Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Политические режим

12.06.2020 by admin

Политический режим (от латин. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую идеологическую в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине ХХ века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Существует два вида политических режимов, которые так же делятся на несколько подвидов. Это всё выглядит следующим образом.

Политический режим:

1Демократический

2Антидемократический:

-Тоталитарный

-Авторитарный

Демократический режим – вид политического режима, основанный на принципе власть народа. При таком режиме у граждан имеется большой объём политических прав и свобод. С древнегреческого demos – «народ», kratos – «власть». При этом политическом режиме существует активное участие граждан в формировании и деятельности органов

государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаками демократического политического режима служат:

-Широкий объём прав и свобод человека и гражданина, так же конституционная гарантия этих прав и свобод.

-Наличие у властных органов мандата народа

-Наличие в государстве рыночной экономики

-Принцип разделения властей

-Свободное приобретения частной собственности

-Свобода на экономическую и предпринимательскую деятельность

-Многопартийность, политический плюрализм и свобода идеологий ( идеологическое многообразие)

-Принцип: можно всё, что не запрещено законом.

Демократический режим является предпосылкой для создания правового государства и гражданского общества. Экономической основой демократического режима является рыночная экономика и разнообразность собственности, в том числе частная собственность. Помимо частной собственности, так же должна существовать государственная, муниципальная и другие формы собственности. Свободная экономическая и предпринимательская деятельность является важнейшим условием для развития рыночной экономики страны. Развитая рыночная экономика в стране способствует социальной защищённости и развитие творческого потенциала личности.

Демократия, то есть народовластие имеет две формы:

-Представительная

-Непосредственная

Представительная демократия означает представление народа через выборные органы на уровне федерации и субъектов федерации (если федеративное государственное устройство), например в Российской Федерации на уровне федерации это Государственная Дума, Совет Федерации и президент, в субъектах федерации – парламенты субъектов и главы субъектов. На местном уровне – органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – это вид демократии, где народ непосредственно принимает участие в решении вопросов власти путём всенародного голосования (референдума) или вопросов местного назначения путём местных референдумов. Положительная сторона этого вида заключается в том, что народ сам решает вопросы напрямую и без всякого искажения. Отрицательной стороной является сложность организации референдумов и высокая стоимость организации. Потому что каждый вопрос не может быть решён путём референдума, это как минимум занимает достаточно долгое время, так же не хватит даже федерального бюджета если по каждому вопросу устраивать референдум, а в третьих людям надоест за всё вечно голосовать и начнутся возмущения, а чем же занимается тогда правительство.

Демократический правовой режим в наше время является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и спокойствия на Земле.

Антидемократический режим – политический режим характеризующийся отсутствием прав и свобод человека и гражданина, безучастием народа в государственной жизни , узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия , отсутствием представительных органов или контроль этих органов государством.

Антидемократический режим делится на: тоталитарный и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим – политический, антидемократический режим при котором государство осуществляет всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни. В таком государстве преобладает командно-административная экономика, то есть государство контролирует кроме общественных отношений, ещё и все экономические и хозяйственные отношения. В политической сфере преобладает одна партия, которая управляет единолично всем государством. В государстве с таким режимом происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа.

При тоталитарном политическом режиме преобладает принцип: запрещено всё, кроме того, что приказано.

В тоталитарном режиме вся деятельность граждан и других частных лиц полностью контролируется государством , как и остальные сферы, как политическая, экономическая и другие, не признаются свобода личности и сфера частных интересов.

Сущность тоталитаризма заключается во всеохватывающем управлении сферами общественной жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, представительных органов и разделения властей, поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Также антидемократическим режимом является Авторитарный режим.

Авторитарный режим – политический режим, при которой существует жёсткая централизация государственной власти, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом.

Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с её лидером. В авторитарном государстве существуют представительные органы, не играющие особую роль в общественной жизни. В основном эти органы дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут пользоваться и незаконными методами осуществляя свои полномочия.

Однако в авторитарном режиме, в отличии от тоталитарного в определённой степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет остаётся у государственной собственности.

В политической жизни при авторитарном режиме могут одновременно действовать несколько партий, однако все они должны придерживаться курса развития выработанного правящей партией.

