Нормы декларации
Содержание
- О Декларации прав и свобод человека и гражданина
- Декларация прав и свобод человека и гражданина
- Статья 1.
- Статья 2.
- Статья 3.
- Статья 4.
- Статья 5.
- Статья 6.
- Статья 7.
- Статья 8.
- Статья 9.
- Статья 10.
- Статья 11.
- Статья 12.
- Статья 13.
- Статья 14.
- Статья 15.
- Статья 16.
- Статья 17.
- Статья 18.
- Статья 19.
- Статья 20.
- Статья 21.
- Статья 22.
- Статья 23.
- Статья 24.
- Статья 25.
- Статья 26.
- Статья 27.
- Статья 28.
- Статья 29.
- Статья 30.
- Статья 31.
- Статья 32.
- Статья 33.
- Статья 34.
- Статья 35.
- Статья 36.
- Статья 37.
- Статья 38.
- Статья 39.
- Статья 40.
- Статья 18. Порядок предоставления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации)
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- Статья 28
- Статья 29
- Статья 30
- Статья 31
- Статья 32
- Статья 33
- Статья 34
- Статья 35
- Статья 36
- Статья 37
- Статья 38
- Статья 39
- Статья 40
- Понятие, структура и виды правовых норм
О Декларации прав и свобод человека и гражданина
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О Декларации прав и свобод человека и гражданина
Рассмотрев представленный Президентом РСФСР проект Декларации прав и свобод человека и гражданина, Верховный Совет РСФСР
постановляет:
1. Принять Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
2. Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству, Комитету Верховного Совета РСФСР по правам человека, Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями настоящей Декларации и внести их на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.
3. Президиуму Верховного совета РСФСР:
включить намеченные к разработке законы в план законопроектных работ;
поручить соответствующим комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР подготовку указанных законопроектов.
Председатель Верховного
Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов
Москва, Дом Советов РСФСР
22 ноября 1991 года
N 1920-I
Декларация прав и свобод человека и гражданина
Принята
Верховным Советом РСФСР
22 ноября 1991 года
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства,
отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека,
Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.
Статья 1.
(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.
Статья 2.
(1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Статья 3.
(1) Все равны перед законом и судом.
(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Статья 4.
(1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Статья 5.
(1) Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РСФСР.
(2) Гражданин РСФСР не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.
(3) Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.
(4) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 6.
Лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории РСФСР без согласия Верховного Совета РСФСР.
Статья 7.
Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.
Статья 8.
(1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
(2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.
(3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.
(4) Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 9.
(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.
(2) Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.
(3) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.
Статья 10.
(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
(2) Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище.
(3) Жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.
Статья 11.
(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
(2) Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательств, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.
Статья 12.
(1) Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
(2) Гражданин РСФСР имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.
(3) Ограничение этих прав допускается только на основании закона.
Статья 13.
(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.
(2) Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
Статья 14.
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Статья 15.
Каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.
Статья 16.
(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Статья 17.
Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.
Статья 18.
Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Статья 19.
Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.
Статья 20.
Граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.
Статья 21.
Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Статья 22.
(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.
(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Статья 23.
(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.
(4) Принудительный труд запрещен.
Статья 24.
(1) Каждый работник имеет право на отдых.
(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.
Статья 25.
(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
(2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.
Статья 26.
(1) Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.
(2) Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
(3) Государство развивает систему социального страхования и обеспечения.
(4) Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.
Статья 27.
(1) Каждый имеет право на образование.
(2) Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.
Статья 28.
Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.
Статья 29.
(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.
(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Статья 30.
Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Статья 31.
Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Статья 33.
Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.
Статья 34.
(1) Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
(2) Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
(3) Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.
(4) Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.
Статья 35.
(1) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
(2) Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
Статья 36.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
Статья 37.
(1) Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.
(2) Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 38.
Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Статья 39.
Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом РСФСР.
Статья 40.
(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.
(2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.
(3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс” и сверен по:
Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР,
N 52, 26.12.91, ст. 1865
Статья 18. Порядок предоставления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации)
18.1. Годовая декларация об имущественном состоянии и доходах (налоговая декларация)(далее — декларация) подается налогоплательщиком, который:
- а) обязан подавать такую декларацию в соответствии с нормами данного Закона или других законов;
- б) имеет право подать такую декларацию для получения налогового кредита.
