Перевод на контракт со срочной службы
Здравствуйте.
Порядок перевода военнослужащего в другую часть определен в ст.15 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
1. Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений федеральной противопожарной службы) в следующих случаях:
а) по служебной необходимости;
б) в порядке продвижения по службе;
в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;
к) если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.
По семейным обстоятельствам перевод возможен в следующих случаях:
а) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в данной местности в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
б) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
То есть, ля перевода военнослужащего срочной службы необходимы веские основания — просто так никто никого никуда не переведёт.
Чтобы перевестись из одной воинской части в другую военнослужащий должен подать рапорт на перевод на имя руководства формирования, в котором подробно описываются возникшие обстоятельства, и указывается опись прилагаемых доказательных документов.
Обратите внимание, что наличие собственного желания не гарантирует удовлетворение заявления, поэтому необходимо иметь уважительные причины, которые должны быть обоснованы с учетом вышеуказанных положений, при этом должны быть представлены подтверждающие документы.
Контрактники в Тольятти лишались выходных без нарушения прав человека
Закончена проверка в воинской части № 6622, расположенной в Тольятти. Контрактники пожаловались президенту РФ и прокурору, что их права нарушаются. Прокуратура потребовала от приволжского регионального командования внутренних войск устранить нарушения. В командовании же настаивают, что нарушался только документооборот.
Напомним, рота военнослужащих отправила официальное и коллективное заявление президенту Дмитрию Медведеву, в котором контрактники просили «пресечь ущемление командованием воинской части законных прав и интересов». Контрактники пожаловались Медведеву на то, что их не отпускают в увольнительные, не предоставляют выходные, не дают общаться с родственниками, отнимают мобильные телефоны. Аналогичное письмо военные отправили и в военную прокуратуру самарского гарнизона.
В ходе проверки приволжским региональным командованием внутренних войск, которая завершилась 28 мая, было выявлено, что права человека в части не были нарушены, но был нарушен порядок оформления документов. Об этом сообщил вчера журналисту «ВК» руководитель пресс-службы приволжского регионального командования внутренних войск Илья Закиров. «Согласно законам РФ, контрактникам действительно полагаются выходные, — говорит он. — Вместе с тем по закону во время сборов командование на свое усмотрение может перенести положенные выходные, добавив их к отпуску. В этом случае контрактники находятся на казарменном положении».
Так и было сделано в Тольятти, утверждает Закиров. «Причина, по которой было принято такое решение, проста: неизвестно, что может произойти, если в Автоград разом выпустить на выходные несколько тысяч военных, — сообщил он. — Но ошибка руководства воинской части была в том, что казарменное положение не было должным образом оформлено на бумаге, и контрактникам не дали под подпись ознакомиться с соответствующими распоряжениями».
По словам Закирова, аналогично объясняется и ситуация с телефонами. «У военных действительно забирали мобильники, но только когда это положено, — пояснил Закиров. — Например, во время занятий, связанных с секретными операциями, или во время несения караула».
По словам пресс-секретаря, руководство приволжского регионального командования внутренних войск потребовало от руководства части № 6622 подробно и доходчиво разъяснить военным их положение и распорядок.
Тем временем военная прокуратура тоже закончила свою проверку по обращениям контрактников. «В адрес приволжского регионального командования внесено представление об устранении нарушений», — лаконично сообщил врио военного прокурора Владимир Зернин.
Л. Ю. Гороховатский
(Санкт-Петербург)
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ И СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
В статье обоснована актуальность исследований в сфере психологического сопровождения учебной деятельности военнослужащих контрактной службы, рассмотрена основная форма деятельности военнослужащих — учебно-служебная (военно-учебная) деятельность. Приведены результаты пилотажного исследования, на основе которых сформулированы заключения-гипотезы об особенностях учебной деятельности этой категории военнослужащих
Проблема психологического сопровождения военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих воинскую службу в вооруженных силах РФ по контракту, в последнее время является весьма актуальной . Наблюдается значительный дефицит достоверной информации о психологической специфике военнослужащего контрактной службы (далее -ВКС) в сравнении с проходящим воинскую службу по призыву военнослужащим срочной службы (ВСС) . Это связано с тем, что в настоящее время сам характер воинской службы качественно изменяется . Реорганизация вооруженных сил делает актуальным поиск новых управленческих решений и, соответственно, их научное обоснование.
Таким образом, рассмотрение проблемы психологического сопровождения ВКС представляется весьма своевременным.
Мы показали , что ВКС — это не просто солдат, отличающийся от военнослужащего по призыву только получением повышенного денежного довольствия и рядом социальных льгот, а специалист, принимающий на себя ответственность за выполняемую профессиональную деятельность, ориентированный на достижение успеха в военном деле — т. е. на достижение успеха в своей профессии.
В работе Э. Э. Сыманюк отмечается, что специалист не только владеет необходимым набором специальных знаний, умений и навыков, но также находится в процессе профессионализации, понимаемой
как «…процесс преобразования деятельности, углубление представлений о ней.» . Сыманюк ссылается на мнение А. Р. Фонарева, который отмечает, что о профессионализации можно говорить тогда, когда структура деятельности и ее содержание изменяются в соответствии с логикой личностного роста специалиста, который находит в ней все новые грани и смыслы в рамках той же профессии» .
Здесь также можно сослаться на мнение Г. И. Щукиной, которая отмечала, что «.деятельность — это подлинный источник развития личности» .
Одним из основных инструментов профессионализации является самообразование и саморазвитие, активное повышение квалификации, т.е. овладение все новыми и новыми способами действия, что в свою очередь, согласно И. А. Зимней , можно интерпретировать как учебную деятельность субъекта труда (профессионала). Другими словами, отличительной чертой профессионала является постоянное осуществление им учебной деятельности. Следовательно, степень успешности профессионала в учебной деятельности, в значительной мере определяет уровень профессионализма субъекта труда.
Здесь важно обратить внимание на то, что воинская деятельность в целом, согласно М. И Дьяченко , имеет трехкомпонентную структуру и включает в себя учебно-боевую (учебно-служебную) деятельность, непосредственно боевую деятельность и военно-организационную деятель-
ность (управленческую деятельность офицеров). Учебно-боевая деятельность военнослужащего — это «.вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям…» . В мирное время, таким образом, учебно-служебная деятельность является основным видом деятельности солдат и сержантов, проходящих службу в составе вооруженных сил.
Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что ключевым отличием ВКС от ВСС является специфика осуществления ими учебно-служебной деятельности.
Остановимся подробнее на категории учебной деятельности и дадим ей содержательную характеристику.
Анализируя работу И. А. Зимней можно прийти к выводу, что предмет учебной деятельности — это формирующийся в ходе ее осуществления субъект, овладевающий новым теоретико-практическим опытом по преобразованию реальности; средства учебной деятельности — это, во-первых, познавательные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.) и, во-вторых, знаковые, визуальные, вербальные и другие функции психики, позволяющие перцептировать, перерабатывать и воспроизводить знания (опыт); продукт учебной деятельности — это «структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать. задачи в различных областях науки и практики» .
Для более эффективного осуществления учебной деятельности в современных условиях важно вести учет: мотивационной сферы учащегося, его личностных особенностей, уровня когнитивного развития, способности интеракции в ходе учебного процесса.
Проведенный в наших работах анализ позволяет утверждать, что наряду с другими к наиболее важным факторам, определяющими специфику военно-учебной (учебно-боевой) деятельности относятся: (а) психофизическая устойчивость, которая позволяет субъекту успешно участвовать в учебной деятельности, особенно в сложных условиях военной службы; (б) способность
адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям; (в) способность эффективно получать необходимую для деятельности информацию; (г) ценностно-смысловые ориентации и степень ответственности за выполняемые действия.
Рассмотрим результаты исследования, проведенного нами в войсках Ленинградского военного округа.
Исследование осуществлялось в ходе текущей деятельности психологической службы Ленинградского военного округа в линейных войсковых частях с целью выработки рекомендаций по оптимизации управленческой деятельности командиров.
Предметом исследования были характеристики адаптивности военнослужащих.
Исследование проводилось традиционным для войсковой практики методом -психодиагностическим тестированием с использованием методики МЛО «Адаптивность» . В ходе исследования были изучены: (а) нервно-психическая устойчивость (НПУ), (б) личностный адаптационный потенциал (ЛАП), (в) коммуникативный потенциал (КП) и (г) моральная нормативность (МН). Указанные признаки, с теоретической точки зрения, соответствуют перечисленным выше факторам, определяющим специфику учебной деятельности.
В исследование были вовлечены военнослужащие как контрактной, так и срочной службы общей численностью 67 испытуемых. Мы разделили их на группы сравнения — группу ВКС и группу ВСС.
Подробнее остановимся на характеристиках групп сравнения.
В группу ВКС вошли 28 солдат и сержантов контрактной службы. Все обследованные были представителями различных родов сухопутных войск (мотострелки, артиллеристы, десантники, саперы и др.). Испытуемые занимали воинские должности водителей, механиков и механиков-водите-лей. Средний возраст испытуемых составил 21,8 лет. Большинство заключили первый контракт о прохождении военной службы с учетом срока службы по призыву по окончании первого полугодия службы. Испытуемые преимущественно представляли регионы Северо-Запада России. В целом схожими характеристиками обладала и
группа вовлеченных в исследование ВСС. Основное атрибутивное отличие групп сравнения — это средний возраст испытуемых (около 19,5 лет для ВСС), что определяется качественным возрастным различием контрактников и срочников.
Специфика объекта исследования (объем выборки, исследованные грани психической реальности и т. д.) позволила осуществить лишь базовые статистические процедуры , в связи с чем данное исследование можно считать пилотажным, а его результаты — предположениями, которые могут лечь в основу перспективных работ.
В соответствии с традиционным подходом к математико-статистической обработке результатов психологических исследований , мы вычислили значения базовых статистик исследованных признаков, а также провели корреляционный анализ признаков внутри групп сравнения и сопоставили степень выраженности полученных корреляционных взаимосвязей.
Проведенный анализ дал следующие основные результаты:
— нервно-психическая устойчивость ВКС в целом ниже уровня аналогичного признака у ВСС;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— уровень личностного адаптационного потенциала в целом выше у ВКС, чем у ВСС;
— признак коммуникативного потенциала в меньшей степени выражен у ВКС;
— ВКС обладают, в среднем, более высоким уровнем моральной нормативности;
— для ВКС, равно как и для ВСС характерна связь личностного адаптационного потенциала с нервно-психической устойчивостью, что логично в условиях выполнения непростой и психотравмирующей воинской деятельности;
— для ВКС в среднем более выраженной характеристикой является взаимосвязь коммуникативного потенциала с моральной нормативностью, тогда как для ВСС коммуникативный потенциал в большей степени связан с личностным адаптационным потенциалом;
— наименее выраженной характеристикой ВКС является взаимосвязь нервно-психической устойчивости и моральной нормативности, тогда как для ВСС — взаимо-
связь коммуникативного потенциала и моральной нормативности.
Эти результаты имплицируются в следующие базовые выводы:
1. ВКС вынуждены более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности, так как только в этом случае они будут действительно эффективно справляться со своей профессиональной деятельностью, в связи с этим ВКС отличаются более высоким личностным адаптационным потенциалом.
2. ВКС имеют большую служебную нагрузку и несут, в целом, более высокую ответственность за результаты своей служебной деятельности, что в итоге выражается в общем снижении у них нервно-психической устойчивости.
3. ВКС сориентированы в большей степени на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие в коллективе, что находит отражение в относительно низком уровне коммуникативного потенциала.
4. Коммуникативная активность для ВКС является средством информационного взаимодействия с окружающей действительностью, следствием чего является морально-нормативный коррелят коммуникативного потенциала; для ВСС же коммуникативная сфера представляет собой в первую очередь инструмент выживания, адаптации к реальности.
5. Личностная значимость военно-профессиональной деятельности заставляет ВКС формировать более серьезное и ответственное отношение как к службе, так и к жизни в целом, что выражается в более высоком уровне моральной нормативности.
Преломляя полученные результаты в призме учебной деятельности ВКС, можно сформулировать следующие заключения-предположения. В целях повышения качества учебно-служебной деятельности ВКС необходимо:
— обогащать учебу военнослужащих включением в процесс освоения современных образовательных технологий и увеличивать разнообразие методов обучения, что возможно благодаря хорошей адаптивности ВКС к новым граням реальности;
— в ходе текущей повседневной деятельности ВКС максимально исключать
Таблица 1
№ п\п Специфика индивидуальнопсихологической характеристики ВКС Процессульно-средовая детерминанта данной специфики Вывод-гипотеза о способе реорганизации учебной деятельности
1. Относительно высокий уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) Необходимость более интенсивно (по сравнению с ВСС) адаптироваться к окружающей реальности Целесообразно обогащать учебу максимальным количеством современных педагогических технологий и увеличивать разнообразие методов обучения
2. Относительно низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) Большая служебная нагрузка и высокая ответственность за результаты своей служебной деятельности Необходимо максимально исключать факторы, заставляющие совладать с различными трудностями неучебного характера
3. Относительно низкий уровень коммуникативного потенциала(КП) Ориентация в на выполнение служебных задач, а не на неформальное взаимодействие, информативная, в не интерактивная ориентацию Реализация обучения максимально технологичным и информативным способом с использованием всего диапазона модальностей восприятия
4. Относительно высокий уровень моральной нормативности (МН) Личностная значимость военно-профессиональной деятельности ВКС Целесообразно мотивировать к учебе в парадигме повышения ее личностной (а не общественной) значимости
факторы, заставляющие преодолевать различные трудности неучебного характера, мешающие полноценной учебе, что связано с тенденцией к понижению НПУ ВКС;
— осуществлять обучение ВКС максимально информативно с использованием всего диапазона модальностей восприятия в целях улучшения усвоения учебного материала, затрудненного специфическими чертами коммуникативной сферы ВКС, имеющей информативную, а не интерактивную ориентацию;
— мотивировать ВКС к учебе в парадигме повышения ее личностной и общественной значимости, что связано со спецификой морально-нормативной сферы ВКС.
Обобщенные результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.
Полученные в настоящей работе результаты могут быть использованы как войсковыми специалистами, занимающимися психологическим сопровождением ВКС, так и психологами-исследователями. Учет выявленных особенностей при орга-
низации психологического сопровождения учебной деятельности в войсках позволит улучшить качество учебно-боевой деятельности ВКС.
Кроме того, данные результаты можно эффективно применять как при организации учебного процесса в вооруженных силах, так и в других сферах государственной и правоохранительной службы — например, при организации повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, федеральной таможенной службы и т. д.
Еще одной важной сферой применения полученных результатов при соответствующей их адаптации является сфера корпоративного (организационного) обучения и профессиональной переподготовки .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Развитию приведенных результатов посвящена серия перспективных исследований, которые проводятся в настоящее время автором и его научным руководителем на кафедре психологии развития образования РГПУ им. А. И. Герцена.
Литература
1. Гороховатский Л. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих контрактной службы // Социокультурные процессы и глобализация : материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» / гл. ред. К. В. Султанов. -СПб.: Изд-во СПб Политех. ун-та, 2008. — С. 209-219.
3. Губин В. А., Гороховатский Л. Ю., Зудин А. В. Психологические особенности успешных и неуспешных в учебно-боевой деятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту в инженерных войсках // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». — 2009. — № 1(35). — С. 185-189.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Феникс. — 1997. — 477 с.
6. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
7. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
8. Организационное обучение / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 192 с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»).
9. Семиченко В. А. Психология деятельности.. — Киев: Издатель Эшке А. Н., 2002. — 248 с.
10. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. — М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004 — 319 с.
12. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопр. психологии. — 1997. — №2. -С.88-93.
———^————