Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Понятие и виды объектов экологических правоотношений

11.09.2020 by admin

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

2.2. Объекты и субъекты экологических правоотношений

Экологические правоотношения обладают специфическими признаками, и в первую очередь эту специфику на них накладывают объекты этих правоотношений.

Под объектами правоотношений в правовой литературе традиционно понимается то, по поводу чего складывается данное правоотношение. А поскольку правоотношения складываются либо по поводу каких-нибудь объектов материального мира, либо по поводу какого-то определенного порядка, то и в экологических правоотношениях объекты бывают двух основных видов:

а) природные объекты в виде их элементов, целостных объектов, природных комплексов и окружающей природной среды в целом;

б) порядок эксплуатации и охраны этих объектов.

Природные объекты как объекты экологических правоотношений характеризуются двумя основными свойствами, влияющими на содержание правоотношений:

а) естественный характер происхождения природных объектов порождает возникновение незнакомых для правоотношений других отраслей права таких видов экологических правоотношений, как отношения по ведению природных кадастров, по ведению мониторинга и других;

б) нахождение природных объектов в естественных экосвязях вызывает к жизни правоотношения, на которые накладывает отпечаток механизм действия объективных законов природы. Например, обязанность субъектов экологических правоотношений при осуществлении хозяйственной деятельности и размещении производственных объектов обеспечивать сохранность миграционных путей диких животных отражает объективный закон природы, выражающийся в миграционных перемещениях дикой фауны по определенным местностям.

В качестве объектов экологических правоотношений природные объекты можно подразделить на три основных вида:

а) основные виды природных объектов, характеризующиеся однородными свойствами: земли, воды, леса, недра, дикая фауна. В силу однородности этих объектов и однородности отношений, складывающихся по поводу этих объектов, экологические правоотношения можно подразделить на земельно-правовые, водно-правовые, лесо-правовые и т. д. Правовое регулирование их использования и охраны урегулировано системно, каждую из систем законодательства (земельного, водного, лесного и др.) венчает головной нормативно-правовой акт (Земельный, Водный, Лесной кодексы и т. д.);

б) природные комплексы, состоящие из различных видов и элементов перечисленных природных объектов. В силу этого правоотношения, складывающиеся по поводу этих объектов, имеют определенную специфику. Например, правоотношения по использованию и охране особо охраняемых территорий; правоотношения, складывающиеся в лечебно-оздоровительных местностях;

в) природная окружающая среда в целом, которая выступает объектом экологических правоотношений при определенных видах антропогенного воздействия на нее. В частности, предусмотрены меры правового воздействия в случаях превышения предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, правовые требования обеспечения экологического благополучия в той или иной местности хозяйствования и т. п.

Объекты экологических правоотношений второго вида — порядок эксплуатации и охраны природных объектов — можно подразделить на следующие разновидности:

а) порядок эксплуатации природных объектов, при котором устраняется возможность природоохранных нарушений. Например, лимитирование водопотребления и водоотведения предотвращает истощение и загрязнение водоемов;

б) порядок охраны природных объектов, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, возможностью введения ограничений на использование отдельных природных объектов в целях охраны окружающей природной среды достигается та или иная цель, стоящая на данный момент и в данной конкретной местности.

Перечисленные объекты экологических правоотношений второго вида представляют собой по существу законность и правопорядок в экологических правоотношениях как главную цель эколого-правового режима. Их можно назвать юридическими, в то время как первый вид объектов можно назвать материальными.

Особенности объектов экологических правоотношений оказывают влияние на содержание данных правоотношений, основу которых составляют правомочия субъектов. Так, в зависимости от степени нарушения почвенного покрова земли, землепользователь обязан применять либо противоэрозионные мероприятия, если почва поражена эрозией, либо почвенно-восстановительные (рекультивационные) — если допущено механическое нарушение этого покрова, либо мелиоративные — если ухудшились природные свойства почв.

Наконец, особенности объектов экологических правоотношений служат главным критерием отграничения правоотношений данной природы от правоотношений, складывающихся в других отраслях правового регулирования. Например, правоотношения по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота не могут быть отнесены к числу экологических, поскольку объектом таковых является совокупность особей животного мира, во-первых, естественного происхождения в дикой свободе, а во-вторых, находящаяся в условиях этой дикой свободы. Соответственно, сельскохозяйственный скот не может являться объектом экологических правоотношений.

Особенности объектов экологических правоотношений могут быть типичными и индивидуальными. Например, земли могут быть типизированы на категории и земельные угодья; леса — на категории защитности и группы и т. д.