18.2. Для целей данного Закона обязанность налогоплательщика по предоставлению декларации считается выполненным, если он получал доходы исключительно от налоговых агентов, обязанных подавать отчетность по этому налогу в установленном порядке.
18.3. Налогоплательщики — резиденты, которые выезжают за границу на постоянное местожительство, обязаны подать налоговому органу декларацию не позже окончания 60 календарного дня, который предшествует такому выезду.
Налоговый орган обязан на протяжении 30 календарных дней со дня получения такой декларации определить налоговое обязательство и прислать налоговое сообщение налогоплательщику, который обязан уплатить надлежащую сумму налога и получить справку о такой уплате или об отсутствии налоговых обязательств по этому налогу, которое сдается органам таможенного контроля во время пересечения таможенной границы и является основанием для проведения таможенных процедур.
Порядок применения этого пункта определяется Кабинетом Министров Украины.
18.4. Налогоплательщики освобождаются от обязанности предоставления декларации в таких случаях:
а) независимо от видов и сумм полученных доходов налогоплательщиками, которые:
- являются несовершеннолетними или недееспособными лицами и при этом находятся на полном содержании других лиц и/или государства состоянием на конец отчетного налогового года;
- находятся под арестом или являются задержанными или осужденными к лишению свободы, находятся в плену или заключении на территории других государств состоянием на конец предельного срока представления декларации;
- находятся в розыске состоянием на конец отчетного налогового года;
- находятся на срочной военной службе состоянием на конец отчетного налогового года;
б) в других случаях, определенных данным Законом.
18.5. Декларация заполняется налогоплательщиком самостоятельно или другим лицом, нотариально уполномоченной таким налогоплательщиком осуществлять такое заполнение.
18.5.1. В случае если уполномоченная налогоплательщиком лицо заполняет декларацию за вознаграждение или обязано осуществлять такое заполнение в соответствии с нормами этого пункта, то:
а) такое уполномоченное лицо несет ответственность за нарушение порядка заполнение и/или предоставления такой декларации на равную ответственность, определенную законом для налогоплательщика, а такой налогоплательщик освобождается от указанной ответственности;
б) обязательство относительно заполнения и предоставления декларации от имени плательщика налога возлагаются на таких других, чем плательщик налога, лиц:
- на опекуна или попечителя — относительно доходов, полученных несовершеннолетним или недееспособным лицом;
- на наследников (распорядителей имуществом, государственных исполнителей) — относительно доходов, полученных на протяжении отчетного налогового года налогоплательщиком, который умер;
- на государственного исполнителя, уполномоченного осуществлять мероприятия по обеспечению имущественных претензий кредиторов налогоплательщика, объявленного в установленном порядке банкротом.
18.5.2. В случае заполнения декларации другим лицом такая декларация должна содержать информацию о таком другом лице на уровне информации о плательщике налога.
Центральный налоговый орган определяет правила выполнения этого пункта.
18.6. Проверка достоверности данных, определенных в декларациях, осуществляется в порядке, установленному законодательством.
18.7. Сумма налоговых обязательств, доначисленная налоговым органом, подлежит уплате в соответствующий бюджет в сроки, установленные законом.
18.8. Сумма средств, которая подлежит возвращению налогоплательщику, зачисляется на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке, или присылается почтовым пересказом в адрес, определенную в декларации, на протяжении 60 календарных дней от дня получения такой декларации.
18.9. Форма декларации определяется центральным налоговым органом и согласовывается с комитетом Верховной Рады Украины, ответственным за проведение налоговой политики, исходя из таких условий:
- общая часть декларации должна иметь упрощенный вид и не содержать сведений о доходах или затратах, которые получает (несет) незначительное количество налогоплательщиков;
- декларация является единой для всех законодательно установленных случаев ее предоставления;
- расчеты отдельных видов доходов (затрат), которые получает (несет) незначительное количество налогоплательщиков, должны содержаться в приложениях к декларации, которые заполняются исключительно такими налогоплательщиками при наличии таких доходов (затрат);
- декларация и приложения к ней должны составляться с использованием общеупотребляемой терминологии государственным языком, а также содержать детальные инструкции относительно их заполнения;
- декларация и приложения к ней должны содержать информацию, достаточную для идентификации налогоплательщика, а также для определения суммы его налоговых обязательств или суммы бюджетного возмещения сверх меры уплаченных налогов, в том числе при применении права на налоговый кредит.
Бланки деклараций должны безвозмездно предоставляться налоговыми органами плательщикам налога на их запрос, а также быть общедоступными для населения.
18.10. Налогоплательщик до 1 марта года, следующего за отчетным, имеет право обратиться с запросом к соответствующему налоговому органу с просьбой заполнить годовую налоговую декларацию, а налоговый орган обязан предоставить безвозмездные услуги по такому заполнению. Отказ должностного (служебного) лица налогового органа предоставить указанные услуги освобождает налогоплательщика от любой ответственности за неполное или неверное заполнение декларации.
Просмотров: 20873
Рассмотрев представленный Президентом РСФСР проект Декларации прав и свобод человека и гражданина, Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. Принять Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
2. Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству, Комитету Верховного Совета РСФСР по правам человека, Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями настоящей Декларации и внести их на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.
3. Президиуму Верховного Совета РСФСР:
включить намеченные к разработке законы в план законопроектных работ;
поручить соответствующим комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР подготовку указанных законопроектов.
Председатель Верховного Совета РСФСР |
|
Р. И. Хасбулатов |
Москва, Дом Советов РСФСР
22 ноября 1991 года
№ 1920-I
Принята
Верховным Советом РСФСР
22 ноября 1991 года
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.
Статья 1
(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.
Статья 2
(1) Перечень прав и свобод, закреплённых настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Статья 3
(1) Все равны перед законом и судом.
(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Статья 4
(1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Статья 5
(1) Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства в соответствии с законом РСФСР.
(2) Гражданин РСФСР не может быть лишён гражданства Российской Федерации или выслан за её пределы.
(3) Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.
(4) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.
Статья 6
Лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР. Лицо не может быть лишено почётного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории РСФСР без согласия Верховного Совета РСФСР.
Статья 7
Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до её отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.
Статья 8
(1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
(2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.
(3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.
(4) Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 9
(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.
(2) Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.
(3) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.
Статья 10
(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
(2) Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище.
(3) Жильё малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.
Статья 11
(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц.
(2) Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательств, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.
Статья 12
(1) Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
(2) Гражданин РСФСР имеет право свободно выезжать за её пределы и беспрепятственно возвращаться.
(3) Ограничение этих прав допускается только на основании закона.
Статья 13
(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений.
(2) Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
Статья 14
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Статья 15
Каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на её замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.
Статья 16
(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принуждён к определению и указанию его национальной принадлежности.
(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Статья 17
Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.
Статья 18
Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Статья 19
Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.
Статья 20
Граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.
Статья 21
Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Статья 22
(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.
(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещённую законом.
Статья 23
(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.
(4) Принудительный труд запрещён.
Статья 24
(1) Каждый работник имеет право на отдых.
(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращённый рабочий день для ряда профессий и работ.
Статья 25
(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
(2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.
Статья 26
(1) Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.
(2) Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
(3) Государство развивает систему социального страхования и обеспечения.
(4) Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.
Статья 27
(1) Каждый имеет право на образование.
(2) Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.
Статья 28
Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.
Статья 29
(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.
(2) Признаётся право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Статья 30
Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Статья 31
Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлёкшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Статья 33
Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причинённый ущерб.
Статья 34
(1) Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
(2) Каждый осуждённый за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
(3) Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.
(4) Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.
Статья 35
(1) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
(2) Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
Статья 36
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
Статья 37
(1) Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.
(2) Каждое задержанное, заключённое под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 38
Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причинённого незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Статья 39
Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом РСФСР.
Статья 40
(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.
(2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчётен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.
(3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом.
Во время беспорядков у стен Верховной рады погиб человек. «Боец Национальной гвардии погиб все-таки от попадания осколка боевой гранаты, разорвавшего ему грудную клетку», — написал в своем Фейсбуке помощник главы МВД Украины Антон Геращенко.
Убийца задержан. А в обществе вновь вспыхнула дискуссия о праве народа на восстание.
«У нас сейчас происходит узурпация власти. Таким образом, народ имеет право на восстание», — заявил представитель «Правого сектора» Алексей Бык. Пару месяцев назад о включении в конституцию права на восстание говорил Олег Ляшко.
Практически во всех государствах постсоветского пространства со знанием дела рассуждают о праве народа на восстание. И ссылаются при этом на Всеобщую декларацию прав человека ООН: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения», — сказано в преамбуле этого важного документа.
Особенно часто напирали на собственную легитимность — то есть, на законность государственного переворота, освященного Всеобщей декларацией прав человека, участники Майдана. Видимо, не последнего на Украине.
Блаженнейший кардинал Любомир Гузар в дни острого противостояния в Киеве в прошлом году назвал право на восстание законом природы. На мой взгляд, своим авторитетом униат призвал к бунту не только свою паству из Галичины, но и остальных украинцев.
Я попросил разъяснить юридические тонкости реализации этого права доктора юридических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Леонида Головко.
— Что имели в виду авторы Всеобщей декларации прав человека ООН, когда вводили в документ эту спорную норму?
— Я бы не называл ее нормой. «Право на восстание» — это юридический казус, который имеет лишь политическую составляющую. Но, к сожалению, то и дело раздаются голоса, требующие внести соответствующую статью в конституцию той или иной страны. В том числе в нашу, российскую.
Дело в том, что любое право должно предусматривать механизм его реализации. Если вдруг кому-то когда-нибудь хватит ума внести «право на восстание» в Основной закон, то, по логике, Конституционный суд должен будет решать, когда следует устраивать мятеж. Представьте себе такое его решение: «Бунт должен начаться 2 сентября 2015 года, не позднее 10.00».
Очевидная нелепость, не так ли?
— Однако подобные нормы существуют в базовых законах многих стран.
В Декларации независимости США 1776 г. провозглашено: «В случае если какая-нибудь форма государственной власти становится губительной в отношении этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новую государственную власть».
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая является частью действующей Конституции Франции 1958 г., утверждается: «Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека».
В Основном законе ФРГ указано: «Если иные средства не могут быть использованы, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй».
В несколько иной редакции это право нашло свое отражение в Конституции Литовской Республики 1992 г.: «Народ и каждый гражданин вправе оказывать противодействие любому, кто насильственным путем посягает на независимость, территориальную целостность, конституционный строй Литовского государства».
— Все верно. Но, заметьте, «право на восстание» ни в США, ни во Франции за более чем два века ни разу не было реализовано. И, уверяю вас, никогда реализовано не будет. Как и в Германии или Литве.
Если внимательно почитать Декларацию независимости США, легко заметить, что львиная доля текста состоит из перечисления причин, по которым бывшая колония объявила о собственном суверенитете. То есть, отцы-основатели осознавали, что нарушили закон, оказывая сопротивление метрополии, и ощущали себя сепаратистами. Им требовалась новая легитимность, обоснование силового противостояния при отделении.
Спустя 15 лет легитимность понадобилось и французским революционерам, которые при отстранении от власти короля тоже нарушили существовавший в то время закон.
Фактически, «право на восстание» — это, если можно так выразиться, одноразовый акт, обосновывающий возникновение нового государства, пусть даже в старых границах. В будущем это самое новое государство никогда не предоставляло право на бунт собственному населению, иначе оно просто перестало бы существовать. В США, например, была кровопролитная гражданская война, а также несколько локальных мятежей, и каждый из них был подавлен с той или иной степенью жестокости.
В этом смысле весьма показательна украинская ситуация. Многие горячие головы в дни Майдана обосновывали сопротивление властям «правом на восстание», и слова Любомира Гузара пришлись весьма кстати. Иначе им сложно было даже самим себе объяснить их стремление отстранить от власти законно избранного президента.
Но как только власть оказалась у победителей «революции достоинства», остальным в «праве на восстание» — в реализации того самого закона природы, которым, казалось бы, только что пользовался центр, было тут же отказано. Новая власть жестоко подавила сопротивление в Харькове, Одессе и других городах Новороссии, а на подавление Донбасса даже бросила армию.
Словом, я категорически против включения «права на восстание» в российскую конституцию. Основной закон — очень сложный юридический документ, перегружать его нормами, не имеющими механизмов реализации, не нужно. Другие государства могут поступать, как хотят.
— Но ведь в подготовке Декларации участвовали авторитетнейшие юристы того времени. Как они могли вставить в этот важнейший документ тезис, лишенный юридического смысла?
— Действительно, в редколлегию входили очень влиятельные персоны, в первую очередь жена президента США Элеонор Рузвельт и видный французский юрист, будущий первый председатель Европейского суда по правам человека Рене Кассен. Тем более мне трудно понять, как спорный абзац оказался в преамбуле Декларации прав человека. По сути дела, в ней заложена мина замедленного действия, которая может в любой момент взорвать то или иное государство, если в нем слабы главные институты — исполнительная власть, законодательная или судебная.
— А может быть, американцы еще в конце сороковых предусмотрели для себя возможность инициировать цветные революции в нелояльных странах?
— Такая мысль, конечно, приходит в голову. Но я не думаю, что они были настолько коварны и прозорливы. Скорее, это просто дань традиции — включать в Основной закон красиво звучащую фразу. Использовать «право на восстание» из Всеобщей декларации прав человека ООН для обоснования свержения неугодных режимов стали сравнительно недавно.
Время показало, что эта норма не работает и никогда работать не будет. Значит, она должна быть исключена.
Понятие, структура и виды правовых норм
Право находит свое выражение в правовых нормах и использует их для закрепления важных правил поведения, соблюдение которых становится общеобязательным для каждого члена общества. В предыдущей главе мы уже говорили о различных социальных нормах (нормах морали, религиозных нормах и т.д.). В отличие от них нормы права расположены в правовых актах и содержат указание на запреты, пределы возможного поведения.
Под правовой нормой следует понимать общеобязательное правило поведения граждан и их объединений, установленное уполномоченным органом власти и закрепленное в правовом акте. Такое правило традиционно состоит из нескольких элементов.
В классическом виде структура нормы права складывается из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
В теории права для их обозначения применяют логическую цепочку: «Если — то (следует) — иначе».
Первый из этих элементов называется «гипотезой» (если) и употребляется по отношению к той части правовой нормы, которая определяет условия и обстоятельства ее применения.
Например, ст. 221 ГК РФ предусматривает возможность обращения в собственность общедоступных для сбора вещей. В данной статье присутствует два элемента правовой нормы, один из которых — гипотеза (выделенное): в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Если в правовой норме присутствует одно условие действия, то такая гипотеза называется простой. В приведенном выше примере условий несколько: общедоступными вещами можно пользоваться как на основании закона, так и на основании полученного разрешения, местного обычая. Поэтому приведенная гипотеза является сложной и альтернативной, т.е. для вступления правовой нормы в действие достаточно одного из перечисленных в ней обстоятельств.
Такая классификация не является в правовой науке единственной.
По форме выражения гипотезы разделяют на абстрактные и казуистические. Абстрактные гипотезы связывают действие нормы с наступлением общих событий, условий, имеющих родовые признаки. Казуистические гипотезы указывают на частные случаи и конкретные обстоятельства, приводящие в действие иные элементы правовой нормы.
Основную часть правовой нормы образует диспозиция, которая раскрывает собственно правило поведения или запреты на осуществление определенных действий, закрепляет права и обязанности участников правоотношений.
В связи с этим, по существу предписания различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие диспозиции. Возвращаясь к ст. 221 ГК РФ отметим, что диспозицией в этом примере будет часть нормы, закрепляющая правило о том, что «право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу». По характеру предписания данная диспозиция носит управомочивающий характер, поскольку наделяет граждан, собирающих общедоступные вещи, правом собственности.
Как правило, правовая норма содержит третий элемент — санкцию, т.е. часть нормы, указывающую на правовые последствия несоблюдения установленных правил поведения и условий их соблюдения. Санкция (от лат. строжайшее постановление) содержит меры принуждения или юридической ответственности. Большее число правовых норм, содержащих санкции, размещено в уголовном законодательстве.
В российском законодательстве часто встречаются правовые нормы, которые не содержат все три элемента. Их содержание зачастую ограничивается либо гипотезой и диспозицией (это характерно для гражданско-правовых норм), либо диспозицией и санкцией (такая структура применима для охранительных норм), либо вовсе одной диспозицией (такая структура распространена в конституционных нормах). Говоря о нормах, где встречается только диспозиция, необходимо отметить, что их разновидностью являются нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации.
Классификация правовых норм. Деление правовых норм по определенным признакам имеет как теоретическое, так и практическое значение: систематизация правовых норм по различным критериям классификации направлена на их более эффективное применение.
В современной теории права самым распространенным критерием классификации норм права является их отраслевая принадлежность, в зависимости от которой можно выделить:
- o правовые нормы базового характера — конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые;
- o правовые нормы узкопрофильного характера — земельно-правовые, семейно-правовые, жилищно-правовые, трудовые нормы права;
- o нормы комплексного характера — муниципально-правовые, аграрно-правовые и т.д.
По мере убывания юридической силы правовые нормы подразделяются па международно-правовые нормы, конституционно-правовые нормы, нормы, имеющие силу закона, и нормы, закрепленные в подзаконных актах.
По определенности содержания правовые нормы делятся на нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-декларации, общие нормы и конкретно определенные нормы.
Нормы-принципы закрепляют важные основы и общие положения в определенной сфере правового регулирования или права в целом. Пример нормы такого рода мы находим в ст. 2 ТК РФ, в которой собраны основные принципы трудового законодательства.
Нормы-дефиниции отражают содержание важных правовых понятий, терминологически разъясняют их суть. Такие нормы обычно приводятся в начальных статьях федеральных законов. Так, в ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» изложены определения основных терминов, употребляемых в тексте закона. В их числе приведено понятие «гражданство Российской Федерации», под которым понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Нормы-декларации акцептируют внимание на важных правовых категориях и провозглашают сущностные характеристики правовых и политических явлений. Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы и возводит в обязанность государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Общие нормы закрепляют основополагающие положения, имеющие значение для правильной реализации норм-принципов и норм-деклараций. Например, в ст. 4 ЛК РФ законодатель, перечисляя состав участников лесных отношений, называет среди них Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, граждан и юридических лиц. Тем самым содержание нормы направлено на общее закрепление круга субъектов этих отношений.
С конкретно определенной нормой мы сталкиваемся в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой приводится перечень видов деятельности, подлежащих обязательному государственному лицензированию (т.е. требующих получения разрешения па их осуществление).
По цели воздействия на субъектов права правовые нормы условно можно подразделить на обычные, стимулирующие и ограничительные.
Обычные нормы права устанавливают общие правила поведения. Стимулирующие и ограничительные нормы, отталкиваясь от содержания обычных норм, содержат правовые льготы или ограничения прав участников правоотношений.
Стимулирующие нормы содержатся в различных правовых актах с целью поощрения социально значимой деятельности или в целях поддержки социально незащищенных слоев населения. Так, стимулирующая правовая норма в ст. 395 НК РФ, устанавливая налоговые льготы для землевладельцев, освобождает от уплаты земельного налога религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов и т.д.
В числе ограничительных правовых норм находятся нормы, которые сужают пределы полномочий участников правоотношений, которыми они были наделены в результате действия обычных норм. Так, ст. 56 ЗК РФ излагает случаи ограничения прав на землю; ст. 137 ТК РФ закрепляет ограничения удержаний из заработной платы; ст. 30 ГК РФ допускает возможность ограничения дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.
Определенные непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой они излагаются. Отсылочные содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативного правового акта. Бланкетные нормы делают отсылку к другому нормативному правовому акту в целом или к его части.
По действию во времени правовые нормы делятся на действующие постоянно и нормы, действие которых ограниченно временными границами.