Обеспечение лекарственными препаратами больных сахарным диабетом
Здоровье и общество
Здоровье и общество
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.27:616.379-008.64-085
Хабриев Р.У.1, Маличенко В.С.2, Маличенко С.Б.2 ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДИАБЕТОМ 2-ГО ТИПА
Сахарный диабет приобретает характер стремительно распространяющейся всемирной эпидемии. В настоящее время число пациентов с сахарным диабетом в РФ достигает 10 млн человек. Доступность лекарственных средств является одним из основных элементов обеспечения эффективного лечения заболевания. Проведенный анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, территориальных программ государственных гарантий и данных портала госзакупок продемонстрировал неэффективность существующей региональной системы лекарственного обеспечения в современной экономической ситуации. Необходимость оптимизации государственных затрат, а также расширения охвата населения лекарственным средствами, в том числе для лечения сахарного диабета 2-го типа требует разработки и внедрения поэтапного плана реформирования региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Ключевые слова: лекарственное обеспечение; сахарный диабет; региональное лекарственное обеспечение, обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Для цититрования: Хабриев Р.У, Маличенко В.С., Маличенко С.Б. Проблемы лекарственного обеспечения больных диабетом типа 2. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 196—200. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200
Для корреспонденции: Маличенко Владислав Сергеевич, канд. юр. наук, начальник отдела сравнительно-правовых исследований Института инновационно-образовательных программ в здравоохранении, РУДН, vlad.malichenko@gmail.com
Khabriev R.U.1, Malichenko VS.2, Malichenko S.B.2
THE PROBLEMS OF PHARMACEUTICAL SUPPORT OF PATIENTS WITH DIABETES MELLITUS TYPE II
‘The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;
2The institute of innovative educational programs in health care of the peoples’ friendship university of Russia,
117198 Moscow, Russia
Keywords: medicinal support; diabetes mellitus; regional medicinal support; support with necessary pharmaceuticals
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 07.04.2016 Accepted 25.05.2016
Сахарный диабет (СД) представляет собой серьезную медико-социальную проблему, что обусловлено его высокой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к росту числа больных, хроническим течением, определяющим кумулятивный характер заболевания, высокой инвалидизацией больных и необходимостью обеспечения их специализированной помощью. Каждые 10—15 лет в мире заболеваемость СД удваивается, приобретая характер неинфекционной эпидемии. По данным Международной диа-
бетической федерации (IDF), численность больных СД составляет 415 млн человек, при этом у 318 млн отмечается нарушение толерантности к глюкозе. На СД 2-го типа (СД2) приходится до 90% всех случаев СД в мире. Эксперты IDF прогнозируют, что к 2040 г. каждый 10-й житель планеты будет поражен этим заболеванием . При этом фактическая распространенность СД2 в большинстве экономически развитых стран в 2—3 раза превышает регистрируемую по обращаемости. В 50% случаев СД2 вы-
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200
Health and society
является на 5—7-м году от начала заболевания, поэтому у 20—30% больных в момент выявления диабета уже обнаруживаются специфические для него осложнения: ретинопатия с возможным развитием слепоты, нефропатия, ведущая к почечной недостаточности, периферическая нейропатия с риском образования язв нижних конечностей и ампутации и автономная нейропатия. Каждый год в мире больным СД производят более 1 млн ампутаций нижних конечностей, более 600 тыс. больных полностью теряют зрение, около 500 тыс. проводят гемодиализ вследствие хронической почечной недостаточности . Ежегодная смертность от СД в мире превышает 4,6 млн больных. За последние 10 лет изменились и причины смертности при СД: значительно снизилась смертность от острых осложнений (комы), при этом в общей структуре смертности до 50—60% возросла сердечно-сосудистая патология.
СД и сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, хронические респираторные болезни являются основными неинфекционными угрозами для здоровья человека. Борьба с глобальным бременем неинфекционных заболеваний является одной из основных задач в XXI веке. Охрана здоровья выделена в качестве одной из 17 целей устойчивого развития, принятых резолюцией 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН1. Государства-участники ООН обязались до 2030 г. посредством содействия исследованиям и разработкам лекарственных препаратов, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств для лечения основных неинфекционных болезней. В последние годы на международной повестке дня все чаще фигурируют вопросы формирования комплексного подхода к противодействию распространения СД. На Генеральной Ассамблее ООН 20 декабря 2006 г. была принята резолюция № A/RES/61/225, признающая угрозу СД и призывающая страны — члены ООН развивать национальные программы, направленные на профилактику и лечение заболевания. В 2014 г. среди 9 добровольных глобальных целей для противодействия эпидемии неинфекционных заболеваний (НИЗ) Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ утвердила относительное сокращение на 25% общей смертности от диабета, прекращение роста числа случаев СД и ожирения, доступ к лекарственной терапии и консультирование (включая гликемический контроль) к 2020 г.2
Анализ затрат демонстрирует значительный разброс в уровне расходов на лечение и профилактику СД в странах с разным уровнем экономического развития. Финансовые потери, связанные с СД, оказывают серьезное влияние на устойчивое экономическое развитие государств и составляют от 5—20% от общих затрат на здравоохранение. При этом 80%
1Генеральная Ассамблея ООН. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. A/70/L.1. 2015.
средств, расходуемых на СД во всем мире, приходится только на экономически развитые страны. Так, в США в 2014 г. расходы на СД составили 245 млрд долларов США. Затраты на противодиабетические лекарственные средства превысили 32,2 млрд долларов и составили 10% от общих затрат на лекарственное обеспечение, при этом 18% этих средств потрачено на лечение осложнений СД . Расходы на лечение СД во Франции в 2015 г. достигли 22 млрд долларов США, при этом расходы на лекарственное обеспечение составили 20% . В Германии при затратах на лечение СД 23,5 млрд долларов в год расходы на лекарственное обеспечение не превышали 7% .
Бесплатное лекарственное обеспечение различных категорий граждан в Российской Федерации
Объем расходов на лекарственные средства в РФ ежегодно увеличивается. В период с 2014—2015 гг. темпы роста расходов на лекарственные средства составили 8,2%, в настоящее время они превышают 1 трлн 250 млрд руб. (см. таблицу). По данным, представленным DSM Group, большую часть расходов на лекарственные средства составляют личные средства граждан. Объем затрат населения вырос за последний год на 9,4% и превысил 740 млрд руб. Общий объем государственных затрат на лекарственные средства с 2014 г. вырос на 15 млрд руб. и в настоящее время составляет 314 млрд руб. Затраты на обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и регионального бюджета, возросли с 2014 г. на 11,4% и достигают 100 млрд руб.
Бесплатное лекарственное обеспечение граждан РФ осуществляется из средств федерального и региональных бюджетов, а также Фонда ОМС. Право граждан на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе лекарственное обеспечение, закрепляется в Программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа ежегодно утверждается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 и содержит:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
♦ перечень форм и условий медицинской помощи,
при которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно;
♦ перечень категорий граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
Объем фармацевтического рынка России по сегментам за 2014—2015 гг.
Сегмент Объем, млрд руб. Прирост, %
2014 г. 2015 г.
Личные средства 676 787 740 612 9,4
граждан
ОНЛС/РЛО 89 250 99 421 11,4
ОМС 206 703 215 194 4,1
Парафармацевтика 182 956 195 104 6,6
Всего… 1 115 696 1 250 331 8,2
Примечание. ОНЛС — обеспечение необходимыми лекарственными средствами, РЛО — региональное лекарственное обеспечение, ОМС — обязательное медицинское страхование.
♦ требования к территориальным ПГГ бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи.
ПГГ гарантирует бесплатное лекарственное обеспечение всех граждан РФ в условиях стационара (включая дневной стационар) и при оказании скорой или неотложной медицинской помощи. Также в соответствии с ПГГ отдельные категории граждан (инвалиды, ветераны войны) в рамках федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения могут получать лекарственные препараты бесплатно в амбулаторных условиях.
Таким образом, из средств федерального бюджета финансируются две программы льготного обеспечения лекарственными средствами: программа льготного обеспечения в амбулаторных условиях централизованно закупаемыми за счет средств федерального бюджета лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных при семи редких нозологиях с наиболее дорогостоящим лечением («7 Нозологий», ФЗ № 132 от 17.07.07), и программа ОНЛС для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ФЗ № 178 от 17.07.1999). Из средств субъекта РФ реализуется региональная программа льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (далее — Постановление № 890).
Важно отметить, что граждане в соответствии со ст. 6.3 ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» имеют возможность отказаться от положенных лекарственных средств, предоставляемых в рамках программы ОНЛС, в пользу получения денежной компенсации. Объем денежной компенсации утверждается ежегодно федеральным нормативно-правовым актом и в 2016 г. составил 758 руб. на человека в месяц3. По данным, представленным Счетной палатой, в 2014 г. в пользу денежной компенсации от получения лекарственных средств по программе ОНЛС отказались более 76% граждан. Однако этот показатель значительно различается в субъектах РФ: в Чукотском АО он составляет 19%, в Тульской области превышает 95%. Граждане, отказавшиеся от лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации в рамках программы ОНЛС, имеют возможность получить необходимые лекарственные средства за счет регионального бюджета, так как четыре категории льготников программы ОНЛС (инвалиды, участники ВОВ, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации) имеют право на лекарственное обеспечение в рамках Постановления № 890. Таким образом, существующая система бесплатного обеспечения лекарственными средствами в амбулаторных условиях
3Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № З8З-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год».
Здоровье и общество
разных категорий граждан имеет ряд недостатков в части нормативно-правого регулирования, что приводит к существенному увеличению затрат регионального бюджета на обеспечение лекарственными средствами.
Особенности обеспечения сахароснижающими
лекарственными средствами на региональном уровне
В Российской Федерации, как в большинстве стран мира, отмечается нарастающее прогрессиро-вание СД2. Число больных СД2 в РФ в 2015 г. равнялось 4,094 млн человек (2,8% населения РФ) . Соотношение фактической распространенности и в среднем регистрируемой в РФ составляет 3,08. Это означает, что на каждый выявленный случай СД2 приходится 3 случая недиагностированного заболевания. По данным государственной статистической отчетности, отражающим динамику инвалидности по группам с учетом возрастного состава инвалидов, ежегодно в Российской Федерации признаются инвалидами вследствие заболевания СД около 110— 120 тыс. человек, в том числе около 25 тыс. впервые. Доля лиц трудоспособного возраста из числа впервые признанных инвалидами вследствие заболевания СД составляет 45%. В структуре инвалидности удельный вес инвалидов I и II групп при первичном и повторном освидетельствовании составляет 40%. Представленные данные свидетельствуют о том, что показатели инвалидизации больных СД на протяжении последних лет остаются стабильными. При этом удельный вес инвалидов наиболее тяжелых групп (I и II) составляет около 40%.
Хронический характер заболевания фактически определяет долгосрочные перспективы в отношении исходов, ожидаемых затрат и осложнений. СД является одним из наиболее ресурсоемких заболеваний, при этом значительная часть расходов на лечение обусловлен осложнениями заболевания, частота которых выше у больных с неконтролируемым СД. По данным Государственного регистра, у 55% больных с СД2 зафиксировано наличие осложнений: гипертонии (37,6%), диабетической нейропатии (19,0%), диабетической ретинопатии (15,3%), диабетической макроангиопатии (8,3%), нефропатии (4,9%). Кроме сахароснижающей терапии, 62—82% больных СД получают антигипертензивные препараты, ги-полипидемическая фармакотерапия назначается в 39—70% случаев. Согласно фармакоэкономическо-му исследованию, средние годовые затраты в 2015 г. в расчете на 1 пациента с СД1 составили 81,1 тыс. руб., на пациента с СД2 — 70,8 тыс. руб. При этом лекарственная терапия составляет 69% от общих затрат на лечение СД1 и 46% затрат на СД2.
Масштабы развивающейся эпидемии и финансовых потерь, связанных с этим заболеванием, определяют необходимость разработки алгоритма бесплатного обеспечения сахароснижающими лекарственными средствами, который позволит эффективно управлять этим стремительно распространяющимся заболеванием на всех этапах его развития и оказания
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200
Health and society
медицинской помощи. Регулирование вопроса обеспечения лекарственными средствами для данной категории населения в сложившейся геополитической и экономической ситуации имеет стратегическое значение и может рассматриваться как элемент обеспечения национальной безопасности.
Медикаментозная терапия СД2 в соответствии с 7-м выпуском Клинических рекомендаций по оказанию специализированной медицинской помощи больным СД (далее — Клинические рекомендации) представлена инсулинами, инсулиноподобными лекарственными средствами, синтетическими ги-погликемическими лекарственными средствами, а также лекарственными средствами для лечения сосудистых осложнений (агонисты имидазолиновых рецепторов, антиагреганты, ингибиторы АПФ, селективные бета-адреноблокаторы и т. д.)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В 2016 г. в РФ зарегистрировано 8 групп синтетических гипогликемических лекарственных средств, насчитывающих 22 МНН. Все 8 групп сахароснижа-ющих лекарственных средств представлены в Клинических рекомендациях.
При анализе лекарственного обеспечения саха-роснижающими препаратами в субъектах РФ также определяются явные несоответствия прежде всего в части наполнения перечня широко используемыми и необходимыми сахароснижающими препаратами. Анализ Клинических рекомендаций стандартов первичной медико-санитарной и специализированной помощи при инсулиннезависимом СД, утвержденных Минздравом России, а также перечня ЖНВЛП выявил существенные несоответствия в количестве представленных МНН лекарственных препаратов. Так, в клинических рекомендациях присутствуют 8 наименований сахароснижающих лекарственных средств, которые не включены перечень ЖНВЛП. Назначения отсутствующих в ЖНВЛП лекарственных средств в условиях стационара возможно только по решению врачебной комиссии, что существенно влияет на преемственность, своевременность и качество оказания медицинской помощи на разных этапах. При этом очень важно, что такие группы сахароснижающих лекарственных средств, как пероральные ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера типа 2 и глиниды, представлены в перечне ЖНВЛП только одним МНН, а агонисты рецепторов глюкаподобного пептида-1 вовсе отсутствуют в нем, что не позволяет оказывать медицинскую помощь на стационарном этапе в соответствии с клиническими рекомендациями.
Предельные отпускные цены на лекарственные средства из перечня ЖНВЛП определяются на основании специальной методики и регистрируются в государственном реестре предельно отпускных цен на лекарственные средства. В связи с этим цена на определенные сахароснижающие лекарственные средства из перечня РЛО не подлежит государственному контролю. Так, в Хабаровском крае лекарственный препарат эксенатид закупался по цене 6811,30 руб. за упаковку 250 мкг/мл, 2,4 мл, стоимость аналогичной упаковки в Удмуртской Республике составила 5862,10 руб. Отсутствие механизмов контроля от-
пускных цен на определенные сахароснижающие лекарственные препараты, представленные в перечне РЛО, приводит к существенному увеличению затрат бюджета, учитывая масштабы заболеваемости.
Оптимизировать затраты регионального бюджета на лекарственное обеспечение в определенной степени призвано включение отдельных групп синтетических гипогликемических лекарственных средств в перечень ОНЛС. Однако анализ данных портала госзакупок показал, что лекарственные препараты глибенкламид и глимепирид, несмотря на их наличие в перечне ОНЛС, закупались в большей степени за счет бюджета региона.
Одним из критериев для включения лекарственного средства в перечень ЖНВЛП и осуществления государственных закупок является локализация на территории РФ. Согласно «Государственному реестру лекарственных средств», 64% лекарственных средств из перечня ЖНВЛП не локализованы на территории РФ и только для 6 (метформин, глибен-кламид, гликлазид, глимепирид, пиоглитазон, роси-глитазон) возможно осуществление полного цикла производства. Семь лекарственных препаратов из трех групп синтетических сахароснижающих лекарственных средств (ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера типа 2, агонисты рецепторов глюкаподобного пептида-1 и ингибиторы L-глюкозидаз) производятся только за рубежом и импортируются на территорию РФ. Низкая доля локализации сахароснижающих лекарственных средств может существенно влиять на их доступность для многочисленной группы граждан и существенно увеличивает ежегодные потери государственного бюджета.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2016 г. и ограничение бюджетов здравоохранения во многих регионах РФ, перечни РЛО были пересмотрены. Так, например, дапаглифлозин был включен в перечень РЛО в 6 субъектах РФ в 2016 г., а гликвидон был исключен из перечня РЛО в 4 субъектах РФ. При этом оба препарата отсутствуют в перечне ЖНВЛП. Однако отсутствие единых требований к формированию перечней РЛО не позволяет оценить эффективность процедуры их пересмотра.
Проведенный анализ выявил несовершенство в области обеспечения синтетическими сахаросни-жающими лекарственными средствам для лечения больных СД2. В субъектах РФ отсутствует порядок регистрации граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Постановления № 890, который позволил бы определять ежегодный объем затрат субъекта. В большинстве субъектов отсутствуют порядок формирования перечней РЛО и требования к формированию перечня РЛО с учетом перечня ЖНВЛП в федеральных и региональных нормативно-правовых актах. Большинство синтетических гипогликемических лекарственных средств не производится на территории РФ, что существенно увеличивает бюджетные затраты и является угрозой обеспечения национальной безопасности.
Решение выявленных проблем требует поэтапного реформирования системы обеспечения лекарст-
венными средствами на региональном уровне. В качестве предварительной меры в целях оптимизации затрат следует дополнить ежегодно принимаемые ПГГ обязательством для субъектов РФ при формировании перечней РЛО учитывать перечень ЖНВЛП. Внедрение данной меры позволит обеспечить ценовое регулирования лекарственных средств, закупаемых за счет бюджета субъекта. При этом права пациентов не будут ограничиваться, так как останется возможность индивидуального лекарственного обеспечения по медицинским показаниям и в случае непереносимости лекарственного средства.
Учитывая стремительный рост заболеваемости СД, необходимо утвердить порядок ведения регистра граждан, страдающих СД, для оптимизации и планирования затрат регионального бюджета на лекарственное обеспечение. Необходимо также разработать порядок ведения единого регистра граждан, получающих лекарственное обеспечение в рамках программ ОНЛС и Постановления № 890. Регистр позволит вести учет соответствующих категорий граждан и ограничит их участие только одной из существующих программ льготного лекарственного обеспечения.
В дальнейшем необходимо рассмотреть возможность объединения федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС и РЛО). Для реализации данной инициативы потребуется признать утратившим силу Постановление № 890 1994 г., а также расширить перечень категорий граждан, включенных в программы ОНЛС, и утвердить на федеральном уровне перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта.
Финансовое обеспечение программы должно происходить за счет средств федерального и регионального бюджета, что потребует пересмотра процедуры определения размера федеральных субвенций и межбюджетных трансфертов для реализации программы, а также утверждения на федеральном уров-
Здоровье и общество
не порядка определения средств, выделяемых субъектом РФ на реализацию программы лекарственного обеспечения.
Нет сведений о дополнительном финансировании.
Конфликт интересов не заявлен.
ЛИТЕРАТУРА
1. IDF Diabetes Atlas. 7 Ed. International Diabetes Federation; 2015.
2. Дедов И.И. Сахарный диабет — опаснейший вызов мировому сообществу. Вестн. РАМН. 2012; (1): 18—21.
3. Fast Facts. Data and Statistics about Diabetes. American Diabetes Association; 2015.
4. American Diabetes Association. Economic costs of diabetes in the U.S. in 2012. Diabet. Care. 2013; 36 (4): 1033—46.
7. DSM Group. Фармацевтический рынок России: Итоги 2015 года. 09.02.2016 // http://dsm.ru/news/215/
Поступила 07.04.2016 Принята в печать 25.05.2016
1. IDF Diabetes Atlas. 7 Ed. International Diabetes Federation; 2015.
2. Dedov I.I. Vestn. RAMN. 2012; (1): 18—21. (in Russian)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Fast Facts. Data and Statistics about Diabetes. American Diabetes Association; 2015.
4. American Diabetes Association. Economic costs of diabetes in the U.S. in 2012. Diabet. Care. 2013; 36 (4): 1033—46.
Больные диабетом 2 типа имеют право на получение глюкометра и тест-полосок. Количество тест-полосок зависит от того, пользуется ли больной инсулином или нет:
для зависимых от инсулина положено 3 тест-полоски ежедневно;
если больной не применяет инсулин — 1 тест-полоска ежедневно.
Больным, использующим инсулин, выделяют инъекционные шприцы в количестве, необходимом для ежедневного введения лекарства.
Постановление Правительства РФ от 30.07.94 № 890 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И УЛУЧШЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»
Приложение № 1
Диабет
все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики
Если вам отказывают в получении необходимых средств диагностики вы вправе обратиться к главному врачу обслуживающего вас медицинского учреждения. Напишите письменное обращение передайте его через канцелярию или секретаря, попросите о регистрации документа с указанием входящей даты. По результату обращения будут приняты меры.
Год памяти и славы
В целях информирования граждан о событиях, проектах и мероприятиях Года памяти и славы в сети интернет функционирует официальный сайт: https://год2020.рф.
Общероссийское голосование
Наша страна, наша Конституция, наше решение!
75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Музей памяти 75-летия Победы
Социальный калькулятор
Узнайте о мерах социальной поддержки.
Министерство здравоохранения РФ Сайт министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Всемирный день безопасности пациентов 17 сентября 2020 г. Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов. Добровольцы России 2018 год — год добровольца (волонтера) в России Здравоохранение Урала 2019 Международная специализированная выставка-форум медицинского оборудования, инструментария, расходных материалов, фармацевтических препаратов, а также медицинских и санаторно-курортных услуг. 25-летие принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря — юбилейная дата принятия Конституции Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями УЧАСТВОВАТЬ В ГОЛОСОВАНИИ Правительство Свердловской области Официальный сайт «Горячая линия» по вопросам зарплаты бюджетников Телефон Колл-центра: 8-800-1000-153. «Горячая линия» по вопросам доступности и качества бесплатной медицинской помощи» Бесплатный федеральный номер: 8-800-1000-153 День пенсионера 2019 План мероприятий по проведению месячника, посвященного Дню пенсионера в Свердловской области, в августе — октябре 2019 года. Сведения из сводного единого федерального реестра лицензий Росздравнадзора Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения ТФОМС Свердловской области Сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Диспансеризация взрослого населения Официальный сайт ГБУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики» Президентские гранты Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина Государственные услуги Портал государственных и муниципальных услуг Дом Медика Общественные медицинские объединения Свердловской области Работа в России Общероссийская база вакансий. портал «Медицинская наука» . Узнать номер очереди на ЭКО КДЦ «Охрана здоровья матери и ребенка» Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации Свердловская областная организация профсоюза Защита прав потребителей Свердловской области Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям). Бесплатная юридическая помощь Официальный сайт Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области Информация для граждан УкраиныИнформация для граждан Украины, вынужденно покинувших территорию Украины, по организации медицинской помощи на территории Свердловской области Заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве Типовое соглашение о социально-экономическом сотрудничестве и Порядок заключения и выполнения соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Инвестиционный портал Официальный сайт Сплошное федеральное статистическое наблюдение Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. Опрос: Удовлетворенность качеством товаров и услуг и конкуренцией на территории Свердловской области 111 Меры по недопущению задолженности по заработной плате в негосударственных медицинских организациях МЗ СО просит принимать необходимые меры по недопущению просроченной кредиторской задолженности по заработной плате перед работниками организаций сферы здравоохранения, включая организации негосударственных форм собственности. Вестник Избирательных комиссий Свердловской области 10 сентября 2017 года состоятся выборы Губернатора Свердловской области. Телефон горячей линии для ветеранов учреждений здравоохранения Свердловской области Телефон горячей линии 8-(343)-371-34-17. Время работы с 10:00 до 12:00 часов ежедневно в рабочие дни недели. Победим гепатит вместе Федеральная горячая линия. Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями Информация о взаимодействии с СО НКО и развитии волонтерского движения в сфере здравоохранения Маркировка лекарственных препаратов Информация по внедрению ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов» и центрах компетенции Свердловской области Опрос в целях оценки уровня «деловой» коррупции Для Вас с 1 по 30 ноября 2019 года проводится социологический опрос в целях оценки уровня «деловой» коррупции! Государственная информационная система в сфере защиты прав потребителей Доступ к ГИС ЗПП осуществляется по ссылке http://zpp.rospotrebnadzor.ru Информация для родителей по расстройствам аутистического спектра Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) Горячая линия по вопросам стимулирующих выплат работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19 Бесплатный федеральный номер: 8-800-1000-153 Опросный модуль ИАС МКГУ Опросный модуль автоматизированной системы «Информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг»