократического в функционировании политических и гражданских институтов, незавершенность правотворчества в соответствии с быстро меняющимися принципами и формами общественных отношений, отставание в реформировании правовых институтов способствуют тому, что в массовом сознании граждан образ России как однозначно правового государства отсутствует.

характер и уровень правосознания российских граждан, а также его особенности хорошо прослеживаются в результатах различных социологических исследований. Так, например, среди российской молодежи в возрасте от 13 до 30 лет меньше тех, кто считает Россию правовым (25%) или неправовым (12%) государством, большинство — «полуправовым» (52%), а есть и такие, кто не способен оценить жизнь государства с позиции права (11%). В последнем случае речь не идет о правовом ни-

Таблица 1

Мнение молодежи в различных федеральных округах РФ о том, как надо относиться к закону, %

Федеральные округа

Как надо относиться к закону Центральный Северо-Западный » ы н * 2 Приволжский » ск ь аль £ Сибирский Дальневосточный

Всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям 20,0 24,6 20,5 26,1 28,1 23,7 34,7

Законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти 53,9 54,2 52,9 52,2 33,8 46,6 40,0

Не так важно, соответствуют ли поступки людей закону или нет, — главное, чтобы эти поступки были справедливыми 16,4 15,1 15,2 11,1 25,2 19,0 13,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон можно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовать мои личные интересы 5,6 3,4 5,7 5,0 2,9 4,7 1,3

Затруднились ответить 4,1 2,8 5,7 5,6 10,0 6,0 10,7

гилизме, а, скорее, о правовой неграмотности (см. рис. 1)1.

Раз большинство считает, что Россия пока «не совсем правовое» государство или таковым не является (в совокупности это 64%), то естественно предположить, что у этой части молодежи имеются ожидания в отношении дальнейшего становления России как правового государства.

Сообразно эклектическому состоянию правосознания нынешней российской молодежи, неоднозначным является и ее мнение о том, как следует относиться к закону. В основном (49%) ее представители считают, что «законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти». Придерживаются мнения, что «всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реальностям» — 24%. Предпочитают

1 Общая структура выборки мониторинга // ww.kdm56.ru/flles/gos_sovet2.doc

следовать не нормам закона, а принципам «справедливости» — 17%. Явно не желают соблюдать закон примерно 5% молодежи. Доля молодежи, имеющей установку на беспрекословное соблюдение закона, по федеральным округам РФ не превышает 35% (см. табл. 1).

На основании результатов исследования в целом можно сделать вывод, что по мнению 82% молодежи их права в России в целом защищены. Однако это «в целом» состоит из тех, кто считает свои права полностью защищенными — 7%, кто считает защищенными не во всем — 37% и кто считает их слабо защищенными — 38%. Не защищенными свои права в России считают 18% молодежи, т.е. 6,8 млн чел. (см. рис. 2, 3).

Уверенностью в том, что их права защищены не полностью или вообще не защищены, объясняется наличие у молодежи некоторого «скепсиса» относительно способности правозащитных органов и организаций выполнять свои

□ Права защищены слабо или вообще не защищены

□ Права защищены полностью

66,9

58,2

47,7

12,0

11=

5,6

ШЬьА

7,5

ши

4,7

14~17лет__________1 Я-7П лет_? — -74 года__________75-99 лет

Рис. 2 Мнение представителей различных возрастных групп о защищенности своих прав, %1

1 Дополнение суммы показателей при соответствующих смежных двух столбцах до 100% составляют те, кто затруднились ответить.

функции. Согласно данным исследования, в случае необходимости защитить свои права и интересы в суд готовы обратиться 36% молодежи, 38% обратятся к знакомым или к родственникам и 35% прибегнут к неформальным связям или взяткам.

Даже среди молодежи, считающей, что Россия — это правовое государство, в случае необходимости защитить свои права готовы обратиться в суд 47%, 32% будут опираться на родственников и знакомых, 23% прибегнут к взяткам, а среди той части молодежи, которая не считает Россию правовым государством, эти показатели составляют соответственно: 18%, 43% и 49%.

Формирование эффективной системы контроля над преступностью, реанимация системы предупреждения преступлений, развитие институтов гражданского общества выводят на первый план фактор

□ Права защищены полностью

□ Права защищены слабо или вообще не защищены

Учащиеся школ Учащиеся ПТУ, лицеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты техникумов, колледжей

Студенты вузов

Рабочие предприятий, строек

Инженеры,

конструкторы

Преподаватели, учителя, ученые

Работники бытовых услуг, торговли

Предприниматели,

финансисты

Профессиональные военные, сотрудники МВД

Работники сельского хозяйства

Л2А.