Во взаимоотношении государства и личности, приоритет отдаётся интересам государства. В авторитарном государстве закреплены права и свободы граждан в конституции, но нет никаких гарантий их обеспечения. Ради обеспечения интересов государства часто нарушаются права граждан.

В настоящее время существует ряд стран, в которых действует авторитарный режим, таких как Северная Корея, Куба, Вьетнам.

Изучив содержание данной главы, бакалавр должен:

знать

  • • сущность политического режима, его значение в системе осуществления государственной власти;
  • • типы политических режимов;
  • • особенности демократических, тоталитарных и авторитарных политических режимов;
  • • специфические проявления политического режима в современной России;

уметь

  • • разбираться в содержании политических режимов современных государств, осуществлять их сравнительный анализ;
  • • понимать взаимодействие объективных и субъективных факторов функционирования политических режимов;
  • • правильно оценивать социальную роль того или иного политического режима;

владеть

  • • научной методологией исследования социальной природы, содержания и роли различных политических режимов;
  • • пониманием путей совершенствования того или иного политического режима в интересах большинства граждан государства.

Понятие «политический режим» служит важной характеристикой всей системы власти и функционирования политической системы общества, которая определяет характер политической жизни в государстве. Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества. Политический режим включает в себя совокупность приемов и методов государственного властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном государстве.

История развития государств знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. Наиболее обобщающим критерием выделения основных политических режимов является уровень политической свободы в отношениях «власть (государство) – общество», «власть – личность». Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других сферах ее отсутствие). Таким образом, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, т.е. в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как соотносятся в том или ином обществе свобода и власть.

Самый сложный и многогранный по формам реализации тип политического режима – демократический. Слово «демократия» впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало «власть народа» (от греч. demos – народ, и kratos – власть). Оно раскрывало содержание политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления народа, свободных жителей полиса. Созданную греками политическую систему можно назвать первичной демократией или демократией городского собрания.

Современная демократия – это более сложное, организованное явление, имеющее не столько общие, сколько принципиально отличные от греческой демократии признаки.

Современный демократический политический режим возможен только там, где имеется развитое гражданское общество, где обеспечивается высокая степень участия граждан в различных сферах общественной жизни, осуществляется действенный контроль народа за реализацией власти представителями народа при верховенстве закона.

При демократическом режиме верховенство закона является определяющей чертой. Перед законом равны все. Закон – связующая нить общества с его плюрализмом интересов и государства, выражающего с помощью закона равнодействующую общезначимых, групповых и индивидуальных интересов. Однако следует подчеркнуть принципиальное отличие понимания закона в условиях демократии и его трактовки в других режимах. Современная демократия исходит из принципа приоритета того закона, который основан на верховенстве и неотъемлемости прав и свобод человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равную защиту законом и др.). Такое понимание права пронизывает всю общественную ткань и выливается в конкретное законодательство в экономической, социальной, политической, семейной, экологической, этнической и прочих областях. В итоге человек оказывается защищенным законом от несправедливости, неравноправия, привилегированности одних за счет других.

Демократический политический режим пронизан принципом плюрализма. Он проявляется во всех сферах жизни. Это и функционирование различных форм собственности в экономике, и широкий спектр общественно-политических организаций, партий и движений, и ориентация на бесконечное разнообразие духовных потребностей. Принцип плюрализма узаконен и является одной из важных форм осуществления прав человека. В плюрализме демократический режим имеет инструмент влияния на конкретную политику сил, находящихся в данный период у власти.

Плюрализм обеспечивается свободой слова, открытостью, возможностью публично высказывать любые взгляды, отстаивать самые разные позиции, за исключением пропаганды национальной, расовой и социальной вражды, пропаганды войны и идей, угрожающих здоровью человека.

Демократический политический режим, опирающийся на принцип плюрализма, включает в себя многопартийность, которая обеспечивает сменяемость партий у власти и партийную оппозицию. Современные западные политологи находят, что партийные системы влияют на стабильность общества. Наибольшую стабильность они связывают с двухпартийной системой, меньшую – с наличием множества партий.

В условиях демократии весомую роль играет политическая оппозиция. Каждое общество порождает всякого рода недовольство существующими обстоятельствами жизни и желание их изменить. Па этой базе возникает оппозиция правящим политическим силам, ставящая своей задачей приход к власти с целью изменения существующих условий, вплоть до замены государственного строя. Наличие оппозиции – обязательный элемент демократической политической системы. Оппозиция может быть конструктивной, которая своей объективной критикой и конкретными предложениями способствует развитию страны. Но оппозиция может быть и деструктивной, открыто выступающей против демократических преобразований и реформ, пропагандирующей даже противозаконные методы борьбы для свержения конституционного строя и установления собственной власти. Такая оппозиция подрывает устойчивость общества.

Таким образом, современный демократический режим имеет ряд общих черт и структурных атрибутов:

  • 1) общепризнанная законность и участие народа в контроле над властью;
  • 2) конкурирующая политика. Главным при демократии является процесс представительства интересов и смены власти посредством честной и всеобъемлющей конкуренции (соревновательные выборы);
  • 3) наличие политических партий – основного механизма, обеспечивающего процесс формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;
  • 4) гражданские, политические и социальные права.

Демократический политический режим – это на сегодняшний день наиболее эффективная форма взаимодействия государства и общества, власти и гражданина, которая постоянно совершенствуется под воздействием изменяющейся политической среды и глобальных преобразований в мире.

Другим является тоталитарный режим, который по своим основным характеристикам противоположен демократическому. До XX в. никогда ранее в мировой истории не было правления, аналогичного тоталитарному режиму. На это обращали внимание такие известные специалисты по тоталитарным режимам, как Ф. Хайек (Австрия), X. Арендт (Германия), Р. Арон (Франция), Ж. Желев (Болгария) и др.

При тоталитарном режиме в государстве создается политическая система особого рода. Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества. Здесь имеется минимум свободы для проявления творческой природы человека. Для ограничения свободы используются: жесткий контроль государства над экономикой, однопартийная система, тотальная идеология, монополия на СМИ, система террористического полицейского контроля и организованного насилия. Историческими причинами возникновения такого режима выступали: революции, поражение в войнах, обострение внутренних противоречий в стране, навязывание режима извне и др.

Первая мировая война и революция стали причиной возникновения тоталитарного режима в России. Поражение в Первой мировой войне и внутренние противоречия послужили причиной становления такого режима в Германии в 1933 г. После завершения Второй мировой войны Советский Союз (СССР) навязал тоталитарные режимы ряду государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. После распада СССР в мире сократилось количество политических режимов такого типа.

Рассматривая тоталитаризм как исторический феномен, исследователи выделяют три его взаимосвязанных и взаимообусловленных признака:

  • • абсолютная власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над человеком, государства над обществом;
  • • небывало мощное и целенаправленное внушение населению необходимых для данного режима политических стереотипов с использованием всех современных СМИ;
  • • принципиальная аморальность и полное презрение к человеку, его правам и свободам со стороны власти.

Абсолютный контроль над человеком делает невозможным существование гражданского общества, предполагающего самостоятельность людей в повседневной жизни, свободу индивидуума и его организаций от государственной опеки. Государственная власть формирует систему тотального контроля, сопровождаемого репрессиями, уничтожающими попытки проявления свободы человека.

Характерной чертой тоталитаризма является абсолютное господство определенной идеологии, широко распространенный мифологизм в духовной жизни общества.

Идея всеобщего огосударствления реализуется через централизованное планирование и государственное управление в экономике. Тотальное огосударствление делает функционирование общества похожим на муравейник: каждый выполняет свое дело, сомневающихся изолируют, несогласных уничтожают.

При тоталитаризме государственная власть стремится к тому, чтобы определяющую роль в жизни общества играла одна правящая партия. В отличие от многопартийности демократического режима тоталитарному обществу присуща, как правило, однопартийная система. Правящая партия не знает конкуренции, поскольку запрещена любая политическая оппозиция. Огосударствлению подлежат все общественные организации. Если же и допускается существование иных политических структур, то это чистая формальность. Ибо они могут функционировать только в рамках программы правящей партии. Как правило, другие партии являются символическими величинами, начиная с несопоставимой с правящей партией численности и кончая действительным влиянием на общественную жизнь.

Особенностью правящей партии в условиях тоталитаризма является ее срастание с государством. Партия пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, держит в своих руках и хозяйственный механизм, и политические процессы, и духовную сферу. Она срастается с бюрократией, узурпируя всю власть. Абсолютное господство партии через усиленную идеологическую обработку масс воспринимается как факт.

Тоталитарный строй держится не законами, а указаниями, распоряжениями и инструкциями правящей партии. Не существует законов о тайной полиции, подотчетности суда и прокуратуры, о контроле над судопроизводством, господствует телефонное право. Механизм тотального партийного управления предельно прост: любые общественные институты, даже органы защиты государства, пронизаны партийными структурами, руководящие комитеты которых принимают политические решения.

Партийно-государственная пирамида государственной власти в условиях тоталитаризма венчается диктатурой вождя, что невозможно в демократическом обществе. Утверждение диктатуры вождя сопровождается культовым восхвалением, массовой истерией. Как правило, личность диктатора обладает негативными чертами характера, но они тщательно скрываются посредством искусного манипулирования массовым сознанием. Тоталитарный режим проводит, как правило, жесткий внешнеполитический курс. Имперская, гегемонистская внешняя политика, открытая агрессия с целью реализации амбициозных планов – это характерные признаки политики тоталитарного режима на международной арене.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами – итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности и использовали механизмы экономического саморегулирования в своих целях.

С 1922 г. установление фашизма в Италии происходило на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Этому способствовала реакция общества, особенно мелкой и средней буржуазии, на отставание процесса формирования сильной национальной экономики, складывания целостности страны.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в виде фашизма, пришедшего к власти в Германии в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение могущества и величия Германии фашисты пытались совершить путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлись: мелкая и средняя буржуазия, значительная часть рабочего класса, социальное положение которых стало унизительно нетерпимым в результате глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии, части рабочих и служащих представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества – в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев существенное влияние оказывало поражение в Первой мировой войне (1914–1918).

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран, где сохранился тоталитаризм, до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику. И уничтожает рынок, если тот существует.

Таким образом, формирование коллективной цели в виде идеала «светлого будущего», который, как казалось, воплощал мечты о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тех стран, где установился тоталитаризм. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

«Тоталитарный синдром» как реакция на отставание в развитии, а также как реакция массового человека на проявления индивидуализма сохраняет свою актуальность и сегодня в странах с незрелым гражданским обществом, низкой политической культурой. Преодоление данного синдрома требует активного введения в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями – уважением всеми участниками политической борьбы «правил игры», законопослушанием, с усвоением гражданами демократической системы ценностей.

Такой вид политических режимов, как авторитаризм имел место в ряде государств мира. При авторитаризме политическая власть осуществляется, как правило, конкретным лицом, представляющим интересы определенной семьи, политической партии или класса при минимальном участии народа.

Авторитаризм обычно характеризуется как такой тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Он проявляется в функционировании множества совершенно различных политических форм (левые и правые военные диктатуры, как в Латинской Америке, и др.), что затрудняет анализ и вызывает разночтения в его оценках.

Анализ имеющихся точек зрения позволяет выявить следующие основные черты авторитаризма.

  • 1. Как и при тоталитаризме, государство осуществляет властные функции через принуждение и насилие. Это проявляется прежде всего в усилении исполнительной власти за счет представительной. Формальное функционирование представительной власти может сохраняться. По авторитарный режим может приобретать форму военной или полувоенной диктатуры, запрещая на определенный срок всякий парламентаризм (например, режим А. Пиночета в Чили, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии во второй половине XX в.).
  • 2. Авторитаризм ограничивает права и свободы граждан юридически и практически. Это может происходить и в области политики, и в экономике, и в этнической, и в других сферах. Однако чаще всего конституции не отменяются, хотя в них могут вноситься существенные дополнения в сторону усиления исполнительной власти.
  • 3. Негосударственные у самодеятельные организации населения допускаются лишь в меру их лояльности по отношению к режиму. Логика действия государственной власти понятна: чем меньше инициативы и самостоятельности исходит от граждан, тем больше их пассивность, тем устойчивее кажется авторитарная власть.
  • 4. Хотя принуждение и насилие являются основными способами осуществления авторитарной власти, все же они не принимают массового характера. Репрессируются только активные противники политического режима. Население, пассивно воспринимающее происходящее и добровольно подчиняющееся властям, репрессиям не подвергается.
  • 5. Четко выраженных идеологических принципов авторитарный режим не формулирует; политические программы, если они имеют место, достаточно расплывчаты, главная их направленность – популизм. Не существует жестко разработанной, обязательной для всех идеологии; допускается «ограниченный плюрализм». В авторитарных условиях идеологию могут замещать религия, традиция, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью лидера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.
  • 6. Ограниченный плюрализм является самым показательным элементом авторитаризма. Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться исключительно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы согласны даже на политическое участие в осуществлении государственной власти независимых групп, символических партий, но их деятельность контролируется сверху. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частную критику режима, одновременно признавая его традиционную легитимность.
  • 7. Авторитет политического лидера (хунты, клики) является основой для полного контроля лидером исполнительной власти. Политический класс авторитарного режима – это разнородная группировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвинутых по принципу назначения или наследования – из бюрократии, армии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религиозных и других групп интересов.

Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм. П. р. в. нельзя абсолютизировать. В различных государствах конституционное регулирование П. р. в. отличается существенным своеобразием. Благодаря П. р. в. в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или органа. Тем самым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.

ТЕМА 3 Политические режимы

  1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

2. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация

2) власть

3) политика

4) престиж

3.Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1) либеральным

2) демократическим

3) революционным

4) авторитарным

4.Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

5.Одна из задач политической партии в демократическом обществе —

1) участие в политической борьбе

2) контроль над частной жизнью избирателей

3) определение цен на товары и услуги

4) владение недвижимостью и акциями предприятий

6.Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

7. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы

2) многопартийность

3) референдум

4) парламентаризм

8.Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

9.Источник осуществления власти, выраженный в способности лица или организации влиять, основываясь на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на принятие решений в различных сферах общественной жизни, называется

1) закон

2) авторитет

3) сила

4) имидж

10. Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма

1) правления

2) политического режима

3) государственного устройства

4) суверенитета

11. Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма

1) правления

2) режима

3) устройства

4) суверенитета

12. Только в условиях тоталитарного режима

1) существует монополия на власть одной политической партии

2) граждане обязаны подчиняться законам

3) государство не вмешивается в дела гражданского общества

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

13. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

Черты сходства

Черты отличия

14. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является (-ются) выражением народовластия

2) проводится (-ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

Черты сходства

Черты отличия

15. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты отличия

16. В приведённом списке указаны черты сходства демократического и недемократического режимов и черт различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) существование оппозиции и плюрализма

2) господство единой идеологии

3) участие народа в формировании политической власти

4) провозглашение прав и свобод граждан

Черты сходства

Черты отличия

17. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

1) демократический

2) тоталитарный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

18. Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

А) всенародное избрание президента

Б) референдум

В) выбор депутатов парламента

1) прямая

2) представительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

19. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

Б) власть единой массовой партии

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

1) демократический

2) тоталитарный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

20. Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ

А) референдум о принятии проекта Конституции

Б) участие в выборах в Госдуму

В) выборы главы политической партии

Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания

1) прямая демократия

2) представительная демократия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

21. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

А) демократия

Б) федерация

В) республика

Г) унитарное государство

Д) монархия

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) политический режим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Ответы:

В ряде государств достаточно эффективно функционируют нетипичные формы правления. В них соединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).

Одной из нетипичных формой государственного правления является Республиканская монархия. Как известно глава государства в монархии – наследственный и пожизненный, а когда династия прекращается, происходят выборы нового. Но существуют и такие страны, где в современных условиях, глава государства, ни находится на троне пожизненно или наследственно, а переизбирается через определенный срок. Такая система, существует в Объединенных Арабских Эмиратах, и Малайзии которые, являются своеобразными федеративными выборными монархиями. В этих государствах глава переизбирается раз в 5 лет. Тем самым сближаются глава государства — монарх и президент, а монархическая форма правления с республиканской формой. Но, несмотря на это оба государства остаются монархиями, ведь главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий требованиям и избирательным квалификациям для президента, а только один из «местных монархов» — правителей составных частей федерации.

К нетипичным формам государственного правления так же относится Монархическая республика. В современном мире в условиях тоталитарных систем появлялись разновидности республик, характеризующиеся незаконностью власти. К примеру, когда в стране происходит государственный переворот, ставящий во главу государства единоличного диктатора, (вождя, генерального секретаря центрального комитета партии, президента и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но меняется ее демократическая суть. Это может происходить и в том случае, когда легитимно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставлять свою должность по истечении срока полномочий, одним словом, когда происходит узурпация власти.

Так же нетипичной формой правления является Суперпрезидентская (Монократическая) республика, появившаяся в ХХ веке. Эта форма правления – является практически независимой, слабо контролируемой законодательной и судебной властью. Чаще всего в таких республиках применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением. Принцип разделения властей в республике такого вида действует формально. Вооруженные формирования в государстве играют решающую роль. Так республики появились в результате резкого усиления президентской власти в суперпрезидентской республике, и, как правило, в условиях тоталитарного режима. Одним из отличительных признаков является периодичная смена, переизбрание главы государства на «пожизненное президентство», а президент в свою очередь может ещё при жизни назначить себе преемника. Таким образом, это приводит к появлению признаков монархии. Примерами суперпрезидентских республик могут служить: Белоруссия, КНДР, Туркменистан, Куба, Узбекистан и ряд стран Латинской Америки.

«Суперпрезидентская» форма правления подразумевает обширные полномочия президента, закрепленные в текстах конституций и реально осуществляемые на практике. Прежде всего, это полномочия его как главы государства. Например, ряд латиноамериканских конституций уполномочивает президента «олицетворять нацию» (конституция Перу), а конституция Аргентины 1853 года провозглашает его «верховным главой нации» В суперпрезидентских республиках статус президента как руководителя нации подразумевает его безусловное верховенство в системе всех государственных органов.

Одной из характерных черт президентской формы правления в условиях авторитарных режимов в основном служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является, в сущности, основным, а зачастую и единственным законодательством в стране.

К нетипичным политическим режимам относится Охлократия. В переводе с греческого охлос означает — толпа (сброда, бандитов) обладающая властью. Охлократия имеет несколько недостатков одним, из которых является анархичность и беспорядочность государственного строя, которая вызывает презрение к такому режиму со стороны состоятельных людей. Когда демократия вырождается в охлократию, тогда простой народ становится похож на деспота. По общепринятому мнению, толпой манипулировать гораздо легче, чем сенатом. Толпа всегда склонна к преклонению перед вождями и агрессии по отношению к мнимым врагам. Вожди таких толп часто возводят обвинения против должностных лиц, а народ охотно принимает обвинения, так что значение всех должностных лиц сводится к нулю. А при бездействии должностных лиц наступает анархия, что часто приводит к поражению в войне. Другим недостатком охлократии и полисной демократии является то, что трудно собрать людей на народное собрание без денежного вознаграждения, а это в свою очередь требует повышения налогов и конфискаций. Всё это ниспровергло немалое количество демократий.

Следующим нетипичным политическим режимам является Плутократия. Плутос в переводе с греческого — богатство, кратос — правление — режим при котором решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность.

Плутократия — частный случай олигархии — режима, при котором реальная власть принадлежит определённому кругу лиц (например, военным, знати, партийной верхушке или родственникам правителя).

Такой режим был применим к государствам, в которых господствовал высокий имущественный ценз. Примером плутократии служила Италия до реформ 1912 и 1919 годов, Бельгия до 1893 г., но чаще он употреблялся по отношению к государствам, где богатые классы, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользовались преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни.

Данный термин употреблялся в древности, в настоящее время утратил свою популярность в связи, с чем употребляется редко, исключительно в смысле осуждения.

Диктобланда и Демократура ещё одни вид политического режима, которые можно отнести к нетипичным. Они совмещают в себе черты демократии и диктатуры, а так же обеспечивают возможность ненаказуемого игнорирования или нарушения интересов большинства или значительной части граждан.

«Диктабланда» — состоит из двух слов: диктатура и бланда в переводе с испанского языка значит «мягкая». Так впервые был назван недолговечный (1930—1931) режим генерала Дамасо Беренгера в Испании.

Понятие «демокрадура» было впервые, по-видимому, предложено уругвайским писателем Эдуардо Галеано и образовано с помощью слов «демократия» и «диктатура». Позже это слово стало использоваться американскими политологами Гильермо О’Доннеллом и Филиппом Шмиттером которые переосмыслив дали ему более сложную трактовку -начало этому было положено в совместной работе О’Доннелла и Шмиттера «Стадии выхода из авторитарного правления: Осторожные заключения о сомнительных демократиях». Термин демократура был введён швейцарским политологом-африканистом Максом Линижером-Гума в книге «Демократура: замаскированная диктатура, подменённая демократия»

Одним словом нетипичные политические режимы возникают при нетипичной форме правления. Так, например, при монархической республике ни когда не будет охлократии, что выражает зависимость политического режима от формы правления.

Модификационные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция. Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм.

политический тоталитаризм авторитаризм демократия

Заключение

В данной работе было раскрыто понятие и значение политических режимов, были перечислены и исследованы их виды. Государственный режим был соотнесен с политическим, и теперь можно сказать, что первый термин является более узким по сравнению со вторым, а так же были рассмотрены нетипичные формы государственных режимов такие как Охлократия, Республиканская монархия, Монархическая республика, Суперпрезидентская (Монократическая) республика.

Государственно-политический режим является основным элементом формы государства под влиянием, которого происходит формирование всех остальных элементов государственной власти.

Политические режимы можно разделить по определённым общим признакам на две большие группы: демократические режимы и авторитарные т.е. (антидемократические) основные характеристики которых были рассмотрены в работе, а так же было раскрыто и многообразие данных режимов.

Среди политических режимов выделить «плохие» и «хорошие» невозможно. Каждому типу присущи свои положительные и отрицательные стороны, но на наш взгляд наиболее неприятными показались черты тоталитарного устройства государственной власти.

За последние несколько десятилетий множество недемократических: авторитарных и тоталитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на основанные демократии.

Общим недостатком недемократических политических систем являлась подконтрольность народа, воле правителей. Одним словом постепенно в мире происходит демократизация государств.

Список литературы

1. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 467-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бухалова Юрия Валентиновича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях»

3. Кондрашев А.А. Статья: Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима Справочно-правовая система «Консультант +»

4. Сондра Майерс Демократия-это обмен мнениями. Центр страноведения и гуманитарных наук им. Тура Камингса. Континентальный колледж Нью-Лондон, Коннектикут, США.

5. Серов К.Н. Социально-экономическая политика государства и политический режим: некоторые проблемы взаимосвязи Юридический мир. – 2007. — № 4. – С. 50 – 53.

6. Баранов Н. А. Журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2007гг. Том: 8 № 35 С- 54

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник Юристъ, 2004 г.

8. Гаджиев К.С. Политология (основной курс) : УЧЕБНИК

9. Орлов А. Г. «Президентские республики в Латинской Америке», Ибероамериканский центр МГИМО, М., 1995, с.9-10.

10. Григорьева И.В. Теория государства и права: Учебное пособие 2009г.

11. Кареева С.А. Политические режимы как элемент формы государства. Саратов, 1997г. – С. 17.

12. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов Теория государства и права: Учебник НОРМА-ИНФРА. М, 1999.

13. Мелехин А.В. Учебное пособие Теория государства и права МЭСИ, 2005.

14. Решетников, С.В. Политология: учебник для вузов 2005. — 448 с.

15. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие «Питер» 2008гг.

18. Кушнир И.В. Теория государства и права: учебник

19. Зубанова С.Г. Теория государства и права: Учебник

20. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник

21. Григорьева И.В. Теория государства и права: Учебное пособие 2009г. — 304 с.

22. Политнаука политология в России и мире Филипп К. Шмиттер

23. Н.А. Денисенко, Н.А. Хохлов, Ю.И. Горюн Политология. Учебное пособие 2005 г.

24. А.А. Акмалова В.М. Капицын Теория государства и права: Учебное пособие

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes