Переговоры ес и Великобритании
После официального развода мало что изменится до конца 2020 г.: эти 11 месяцев будут переходным периодом. Великобритания лишится своих прав в союзе: ее депутаты уже покинули Европейский парламент, британский премьер и министры не будут участвовать в заседаниях руководителей стран ЕС, все решения в различных агентствах и ведомствах блока будут приниматься без учета британских голосов. Однако страна продолжит исполнять обязанности члена блока – платить взносы в бюджет ЕС, к ней будут применяться все правила и требования в торговых, экономических, юридических, антимонопольных и прочих вопросах.
Она также останется членом общего рынка, ведущим беспошлинную торговлю с другими странами союза, ее граждане смогут беспрепятственно перемещаться по ЕС.
Великобритания согласилась заплатить за развод 39 млрд фунтов ($51,3 млрд; нынешние и будущие взносы в бюджет ЕС по принятым ранее программам), часть этих денег уже перечислена.
Джонсон неоднократно заявлял, что намерен заключить с ЕС «обширное торговое соглашение, касающееся товаров, услуг и сотрудничества в других сферах» до окончания переходного периода. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен считает, что сделать это «в принципе невозможно». В январе она предположила, что летом стороны могут поднять вопрос о продлении переговоров на 2021 г. Джонсон не хочет соблюдать правила европейских регуляторов и подчиняться Европейскому суду, он заявлял о намерении изменить правила государственной помощи и закупок, чтобы помочь бизнесу.
Содержание
- Отказ от наследия Маргарет Тэтчер
- Торговое соглашение
- Граница Северной Ирландии
- Проблема сепаратизма
- Санкционная политика
- Будущее европейцев в Великобритании
- О Brexit
- Отношения Великобритании и ЕС на раннем этапе
- Почему британцам не понравилось в Евросоюзе
- Как и когда было принято решение о выходе из ЕС
- Каковы главные последствия выхода страны из ЕС
- Что изменится для России
- Чего ждать
Отказ от наследия Маргарет Тэтчер
Джонсон осознает, что многие британцы голосовали за Brexit не столько из-за неприязни к ЕС, сколько выражая недовольство собственным положением, пишет Financial Times. Поэтому, осуществив Brexit, он постарается заставить людей забыть о нем и переключится на борьбу с неравенством. «Мы не будем говорить о Brexit, если не считать слов, что мы не хотим больше о нем говорить», – утверждает помощник Джонсона.
Премьер постарается изменить традиционную экономическую политику консервативной партии, которую часть британцев со времен Маргарет Тэтчер упрекают в чрезмерной любви к свободному рынку. Реформы железной леди в 1980-х гг. дали толчок развитию Лондона и финансового сектора, спровоцировали волну приватизаций в Великобритании и во многих других странах, но положение жителей провинций ухудшилось. Однако именно эти избиратели, традиционно голосовавшие за лейбористов, обеспечили Джонсону победу на декабрьских выборах. Он пообещал им больше инвестировать в инфраструктуру и развитие северных регионов, а также активно помогать испытывающим проблемы стратегическим отраслям.
Хотя в 2017 г. Джонсон, наоборот, выступал за сокращение роли государства в экономике. Поэтому бывший вице-премьер Майкл Хезелтин называет его «самым гибким политиком современности».
Экономика буксует
Банк Англии 30 января, накануне Brexit, оставил ключевую процентную ставку на уровне 0,75%. Большинство управляющих посчитали, что снижать ее нет необходимости, поскольку свежие данные свидетельствуют о росте уверенности бизнеса и потребителей в январе. Однако центробанк снизил прогноз среднегодового роста экономики – до 1,1% в ближайшие три года. Министр финансов Саджид Джавид в недавнем интервью FT говорил, что хочет ускорить его до 2,8%.
Торговое соглашение
Джонсон надеялся, что в одиночку Великобритания сможет договориться о более выгодном торговом соглашении с США, чем в составе ЕС. Президент Дональд Трамп заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что ждет не дождется переговоров о «потрясающем новом соглашении с Великобританией». Но быстро стало понятно, что переговоры окажутся не такими уж и легкими.
В конце января британское правительство разрешило использовать оборудование Huawei в сетях 5G, хотя Вашингтон настаивает, что оно может быть использовано для шпионажа в пользу Китая, и даже грозил перестать обмениваться разведданными с Лондоном. Госсекретарь США Майк Помпео во время визита в Лондон 30 января убеждал британцев пересмотреть решение по Huawei. Обсуждались и торговые вопросы: США требуют, чтобы Великобритания сделала свой рынок более открытым для американских фермеров, разрешив продажу хлорированной курицы и обработанной гормонами говядины.
Но такое давление не нравится некоторым членам консервативной партии. Отсутствие быстрой договоренности с США «не будет катастрофой», приводит FT слова британского министра. Кроме того, в Давосе Великобритания подтвердила планы ввести с апреля налог на технологических гигантов, который прежде всего ударит по американским компаниям. В ответ министр финансов США Стивен Мнучин пригрозил пошлинами на импорт британских автомобилей. После чего министр финансов Саджид Джавид заявил, что Лондон отдаст предпочтение торговым переговорам с ЕС, поскольку переходный период закончится в декабре, а в переговорах с США «нет жесткого дедлайна».
«Даже при самом оптимистичном раскладе выгоды от торговой сделки с США составят 1/20 от издержек в результате неспособности договориться с ЕС», – приводит FT мнение бывшего помощника министра финансов Великобритании Ника Макферсона. Министры должны сконцентрироваться «на большой сделке с Европой», сказал газете член британского правительства.
Граница Северной Ирландии
Эта сделка во многом зависит от решения проблемы о границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Соглашение о Brexit, которое Джонсон заключил в 2019 г. с Брюсселем, должно позволить избежать жесткой границы. Для этого Северная Ирландия продолжит соблюдать регулирующие нормы ЕС в производственном и сельскохозяйственном секторах, а остальные регионы Соединенного Королевства (Англия, Уэльс, Шотландия, островные территории) – нет.
Соглашение о Brexit гарантирует, что Северная Ирландия и после 2020 г. продолжит вести свободную и беспошлинную торговлю с ЕС. Но если к концу переходного периода Лондон и Брюссель не заключат торговое соглашение, то между остальной частью Соединенного Королевства и ЕС возникнут торговые барьеры и импортерам придется платить пошлины.
Соглашение о Brexit предполагает, что в отсутствие таможенных проверок на границе с Ирландией их придется осуществлять где-то между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства. Хотя во время предвыборной кампании Джонсон заявлял, что проверок не будет. Также он говорил в палате общин, что из Британии в Северную Ирландию товары будут поставляться «беспрепятственно»; однако ЕС настаивает на проверках, особенно в отношении продуктов питания.
О конкретике в этом вопросе Лондону и Брюсселю нужно будет договариваться.
Также, по условиям соглашения о Brexit, североирландским компаниям придется платить пошлины ЕС, если «существует риск» (это понятие тоже предстоит определить), что покупаемые ими британские товары затем могут оказаться в Ирландии. Но при наличии доказательств, что товары не пересекли границу с ЕС, они смогут вернуть эти деньги, отмечает BBC. Видимо, коммерческую продукцию придется декларировать при ее перемещении как из Британии в Северную Ирландию, так и обратно.
Если Соединенное Королевство и ЕС договорятся о таможенном союзе с нулевыми пошлинами, ирландская проблема в значительной мере будет снята. Однако основной идеей Brexit было освобождение от регулирующих норм ЕС, которые нужно соблюдать в таможенном союзе. В Брюсселе также опасаются, что Лондон введет более мягкие требования к продукции, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. В этом случае шансы на создание таможенного союза между Соединенным Королевством и ЕС существенно падают, и между островом Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия) и ЕС возникнет таможенная граница, тогда как Северная Ирландия в торговом отношении останется частью ЕС.
Если же Джонсон не сможет согласовать параметры торговой сделки с ЕС, то в конце 2020 г. ситуация с «жестким Brexit», которой так боялись в прошлом году бизнес и политики, повторится.
Проблема сепаратизма
Большинство жителей Северной Ирландии и Шотландия на референдуме поддержали членство в ЕС. Brexit усиливает сепаратистские настроения в этих регионах, предупреждают эксперты, тем более что воспоминания о действиях террористов и радикальных партий, требовавших объединения с Ирландией, еще достаточно свежи – соглашение о мирном политическом урегулировании в Северной Ирландии было заключено в 1998 г.
А первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила 31 января: «Сегодня Великобритания покинет ЕС. Для многих из нас это будет моментом глубокой печали. Здесь, в Шотландии, печаль будет смешана с гневом, поскольку это происходит против воли большинства «. Надежды на другое и лучшее будущее для Шотландии связана «только с независимостью», сказала Стерджен.
Скромное торжество
Борис Джонсон распорядился провести в Лондоне лишь скромные мероприятия в честь Brexit, понимая, что многие британцы были против выхода из ЕС, пишет FT. На стене его резиденции на Даунинг-стрит, 10, на световых часах велся обратный отсчет до 23.00 по местному времени.
Сторонники Brexit хотели, чтобы в момент выхода страны из ЕС пробил Биг-Бен. Но знаменитый колокол молчит с 2017 г. из-за реставрации башни. По оценкам парламентариев, для необходимых работ потребовалось бы до 500 000 фунтов, и они отказались выделить бюджетные средства. После этого активисты из организации Stand Up 4 Brexit при поддержке Джонсона организовали краудфандинг и к 27 января собрали 272 770 фунтов. Но им не удалось получить разрешение парламента на проведение работ, поэтому средства будут направлены на благотворительность.
Санкционная политика
В феврале Великобритания может представить новую санкционную политику. В начале января министр иностранных дел Доминик Рааб говорил, что выход из ЕС позволит Лондону решительнее бороться с нарушением прав человека в других странах.
Поэтому эксперты считают, что санкционная политика Великобритании ужесточится и будет больше напоминать американскую, тогда как политика ЕС может, наоборот, смягчиться. «По-моему, Великобритания займет промежуточную позицию» между США и ЕС, говорит Санни Манн из юридической фирмы Baker McKenzie (цитата по FT). Ожидается, что будет введен запрет на въезд и заморожены активы россиян, ответственных за нарушение прав человека, – по аналогии с принятым в США законом Магнитского, пишет газета.
Правительство собирается опубликовать список людей, чьи британские активы будут заморожены. По словам источников FT в правительстве, в первую очередь в него могут попасть граждане России, Ливии и Северной Кореи, а также саудовцы, причастные к убийству Джамаля Хашкоджи в 2018 г.
Появление нового санкционного режима может осложнить жизнь бизнесу. Например, сейчас европейские санкции не касаются местных подразделений российских банков, если предоставляемые им займы не будут использоваться для финансирования их материнских организаций в России. После Brexit европейцам придется учитывать, что эти исключения, возможно, не будут распространяться на британские подразделения российских банков, указывает FT.
Будущее европейцев в Великобритании
В переходный период правила для живущих и работающих в Великобритании граждан ЕС (а их 3 млн) не изменятся. Затем (до 30 июня 2021 г.) прожившие в стране пять лет, а также граждане Ирландии смогут попросить постоянный вид на жительство. Остальным придется обратиться за продлением вида на жительство. Не успевшие к этому сроку по «уважительным причинам» смогут сделать это в течение какого-то времени.
С 2021 г. приезжающим в Великобританию гражданам ЕС, возможно, придется получать визы и разрешения на работу. Лондон и Брюссель заявляли о желании ввести безвизовый режим для краткосрочного пребывания сроком до 90 дней.
Права граждан ЕС, ранее не живших в Великобритании, не прописаны в соглашении. Но британское правительство дало понять, что намерено как можно скорее сократить иммиграцию. Для этого оно планирует ввести балльную систему отбора мигрантов из ЕС и других стран, отдавая приоритет квалифицированным специалистам.
Для граждан стран, не входящих в ЕС, в результате Brexit ничего не изменится. Так, россиянам, как и до сих пор, для въезда в Великобританию нужно будет получать визы стандартным образом.
ЛОНДОН, 8 сентября. /ТАСС/. Предпоследний раунд переговоров об условиях будущих отношений Великобритании и Евросоюза начался во вторник в Лондоне. На фоне опасений по поводу их возможного провала сводный индекс 600 крупнейших европейский компаний Euro Stoxx 600 потерял во вторник 1,2%, а индекс Лондонской фондовой биржи FTSE 100 снизился на 0,1%.
В течение ближайших дней делегации предпримут еще одну попытку сблизить позиции и достичь консенсуса по остающимся неразрешенным вопросам до того, как отведенное на это время окончательно истечет. Накануне нынешнего раунда премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон предупредил, что переговоры должны быть завершены к саммиту ЕС 15 октября, чтобы стороны успели утвердить соглашение. По словам Джонсона, если до этого момента договориться о правилах свободной торговли не удастся, стороны должны будут «принять это и двигаться дальше». При этом он выразил уверенность в том, что достичь договоренности по-прежнему возможно.
Предпоследний раунд переговоров осложняется тем, что британское правительство подтвердило наличие планов представить закон о внутреннем рынке, вступление которого в силу нарушит один из основных пунктов сделки о Brexit — раздел о закреплении статуса Северной Ирландии как субъекта, являющегося частью таможенного пространства Соединенного Королевства, при этом сохраняющего доступ к единому рынку и таможенной зоне ЕС. В правительстве заявляют, что этот инструмент является лишь страховкой на случай провала переговоров с ЕС, и его цель — обеспечить свободную торговлю между всеми составляющими частями Соединенного Королевства вне зависимости от того, удастся ли Лондону и Брюсселю достичь соглашения. В Брюсселе крайне негативно восприняли планы Лондона, а глава МИД Ирландии Саймон Коувени заявил о том, что ЕС не должен «потакать подходу» британского правительства, который предполагает нарушение международного права.
Перед начавшимися в среду встречами главы делегаций — представитель британского премьера Дэвид Фрост и главный переговорщик ЕС Мишель Барнье — заявили о том, что намерены до последнего отстаивать позиции своих сторон. По словам Фроста, камнями преткновения в дискуссиях с ЕС остается вопрос об обеспечении условий равной конкуренции для британских и европейских компаний (так называемые единые правила игры), а также правила рыболовства. Барнье же обвинил Лондон в попытке получить большинство преимуществ членства в ЕС, но без каких-либо обязательств и ограничений в рамках соблюдения общей торговой политики Евросоюза с третьими странами.
О Brexit
Великобритания покинула ЕС в ночь на 1 февраля 2020 года после трех лет переговоров об условиях выхода. Брюссель и Лондон договорились о переходном периоде до конца текущего года, во время которого на Соединенное Королевство распространяются все европейские нормы. Продлевать срок переходного периода британская сторона отказалась.
За остающееся время Лондон и Брюссель должны согласовать документ о порядке выстраивания будущих отношений. Если соглашение, в котором будут оговариваться новые правила торговли, так и не удастся заключить, стороны начнут торговать по правилам ВТО, как только закончится переходный период.
Нынешний раунд, восьмой по счету, как ожидается, продлится до 10 сентября. Завершающий раунд дискуссий запланирован на 28 сентября — 2 октября, он должен пройти в Брюсселе.
Британцы долго готовились к этому шагу. Но это не значит, что процесс выхода сразу же и закончится. Brexit будет проходить в несколько этапов. Мы постараемся объяснить простыми словами, почему Великобритания покидает ЕС, как это будет происходить и к чему может привести.
Отношения Великобритании и ЕС на раннем этапе
Европейский Союз рождался в муках на протяжении практически полувека. И отношения сообщества с Великобританией были сложными с самого начала.
Изначально объединение европейских стран преследовало исключительно экономические цели — создание единой таможенной зоны, организацию свободного движения капитала между странами и т. д. Именно для этого в 1957 году было создано Европейское экономическое сообщество, в которое вошли Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Британцы не сомневались в необходимости подобного объединения, однако совместно с другими странами создали альтернативную «Европейскую ассоциацию свободной торговли».
Вскоре стало ясно, что ЕЭС работает гораздо эффективнее, и Британия решила все же вступить в сообщество. Но ее ждал сюрприз: руководивший в то время Францией Шарль де Голль считал, что британская экономическая система несовместима с европейской сразу по целому ряду аспектов, а также опасался того, что Британия станет агентом влияния США внутри ЕЭС. Поэтому он не позволил принять Соединенное Королевство, наложив вето на вступление новых членов. В результате Великобританию приняли в ЕЭС лишь в 1973 году.
Почему британцам не понравилось в Евросоюзе
Радость от вступления длилась недолго. Этот процесс проходил под руководством консервативного правительства и потребовал проведения ряда экономических и финансовых реформ, которые привели к росту цен и общему увеличению стоимости жизни и производственных расходов. Не меньше возмущало своенравных британцев и вмешательство в политическую и правовую систему, которое было неизбежно при столь тесном экономическом взаимодействии.
В 1974-м, всего год спустя, к власти пришли лейбористы, пообещавшие избирателям пересмотреть условия членства в ЕЭС и провести референдум о сохранении членства в организации. В июне 1975 состоялся референдум, на котором более 67 процентов участников высказались за то, чтобы страна осталась в ЕЭС. Недовольных тоже хватало, однако вопрос о выходе из экономического сообщества был снят на долгое время. Попытки использовать эту тему в политических целях предпринимались, но не имели большого успеха.
Новый повод для беспокойства создала сама Европа. За два десятка лет сообщество значительно расширилось, и в 1992 году был подписан Маастрихтский договор. На фундаменте Европейского экономического сообщества был создан Европейский Союз, ставший не только экономическим, но и политическим объединением.
На фоне этих событий позиции евроскептиков в Великобритании вновь усилились. Была создана Партия независимости Соединенного Королевства, призывавшая к выходу из ЕС. Недовольство Брюсселем тем временем росло как в народе, так и во властных кругах, представители которых пытались сохранить максимальную независимость в ключевых вопросах политики и экономики. Они не захотели присоединяться к Шенгенскому соглашению и отказались от единой европейской валюты.
Продолжавшаяся последние три десятка лет европейская политическая интеграция привела к еще большему росту недовольства среди британцев. Что же именно им не нравилось?
Фото: REUTERS/Toby Melville
Во-первых, миграционная политика. Великобритания стала одной из основных жертв европейской политики открытых границ, ведь именно в нее стремятся многие трудовые мигранты, всем правдами и неправдами проникающие на территорию ЕС. К тому же неиссякаемый поток рабочей силы хлынул на Туманный Альбион в 2004-м и 2007-м годах из стран Восточной Европы, присоединившихся к ЕС. По данным национального статистического управления Соединенного Королевства, в 2016 году в Британии работали 942 тысячи граждан государств Восточной Европы, в основном — из Румынии, Болгарии и Польши, и 791 тысяча западных европейцев. Социальная инфраструктура и бюджет страны с трудом выдерживали такую нагрузку.
Во-вторых, евробюрократия. Бесчисленные законы и правила превратились в барьеры для развития бизнеса, а принятие наиболее важных решений в рамках ЕС требует долгих согласований со всеми членами.
В-третьих, взносы стран-членов ЕС в бюджет союза не равны. На протяжении многих лет Великобритания как одна из самых развитых стран Евросоюза платит большие взносы, не получая от этого никакой ощутимой выгоды — именно так, по крайней мере, считают многие простые британцы. По величине суммы, которая уходит в общеевропейскую казну, Соединенное Королевство занимает четвертое место после ФРГ, Франции и Италии.
В-четвертых, Великобритания — страна с богатыми традициями, ставшими неотъемлемой частью британской политической культуры. Именно поэтому британцев так раздражает перспектива политического объединения — они не готовы делегировать принятие судьбоносных политических решений руководству ЕС.
В-пятых, общий рынок, выглядевший привлекательным и перспективным двадцать-тридцать лет назад, уже не так интересен. После распада СССР и окончания холодной войны появились новые рынки сбыта, ранее недоступные странам Запада. Впрочем, на данный момент именно ЕС остается главным торговым партнером Великобритании.
В-шестых, суды во вступивших в ЕС странах принимают решения на основе законодательства Европейского Союза, в то время как в основе правовых систем большинства государств Британского Содружества лежит английское право.
Проще говоря, все дело в деньгах и контроле. Британцам надоело платить немалые взносы за членство в организации, которая постепенно лишает их и национальное правительство контроля во всех сферах жизни.
Можно также сказать, что вступление в Европейский Союз поставило под угрозу национальную идентичность, а это для британцев вовсе не пустой звук. Они ценят свой образ жизни, складывавшийся веками, и ради его сохранения готовы пойти на многое.
«Выход Британии из состава Евросоюза имеет и межкультурные основания. Еще со времен «Истории цивилизации в Англии» Генри Томаса Бокля англичане считали себя выше и лучше других народов. Сегодняшняя американская исключительность берет свое начало от первых переселенцев, которые были англичанами. Для англичан нестерпимо такое положение, когда необходимо подчиняться решениям чиновников из Брюсселя. Англичане не желают находиться на равных, сидеть за одним столом с младоевропейцами. Особенно возражают англичане против беспрепятственного приезда в их страну иммигрантов, квоты на расселение которых определяет Евросоюз. Высокомерию англичан способствует и имперское прошлое, когда Великобритания была владычицей морей, «над которой никогда не заходило солнце», — считает заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ имени М. В. Ломоносова доктор социологических наук, профессор Владимир Кочетков.
Как и когда было принято решение о выходе из ЕС
На фоне массового принятия стран Восточной Европы в Евросоюз в начале 2000-х популярность евроскептиков продолжила расти. Меньшая развитость этих стран создала дополнительную нагрузку, которая легла на плечи самых богатых членов ЕС. И если за первые 11 лет после своего создания Партия независимости Соединенного Королевства лишь однажды смогла получить три места в Европарламенте, то в 2004 году, когда в ЕС были приняты Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, она получила сразу двенадцать мест. И впоследствии лишь улучшала свой результат, дойдя до 24 мест в Европарламенте в 2014 году. А в следующем году сделала невозможное, сумев получить одно место в нижней палате британского парламента.
Обострение споров вокруг членства в ЕС привело к тому, что в 2016 году в стране был организован референдум о членстве Великобритании в Европейском Союзе. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Нужно Соединённому Королевству остаться членом Европейского Союза или покинуть Европейский Союз?»
Голосование проходило 23 июня 2016 года, всего в нем приняли участие 33 577 342 человека.
Уже к 4:30 утра 24 июня 2016 года стало понятно, что сторонники выхода из состава ЕС победили. Вскоре после оглашения результатов ушел в отставку премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, выступивший инициатором референдума и агитировавший за сохранение членства в Евросоюзе.
11 июля 2016 года новым премьер-министром Великобритании стала Тереза Мэй.
Фото: Dominic Lipinski/Pool Photo via AP
В феврале 2017 года решение о выходе из ЕС было одобрено обеими палатами парламента, 16 марта его подписала королева Елизавета II.
29 марта 2017 года британский премьер Тереза Мэй уведомила руководство ЕС о начале процедуры выхода ее страны из союза.
6 июля 2018 года Тереза Мэй представила так называемый «план Чекерс», предусматривавший тесную интеграцию с ЕС после выхода. Этот вариант не устроил никого — ни британский парламент, ни ЕС.
25 октября 2018 года после долгих переговоров лидеры 27 остающихся в ЕС стран утвердили проект соглашения с Великобританией о ее выходе из состава сообщества и политическую декларацию о будущих отношениях с Лондоном. Вступление договора в силу намечалось на 30 марта 2019 года. Однако британский парламент трижды отверг этот проект, что стало причиной нескольких переносов даты выхода.
24 июля 2019 года Тереза Мэй покинула свой пост, так и не сумев ни выработать устраивающий всех план выхода, ни провести через парламент имеющийся, одобренный Брюсселем. На этом посту ее сменил соратник по Консервативной партии, бывший мэр Лондона и экс-глава британского МИД Борис Джонсон, пообещавший изменить проект соглашения или, если это не удастся, вывести страну из Евросоюза без него. Но и у него поначалу ничего не получилось. Выход из ЕС, намеченный теперь уже на 31 октября 2019 года, снова пришлось переносить. Джонсон понял, что с существующим раскладом сил в парламенте, где у его партии нет большинства, он не сможет довести Brexit до конца, и назначил внеочередные выборы на 12 декабря. По итогам этого голосования тори получили 365 мест из 650, и Джонсон гарантировал себе поддержку палаты общин.
9 января 2020 года Палата Общин, а 22 января — Палата Лордов британского парламента, несмотря на множество разногласий, приняли Закон о выходе из Европейского союза. 23 января его подписала королева Елизавета II. Этот документ гарантирует, что новых отсрочек уже не будет — 31 января 2020 года Великобритания утратит представительство и право голоса в органах власти Евросоюза, то есть полностью покинет ЕС с политической точки зрения. Переходный период в экономике, в течение которого Соединенное Королевство продолжит оставаться частью единого европейского экономического пространства, продлится до конца 2020 года.
Фото: UK Parliament/Jessica Taylor/Handout via REUTERS
Каковы главные последствия выхода страны из ЕС
Итак, процесс выхода из ЕС уже запущен, и, согласно статье 50 Договора о Европейском Cоюзе, в полночь он станет необратимым. Сейчас главный вопрос в том, будет он «мягким» или «жестким». Первый вариант предусматривает сохранение довольно тесных отношений с ЕС. Великобритания потеряет свое политическое влияние в рамках Евросоюза, но сохранит доступ к единому рынку в рамках соглашения о свободной торговле. Но в Брюсселе уже выдвигают условия: стране придется придерживаться европейской налоговой политики, правил господдержки и регулирования, а также стандартов охраны окружающей среды. И насчет этого Борис Джонсон уже сказал решительное «нет». Второй вариант предусматривает полный отказ от доступа к таможенному союзу и единому европейскому рынку, и взаимодействие по формуле «ВТО плюс», то есть на основе принципов Всемирной торговой организации, но более глубокое в некоторых отраслях.
Итак, что изменится в связи с выходом Великобритании из ЕС?
Фото: Daniel LEAL-OLIVAS / AFP
Границы
Наиболее важной для самой Великобритании является проблема границы между Северной Ирландией, входящей в Соединенное Королевство, и независимой Республикой Ирландия. Еще до вхождения в ЕС весь остров Ирландия был включен в так называемое единое иммиграционное пространство, подразумевавшее свободное передвижение граждан, контролирующееся только посредством паспортных проверок в аэропортах и морских портах. Теперь граница между двумя Ирландиями станет еще и единственной сухопутной границей между Великобританией и ЕС.
Обе стороны высказали заинтересованность в том, чтобы сохранить «прозрачную» границу, поэтому на данный момент решено, что Северная Ирландия перестанет быть частью единого европейского таможенного пространства, но останется «точкой входа» в него. Де-факто граница появится лишь в Ирландском море.
Свободное движение граждан ЕС через британско-ирландскую границу тоже сохранится. Не исключено, что проверки будут проводиться так же, как на норвежско-шведской границе: на основных переходах будут проходить обязательные проверки грузового транспорта и выборочные проверки легковых машин. На второстепенных переходах будет организовано видеонаблюдение, и грузовой транспорт сможет использовать их только после получения соответствующего разрешения.
Однако многие эксперты считают, что в долгосрочной перспективе выход из ЕС может привести к сокращению количества пропускных пунктов и ужесточению контроля на границе.
Еще одна граница появится между Великобританией и Францией. Впрочем, задолго до референдума о выходе Соединенного Королевства из ЕС страны заключили соглашение Ле-Туке, которое предполагает, что для удобства британские чиновники проводят необходимые проверки прямо на территории Франции, а их французские коллеги, в свою очередь, работают в британском Дувре. В 2018 году это соглашение было дополнено для того, чтобы мигранты, стремящиеся в Британию, не скапливались во французском порту Кале.
Транспортное сообщение с Европой сохранится в полном объеме — железнодорожный тоннель под Ла-Маншем продолжит свою работу, авиасообщение со странами мира, как ожидается, тоже не пострадает. Изменения могут затронуть лишь морской транспорт — на следующих из стран ЕС паромах начнут проводиться таможенные проверки.
Территориальная целостность
Выход из ЕС еще долго будет оказывать влияние на британскую внутреннюю политику. Дело в том, что далеко не все части Соединенного Королевства с оптимизмом относятся к этому процессу.
Так, законодательные органы Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса отклонили закон о выходе из Евросоюза, но это не помешало британскому парламенту его все же принять, поскольку мнение региональных депутатов имеет лишь рекомендательный характер. Но вскоре после оглашения результатов референдума первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила, что решение о выходе из ЕС дает шотландцам, большинство из которых в 2016 году голосовало за то, чтобы остаться в ЕС, право на проведение нового референдума о независимости. А в минувшую среду парламент Шотландии большинством голосов принял решение не спускать со своего здания флаг Евросоюза. Кроме того, законодатели в Эдинбурге высказались за проведение повторного референдума для того, чтобы «шотландский народ смог решить, хотят ли они стать независимым государством». Правда, для этого еще нужно согласие парламента Великобритании, а с этим у шотландцев будут проблемы.
Напомним, что последнее голосование по этому вопросу состоялось в 2014 году, тогда 55% его участников высказались против отделения от Соединенного Королевства.
Также вскоре после Brexit все чаще стали появляться заявления о возможном объединении Ирландии. В 2017 году Дэвид Дэвис, занимавший в ту пору пост министра по выходу Великобритании из ЕС, заявил: «Если большинство жителей Северной Ирландии когда-либо проголосует за то, чтобы стать частью единой Ирландии, правительство Великобритании выполнит свои обязательства, чтобы сделать это».
Пока это все лишь слухи и политические проекты, однако в долгосрочной перспективе Brexit может стать причиной больших перемен в Соединенном Королевстве.
Экономика
На первом этапе британская экономика может понести потери, по мнению экспертов, реальные доходы населения также могут падать в течение нескольких лет. Однако не исключено, что скидывание оков европейского законодательства поможет довольно быстро привлечь новые инвестиции и выправить экономическую ситуацию.
Многим крупным компаниям, деятельность которых зависит от европейского рынка и открытых границ, придется либо переехать в другие страны, либо открыть в странах ЕС «дочки», что приведет к сокращению количества рабочих мест.
Ужесточение миграционной политики после окончания переходного периода, в свою очередь, может вызвать как отток капитала, так и утечку мозгов. Неопределенность в сфере законодательства для иностранных работников может оттолкнуть многих, в том числе, же работающих в Великобритании. Привлекательность получения британского гражданства, вероятно, тоже снизится, ведь оно уже не будет давать права на беспрепятственное перемещение и движение капитала по Европе.
И все же выход из ЕС также предоставляет стране множество возможностей. Власти Великобритании снова смогут проводить независимую сельскохозяйственную политику, не оглядываясь на ситуацию на материке. То же самое касается рыболовства, тяжелой промышленности и многих других сфер экономики. Вопрос лишь в том, смогут ли британцы извлечь из этого выгоду.
Право
В июне 2018 года был принят «Билль об отмене законов ЕС», который отменяет нормы права Евросоюза на территории Великобритании. На деле он перенес многие европейские нормы в британское законодательство. Однако сам по себе выход из ЕС позволяет парламенту Великобритании решать, какие из этих законов продолжат действовать, а какие будут изменены или отменены. Кроме того, после окончания переходного периода, намеченного на 31 декабря текущего года, британские суды больше не будут связаны решениями Суда Европейского союза.
Однако и тут есть обратная сторона — за время членства в ЕС Великобритания стала участником многих международных договоров, заключенных Евросоюзом. После официального «развода» страна еще будет считаться их частью, но британским дипломатам придется серьезно попотеть, чтобы успеть до окончания переходного периода восстановить необходимые соглашения с другими странами и организациями уже в двустороннем порядке.
Что изменится для России
Выход Великобритании из Евросоюза вряд ли ощутимо скажется на россиянах. Европейский Союз как был, так и останется главным торговым партнером России. Выход одного из членов приведет к пересмотру экспортных квот с ЕС и целому ряду изменений в торговле с Великобританией. Однако объемы торговли между нашими странами настолько малы, что это вряд ли окажет серьезное влияние на экономику.
Наибольшее беспокойство Brexit вызывает у бизнеса, так как на данный момент трудно сказать, как этот процесс скажется на российских компаниях, работающих на Лондонской бирже. Вероятно, ответ на этот вопрос появится довольно скоро, ведь у британцев осталось менее года, чтобы подготовить законодательство и финансовые рынки к окончательному выходу из единого европейского экономического пространства.
В том, что касается туристов, все должно остаться по-прежнему. Самолеты из Хитроу вылетают как обычно, между Россией и Соединенным Королевством действует соглашение о воздушном сообщении, подписанное еще в 1957 году, а визовый режим между нашими странами как был, так и остается. Сотрудничество в других важных областях также не пострадает. Например, вопросы выдачи преступников регулируются Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам и другими европейскими конвенциями, на которые членство в Евросоюзе никак не влияет.
Чего ждать
Итак, можно без тени сомнения сказать, что мы становимся свидетелями исторического процесса, с последствиями которого Великобритания и Евросоюз будут разбираться еще много лет.
Теперь нам остается ждать. До конца 2020 года ЕС и Великобритании предстоит выработать торговое соглашение, на основании которого они будут поддерживать отношения с 2021 года. Переговоры начнутся уже в марте. На данный момент есть три основных варианта развития событий.
Если новые условия торговли и сотрудничества будут сформулированы и приняты обеими сторонами, с 1 января 2021 года начнется новая страница в истории отношений Соединенного Королевства и ЕС. Этот вариант считается наиболее благоприятным для всех.
Если же стороны не смогут достигнуть согласия, у них будет два пути: либо продлить переходный период, в течение которого Великобритания будет оставаться частью единого экономического пространства, либо инициировать «жесткий» Brexit — без торгового соглашения, что чревато нарушением достигнутых ранее договоренностей о выходе. Продление переходного периода на год или два года, как уже предупредили британцев в Брюсселе, возможно лишь до июля 2020 года.