Общение с ДПС 2018
Грубость в обращении с инспектором ДПС
Да, водителям, случается, и грубости выслушивать. И одной стороне, и другой. Не все ещё сотрудники ГИБДД у нас вежливы. Однако быть вежливым — не право сотрудника ГИБДД, а его обязанность.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость (п. 18.2. ‘Наставления’).
Никогда не следует начинать общение с инспектором ДПС с выражения досады, заискивания, непонимания, неприятия, раздражения.
Вы в общении с инспектором далеко не в худшем положении, ведь, как указано в статье 1.5 КоАП РФ, ‘лицо, привлекаемое к административной ответственности, необязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица’. То есть если довести этот принцип до предела, вы можете стоять дуб дубом и не соглашаться ни с чем. ‘По закону’…
Вот инспектор вас остановил, вы вышли, и началось непосредственное общение. Цитирую пункт 18.7 ‘Наставления’:
‘Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативно правовых актов, действующих в области дорожного движения. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен общаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учётом их возраста и уровня развития. С доккументами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо пометки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их’.
И маленький совет: если инспектор перебарщивает нахальством, не теряйте времени и веру в человечество, попросите предъявить его служебное удостоверение. Если он заявит, что у него нет такой обязанности, скажите ему в свою очередь, что и по закону о Закону о милиции, и по ‘Наставлению’ он обязан вам его предъявить, не выпуская из рук. Запишите его фамилию, имя, отчество (а может и номер удостоверения). Возможно, вам это никогда и не пригодится, но это может не пригодиться именно потому, что вы записали эти сведения, чем продемонстрировали инспектору вашу волю к противостоянию.
Правила общения инспектора ДПС с водителем.
Вот стоит на дороге сотрудник ГИБДД, обеспечивает порядок на дороге. Вы, читатель, знаете ли его права и обязанности? Нет, не знаете. Ежедневно проезжаете мимо, а не знаете как он должен быть одет и как должен вам представиться? Нет. Да и сотрудник ГИБДД ли это?..
Конечно, это было бы странно, если бы всё это не было хоть мало-мальски урегулировано. Цитирую ‘Наставление’:
‘18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, чётком исполнении своих обязанностей, сочетании твёрдости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. 18.2. При обращении у кчастникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции, обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость’ .
Какие документы водитель обязан предъявить инспектору ДПС?
Водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции предъявить им для проверки:
— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение);
— регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов);
— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Заметьте, что, к примеру, паспорта в этом списке нет.
На что ссылаться, если инспектор ‘всё знает’?
Есть нормативно-правовая база, на основе которой, с одной стороны, у инспектора ДПС есть права и обязанности, а сдругой стороны они есть у водителя. Но разница между инспектором и водителем в том, что один имеет представление об этой базе, а второй мало-мальски знает правила дорожного движения, и всё. Из этого следует, что инспектор объективно имеет приемущество перед водителем.
Поэтому на практике та сторона, которая знает, может легко ввести в заблуждение ту, которая не знает. Водитель стоит и как двоечник слушает выдержку из Закона о милиции о том, что милиционер имеет право… делать всё. Водитель удивлён, сосредоточен и просит показать, где же такое написано. Тот показывает. Да, и в самом деле так. И проверять имеет право милиционер, и выписывать и задерживать, и изымать имеет право… Водителю невдомёк, что Закон о милиции — общий базовый нормативно-правовой акт и регламентирует права сразу всех категорий милиционеров. Это не значит, что на практике права сотрудника органа по борьбе с экономическими преступлениями совпадают с правами сотрудника ГИБДД. Конечно, это совершенно разные вещи и совершенно разные ‘милиционеры’.
Как я уже сказал, основной нормативно-правовой акт сотрудника ГИБДД — ‘Наставление’. Если вы, уважаемые читатели скажете об этом инспектору ДПС, он может вам ответить так: ‘Да, и основной и непосредственный, но он написан для нас, он внутренний’. Эта фраза означает: ‘Вы умничайте, умничайте, а я всё равно…’.
Все мыживём в одном правовом поле. Никаким ‘внутренним’ актом ‘Наставление’ не является в том смысле, что оно не ‘для служебного пользования’, а сотрудники ГИБДД несут ответственность не только перед своим начальством, но и перед всеми нами, государством, обществом, гражданами. У самих водителей есть права вне зависимости от внутренних и лжевнутренних актов ГИБДД, в том числе и право требовать от сотрудников ГИБДД исполнения своих должносных обязанностей. Дам вам, читатели простой совет: разбираться в ворохах нормативно-правовых актов сложно, знать их на уровне сотрудника ГИБДД или юриста вы всё равно не будете, поэтому поступайте проще.
Есть ли у водителя обязанность выходить из машины?
Бывает, возникает вопрос: а есть ли у водителя обязанность выйти из машины, когда его остановил инспектор?
Обязанности такой у вас, водители, нет. Более того, у инспектора ДПС есть обязанность подойти к вам во время остановки, а не требовать от вас покинуть машину.
Сотрудник ДПС при остановке транспортных средств обязан подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния поведения водителей (п.18.4 ‘Наставления’).
Конечно, есть основания, при которых сотрудник ДПС может предложить водителю выйти из машины и, соответственно, расчитывать на выполнение этой законной просьбы. Эти основания прописаны в том же самом пункте 18.4. ‘Наставления’.
Сотрудник ДПС вправе предложить водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов;б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров, агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;д) когда водители, или их пассажиры подозреваются в совершении преступления;е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Если инспектор требует, чтобы вы вышли из автомобиля,- выходите. Вы обязаны выйти из машины только тогда, когда инспектор попросит вас сделать это. (К проверке документов это, как вы понимаете, не относится).
Кому инспектор махнул жезлом?
Вы едете по дороге, в потоке с прочими такими же машинами. Инспектор ДПСмахает жезлом… то ли вам, то ли не вам… Вы на всякий случай останавливаетесь, ждёте. Иногда это заканчивается претензиями инспекторов ДПС по поводу невыполнения остановки по требованию.
Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) — подаваться своевременно (п.18.3 ‘Наставления’).
Как наказывается невыполнение требования об остановке?
‘Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства — влечёт наложение административного штрафа в размере от 200 до 500 рублей’ (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Речь идёт о невыполнении законного требования. Поэтому если дело зайдёт далеко, у вас всегда есть шанс требовать от инспектора доказать законность его требования. Вы же ни ему, ни суду доказывать ничего не должны.
Предоставление своей машины сотруднику милиции.
По большому счёту, совершенно правильно дать право сотруднику милиции при случае воспользоваться транспортным средством любого гражданина.
‘Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства,- влечёт наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот рублей’ (ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ).
Перечень самых простых процессуальных нарушений со стороны инспектора ДПС
Давайте на выдуманном примере смоделируем и ситуацию и попытаемся, не теряя времени, охватить максимум основных возможных нарушений со стороны инспектора ДПС.
Вы едете. Вас останавливают. Не буду описывать, вы и так всё знаете. Представьте себе, что на этот раз всё совершенно иначе, будто бесы вселились в инспектора, разбушевались, почувствовали себя как дома, и вы кидаетесь писать жалобу, но не на бесов, а на инспектора. Для этого вы хотите выявить все нарушения инспектора и все его прегрешения, все!
И вот мы пишем:
> остановил — безосновательно;
> не представился;
> не объявил причины остановки;
> не проявил должного уважения;
> был груб со мной при моих детях;
> незаконно проверил документы;
> не объяснил, какие правила я нарушил;
> солгал при ответе на вопрос о виде и степени наказания;
> при заполнении протокола не разъяснил моих прав и обязанностей;
> не записал свидетеля, хотя таковой был;
> не разъяснил, кому я могу на него пожаловаться (когда я задал этот вопрос);
> вписал в протокол не то правонарушение, которое объявил мне, а другое;
> не позволил мне вписать в протокол мои объяснения;
> не позволил мне внимательно вчитаться в протокол;
> не внёс в протокол некоторые существенные данные по делу;
> не вручил мне копию протокола;
> прочее.
Это ‘прочее’ зависит уже от каждого конкретного случая.
ВСЕ без исключения нарушения, приведённые мной выше, — не морализаторство, не преувеличение и не нелюбовь к сотрудникам ГИБДД. Всё перечисленное — совершенно реальные нарушения норм действуюшего законодательства. Большую часть из этих норм вы найдёте в этой теме.
Разумеется, составляя жалобу, все нарушения нужно обосновывать, то есть каждый раз ссылаться на конкретные нарушенные инспектором нормы.
Итак, общий настрой должен быть такой: следует указать факты поведения инспектора ДПС, которые свидетельствуют нам (а значит и начальству, и суду, и прокуратуре и т.д.) о недобросовестном отношении этого инспектора к своим должностным обязанностям? Какие факты?
Советы усердным искателям справедливости
(Не забывайте, что помимо свидетелей, доказательствами могут являться аудио и видео запись. Вам на руку сыграет видеофиксация вашего движения, заснятого на видеорегистратор, а также аудиозапись на диктофоне, который будет записывать все разговоры с момента остановки).
1. Сразу настраивайтесь на борьбу не на жизнь, а насмерть, только без эмоций.
2. Записывайте все личные данные инспекторов ДПС, точное время остановки и всех остальных точек процессуального пути (например, точное время медицинского освидетельствования).
3. Запишите данные всех остальных участников дела (свидетели, понятые, другие водители, врач, проводящий медосвидетельствование).
4. Следите за всеми документальными оформлениями инспектором всех своих и ваших действий, требуйте, чтобы оформлялось и записывалось всё, что имеет отношение к делу.
5. Во всех без исключения протоколах пишите свои объяснения (например, ‘со всем вышеизложенным категорически не согласен, считаю, что на медосвидетельствование направлен незаконно’).
6. При подаче жалоб, заявлений в любые госорганы требуйте фиксации их как входящих документов секретарями на своём экземпляре.
7. Не ждите милости от ГИБДД, прокуратуры, УСБ ГУВД и даже суда, делайте максимум того, что можете.
8. Требуйте ответов на жалобы-заявления. При их отсутствии, либо при неадекватных, дурацких, наплевательских ответах рассматривайте такие ответы как ваш дополнительный козырь, жалуйтесь в вышестоящие органы уже на эти ответы.
9. Идите до конца, вплоть до Верховного Суда, международных судов, Генеральной прокуратуры России.
10. Обязательно, особенно если вас откровенно морочат голову, собирайте доказательства нанесения вам морального вреда, в том числе бездействием госорганов.
11. Если начинается любая тяжба, не бойтесь лезть в дебри Кодекса об административных правонарушениях, Гражданско-процессуального кодекса, Гражданского кодекса.
Опытные водители знают, как нужно общаться с инспектором ГИБДД в различных ситуациях. Но есть универсальные формулировки, которые могут быть неочевидными, но пригодятся в большинстве случаев, о них рассказывает журнал «За рулем».
Начнем с новичков. Представьте ситуацию: инспектор представляется и начинает разговор с обращения на «ты». Здесь стоит сразу среагировать и получить психологическое преимущество, предложив перейти на «вы». Подобная уловка даст инспектору понимание того, что вы готовы выполнять его законные требования, уважаете его полномочия, но в то же время ждете, что он видит в вас гражданина и налогоплательщика, знающего свои права.
Следующая фраза — «Я все записываю». Инспектор ГИБДД не может отказать вам в возможности снимать происходящее на камеру. Однако перегибать палку тоже не стоит. Хвататься за телефон ради того, чтобы потом выложить в интернет и набрать лайков и комментариев, может привести к тому, что инспектор сразу будет настроен по отношению к вам негативно.
Если инспектор предъявляет вам какое-то нарушение, попробуйте сказать: «Подождите, я погуглю эту статью ПДД». Это абсолютно нормальная реакция водителя.
Когда ситуация выходит из-под контроля, можно подключать такую фразу: «Я сейчас позвоню в дежурную часть и вызову ответственного». Это покажет, что вы осознаете не только свои права и обязанности, но и их наличие у сотрудника ГИБДД. Если вы предполагаете, что в отношении вас происходит что-то незаконное, смело комбинируйте эту формулировку вместе со съемками на телефон. С этими доказательствами можно будет писать жалобу на действия инспектора впоследствии.
Охладить пыл инспектора, выходящего за рамки свои полномочий, поможет предложение оформить протокол. Она актуальна, если вас пытаются развести на отказ от медицинского освидетельствования, ссылаясь якобы на наличие признаков опьянения. Если вы не откажетесь от этой процедуры, то сотруднику ГИБДД придется ехать с вами в больницу, а если водитель окажется трезв, то несколько часов будет потрачено инспектором впустую. Протокол хорош еще и тем, что в нем должно быть отражено конкретное правонарушение и назначено наказание в соответствии с КоАП. Но далеко не за каждым нарушением есть санкция: этим пользуются нерадивые сотрудники ГИБДД, пытаясь спровоцировать водителя на взятку.
Ну и самая серьезная фраза, показывающая ваш уровень знания своих прав и обязанностей: «Я буду писать в протоколе, что с нарушением не согласен, нуждаюсь в защитнике при рассмотрении дела».
— Это означает, что вы заявили ходатайство об участии защитника. Соответственно, инспектор обязан ходатайство рассмотреть и вынести определение, чего он, конечно же, в 100 процентах случаев не делает и тем самым нарушает ваше право на защиту, — пояснил порталу «За рулем» адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Если дело дойдет до суда, то при его рассмотрении будет учтет тот факт, что процедура оформления правонарушения была нарушена, а защитник гражданину обеспечен не был. Вероятнее всего постановление будет отменено.
Простой московский гаишник Владимир Антонов (имя изменено по просьбе полицейского и известно «Газете.Ru») проработал в органах больше 10 лет – сначала ППС, потом – ДПС. Дослужившись до звания лейтенанта стал зарабатывать 45-47 тыс. рублей, а после сокращения попал в дежурную часть – о сокращениях в рядах ГИБДД он подробно рассказал «Газете.Ru» в первой части интервью. Теперь же мы поговорили с экс-гаишником об обычных буднях и получили честные ответы на прямые вопросы.
Реклама
— Владимир, много на дорогах пьяных за рулем?
— Мой обычный график работы был два через два, выходил в ночь, а поработать успел по всей Москве. И всегда мы с напарником отлавливали пьяных. Точнее людей, которые употребляли какие-нибудь вещества.
Часто на таком попадается молодежь – что-то пробует, покуривает. Либо выходцы с Кавказа.
Попавшись, они соглашаются «дунуть в трубочку» при понятых. А вот когда после этого я предлагаю им проехать на медосвидетельствование, пишут отказ. Бывает, что даже понятые таких спрашивают, мол, зачем отказываешься, но задержанные начинают отмазываться, изобретать велосипед – мол, не хочу, времени нет, врачей боюсь.
— Но ведь отказ от медосвдетельствования у нас приравнивается к пьянству за рулем…
— Да, но если такой человек — москвич, а именно они нам попадаются чаще всего, то их автоматически ставят на учет в наркологию. И при трудоустройстве при проверке службами безопасности будет высвечиваться, что он управлял автомобилем в состоянии наркотического опьянения.
А это еще хуже, чем в алкогольном, потому что они автоматически становятся наркоманами. Поэтому они и не хотят ехать освидетельствоваться. А ведь попадаются люди, которые употребляли целый букет наркотиков за раз: гашиш, амфетамины.
Выходцы с Кавказца пьют психотропные таблетки «Лирика». Если их по рецепту принимать, то они чему-то полезному, наверно, и способствуют, но если их выпить пять штук за раз, то будет уже совсем другой эффект. Такие всегда пытаются обмануть, мол, я не пью, не курю. Но есть ряд признаков, по которым мы все видим.
Бывает, что человек покурил конопли и думает, что ему ничего не будет, что инспектору лень тратить столько времени, ехать с ним ко врачу сидеть там в очереди. Но мне ведь по сути все равно.
— Как люди реагируют, когда, к примеру, вы хотите осмотреть их автомобиль?
— Конечно, не всем это нравится. Но делать это приходится, потому что в тех же такси или каршерингах мы столько всего находили – и наркоту и оружие. Некоторые начинают возмущаться, — давай двоих понятых. Но я им говорю: «Вот, смотрите, у меня работает нагрудный видеорегистратор, я никуда не лезу, провожу наружный осмотр, вы мне просто все показываете». Я могу похлопать по карманам, попросить показать, что в них, я в сам карман не лезу. Сейчас делается упор на видеокамеры, нам говорят, что, мол, разные нарушения, как нечитаемые номера, отсутствие страховки, как и в случае со скоростью будут фиксировать видеокамеры, но вот таких подозрительных личностей как эти камеры проверят?
— Некоторые инспекторы рассказывали, что нагрудный видеорегистратор для некоторых применяется как наказание. У вас не так?
— Если нужно оформлять пьяного или хама такие устройства только облегчают работу. Только вот руководство хочет, чтобы мы выезжали на дежурство, включали видеорегистратор и не выключали до самого конца смены. Но так не всегда получается. Когда ничего не происходит, я его выключаю, потому что, к примеру, зимой, он может быстро замерзнуть и разрядиться. Или изначально оказывается не до конца заражен. Иногда за такое мы получаем выговоры. Например, однажды на меня написал заявление водитель, у которого, якобы вымогал 90 тыс. рублей. У меня запись была, но не в полном объеме – я выключил прибор, когда уже писал протокол. На записи было, как он дул в трубочку, основные моменты, но не все. Я получил за это выговор.
— Скажите честно, «палочная система» еще сохранилась?
— Конечно, это работало и будет работать. Сейчас высшее начальство говорит, что ее отменили. Но «палки» как были, так и есть, просто они существуют в другом виде.
Так, если ты ничего не напишешь (не составишь протоколы, — «Газета.Ru»), не найдешь пьяного, или еще какого-то нарушителя, тебе потом скажут: «А чем ты весь день и всю ночь занимался?». Приходится доказывать, что ты внимательно искал, работал, просто ничего не было.
Ведь все по-разному случается – бывает, останавливаешь первую машину и находишь в ней «наркоту». А бывает, что проверяешь целый поток и ничего нет. Вот и приходится писать разную мелочь – грязные номера, неработающие лампочки: хоть что-то нужно принести обязательно. В приоритете – «пьянка», отказ от медосвидетельствования, «встречка». Когда проходят специальные мероприятия, то подстраиваемся под них: например, идет операция «Автобус» – проверяем водителей автобусов, «Детские каникулы» – ловим за перевозку детей без кресел. Остальное постольку поскольку.
— А превышение скорости?
— ДПС сейчас практические не оформляет за скорость. В регионах на трассе еще бывает, что выставляют разные треноги, работают с радарами, но в Москве скорость не пишут.
— От чего зависит, выпишете ли вы водителю штраф или просто предупредите?
— Все зависит от поведения человека, от манеры общения. Если он извинился, а нарушение не столь значительное – пусть едет с миром. Грязный номер – извинился, протер, спокойно поехал. Вот случай: как-то мы были на дежурстве и по округу ездило много грузовиков с грузами без брезента со стройки, возили песок. А он рассыпается по дороге. Ну вот мы останавливали таких, писали протоколы. Некоторые водители начинали извиняться, сразу лезли закрывать тенты, мы таких отпускали с предупреждением. А некоторое начинали спорить – мол, да все у них накрыто. А я что, слепой? Мне не лень, я залез, посмотрел.
В итоге одному такому написал материалов шесть – за все нарушения, что у него только были – и неработающий свет, и за не пристегнутый ремень, и за отсутствие страховки, и за перевоз грузов с нарушениями. Потому что начал хамить.
— А если нарушителем оказался коллега, отпустите?
— Если что-то мелкое, могу закрыть глаза. А если пьяный, ну, извини.
— А если, к примеру, разворот через сплошную?
— Никакой разницы быть не должно. Было как-то, что я задержал водителя за не остановку по требованию. А там сидит такой серьезный товарищ с корочкой, заявляет, что он полковник в отставке, мол, что от меня хотите. А я ему говорю: «Перед вами действующий лейтенант, предъявите документы». Он на это начал хамить, а сам видно, что пьяный. Я его оформил. Мне было все равно.
— Мести не последовало?
— Нет. Хотя, бывает, что обычные нарушители звонят в 02, говорят, что сотрудники ГИБДД их избили, отобрали деньги. И приходится писать объяснительные, начинаются разные проверки. Так, как-то мы остановили одного иностранца, кажется, из Таджикистана, в сильно выраженном наркотическом опьянении. Привезли его на медосвидетельствование, там все подтвердилось. А он пишет как раз такое заявление на нас. В ОСБ возбудили на него уголовное дело за дачу ложных показаний. Но столько беготни все равно было.
— Деньги предлагают до сих пор?
— Редко что-то предлагают, но я говорю – убери, мне ничего не надо. Бывало, что ребята оформляли по 291-й статье УК («дача взятки»), но я таким говорю, оставь себе, или шучу, что меньше $1 млн мне не надо. Бывает, что выходцы из Средней Азии пытаются совать в руки – говорят: «Командир, вот 500 рублей, по-братски». Как-то мы работали на Каширском шоссе. Там мужик, дальнобойщик проехал под знак на «встречку». Сам не местный. Мы его остановили, он такой: «Мне даже вам предложить нечего». А мы ему: «Отец, нам и ничего не надо, ты зачем сюда поехал, разметки не видел?». Он признался, что запутался, мы ему все объяснили. Мне же непринципиально, обязательно наказать, можно ограничится предупреждением.
— С так называемыми стритрейсерами приходилось сталкиваться?
— Мне такие не попадались. Однажды стоял на Воробьевых горах, один такой резко передо мной завернул, со скрипом тормозов, но его оформлять его не за что.
Скорость я его не измерю, а этот термин, опасное вождение, еще не работает. Статью вводят, а как по ней работать никто не знает, доказательной базы нет.
Ну мы с этим водителем, конечно, пообщались, он извинился. Я ему ничего не написал, потому что и нечего. Он уехал и вернулся к нам на пост с кофе и пирожками. Сказал, что хочет так извиниться, поскольку был неправ.
— А про Мару Багдасарян слышали?
— Да, конечно, но я думаю, что на Багдасарян спустили всех собак. На МГУ там каждый второй так нарушает, а досталось ей. Я не говорю, что она святая, но все это было очень демонстративно, нам и кроме нее есть, кем заняться.
— Какие навыки нужно иметь, чтобы работать в ГИБДД?
— Нужно уметь общаться с людьми и иметь крепкие нервы. Потому что, если с каждым разбираться, кто на тебя орет, невозможно. Нужно сохранять выдержку, стараться человеку объяснить, в чем он не прав. Но можно час распинаться, и все бесполезно. Работа ненормированная, в 19 часов инструктаж, в 6 утра возвращаемся в отделение, надо разоружится, машину помыть. А если под утро поймал пьяного, можно и еще на несколько часов зависнуть. Но если ты действительно работаешь, не сидишь, как болванчик, тебе обязательно пойдут на встречу.
1. По требованию сотрудника ДПС вы должны остановиться, но выходить из машины вы не обязаны . Для вас обязательны три документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации машины, полис ОСАГО (п. 2.1.1 ПДД). Права должны быть соответствующей категории и не просроченными.
Водитель, который не является собственником авто, должен быть вписан в полис, либо страховка должна быть оформлена на всех водителей без ограничений.
2. Инспектор ДПС обязан представиться (должность, звание, фамилия) и показать по вашему требованию свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 20 Адм. регламента МВД). Вы можете записать номер его нагрудного знака. И выяснить причину остановки.
3. Вы вправе вести видео- или аудиозапись вашего общения с гаишником. И он имеет такое право (п. 24, 25 Адм. регламента МВД).
Внесенные в прошлом году изменения в регламент обязывают сотрудников Госавтоинспекции уведомить водителя (и других присутствующих) об использовании видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе и установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора. То есть снимать ваш диалог на видео он может. И предупредить об этом обязан.
4. Не оправдывайтесь и не сочиняйте легенды, а потребуйте доказательств своей вины (ст . 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ). А именно: результаты фото- видеосъемки, свидетельские показания. А при составлении протокола инспектор обязан зачитать вам ваши права.
5. Если возник спор или конфликт, не давайте объяснений и показаний . В протоколе пишите: «Не согласен. Требую адвоката» (ст. 48, 51 Конституции РФ).
— Защитник допускается к участию с момента возбуждения дела об административном правонарушении, то есть уже при составлении протокола. Его отсутствие при составлении протокола — уже основание для отмены вердикта ГИБДД или суда, — настаивает адвокат Леонид Ольшанский.
6. Любой ваш пассажир, будь то сослуживец или жена, – свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ). Их данные должны записать в протокол.
— Инспектор, составляющий протокол, — не свидетель, а обвинитель, ибо совмещение процессуальных функций недопустимо, — объясняет юрист.
7. Пользуйтесь видеорегистратором. Запись поможет вам доказать свою невиновность при общении с полицейским начальником или в суде. Теперь в случае ДТП сотрудники Госавтоинспекции должны на месте принимать меры к сохранности видеорегистраторов, которые могли зафиксировать обстоятельства аварии. Естественно, нужно следить, чтобы инспектор сделал запись в протоколе о том, что изъял карту памяти видеорегистратора.
Полицейский обязан представиться и предъявить служебное удостоверение по вашему требованию, сама по себе его форма ни о чем не говорит. формаФото: Андрей ГРЕЧАННИК
СОВЕТЫ ЮРИСТА
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России, вице-председатель Движения автомобилистов России:
«Не спешите вступать в диалог»
— Если вы едете, например, по широкому городскому проспекту, и с тротуара или от «стакана» поста ДПС свистит инспектор, то совсем не очевидно, что сигнал полицейского касается вашего автомобиля . Если же инспектор стоит прямо на проезжей части и чуть ли не на капот вашего автомобиля бросается, или номер вашей машины объявляют через динамик, тогда вы точно обязаны остановиться.
Но это не значит, что нужно тормозить резким нажатием педали в пол. Постарайтесь остановиться плавно, по возможности увеличив расстояние . И не выходите из машины, дождитесь, когда инспектор сам к вам подойдет. Во-первых, для вас этот маневр будет безопаснее, во-вторых, за то время, пока он будет подходить к машине, разъедутся все возможные свидетели из потоков обоих направлений.
Обычно инспектор представляется скороговоркой, но вы не спешите сразу передавать ему в руки документы. Сначала вежливо попросите его предъявить служебное удостоверение . И не на одну секунду «для галочки», а чтобы вы смогли прочитать его фамилию и должность, убедившись, что перед вами на самом деле полицейский. Лишь после этого начинайте общение.
И постарайтесь всегда пользоваться видеорегистратором . Во всех кодексах написано, что любые документы и материалы можно использовать для своей защиты. Видео, подтверждающее вашу правоту, поможет доказать вашу невиновность при разбирательстве в полиции или в суде.
ДОСЛОВНО
Хамить не положено
«В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку… Разъяснения… должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов» (пп. 19, 23 Адм. регламента МВД).
ВАЖНО
Давайте без засад!
Прятать от водителей патрульную машину в кустах нельзя, размещение автомобиля «в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». «Использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается», — об этом черным по белому написано в регламенте (пп. 41, 43 Адм. регламента МВД). Зато разрешается устанавливать макеты и манекены — для предупреждения нарушений.
А ЕСЛИ СБЕЖАТЬ?
Не стоит этого делать. Если вы не остановитесь по требованию инспектора либо откажетесь передать ему документы, он вправе возбудить дело за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», это грозит штрафом от 500 до 1000 рублей или даже арестом до 15 суток (п. 23 Адм. регламента МВД, ч. 1 ст. 19.3 КоАП). Инспектор имеет право преследовать с включенными «мигалками» и остановить принудительно, вплоть до расстановки на дороге грузовиков или стрельбы из оружия (пп. 73, 74 Адм. регламента МВД)
Документы, на которые ссылаться:
ПДД — Правила дорожного движения.
КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Адм. регламент МВД — Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В прежней версии этого регламента, утвержденного приказом МВД № 664, при необходимости воспользоваться чужой машиной, сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не понравилась Генеральной прокуратуре.
Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но дело в том, что в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25. А она предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием Кодекса.
Надо сказать, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в отношениях сотрудник ДПС — водитель в последнее время. За тонировку также положен только штраф. Однако, если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя также привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди за это попадали под арест.
Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении машины, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается. Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить по подозрению в совершении административного нарушения. Мол, кажется мне, что вы где-то выехали на встречку, предоставьте документы. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.
За непредоставление машины сотруднику полиции часть 1 статьи 12.25 КоАП предусматривает штраф 500 рублей
Напомним, что приказ № 664, в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего знаменитого приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Он вступил в силу в октябре прошлого, но уже потребовал поправок. Причем поправки появились в нем не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству. В свое время точно такая же история была и со 185 приказом. Дело в том, что в первоначальной редакции 185 приказ давал возможность сотрудникам ГИБДД отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей. А также оформлять в отношении них административные протоколы. Однако, прокуратура потребовала убрать этот пункт.
В новом 664 приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Но требуется писать рапорт руководству, который руководство направит в прокуратуру. А в отношении судей вновь появилась возможность оформлять нарушения, как и в отношении обычных граждан. Однако поправки вернули все обратно.
В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить только рапорт своему руководству.