ПДД 7 18
11 июня Верховный Суд РФ рассмотрел в первом чтении проект постановления о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ. Документ содержит 33 пункта, подавляющее большинство которых посвящены вопросам квалификации правонарушений. По итогам рассмотрения проект был направлен на доработку.
Содержание
Квалификация отдельных правонарушений
Так, в п. 1 проекта разъясняется, что при рассмотрении дел о правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП, следует учитывать, что водителем признается не только лицо, имеющее водительские права, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления ТС либо лишенное такого права. При этом к водителю приравнивается лицо, обучающее вождению при осуществлении учебной езды, а также находящееся за рулем буксируемого ТС.
В п. 2 поясняется, какие средства относятся к транспортным. При этом понятие ТС, закрепленное в примечании к ст. 12.1 КоАП, не подлежит расширительному толкованию. В отдельных случаях при нарушении ПДД устанавливается административная ответственность лиц, управляющих иными средствами передвижения (велосипедами, гужевыми повозками).
Пленум ВС предлагает, чтобы при рассмотрении данной категории дел учитывалось, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого ТС перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (например, ведущего мопед, мотоцикл), не могут расцениваться в качестве управления ТС.
Управление трактором, самоходной дорожно-строительной и иной самоходной машиной и не подлежащими госрегистрации ТС, на управление которыми предоставляется специальное право, не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного данной нормой КоАП (п. 3 проекта).
При этом в проекте отмечено, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП, является длящимся и выражается в управлении не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством либо регистрация которого прекращена (аннулирована). Административной ответственности в данном случае подлежит водитель, управляющий таким ТС, вне зависимости от того, кто обязан его регистрировать. Бездействие лица, не выполнившего в установленный срок данную обязанность, квалифицируется по ч. 1 ст. 19.22 КоАП.
В п. 4 проекта разъясняется, что при решении вопроса о наличии в действиях лица состава правонарушения, выражающегося в управлении ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований стандарта госномерами (ч. 1 ст. 12.2 КоАП), следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому госномер признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, связанным с условиями эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия знака), и нечитаемым, когда с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей), а в светлое время – хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака.
Объективную сторону состава правонарушения образует также управление ТС, на котором госномера установлены с нарушением требований стандарта, за исключением нарушений, связанных с местом установки. При этом видоизмененным является номер, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), препятствующие прочтению и идентификации.
В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации номеров либо позволяющих их видоизменить или скрыть, могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование либо природные материалы (листва, грязь, снег). Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) может выступать произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления нарушения видеозапись (фотографии), приобщаемая к материалам дела.
При квалификации действий лица по ч. 3 или 4 ст. 12.2 КоАП под подложными следует понимать госномера, изготовленные неуполномоченными лицами; не соответствующие требованиям стандарта; содержащие изменения, искажающие нанесенные на них символы; отличные от внесенных в регистрационные документы ТС либо выданные на другое ТС, либо не выдававшиеся в установленном порядке.
В п. 5 разъяснена ответственность водителя за отсутствие полиса ОСАГО. Так, действия водителя подлежат квалификации по ч. 2 ст. 12.3 КоАП, если на момент проверки у него отсутствовал при себе полис, выданный на бланке. Если полис оформлен в виде электронного документа, его непредъявление уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава правонарушения.
Неисполнение владельцем ТС обязанности по страхованию гражданской ответственности, как и управление таким ТС, квалифицируется по ч. 2 ст. 12.37 КоАП, в то время как управление с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в полисе, в том числе лицом, не указанным в полисе, – по ч. 1 данной статьи.
Как отмечается в п. 6 проекта, установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или красных световозвращающих приспособлений, а также световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет ответственность по ч. 1 ст. 12.4 КоАП. При этом управление ТС, на передней части которого установлены указанные приборы или приспособления, а также выпуск на линию такого ТС квалифицируются по ч. 3 ст. 12.5 или ч. 3 ст. 12.31 КоАП.
ВС указал, что объективная сторона состава правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы данных приборов установленным требованиям, а в случаях установки дополнительных световых приборов – оценке соответствия внесенных в конструкцию ТС изменений. В случае несоответствия указанным требованиям только цвета или режима работы световых приборов управление ТС может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.
При рассмотрении дел о нарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.4 Кодекса, следует учитывать, что под незаконной установкой опознавательного знака «Инвалид» понимается его размещение на ТС, которым управляет лицо, не являющееся инвалидом и (или) не использующее его в момент выявления правонарушения для нужд инвалидов или детей-инвалидов.
Также разъяснена ответственность за незаконное нанесение на наружные поверхности ТС специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, в том числе сходных с ними до степени смешения.
Управление ТС, номер кузова которого не соответствует указанному в регистрационных документах, образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 ст. 12.5 КоАП, поскольку может свидетельствовать о том, что изменения в конструкцию были внесены без разрешения уполномоченных органов (должностных лиц) (п. 7 проекта).
В п. 8 разъясняется, что управление ТС водителем, не имеющим прав (за исключением учебной езды), квалифицируется по ч. 1 ст. 12.7 КоАП, а лишенным прав, – по ч. 2 данной статьи. Действия водителя, образующие объективную сторону состава правонарушения, необходимо отграничивать от управления ТС водителем, не имеющим при себе действующего удостоверения, что квалифицируется по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Подчеркивается, что лишение лица водительских прав означает одновременное лишение права управления всеми транспортными средствами, независимо от того, ТС какой категории (подкатегории) водитель управлял в момент совершения правонарушения.
В п. 10 проекта указано, что административная ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП наступает за передачу управления ТС только лицу, заведомо не имеющему водительских прав (за исключением учебной езды) или лишенному их. Следовательно, не подлежит квалификации по указанной норме передача управления ТС лицу, действие прав которого временно ограничено в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Сам водитель в таком случае может быть привлечен к ответственности по ст. 17.17 КоАП.
В п. 11 ВС разъяснил, что управление ТС водителем в состоянии опьянения или передача управления лицу, находящемуся в таком состоянии, квалифицируются по ст. 12.8 КоАП, а невыполнение водителем требования о прохождении освидетельствования на состояние опьянения – по ст. 12.26.
Судье следует учитывать, подчеркнул ВС, что невыполнение уполномоченным должностным лицом обязанности предложить водителю предварительно пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является нарушением порядка направления, за исключением нахождения водителя в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние), когда для вынесения заключения о наличии или об отсутствии состояния опьянения требуются специальные исследования биологических жидкостей.
При наличии сомнений в законности акта освидетельствования судья должен проверить сведения о подготовке врача (за исключением психиатра-нарколога) либо фельдшера по вопросам проведения процедуры, а у медицинской организации – наличие лицензии на освидетельствование. Также следует учитывать, что химико-токсикологическое исследование биологического объекта является одним из элементов освидетельствования, в связи с чем не может расцениваться как проведение административного расследования по делу.
В п. 12 проекта указано, что при квалификации действий, связанных с передачей управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения, судам следует иметь в виду, что субъектом правонарушения является лицо, передавшее управление, независимо от того, является ли оно собственником (владельцем) ТС. Подчеркивается, что правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и 12.26 КоАП, не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица – освобождены от административной ответственности. Повторное совершение указанных правонарушений влечет уголовное наказание (п. 13 проекта).
В п. 14 проекта разъясняется, что ответственность по ч. 2 ст. 12.17 КоАП наступает за непредоставление преимущества в движении специальному транспортному средству. При этом использование проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала допустимо только при выполнении неотложного служебного задания.
Как отмечается в п. 15, действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления (кроме случаев объезда препятствия), квалифицируются по ч. 4 ст. 12.15 КоАП. При этом необходимо иметь в виду, что такой знак (разметка), в том числе временные, должен быть установлен (нанесена) в соответствии с законодательством и зафиксирован на комплексной схеме (проекте) организации дорожного движения. При возникновении сомнений в законности установки знаков и (или) нанесения дорожной разметки судьей может быть истребована соответствующая схема.
В п. 16 отмечается, что несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.16 КоАП.
В п. 17 проекта указано, что нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств квалифицируются по ч. 1 ст. 12.19 КоАП. При этом такое правонарушение, допущенное в результате одного действия и характеризующееся неизменностью места его совершения, является длящимся. В связи с этим в случае его выявления, в том числе при фиксации специальными техническими средствами, лицо может быть привлечено к ответственности лишь однократно.
Как отмечается в п. 18, при рассмотрении дел, предусмотренных ч. 1–6 ст. 12.21.1 КоАП, следует учитывать, что в зависимости от способа выявления правонарушения его субъектами являются либо водители, должностные лица, ответственные за перевозку, юрлица, индивидуальные предприниматели, либо только собственники (владельцы) тяжеловесных и (или) крупногабаритных ТС. Следовательно, привлечение к ответственности за данное правонарушение в общем порядке указанного лица исключает привлечение к ответственности за то же правонарушение собственника (владельца) ТС, не являющегося одним из перечисленных субъектов.
Как разъяснено в п. 19, при рассмотрении дел по ст. 12.24 КоАП следует учитывать, что водитель, нарушивший ПДД или правила эксплуатации ТС, для целей применения данной статьи не может одновременно являться лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшим. В связи с этим, если в результате ДТП пострадал только водитель, его действия (бездействие) квалификации по указанной норме не подлежат.
Если легкий либо средней тяжести вред здоровью потерпевшего был причинен нарушением ПДД или правил эксплуатации ТС (например, проезд на запрещающий сигнал светофора или неисправность тормозной системы), такие действия (бездействие) водителя могут квалифицироваться как по ст. 12.12 или ч. 2 ст. 12.5, так и по ч. 1 или 2 ст. 12.24 КоАП.
В п. 20 разъясняются вопросы ответственности за ДТП. Так, по ст. 12.27 КоАП привлекается водитель, причастный к аварии. В случае, когда участниками ДТП стали лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения и нарушившие ПДД, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части ст. 12.29, 12.30 Кодекса.
По ч. 2 ст. 12.27 КоАП также может быть квалифицировано невозвращение водителя к месту аварии, участником которой он являлся, после доставления им пострадавшего на своем ТС в лечебное учреждение. Если после оставления места ДТП водитель не выполнил запрет ПДД на употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ, его действия дополнительно квалифицируются по ч. 3 ст. 12.27 КоАП на основании акта освидетельствования.
Как указано в п. 21 проекта, при решении вопроса о том, образуют ли действия (бездействие) лица, связанные с допуском к управлению ТС водителя, не имеющего водительских прав, состав правонарушения по ст. 12.32 КоАП, необходимо учитывать наличие умысла.
Для правильной квалификации правонарушения, указал ВС в п. 22, следует исходить из того, что повторным является правонарушение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за однородное правонарушение, а также если признак повторности является элементом объективной стороны состава правонарушения. Судье следует иметь в виду, что лицо считается подвергнутым наказанию до истечения года со дня окончания исполнения постановления в полном объеме.
Кроме того, одной из гарантий обеспечения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является установленное законом требование о применении мер обеспечения производства с участием понятых или с использованием видеозаписи, чтобы исключить сомнения относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем процессуальном документе содержания и результатов проводимого процессуального действия (п. 23).
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, несут административную ответственность на общих основаниях (п. 24 проекта). Действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу (например, задержание ТС или его возврат после устранения причины задержания), которые не могут повлиять на вывод о виновности либо невиновности лица, но повлекшие нарушение прав и свобод участников производства по делу, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 25 проекта).
Фиксация правонарушений
Как разъясняется в п. 26 проекта постановления Пленума, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать информацию о месте и времени совершения правонарушения. При этом такая техника должна быть сертифицирована и иметь действующее свидетельство о метрологической поверке. При возникновении сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные сведения.
Если правонарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием телефона, видеокамеры или видеорегистратора, особый порядок привлечения к ответственности не применяется, а выносится постановление либо составляется протокол в отношении водителя ТС на основании ч. 1 ст. 28.2, либо выносится определение о возбуждении дела и проведении административного расследования в порядке ст. 28.7 КоАП. Полученные с использованием технических средств материалы могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств.
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) ТС постановлением о назначении наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное автоматическими средствами фото- и видеофиксации, он освобождается от ответственности, если при рассмотрении жалобы будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации правонарушения ТС находилось во владении или пользовании другого лица либо выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности (п. 27 проекта).
Нахождение в момент совершения нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, принадлежащего собственнику (владельцу), во владении или в пользовании другого лица как основание освобождения собственника (владельца) от ответственности, не распространяется на случаи управления ТС водителем по трудовому договору, заключенному между ним и собственником (владельцем) (п. 28 проекта).
ВС в п. 29 разъяснил, что при рассмотрении жалобы собственника (владельца) прицепа на постановление по делу об административном правонарушении следует учитывать, что конструктивные особенности прицепа и невозможность его самостоятельного передвижения без тягача не являются основанием для освобождения владельца прицепа от ответственности (например, в случае нарушения правил остановки или стоянки). При этом собственник (владелец) прицепа может представить доказательства, подтверждающие факт управления ТС, сцепленным с прицепом, другим лицом.
Как указано в п. 30, при пересмотре постановления о назначении наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, проверке подлежат доводы лица, в отношении которого вынесено постановление, о невозможности после фиксации правонарушения таким техническим средством, прекращения им противоправных действий в связи с организацией дорожного движения на конкретном участке дороги.
Назначение и исполнение наказаний
В п. 31 ВС отметил, что срок исполнения наказания в виде лишения водительских прав, назначенного лицу, уже лишенному такого права на основании постановления, начинает исчисляться не с момента его вступления в силу, а со дня, следующего за днем окончания срока наказания, примененного ранее (ч. 3 ст. 32.7 КоАП). В то же время необходимо учитывать, что сроки лишения прав и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению ТС, исчисляются самостоятельно.
Постановление о назначении административного наказания в виде лишения прав должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу, в течение трех суток с указанного дня, а в случае рассмотрения жалобы, протеста – со дня поступления соответствующего решения из суда. Тексты вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения подлежат размещению в интернете не позднее месяца после принятия (п. 32 проекта).
В заключительном пункте отмечается, что в связи с принятием данного постановления п. 1–12.2 Постановления Пленума ВС от 24 октября 2006 г. № 18 применению не подлежат.
Эксперты считают проект нужным и исчерпывающим
Комментируя «АГ» проект постановления, адвокат АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов особо отметил следующие разъяснения: «Во-первых, понятие ТС для целей КоАП – соответственно, теперь однозначно за езду в пьяном виде на велосипеде «автомобильных” прав не лишат. Во-вторых, уточнение про электронное ОСАГО, распечатку которого не нужно с собой возить. В-третьих, подчеркивается, что иметь белые стоп-сигналы – это явное нарушение. В-четвертых, наконец-то указывается, что знак «Инвалид” в авто не работает, если водитель – не инвалид, а в салоне инвалидов нет. Потому что иначе значок был бы хорошим «билетом” на парковке».
Кроме того, по мнению эксперта, интерес представляют правовые позиции о том, что нарушение ПДД не дает преимуществ. «Этот тезис перекочевал в проект постановления из решения по одному из дел, – пояснил адвокат. – Очень важное дополнение. Как водитель знаю, что на дороге немало «умников”, которые думают, что получают такие преимущества, игнорируя ПДД».
Ярослав Самородов отметил, что ВС наконец-то обратил внимание на то, что заезд на полосу встречного движения со сплошной после обгона – не стопроцентная причина наказывать водителя. «Сначала нужно разобраться, все ли в порядке со знаками и разметкой, – пояснил он. – Например, по ГОСТу перед «превращением” прерывистой линии в сплошную должны наноситься загнутые стрелочки. Их встречаешь очень редко, и то лишь в некоторых регионах. Теперь ВС потребует от судов по крайней мере обратить внимание и на этот момент».
Спорным эксперту видится положение о лишении прав сразу по всем категориям. С другой стороны, полагает он, такой подход будет лучше работать. «В целом постановление нужное и поможет снизить количество спорных дел», – резюмировал адвокат.
Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова полагает, что по сравнению с положениями постановления № 18, регламентирующего некоторые аспекты правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП, рассматриваемый проект представляет особый интерес.
«Новый проект, на первый взгляд, является исчерпывающим. Однако как правоприменитель опасаюсь делать преждевременные прогнозы о том, что его положения в дальнейшем не вызовут новых вопросов при применении в конкретном деле», – добавила Ольга Башкова. В любом случае, считает эксперт, разъяснения устраняют множество вопросов, которые ранее приходилось изыскивать в судебной практике.
Адвокат КА «Мир» Станислав Король отметил, что отсутствие разъяснений по определенным категориям правонарушений позволяло судам не принимать во внимание доводы защиты о процессуальных нарушениях, допущенных сотрудниками ГИБДД при оформлении административного материала. «На мой взгляд, разъяснения ВС на сегодня являются исчерпывающими и дают ответы на многие вопросы о квалификации правонарушений, – добавил он. – Как эти разъяснения отразятся на практике, выводы делать будем позже. Жизнь автолюбителей и так не сахар, и добиться положительного решения в суде, мягко говоря, крайне непросто».
Нарушение требований разметки Кодекс расценил точно так же, как и нарушение требований знаков. В основном по минимуму (предупреждение или штраф 500 рублей), а ПОВОРОТ НАЛЕВО, РАЗВОРОТ, СТОЯНКУ И ОСТАНОВКУ существенно дороже.
Стрела на проезжей части (разметка 1.18) показывает единственное разрешённое направление движения на перекрёстке.
Если повернуть направо, наказание минимальное – предупреждение или штраф 500 рублей.
Если повернуть налево или развернуться – штраф 1000-1500 рублей.
Если ещё до перекрёстка повернуть налево во двор или развернуться (через сплошную осевую линию!) это те же 1000-1500 рублей.
То есть всё как со знаками: КоАП. Статья 12.16. Часть 2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Ровным счётом ничего не изменится, если сделаем дорогу многополосной и посередине нанесём сдвоенную сплошную линию разметки.
Всё то же самое – штраф 1000-1500 рублей за любую попытку повернуть налево или развернуться на перекрёстке, до перекрёстка или после перекрёстка, нарушая требование разметки.
Варианты могут быть разные, но закономерность одна – строгое наказание (штраф 1000-1500 рублей) только за поворот налево или разворот в нарушение требования разметки. А если, например, сейчас с правой полосы проехать прямо, тогда накажут по-минимуму (предупреждение или штраф 500 рублей).
Только надо понимать, что движение по проезжей части встречного направления это совсем другое нарушение, и тут полутора тысячами не отделаться.
Такое деяние квалифицируется как «выезд на встречку в нарушение Правил», и наказание совсем другое – штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
Жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (разметка 1.4), обозначает места, где запрещена остановка транспорта.
Любая попытка остановиться на протяжении этой линии карается так же, как и остановка в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена»: штраф 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).
Жёлтая прерывистая линия, проведённая по краю проезжей части (разметка 1.9) обозначает места, где запрещена стоянка.
Остановиться можно безнаказанно, но если поставить на стоянку, наказание то же, что и в зоне действия знака 3.28 «Стоянка запрещена»: штраф 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).
Чтобы не быть голословным, процитирую Кодекс:
КоАП. Статья 12.16. Часть 4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
КоАП. Статья 12.16. Часть 5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Такой разметкой выделяют места для стоянки транспортных средств водителей-инвалидов.
Косить под инвалида, наклеивая на машину опознавательный знак, дело ненадёжное, нужен ещё и документ, подтверждающий инвалидность. В противном случае можно лишиться 10000 рублей.
Во-первых, накажут за стоянку в месте, предназначенном для инвалидов (штраф 5000 рублей):
КоАП. Статья 12.19. Часть 2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
А, во-вторых, за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» (ещё 5000 рублей):
КоАП. Статья 12.4. Часть 2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид” влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Выезд за стоп-линию в ожидании зелёного сигнала светофора сегодня стоит 800 рублей.
КоАП. Статья 12.12. Часть 2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
И, собственно, всё. Нарушение требований других линий разметки наказывается по минимуму (предупреждение или штраф 500 рублей).
Новая редакция Ст. 12.3 КоАП РФ
1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
3. Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, —
влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Комментарий к Статье 12.3 КоАП РФ
— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));
— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
2. Часть 1 статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов. Часть 2 данной статьи выражается в отсутствии у водителя транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему документов на право управления им.
3. Субъектом правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов на управление. Ответственность по комментируемой статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в статье документов.
Другой комментарий к Ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения является направленный на обеспечение безопасности дорожного движения порядок управления транспортным средством.
Правилами дорожного движения установлена обязанность водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать для проверки:
а) водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;
б) регистрационные документы на транспортное средство;
в) документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством в отсутствие его владельца;
г) в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
д) в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
иметь на транспортном средстве регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано.
Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ в специально обозначенных контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
2. Часть 1 данной статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе: документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие владельца.
Документом, подтверждающим право управления транспортным средством, может быть: водительское удостоверение, временное разрешение на право управления транспортным средством, в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение.
Регистрационным документом на транспортное средство является его технический паспорт и номерной знак установленного образца.
Документами, подтверждающими право владения, управления, распоряжения транспортным средством, следует считать документы на право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления. В отсутствие собственника документом, подтверждающим право эксплуатации транспортного средства, является договор аренды, оформленная надлежащим образом доверенность либо иной распоряжающий акт.
3. Часть 2 комментируемой статьи с объективной стороны выражается в отсутствии у водителя транспортного средства лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч.3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им.
5. Субъектом административного правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Знания и умение эксплуатировать транспортное средство не влияют на назначение административного наказания.
6. Ответственность по данной статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в ч.1 и 2 настоящей статьи документов.
По теме:
Режим повышенной готовности в Тюменской области продлен до 12 октябряВ России отменяют «коронавирусные» бюрократические поблажки, введенные в начале пандемииДо Конституционного суда дошло первое дело о законности ограничений из-за коронавирусаОМ: правительство боится возвращать карантин из-за удара по экономике и падения рейтинговВ ХМАО из-за карантина начали закрываться первые школы в новом учебном сезонеРегистрация — через «Госуслуги». В России хотят ужесточить правила пользования каршерингомВ России коронавирус за сутки выявлен у 6148 человекСкончался ведущий «Русского лото» Михаил БорисовГубернатор Саратовской области заболел COVID-19В России за сутки подтвердилось 6065 новых случаев COVID-19Главный инфекционист Минздрава высказался за обязательную вакцинацию туристов от COVID-19В ХМАО на карантин по COVID-19 продолжают выбывать учителя и школьникиНесколько классов в Тазовском районе отправили на карантин по коронавирусуВ Кремле оценили вероятность возвращения ограничений по коронавирусуВ Тюменской области на карантин по ОРВИ закрылись 40 классовВ ХМАО за неделю в шесть раз увеличилось число классов, ушедших на карантин по COVID-19В Ноябрьске учеников 15 классов отправили на карантин из-за коронавирусаВ России число больных коронавирусом за сутки выросло на 5449 человекЧисло больных коронавирусом в России за сутки выросло на 5488 человекВ Роспотребнадзоре заявили, что школы не вправе требовать от учеников ношения масокCOVID-19 идет по школам Югры — 15 классов отправили на карантинПенсионера из Петербурга штрафовали на ₽7,5 тыс. из-за отсутствия теста на COVID-19Моор продлил режим повышенной готовности в Тюменской области ещё на две неделиВ ХМАО на карантин из-за коронавируса отправили почти 300 учеников и 30 педагоговЕще в двух поселениях Тюменской области введен карантин по птичьему гриппуВ России за сутки выявлено 5195 новых случаев COVID-19Шойгу рассказал, как привился от коронавируса: «Повышения температуры не было»Собянин заявил, что вакцина от COVID-19 станет доступна населению не раньше 2021 годаЧисло случаев коронавируса в России превысило 1 млнВ одной из школ Сургута весь класс отправлен на карантин из-за учителя, больного COVID-19Комарова заявила о переходе ХМАО к третьему этапу снятия ограничений по коронавирусуЧисло больных коронавирусом в России за сутки выросло на 4980 человекАктер Дмитрий Певцов госпитализирован с воспалением легких️В России за сутки выявлен 4941 новый случай коронавирусаС 1 сентября в ЯНАО откроются заведения общепита, кинотеатры и торговые центрыТюменская область продлила режим повышенной готовности из-за COVID-19, но с послаблениямиВ двух районах Тюменской области выявлен птичий грипп. Моор ввел карантинКомарова разрешила в ХМАО работу общепита, образования и объектов культаВ России за сутки подтвердились 4852 случая COVID-19Больше половины опрошенных россиян не планируют прививаться от COVID-19Число больных коронавирусом в России за сутки выросло на 4921 человекаБатюшка на Ямале рассказал Артюхову, как работал водителем в оперштабе по COVID-19Комарова продлила в ХМАО обязательную самоизоляцию для пенсионеров до 6 сентябряВ Госдуме предлагают кратно повысить штрафы для владельцев чересчур шумных мотоцикловМинистр энергетики РФ Александр Новак заразился коронавирусомРестораторы ХМАО записали обращения к Комаровой и заявили о готовности выйти на митингЖитель Тобольска за отказ обслужить его без маски в магазине устроил стрельбуВ Югре начался второй этап снятия ограничений по коронавирусуДепутат Николай Губенко, который переболел коронавирусом, скончался в МосквеЧисло больных коронавирусом в России выросло на 4969 человекВ России началось производство вакцины от COVID-19В России за сутки выявлен 5061 случай COVID-19Тюменская область потратит 70 млн рублей на 400 временных рабочих местМоор отменил обязательный двухнедельный карантин для иностранцевВ Салехарде из-за коронавируса гостиницу «Юрибей» закрыли на карантинКомарова хочет открыть с 17 августа в Югре общепит и спортзалыВ России число больных коронавирусом за сутки выросло на 5189 человекИзгонявший бесов архимандрит Герман скончался от СOVID-19В России число заболевших COVID-19 за сутки выросло на 5212 человекПредседатель церковного суда РПЦ митрополит Исидор скончался от коронавирусаНесмотря на протест санврачей, Комарова вводит в ХМАО второй этап снятия ограниченийАртюхов разрешил открыться детсадам, магазинам, фитнес-центрам и автошколамПолитолог Глеб Кузнецов — о том, куда вынесет Россию мировая волна антиковидных протестовТюменские власти выделят ₽150 млн на компенсацию бизнесу затрат на покупку масок и тестовАртюхов ввел субсидию для бизнесменов в ЯНАО, пострадавших от пандемии коронавирусаКомарова вслед за Моором готовится открыть у себя в регионе предприятия общепитаПопова: в пяти регионах России продолжается рост заболеваемости коронавирусомЧисло случаев коронавируса в России превысило 850 тыс.В России вакцина от коронавируса будет бесплатнойВ России за сутки зарегистрировано 5 462 новых случая COVID-19В России завершились клинические испытания вакцины от COVID-19Воспитанников детского дома в Далматово сажают на карантин в комнаты без света и туалетаЧисло зараженных коронавирусом в России достигло почти 830 тыс. человекВ России за сутки выявлено 5765 новых больных COVID-19Число случаев коронавируса в России достигло 806 тысячМинздрав не ожидает второй волны коронавируса в России осеньюВласти Карелии вернули карантинные ограничения из-за коронавирусаКомарова разрешила югорчанам уличные прогулки с соблюдением режима самоизоляцииВ России с начала пандемии коронавирусом заболела 771 тыс. человекВ России от COVID-19 предлагают в первую очередь прививать учителей и пенсионеровВ России за сутки COVID-19 выявлен у 6234 человекХМАО стал единственным регионом РФ, где не перешли к снятию режима ограничений по COVID-19Преступления против стариков старше 75 лет хотят сделать отягчающим обстоятельствомВ Сургуте полиция задержала пациента психбольницы за несоблюдение режима самоизоляцииВласти Москвы аннулировали два штрафа, которые выписали тюменке за нарушение изоляцииВ Губкинском во время самоизоляции пресекли незаконную работу местной кальяннойКрасноярскому 11-класснику не согласовали митинг против плохого образования на удаленкеВ России отменили обязательную двухнедельную изоляцию для прибывших в странуДля прибывающих в Россию отменили двухнедельный карантинЭксперты ВШЭ нашли плюсы пандемии для системы судов в РФ — ускоренно проходят цифровизациюГлавного редактора «Царьграда» оштрафовали за фейки о коронавирусеВ России за сутки коронавирусом заболели 6615 человекВ России за сутки коронавирусом заболели 6611 человекВ Госдуму внесли еще один законопроект о сроках за пропаганду в интернете наркопотребленияПредставитель ВОЗ рассказала об усилении пандемии COVID-19 на глобальном уровнеЧисло зараженных COVID-19 в России превысило 707 тыс. человекМатвиенко заявила, что власти РФ не заинтересованы в «надуманных ограничениях» на выездСПЧ предложил отменить все штрафы за нарушение режима самоизоляции
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.
2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения транспортных средств в жилых зонах, пользования звуковыми сигналами –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до трех базовых величин.
3. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки –
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
4. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
6. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения –
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.
7. Нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.
8. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения, –
влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до одного года или без лишения.
9. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения –
влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до одного года или без лишения.
91. Управление мотоциклом, мопедом на одном колесе, а равно движение, при котором лицо, управляющее таким транспортным средством, не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке), –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до шести месяцев или без лишения.
10. Действия, предусмотренные частями 1–91 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.
11. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса, либо нарушение правил проезда перекрестков, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин.
12. Действия, предусмотренные частями 4–6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.
Примечание. Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье и статье 18.23 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.