13,7

I 35,4

I 9.4

| 53,1

1&Э_

I 6.5

1±6_

1 48,1

| 52,4

] 63,4

I 62,2

И 57,0

| 67,5

171,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41,5

і 66,6

Рис. 3 Мнение представителей различных социальных групп о защищенности своих прав в России, %

ценности права и его восприятия в системе социальных отношений. В этом смысле изучение и направленное воздействие правовой культуры на общественное сознание, преодоление в нем разнообразных деформаций правового сознания и противоправной активности является одной из актуальных криминологических проблем, требующих решения в теории и правоохранительной практике.

Сегодня правовая культура становится одним из ключевых факторов, который может обеспечить поддержание необходимого уровня социально-правового контроля над преступностью, организацию эффективной превентивной деятельности. Базой для такой деятельности должна стать соответствующая криминологическая информация об уровне правовой культуры населения современной России и ее антикрими-ногенном потенциале, отрицательных факторах внешней среды, деформирующих правосознание общества и влия-

ющих на преступность и ее предупреждение. Решение этих вопросов призвано в определенной степени способствовать удержанию преступности на социально терпимом уровне.

Таким образом, право существует для личности. Не правосознание порождено «потребностью регламентации», а наоборот, именно правосознание порождает потребность в правовой регламентации; именно общественное правосознание как разновидность общественного сознания создает спрос на права и определяет правовую динамику в обществе. В итоге правосознание предстает в виде явления, порожденного «отношением к действующему праву» и порождающего «потребность в регламентации поведения». А глубинным источником правосознания, правовой установки, а следом — и правового поведения личности становится право на право, как соглашение о свободе иметь субъективное право, обремененное обязанностью признавать объективное право.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Д КУЛЬ ТУРЫ КАК РЕСУРС РАЗ ВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

УДК 351.85

А . В . Ку з ь м и н а

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Статья посвящена Году Культуры в России, который представляется историческим шансом внедрить новый, современный принцип государственной политики в сфере культуры: от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах — в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России. Произведён мониторинг, в результате которого были приведены яркие примеры посвящённых культуре мероприятий, осуществлённых в различных регионах страны, показаны основные вектора деятельности: создание культурно-познавательного туризма, новых многофункциональных культурных центров, модернизация существующих ДК, проведение юбилейных дат, отмечаемых на государственном уровне. Немаловажно позаботиться о работниках сферы культуры: увеличить заработную плату, предоставить льготное жилье, а глав ная стра те ги че ская цель — уве ли че ние пре сти жа про фес сии, для при вле че ния но вых кадров.

Ключевые слова: Год культуры, культура, неэкономический фактор, туризм, культурно-познава-тель ный ту ризм, культур ная по ли ти ка.

A. V. Kuz’mina

The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Okhotny ryad str., 1, Moscow, Russian Federation, 103265

Keywords: Year of culture, culture, economic factors, tourism, cultural tourism, cultural policy.

КУЗЬМИНА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА — депутат Государственной Думы VI созыва, первый заместитель председателя комитета по социальной политике, труду и делам ветеранов, российский учёный, политик, общественный деятель

Ф

Ф

YEAR OF CULTURE AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AND SOCIETY

e-mail: kuzmv@duma.gov.ru © Кузьмина А. В., 2014

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

Год культуры — это исторический шанс внедрить новый, современный принцип государственной политики в сфере культуры: от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах — в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России.

Указ Президента Российской Федерации № 375 «О проведении в Российской Феде-ра ции Года культуры» от 22 ап ре ля 2013 года, без со мне ния, стал от прав ным момен том для определения приоритетного значения развития сферы культуры на долгосрочную перспективу. Прежде всего, институты власти, представители творческой интеллигенции, бизнес-сообщества, общественных организаций должны объединить свои усилия в сбережении культурно-исторического наследия России, русского языка, отечественной ис тории.

Культура включает в себя все ценности и нормы, правила и мотивы поведения, отражающие социокультурную специфику общества, которое является носителем культуры. Состояние культуры служит индикатором развития общества.

Культура — это, в первую очередь, совокупность ценностей и верований, существующих в обществе; это не только форма ис кусст ва, это свое образ ная форма жиз ни. В этом смысле она влияет на различные формы деятельности каждого человека.

Если рассматривать культуру в прикладном значении, то в экономике она выполняет целый ряд различных функций, напри мер, уве ли чи вает доход ность бюд же-та путём привлечения туристов (примеры: Краснодарский край, Камчатский край). Не секрет, что за последние двадцать лет в России индустрия культуры, относительно остальных секторов экономики, получила наи боль шее раз ви тие, а во мно гих стра нах мира продукция индустрии культуры составляет большую долю внутреннего национального продукта.

Однако нельзя забывать того, что продукция кинематографа, телевидения, книгоиз-

дания, производство аудио- и видеозаписеи теряют качество, если подчиняются только законам рынка, и поэтому здесь большую роль должно играть государство.

Также можно выделить ещё несколько функций культуры в экономике, в частности за счёт развития туристической деятельности:

• создание новых рабочих мест;

• снижение социальной напряжённости в регионе;

• улучшение инфраструктуры региона;

• улучшение качества жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый регион заинтересован в данном неэкономическом факторе развития, на это существует сразу несколько причин:

1. Субсидии государства на развитие.

2. Поддержка не только государства, но и раз лич ных фон дов.

3. Рост культурного уровня жителей региона (по скольку они яв ляют ся так же потребителями услуг культурной отрасли).

Поэтому государство заинтересовано в сохранении исторического облика малых городов. Потому что именно эти города берегут уклад нашей жизни, исторически опробованные модели мирного сосуществования лю дей раз ных на цио наль но стей.

Есть примеры того, как малые города могут развиваться и преуспевать: восемь городов образовали Ассоциацию малых исторических городов России, которая включает как города Центральной России (Углич, Суздаль, Елабуга), так и города Сибири (Тобольск) и города Юга России (Азов). В этих городах за счёт вовлечения памятников в туристический оборот удалось получить очень высокий поток туристов. На каждого жителя приходится до 7 туристов в год — это выше, чем во многих исторических городках Франции или Италии.

Таков потенциал нашей культуры — ну ясно лишь активнее задействовать музеи, местных краеведов, волонтёров. Для губернаторов малые исторические города — реальный ре сурс разви тия региона.

Также есть другие примеры по созданию

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

так называемого культурно-познавательного туризма. В такой необъятной стране с широкими просторами и множеством удивительных мест, как Россия, это реальный шанс увеличения внутреннего потока туристов.

Отдельное направление — возрождение при поддержке государства детского культурно-познавательного туризма. В Советском союзе каждый ребёнок вместе с классом посещал Москву, Ленинград, областной центр. В Год культуры дети из всех регионов и всех семей, независимо от финансовых возможностей их родителей, должны получить возможность Красную площадь, Троице-Сергиеву лавру, Эрмитаж, Петергоф и т.д.

Надо отметить, что регионы откликаются на активную работу Минкультуры по развитию культурно-познавательного туризма. Сегодня уже не нужно никого агитировать за развитие туризма: все понимают, что ту ризм может дать ре аль ные ин ве сти ции в экономику региона. А лучшие региональные примеры того, как объекты наследия вовлекаются в туристический оборот, — заслуживают поддержки на федеральном уровне, именно в Год культуры. Потому что культура и туризм — две стороны одного процесса: к культуре притягиваются потоки туристов, которые приносят деньги на сохранение и раз ви тие культу ры.

Если ставить задачу сделать Год культуры годом народ ной культу ры, что бы его почувствовали широкие массы людей, надо вспомнить о том, что работ ни ки организаций культуры нуждаются в поддержке государства: в увеличении зарплат, а также в под нятии пре сти жа сво ей про фессии.

Так, в Петербурге в Год учителя (2009) провели социологический опрос: выяснилось, что сами учителя считают подъем пре-сти жа про фес сии да же бо лее важ ной задачей, чем рост заработной платы. Об этом стоит задуматься. Для работников культуры пре стиж про фессии тоже значит очень много.

Рост уровня зарплаты работников культу ры — не обходи мое зве но для при вле че-ния работников в эту сферу. В соответствии с указом Президента РФ соответствующие ведомства работают над повышением показателя зарплат работников культуры в регионах. Согласно «дорожным картам», разработанным в регионах, этот показатель в 2013 году составлял не менее 56,1 процента к уровню средней зарплаты по региону. В год культу ры он дол жен вплот ную при бли зить-ся к отметке 65 процентов.

Яркими примерами являются регионы, среди которых — Тамбовская, Тульская области, Республика Хакасия, где средняя заработная плата работников отрасли в 2014 го ду будет до ве де на до 100% к сред ней зарплате по региону.

Это большая и важная работа. Но, помимо зарплаты, мы должны подумать о другой ост рой про бле ме — о про бле ме жи лья для наших «миссионеров культуры» — работников музеев, библиотек, домов культуры и других учреждений. Важная составляющая для привлечения новых кадров. Безусловно, не ка ж дый ре гион име ет воз мож ность предоставить жилье, но можно разработать схемы льготного предоставления. Хабаровский край стал передовым: с 2014 года там заработала программа предоставления работникам культуры квартир на условиях долевого финансирования, 30% из которых — краевой бюджет, 40% — средства учреждения, в ко тором ра бо та ет специа лист, 30% — день ги работ ни ка. В Год культу ры уме ст но рас простра нить эту практику во всех регионах России. При этом, разумеется, каждый гу бер натор дол жен ис ходить из воз мож но-стей сво его ре гио на.

В экономике любого государства одним из важнейших показателей является число занятых. Оно напрямую зависит от количества людей, имеющих образование, поэтому следует рассмотреть такой неэкономический (культурный) фак тор развития, как образование. Среди факторов, которые наи-бо лее тес но свя за ны с уров нем культур но-

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

го развития региона, является численность студен тов, от ри цатель ная кор ре ля ция с региональной культу рой наи более харак терна для фак торов кри ми на ли за ции ре гионов .

Образование — необходимый элемент не толь ко для трудя щих ся в лю бой сфе ре, но для всех граждан в целом. Система образования должна обеспечить гражданское, трудовое и нравственное воспитание людей, действительно осознающих социальные, экономические, юридические и социальные нормы. При помощи образования граждане включаются в общее культурно-цивилиза-ционное пространство, осознают и ощущают себя принадлежащими к политической общности. Благодаря этому у них формируется уважение к государству, усваиваются не обходи мые цен но сти и нормы, а так же осозна ние своих прав и обязан ностей. На вы пол не нии од ной важ ней шей нор мы, закреплённой в Конституции, — выплате налогов, строится целая экономическая сис-те ма стра ны. Без неё не воз мож на ус пеш ная реализация политики в абсолютно любой сфе ре.

Культур ная по ли ти ка как часть обще государственной политики является важной со став ляю щей по ли ти ки на мес тах. В Росси, как объявил 3 февраля 2014 года В. В. Путин на заседании президиума Совета по культуре и искусству, стартует программа «Основы государственной культурной политики». Под этим понимают ся две важ ные составляю щие: первая — сохра не ние по тен ци аль-ного культурного наследия страны и вторая — поддержка творчества, культурных инноваций. Под культурным наследием понимается весь накопленный поколениями нравственный и духовный опыт, который необходимо сохранить и передать последующим поколениям. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать прочную связь между сохранением культурного наследия и социально-экономическими стратегиями раз ви тия ре гио на.

Од ним из та ких спо со бов яв ляет ся соз да-

ние домов культуры, культурных центров и т.п. Особенно много внимания следует уделять домам культуры в малых городах и на селе.

Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе будет разработана новая государственная программа «Основные направления развития культуры автономного округа на 2014—2020 годы». В рамках программы запланирована установка 14 сборных модульных конструкций под учреждения культуры в отдалённых сельских посе-ле ни ях Яма ла.

Так же в 2014 году запускают ся первые пять многофунк циональных культурных центров в малых городах (г. Слободской Кировской области, г. Шарыпово Краснодарского края, г. Калачинск Омской области, г. Соль-Илецк Оренбургской области, г. Изобильный Ставропольского края).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первоначально планировалось создать всего 10 круп ных цен тров, од на ко бы ло решено создавать более дешёвые и компактные, площадью до 1,5 тысяч квадратных мет ров, цен тры-трансформеры, что позволит кратно увеличить количество городов, где будут по строе ны та кие цен тры. Не ма-ловаж но, что рас ходы на содер жа ние та ких центров не лягут тяжким бременем на бюд-же ты регио нов.

Помимо строительства новых домов культуры, необходима модернизация материально-технической базы существующих ДК.

Материально-техническая база сельских учреждений культуры сформировалась в 70—80-е годы прошлого столетия и в 42% этих учреждений не обновлялась за последнюю четверть века, а износ оборудования в среднем составляет 70%. Безусловно, регионы уже принимают меры по модернизации отрасли, но таких примеров единицы. Так, в Ленинградской области на 2014 год запланировано принятие программы, направленной на модернизацию учреждений культур, в рамках которой планируется оснастить современным оборудованием все учрежде-

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

ния области.

В Башкортостане из бюджета республики выделено 12,5 млн рублей на оснащение музыкальных и детских школ искусств новыми музыкальными и концертными инструментами. В целом до 2018 года планируется переоснастить 118 школ.

Содержание мест культуры обычно состоит из двух элементов: государственного финансирования из различных уровней бюджета (преимущественно большая часть), а также сборов от проведения культурных мероприятий; доходов организаций культуры и от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.

Также эффективным механизмом государственного стимулирования профессиональной дея тель но сти в сфе ре культу ры являются премии Правительства Российской Федерации и гранты Президента Российской Федерации. Начиная с 2012 года была проведена работа по организации конкурсов на при су ж де ние пре мии Пра ви тель ст-ва Российской Федерации в области культу ры — пред став лены бо лее 160 про ек тов, лауреаты определены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 2492-р и от 23 декабря 2013 г. № 2493-р. . На конкурс ежегодно представляются около 600 проектов из более чем 70 субъектов Российской Федерации.

Министерство культуры проводит большую работу по подготовке и проведению мероприя тий, посвя щён ных празд нова нию юбилейных дат, отмечаемых на государственном уровне, а также юбилеев выдающихся деятелей культуры. Прошедшие мероприятия становятся заметными событиями в жизни регионов, служат дополнительным им пуль сом к их раз ви тию в рам ках еди ного культурного пространства России.

Например, в 2012 году проводилась работа по подготовке и проведению мероприятий в рамках празднования более чем 30 юбилей-

ных дат. В числе значимых мероприятий, по-свя щён ных вы дающимся деяте лям ли тера-туры и искусства, духовным просветителям России: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского; 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова; 250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина; 200-летие со дня рождения А. К. Толстого; 200-летие со дня рождения И. А. Гончарова; 175-летие со дня рождения П. И. Чайковского.

Совместно с Минрегионом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерством культуры Российской Федерации проводится рабо та по под го тов ке празд нова ния юбилеев городов и субъектов Российской Федерации, в том числе: 450-летие основания г. Орла, 1050-летие основания г. Белозерска Вологодской области, 1150-летие основания г. Смоленска, 2000-летие основания г. Дербента Республики Дагестан, 1150-летие основания Изборска, 300-летие основания г. Омска, 100-летие г. Мурманска, 100-летие еди не ния Рос сии и Ту вы и ос но ва ния г. Кызыла, 650-летие со дня основания г. Кирова, 350-летие основания г. Улан-Удэ Республики Бурятия, 800-летие основания г. Ржева Тверской области, 100-летия со дня образования Республики Марий Эл, 100-летия образования Республики Карелия, 650-летие со дня основания г. Калуги, 350-летие основания г. Пензы.

Год культуры даёт нам исторический шанс обратить внимание на состояние культуры в регионах, городах, на селе. Десятилетиями культурный и туристский потенциал регионов оставался недооценённым и малоизве-ст ным для са мих рос си ян.

Год культуры — это возможность формирования в российском обществе нового понимания культуры и всех, кто ей служит. Надо организовать этот год так, чтобы люди признали стратегическую ценность культуры для укрепления единства страны, сбережения и наращивания её человеческого капитала — и повышения конкурентоспособности России в мире.

Ф

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Примечания

1. Указ Президента Российской Федерации № 375 от 22 апреля 2013 г. «О проведении в Российской Федерации Года культуры».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12. 2012 № 2492-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области культуры».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 2493-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры».

1. Presidential Decree number 375 of 22 April 2013 «On holding Russia’s Year of Culture» (in Russian, unpublished).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

# П #

ОС

СОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА НА СО ВРЕМЕННОМ ЭТА ПЕ

УДК 351.85(470.67) З. А. Бутаева

Министр культуры Республики Дагестан

В статье рассматривается современное состояние культуры Республики Дагестан — уникального полиэтнического региона России. Отмечается, что актуальной задачей современности является формирование субъектно-ориентированной культурной политики, учитывающей особенности регионов, являющейся оптимальной в их конкретных условиях. Анализируется функционирование системы государственных учреждений культуры республики. Отмечается, что внимание к национальной традиционной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остаётся важным направлением государственной политики, они сохраняют сегодня свою самобытность и самоценность, несмотря на влияние процессов глобализации и социальное расслоение общества. Децентрализация управленческого регулирования, расширение прав непосредственных руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы, существенно осложнили положение учреждений культуры на местах. Возможности государственного регулирования здесь осложнены разделением полномочий муниципального района и сельских поселений. Полная передача полномочий на поселенческий уровень с произвольным использованием органа-

БУТАЕВА ЗАРЕМА АЖУЕВНА — кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, Министр культуры Республики Дагестан 43

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes