Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Отступ от красных линий

20.05.2020 by admin

Содержание

  • Линии градостроительного регулирования
    • Состав линий градостроительного регулирования
    • Красные линии – вид градостроительного ограничения
    • Разработка проектов красных линий – компетенция органов власти
    • Правовой статус красной линии
    • Красная линия на земельном участке
    • ГПЗУ – источник сведений о наличии/отсутствии красной линии на участке
    • Красные линии автомобильных дорог
    • Риски при установлении красных линий на земельном участке
    • Оспаривание, изменение и отмена красных линий
    • Основания для признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
    • Основания для отказа признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
    • Резюме
  • Комментарий к Ст. 38 ГрК РФ
  • Второй комментарий к Статье 38 Градостроительного кодекса

Линии градостроительного регулирования

Строительство на земельных участках (ЗУ), как понятно, ведётся не в произвольном порядке. На территориях, предназначенных по зонированию для жилой застройки нельзя размещать производственные здания, а в сквере – частную хозяйственную постройку.

К требованиям градостроительных регламентов правил землепользования и застройки (ПЗЗ) плюсуются ограничения, определяющие зоны, в которых может вестись строительство, и те, где оно запрещено.

Для отображения таких зон в материалах территориального планировании территорий городских и сельских поселений используется комплекс условных линий (границ) градостроительного регулирования.

Все линии градостроительного регулирования:

  • устанавливаются в процессе соответствующего проектирования
  • утверждаются органами федеральной или региональной власти
  • ставятся на кадастровый учёт
  • обладают правовым статусом

Соблюдение их назначения строго обязательно для правообладателей, земельные участки которых оказались затронутыми такими линиями.

Состав линий градостроительного регулирования

  1. красные линии (КЛ) – границы территории общего пользования и улично-дорожной сети, выделенной из остальной части территории города
    • красная линия – это условная межа, которая проходит между любой общественной территорией (улицами, проездами, площадями, а также между линейными объектами (ЛЭП, ЛС, трубопроводами, автомобильными трассами, линиями ж/д сообщения и т.д.) и той зоной, где ведётся строительство
    • КЛ устанавливает запрет на строительство в своих пределах и на выступ ОКС за свои пределы
  2. линии регулирования застройки – условные линии, устанавливающие границы застройки при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка (ЗУ):
    • фиксируют на участке «пятно застройки», за пределами которого возводить строения запрещено
  3. отступ застройки – расстояние между КЛ или границей ЗУ и стеной здания, строения, сооружения:
    • определяется градостроительными нормативами
  4. синие линии – границы акваторий рек, а также существующих и проектируемых открытых водоёмов
  5. жёлтые линии – максимально допустимые границы зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки категорированных городов, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных – вдоль городских магистралей устойчивого функционирования на территории категорированных городов:
    • категорированный город – административные центры областей, города, в которых имеются 10 и более организаций (объектов), категорированных по Гражданской обороне, и города, имеющие радиационно- и химически опасные объекты, при авариях на которых в зоны заражения радиоактивными и сильно действующими ядовитыми веществами попадает 50% населения (территории) города и более
  6. границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций – территорий, предназначенных для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций
  7. полосы отвода автомобильных дорог – территорий, занятых автомобильными дорогами, их конструктивными элементами и дорожными сооружениями
  8. полосы отвода железных дорог – территорий, предназначенных для размещения существующих и проектируемых ж/д путей, станций и других построек
    • не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации ж/д транспорта
  9. границы территорий объектов культурного наследия (памятников, ансамблей и достопримечательных мест) – границы ЗУ, непосредственно занимаемых памятниками, и связанные с ними исторически и функционально
  10. границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – установленные на основании проекта зон охраны в соответствии с требованиями сохранения объектов культурного наследия, утвержденные с определенным режимом содержания в установленном порядке границы:
    • охранных зон
    • зон регулирования застройки
    • зон охраняемого ландшафта
  11. границы историко-культурных заповедников – установленные на основании историко-культурного опорного плана (или иного документа) и утвержденные в соответствии с действующим законодательством границы историко-культурного заповедника (достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс)
  12. границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые в особо охраняемых природных территориях, участках земли и водного пространства
  13. границы территорий природного комплекса, не являющихся особо охраняемыми – территорий:
    • городских лесов и лесопарков
    • долин малых рек
    • парков, скверов
    • озеленённых и лесных территорий
    • объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения
    • резервных территорий, предназначенных для воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса
  14. границы озеленённых территорий, не входящих в природный комплекс городских округов и поселений:
    • границы участков внутриквартального озеленения общего пользования и трасс внутриквартальных транспортных коммуникаций
  15. границы водоохранных зон – территорий, прилегающих к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира
  16. границы прибрежных зон (полос) – территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом РФ вводятся дополнительные ограничения природопользования:
    • в границах прибрежных зон допускается размещение объектов, перечень и порядок размещения которых устанавливается Правительством РФ
  17. границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – границы зон I и II пояса, а также жёсткой зоны II пояса
  18. границы санитарно-защитных зон – территорий, отделяющих промышленные площадки от жилой застройки, рекреационных зон, зон отдыха и курортов

Красные линии – вид градостроительного ограничения

Красные линии (КЛ) – один из видов градостроительных ограничений:

  1. это проектные линии, применяемые для обеспечения порядка при строительстве/реконстукции в населённых пунктах
  2. в градостроительной документации обозначают существующие, планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы территорий, занятых линейными объектами, или предназначенных для их размещения – отделяют участки различного назначения от существующих или планируемых:
    • границ территорий общего пользования
    • границ территорий, занятых линейными объектами
  3. влияют на формирование земельных участков и их использование и застройку
  4. устанавливают расстояние от самой линии до мест, где будет происходить строительство:
    • такие места находятся за пределами красных линий
  5. имеют запретительный характер, так как устанавливают зону, в границах которой строительство запрещается

К территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, относятся:

  • площади
  • улицы {их проезжая часть и тротуары)
  • проезды
  • земли транспортного назначения, занятые объектами дорожно-мостового строительства:
    • путепроводы
    • мосты
    • туннели
    • эстакады
    • другие подобные сооружения
  • скверы
  • бульвары
  • набережные
  • береговые полосы водных объектов общего пользования
  • пляжи

К территориям, занятым линейными объектами, относятся:

  • автомобильные дороги
  • линии электропередачи (ЛЭП)
  • линии связи и линейно-кабельные сооружения
  • трубопроводы
  • газопроводы
  • теплопроводы
  • ж/д линии
  • другие аналогичные сооружения

Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода:

  • ЛЭП
  • ЛС
  • автомобильных дорог
  • железных дорог
  • трубопроводов
  • газопроводов
  • наземных линий метрополитена
  • различных видов скоростного внеуличного транспорта

Земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.

Красная линия отграничивает от зон общего пользования и зон линейных объектов не отдельный участок, а блоки земельных территорий. В городских и сельских поселениях она становится «непереступаемой» в плане застройки границей между территорией квартала, микрорайона, других элементов планировочной структуры и улицами, дорогами, проездами, площадями, иными землями общего пользования.

Строящийся объект не должен пересекать красных линий. Строительство на ЗУ во многих случаев должно вестись с установленным отступлением от КЛ.

Разработка проектов красных линий – компетенция органов власти

Красные линии (КЛ) – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые):

  • КЛ разрабатываются, проверяются, утверждаются по решению органов власти в составе проектов планировки территории:
    • с учетом правовых и технических характеристик красных линий
  • КЛ являются элементом основной части проектов планировки территории
  • КЛ отображаются красным цветом на чертеже планировки территории (красные линии)

Проект красных линий подлежит согласованию и утверждению в составе градостроительной документации поселения. Обязательное требование – их соответствие генеральному плану и ПЗЗ. Границы красных линий могут изменяться и отменяться в соответствии с законодательными положениями:

  • Градостроительный кодекс РФ (пункт 11 статьи 1, пункт 3 статьи 42)
  • Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (пункт 4.1 РДС 30-201-98)

Корректировка КЛ выполняется по решению властей, утвердивших их (пункт 4.6 РДС 30-201-98).

  1. в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки
  2. в связи с изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения

В графических материалах (чертежах):

  • проекта планировки территории (ППТ) поселения
  • проекта межевания в составе ППТ поселения
  • проекта расположения улиц, магистралей, площадей
  • проектов инженерно-транспортных коммуникаций
  • проектов землеустройства
  • карты (схемы) градостроительного зонирования территории поселения
  • кадастрового плана территоии
  • тех­ни­че­ского пла­на меже­ва­ния ЗУ
  • ГПЗУ
  • т.д.

контуры публичной зоны и линейных объектов выделяются красными линиями.

Правовой статус красной линии

Значение красной линии такое же, как у границы земельного участка, обозначающей крайние точки владения, находящегося в собственности физического или юридического лица, муниципалитета, государства.

Красная линия и границы ЗУ используются для достижения одной цели – отделения наделов друг от друга. Обе линии являются объектом кадастрового учёта – регистрируются а ЕГРН.

Красные линии, в сравнении с границами ЗУ, имеют больший «юридический вес»:

  • КЛ устанавливаются на основании нормативного акта (решения или постановления правительства региона, муниципального образования), а границы ЗУ – в ходе проведения межевания:
    • установление красных линий – компетенция органов власти
    • установление границ ЗУ – обязанность собственников
    • точные координаты КЛ и границ ЗУ фиксируются в органах кадастрового учета.
    • значение красной линии – охрана вынесенного генерального решения по планированию территории
  • КЛ обязательны для соблюдения:
    • всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений
    • при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения
    • при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости
  • КЛ отмечаются на плане застройки:
    • существующие КЛ – отделяют находящиеся в государственной собственности построенные и действующие объекты, от приватизированных территорий, окружающих их
    • проектные КЛ – показывают намерения властей о планируемом переводе территории в зону земель общественного пользования (такие КЛ юридической силы не имеют)
  • изменение расположения красных линий – сложная процедура, а размеры ЗУ изменяются достаточно просто (после присоединения соседнего владения, при разделе существующего участка)
  • КЛ является основой для проектов межевания будущих земельных участков:
    • крайние точки участков не должны выступать за пределы КЛ
  • земли общественного пользования, занятые линейными объектами, могут находиться внутри приватизированного участка или пересекать его:
  • КЛ, являясь объектом кадастрового учёта, сохраняет свой статус после того, как будут сформированы и официально зарегистрированы в ЕГРН все участки, находящиеся вокруг территории, заключенной в красный контур

Красная линия на земельном участке

На территории, ограниченной красными линиями, капитальное строительство запрещено, ведь действие градостроительного регламента, как указано в ГрК РФ (пункт 4 статьи 36), не распространяется на земельные участки:

  • расположенные в границах территорий общего пользования
  • предназначенные для размещения линейных объектов
  • занятые линейными объектами

Красные линии могут пересекать земельные участки. В таких случаях на планах ЗУ красными линиями отграничиваются :

  • полосы отвода автомобильных дорог (статья 25 ФЗ №257 от 08.11.2007)
  • охранные зоны ЛЭП
  • охранные зоны газопровода, водопровода
  • т.д.

налегающие на участки полностью или частично. Иными словами, КЛ на плане ЗУ могут обозначать границы земельных участков с инженерными сетями, проходящими через участок или затрагивающими его своими охранными зонами, защитными полосами, например:

  • с линиями электропередач
  • с газопроводной веткой
  • с ж/д линиями
  • с другими линейными объектами

Все, что находится между красными линиями на участке, – своеобразный коридор для прохождения инженерных сетей. Это ограниченные красными линиями замкнутые зоны внутри участка застройки, на которых запрещено строительство капитальных объектов.

Установление красной линии для ЗУ фактически превращает его весь или частично в часть территории общего пользования или в часть зоны линейного объекта – с запретительными ограничениями в застройке, с уменьшением объёма прав собственника по эскплуатации всей площади участка.

ГПЗУ – источник сведений о наличии/отсутствии красной линии на участке

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – не единственный канал получения информации о наличии или отсутствии красных линий на земельном участке. Об этом сказано выше. ГПЗУ – более удобный, понятный, бесплатный источник необходимых сведений.

Расположение красных линий на участке нужно выяснить заблаговременно – до начала строительства, в период планирования мест для будущих строений. Именно для этой задачи необходимо получить ГПЗУ. В его чертеже указываются:

  • красные линии (при наличии)
  • обременения ЗУ
  • газоны, парки, улицы, кварталы, дороги, проезды вблизи участка
  • общая планировка участка
  • отступы от красной линии для мест капитальных объектов

Например, забор частного двора может идти по красной линии, но дом нужно строить в 5 м от неё.

Дистанция между строением и красной линией может быть нарушена по причине выступа крыши за край здания при том, что его фундамент расположен на удалении от КЛ по установленным нормам. Расстояние от красной линии отсчитывается от выступающих частей строения, а не от стен дома.

Отсту­пы от КЛ, рас­сто­я­ния меж­ду красной линией и гра­ни­цей земель­но­го участ­ка и сте­на­ми зда­ний уста­нав­ли­ва­ют­ся Сводами правил:

  • СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция»
  • СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»

В соответствии с их положениями:

  • усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять:
    • от красной линии улиц – не менее чем на 5 м
    • от красной линии проездов – не менее чем на 3 м
  • расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов – не менее 5 м

На самом участке также существуют требования по соблюдению дистанций между жилым домом и хозяйственными постройками по санитарно-бытовым и противопожарным условиям (подробности ).

ГПЗУ и СПОЗУ – эффективная помощь

Несмотря на то, что при подготовке к строительству жилого дома на садовых участках или наделах для ИЖС, ЛПХ исключена необходимость получения ГПЗУ и разработки схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), отказ от их получения и подготовки – откровенная халатность застройщика. Она может спровоцировать градостроительные нарушения с весьма неприятными последствиями.

В СПОЗУ указываются границы участка, расположение красных линий, будущего объекта капитального строительства и всех других строений. Ни один из объектов не должен выходить за границы, обозначенные красными линиями, и пересекать их.

Соблюдение ограничений, связанных с красной линией, – требование, установленное законом. Неисполнение влечёт административную ответственность. Возможные последствия – штрафы, снос строений, построенных с нарушением границ КЛ, определяющих допустимую зону строительства.

Выступ строящегося здания за красные линии – административное правонарушение. Оно оценивается как самовольные занятие территории общего пользования или зоны отвода линейного объекта. В этом случае к застройщику-нарушителю применяются меры наказания, прописанные в статье 7.1 КоАП РФ.

Красные линии автомобильных дорог

Типичная ситуация – установление красных линий при планируемом размещении в их границах автомобильных дорог общего пользования.

В состав проектируемой автомобильной дороги входят:

  • дорога (дорожное покрытие)
  • полоса отвода автодороги:
    • служит для вспомогательных и ремонтных целей
    • используется для размещения объектов придорожного сервиса
    • не требуется, если дорога прокладывается в населённом пункте
  • земельные участки в границах полосы отвода
  • части земельных участков в границах полосы отвода

Граница приодорожной полосы определяется на основании документации по планировке территории с учётом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса – в зависимости:

  • от категории автомобильной дороги
  • от количества полос движения
  • от высоты насыпей или глубины выемок
  • от наличия боковых резервов
  • от крутизны откосов земляного полотна
  • от требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости,
  • от других условий

После утверждения проекта автомобильной дороги и её строительства на участках или частях территорий участков, оказавшихся в границах красных линий, «включается» специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В частности, начинают своё действие следующие запреты (статья 25 ФЗ № 257 от 08.11.2007):

  1. на размещение зданий и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги
  2. на выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги
  3. на распашку
  4. на покос травы
  5. на осуществление рубок
  6. на повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений
  7. на снятие дерна
  8. на выемку грунта:
    • за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту дороги, её участков
  9. на выпас животных и их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог
  10. на установку рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения
  11. на установку информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности

Риски при установлении красных линий на земельном участке

Установление и изменение красных линий на земельном участке – функции органов власти, связанные, в частности, с реализацией градостроительной политики, с достижением целей генеральных планов поселений.

Следствием утверждения красных линий могут стать как ограничение имущественных прав собственников земли, так и более серьёзные итоги:

  • изъятие участка или его части, находящихся за границами красных линий, для государственных или муниципальных нужд:
    • должно быть выполнено не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения ППТ
    • если в течение 3 лет со дня утверждения ППТ решение об изъятии ЗУ не принято, ППТ признается не действующим в части определения границ зон планируемого размещения соответствующих объектов федерального, регионального или местного значения
  • резервирование земельного участка или его части за границами красных линий для государственных или муниципальных нужд
    • может предшествовать последующему изъятию участка
    • ограничивает права владельца ЗУ в течение срока до 3 лет – на возведение сооружений, зданий в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием ЗУ, а также на проведении некоторых видов работ
    • ограничения, необходимые для достижения целей резервирования, должны быть предусмотрены в решении властей о резервировании ЗУ
  • возможные трудности или препятствия в осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС с учётом параметров, приемлемых для правообладателя ЗУ, или невозможность реализации строительства/реконструкции/капитального ремонта ОКС:
    • при рассмотрении уведомления/заявления о планируемом строительстве уполномоченный орган власти для исключения возможности планируемого размещения объекта на территории общего пользования проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству ОКС, а также допустимости размещения такого объекта в соответствии с ВРИ ЗУ и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ
    • если выявлено то или иное несоответствие ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в том числе. красным линиям), в выдаче разрешения на строительство может быть отказано

Оспаривание, изменение и отмена красных линий

Дисбаланс публичных и частных интересов, возникающий при установлении красных линий на земельных участках, нередко влечёт необходимость защиты законных прав владельцев земли. Не исключается при этом судебный порядок рассмотрения споров.

Существуют ситуации, при которых правообладателям ЗУ удаётся добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд. Это те «счастливые случаи», когда изменения по КЛ вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.

Если же красные линии пересекают постройки, возведённые на приватизированных территориях, владельцев могут обязать снести здание на основании судебного решения.

Местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, если они проведены по территории участка, который находился в частной собственности до утверждения проекта выделения территории общего пользования.

Отмена красных линий, как правило, производится на основании решений суда, признавшего градостроительную документацию, устанавливающую красные линии не действующей в соответствующей части.

Основания для признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий

Правообладатель ЗУ может использовать конкретные основания в обосновании своих требований для оспаривания в судебном порядке документации по планировке территории в части установления красных линий:

  • ППТ противоречит генеральному плану поселения и ПЗЗ
    • к примеру, генеральный план поселения не предусматривает размещение линейного объекта на ЗУ – тогда установление соответствующих КЛ на нём может быть признано не обоснованным
  • проект ППТ, содержащий КЛ, опубликован не в полном объёме или в виде, не обеспечивающем восприятие его содержания для последующего обсуждения на публичных слушаниях:
    • например, в публикации о предстоящих публичных слушаниях отсутствовали графические изображения, отражающие прохождение КЛ
  • ППТ не был согласован со всеми уполномоченными органами власти, если такое согласование было обязательным
  • красные линии не соответствуют фактически сложившемуся пользованию:
    • установлены без учёта существующей застройки и землепользования и сложившейся планировки территории
    • установлены без учёта нахождения объектов капитального строительства, зарегистрированных в ЕГРН
  • красные линии не актуальны:
    • соответствуют не действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а градостроительной документации, утверждённой до принятия Градостроительного кодекса РФ, и в соответствующей части противоречащей последнему
  • уполномоченным органом не доказано отсутствие альтернативных вариантов размещения объекта, в связи с которым устанавливаются красные линии

Основания для отказа признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий

Суды рассматривают в качестве оснований для отказа следующие обстоятельства:

  1. красные линии установлены в целях соблюдения публичных интересов, превалирующих над частными интересами правообладателей ЗУ и ОКС:
    • регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии
    • регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области – в целях обеспечения благоприятных условий проживания
  2. порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик не предполагает их произвольного установления:
    • лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления КЛ, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт или заявить о компенсации причинённого ему ущерба в результате таких действий
  3. красные линии могут не соответствовать фактически сложившемуся пользованию, если их установление основано на документации по территориальному планированию:
    • законодательство РФ не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в документации по территориальному планированию исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем
  4. расположение красных линий для размещения того или иного объекта – единственно возможное
  5. заинтересованные лица не выразили возражений против установления красных линий:
    • отсутствие возражений со стороны правообладателей ЗУ против установления КЛ, их неучастие в публичных слушаниях по поводу утверждения соответствующего ППТ, оценивается как негативное обстоятельство, если такие лица имели возможность для реализации данных действий

Резюме

Использование всех правовых инструментов для предотвращения установления красных линий на земельном участке – это способ и попытка защиты ЗУ, находящихся на участке сооружений и зданий.

Нужно изучать публикации в официальных СМИ о планируемых публичных слушаниях, в результате которых объекты недвижимости могут быть затронуты красными линиями, принимать участие в таких слушаниях, чтобы отстоять и сохранить имущественные права собственника.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 ГрК РФ

1 — 3. Задача установления предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства заключается в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или органа местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Вместе с тем установление минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, и максимального процента застройки в границах земельного участка позволяет защитить права собственников соседних земельных участков, а также граждан, проживающих на данной территории, от практики так называемой точечной застройки, при которой новые объекты капитального строительства размещаются среди уже существующих, часто без учета требований нормативных документов.

Кроме того, установление подобных параметров и размеров сможет стать эффективным инструментом градостроительной и земельной политики муниципальных образований, позволит эффективнее использовать земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на них, снизит административные издержки при ведении предпринимательской деятельности в сфере строительства.

Второй комментарий к Статье 38 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье определены такие важные экономико-юридические характеристики объектов недвижимости (земельных участков и объектов капитального строительства), как предельные размеры и предельные параметры строительства (реконструкции). Как отмечают исследователи, задача установления этих параметров состоит «в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или органа местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом… Кроме того, установление подобных параметров и размеров сможет стать эффективным инструментом градостроительной и земельной политики муниципальных образований, позволит эффективнее использовать земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на них, снизит административные издержки при ведении предпринимательской деятельности в сфере строительства» .
———————————
Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (постатейный) / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Н.А. Игнатюк и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

Как следует из ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи, в документах территориального зонирования устанавливаются следующие предельные параметры:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Эти параметры устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Так, например, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга для зоны коллективных садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (кодовое обозначение зоны — Т1Ж1) устанавливают следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

1) минимальная площадь земельных участков:

— ведение садоводства и дачного хозяйства — 600 кв. м;

— ведение огородничества — 200 кв. м;

— для индивидуального жилищного строительства — 600 кв. м;

2) минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков — 3 м;

3) максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений — в отношении балконов, эркеров, козырьков — не более 3 м и выше 3,5 м от уровня земли. При этом суммарная ширина всех эркеров в каждом этаже не должна превышать 30% ширины фасада здания, выходящего на красную линию, в этом этаже;

4) максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на земельных участках — 3 этажа;

5) максимальный класс опасности (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами) объектов капитального строительства, размещаемых на земельных участках, — V и т.д.

Уже из этого перечня видно, что градостроительные регламенты могут содержать и иные предельные параметры, не поименованные в настоящем Кодексе. Ранее эта возможность просто логически вытекала из содержания комментируемой статьи, а в силу требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ она установлена явным образом (ч. 1.2 настоящей статьи) с 1 января 2017 г.

С этого же дня комментируемая статья пополняется новым правилом, согласно которому в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

2. Как следует из ч. 2.1 комментируемой статьи, предельные требования и параметры могут быть расширены не только по решению составителей правил землепользования и застройки, но и в силу обстоятельств императивного характера. Законодатель указывает одно такое обстоятельство — расположение территориальной зоны в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В этом случае регламенты должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, среди которых:

— требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства;

— требования к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства;

— требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

Конечно, степень детализации этих требований всецело зависит от количества и плотности размещения соответствующих объектов капитального строительства. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2016 г. N 361 «О включении города Дзержинска в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах» градостроительными регламентами в границе территории исторического поселения г. Дзержинск необходимо предусмотреть обеспечение сохранности предмета охраны исторического поселения, в том числе:

— сохранение местоположения, объемно-пространственной структуры, общего архитектурного облика, подлинных ценных архитектурных деталей фасадов, формы крыши, исторической системы покраски и цветового решения исторически ценных градоформирующих объектов;

— сохранение радиально-кольцевой системы застройки с делением ее на кварталы с включением линейной квартальной застройки в северо-западной части;

— сохранение местоположения, габаритов и объемно-пространственной композиции главных площадей города;

— сохранение исторических въездных направлений, исторических линий застройки улиц; принцип замыкания перспектив улиц на градостроительных (исторических) доминантах;

— сохранение ценного исторического ландшафта города;

— ограничение нового строительства на охраняемых линиях застройки:

а) высота объектов нового строительства не должна превышать высоту прилегающих к ним объектов более чем на 30%;

б) протяженность фасадов объектов нового строительства не должна превышать протяженность фасадов прилегающих к ним объектов более чем на 50%;

в) фасады объектов нового строительства должны выполняться в классическом стиле, традиционном для большинства объектов культурного наследия, расположенных в г. Дзержинске; возможность выполнения фасадов в других стилях допускается на основании ландшафтно-визуального анализа влияния объекта нового строительства на восприятие объектов культурного наследия;

г) сохранение традиционного для данного исторического поселения стиля отделки фасадов объектов нового строительства: оштукатуренные фасады, окраска в приглушенных тонах с более светлой окраской декоративных элементов;

— ограничение размещения рекламных конструкций, прокладки инженерных коммуникаций надземным способом, размещения автостоянок в целях сохранения исторического облика города, охраняемых композиционно-видовых связей (панорам).

3. Как следует из ч. 3 комментируемой статьи, в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. Систематическое толкование этой нормы и положений данной статьи в целом позволяет считать, что законодатель не вводит обязанность устанавливать единое сочетание предельных размеров и параметров для всей территории той или иной зоны. К такому же выводу приходят и судебные органы.

Пример: суд отказал в удовлетворении требований истцов о признании недействующими приложений к Закону о правилах землепользования и застройки города в части отображения границ территориальной подзоны. По мнению истцов, оспариваемыми нормами неправомерно установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Суд указал, что в силу ч. 3 ст. 38 ГрК РФ в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. В указанной норме отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, равно как не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства. Таким образом, отсутствует нормативно установленная обязанность проведения межзонной границы, и ее отсутствие не нарушает прав и законных интересов истцов (см. Определение ВС РФ от 1 апреля 2015 г. N 78-АПГ15-2).

Вопрос:

Очень прошу, по возможности, сообщить нормативные требования по следующему вопросу: какое минимальное расстояние между жилыми многоквартирными домами предусмотрено законодательством РФ?
1. Информация, которую смог найти, изложена в СНиП 2.07.01-89* СВОД ПРАВИЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.
В разделе 7 «Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон» п.7.1 указано, что расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.
А также
Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа — не менее 15 м; 4 этажа — не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат — не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.
При этом не указано расстояние для зданий большей этажности! Означает ли это, что действуют те же 20 м?
В п.7.7 указано, что при реконструкции 5-этажной жилой застройки в районах массового строительства по условиям инсоляции и освещенности допускается надстройка до двух этажей, не считая мансардного, если расстояния между длинными сторонами зданий не менее 30 м (при широтной, меридиональной и диагональной ориентации) и 15 м между длинными сторонами и торцами жилых зданий, расположенных под прямым углом, раскрытым на южную сторону горизонта. Или реконструкция — это уже другое правило?
2. Нигде не могу найти, какие требования применяются к понятию НЕПРОСМАТРИВАЕМОСТЬ, это сколько: 5, 20, 30 м? Подскажите, где можно посмотреть?

Ответ:

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes