Правила проведения независимой технической экспертизы 2014
Новое положение подписанное председателем Центробанка Набиуллинной за № 433-П от 19 сентября 2014 года, и вступающее в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619), имеет ряд особенностей, о которых нам хотелось бы поговорить в рамках данной статьи нашего сайта. Мы не забыли, как еще совсем недавно с подачи страховых компаний, которые никак не хотели платить по ущербу после ДТП оценщикам, было предложено кабальное «отраслевое соглашение в оценочной деятельности в Российской федерации», согласно которому, руководитель оценочной компании не мог уволить нерадивого работника, а наоборот, обязан был поднимать ему заработную плату не реже одного раза в год, максимально оплачивая при этом работу неких «профсоюзов». Увы, встретив массовый обоснованный отказ о добровольном присоединении к подобному «соглашению», авторы сего документа потратили бюджетные средства напрасно. Так же в упомянутом документе была декларирована некая «методика», а по сути — противозаконный документ о «минимальном размере платы за оказание услуг по составлению отчета», согласно которому, оценщик не мог, например, сделать скидки малоимущим или ветеранам.
Так что же нового можно найти в «положении о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортных средств»? Давайте для начала пробежимся по первому пункту положения. Итак, «определен» объект независимой технической экспертизы, к которым относятся транспортные средства или остатки транспортного средства потерпевшего, или иные причастные к ДТП транспортные средства, представленные для экспертизы. Упомянуты и «иные объекты», имеющие отношение к ДТП, с участием поврежденного транспортного средства, исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждения транспортного средства. Непонятно, можно ли к транспортным средствам отнести спецтехнику и дорожные машины, или они относятся к «иным объектам», и можно ли к этим иным объектам относить, например, повреждения дорожного покрытия. Если да, то это фактически означает, что проведение независимой технической экспертизы превращается в огромный комплекс технических задач, которые нужно будет решить эксперту. Значит ли это, что полиция и ГИБДД отстранятся от описания места ДТП, — не ясно. Если да, то акт экспертизы без подобного исследования будет неполным, если нет, то проведение подобного исследования выходит за рамки компетенции эксперта-техника, ибо он не обладает специальными знаниями для проведения дорожных и трасологических экспертиз. Если же хоть на секунду представить, что неспециалисты начнут делать подобные заключения, то хаос, который обрушится на и без того задыхающиеся от потока исков российские суды, может полностью парализовать судебную систему. Фактически, на эксперта-техника хотят возложить функции эксперта-трасолога, эксперта-криминалиста, эксперта-автотехника. Учитывая такое количество факторов, которые должен проанализировать эксперт-техник, можно подумать, что научно-техническая база подобных исследований хорошо проработана, но, увы.
Техническая экспертиза транспортных средств должна производиться лишь на основании документов о дорожно-транспортном происшествии. Если вы помните, что собой представляет справка о ДТП, то там уже указаны причины повреждения транспортного средства. Тогда возникает некое противоречие, ведь еще в пункте первом указаны некие «иные объекты», которые должен изучить эксперт-техник. Обязательные для идентификации транспортного средства регистрационные документы и раньше были обязательны к изучению и описанию, впрочем, как и справка о ДТП (при ее наличии). Указаны и пресловутые «направления на экспертизу», если между страховщиком и экспертом-техником заключен договор на «экспертное обслуживание». Суть этого «направления» состоит в том, что фактически экспертизу будет проводить персонал страховой компании, заинтересованной в минимализации своего ущерба. К счастью, положение написано таким образом, что перечень документов не обязательный, а только рекомендованный, ибо там указаны и «иные» документы, оформленные по факту ДТП, например, отчет об оценке восстановительного ремонта автомобиля, выполненный независимым экспертом-техником и оценщиком одновременно.
Истинные заказчики данного «положения» становятся видны уже в третьем пункте. Аффилированность экспертов-техников прописана существованием некоего «договора» со страховой компанией. Мы-то понимаем, о чем идет речь, ведь это дает возможность манипулировать страховым компаниям теми экспертами-техниками, которые заинтересованы в работе. Однако и тут одной строчкой упомянута возможность проведения независимой экспертизы по заказу владельца автомобиля. Тут стоит вспомнить ст. 6 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которому, заказчиком оценки может быть лишь владелец объекта оценки.
В пункте четвертом рассматриваемого нами положения вводится понятие «первичной экспертизы», которая проводится экспертом-техником по заявлению потерпевшего. Стандартная ситуация несогласия страховщика с выводами независимого эксперта, проводившего первичную экспертизу, описана не правовым решением вопроса в судебном порядке, а некоей «повторной экспертизой» проведенной по желанию страховой компании. Фактически это означает, что имея на руках две различные экспертизы, выполненные экспертами-техниками, страховая компания будет платить по минимальной. Т.е. ничего новое положение не меняет, просто растягиваются сроки выплаты на период проведения обеих экспертиз, а дальше все вернется на круги своя — в суд. Думаю, судьи уже начали ощущать некое странное беспокойство. Ведь количество дел в ближайшем будущем вырастет в разы.
Пятый пункт положения описывает право эксперта-техника запрашивать у страховщика информацию, необходимую для проведения экспертизы. Звучит даже забавно, особенно когда вспоминаешь, что отвечают, например, в компании Росгосстрах на подобные просьбы: «Обращайтесь в суд, тогда дадим». Шестой пункт данного положения также никак не меняет порядок проведения независимой экспертизы. Теперь, при проведении экспертизы, эксперт-техник или экспертная организация обязаны сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности ее проведения в случаях своей аффилированности к той или иной стороне. Но некое изменение все-таки есть. Эксперт-техник не может быть клиентом страховой компании. Вот так, если вы имеете автомобиль, и он застрахован, например, в компании РЕСО, то проводить экспертизу против этой компании вы не имеете права. Но мы-то знаем, как это правило обойти, достаточно выдать клиенту не «экспертное заключение», а отчет об оценке. Забавны потуги страховых компаний, но, увы, они бессильны против здравого смысла.
Перечисление прочих пунктов не представляет никакого интереса с точки зрения наших клиентов, можно лишь сказать, что описанное — сильно упрощенные требования к «отчету об оценке». Понижая таким образом планку формальных признаков, этот документ несомненно имеет преимущества. Ведь теперь эксперт-техник, вместо того чтобы оформлять бесконечно большое число формальных пунктов, сможет больше времени потратить на само исследование, но с другой стороны такой формализм может привести к тому, что шаблоны подобных заключений будут просты для подделки. Так же следует упомянуть, что при проведении повторной экспертизы эксперт-техник должен быть обязательно уведомлен о наличии первичной, так же вторая сторона должна быть заблаговременно уведомлена о месте и времени проведения экспертизы. Так что теперь, в случае несогласия с размером страховой выплаты, уведомление третьей стороны стало обязательным.
В кратце можно обобщить следующее:
1) Эксперт-техник по задумке этого положения сможет (неизвестно каким способом) производить и автотовароведение и трасологические эксертизы, не имея в багаже знаний обоснованной научно-методической базы. А это значит, что любое подобное заключение можно будет оспорить в судебном порядке и выйграть суд.
2) Эксперт-техник не может писать «экспертное заключение» против той страховой компании в которой он имеет хоть какую нибудь страховку. Однако это не мешает такому специалисту будучи экспертом трасологом написать заключение специалиста трасолога против страховой компании, либо будучи оценщиком сделать оценку.
3) В случае проведения повторной экспертизы, эксперт-техник обязан уведомить все стороны заинтересованные в проведении данной экспертизы.
4) Эксперт-техник имеет право запрашивать материалы выплатного дела у страховой компании, однако в положении не прописана обязанность страховой компании эти материалы ему выдать.
Мы будем и дальше следить за изменениями в нашем законодательстве, для максимально быстрого пополнения базы знаний наших читателей.
См. Пояснительную записку к настоящему Положению
1. Объектами независимой технической экспертизы (далее — экспертиза) являются:
транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;
иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;
иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.
2. Экспертиза проводится на основании:
регистрационных документов на транспортное средство;
документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);
справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);
направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;
иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.
3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.
4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).
В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.
Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.
5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.
6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:
эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;
эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;
страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.
7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.
При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.
8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:
полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
порядковый номер и дату составления;
основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);
фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего – физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;
дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);
данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);
сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;
вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;
описание проведенных исследований;
ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;
выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;
выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.
9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.
Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.
11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года № 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 17, ст. 1619).
Председатель Центрального банка Российской Федерации |
Э.С. Набиуллина |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.
Регистрационный № 34212
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П
О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
1. Объектами независимой технической экспертизы (далее — экспертиза) являются:
транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;
иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;
иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
2. Экспертиза проводится на основании:
регистрационных документов на транспортное средство;
документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);
справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);
направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;
иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).
В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.
Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.
Информация о профессиональной аттестации экспертов-техников
Начала свою деятельность Межведомственная аттестационная комиссия (МАК), целью работы которой является профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств для последующего внесения в государственный реестр. Решение МАК о профессиональной аттестации кандидата дает право на осуществление деятельности по проведению независимой технической экспертизы.
Заявление о прохождении профессиональной аттестации, с приложением необходимых документов, направляется в Межведомственную аттестационную комиссию по адресу: 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24, ФБУ «РОСАВТОТРАНС», секретариат МАК.
Секретариат МАК: +7 (495) 496-85-83, mak@rosavtotransport.ru Свернуть
Отбор организации на проведение исследований для определения средней стоимости запасных частей, используемых при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства
Российский Союз Автостраховщиков проводит отбор организации на проведение исследований для определения средней стоимости запасных частей, используемых при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Заявка на участие в проведении отбора с приложением необходимых документов направляется по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3. Российский Союз Автостраховщиков (РСА).
Адрес электронной почты:nte@autoins.ru
Срок подачи заявок до 06.05.2020.
Документация на проведение отбора
Свернуть