П 91 постановления 354
В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения граждан-потребителей по вопросам установки и обслуживания приборов учета, начисления платы за коммунальные услуги.
В полномочия Управления не входит проверка правильности начисления предъявленных к уплате сумм за коммунальные услуги, а также контроль за установкой и опломбированием приборов учета энергоресурсов. Обращения, касающиеся различных аспектов установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, правомерности начисления платежей, параметров качества коммунальных услуг, проведения перерасчетов и иных связанных с вопросами оплаты жилищно-коммунальных услуг, подлежат рассмотрению в рамках жилищного законодательства.
В соответствии с требованиями п. 11 Постановления правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым было утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, вопросы определения размера и внесения платы за коммунальные услуги, относятся к компетенции органов жилищного надзора. Контроль за обеспечением энергетической эффективности жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Алтай (расположена по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09).
Может ли собственник помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома самостоятельно приобрести и установить прибор учета коммунальных ресурсов?
Как установлено ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с п.80, п.81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, (далее — Правила) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В соответствии с п.5, ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 140 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 замена прибора учета производится за счет потребителя после подачи им соответствующего заявления в энергоснабжающую организацию.
Таким образом, собственник помещения может самостоятельно приобрести прибор, произвести электромонтажные работы (кроме опломбировки) силами любых специализированных организаций и получить заключение специалиста энергоснабжающей организации об установке прибора с соблюдением необходимых правил и возможности индивидуального потребления коммунальной услуги.
Как осуществляется начисление платы за коммунальные услуги, если прибор учета вышел из строя?
В соответствии с п.59 Правилв случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Как проверить правильность начисления платы за коммунальные услуги?
Для проведения сверки правильности исчисления предъявленной к уплате суммы за коммунальные услуги потребитель вправе обратиться в адрес исполнителя (п.31 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).
В случае если между потребителем и ресурсоснабжающей или управляющей организацией возник имущественный спор по вопросу порядка начисления платы за коммунальные услуги, потребитель может обратиться в судебные органы, так как всилу положений ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации все претензии и требования имущественного характера (перерасчет платы), предъявляемые потребителями, при их неразрешении исполнителем услуг в добровольном порядке подлежат рассмотрению судебными инстанциями в порядке установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Обязан ли собственник помещения допускать в квартиру сотрудников управляющей организации для проверки приборов учета?
В соответствии с п/п «ж» п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое помещение для проверки состояния приборов учета коммунальных ресурсов, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует жителям региона направлять свои обращения по вопросам обслуживания жилого фонда в соответствии с компетенцией и полномочиями контролирующих органов. Это в значительной степени сократит время рассмотрения обращений и позволит принять необходимые меры в установленные законодательством сроки.
В случае, если вы решите отстаивать Ваши права в суде, вы можете привлечь Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела — отдельным заявлением истца).
Постановление Губернатора Самарской области от 12 октября 2015 г. N 255 «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области»
Постановление Губернатора Самарской области от 12 октября 2015 г. N 254 «Об утверждении Порядка рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Самарской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Самарской области, отдельные должности государственной гражданской службы Самарской области, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»
Постановление Губернатора Самарской области от 29 августа 2014 г. N 226 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти (государственных органов) Самарской области и предоставления этих сведений общероссийским и региональным средствам массовой информации для опубликования»
Постановление Губернатора Самарской области от 29 августа 2014 г. N 225 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Губернатора Самарской области»
Постановление Губернатора Самарской области от 16 сентября 2013 г. N 227 «Об установлении Перечня должностей государственной гражданской службы Самарской области в Администрации губернатора Самарской области, секретариате Правительства Самарской области и органах исполнительной власти Самарской области, на которые распространяются ограничения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»
Постановление Губернатора Самарской области от 22 апреля 2013 г. N 102 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Самарской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Самарской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Постановление Губернатора Самарской области от 22 апреля 2013 г. N 101 «О мерах по обеспечению контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы в Самарской области, их доходам»
Постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. N 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
Постановление Губернатора Самарской области от 13 января 2017 г. N 6 «Об утверждении порядка взаимодействия регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и кадровых служб (подразделений) Администрации губернатора Самарской области, секретариата Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области при проведении проверок в целях противодействия коррупции»
Постановление Правительства Самарской области от 14 марта 2013 г. N 88 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, поступающими на работу на должность руководителя государственного учреждения Самарской области, и руководителями государственных учреждений Самарской области»
Постановление Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 г. N 670 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 673 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 — 2018 годы»»
Распоряжение Правительства Самарской области от 9 марта 2011 г. N 49-р «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Самарской области»
Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на жилищные и коммунальные услуги. Ответы подготовлены специалистами службы по тарифам Иркутской области и соответствуют законодательству на дату, указанную при размещении ответа. Если Вы не нашли интересующей информации, то Вы можете задать свой вопрос специалистам службы через соответствующую форму.
1. Что включается в состав платы за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:
1) холодное водоснабжение;
2) горячее водоснабжение;
3) водоотведение;
4) электроснабжение;
5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления).
2. Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из:
1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами);
2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке.
При расчете платы за коммунальные услуги применяются:
1) тариф на холодную воду (руб./м3);
2) тариф на горячую воду:
— в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения):
компонент на теплоноситель (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
— в закрытой системе горячего водоснабжения:
компонент на холодную воду (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
3) тариф на водоотведение (руб./м3);
4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч);
5) тариф (цена) на газ (руб./м3);
6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).
3. Что подразумевается под нормативом потребления коммунальной услуги?
Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
4. Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году?
Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – Основы формирования индексов).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 718-р для Иркутской области утверждены индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту в размере 4,1% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса в размере 2,1% или 6,2% по совокупности.
В соответствии с утвержденными Основами формирования индексов Правительством Иркутской области от представительных органов муниципальных образований получены согласования (инициативы) превышения индекса более чем на величину отклонения.
В этой связи, указом Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг внесены изменения в указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, касающиеся размера предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Указ Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг, а также обоснования величин установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размещены на официальном сайте Правительства Иркутской области portal.irkobl.ru и на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области www.sti.irkobl.ru
5. Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?
Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:
1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);
2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области.
6. Какими нормативными документами предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для граждан?
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
7. Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме?
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
8. Существуют ли особенности расчета платы за коммунальную услугу по отоплению?
В соответствии с правом, предоставленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Иркутской области применяется порядок расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
Кроме того, при осуществлении соответствующего расчета исполнитель коммунальных услуг обязан применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Иркутской области по состоянию на 30 июня 2012 года.
9. Какие сведения должны быть отражены в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (карточке лицевого счета), предъявляемой исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) гражданам?
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг предусмотрена Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденными приказом Минрегиона России от 19 сентября 2011 года № 454.
В платежном документе должны быть отражены сведения о плательщике и исполнителе услуг, информация для внесения платы получателю платежа, расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и справочная информация, включающая информацию об установленных нормативах потребления (потребление в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды) и показаниях индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных услуг.
10. Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?
Калькулятор коммунальных платежей – это программа, размещенная на интернет-сайтах ФСТ России (www.fstrf.ru) и службы по тарифам Иркутской области, предназначенная для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета.
Результаты расчета указанной программой размера платы носят информационный характер и не являются платежным документом.
11. Какой орган государственной власти осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг?
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, предусмотренным действующим законодательством, осуществляется службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, расположенной по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского,
д. 36а.
12. Какой орган государственной власти Иркутской области уполномочен давать разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг?
Указанные разъяснения уполномочено давать министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31.
13. Может ли управляющая организация требовать оплату за коммунальные услуги, потребленные в июне 2013 года по тарифам, которые изменились с 1 июля 2013 года?
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления))рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указывается расчетный месяц и объем потребления коммунального ресурса.
Учитывая, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы, применение тарифов с 1 июля 2013 года осуществляется к объемам коммунальных ресурсов, потребление которых происходило в июле 2013 года, т.е. в указанный расчетный период.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
14. В многоквартирном доме отопление и приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества. Как в данном случае происходит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение?
Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
15. Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?
Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.
Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.
Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.
Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.
16. Почему стоимость коммунальных услуг в разных городах (населенных пунктах) области разная?
Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.
17. Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1 человека или с 1 кв. м общей площади?
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а согласно пункту 28 данных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
18. Входит ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь?
Согласно статье 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.
Таким образом, балкон и лоджия не входят в отапливаемую площадь жилого помещения.
19. Почему плата за отопление начисляется каждый месяц, включая летний период?
Порядок определения размера платы граждан за отопление с использованием приборов учета и при их отсутствии до 1 сентября 2012 года был определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила № 307), в соответствии с которыми расчет размера платы за отопление в жилых домах и в помещениях многоквартирного дома, не оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществлялся исходя из нормативов потребления услуг по отоплению, а в жилых домах, помещениях в многоквартирном доме, оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, расчет платы за отопление осуществлялся исходя из среднемесячного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.
С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), устанавливающие порядок определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающих продолжительность отопительного сезона (в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии).
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами № 307. При этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.
Плата за отопление при этом предъявляется гражданам в течение всего года, включая летние месяцы. Начисление платы за отопление в течение 12 месяцев обусловлено установлением среднегодовых нормативов потребления тепловой энергии на отопление для равномерного в течение года внесения населением платы за услугу, что соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В случае расчета платы за отопление только в отопительный период, норматив потребления тепловой энергии на отопление был бы установлен в большем размере, соответствующем периоду предоставления услуги, и плата за отопление предъявлялась бы в большем размере.
20. Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды
Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
Так, согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:
— коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;
— коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении № 2 к Правилам № 354 (формулы 11, 12, 13 и 14).
Обращаем внимание, что вопросы, касающиеся расчета объемов потребления коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, не входят в компетенцию службы по тарифам Иркутской области.
В соответствии с пунктом 69 Правил № 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
21. Начисляется ли плата за водоотведение на общедомовые нужды?
С 27 апреля 2013 года абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, признан утратившим силу. Также исключено упоминание о единице измерения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды из подпункта «в» пункта 7 того же документа.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 внесены изменения в подпункт «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (в ред.), исключающие предоставление коммунальной услуги водоотведения из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения вступили в силу с 1 июня 2013 года.
Таким образом, с 1 июня 2013 года с потребителей не должна взиматься плата за водоотведение на общедомовые нужды.
Изменения в законодательстве РФ
в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 1.07.2015г
- Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»
Лицо, виновное в нарушении порядка расчета коммунальных платежей, повлекшее их увеличение, обязано уплатить потребителю штраф
- Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 N 610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы»
Утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 — 2017 годы в среднем по России и по субъектам РФ
- Приказ Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению»
Обновлена форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг
- Приказ Росстандарта от 15.05.2015 N 578 «Об утверждении температурных коэффициентов на второе полугодие 2015 года»
Утверждены температурные коэффициенты для расчета объема потребленного газа на второе полугодие 2015 года
- Приказ Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»
Управляющие организации многоквартирных домов размещают детальную информацию о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru
- © КонсультантПлюс, 1992-2015
Система ГАРАНТ
Правовые акты РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства
по состоянию на 1.01.2015г
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.).
О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства : федеральный закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса : федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
*****
О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения : постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (ред. от 03.12.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения : постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами : постановление Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 (ред. от 26.03.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах : постановление Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1468 (ред. от 26.03.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) : постановление Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 614 (ред. от 26.03.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (ред. от 17.12.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения : постановление Правительства РФ от 17.01.2013 г. № 6. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования : постановление Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 570. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов : постановление Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857 (ред. от 10.09.2013 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции : постановление Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (ред. от 08.04.2013 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 : постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 642 (ред. от 26.03.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность : постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (ред. от 26.03.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (ред. от 05.01.2015 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами : постановление Правительства РФ 23.09.2010 г. № 731 (ред. от 27.09.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса : постановление Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1140 (ред. от 10.02.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии : постановление Правительства РФ от 21.01.2004 г. № 24 (ред. от 09.08.2014 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения : постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 643. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения : постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 645. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25 февраля 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.02.2019 № 184, которым внесены поправки в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354).
С 01.01.2019 вступили в силу поправки, внесенные в Правила 354 постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708, в части изменения формул расчета стоимости отопления. 23 февраля 2019 года Правительство РФ постановлением № 184 внесло уточнения в некоторые нормы Правил 354, регулирующие порядок расчета стоимости отопления.
Постановлением № 184:
1) внесены поправки в пункт 40 Правил 354, который постановлением КС РФ от 20.12.2018 № 46-П признан частично несоответствующим Конституции РФ, а именно:
Первый абзац пункта 40 в ранее действующей редакции устанавливал, что потребитель вносит плату только за те коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), которые предоставлены ему в соответствующем жилом или нежилом помещении. Этим же пунктом устанавливалось, что в случаях, если выбрано непосредственное управление, если способ управления не выбран либо не реализован, потребитель оплачивает не только коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), которые потреблены в жилом или нежилом помещении, но и коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В новой редакции фраза «за исключением коммунальной услуги по отоплению» заменена на фразу «холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение». То есть, исключение из порядка, установленного абзацем 1 пункта 40 Правил 354, для отопления сохранилось. Но теперь это исключение применяется еще и в отношении коммунальной услуги «обращение с ТКО».
В абзаце 2 пункта 40 Правил 354 норма, устанавливающая, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за такую услугу «совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» заменена на норму, устанавливающую, что потребитель вносит плату за отопление «в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил». Стоит отметить, что перечисленные пункты Правил 354 не предполагают раздельное внесение платы за отопление, потребленное непосредственно в помещении, и за отопление в целях содержания общего имущества.
Таким образом, поправки, внесенные в пункт 40 Правил 354, несущественны, порядок расчета стоимости отопления они фактически не меняют.
2) Изменено определение применяемой в формулах 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 3.6 Приложения 2 к Правилам 354 величины Sинд.
В ранее действующей редакции Sинд определялась как «общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или в которых в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии», с 25.02.2019 определяется как «общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации».
При расчете размера платы за отопление для помещений, подпадающих под приведенное определение, величина Vi приравнивается нулю. Соответствующие технические поправки внесены в определение случая равенства нулю величины Vi, применяемой в формулах 2.5, 2.6, 3.6, 3.7.
3) Уточнен срок проведения корректировки, размер которой рассчитывается по формуле 3.4 Приложения 2 к Правилам 354.
В ранее действующей редакции размер платы за отопление при оплате отопления равномерно в течение года в случае наличия общедомового прибора учета отопления корректировался «один раз в год», в новой редакции корректировка производится «в I квартале года, следующего за расчетным годом».