Типичные особенности, в отличие от индивидуальных, влияют на содержание правоотношений в значительно большей степени.

Как уже отмечалось, эколого-правовые нормы могут реализовываться субъектами права как через экологические правоотношения, так и вне их. В силу этого все субъекты, участвующие в реализации эколого-правовых норм, можно подразделить на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Субъектом экологического права может быть любое лицо, поскольку охрана природы в России является конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ). В частности, любое физическое или юридическое лицо, обладая правом общего природопользования (проезд, проход, забор воды из водоема и др.), обязано соблюдать при этом требование не навредить природе, в результате чего эколого-правовые нормативы реализуются вне экологических правоотношений.

Субъектом же экологического правоотношения может быть не любое, а лишь то лицо, которому законом дан допуск к участию в тех или иных экологических правоотношениях. Например, субъектами правоотношений по приоритетному пользованию животным миром могут быть лишь граждане, принадлежащие к группам населения коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования животного мира.

Субъекты экологического права — это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права. Например, свои обязанности не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира водопользователи осуществляют и без каких-либо взаимоотношений с другими лицами, самостоятельно. Однако, если для реализации своих природоохранительных обязанностей, им приходится обращаться за оказанием услуг к другим лицам (например, к водохозяйственной организации для строительства берегоукрепительных сооружений), то из субъекта экологического права этот водопользователь превращается в субъект экологического правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений можно подразделить на две основные группы: управомоченные и обязанные. Существование этих групп является обязательным признаком экологического правоотношения по неизбежной схеме — каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов.

Обязанные субъекты экологических правоотношений являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Например, в правоотношениях водных сервитутов управомоченные субъекты могут осуществлять водопой своего скота из водоема собственника, т.е. обязанного субъекта, а последний обязан предоставить собственнику скота как управомоченному субъекту возможность такого использования водного объекта в соответствии с пределами сервитута.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не являются раз и навсегда данными, с изменением содержания правоотношений они меняются местами. Так, орган государственного контроля за использованием и охраной земель, испрашивая необходимую информацию о состояния земель у землепользователя, является управомоченным субъектом по отношению к землепользователю, являющемуся обязанным субъектом. Однако, если данный контролирующий орган вмешивается в деятельность землепользователи с превышением своих полномочий, то землепользователь через суд ставит этот орган в положение обязанного прекратить незаконные действия субъекта экологических правоотношений. При этом сам землепользователь становятся управомоченным по отношению к контролирующему государственному органу субъектом на период восстановления нарушенного законом положения.

Правомочия субъектов экологических правоотношений можно подразделить на общие и специальные. Если первые предусмотрены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены для определенного круга субъектов, имеющих специфику в правовом статусе. Например, право общего природопользования принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, а право специального природопользования — тем субъектам, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования.

В некоторых видах экологических правоотношений законом детально классифицированы виды общих и специальных правомочий субъектов экологических правоотношений.

Предыдущая

Экологизация отраслей российского права

Комплекс методов экологического права и законодательства РФ включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права и законодательства. В этот комплекс методов входят и иные, более общие методы, присущие другим отраслям права, представляющие, однако, такое сочетание и своеобразие, которые не свойственны другим отраслям российского права.

На первое место можно поставить метод экологизации, с помощью которого экологическое право неминуемо воздействует на другие отрасли права. В настоящее время происходит усиление природоохранной составляющей всех отраслей российского права, направленное на гармонизацию отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых норм и требований. Метод экологизации можно рассматривать как проявление общеэкологического, природоохранного подхода ко всем без исключения событиям и явлениям общественного бытия, ко всем аспектам человеческого поведения. Им определяется проникновение всемирной глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, как регулируемые в настоящее время, так и не регулируемые до сих пор правом.

Почти в каждой отрасли российского права присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Двойственное назначение и местонахождение этих норм не в экологическом праве не должно смущать. Принадлежность уголовных, административных и иных норм права соответственно к уголовному, административному и иным отраслям российского права не вызывает сомнений. Обслуживание нормами УК, КоАП, ГК задач охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов не означает перетаскивания их в эту экологическую, природоохранную отрасль права.

Метод экологизации является универсальным и действенным способом природоохранного регулирования всех общественных отношений, имеющих причастность – большую или меньшую – к окружающей человека природной среде, к правилам ее охраны, к организации надлежащего, рационального природопользования. Член-корреспондент РАН О. С. Колбасов полагал, что супеотрасли «экологическое право» принадлежит огромное будущее, которое расколет все правовые требования и нормы на имущественные и природоохранные, где вторым будет принадлежать главенствующая роль ввиду перенаселения Земли, исчерпанности и вынужденной передачи всех природных ресурсов в общее пользование, приоритетности всеобщей охраны природы, природных ресурсов перед их потреблением и разделом между собственниками.

Противники и скептики экологизации права полагают преувеличенными страхи защитников природы и экологические угрозы. Однако замедление и недооценка срочных природоохранных мер немедленно мстят человеку экологическими бедами, неисчислимыми жертвами и чрезвычайными ситуациями, которые, в случаях запаздывания, могут быть необратимы, требуют неимоверных усилий и повышенных затрат на восстановление окружающей среды.

Метод экологизации всех отраслей российского права и международного права не является выдуманным алармистами-экологами и субъективным. Он – обусловленный глобальной ситуацией, объективный феномен конца XX – начала XXI в., угрожающий человечеству потеплением климата, опустыниванием одних территорий и материков, затоплением других, приводящими к продовольственному коллапсу. От существования и развития экологизации управления, права и законодательства, всей жизни зависит будущее как планеты, так и отдельных стран и поселений.

Утрированно можно ставить вопрос и об экологизации экологического права. Что это может означать? Ведь экологическое право включает природоресурсное право, то есть земельную, горную, водную, лесную, фаунистическую подотрасли, направленные, в основном, на регулирование рационального природопользования и охрану этих природных ресурсов. Усиление природоохранной составляющей в этих подотраслях экологического права и будет наряду с включением в экологическое право условно означать их дальнейшую экологизацию, внедрение охраны природы как целого, как окружающей человека природной среды, так и охрану отдельных природных ресурсов и объектов.

Можно также ставить вопрос о том, что экологизация общественной жизни, управления, отраслей российского права является следствием вторжения природоохранных проблем во все сферы существования и обусловлена самой необходимостью обеспечения этого существования, а не методом экологического права. Однако если рассматривать проблемы экологического права, являющегося современным продуктом состояния окружающей все живое среды, способы воздействия этой отрасли права на регулирование общественных отношений, то более уместным становится сосредоточение признаков воздействия экологических проблем на их решение прежде всего через экологическое право.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право представляет собой совокупность международных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы. Первые природоохранные соглашения были заключены в XIX в.: Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Качественный скачок в развитии международного экологического права произошел после 1972 г. Этот скачок связан с работой Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. В настоящее время еще нельзя говорить о наличии международного экологического права как полностью сложившейся отрасли международного нрава, по процесс становления и развития этой отрасли идет быстрыми темпами.

Международное экологическое право не кодифировано. Его нормы закреплены в многочисленных международных правовых актах, имеющих комплексный характер. Некоторые принципы и нормы, касающиеся защиты окружающей среды, включены в другие отрасли международного права – морское, воздушное, космическое, право международной безопасности. Для окончательного формирования международного экологического нрава как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Эта проблема является постоянным предметом обсуждения в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие универсального кодификационного акта по международному экологическому праву позволило бы систематизировать сложившиеся в этой сфере нормы, закрепить принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Уже довольно давно в порядке формирования международно-правового обычая происходит становление принципа охраны окружающей среды в качестве когентного принципа общего международного права. Однако до сих пор этот принцип не получил всеобщего opinio iuris и нигде не зафиксирован в качестве сверхимперативной нормы международного права.

Международное экологическое право представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей современного международного права. Главные направления правового регулирования в области охраны окружающей среды следующие.

  • 1. Предотвращение и ограничение вредного воздействия на окружающую природную среду. Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воздействия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва).
  • 2. Обеспечение рационального (экономически целесообразного) использования природных ресурсов. При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагоприятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.

Международное экологическое право имеет единый объект регулирования – окружающая природная среда как комплекс материальных благ, основных производных от нее материальных и нематериальных благ, условий и гарантий физической и экономической жизни человека. Международно-правовая охрана охватывает те элементы окружающей среды, которые непосредственно влияют на существование человечества и состояние которых зависит от поведения государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его природные ресурсы, атмосфера, флора и фауна, уникальные природные комплексы, околоземное воздушное пространство, пресноводные ресурсы, генетический фонд Земли, т.е. те природные ресурсы и объекты, которые являются достоянием всего международного сообщества или нескольких государств.

Категории мировых природных ресурсов с точки зрения международного права можно разделить на национальные и международные.

Национальные природные ресурсы (объекты) находятся под суверенитетом или юрисдикцией отдельных государств. Государства обладают суверенитетом над национальными природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемости суверенитета закреплен в резолюции ГА ООН «Неотъемлемость естественных ресурсов» 1962 г. и в Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г.: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои естественные ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды».

Государства обязаны рационально использовать свои природные ресурсы, учитывать их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, нс допускать необратимого негативного воздействия на природную среду. Государства не вправе изменять естественные природные ресурсы на своей территории, если это может оказать вредное воздействие на природу других государств. Это положение основано на общем принципе права – пользоваться своим так, чтобы не вредить другим (от лат. sic utere tuo ut alienum non laedas – так используй свое, чтобы не причинить вред чужому).

В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплена обязанность государств нести ответственность за деятельность в рамках своей юрисдикции или контроля, причинившей ущерб природной среде других государств или районов, находящихся за пределами национальных юрисдикций. Этот принцип установлен также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г. и в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

За причинение экологического ущерба государство обязано нести международно-правовую ответственность. Реализация этой ответственности воплощена в судебных и арбитражных решениях по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

С середины 1970-х гг. в праве международной ответственности и в международном уголовном праве началось формирование новых составов международных преступлений – преступления против человеческой цивилизации. Среди этих составов: экоцид (преступные посягательства на окружающую природную среду), терроцид (уничтожение Земли как геологического тела), биоцид (уничтожение флоры и фауны планеты). Ответственность за экоцид предусмотрена в уголовном законодательстве многих государств (например, ст. 358 Уголовного кодекса РФ). Биоцид и терроцид как международные преступления находятся в стадии становления.

Международные природные ресурсы (объекты) постоянно находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо государства либо в процессе своего естественного цикла оказываются на территории различных государств. Универсальные природные ресурсы находятся в общем пользовании всего человечества (Антарктика, открытое море, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела; находящиеся в этих пространствах природные ресурсы). Многонациональные природные ресурсы принадлежат двум и более государствам и используются этими государствами (водные ресурсы международных рек, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных).

Правовой режим охраны и использования международных природных ресурсов регулируется международным правом. Правовой статус универсальных ресурсов основан на принципе национального неприсвоения и общего пользования, который выражается в равном праве всех государств использовать такие ресурсы с учетом интересов других членов международного сообщества и требовать охраны окружающей среды.

Определяя пути решения экологических проблем, государствам следует гармонизировать экологическое законодательство. Страны, имея разный уровень экономического развития, проявляют разные подходы к решению экологических проблем, но при этом они должны в одинаковой мере нести ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды. В связи с этим им следует принимать комплексные законы об охране окружающей среды, регламентировать политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере.

К субъектам международного экологического права относятся государства, международные организации, правительственные и неправительственные организации, а также юридические и физические лица, действующие в международной сфере.

Организация Объединенных Наций. Большой вклад в охрану окружающей среды вносит ООН. В соответствии со своим уставом эта организация преследует следующие цели:

  • — поддержание международного мира и безопасности;
  • — развитие дружественных отношений между нациями;
  • — осуществление международного сотрудничества.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения, Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой проведения международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Принятая на ней декларация положила начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН. И хотя конференция сыграла огромную роль в развитии международного экологического права, способствуя учреждению глобального видения и восприятия экологической тематики, состояние окружающей среды продолжало ухудшаться.

В 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Результатом ее деятельности стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее», представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г., главным положением которого стал тезис «устойчивое развитие» как единственно возможная альтернатива безоглядной эксплуатации природных ресурсов.

В июне 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ «Повестка дня на XXI век», содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. Немало внимания было уделено и общей, но дифференцированной ответственности государств за экологические правонарушения.

Кроме того, были открыты и подписаны первые глобальные природоохранные соглашения — конвенции об изменении климата и сохранении биологического разнообразия, по борьбе с опустыниванием и др. Комиссия ООН по устойчивому развитию взяла на себя обязанность координировать и контролировать претворение в жизнь решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и, в частности, «Повестки дня на XXI век», которая посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем.

ООН пытается вовлечь в процесс рационального экологопользования все мировое сообщество. Но существуют и отдельные международные экологические организации, которые также вносят большой вклад в охрану окружающей среды. Они были созданы для международного сотрудничества в этой области.

В 1962 г. на XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», в которой провозглашено, что сохранение, восстановление, обогащение и рациональное использование природных богатств в процессе экономического развития является долгом государств.

На XIX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН отмечалось, что «сегодня общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1962 г.», и поэтому данная проблема должна учитываться в Стратегии управления экономическим развитием территорий. В очередной раз было акцентировано внимание на продолжающихся негативных явлениях в развитии нашей цивилизации; ухудшении состояния и перспектив окружающей среды, медлительности и нерешительности в пресечении тенденций к истощению ресурсов и нарушению естественных природных балансов, усугублении разрыва между развитыми и другими странами и т.д.

На своей XXVII сессии Генеральная Ассамблея ООН 15.12.1972 приняла резолюцию «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды», которой учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООП, получивший название Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)1. В структуру ЮНЕП входят три основные подразделения: Совет управляющих, который стоит во главе ЮНЕП; Секретариат во главе с исполнительным директором; Фонд окружающей среды.

Важнейшими направлениями природоохранной деятельности ЮНЕП являются: охрана отдельных природных объектов; борьба с различными видами вредного воздействия; рациональное использование природных ресурсов; создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды; разработка международно-правовой основы природоохранной деятельности.

Важно отметить, что при поддержке ЮНЕП разработано и принято множество конвенций по охране природы.

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира, проводит исследования с целью определения состояния этих природных объектов.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается научными проблемами охраны окружающей среды. ЮНЕСКО организовала осуществление ряда крупных международных научных программ, касающихся охраны окружающей среды: «Международное гидрологическое десятилетие», «Человек и биосфера» и др.

Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) связана с изучением проблем загрязнения атмосферного воздуха.

Международная морская организация (ИМО) работает над проблемами морской среды.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) также постоянно связана в своей деятельности с решением вопросов охраны окружающей среды. За последние годы ЕЭК и другие региональные экономические комиссии ООН (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)) значительно расширили свою деятельность в области охраны окружающей среды. 25.10.1995 в Софии была подписана Декларация министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии ООН, в которой они подтвердили свою волю осуществлять сотрудничество в области охраны окружающей среды в Европе. В этой Декларации была представлена Программа действий в области охраны окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДОС), в которой приветствуются положительные результаты, достигнутые странами этого региона в деле осуществления ПДОС.

Также в данной Декларации была представлена Экологическая программа для Европы, в которой содержится призыв к тому, чтобы все европейские страны предпринимали шаги для участия в деятельности Европейского агентства по окружающей среде.

В октябре 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), впоследствии переименованный во Всемирный союз охраны природы (аббревиатура была сохранена). МСОП активно участвует в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. Он активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. МСОП играет исключительно важную роль в формировании мирового общественного мнения по охране окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии {МАГАТЭ) было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН.

Атомная энергетика имеет большое будущее в экономике любого государства, но это возможно при соблюдении следующих условий: своевременное и достаточное финансирование нужд данной отрасли; обеспечение экологической безопасности самих энергетических комплексов и окружающих территорий; квалифицированное техническое обслуживание данных объектов. Отсутствие должного внимания хотя бы к одному из этих условий может повлечь разрушение целых экосистем на Земле.

В 1956 г. был подписан Устав МАГАТЭ, который вступил в силу 29.07.1957. Цели Агентства — стремление к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает контроль за гем, чтобы помощь, предоставляемая им, или иод наблюдением или контролем, нс была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

В своих функциях Агентство уполномочивается: способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях; способствовать обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях и др.

Таким образом, важнейшими сферами деятельности МАГАТЭ являются мирное использование ядерной энергии, повышение безопасности АЭС, оказание технической помощи в этой области, обращение с радиоактивными отходами.

Содружество Независимых Государств. В конституциях государств — участников СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Также отражены обязанности граждан по охране окружающей среды.

С учетом остроты экологических проблем на территориях государств — участников СНГ актуальной является задача развития природоохранного сотрудничества в рамках Содружества.

08.02.1992 в Москве было подписано межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Участники данного Соглашения признают право каждого человека на благоприятную для жизни окружающую среду и экологическую безопасность и осознают ответственность за обеспечение благоприятных условий для проживания и благополучия перед народами. Стороны также обязуются вырабатывать и проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды, разрабатывать и принимать законодательные акты в области экологии, осуществлять государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов, и др. В соответствии с этим Соглашением в июне 1992 г. для согласования природоохранной деятельности, а также для оказания содействия в разрешении экологических споров был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС).

Важную роль в развитии природоохранного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), которая выполняет совещательные, консультативные функции. Важным направлением ее деятельности является подготовка типовых (модельных) законов в области использования и охраны окружающей среды. За период деятельности Ассамблеи приняты модельные кодексы и законы практически по всему аспекту природоохранительной деятельности.

Особо следует отметить принятие Модельного экологического кодекса для государств — участников СНГ.

Модельные законы МПА СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами государств Содружества национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательства стран СНГ, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes