Почему отказывают в прописке?
Здравствуйте, Надежда,
Основания для снятия граждан с регистрационного учета предусмотрены в статье 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которая гласит:
Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:
-изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;
-признание безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
-смерть или объявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
-выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
-обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;
-изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона;
— прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;
— выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В связи с тем, что сгорел дом, такого основания для снятия с регистрационного учета закон не предусматривает, поэтом снять с учета по этому основанию не имеют право.
Отказ УФМС в предоставлении регистрации по месту жительства – правовая процедура, основанная на мотивированном прекращении незаконных притязаний граждан в постановке на учёт.
Выражается в форме выдачи официального документа органами миграционной службы или паспортного стола, где указаны причины отказа и нормативы законодательства, обосновывающие причины данного решения, принятого уполномоченным должностным лицом.
Выставляется в сторону заявлений граждан:
- приехавших из стран ближнего зарубежья;
- иных нерезидентов РФ;
- прибывших в населённый пункт из иных регионов;
- сменивших адрес проживания.
Ориентирован на запросы постоянной и временной прописки. По преимуществу данные прецеденты распространены в городах федерального значения, что обоснованно опирается на существенный приток приезжих, желающих получить регистрацию с целью трудоустройства в городе.
Предоставление гражданам прописки требует соблюдения соответствующих нормативов в подаче документации, отражающей правомерность учётных действий ФМС.
При отсутствии веских оснований и правомерности заявленного, отделения миграционной службы прекращают процедуру по запросу. В то же время действия уполномоченных должностных лиц не всегда отличаются добросовестностью.
В иных случаях – противоречат нормам законодательства и основываются на корыстных мотивах. Данные позиции рассматриваются как некомпетентность служащих, а иногда – как преступная халатность или преступный умысел.
В силу того, что регистрационная процедура рассматривается как базовая потребность приезжего гражданина или собственника вновь приобретённой недвижимости, отказ в регистрации может привести к имущественному ущербу в виде лишения возможности трудоустройства, с вытекающими последствиями.
Граждане, столкнувшиеся с незаконным чинением препятствий вправе отстаивать свои правовые позиции и требовать восстановления нарушенных гражданских прав.
Содержание
Отказ в постоянной регистрации по месту жительства
Под данным прецедентом следует понимать любое действие со стороны регистрирующего органа, которое не приводит к получению прописки по месту постоянного пребывания заинтересованного лица, в прошествии трёхдневного срока после подачи соответствующей документации.
Может сопровождаться:
- Отказом в принятии документации на стадии принятия заявления о предоставлении постоянной прописки.
- После принятия заявления, при выявлении несоответствий в нормативных и иных положениях.
Юридическим последствием аннулирования права прописки становится вытекающая неправоспособность заявителя в использовании жилого помещения.
В таком случае в компетенцию уполномоченного должностного лица входит инструктаж заявителя, по исправлению допущенных нарушений и алгоритма действий для организации надлежащей подготовки документации.
Все случаи отклонения заявлений отделениями ФМС основываются на нормах законодательства и не допускают произвольного толкования условий правомочности заявителей.
Здесь учитываются конституционные права граждан, предоставляющие таковым возможность свободного передвижения в пределах территории государства, соответственно положениям статьи 27 Конституции РФ, а так же – принятые законы, отражающие порядок и условия проведения обозначенной процедуры:
- Закон РФ от 25.06.93 г., под № 5242-1;
- Федеральный закон от 18.07. 06 г., под № 109-ФЗ.
Существенны случаи разногласий, возникающие среди участников долевого владения. Для постоянной регистрации родственника или иного претендента, потребуется разрешение от остальных совладельцев.
Если данные граждане не предоставят согласия на прописку и проживание гражданина – паспортисты не вправе проставить соответствующий штамп.
Основания для отказа в регистрации по месту жительства
По преимуществу отклонение запросов о постановке на постоянный учёт по месту жительства, связывается с недобросовестной подготовкой документации обратившимися лицами.
К числу нарушений, допускаемых гражданами при подаче заявления в УФМС, относятся следующие:
- Отсутствие заявления от собственника жилого помещения. За исключением случаев прописки новорожденных (несовершеннолетних) детей по месту проживания матери.
- Отсутствие согласия на прописку от совладельцев помещения, находящегося в долевой собственности.
- Ненадлежащее юридическое состояние предъявленной документации или одного из документов.
- Порча документа, не допускающая установить достоверную информацию, указанную в таковом.
- Недостаток прилагаемой к заявлению документации, отсутствие требующихся для прописки сведений.
- Отсутствие постановки на учёт в военкомате, для военнообязанных лиц. Обращение в военкомат предшествует обращению к паспортистам.
- Если ордер на квартиру или иной документ признаны недействительными в установленном законом порядке.
Перечисленные ситуации требуют восстановления нарушенного порядка самим заявителем, либо собственником жилья, на что будет указано со стороны лиц, ответственных за проведение процедуры приёма заявлений. Кроме этого, допускаются объективные основания, запрещающие регистрацию лиц.
К ним относятся следующие:
- Родители, лишённые родительских прав, не могут претендовать на жилплощадь своих детей, в отношении к которым принято данное решение суда.
- Если имущество находится под арестом.
- Если здание или жилое помещение признано аварийным или подлежащим сносу.
- При нарушении санитарных норм проживания в помещении, когда на одного прописанного приходится метраж, меньше установленной в регионе минимальной нормы.
Нарушения санитарных норм проживания – самая распространённая причина, по которой отклоняются заявления. А так же – в соответствии с которой несложно выявить представление документации для фиктивной прописки.
Иные владельцы помещений представляют регистрацию мигрантам, снижая нормы площади, приходящейся на каждого человека – до 1 м 2. Такие нарушения становятся не только основанием для отказа, но – и для проведения проверки проживания, так как таковые в данных условиях фактически невозможны.
При выявлении нарушений, регистрация аннулируется, а участники процедуры становятся претендентами на вменение им административной ответственности в виде штрафных санкций и иных видов наказания.
Незаконный отказ в регистрации по месту жительства и его обжалование
Граждане, не вошедшие в представленный перечень лиц, допускающих получение правомерного отказа, могут признать решение уполномоченного учреждения незаконным, если иное не вытекает из сложившейся ситуации и не установлено законом.
Характеристики незаконности определяются на основании мотивированного предоставления причин отказа со стороны уполномоченных должностных лиц отделения, в которое обращался гражданин.
К примерам незаконного отказа допустимо отнести случаи регистрации по месту временного пребывания рабочих, выполняющих функциональные обязанности на условиях вахтового метода.
В соответствии с действием статьи 297 ТК РФ – условия, предоставленные вахтовикам, не требуют соответствия установленным санитарным нормативам. Это обусловлено наличием иных условий проживания, которые имеет гражданин, по завершении периода вахты.
Наиболее распространены случаи, в которых паспортисты отказывают в прописке новорожденных детей в квартиру, где прописана мать ребёнка. Данные ситуации не требуют разрешения собственника жилья, так же как соответствия санитарных норм на каждого жильца, занимающего помещение.
Если мать и собственник жилого помещения ходатайствуют о прописке новорожденного по месту проживания отца – отказ со стороны отделения ФМС не допускается.
Перечисленные и иные случаи отклонения притязаний граждан на прописку, допускают обжалования (см. Защита жилищных прав). Обжаловать решение местного отделения можно:
- в вышестоящей инстанции – управлении ФМС;
- в суде.
Процедуру обжалования предваряет обращение к начальнику отделения, с жалобой на сотрудников отделения и с затребованием письменного ответа по существу вопроса, для обращения в суд (федеральное управление). Отказ оформляется в виде официального мотивированного решения, с обоснованием причины.
В течение 10 дней после того, как бумага получена, следует обратиться с жалобой к начальнику федерального управления или в суд. Жалоба в федеральную службу предпочтительна, если нарушения связаны с неправомерными организационными действиями (бездействием) соподчинённой службы (см. Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль).
При условии нарушения прав на неточном применении законодательных норм – следует обратиться непосредственно в арбитражное учреждение, которое располагается в районе адреса предполагаемой прописки заинтересованного лица (ст. 35 АПК РФ).
Подача заявления в суд об отказа в регистрации по месту жительства
Если в суд подаётся заявление об отказе совладельцев в разрешении прописки родственника или иного лица, прецедент рассматривается гражданским исковым производством.
В суд подаётся исковое заявление, где сторонами спора выступает заинтересованное лицо – податель иска и совладельцы такового, препятствующие в решении обозначенного вопроса.
Если рассматривается вопрос о незаконных действиях должностных лиц – исковое производство не вступает в силу. Судебное рассмотрение опирается на специальные нормы арбитражной процедуры.
Подсудность вопроса вменяется суду общей юрисдикции первой инстанции, по району предполагаемой регистрации заявителя. Наименование судебной процедуры определяется как производство по делу, возникшему из публичных правоотношений.
Опорой законодательства служат права собственника помещения, которые отражены в ч.1 ст. 288 ГК и ч. 1,2 ст. 30 ЖК РФ. Если речь идёт о долевой собственности, следует опираться на первые части статей 246 и 247 ГК РФ.
В данных вопросах установлен специальный срок исковой давности, который не должен превышать трёх месяцев со дня возникновения прецедента, нарушившего законные права заявителя.
Существенными являются следующие нормы:
- Обязательное присутствие заявителя на рассмотрении вопроса в суде.
- Представление документации, подтверждающей отказ ФМС от регистрации заявителя.
- Подтверждение проведения досудебного урегулирования вопроса путём обращения к вышестоящему руководству – начальнику отделения или в федеральное управление.
- Сбор доказательной базы, подтверждающей факт нарушения прав уполномоченным органом.
- Обоснование в поданном заявлении факта нарушения прав. Опротестование ссылки на законодательный источник, представленный отделением миграционной службы при выдаче мотивированного отказа.
- Приложение документации, подтверждающей правомочие жалобы, к поданному заявлению.
Если суд примет решение о признании притязаний заявителя, прописка будет предоставлена гражданину на основании решения суда.