Организация кружка в школе
Отношение педагогического коллектива к кружковой работе чаще всего носит негативный характер. Связано это с большими нагрузками, низкой зарплатой и отсутствием интереса школьников к занятиям в каких-либо кружках. У учеников, в свою очередь, также найдется масса аргументов в пользу того, что посещение кружков является пустой тратой времени. Хотелось бы поделиться своими собственными соображениями по этому поводу и личным опытом в деле организации кружковой работы.
Сейчас многие родители предпочитают сами решать за своих детей, что им необходимо изучать, в какие кружки или на какие курсы ходить, кем они будут в будущем, и сколько в своей жизни будут зарабатывать. Именно поэтому родители с малых лет отдают детей в различные спортивные секции, музыкальные школы, курсы по изучению иностранных языков и так далее. Под давлением родителей дети продолжают посещать занятия, как бы им этого не хотелось. С одной стороны такая настойчивость родителей для многих оказывается тем спасательным кругом, который позволяет в будущем блеснуть своими навыками и получить престижную работу. С другой стороны ребенок со временем начинает ненавидеть эти занятия, ненавидеть себя за слабохарактерность и беспомощность и своих родителей за настойчивость и диктат.
По счастливой случайности мои собственные родители рано поняли, что великого музыканта из меня не получится. А ведь у них была мысль отдать меня в музыкальную школу и сделать из меня великого скрипача. В раннем детстве в любом ребенке дремлет множество талантов, разбудить которые вполне по силам любому родителю. Для этого надо, прежде всего, выяснить желание ребенка и понять, чем ему интереснее всего заниматься. О себе могу сказать, что я буквально с пятилетнего возраста хотел научиться фотографировать, рисовать, мастерить. Одним словом, хотел создавать что-то прекрасное, чтобы удивлять других, но главное, чтобы дарить людям красоту. Возможно, к этой красоте можно было бы отнести и музыку, но мне тогда так не казалось. Мою подружку, которая была на полтора года младше меня, с первого класса отдали в музыкальную школу, а я стал ходить в фотографический кружок.
Я хотел заниматься фотографией, потому что этим занимались мой дядя и отец моей подружки. В то время фотография была только аналоговой, приходилось заправлять обычную черно-белую пленку, фотографировать, точно определяя экспозицию, обрабатывать в специальных реактивах, а потом печатать снимки, проявляя каждую фотографию в специальных ванночках. Одним словом, весь процесс казался волшебным действом, которым могли заниматься только профессионалы высокого уровня. Для ребенка пятилетнего возраста фотографы казались настоящими магами, всемогущими волшебниками, способными совершать чудесные превращения.
Занятия в фотографическом кружке послужили стартовой площадкой для приобщения к искусству. Со временем я освоил уже самостоятельно различные технологии изготовления фотографий на различных поверхностях, обработку фотографических изображений различными химикатами для получения специальных эффектов. Потом я освоил технику цветной фотографии. То есть, мечта детства прошла через всю жизнь и воплотилась в реальность. Сейчас многие не поймут всего этого романтизма, ведь техника изготовления фотографий изменилась кардинально.
Собственно говоря, мне довелось заниматься в разных кружках и секциях. Первой секцией была баскетбольная секция. В нее я проходил не очень долго, всего два учебных года, но она дала мне возможность оценить свои физические возможности и стремиться поддерживать хорошую физическую форму. Из секций были потом в разное время секция по легкой атлетике и секция по тяжелой атлетике. Кроме того, я посещал различные кружки. Математический кружок, географический кружок, физический, биологический и так далее. Тяга к познаниям была просто невероятная, этим и объясняется то, что я считаю себя до сих пор творческой личностью, хотя приходится заниматься чаще всего чисто механической работой.
Строго говоря, будущее любого человека складывается из множества различных факторов, в частности из тех знаний, умений и навыков, которые он приобрел за свою жизнь. Занятия в математическом кружке позволили мне осознать свою любовь к математике, а впоследствии и к программированию. Когда я начинал осваивать программирование и писать свои первые программы, занятия в математическом кружке дали свой результат. Вспомнились различные системы счисления, математические функции для построения геометрических фигур и тому подобное. Знания, приобретенные во время занятий в кружках, позволяют мне свободно и уверенно общаться на форумах на самые различные темы. Никогда не знаешь, какие именно знания пригодятся тебе в жизни, поэтому я считаю, что нельзя ограничивать тягу ребенка к познаниям. Если ребенок тянется к знаниям, то учителя должны его всячески поддерживать, даже если это какие-то узкопрофильные и сложные области как медицина и другие.
Особенности организации кружковой работы в школе
Многие исследователи указывают на то, что внеклассная работа в современной школе, органически связанна с учебной деятельностью, но в отличие от нее, строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать интересам школьников. Поэтому добровольность выбора вида внеклассных занятий дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы школьников, их общую подготовку, индивидуальные наклонности. В своей книге «Методика трудового обучения» Мельникова Л.В. ставит перед внеклассной работой следующие задачи:
-
закрепление, обобщение и расширение знаний и умений
-
включение учащихся в творческую деятельность
-
расширение представлений об основах современного производства
-
углубленная подготовка к выбору профессии
Решая те же, что и обучение, внеклассная работа значительно расширяет возможности трудовой подготовки школьников. Вместе с тем при подборе тематики кружковых занятий, тематических вечеров и т.п. нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен активно влиять на учащихся, пробуждать и воспитывать в них интерес к перспективным видам техники, новым тенденциям в искусстве, учитывая при этом будущую профессиональную подготовку большинства школьников. Обязательным условием успеха внеклассной работы, а также ее особенностью является большая, нежели в учебном процессе самодеятельность и активность учащихся .
Кудрявцев Т.В. в книге «Психология технического творчества» подчеркивает, что в техническом творчестве нет проблемы применение знаний, потому что она стоит всегда, само собой разумеется. Указанные задачи слиты воедино во времени, ибо технические понятия, по содержанию своему нацелены на практическое исполнение и имеют прикладной характер. Это можно применить ко всей внеклассной работе. Она носит, как правило производительный характер. При этом учебные упражнения подбираются с учетом трудовых умений .
В своей книге » Техническое творчество учащихся» Столяров Ю.С. отмечает, в процессе внеклассной работы расширяются возможности политехнического образования учащихся. Поскольку содержание внеклассной работы не связано жестко с учебными программами по технологии, то могут быть запланированы экскурсии на любые предприятия, приемлемые с точки зрения безопасности, для ознакомления школьников с основами современного производства. Усиление политехнической направленности обучения может стать основной целью внеклассной работы Примерно то же самое можно сказать о возможности профориентационной работы в процессе внеклассной работы. Этому способствует проведение встреч с представителями различных профессий .
Мишерева Е.И. в своей книге » Методика трудового обучения» отмечает, что нужно придавать труду учащихся во внеклассной работе воспитывающий характер. Воспитание коммуникабельности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, чувства критической самооценки, дисциплинированности, стремления к глубокому и всестороннему восприятию красоты — одна из задач внеклассной работы. В процессе выполнения трудовых заданий учащиеся должны помогать друг другу, обмениваться мыслями, советами. Проверяя изготовленное изделие, учитель должен предложить учащемуся попытаться самому оценить его красоту и качество. Учитель должен систематически подчеркивать эстетичность хорошо изготовленного изделия, качество обработки, изящество форм изделий и четкость действий учащихся .
Мищерева Е.И., Мельникова Л.В. выделяют следующие формы внеклассной работы школьников на базе уроков технологии: кружки, клубы по интересам, экскурсии и другие мероприятия.
Кружок — испытанная форма внеклассной работы, которая широко применяется в школах на базе различных учебных предметов. Независимо от профиля в работе кружков имеется много общего. Поэтому руководителям кружков следует глубоко изучать опыт кружков других профилей и применять в своей работе все лучшее. В практике работ школ встречаются разнообразные кружки .
С точки зрения связи с учебными предметами можно выделить три группы кружков: предметные, межпредметные и непредметные.
Предметными называются такие кружки, которые связаны непосредственно с трудовым обучением. По своему содержанию они являются как бы продолжением того, что делает учащийся на уроках технологии, однако их деятельность становится более сложной, глубокой. Объекты труда в предметных кружках ни в коем случае не должны дублировать те, которые учащиеся выполняли в учебное время. Среди межпредметных кружков наиболее положительно зарекомендовали себя физико-технические кружки. Непредметные кружки по содержанию деятельности учащихся могут быть самыми разнообразными. К непредметным относятся прежде всего спортивно-технические кружки (авто-, авиа-, судо-, ракетомодельные и др.). Работая в этих кружках , учащиеся приобретают много новых знаний и умений, не имеющих прямого отношения к обработке материалов и их свойствам. К этой же группе кружков относятся и такие, которые знакомят учащихся с некоторыми новыми видами трудовой деятельности: чеканка металлов, художественная обработка древесины .
Машинистов В.Г. в книге «Дидактический материал по трудовому обучению,, отмечает, что важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материально-технической базы. В зависимости от объекта труда требуются дополнительная оснастка и материалы. Объектами труда учащихся в этих кружках обычно являются различные модели, позволяющие проиллюстрировать определенные закономерности, изучаемые в курсе физики и других общеобразовательных предметах. Разрабатывая конструкцию модели, технологию изготовления ее деталей, школьники обогащаются конструкторско-технологическими знаниями и умениями, а в процессе реализации конструкции модели совершенствуют практические умения.