Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Ответственность таможенных органов

23.05.2020 by admin

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.Л. Пономарева

(старший инспектор по кадрам управления по работе с кадрами Южно-Уральского государственного университета, соискатель кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета,

г. Челябинск; ptl@susu.ac.ru)

Статья посвящена особенностям и проблемам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов. Даны предложения по совершенствованию действующего законодательства о дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарное производство, служебная проверка.

Административная реформа диктует необходимость применения единого подхода к организации деятельности органов исполнительной власти, формированию эффективного механизма разрешения споров, укреплению дисциплины, искоренению коррупции из сферы государственной службы посредством создания действенного механизма именно дисциплинарной ответственности служащих. Важной задачей остается совершенствование нормативно-правовой базы с целью повышения эффективности института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих и усиление его роли в качестве средства поддержания служебной дисциплины в системе органов государственной власти.

Нормативно-правовая регламентация дисциплинарной ответственности в административном праве осуществляется целой совокупностью актов, различных по юридической силе, содержанию, сфере применения. Дисциплинарная ответственность может быть общей, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации , и специальной, предусмотренной отдельными федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Основным актом, регламентирующим вопросы дисциплинарной ответственности в административном праве, является федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от

25.11.2009) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Вопросы дисциплинарной ответственности таможенной службы раскрываются в федеральном законе от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» . Сущность служебной дисциплины в таможенных органах РФ, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий определяются Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ .

Особенность применения дисциплинарной ответственности состоит в том, что она применяется только в порядке подчиненности. Так, Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ определена персональная ответственность начальника таможенного органа за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит, и обязанность организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки. По результатам служебной проверки, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом, а такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника из таможенных органов, производится начальником таможенного органа, имеющим право на-

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

значения на должность. При этом правило о прямой подчиненности не является определяющим, что является особенностью применения дисциплинарной ответственности, так как привлечь к ней правомочен не только непосредственный (прямой) руководитель, но и руководитель более высокого уровня. Если в зависимости от степени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисциплинарной ответственности, превышающие объем прав, предоставленных данному начальнику таможенного органа, он готовит для вышестоящего начальника соответствующее представление, на основании которого выносится решение о применении дисциплинарной ответственности.

По общему правилу, применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Дисциплинарным уставом (п. 20) определено, что если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

Дисциплинарная ответственность, по общему правилу, применяется за дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей. В целом законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом также проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. Поскольку не установлено исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, постольку нет и четких указаний о том, какое взыскание соответствует каждому дисциплинарному проступку. Таким образом, вопрос о том, какое конкретно дисциплинарное взыскание применить к служащему, решается руководителем таможенного органа по его собственному усмотрению.

Отношения в сфере дисциплинарной

ответственности сотрудников таможенных органов характеризуются значительной субъективностью. Нередко, выяснив в достаточно полной степени мотив и цель проступка и отношение лица к содеянному, субъект применения дисциплинарной ответственности может освободить виновное лицо от дисциплинарной ответственности вообще . Так, в случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Таким образом, наказание не устанавливается в качестве обязательного следствия совершенного противоправного деяния. Степень усмотрения в применении дисциплинарного взыскания остается высокой, так как наказание сотрудника таможенного органа за дисциплинарный проступок — это право начальника таможенного органа, а не обязанность.

Большое значение для выявления причин совершения дисциплинарных проступков и их профилактики имеют критерии оценки служебной дисциплины. Они применяются в ходе проведения воспитательно-профилактической деятельности подразделений кадров, а также в ходе служебной проверки. Критериями оценки состояния служебной дисциплины в системе таможенных органов являются:

— уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными инструкциями и должностными регламентами;

— состояние планомерности и эффективности профилактической работы по предупреждению преступлений, происшествий и нарушений служебной дисциплины;

— соблюдение правил служебного распорядка таможенного органа;

— морально-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений между должностными лицами, их социальная активность;

— знание начальниками таможенных органов и структурных подразделений мо-

Юридическая наука и правоохранительная практика рально-деловых качеств и особенностей подчиненных;

— уровень работы по охране труда, жизни и здоровья должностных лиц .

Для различных категорий служебных (трудовых) отношений устанавливаются различные виды дисциплинарных взысканий. Это еще одна особенность применения дисциплинарной ответственности. За совершение дисциплинарного проступка трудовым законодательством определены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В соответствии со ст. 29 Закона о службе в таможенных органах Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом таможенной службы, следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.

К процессуальному основанию дисциплинарной ответственности относится установление и фиксация факта совершения дисциплинарного проступка, возбуждение и рассмотрение дела о дисциплинарном проступке — дисциплинарное производство и, в конечном итоге, применение (реализация) дисциплинарной ответственности к виновному в совершении дисциплинарного проступка лица.

Законодательство детально регламентирует механизм привлечения к дисциплинарной ответственности. Первая стадия дисциплинарного производства заключается в возбуждении дисциплинарного дела и выявлении обстоятельств и причин, послуживших основанием для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, выбора и применения меры ответственности к виновному лицу. Способы возбуждения дисциплинарного производства не оговорены и не закреплены. Предусмотрены сроки возбуждения дисциплинарного производства (не более одного месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вершенном проступке, или не более шести месяцев (двух лет) со дня его совершения).

Ограничение сроков для применения взысканий обусловлено необходимостью стимулирования работодателя к определенной оперативности в реакции на факт трудового правонарушения . В этом состоит смысл эффективности применения юридической санкции и одновременное выражение оценки с точки зрения морали, поэтому нельзя допускать ситуацию, когда работник неоправданно продолжительное время находился бы в состоянии угрозы применения к нему меры дисциплинарного взыскания.

Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации определяет цели, поводы, основания, организацию и ход служебной проверки, проводимой по решению начальника таможенного органа или заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России.

Во всех случаях у лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения не прекращает производство по делу. Однако право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности. При отказе сотрудника от дачи письменного объяснения, от ознакомления с заключением или при отказе поставить свою подпись составляется акт (форма акта приведена в Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ). Такого рода акт будет являться доказательством соблюдения работодателем правовых норм по привлечению нарушителя к дисциплинарной ответственности в случае возможного спора о правомерности дисциплинарного взыскания.

Обязательной формы для истребования объяснения не предусматривается, и чаще всего осуществление требования работодателя происходит в устной форме. Законодатель не уточняет юридических последствий отсутствия требований рабо-

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

тодателя, его устных либо письменных запросов объяснения работника по существу вопроса о дисциплинарном проступке. Отказ работника дать объяснение не препятствует применению дисциплинарного взыскания работодателем. Дача объяснения является диспозитивным правом работника, и никто не в праве заставить работника свидетельствовать против себя самого. Работник вправе как дать письменное объяснение, так и отказаться от дачи такового.

Приступив ко второй стадии дисциплинарного производства и рассматривая обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности того или иного работника, руководитель таможенного органа обязан в рамках действующего законодательства выбрать единственно правильную меру ответственности, применимую к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.

На стадии вынесения решения определяется мера дисциплинарного взыскания и ее процессуальное закрепление в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в трехдневный срок под роспись. Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт, при этом отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.

Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Вышестоящий начальник таможенного органа имеет право отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка. В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа или в суд. Обжалование не приостанавливает исполнение приказа о

наложении дисциплинарного взыскания.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние — состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых взысканий. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию, повышению в должности.

Проведенный краткий анализ механизма привлечения работников таможенных органов к дисциплинарной ответственности позволяет сделать вывод о том, что в период активного реформирования законодательства, устанавливающего дисциплинарную ответственность, необходимо четко закрепить перечень дисциплинарных проступков; установить процедуру привлечения с обозначением совокупности действий; привести перечень дисциплинарных взысканий в соответствие с действующим законодательством; закрепить права и обязанности как субъектов привлечения к дисциплинарной ответственности, так и субъектов применения дисциплинарной ответственности.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от

10.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21 июля

1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

4. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: указ Президента РФ от 16 нояб.

1998 г. № 1396 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

5. Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. 848 с.

6. Об утверждении Методических рекомендаций начальником таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы: распоряжение Федеральной таможенной службы РФ от 23 янв. 2006 г. № 21-Р. Документ опубликован не был. Доступ из

справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Агапов А.Б. Проблемы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности. М., 2005. 308 с.

8. Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации: приказ Федеральной таможенной службы РФ от 2 сент. 2008 г. № 1083 // Российская газета. 2008. № 208.

Статья 16.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Объектом административного правонарушения по ст. 16.5 КоАП РФ является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в части соблюдения установленного режима зоны таможенного контроля.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, выражается в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществлении производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если таковое обязательно.

В соответствии с п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС и (или) устанавливаемые законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Допускается создание временных зон таможенного контроля, если это необходимо для проведения таможенного осмотра или досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

В контексте комментируемой ст. 16.5 КоАП РФ под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля понимается физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами данных границ.

Перемещение транспортных средств, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, через границу постоянной зоны таможенного контроля, а также их длительное нахождение в течение более четырех часов в границах зоны таможенного контроля без осуществления в отношения них каких-либо маневровых работ, погрузки-разгрузки товара также квалифицируется судами как нарушение режима зоны таможенного контроля, а виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 N 13АП-1598/2017 по делу N А56-63139/2016).

В соответствии с абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» в случае перемещения в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без разрешения таможенного органа через указанные границы нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы, действия нарушителя подлежат квалификации как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом.

Разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля, по письменному заявлению заинтересованного лица.

Ответственность по комментируемой статье наступает лишь за те действия, указанные в диспозиции нормы, на совершение которых в соответствии с законом требуется разрешение таможенного органа. Так, например, суды отказывают в удовлетворении заявлений об отмене постановления об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ, указывая, что на организации лежит обязанность по получению разрешения таможенного органа на перемещение товара через границы зоны таможенного контроля и в их пределах, в случаях, если организацией этого не было сделано (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 N А19-10754/2011).

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются физические лица, должностные лица (за исключением должностных лиц таможенных органов), юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

В соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) одной из функций таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений.

На основании статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.

В силу статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях таможенные органы уполномочены законом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 — 231, а также статьями 328-1 и 333-1 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: по частям 2 и 3 статьи 9.21, статьям 11.26, 11.44, части 4 статьи 12.17, статье 12.23, частям 1 — 3 статьи 12.27, статье 12.29, частям 1 и 3 статьи 12.30, части 9 статьи 13.6, статьям 13.10, 13.11, 14.1 — 14.16, 16.10, части 2 статьи 17.11, частям 1 и 4 статьи 18.20, части 1 статьи 18.42, статьям 18.43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении), статьям 23.1 — 23.5, 23.16, частям 1 и 2 статьи 23.23, статьям 23.32, статьям 24.3 — 24.6.

При рассмотрении фактов нарушений таможенного законодательства Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь последовательно проводится работа по обеспечению единых подходов таможенных органов при разграничении фактов совершения неумышленных ошибочных действий, незначительных проступков, не влекущих ущерба экономике республики и фактов незаконного перемещения товаров.

Общие критерии квалификации ошибочных действий согласовываются с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Верховным судом Республики Беларусь и закрепляются Решениями Коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Лицо, совершившее правонарушение, соответствующее установленным критериям освобождается от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь ведется работа по совершенствованию единых подходов к определению малозначительности правонарушений и квалификации нарушений, по которым таможенные органы уполномочены на ведение административного процесса.

С учетом изменений административного и таможенного законодательства скорректированы ранее принятые решения коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по данным вопросам. Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 04 июля 2018 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 04 июля 2018 г. № 248-ОД) определены критерии малозначительности при выявлении фактов неуплаты либо неполной уплаты в установленный срок таможенных платежей обязанным лицом.

Решением коллегии Государственного таможенного комитета от 28 декабря 2012 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 28 декабря 2012 года № 544-ОД) закреплены единые подходы к правоприменительной практике по административным делам при обнаружении должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного декларирования товаров неточностей в транспортных и (или) коммерческих документах в рамках реализации инвестиционных договоров.

Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 2 мая 2013 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 03.05.2013 г. № 164-ОД) определены подходы к признанию деяния малозначительным при недекларировании белорусских рублей и (или) иностранной валюты физическими лицами при пересечении таможенной границы Таможенного союза.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, физическое или юридическое лицо, в случае несогласия с принятым в отношении него решением, в том числе вынесенным должностным лицом таможенного органа, имеет право на его обжалование.

При наличии у субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности или у физического лица намерения обжаловать то или иное действие или решение таможенного органа для защиты своих законных прав и интересов, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат законодательству, либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, прежде всего необходимо четко определить, какие именно действия или решения таможенного органа подлежат обжалованию.

Так, если обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принятые (осуществленные) им при совершении таможенных операций, то их обжалование должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 358 ТК ЕАЭС и главой 3 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Если обжалованию подлежат действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, то их обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 7 (далее – ПИКоАП).

Если обжалованию подлежит вынесенное судом или органом, ведущим административный процесс постановление по делу об административном правонарушении, то его обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 ПИКоАП.

Для каждого из указанных выше обжалуемых действий и решений таможенных органов, законом установлен конкретный порядок их обжалования. Жалобы на действия и решения должностных лиц, поданные в нарушение установленного порядка не рассматриваются.

Обращаем внимание, что с 31.01.2018 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 года № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон).

Данным Законом внесены существенные изменения в административное и административно-процессуальное законодательство, смягчающие, а в отдельных случаях и устраняющие ответственность субъектов хозяйствования и их должностных лиц за совершенные ими деяния.

Абзацем пятым статьи 5.5 КоАП «Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» установлено, что не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих

дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза – неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

В связи с чем, у субъекта хозяйствования на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей есть возможность избежать установленную законом ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, то есть за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа».

Существенно изменилась санкция статьи, предусматривающей административную ответственность за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие (статья 11.44 КоАП «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации»).

За совершение указанного правонарушения устранена ответственность юридического лица, субъектом административной ответственности в настоящее время является только физическое лицо. Также, санкция указанной статьи КоАП дополнена административным взысканием в виде предупреждения, и исключен нижний предел штрафа.

В соответствии с Законом, в санкциях части 4 статьи 12.17, частей 5-7, 9 и 11 статьи 12.23, части 1 статьи 12.30, частей 1 и 2 статьи 14.2, статей 14.3, 14.4, частей 1 и 3 статьи 14.5, частей 1 и 2 статьи 14.7 КоАП исключается дополнительный вид административного взыскания – конфискация.

Обращаем внимание, что физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин — в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода; 5) сумма дохода превышает сорок базовых величин — в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП

предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена обязательная конфискация.

Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

С 29 октября 2018 года вступили в силу изменения в административное законодательство, предусматривающее возможность вынесения административного взыскания в виде предупреждения за несвоевременную либо неполную уплату платежей (часть 9 статьи 13.6 КоАП), а также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату иных сборов и пошлин,взимаемых таможенными органами.

С 18 февраля 2019 года вступили в силу изменения в административное законодательство исключающие ответственность при непризнании таможенным органом сертификатов о происхождении товаров, ранее послуживших основанием для освобождения либо уменьшения размера таможенных платежей (примечание 5 к статье 13.6 КоАП).

С 19 июля 2019 года вступили изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь по статье 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей», а именно увеличен с двух тысяч до трех тысяч базовых, установленный на день совершения преступления, порог признания уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Новая редакция Ст. 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Таможенным кодексом определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

2. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки таможенных платежей.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

Другой комментарий к Ст. 16.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы).

2. Таможенным кодексом (ст.119, 120, 121) определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

3. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

ГТК России разъяснил, что «в случаях, когда таможенная декларация не была подана в установленный срок и таможенные платежи не уплачены, то со дня истечения срока подачи декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты» (письмо от 17 декабря 1998 г. «О направлении рекомендаций»).

Таким образом, в ч.3 ст.119 ТК РФ речь идет о несвоевременной уплате лицом таможенных платежей в связи с несвоевременной подачей им таможенной декларации. За просрочку уплаты таможенных платежей начисляется пеня, но не применяется административная ответственность.

В результате сфера применения настоящей статьи сводится в основном к случаям нарушения сроков уплаты:

налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, при предоставлении отсрочки (рассрочки) их уплаты. В таких случаях таможенный орган всегда точно устанавливает сроки уплаты;

периодических таможенных платежей за временно ввезенные (вывезенные) товары (ст.71 ТК). Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз), обязан одновременно определить сроки уплаты периодических таможенных платежей.

4. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

5. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes