Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Педкласс в школе

08.06.2020 by admin

История образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей постоянно привлекали внимание выдающихся педагогов. А.В.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский выдвигали не потерявшие актуальности и до сегодняшнего дня идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога. Они подчеркивали необходимость строгого отбора и специальной подготовки лиц, претендующих на учительскую должность. Сегодня также важно, какой абитуриент придет в педвуз: случайный человек или профессионально сориентированный, знающий о всех привлекательных и негативных сторонах учительского труда.
Начнем с проблем, наиболее характерных для российской образовательной ситуации конца XX столетия, — прежде всего социально-экономического характера: недостаточной и нерегулярной оплаты учительского труда, бытовой неустроенности педагогов. Как следствие этого — низкая престижность педвузов в сравнении с другими высшими учебными заведениями. Так, например, на вступительных экзаменах в вузы г. Томска в 1999 г. конкурс в государственный университет в среднем составил 7-8 человек на место, в медицинский на одно место претендовали 5 человек, а в педагогический — всего 2,6. Многое решает исходный общеобразовательный и общекультурный уровень выпускников городских и сельских школ, поступающих в педагогические учебные заведения. Первокурсники с неодинаковыми стартовыми возможностями и существенно различными мотивами поступления часто имеют полярно противоположные позиции относительно планирования учительской карьеры.
Определимся с понятием «учительская карьера». Еще 10-15 лет назад слова «карьера», «карьерист», «карьеризм» воспринимались только негативно. Коллективистические установки в обществе, в школьной среде и внешкольной жизни были доминирующими, что естественным образом нивелировало стремление отдельного человека иметь свою личную позицию, подавляли инициативу и профессиональные планы молодежи.
Исторический экскурс в поисках возможных для российской молодежи 20-80-х гг. XX в. способов профессионального самоопределения позволяет воспроизвести следующую картину. Рабфаки, созданные при вузах (1919-1940), принимали юношей и девушек только пролетарского происхождения. Выполняя роль общеобразовательного учреждения (3 года на дневном, 4 — на вечернем отделении), они готовили будущих потенциальных студентов для различных университетов и институтов, причем распределение по факультетам осуществлялось по разнарядке в соответствии с потребностями региона в кадрах того или иного профиля, а не по личному выбору молодого человека.
Конец 50-х, 60-80-е гг. характеризуются стремлением в рамках единой трудовой общеобразовательной политехнической школы осуществлять профессиональную ориентацию старшеклассников на массовые сельскохозяйственные и рабочие профессии с тем, чтобы обеспечить кадрами (хотя и довольно низкой квалификации) сельскую местность и промышленные предприятия, испытывающие потребность в рабочих непрестижных, нетворческих профессий’. Многочисленные письменные источники свидетельствуют о том, что известные кампании типа «всем классом после школы остаемся работать в колхозе», различные
стр. 59
———————————————————————————
всесоюзные молодежные стройки (Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, ДнепроГЭС, БАМ и др.), освоение целинных земель были по-настоящему добровольными только на этапе рождения инициативы. Растиражированные «призывы по комсомольской путевке», благие порывы энтузиастов превращались в «обязаловку». Общество жило по принципам «все как один», «равнение на передовика», «меньшинство подчиняется большинству», поэтому любое уклонение от «добровольно-принудительной» массовки, несогласие и сопротивление отдельного человека воспринимались общественным сознанием как ошибочное мнение «меньшинства».
Можно констатировать, что в Советском Союзе в основу профориентации, допрофессиональной и профессиональной подготовки молодежи были положены прежде всего потребности государства в работниках массовых профессий без учета склонностей самого человека. Именно в условиях планового социалистического народного хозяйства при формально-административном подходе к организации трудового обучения старшеклассников, незначительного выбора специализаций профессионально-трудовой подготовки (5-8 в российских УПК по сравнению с 30-40 и более в школах Англии, Германии, США) и при фактическом игнорировании интересов школьников произошла окончательная девальвация престижа рабочих профессий. Ибо карьера рядового трудящегося не предполагала адекватной самореализации и, следовательно, самоутверждения, обеспечивающего дальнейшее продвижение и известное положение в обществе.
Может, совсем иная картина наблюдалась в сфере интеллектуальной деятельности? Отвечу на этот вопрос, обратившись к таким категориям, как «педагогическая деятельность», «педагогическое призвание», «учительская карьера». В 20-е гг. по ре- шению центральных органов народного образования для старшеклассников были введены профессиональные уклоны — педагогический, кооперативный, культурно- просветительный и другие с целью подготовки из выпускников полной средней школы- девятилетки «массовых грамотных работников в ряде профессий обслуживающего труда» (см.: Назаров П. Пути профессионализации школы 2-й ступени // Просвещение ЛООНО. 1928. N 5. С. 20). Педагогические уклоны, готовящие воспитателей детсадов и учителей начальной школы, получили наибольшее развитие, так как не требовалось больших материальных затрат на создание старшеклассникам условий для проведения педагогической практики. Журнал «Просвещение Сибири» писал об опыте работы .Славгородской школы-девятилетки с педагогическим уклоном, в которой в 1926-1927 гг. на должном уровне проводились теоретические занятия с учащимися VIII-IX классов по педагогике, методике родного языка, математике и краеведению в сочетании с педагогической практикой в начальной школе. Восьмиклассники посещали уроки в первых классах один-два раза в неделю и анализировали их на еженедельных занятиях-конференциях под руководством методистов. Девятиклассники еженедельно практиковались в самостоятельном проведении подготовленных с помощью методиста уроков в закрепленном классе начальной школы.
Однако этот же журнал в N 5-6 за 1927 г. опубликовал статью, в которой дан критический анализ неудовлетворительного состояния большинства школ с педагогическим уклоном. Анализируя учебные планы этих школ, автор отмечал такие негативные факты, как произвольное увеличение учебных часов по некоторым общеобразовательным дисциплинам при значительном сокращении, а то и полном отказе от иностранных языков, рисования, пения, физкультуры, которые для будущих учителей, по мнению администрации школ, были второстепенными. Профуклон становился «придатком» средней школы. Тревогу вызывала тенденция разработки программ и учебных планов не на основе учета содержания образовательной подго- товки будущего учителя, а в зависимости от наличия соответствующих преподава- тельских кадров.
Рекомендованный школе педагогический уклон (наряду с другими) был для учащихся обязательным, принудительным. Руководителями образования 20-х гг. педагогический уклон рассматривался как надежный путь обеспечения трудоустройства выпускников в условиях безработицы.
стр. 60
———————————————————————————
Особенно важно это было для юношей и девушек из интеллигентных семей, которые не могли стать абитуриентами вузов по социальному происхождению. Именно этим можно объяснить то, что 75% выпускников Славгородской девятилетки с педуклоном «пошло в свой округ учителями». Следовательно, в тех условиях для многих учительство могло означать лишь вынужденный жизненный путь, а не достижение выгоды, известности и т.д.
Таким образом, есть все основания полагать, что карьеристов в педагогической среде никогда не могло быть слишком много. Карьеризм применительно к учительской деятельности как в 20-30-е гг., так и в последующие теряет свою семантическую окраску.
Насколько велики были возможности рядового учителя общеобразовательной школы продвинуться на своем профессиональном поприще, достичь славы, высокого государственного признания? Ответ на этот вопрос дает справочное издание, ука- зывающее, что «в 1978 г. в СССР насчитывалось 2,7 млн. учителей, из них 125 — Героев Социалистического Труда (0,006%), около 290 тыс. награжденных орденами и медалями СССР (0,14%), 35 тыс. (1,74%) носили звание заслуженного учителя школы» (Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 1405). Эти цифры показывают беспочвенность даже гипотетического планирования учителями какой-либо «погони за личным успехом, … вызванной корыстными индивидуалистическими целями» (там же, с. 561).
Беспристрастная статистика свидетельствует, что во все времена учительство не относилось к прослойке богатых, не награждалось правителями, не имело суще- ственных социальных льгот и преимуществ. Чем же можно объяснить феномен профессиональной устойчивости учителя? Некоторые исследователи склонны считать, что основополагающим фактором осознанности выбора педагогической профессии является семейная традиция. Действительно, по данным социологов, каждый шестой учитель при выборе профессии следовал совету своих родителей-педагогов, однако степень их удовлетворенности учительской судьбой невысока, большинство работало в силу сложившихся обстоятельств. Резко ухудшившиеся условия жизнедеятельности учителей с 1990 по 1999 г. еще в большей степени отрицательно повлияли на традиционную преемственность учительских династий. Сегодня лишь каждый четвертый учитель в селе и пятый в городе желает, чтобы их дети продолжили семейную педагогическую династию. Эта тенденция не внушает оптимизма руководителям органов образования при решении вопросов кадрового обеспечения школы.
Более надежным фактором «верности» педагогической профессии представляется выбор по призванию, неизбежно базирующийся на мотивационной сфере человека. В структуру мотивов тех юношей и девушек, которые в качестве будущей профес- сиональной деятельности избрали педагогический труд «по призванию», вписывается предрасположенность к работе с детьми. К объективным показателям призвания мы относим высокую академическую успеваемость в школе и вузе по избранной специальности и устойчивость положительного отношения к выбранной профессии.
Правомерен вопрос: как определить показатель «по призванию»? Очевидно, частичный ответ может дать изучение процесса формирования профессионально значимых качеств будущего учителя начиная со школьной скамьи. Так, например, результаты анкетирования студентов Томского педагогического университета из числа бывших учащихся педагогических классов показывают, что уже в начальной школе около 12% студентов ощутили желание стать учителем, в VI11-IX классах — 32,8%, что и обусловило окончательный выбор педагогического профиля в Х-XI классах.
Состав абитуриентов педагогических вузов условно можно распределить на три группы. Первая состоит из молодых людей, которых привлекла легкость поступления в вуз по данной специальности; удобное, близкое к месту проживания расположение учебного заведения; использование возможности стать студентом педвуза в случае «провала» на вступительных экзаменах в другом вузе. Это самая ненадежная часть студенчества, дающая большой отсев, посредственную успеваемость, не
стр. 61
———————————————————————————
испытывающая удовлетворения от учебы и уже на студенческой скамье осознающая ошибочность своего профессионального выбора.
Вторую группу (35-40% абитуриентов) составляют молодые люди, имеющие интерес к предмету (иностранный язык, математика, история, физическая культура), но не особенно отчетливо представляющие себя в роли учителя. Руководители факультетов отдают предпочтение абитуриентам с хорошими знаниями по профилирующим дисциплинам, и, видимо, они по-своему правы, поскольку прочная общеоб- разовательная подготовка есть залог успешного обучения в вузе. Однако педаго- гический вуз призван готовить не узких урокодателей-предметников, а прежде всего учителя. Следовательно, даже самая лучшая узкоспециализированная подготовка предметника должна основываться на солидном психолого-педагогическом фунда- менте, достаточном общекультурном кругозоре и высоком духовно-нравственном по- тенциале будущего педагога. Хотелось бы надеяться, что в затянувшейся полемике о том, какой абитуриент нужен педвузу — «знаток» физики, географии, мастер спорта или человек со склонностями к педагогической профессии, — выиграет здравый смысл. Статистика свидетельствует, что вузовские преподаватели в состоянии сформировать и закрепить устойчивую профессиональную направленность лишь у половины представителей этой «предметной» группы абитуриентов.
Классическим примером «неверности» учительской профессии являются факультеты иностранных языков, отбирающие абитуриентов с хорошим знанием языка, не учитывая склонности к педагогической деятельности. Это и есть объяснение тому, почему их выпускники предпочитают трудоустраиваться в фирмы переводчиками, референтами, консультантами, но не учителями в школы.
Третья группа абитуриентов — это юноши и девушки с устойчивым интересом к педагогической деятельности, выявленным в процессе профориентационной работы со старшеклассниками в различных педагогических объединениях, факультативных группах, кружках, педагогических мастерских. Названные формы довузовской ори- ентации на педагогическую деятельность обеспечивают главным образом первичную диагностику пригодности к учительскому труду, что необходимо для планирования дальнейшего жизненного пути человека.
В этом плане интересен опыт подготовки педагогических кадров через систему подклассов в Томской области. В 1958 г. законом о школе была возрождена обяза- тельность трудового обучения старшеклассников. В качестве одного из непроизвод- ственных профилей предлагалось создание педагогических классов с целью подготов- ки выпускников к работе пионерскими вожатыми в школах и воспитателями в яслях. Организацией и руководством деятельностью педклассов в школах N 3, 8, 5, 12 Томска в то время занимались известные в городе молодые педагоги-энтузиасты К.С.Зыкова (в настоящее время доцент педуниверситета), Т.Т.Мальцева (доцент государственного университета), Л.П.Шульга (директор специализированной школы N 15 для слабослышащих детей). Учащиеся педклассов не только осваивали теоретические основы педагогики, психологии, организации досуговой деятельности, но и приобретали серьезную практическую подготовку в летних оздоровительных лагерях, где работали вожатыми пионерских отрядов. О качестве их подготовки говорит следующий факт: лучшие вожатые 60-80-х гг. и лучшие педагоги-организаторы сегодняшних учреждений дополнительного образования — это главным образом выпускники педагогических классов тех самых далеких 60-х гг.
Новый этап развития педагогических классов в Томской области приходится на 1989- 1999 гг. Эстафету у своих предшественников приняла кафедра педагогики местного педагогического института (с 1995 г. — университет) совместно с ОблУО.
Заметное оживление деятельности педагогических классов в масштабах России (в том числе и Томской области) началось в 1990 г., когда Госкомитет по образованию СССР издал Указ о предоставлении выпускникам педклассов неоправданно больших льгот — безэкзаменационного зачисления в педвузы как абитуриентов целевого набора. Тогда наш вуз впервые столкнулся с проблемой профессионально
стр. 62
———————————————————————————
недостаточно сориентированного контингента выпускников педклассов школ области. Среди них были мнимые «целевики», которые на самом деле в педклассе не обучались. Указ спровоцировал руководителей некоторых РОНО и директоров отдельных школ Томской области на документальное оформление якобы функционирующих пед- классов; списочный состав этих педклассов был представлен в приемную комиссию педагогического института для льготного зачисления в число студентов. Многие из этих «целевиков», легко поступив в вуз, с такой же легкостью его покинули, будучи отчисленными либо за академическую неуспеваемость, либо по собственному желанию. Такой формальный, кампанейский подход к набору абитуриентов де- вальвировал идею педагогических классов, подорвал ее престиж.
Поэтому в 1992 г. кафедра педагогики, приемная комиссия Томского госпединститута и ОблУО составили правила поступления для выпускников педклассов, устранив тем самым бессистемность и произвольность довузовской профподготовки учащихся. Была разработана и апробирована технология вступительного профессионального экзамена для выпускников педклассов (40 экзаменационных вопросов и собеседование по продуктам деятельности учащихся в период обучения в педклассе). Также были разработаны критерии оценивания с целью выявления реального уровня допрофессиональной подготовки и предоставления лучшим выпускникам права поступления в институт на льготных условиях. Результаты экзамена и накопленный опыт организации деятельности педклассов показали необходимость координирования работы педклассов в масштабе области посредством создания единого Научно-прак- тического центра (НПЦ) довузовской подготовки при кафедре педагогики ТГПИ. Основания для этого имелись. Во-первых, кафедра обладала достаточным кадровым потенциалом: из девяти штатных преподавателей шесть человек осуществляли экс- периментальную работу в школах города в качестве руководителей педклассов. Во- вторых, накопленный кафедрой научно-исследовательский материал мог оказать су- щественную помощь учителям-руководителям педклассов области и. действительно, был востребован ими. В-третьих, руководители педклассов испытывали острую по- требность в систематическом пополнении знаний, поэтому для них регулярно прово- дились обучающие научно-практические семинары по актуальным вопросам педаго- гики, психологии, инновационным технологиям обучения. Дальнейшая работа по допрофессиональной подготовке школьников привела к тому, что кафедра получила статус областного координационного центра.
Основная цель НПЦ — разработка системы профессионального самоопределения учащихся педклассов школ Томской области за счет специальной организации их деятельности, включающей получение базовых и дополнительных знаний и их со- отнесение со школьной практикой в процессе профессиональных проб, а также организация учебно-консультационной помощи учащимся сельских школ по углуб- ленному изучению предметов, вынесенных на вступительные экзамены в ТГПИ.
В качестве задач НПЦ назовем следующие: 1) оказание научно-методической помощи руководителям педклассов; 2) разработка учебно-методических пособий для руководителей и учащихся педклассов; 3) повышение уровня психолого-педагогической подготовки учащихся, сдающих вступительный экзамен по основам педагогики и психологии; 4) учебно-консультационная помощь учащимся сельских школ, ориентированным на поступление в педвуз, по профилирующим предметам (с привлечением преподавателей факультетов).
Остановимся подробнее на функциях основных подразделений НПЦ, дающих конкретное представление о содержательной стороне координации движения пед- классов в Томской области. Так, в функции научно-методического отдела НПЦ входило: изучение общероссийской практики допрофессиональной подготовки будущего учителя; организация взаимодействия с аналогичными центрами педвузов России (например, в Новокузнецке, Анжеро-Судженске Кемеровской обл.); изучение де- ятельности педклассов города и области; коррекция учебных программ педагогических классов соответственно целям и
стр. 63
———————————————————————————
задачам современного педагогического образования; выявление «узких мест» предмет- ной подготовки учащихся сельских школ и оказание помощи по их ликвидации; ис- следование мотивации учащихся педклассов, разработка методических рекомендаций по профориентации на педагогическую деятельность; разработка программ методической и практической помощи руководителям педклассов, организация и проведение обучающих -семинаров для них; подготовка методических материалов в помощь руководителям и учащимся педклассов; обобщение и распространение опыта лучших педклассов области.
К функциям информационной службы НПЦ отнесено следующее: сбор информации о деятельности педклассов в России; накопление и обработка материалов о поступивших в ТГПИ выпускниках педклассов; анализ текущей, абсолютной и качественной успеваемости студентов — бывших учащихся педклассов по семестрам; осуществление обратной связи с районными отделами образования и руководителями педклассов; распространение методических пособий и рекомендаций в школах города и области.
Организационно-педагогический отдел НПЦ обеспечивал: профессионально-педаго- гическую диагностику; деятельность «Школы будущего учителя»; организацию и проведение научно-педагогических семинаров руководителей педклассов и ежегодных традиционных олимпиад учащихся педклассов.
Накопленный автором статьи опыт руководства деятельностью педклассов позволяет установить следующие условия их успешного функционирования: правильность комплектования педагогического класса при соблюдении принципа добровольности учащихся; обязательность организации для учащихся педклассов непрерывной педаго- гической практики в подшефных классах начальной школы или в детском саду; приобщение их к новым формам учебной деятельности, например, таким, как совме- стные со студентами педвуза педагогические КВН, заседания дискуссионных педа- гогических клубов, встречи с ветеранами педагогического труда и т.д.; приобщение старшеклассников в период обучения в подклассе к поисково-исследовательской деятельности, которая позволяет обеспечить преемственность в организации самостоятельной учебной работы в школе и вузе.
Укажем еще одно условие успешной подготовки выпускника педкласса к продолжению обучения в вузе. Это работа по овладению педагогическим тезаурусом. В каждой области человеческого знания действует свой специфический язык, представляющий совокупность научных понятий и терминов. Оценив степень овладения человеком профессиональным тезаурусом, можно дать оценку степени профессиональной компетентности этой личности. В педагогическом классе учащиеся должны овладеть понятиями педагогика, воспитание, цель воспитания, педагогический процесс, обучение, демократизация школы, гуманизация учебного процесса.
Автор статьи солидарен с точкой зрения педагогов, социологов и философов, счита- ющих, что достойное поколение педагогов новой формации может появиться в рос- сийской школе при условии, если будет сделана ставка не на слепой поиск талантов среди общей массы абитуриентов, а на профессиональный отбор из тех выпускников школ, которые проявили склонность к педагогической деятельности еще на довузовском этапе.
стр. 64

Опубликовано 04 октября 2007 года

Давно никого не удивляет, что учителем физики и информатики в БГПУ им. Максима Танка в прошлом учебном году можно было стать, набрав 130 баллов из 400 возможных, биологии и географии — 123 балла..

А в БГУ на специальность «Химия (радиационная, химическая и биологическая защита)» на военном факультете — 100 баллов.

В БНТУ достаточно было 105 баллов для зачисления на специальность «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» (управление подразделениями инженерных войск).

Кто они, абитуриенты, которые претендуют на получение высшего образования любой ценой?

И можно ли набрать «приличный» балл методом «научного тыка»?

Учитель физики средней школы г. Минска Елена Михаленко рассказывает, что 10-15 баллов наугад, без подготовки – вполне реально.

— А вот ребенок, который в течение года готовился к тестированию – даже без репетитора – обычно набирает не меньше 30 баллов. И это, по моему мнению, – минимальный уровень, который допускает возможность подавать документы в университеты.

А за государственный счет и вовсе стоило бы учить детей, которые набирают от 50-60 баллов. Но, конечно, это не реально.

И вызвано исключительно материальными причинами: ВУЗы нужно заполнить платниками, за деньги которых университеты и существуют. А увеличение минимальных баллов приведет к недоборам и сокращению преподавательского состава.

Если говорить о причинах, по которым ученики средних школ плохо сдают тестирование, то их несколько.

Сегодня подростки не могут объективно оценивать свои знания, потому что школьные отметки им не соответствуют — чаще всего они намного выше, особенно по устным предметам. И ребенок с 8 баллами, например, уверен, что сдаст тестирование даже без репетиторов и курсов. Его родители тоже в этом уверены. И результаты ЦТ становятся для них шоком.

Мой личный пример: у дочери в школе по истории было 9. Но после первого похода к репетитору, мы пришли в ужас – реальные знания соответствовали 20-30 баллам!

Поэтому отметки – не показатель знаний. К тому же сегодня учителя вынуждены завышать их из-за стремления к высоким показателям успеваемости. Ученикам, которым реально нужно ставить 0-1 балл, приходится «рисовать» тройку, троечникам – ставить 5. Хорошую отметку можно получить просто за выученную тему. А в тестах высокие баллы получают за умение мыслить, сопоставлять, видеть связи. Но программа не предусматривает отработки таких навыков из-за отсутствия времени.

Источник фото: socgrad.ru
Еще одна проблема в том, что ученики могут до последнего не знать, чего хотят. Резко изменить решение о выбранной специальности – не редкость. Сразу собирался в творческий ВУЗ, а потом передумал — и уже будет сдавать физику в технический. И это в марте-апреле 11 класса! И какие шансы подготовиться?

Исключения случаются. Ученик может 3 месяца очень усиленными темпами заниматься с репетитором и сдать неплохо. Но это очень мотивированные и способные дети.

Чаще же, ученики с плохими баллами на ЦТ, просто не хотели учиться.

Тех, которые не могут учиться, очень мало. Это ребята с задержкой в развитии, проблемами с памятью и мышлением. Но, как правило, они уходят после 9 класса и не претендуют на получение высшего образования.

В большинстве своем лень и нежелание учиться — вот причины.

Если не брать в расчет учеников средних школ, то не очень хорошо сдают ЦТ люди, уже несколько лет работающие, служившие в армии или поступающие после колледжей.

И с этими студентами университетские преподаватели вынуждены заниматься ликвидацией пробелов в знаниях по школьной программе. По итогу: уровень обучения снижается, а мотивированные и способные студенты, по сути, теряют время и интерес к учебе, пока их «платные» однокурсники постигают азы.

Престиж высшего образования в нашей стране снижается и уже весьма низок! Сегодня это не удел способных и старательных, в ВУЗ может поступить каждый. И, конечно, по этой же причине у школьников снижается мотивация к обучению: они знают, что станут студентами без труда и с низкими оценками.

Поступают, платно учатся и выходят с дипломом

Юлия Чернявская, профессор БГУКИ, кандидат культурологии, рассказывает, что практики отчислять неуспевающих студентов нет:

— Конечно, теоретически того, кто плохо учится и не справляется, можно исключить, но проблема в том, что от университетов требуют самоокупаемости, и платники этому очень способствуют.

Сегодня студент платного отделения – это кормилец.

И не так просто отчислить его: часто преподаватели просто по-человечески избегают лишних проблем, потому что совершенно не ясно, на что способен отчисленный студент, психоз у него случится или некая другая неприятная ситуация.

Источник фото: http://4.bp.blogspot.com

Поэтому сегодня реальность именно такая: в университет можно поступить с отрицательными баллами, заплатить денег за учебу и выйти с дипломом на руках. Это недопустимо!

Возникает вопрос: а не лучше ли прибегнуть к практике некоторых зарубежных ВУЗов, которые принимают всех студентов без разного рода испытаний, а после первого семестра начинают отсеивать слабейших?

А студент с 15 баллами по ЦТ не сделает во время учебы скачок до высоких баллов.

Я в педагогике уже около 30 лет, а в высшей школе – 28. И за эти годы мне не довелось увидеть таких достижений, это просто нереально!

Ребята с отрицательными баллами редко бывают усердны в учебе, и на семинарских занятиях сразу становятся понятны их способности.

Не так давно для меня стало открытием, что студенты гуманитарного университета не читают «Медного всадника», и, более того, даже не знают автора. Самостоятельно дипломы уже, считай, не пишут, а просто воруют тексты из интернета и не всегда могут соединить их воедино. Сегодня быть безграмотным не стыдно!

Значительное ужесточение отбора помогло бы избегать подобных ситуаций. Когда моя дочь поступала в БГУ, на ее специальности было 20 бюджетных мест, 10 человек брали на платное отделение. Исходя из этого считали баллы. Мне кажется, что это правильно — у дочери была блистательная группа.

А сегодня высшая школа доступна каждому. Мы забыли о ее элитарности! Это не для всех!

В 1990-2000 гг. студенты были нацелены на знания, а сейчас поступают за «корочкой», которая, по их наивному мнению, поможет попасть на хорошую высокооплачиваемую работу. Но надежды иссякают и выпускник, на руках у которого диплом по одной специальности, работает в совершенно другой сфере. Среди моих студентов есть крупье, официанты, руководитель танцевального кружка в деревне – это все с высшим образованием культуролога!

И в нашей ситуации, когда высшее образование – удел всех желающих, единственно верным вариантом мне видится MBA (программа постдипломного образования для подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена. Прим. редакции) западного образца с жестким отбором. Только после этого студент может рассчитывать на престижную и достойную работу.

Угадать больше, чем на 10 баллов — нельзя!

Евгений Ливянт, репетитор и руководитель частного репетиторского центра «100 баллов», занимается подготовкой студентов к ЦТ годы и полагает, что меньше 40 баллов – это не тот результат, с которым доступ в университеты должен быть открыт.

— Если ученик набрал на ЦТ меньше 40 баллов, — считайте, он не набрал ничего! Как с таким баллом и отсутствием элементарных знаний может проходить учеба?

Это профанация высшего образования.

Еще несколько лет назад общественности была доступна информация о среднем балле по каждому предмету: сколько процентов сдающих набрало 100 баллов, 90, 80 и т.д.

А сегодня мы этого не знаем. Почему от нас это утаивают, какой смысл? Т.е., мы не знаем уровень подготовки тех, кто претендует на получение высшего образования.

Источник фото: img-fotki.yandex.ru

И пускаем в университеты абитуриентов, которым первым делом нужно получать базовые знания, а не высшее образование.

Хотя, несомненно, желание получать образование надо только приветствовать. Но только абитуриента с низкими баллами надо не в ВУЗ пускать, а дать ему возможность подтянуть свой уровень, например, год посещать подготовительные курсы. Но не в университете нужно осваивать азы!

Во времена моего студенчества не зазорно было не поступить сразу после школы в институт. Т.е. были ребята, которые шли сначала в армию, потом возвращались, готовились к поступлению в течение года на подготовительных курсах и поступали на общих основаниях.

Другие страны не хотят видеть в своих ВУЗах студентов, имитирующих учебу. В Казахстане нижняя планка на экзамене — 60 баллов, в России, где задания ЕГЭ значительно сложнее нашего ЦТ, — 34 балла. Все, что ниже — не принимается. Там понимают, что студент с такими знаниями просто не сможет учиться.

Задания нашего ЦТ составлены таким образом, что уровень подготовки абитуриента становится понятен. Популярная теория о том, что ответами наугад можно набрать приличные баллы, к точным наукам не применима. По теории вероятности, если взять в расчет, каким образом составлены задания части А и В, наугад можно набрать не больше 10 баллов, но и их хватит, чтобы поступить в большое количество вузов в нашей стране.

А высокие баллы набирают только те, кто вышел в своей подготовке за рамки школьного урока, занимался самообразованием или дополнительно.

Треть заданий, которые предлагаются на ЦТ, в школьной программе дети не решают. Например, в этом году задание В12 по физике по сложности было на олимпиадном уровне, а по математике предложили задачи по теме «Шар, вписанный в многогранник», которой вовсе нет в школьной программе.

Но абитуриент, который тщательно готовился — способен сдать ЦТ на хорошие баллы. И только такой студент будет способен учиться на уровне высшего образования.

На какой балл нужно сдать ЦТ, чтобы иметь возможность стать студентом?

В 2015/2016 учебном году в Беларуси появились первые педагогические классы, чтобы старшеклассники более осознанно выбирали профессию учителя и были готовы к работе в школе. В этом году 4400 учеников окончило педклассы, что почти втрое больше по сравнению с первым выпуском. Как попасть в профильный класс и чем он отличается от обычного? Легко ли поступить в вуз по этой льготе и каковы шансы на зачисление? На эти и другие вопросы Адукар ответили выпусники педклассов Александр Данилов (СШ № 126 г. Минска), Анастасия Ясюкевич и Людмила Кирющенко (гимназия г. п. Корма Гомельской области).

В каком классе ты определился с профессией? Почему решил стать преподавателем?

До 9 класса я не знал, чем хочу заниматься. Позже понял, что меня интересует психология. Захотел стать педагогом-психологом, ведь это даёт возможность изучать людей и работать не только с детьми, но и с молодёжью, со взрослыми.

Как попасть в педагогический класс? Сколько баллов должно быть в аттестате по профильному предмету?

Ничего сложного, просто нужно посмотреть, в какой школе есть педагогические классы и перевестись в неё. Я случайно узнал, что в соседней школе есть педклассы и можно поступать по собеседованию. Поэтому после 9 класса сразу пришёл в 126-ю школу. Средний балл аттестата должен быть выше 7. Если тебя принимают, то на месте заполняешь документы. Там же мне сказали, по каким педагогическим специальностям я могу поступить в вуз.

На какую специальность ты поступаешь и в какой вуз?

Я поступаю в БГПУ имени Максима Танка на факультет социально-педагогических технологий, специальность «Социальная и психолого-педагогическая помощь». В 2018 году ещё мог поступить на педагога-психолога. Но в мае вуз вычеркнул некоторые педагогические профессии, поэтому мне пришлось поменять свой выбор. На выходе получается, я смогу работать либо социальным педагогом, либо педагогом-психологом.

Чем отличается школьная программа педагогического класса от программы обычного класса?

В начале 10 класса детей и родителей пригласили на общее собрание. Зауч сказала, что теперь у нас будет обязательный профильный предмет — русский язык. Второй профильный нужно было выбрать самому: биологию либо математику. Я выбрал биологию, так как этот предмет мне больше нравился.

Были ли дополнительные занятия (факультативы, кружки)?

Был не факультатив, а, скорее, полное занятие «Введение в педагогическую профессию». Дополнительные уроки по профильным предметам и «Введению» проходили в субботу. В 11 классе их перенесли на рабочие дни, только биологию оставили на выходной. В отличие от обычных классов, мы изучали педагогику, психологию, делали различные упражнения для портфолио. Например, обсуждали, почему мы хотим стать учителями, узнавали свои профессиональные качества.

Бывает и так, что в школах «Введение в педагогическую профессию» проводят как факультатив либо кружок

Я не заканчивала профильный педагогический класс, в моей школе только был факультатив «Введение в педагогическую профессию». Но я считаюсь выпускницей педкласса и имею такие же преимущества. Честно, сразу меня просто заинтересовала возможность поступать без ЦТ, а после, в ходе оформления портфолио, мне очень понравилось работать с детьми. Это было интересно!

Педкласс у нас шёл как кружок, было много теоретических и практических занятий (т.е. мы сами вели уроки/мероприятия у детей под присмотром преподавателей).

Александр, расскажи, как вас готовили к собеседованию в вузе?

К собеседованию мы готовились на занятиях. Существует разработанная университетом программа, расписанная на два года, в которой около 600 страниц. По сути, как учебник. В ней есть определённые блоки. Есть раздел по педагогике, в котором, например, рассматривается, как появилась педагогика, как она развивалась и так далее. В том же ключе подаётся информация о психологии. И мы по этой программе готовились, конспектировали весь материал, изучали его. Преподавал учитель русского языка и литературы, никого из вуза не приглашали.

Выпускникам педкласса можно поступать только в педвуз своего региона или в любой университет республики?

Это целиком и полностью программа БГПУ, поэтому я могу поступить только туда. В другой вуз или педагогический колледж меня не примут.

Согласно «Правилам приёма лиц для получения высшего образования I ступени…» выпускники педагогических классов могут поступать на педагогические специальности в любой вуз

С помощью педкласса можно поступать абсолютно на любую педагогическую специальность, в любом городе. Необходимо пройти собеседование и иметь при себе рекомендации. Балл в аттестате по профильному предмету должен быть не ниже 8.

Кто пишет рекомендацию на абитуриента?

Рекомендацию пишет педсовет школы в конце 11 класса. Учителя собираются и решают, кому давать рекомендацию, а кому — нет. Чтобы её получить, нужно два года старательно работать: участвовать в мероприятиях и олимпиадах, ездить в университет, посещать научно-практические конференции — участвовать в активностях и хорошо учиться. Без учёбы никак. Если у тебя будет только одна шестёрка, то рекомендацию, может, и выпишут. Но ты не пройдёшь в вуз, потому что существует регламент. По профильным предметам так вообще должно быть 8 и выше.

У Александра в аттестате 9 баллов по биологии и 10 — по истории Беларуси, а портфолио состоит из 138 страниц. Так что у него большие шансы стать одним из 10 человек, которые поступят бюджет

Как правильно оформлять портфолио?

Портфолио начал оформлять в 10 классе. Нам объяснили, что там должно быть. Сначала ты собираешь информацию о себе: автобиографию, значение своего имени, знак зодиака и так далее. Затем идёт раздел «Мой мир». Здесь можно разместить какие-то фотографии, детские рисунки или что-нибудь другое. Потом идёт вкладка «Педагогический класс» — туда нужно собирать все занятия, анкетирования и упражнения, которые выполнял в школе. Обязательно необходимо заполнить «Мои достижения» сертификатами и различными грамотами.

В личных достижениях Александра — около десятка грамот участника научно-практических конференций, олимпиад на базе БГПУ и внутришкольных мероприятий. Узнавать о их проведении, а также мониторить важные новости из жизни педагогических классов можно на сайте pedklassy.bspu.by

В «Мои педагогические пробы» я собирал конспекты уроков, которые провёл в школе. За два года их должно быть минимум 10. Я вёл уроки по русскому языку и истории в 5−9 классах. Учитель сидел за последней партой и оценивал урок по специальному бланку с критериями, отметки за конспект не выставляли. В этом году у меня, наверное, самое маленькое портфолио (138 страниц). У одноклассницы, с которой я поступал, оно включает более 300 страниц.

Последовательность оформления портфолио и названия разделов могут незначительно отличаться

Лично в моём портфолио есть четыре раздела. Первый раздел «Мой портрет», куда собрала информацию о себе, психологический портрет и так далее. Второй раздел включает «Личные достижения»: грамоты, благодарности, сертификаты, дипломы. Третий раздел «Портфолио работ» состоит из двух пунктов. Первый — это педагогические пробы (уроки, внеклассные мероприятия, волонтёрская деятельность) и второй — исследовательская работа (эссе, проекты, брейн-ринги и т. д.). И четвёртый раздел — рефлексивный — заключает в себе самоанализ.

Александр, я вижу у тебя сертификат участника открытого слёта педагогических классов. Расскажи подробнее о нём.

В конце 10 класса я попал в четырёхдневный педагогический лагерь. Это обычный лагерь недалеко от Минска, но в том году собрали детей, которые учатся в педклассах. Мы каждый день ходили на определённые семинары, занятия по педагогике и занимались различной деятельностью. За время существования педклассов такие лагеря проводились два раза.

Как и когда нужно записаться на собеседование в вуз? Что для этого требуется? Знаешь ли ты примерные вопросы собеседования?

13 июля я подавал документы в университет. Сначала ты приходишь в вуз и, как все абитуриенты, заполняешь заявление. Потом с документами отправляешься на свой факультет и говоришь, что из педагогического класса. Дальше тебя оформляют как выпускника педкласса. Даже если ты не поступаешь на бюджет, можно донести сертификаты ЦТ и подать документы на платное.

После того, как документы оформлены, ты идёшь прямиком на собеседование. Я зашёл в аудиторию с портфолио и мне дали заполнить бумагу. Потом сказали два основных вопроса, на которые я должен ответить. Также члены комиссии могут задавать вопросы дополнительно. Спрашивают всё, что ты изучал в школе по педагогике и психологии в рамках программы «Введения в педагогическую профессию».

Собеседование проходит в день подачи документов. Вопросы могут быть абсолютно разные. Но в основном такого плана: «Почему именно эта профессия (специальность)?» и два обязательных вопроса по теории. У меня спросили: «В чём разница между познанием и самопознанием?» и «Какие личностные качества могут мешать профессиональной работе педагога?» Также спрашивают про уровень эмпатии, «Я-концепцию» и другое.

Какие ты можешь дать советы ребятам, которые хотят учиться в педклассе и поступить в профильный вуз?

Нужно определиться с профессией ещё до 10 класса. Потому что когда ты не уверен, то в 11 классе всё сделать не получится: тебе просто не выпишут рекомендацию.

Оформлять портфолио нужно начинать тоже с 10 класса. И учителя должны быть в курсе, что ты точно идёшь в педвуз. Необходимо делать всё постепенно, не в последний момент. Комиссия вообще доброжелательная, особо сложных вопросов не задаёт, но готовиться к собеседованию также необходимо. Ну и хорошо учиться.

У ребят, которые выбрали педкласс как подстраховку, своё мнение на этот счёт

Если ты выполняешь все требования учителя педкласса, то собеседование пройдёшь на раз. Оно включает вопросы за курс обучения в профильном классе, нужно просто посещать занятия и не прогуливать. Даже если я не поступаю на педагога, всё равно не жалею, что прошла курс педкласса, в будущем мне это пригодится. Общаться с людьми и детьми, наверное, все умеют, а вот расположить к себе, чтобы человек не боялся и доверял тебе, ещё нужно научиться.

Я считаю, что это была лишняя трата времени, лучше бы это время пошло на подготовку к ЦТ. Потому что в 11 классе и так тяжело, а занятия длятся далеко не час, плюс всякие мероприятия и конкурсы.

Большая ли конкуренция среди педклассовцев и если подают документы 10 человек, то значит ли это, что пройдут все?

На мою специальность, как мне сказали, включая меня, более 10 человек. Получается, что будут отбирать по профильным предметам. Учитывается портфолио, особенно достижения в активностях, которые организует БГПУ. Для подстраховки лучше сдать ЦТ. Я сдавал на всякий случай и набрал нужный балл прошлого года (275), но у нас новая система оценивания, баллы поднимутся. Поэтому, скорее, если не пройду по результатам собеседования, поступлю только на платное. Если бы набрал 300, тогда можно было бы подумать. Конкуренция среди педклассовцев большая.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Эффективная модель партнерства «Педагогический класс как площадка эффективного сотрудничества»

Проект «Первый педагогический» реализуется в рамках интеграции общего и дополнительного образования, и ресурсами дополнительного образования позволяет реализовывать специализацию педагогического класса, в рамках 10 класса общеобразовательной школы (МБОУ «СШ №7)».
Проект «Первый педагогический» направлен на содействие обучающимся профильного класса в становлении внутренней позиции будущего педагога, формировании готовности к педагогической деятельности и иной деятельности в рамках профессий типа «человек-человек», приобретении знаний и опыта в данной сфере. Возможность предпрофильной, допрофессиональной подготовки актуальна в данной социальной ситуации, так как позволяет обучающемуся повысить свои результаты не только в рамках обучения профессии, но при будущей работе по профессии. Профессия педагога предполагает высокий уровень развития большого количества личных характеристик, профессионально важных качеств, что позволяет овладеть профессией на высоком уровне и закрепится в профессии. Необходимым условием модернизации системы образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи — повышение качества кадрового потенциала. Всегда остаётся актуальным направлением деятельности всесторонняя поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала.
В проекте «Первый педагогический» реализуются следующие дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы «Я педагог» (развитие мотивационного и ценностного компонента профессиональной деятельности, личностное развитие, создание коллектива), «Педагог нового века» (организационные аспекты деятельности, event-management), «Школа вожатых» (развитие организационного компонента профессиональной деятельности), «Основы туризма и краеведения». Важным моментом ДООП является овладение профессией и компетенциями через практическую деятельность, где обучающийся выступает субъектом обучения и воспитания и последующей рефлексией внешнего и внутреннего компонента.
Обучающиеся педагогического класса так же активно включаются в волонтерское движение, общественную деятельность, активно участвуют в детском самоуправлении, обучающиеся являются активными участниками мероприятий различного уровня, а так же воспитательных, творческих мероприятий Центра интеллектуального творчества «Лидер».

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes