Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Отцовский капитал 2018

02.08.2020 by admin

Демографическую ситуацию в стране пытаются улучшить разными способами: например, больше 10 лет назад появился материнский капитал — тогда на второго ребенка российским семьям выплачивали сумму в 250 000 рублей. Это помогло, но в последнее время в России вновь наблюдается спад рождаемости. Теперь же Общественная палата вынесла на рассмотрение новый законопроект — он предусматривает еще одну выплату, теперь уже за третьего ребенка. Этот проект называется «отцовский капитал», и первые выплаты должны произвести уже в 2020 году.

Какую сумму будут выплачивать по этой программе?

Точная сумма пока не оглашается, но в правительстве считают, что размер отцовского капитала должен быть не меньше материнского. Кстати, сумму материнского капитала в 2020 году увеличат — она будет составлять 470 241 рубль.

При этом одна и та же семья сможет участвовать в обеих программах и получить как материнский, так и отцовский капиталы — за второго и третьего ребенка соответственно.

Какие условия нужны для получения отцовского капитала?

Условия довольно простые и не требуют от родителей дополнительный усилий. Однако, если материнский капитал можно было получить даже одинокой женщине, то отцовский капитал дают только парам, которые зарегистрировали свой брак официально. Вот, что нужно для получения капитала:

— В семье должен родиться 3-ий ребенок

— Родители должны быть официально зарегистрированы

— Все дети должны быть рождены в одном браке.
Как можно будет получить отцовский капитал?

Поскольку законопроект находится на утверждении, полного списка необходимых документов пока нет. Скорее всего, после рождения третьего ребенка отцу нужно будет обратиться в Пенсионный фонд России с примерно следующим пакетом документов:

— Удостоверение личности

— Свидетельства о рождении всех детей

— Свидетельство о заключении брака

— Номер лицевого счета в банковской организации.
На что можно будет потратить полученные деньги?

Как и со списком необходимых документов, ситуация с использованием полученных денег ясна не до конца. Скорее всего, потратить средства семья сможет так же, как и материнский капитал — на улучшение жилищных условий и на будущее образование детей.
Когда Правительство утвердит законопроект, воспользоваться им сразу смогут не все: первым делом программу планируют запустить в Крыму, на Дальнем Востоке и в Калининградской области — демографическая ситуация там сейчас хуже всего. Второй этап законопроекта распространит программу на Северо-западный и Центральный федеральный округ, а уже потом в ней смогут участвовать и жители остальных регионов.

В докладе ОП РФ «Демография-2024», основанном, в частности, на анализе положений национального проекта «Демография», особым образом обращается внимание на необходимость увеличения финансирования мер поддержки многодетных семей для обеспечения роста рождаемости и естественного прироста населения. Согласно документу1 90% всего предусмотренного нацпроектом объема финансирования мер поддержки семей с детьми приходится на выплаты и иные меры при рождении первого и второго ребенка и только 10% – на положенную при рождении третьего и последующих детей поддержку. Отталкиваясь от анализа опыта демографически успешных стран (в частности, Франции), ОП РФ предлагает увеличить объем поддержки многодетных семей до 40% от общего объема финансирования помощи семьям с детьми и разработать для этого в рамках нацпроекта «Демография» федеральный проект «Многодетная страна».

Важнейшей дополнительной мерой поддержки многодетных семей, предусмотренной обозначенным федеральным проектом, должен стать, по мнению общественников, отцовский (семейный) капитал. В ходе состоявшихся вчера в палате общественных слушаний заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко обозначил ключевые параметры этого нового механизма поддержки. Так, отцовский (семейный) капитал предлагается предоставлять:

  • единожды;
  • при рождении третьего ребенка или последующих детей при условии, что все дети рождены и воспитываются в одной семье в зарегистрированном браке. С этим положением, однако, согласны не все – многие представители общественных организаций – союзов отцов и союзов многодетных семей предлагают распространить возможность получения отцовского капитала и на семьи, где общее количество родных и усыновленных мужчиной детей – три и более;
  • в размере действующего материнского (семейного) капитала или выше. Конкретная сумма пока не предлагается, так как будет зависеть, в частности, от утвержденного перечня направлений использования данной меры поддержки. По данным предварительно проведенного ОП РФ опроса ряда многодетных семей, предпочтительный размер отцовского капитала для них – 750 тыс. руб.;
  • для улучшения жилищных условий, оплаты образования детей, покупки автомобиля, развития фермерского хозяйства, в том числе приобретения сельскохозяйственной техники, развития семейного бизнеса, то есть фактически для создания условий, которые позволят улучшить экономическое положение семьи. Данный перечень направлений расходования средств отцовского капитала также предлагается дополнительно обсудить и скорректировать (в том числе путем проведения опроса непосредственно многодетных семей, который ОП РФ намерен запустить в ближайшее время). По мнению, например, председателя Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Андрея Коченова, он должен полностью повторять перечень направлений использования материнского капитала (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), предусматривая в том числе возможность использования средств для формирования накопительной пенсии родителя, и, помимо этого, – право расходовать капитал на покупку автомобиля, техники, необходимой для ведения подсобного хозяйства, и тому подобные нужды. Возможен также, как отметил Сергей Рыбальченко, такой вариант: несколько направлений использования средств отцовского (семейного) капитала будут закреплены на федеральном уровне, а регионы получат право самостоятельно определять дополнительные.

После проведения запланированных опросов и дополнительного обсуждения с региональными общественными палатами и общественными организациями предложение о введении такого механизма поддержки многодетных семей, как отцовский капитал, будет направлено в Правительство РФ, сообщили представители ОП РФ. «Если мы не сможем реализовать это в ближайшее время на федеральном уровне, предложим регионам ввести такую меру. Вполне возможно, найдутся смелые губернаторы, которые это сделают, и мы увидим соответствующий эффект», – подчеркнул Сергей Рыбальченко.

Помимо отцовского семейного капитала, общественники предлагают выплачивать многодетным семьям на каждого ребенка ежемесячное пособие в размере 2,5 тыс. руб., отмечая, что такая мера поддержки реализуется в Сахалинской области и доказала свою эффективность.

Еще одно предлагаемое направление совершенствования оказываемой многодетным семьям поддержки – разработка специальной федеральной программы «Обеспечение жильем многодетных семей», предусматривающей право семей, в которых рождается третий ребенок, на получение ипотечного кредита с нулевой процентной ставкой или субсидии в размере 50% стоимости наемного жилья. Начиная с этого года, напомним, многодетные семьи могут получать 450 тыс. руб. для погашения долга по ипотеке (Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ). Право на получение указанной суммы предоставляется семьям, в которых третий ребенок либо последующие дети рождены в период с 1 января 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года.

Какие меры поддержки предоставляются многодетным семьям в конкретном регионе, узнайте из «Базы знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Важно, что все обозначенные меры предполагается внедрить именно на федеральном уровне, чтобы в равной степени обеспечить их доступность для жителей всех регионов страны. В отношении же существующих мер поддержки, в том числе установленных законодательством субъектов РФ, до конца лета будет проведен мониторинг с целью оценить их эффективность и понять причины, по которым какие-то из них не работают, сообщила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова.

В заключение стоит отметить, что общественники ожидают существенного упрощения процесса получения всех положенных семьям с детьми выплат и льгот после запуска суперсервиса «Рождение ребенка». Прототип данного сервиса, который предполагается реализовать на базе единого портала госуслуг, был одобрен на проведенном 4 июня текущего года Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константином Носковым совещании с разработчиками.

1 С текстом доклада «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном сайте ОП РФ (www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_demografiya29052019.pdf).

Громоздкая система сиротских учреждений России ежегодно «съедает» 15,3 млрд рублей. Есть ли альтернатива этим тратам?

Девятнадцатый детдом расположен на Спартаковской площади в Москве, прямо у эстакады. Рядом проносятся, обгоняя друг друга, сотни машин. Здесь, в пятиэтажном здании с башенкой и толстыми стенами, за которыми уличный шум почти не слышен, реабилитационная группа. Детям тут нравится, но надолго они в детдоме не останутся. Детдом №19 — особый, экспериментальный. Первый в России и пока единственный в Москве, он существует уже семь лет. Из 125 воспитанников, числящихся в нем, 92 постоянно живут в патронатных семьях. Остальные ждут устройства.
Сотрудница службы детдома «Патронатные родители» Вита Сулейманова просматривает картотеку, в которую внесены сведения о желающих взять ребенка к себе. Работа Виты — отобрать подходящих кандидатов, направить их на психологические занятия, помочь им реально оценить свои возможности и еще раз обдумать свое решение. Потом патронатных родителей начнут знакомить с детьми. На это может уйти немало времени: для ребенка перемена судьбы не должна стать травматичной. К тому же следует убедиться, что в семье, где воспитанник будет жить, он действительно придется ко двору.
Вита и сама работает патронатной мамой. «Пять лет назад после смерти дочери меня привели сюда друзья, — рассказывает она. — Сначала я боялась, что у меня ничего не получится. А потом мне показали альбомчик с фотографиями детей. Там был Ваня. И он мне сразу понравился». Никто не скрывал от Виты, что с Ваней ей будет непросто. В детский дом он попал после четырехлетних скитаний по приютам с диагнозом «педагогическим мерам воздействия не подлежит». В одиннадцать лет он не умел ни читать, ни считать. «Даже как меня зовут, выучил не сразу, — вспоминает Вита. — Когда мы с ним впервые разучили стихотворение, все поразились». Дальше было так: «Я взяла его к себе, нашла учительницу, которая не испугалась нашей ситуации. За год он прошел три класса и добился твердых троек. Конечно, ему было тяжело. Он плакал, когда учил таблицу умножения. И все-таки сделал этот рывок. Он быстро рос даже физически. В первое время каждый месяц — на два сантиметра».
Патронатные родители — не усыновители и не опекуны: заключив трудовой договор на воспитание ребенка с директором детдома, Вита получает зарплату — 818 рублей. Ваня при этом пользуется всеми правами и льготами детдомовца. Когда ему исполнится 18 лет, государство будет обязано выделить ему отдельную квартиру. Сейчас он на полном государственном обеспечении. Это значит, что раз в месяц Вита получает «детские» деньги на питание из расчета 58 рублей в сутки и раз в квартал — 1041 рубль: сумму, которая по идее должна покрывать все текущие Ванины расходы. Еще одна существенная льгота — право на помощь специальных детдомовских служб. Ваню постоянно «ведут» врач и психолог. А в остальном он живет у Виты как обыкновенный домашний ребенок.
Сколько же стоит воспитать детдомовца в патронатной семье? «Не дороже, чем в обычном детдоме, — уверяет директор детского дома №19 Мария Терновская. — Когда в 1994 году я пришла в Министерство образования с идеей создать детдом «нового типа» с воспитанием в семьях, мы посчитали, что, «перекроив» бюджет обычного учреждения, сможем в него уложиться. Мы переделали штатное расписание детского дома: признали людей, берущих ребенка к себе, работниками и стали платить им зарплату. Как у директора детского дома у меня были для этого законные основания. Я ведь являюсь опекуном всех детей, которые у нас живут, и поэтому могу сама выбирать форму воспитания в детдоме».
За все время детдом ни разу не выходил за бюджетные рамки. «Наоборот, мы выяснили, что помещать воспитанников в семьи экономически выгодно, — говорит Терновская. — Если бы все наши дети жили в интернате, а не в семьях, нам понадобился бы еще один пятиэтажный корпус, чтобы разместить их, и целый штат сотрудников, чтобы обслуживать это здание».
Экономия на помещении — фактор очень серьезный. По официальной статистике Министерства образования, из 4,9 млн руб., составляющих годовой бюджет среднего российского детдома, почти 2 млн расходуется на поддержание зданий и оборудования. Еще один солидный кусок бюджета уходит на зарплату персонала (на каждого воспитанника в российских детдомах в среднем приходится по одному сотруднику). Лишь 25 процентов ежегодных детдомовских затрат адресовано непосредственно детям. Легко подсчитать, сколько это составит даже в Москве, тратящей на ребенка-сироту самые большие средства в России — 81,9 тыс. руб. в год. Количество интернатских стен и денег, которые вкладываются в них, постоянно растет — из-за ширящейся волны социального сиротства ежегодно в России требуется строить 150 новых детских домов вдобавок к уже существующим 1330.
В этом году число детей, оставшихся без попечения родителей, составило у нас в стране 700 тысяч и впервые превысило количество «сирот войны», зафиксированное в 1945 году. 270 тысяч из них стали детдомовцами. А это значит, что новые стены сиротских домов придется строить уже для их детей: по статистике 17,2 процента воспитанников государственных сиротских учреждений — детдомовцы во втором поколении.
О том, что КПД этой громоздкой и дорогой системы (на содержание и строительство детдомов в России ежегодно тратится 15,3 млрд руб.) чудовищно низок, не говорит сейчас только ленивый. По данным Генеральной прокуратуры, сегодня треть всех выпускников сиротских учреждений России в первый же год после выпуска попадает на скамью подсудимых, пятая часть теряет собственное жилье, не сумев им распорядиться, еще 10 процентов в течение того же года решаются на суицид. «Только 10-20 процентов выпускников российских детских домов и интернатов начнут работать на общество, — признает Марина Гордеева, заведующая департаментом по делам семьи, женщин и молодежи Министерства труда и социального развития. — Остальные вновь вернутся в стены госучреждений, только в новом качестве: в психиатрические и наркологические лечебницы, в тюрьмы, позже — в дома престарелых. Сейчас мы собираемся создавать сеть центров реабилитации для выпускников детских домов. Но это же нонсенс — реабилитировать их сразу же после того, как они покинули учреждения реабилитации. Так на что же мы тратим деньги в детдомах? Старая система сиротских учреждений изжила себя, ее надо реформировать. Единственная альтернатива — воспитание детей, оставшихся без попечения, в приемных семьях разных типов».
Учтя опыт девятнадцатого детдома в Москве, Министерство образования подписало договор о развитии патронатного воспитания с двенадцатью регионами России. Подготовлены и скоро будут внесены в Госдуму законодательные поправки в Семейный кодекс, где впервые четко прописан патронат как одна из форм устройства детей-сирот в семью. Однако Галина Тростанецкая, начальник управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования, отрицает, что речь идет о широкой программе, вводимой повсеместно: «Это просто эксперимент, мы наблюдаем и делаем выводы».
Министерство и в самом деле может только наблюдать и рекомендовать — сиротская проблема в России «задвинута» с федерального на местный уровень. Какие бы законы ни принимались в столице, финансирование всех проектов, связанных с опекой и попечительством, идет только из регионов. «По нашему законодательству главным опекуном всех детей, оставшихся без попечения родителей на территории региона, является его глава, — говорит Алла Дзугаева, начальник отдела социально-правовой защиты детства Министерства образования. — Только он вправе решать, кому делегировать свои полномочия — обычным детским домам или «продвинутым» учреждениям, направляющим своих воспитанников в семьи».
Где-то осведомленные о «сиротских» проблемах губернаторы начинают двигать реформы. Известен, например, опыт Самарской области — единственного региона Российской Федерации, где детские дома сейчас не строятся, а закрываются. Созданная там специальная служба поддержки (во многом аналогичная «патронатным» службам в московском эксперименте) передает на воспитание в семьи 85 процентов детей, оставшихся без попечения родителей. По соседству же, в Саратове, закон «О приемной семье» уже несколько лет лежит в областной Думе. Из-за этого половина детей, побыв в семейных воспитательных группах при местном приюте «Возвращение», попадает в детские дома и интернаты. В половине российских регионов до сих пор не приняты местные законы, определяющие финансирование приемных семей. Нет финансирования — нет и семей. В этих регионах никаких «экспериментальных шансов» у детдомовцев быть не может.
Россия — не первая страна, столкнувшаяся с необходимостью реформирования детских домов. После окончания Второй мировой войны, когда Европа оказалась наводнена сиротами, там тоже чуть было не построили множество новых сиротских учреждений. Вовремя одумались. В течение нескольких лет приняли специальные государственные программы по выводу воспитанников детских домов в семьи. Правда, понадобились десятилетия, чтобы система работы с приемными семьями стала по-настоящему эффективной. Но все-таки «сиротская» проблема была решена — во многом потому, что она никогда не рассматривалась там как проблема регионального уровня.

Общие расходы на содержание и строительство детских домов в России — 15,3 млрд руб. в год (данные 2002 года).
Из них: 1,8 млрд — строительство новых учреждений,
13,5млрд — расходы на содержание детдомов.

13,5 млрд в среднем делятся на:
5,5 млрд — содержание зданий,
4,6 млрд — зарплата персонала,
3,4 млрд — содержание детей.

Опубликовано в журнале «Деловая хроника»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes