Перераспределение земельных участков, что это?
Содержание
- Соглашение о разделе земельного участка.
- Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области
- Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
- Статья 2. Земли сельскохозяйственного назначения и их оборот
- Статья 3. Сроки приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 4. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 5. Отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 7. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 9. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 10. Информирование о сделках с земельными участками и долями земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 11. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения
- Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Соглашение о разделе земельного участка.
Под разделом земельного участка понимается совокупность мероприятий, в результате которых из одного земельного участка образуются два и более земельных участка. Земельный участок можно разделить на основании соглашения о разделе земельного участка при наличии согласия всех его собственников либо по решению суда.
Рассмотрим раздел земельного <a class=»sl» href=»/practice/item/zemelnyy-servitut/»>участка</a> на основании соглашения между собственниками.
Соглашение составляется в <a class=»sl» href=»/practice/item/zheleznodorozhnyy-transport/»>простой</a> письменной форме и подписывается всеми собственниками разделяемого земельного участка. По желанию соглашение можно заверить нотариально.
В соглашении приводится <a class=»sl» href=»/practice/item/upolnomochennyy-po-pravam-cheloveka-v-rossiyskoy-federatsii/»>адрес</a> и кадастровый номер разделяемого земельного участка, а также сведения о его собственниках. Прописывается, что собственники участка приняли решение разделить его, описывается, как именно производится раздел. Обычно в соглашении также указывается, как стороны несут расходы по государственной регистрации права собственности на образованные земельные участки.
Если один или <a class=»sl» href=»/practice/item/ugolovnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii/»>несколько</a> собственников земельного участка не согласны заключить соглашение о его разделе, потребуется обращение в суд по месту нахождения участка с иском о его разделе.
Согласно п. <a class=»sl» href=»/practice/item/munitsipalnoe-obrazovanie/»>4</a> ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
В этой связи в соглашение должно быть указано, кто и какой земельный участок приобретает в собственность.
Ниже представлен образец <a class=»sl» href=»/practice/item/zemelnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii-2017-glava-iii-sobstvennost-na-zemlyu/»>соглашения</a> о разделе земельного участка между двумя собственниками.
Соглашение
о разделе земельного участка и прекращении общей <a class=»sl» href=»/practice/item/statya-378-2-osobennosti-opredeleniya-nalogovoy-bazy-ischisleniya-i-uplaty-naloga-v-otnoshenii-otdel/»>долевой</a> собственности
___»___________ ____ г. _______________________________________
(место заключения)
Мы, гр. _______________________________________________ проживающ___ по
(Ф.И.О.)
адресу: _______________________________________, паспорт серии _______ N ________,
выдан <a class=»sl» href=»/practice/item/zemli-zapasa/»>_______________________________________________________________________,</a>
(дата выдачи, наименование органа, его выдавшего, код подразделения)
и гр. ________________________________________________________, проживающ___ по
(Ф.И.О.)
адресу: _______________________________________, паспорт <a class=»sl» href=»/practice/item/yuridicheskiy-adres/»>серии</a> _______ N ________,
выдан <a class=»sl» href=»/practice/item/ipotechnyy-bank/»>____________________________________________________________________,</a>
(дата выдачи, наименование органа, его выдавшего, код подразделения)
являющиеся участниками общей <a class=»sl» href=»/practice/item/perekreditovanie/»>долевой</a> собственности на земельный участок общей площадью ___________________________(__________________________________) кв. м
(площадь прописью)
с <a class=»sl» href=»/practice/item/pravosubektnost/»>кадастровым</a> номером ________________________________________________________,
категория земель _______________, <a class=»sl» href=»/practice/item/zalog-zakladnoy/»>предоставленный</a> для ___________________________,
(вид разрешенного использования)
расположенный по адресу: _____________________________________________________,
вместе именуемые «Стороны», <a class=»sl» href=»/practice/item/dogovor-postoyannoy-renty/»>заключили</a> настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. На момент <a class=»sl» href=»/practice/item/auktsion/»>подписания</a> настоящего Соглашения гр. _______________________________
(Ф.И.О.)
принадлежит <a class=»sl» href=»/practice/item/proprietarnoe-programmnoe-obespechenie/»>__________________________________________________________________</a>
(размер доли в виде обыкновенной или десятичной дроби цифрами и прописью)
доли в праве <a class=»sl» href=»/practice/item/pravo-zemelnogo-vladeniya/»>общей</a> собственности на указанный земельный участок на основании _____________________________________________________________________________,
(наименование и реквизиты правоустанавливающего документа)
что подтверждается <a class=»sl» href=»/practice/item/yuridicheskaya-sila/»>выпиской</a> из Единого государственного реестра недвижимости
N _________________ от <a class=»sl» href=»/practice/item/viza/»>____________________________.</a>
Гр. <a class=»sl» href=»/practice/item/lgotnyy-period-kreditovaniya/»>_______________________________________________</a> принадлежит _______________
(Ф.И.О.)
_____________________________________________________________________________
(размер доли в виде обыкновенной или десятичной дроби цифрами и прописью)
доли в праве <a class=»sl» href=»/practice/item/zemelnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii-2017-glava-v-4-pereraspredelenie-zemel-i-ili-zemelnykh-uchastk/»>общей</a> собственности на указанный земельный участок на основании _____________________________________________________________________________,
(наименование и реквизиты правоустанавливающего документа)
что подтверждается <a class=»sl» href=»/practice/item/dogovor-ob-uchrezhdenii/»>выпиской</a> из Единого государственного реестра недвижимости
N _________________ от ____________________________.
2. В целях <a class=»sl» href=»/practice/item/gradostroitelnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii-2017-glava-vi-2-ekspluatatsiya-zdaniy-sooruzheniy-/»>прекращения</a> общей долевой собственности на указанный земельный участок Стороны договорились произвести раздел земельного участка пропорционально принадлежащим им долям в праве общей собственности.
В результате такого <a class=»sl» href=»/practice/item/dokumenty-udostoveryayushchie-lichnost-v-rossiyskoy-federatsii/»>раздела</a> земельного участка образуются новые земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Раздел осуществляется <a class=»sl» href=»/practice/item/sluzhebnoe-zhilye/»>следующим</a> образом:
2.1. Гр. <a class=»sl» href=»/practice/item/kodeks-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh/»>______________________________________________приобретает</a> в собственность
(Ф.И.О.)
часть земельного <a class=»sl» href=»/practice/item/obosnovannaya-rynochnaya-stoimost/»>участка</a> площадью _________________________________________ кв. м
(площадь цифрами и прописью)
в границах, указанных в прилагаемом к настоящему Соглашению Межевом плане.
2.2. Гр. ______________________________________________приобретает в собственность
(Ф.И.О.)
часть <a class=»sl» href=»/practice/item/krestyanskoe-fermerskoe-khozyaystvo/»>земельного</a> участка площадью _________________________________________ кв. м
(площадь цифрами и прописью)
в <a class=»sl» href=»/practice/item/arendatory-zemelnykh-uchastkov/»>границах,</a> указанных в прилагаемом к настоящему Соглашению Межевом плане.
3. После раздела земельного участка, принадлежащего Сторонам на праве общей долевой собственности, право общей долевой собственности на участок прекращается с момента государственной регистрации прав на образуемые земельные участки в установленном законом порядке.
4. Указанный земельный участок правами третьих лиц не обременен, не заложен, в споре и под арестом не находится. Каких-либо ограничений в пользовании земельным участком не имеется.
5. Право собственности каждой Стороны на образуемые земельные участки в соответствии с п. 2 настоящего Соглашения возникает с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом.
6. Стороны самостоятельно несут расходы по государственной регистрации права собственности на образуемые в результате раздела земельные участки.
7. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по нему.
8. Стороны обязуются совершить все действия и предоставить все документы, необходимые для выполнения условий настоящего Соглашения.
9. Настоящее Соглашение составлено в _________________ экземплярах, по экземпляру для каждой из Сторон и _________ <a class=»sl» href=»/practice/item/sud-po-intellektualnym-pravam/»>экземпляров</a> для регистрирующего органа.
Приложения:
1.Межевой план.
Подписи Сторон:
Выдел земельного участка — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), который осуществляется только в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
При выделе образуются один или несколько земельных участков, а исходный земельный участок (из которого осуществлен выдел) сохраняется в измененных границах.
На образуемый в результате выдела земельный участок возникает право собственности участника долевой собственности, по заявлению которого осуществлялся выдел.
Согласно пункту 2 статьи 11.5 ЗК РФ другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на исходный (измененный земельный участок) с учетом изменившегося размера долей (доля каждого из участников пропорционально увеличивается)1.
Необходимость выдела земельного участка в натуре возникает в случаях, когда собственники не достигают согласия относительно порядка использования земельного участка. В связи с этим (если собственники не пришли к соглашению о разделе участка) участник долевой собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 252 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) наделен правом требовать выдела своей доли из общего имущества.
В случае, если участники долевой собственности не согласны со способом и условиями выдела доли одного из них, то он вправе требования выдела доли в натуре в судебном порядке (пункт 3 статьи 252 ГК РФ).
В отдельных случаях, если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (пункт 4 статьи 252 ГК РФ)2. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
Одной из наиболее распространенных причин, когда законом не допускается выдел доли земельного участка — является несоответствие образуемого земельного участка требованиям в части предельного минимального размера земельного участка3. Кроме этого, как и в других случаях преобразования земельных участков, выдел производится по определенным правилам, а вновь образуемые земельные участки должны отвечать ряду критериев.
К числу основных правил можно отнести следующее:
— сохранение категории земли (установленной для исходного земельного участка);
— соблюдение требований к предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков, установленных градостроительными регламентами или иными нормативными актами;
— соблюдение правил градостроительной деятельности (для земельных участков в черте городской застройки);
— границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
— должна быть обеспечена возможность сохранения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
— образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами4.
Помимо изложенного, следует отметить, что особую специфику имеет процедура выдела земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, которая регламентируется в том числе и нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С учетом большого количества особенностей и специфических требований к процессу выдела земельного участка в каждом конкретном случае, если Вы задумались о выделе в натуре принадлежащей Вам доли в праве на земельный участок, в первую очередь рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам, которые учтут все Ваши пожелания с учетом требований действующих нормативных правовых актов.
В любом случае, для осуществления выдела земельного участка необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ земельных участков временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по выделу земельного участка (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана необходимым этапом юридического оформления выдела земельного участка (участков) является постановка вновь образованного земельного участка (участков) на кадастровый учет5. При этом необходмо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):- постановка на учет всех образуемых земельных участков осуществляется одновременно (пункт 1 статьи 24 Закона о кадастре);- внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованных в результате выдела земельных участках будут носить временный характер6;- при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7. В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки заказчика. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета образованных земельных участков. Окончательным юридическим закреплением выдела земельного участка следует считать государственную регистрацию прав на вновь образованный земельный участок, после получения информации о которой орган кадастрового учета вносит в ГКН изменения в части сведений о площади и границах исходного земельного участка.
Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас выдел земельного участка любой сложности в Ростовской области9 и в Республике Крым в оптимальные сроки.
![]() |
![]() |
_____________________
1 Следует учиывать возможность выдела части доли, и сохранение участником выделившим такую часть и режим общей долевой собственности в отношении измененного земельного участка (при условии соразмерного изменения его доли). В качестве одного из наиболее известных примеров из судебной практики по данному вопросу можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2011 по делу № А70-367/2011, оставленное в силе определением ВАС РФ от 18.01.2012 № ВАС-17396/11
2 Также указанной статьей предусматривается вариант принудительной выплаты собственнику компенсации вместо выдела его доли в тех случаях, когда его доля незначительная, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества (принудительная выплата возможна только по решению суда)
3 Например, в соответствии Правилами землепользования и застройки Ростова-на-Дону, увержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 87 в зоне Ж-2 для условно разрешенных видов использования земельных участков предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлен в 200 кв.м. Таким образом, при наследовании участка площадью в 6 соток пятью наследниками, доля каждого в 1/5 чуть больше 100 кв.м., то есть меньше минимально разрешенной, а следовательно выдел участка, равнозначного по площади одной доле, невозможен
4 Так, например в соответствии с пунктом 2.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», одним из оснований принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении учета является не обеспечение доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута
5 Органом кадастрового учета в настоящее время является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», в филиале которой (в субъекте по месту нахождения земельного участка) и осуществляется кадастровый учет
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке.
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области
ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 марта 2003 года N 118/16-III-ОЗ
Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 26 февраля 2003 г. N 118
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации:
определяет сроки начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
устанавливает предельные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица;
(в ред. Закона Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
устанавливает случаи, в которых муниципальное образование должно приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при их отчуждении собственником;
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
абзац утратил силу. — Закон Оренбургской области от 05.03.2018 N 861/236-VI-ОЗ;
определяет порядок и сроки передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
(в ред. Закона Оренбургской области от 06.05.2014 N 2276/662-V-ОЗ)
устанавливает цену, по которой приобретаются земельные участки сельскохозяйственных угодий, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
(абзац введен Законом Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
устанавливает преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже;
устанавливает особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
определяет средства массовой информации, публикующие сообщения (информацию) о сделках с земельными участками и долями земель сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.10.2015 N 3403/967-V-ОЗ)
Действие настоящего Закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Законов Оренбургской области от 29.06.2017 N 440/101-VI-ОЗ, от 11.12.2017 N 708/169-VI-ОЗ)
Статья 2. Земли сельскохозяйственного назначения и их оборот
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
(в ред. Закона Оренбургской области от 01.11.2008 N 2525/517-IV-ОЗ)
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
(в ред. Законов Оренбургской области от 31.10.2014 N 2579/737-V-ОЗ, от 03.11.2017 N 661/161-VI-ОЗ)
Оборот земель сельскохозяйственного назначения — это переход права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения от одного лица к другому посредством заключения договоров аренды, мены, передачи в уставный (складочный) капитал юридического лица, передачи в залог, передачи по завещанию, дарению, продажи, а также по другим основаниям в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 3. Сроки приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области, находящихся в собственности Оренбургской области и муниципальной собственности, проводить с 28 января 2005 года.
Статья 4. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для осуществления эффективного сельскохозяйственного производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования, составляет не менее одного гектара.
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
Минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых и (или) осушаемых сельскохозяйственных угодий устанавливается не ниже размера земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, полученной ранее в процессе приватизации бесплатно.
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
Абзац утратил силу. — Закон Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ.
Минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются в случае:
(абзац введен Законом Оренбургской области от 02.07.2008 N 2264/462-IV-ОЗ)
выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых меньше, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей;
если участки образуются в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
(в ред. Законов Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ, от 05.03.2018 N 861/236-VI-ОЗ)
Статья 5. Отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение статьи 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и (или) части 2 статьи 4 настоящего Закона, то такие земельные участки (часть земельного участка) или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должны быть отчуждены собственником.
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
2. При отчуждении таких земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Оренбургской области или муниципальному образованию преимущественное право на заключение договоров аренды этих участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков.
(Статья в ред. Закона Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
3. При отсутствии лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эту долю или земельный участок должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.06.2017 N 440/101-VI-ОЗ)
1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
2. Уполномоченный орган, определенный частью 1 статьи 11 настоящего Закона в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», уполномоченный орган, определенный частью 1 статьи 11 настоящего Закона, в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
4. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную собственность Оренбургской области или муниципальную собственность поселения или городского округа Оренбургской области, на территории которого он расположен, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 7. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
(в ред. Законов Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ, от 31.10.2014 N 2579/737-V-ОЗ, от 29.06.2017 N 440/101-VI-ОЗ)
2. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
(в ред. Закона Оренбургской области от 06.05.2014 N 2276/662-V-ОЗ)
Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
(в ред. Закона Оренбургской области от 06.05.2014 N 2276/662-V-ОЗ)
В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласия участников долевой собственности на это не требуется, если договором не предусмотрено иное.
(часть 2 в ред. Закона Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
3. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
4. Утратила силу. — Закон Оренбургской области от 31.10.2014 N 2579/737-V-ОЗ.
5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
(часть 5 в ред. Закона Оренбургской области от 31.10.2014 N 2579/737-V-ОЗ)
6. Размер арендной платы определяется договором аренды.
Абзац исключен. — Закон Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
Порядок определения размера арендной платы за сельскохозяйственные угодья, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности Оренбургской области или являющиеся муниципальной собственностью, устанавливаются соответственно Правительством Оренбургской области, органами местного самоуправления.
(в ред. Законов Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ, от 02.03.2006 N 3141/542-III-ОЗ, от 29.06.2017 N 440/101-VI-ОЗ)
7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Закона Оренбургской области от 22.12.2005 N 2881/513-III-ОЗ)
1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Оренбургская область или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(в ред. Законов Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ, от 06.03.2015 N 2999/820-V-ОЗ)
2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Оренбургской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
(в ред. Законов Оренбургской области от 02.03.2006 N 3141/542-III-ОЗ, от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
3. В случае, если Оренбургская область откажется от покупки земельного участка, преимущественное право покупки до истечения месячного срока с момента получения Правительством Оренбургской области письменного извещения о намерении продать земельный участок переходит к муниципальному образованию. Оренбургская область извещает об отказе соответствующий орган местного самоуправления муниципального района с указанием срока поступления в Правительство Оренбургской области извещения о намерении продать земельный участок.
(часть 3 в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
4. В случае, если муниципальное образование по истечении тридцати дней с момента получения извещения Правительством Оренбургской области откажется от преимущественного права покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок, то продажа осуществляется любому заинтересованному лицу по цене не ниже указанной в извещении.
(в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
5. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
(в ред. Законов Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ, от 06.05.2014 N 2276/662-V-ОЗ)
Статья 9. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
(в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
(в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительного согласования размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
(часть 3 в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
4. Если указанное в части 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
(часть 4 в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
(часть 5 в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
6. Земельная доля может быть признана невостребованной в порядке, установленном федеральным законом. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном федеральным законом порядке невостребованными.
(часть 6 в ред. Закона Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
7. Утратила силу. — Закон Оренбургской области от 07.12.2018 N 1369/362-VI-ОЗ.
Статья 10. Информирование о сделках с земельными участками и долями земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Закона Оренбургской области от 27.06.2016 N 4020/1092-V-ОЗ)
Информация о возможности и об условиях приобретения земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, список невостребованных земельных долей, извещение о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельные участки, а также информация о возможности и об условиях приобретения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, должна быть опубликована органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в газете «Оренбуржье» или в средстве массовой информации, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения соответствующих земельных участков, и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования в сети «Интернет» (при его наличии) в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляются участникам долевой собственности или опубликовываются в средстве массовой информации, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения соответствующих земельных участков.
Статья 11. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения
1. Определить уполномоченным органом на совершение сделок с земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения, в которой одной из сторон является Оренбургская область, министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а уполномоченным органом по принудительному изъятию у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, установленных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», — министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
2. Утратил силу. — Закон Оренбургской области от 05.03.2018 N 861/236-VI-ОЗ.
3. Муниципальное образование при совершении действий по управлению и распоряжению земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения осуществляет свои полномочия через органы местного самоуправления муниципального района или городского округа в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и настоящим Законом.
В случае отказа от права собственности на земельную долю и перехода права собственности к муниципальному образованию правомочия собственника в отношении этих земельных долей осуществляют городские округа, городские или сельские поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ.
(абзац введен Законом Оренбургской области от 20.05.2011 N 183/27-V-ОЗ)
(часть 3 в ред. Закона Оренбургской области от 29.09.2009 N 3105/690-IV-ОЗ)
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Глава администрации
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
г. Оренбург, Дом Советов
17 марта 2003 года
N 118/16-III-ОЗ
Если вы являетесь собственником объекта капитального строительства (ОКС), расположенного на муниципальном земельном участке, вам необходимо оформить право на его аренду.
Для местных органов власти имеет значение размер земельных участков, которые они предоставляют в аренду собственникам объектов недвижимости. Как правило, заявителей интересует большая площадь участка, чем та, которую им готовы согласовать органы власти. И именно чрезмерная площадь земли или уже сформированного под ОКС земельного участка может стать причиной отказа в оформлении прав на землю.
Какие нормы регулируют право пользования землей под ОКС?
В правовом плане у вас, как у собственника недвижимости, сохраняется право пользования расположенным под ней земельным участком, на что указывают нормы статьи 271 и 552 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 35 Земельного кодекса РФ.
До 1 марта 2015 года предоставление земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости регулировалось статьей 36 Земельного кодекса РФ с учетом статьи 33 указанного кодекса (нормы отвода). В настоящее время нормы данных статей утратили силу.
Что будет, если не оформлять право пользования землей?
Казалось бы, вам было бы проще бесплатно пользоваться необходимой площадью участка без заключения договора аренды, если так вышло, что вам отказывают в согласовании необходимых параметров. Однако использование участка без оформления прав на землю в установленном порядке чревато административными санкциями по статье 7.1 КоАП РФ, которая трактует такое поведение как самовольное занятие участка. Санкции за данное правонарушение весьма существенны, о чем более подробно можно почитать в статье о рисках, связанных с отсутствием прав на землю.
Что включает процедура согласования предоставления земли?
Если для сформированных под объектами недвижимости земельных участков вам достаточно обратиться с заявлением об их предоставлении в долгосрочную аренду, то для несформированных земельных участков или для участков, границы которых требуют уточнения, потребуется прохождение процедуры согласования предоставления земельного участка.
В рамках этой процедуры проводится:
- утверждение схемы расположения земельного участка (координат его границ);
- межевание и внесение сведений об участке (его границах) в государственный кадастр недвижимости.
► Имейте в виду, что при наличии в заявлении согласия на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант границ испрашиваемого участка, в том числе предполагающий уменьшение его по площади (ч.12 ст.39.15 ЗК РФ). ◄
Как определяются предельные размеры земельного участка?
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка определяются:
- территориальной зоной, в которой он расположен;
- установленным видом разрешенного использования, сведения о котором содержатся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) соответствующей территории.
Однако предельные размеры земельных участков в Москве, в том числе их площадь, не устанавливаются для всех территориальных зон, на что указывает п.3.4.1 ПЗЗ г. Москвы. Это вносит еще большую неопределенность в вопросе соразмерности участка, который город в лице Департамента городского имущества (ДГИ) готов согласовать под объектом недвижимости.
Что может повлиять на определение соразмерности площади земли?
Для определения соразмерности площади земельного участка большую роль играет аргументированное обоснование необходимости оформления аренды. Анализ судебной практики также однозначно подтверждает обязательность предоставления доказательств, обосновывающих площадь земельного участка, необходимую для эксплуатации расположенного на его территории объекта недвижимости.
Одна из форм подобного обоснования – экспертное заключение, содержащее выводы о соразмерности земельного участка, сделанные с учетом следующих характеристик:
- категории и виды разрешенного использования земель;
- площади существующих и планируемых объектов недвижимости при условии наличия юридически значимых документов, подтверждающих будущее строительство.
► Выводы эксперта не должны иметь предположительный характер, а расчеты необходимой площади должны основываться на материалах судебного дела. ◄
Решение вопроса с оформлением прав на землю предполагает наличие специальных знаний в области земельного и градостроительного права, кадастра и картографии. Преимуществом также является наличие опыта взаимодействия с органами местной власти, в том числе умение грамотно выстраивать рабочие взаимоотношения с чиновниками.
Успешное отстаивание прав на испрашиваемый участок в суде потребует не только наличия юридического образования, но и значительной практики процессуального представительства по заявленной категории дел.
Целый отдел штатных юристов компании Maxard специализируется исключительно на земельных спорах, включая вопросы, затронутые в настоящей статье. Если вам необходимо согласовать предоставление земельного участка под вашим ОКС в аренду, вы можете обратиться к нам и получить бесплатную юридическую консультацию и коммерческое предложение о решении ваших задач нашими специалистами.
Под образованием земельного участка понимается возникновение нового земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Земельный кодекс РФ регламентирует порядок образования новых участковиз уже существующих.
Общие основания образования новых участков можно разделить на две группы:
1) образование нового участка путем изменения уже существующих участков;
2) образование нового участка путем формирования нового объекта недвижимого имущества из состава территорий, не обладающих признаками и свойствами земельного участка.
Исходя из указанных оснований, можно выделить основные способы образования новых участков земли:
1) раздел существующего участка на несколько новых – образуются несколько земельных участков. При этом исходный земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. И в этой связи подлежит снятию с кадастрового учета после подтверждения прав на вновь образованные участки. По общему правилу новые участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка и им присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ЕГРН;
2) объединение двух и более участков в один, т.е. образуется один новый земельный участок, а существование объединенных земельных участков прекращается. В случае, когда происходит объединение земельных участков, принадлежащих разным правообладателям, у них возникает право общей долевой собственности на новый участок.
Вновь образованному участку присваивается уникальный кадастровый номер;
3) перераспределение существующих земельных участков с образованием новых– образование двух и более новых смежных участков, при этом исходные земельные участки перестают существовать фактически и юридически.
Право собственности на образованные путем перераспределения участки, возникает на основании соглашения собственников исходных участков.
При перераспределении вновь образованные участки сохраняют свое целевое назначение и виды разрешенного использования;
4) выдел из существующего участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах. На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.
Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.
Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли. Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли. Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.
Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности;
5) образование нового участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности –выдел из государственных или муниципальных земель и его границы устанавливаются впервые. Основанием для образования земельных участков из муниципальных и государственных земель является проект межевания территории. В некоторых случаях участок образуется исключительно по проекту межевания, схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная уполномоченным органом.
Таким образом, при разделе или объединении существующих участков полностью утрачивают их физический и юридический статус, а вместо них появляются новые объекты недвижимости.При выделе или объединении первоначальные участки сохраняют свое существование с изменением физического и юридического статуса. На вновь образованные участки сохраняются права и обременения (ограничения), установленные в отношении исходных участков, если иное не установлено условиями соглашения сторон или нормативными актами.
Кроме того, можно выделить несколько условий для образования земельных участков.
Размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В случае образования земельного участка из земель государственной собственности до проведения кадастровых работ разрабатывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ образуемого земельного участка в данном случае согласовывается органом местного самоуправления.
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
– решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
– соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
– иные документы, на основании которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется образование земельных участков.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод:
– новообразованные земельные участки должны отвечать ряду требований относительно максимального и минимального размеров их площади;
– границы территорий должны быть правильной формы и пролегать таким образом, чтобы предоставить к участку доступ и возможность дальнейшей эксплуатации;
– определить границы земель помогает межевание, которое выполняет кадастровый инженер.
– в некоторых случаях преобразование производить запрещается.