Норматив потребления холодной воды на ОДН
С 01.06.2017 года введены в действие нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – норматив потребления холодной (горячей) воды на СОИ), утверждённые постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 г. № 130-пр (в ред. от 19.05.2017)
Необходимость введения новых нормативов связана с тем, что с
01.01.2017 г. в соответствии со статьями 154 и 156 Жилищного кодекса РФ расходы коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, электрической энергии), используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН), исключаются из коммунального платежа и включаются в состав платы за содержание жилого помещения.
В связи с переводом ОДН из коммунальной в жилищную услугу, изменился порядок расчета норматива, при том, что порядок расчета размера платы не изменился – плата также пропорциональна доле на общее имущество.
Как следует из названия норматив потребления холодной (горячей) воды на СОИ — данный объем ресурса потребляется в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (он является обязательным), утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290.
Соответственно объем ресурса в размере норматива потребления холодной (горячей) воды на СОИ позволяет управляющей организации выполнить Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Поэтому, норматив потребления холодной (горячей) воды на СОИ определяется только расчетным способом. Если ОДН определялся аналоговым (приоритетным) способом, а в случае отсутствия достаточных данных – расчетным способом, то теперь только расчётный способ – исходя из нормативного объема.
Именно эта логика и заложена в часть 9.2. статьи 156 ЖК РФ, согласно которой, после утверждения нормативов коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, плата за коммунальный ресурс на СОИ производится только по нормативу.
В связи с тем, что нормативы, установленные аналоговым способом (исходя из фактического потребления) как правило, выше, чем определенные расчетным способом, нормативы на СОИ для большей части домов, расположенных в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске снизились. Именно в этих населённых пунктах нормативы на ОДН по холодной воде были установлены аналоговым методом для домов с максимальной степенью благоустройства. В Хабаровске аналоговым методом нормативы на ОДН были установлены и по горячей воде.
В настоящее время на территории Хабаровского края нормативы холодной и горячей воды на СОИ в размере 0,0341 куб. метров в месяц на кв. метр общей площади соответствуют средним значениям по стране.
Обязанности по оснащению домов коллективными приборами учета используемых энергетических ресурсов оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки, расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Является ли установка общедомового прибора учета обязательной?
Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261, расчеты за энергетические ресурсы, включая воду(статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.2012.
При этом закон обязывает устанавливать и общедомовые приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды (статья 13 пункт 5 закона).
Если до июля 2012 г. Общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмуться компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон обязывает их (ст.13 п.9) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют»
Кто заплатит за покупку и установку общедомового прибора учета?
Поскольку будущий прибор учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир. По закону об энергосбережении (ст.13,ч.5),который и регулирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а так же ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс (ст.158): «Собственники помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения»
Меры наказания
Как уже говорилось выше, после 1 июля собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.
Ст.13 п.12 закона об «Энергосбережении»: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания”
Что такое начисление на общедомовые нужды СОИ (до 2017 г. ОДН)?
С 01.2017 начисление платы за за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме входят в состав платы за содержание жилого помещения (ст 154 Жилищного Кодекса) и согласно ст 156 ЖК: Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исключение составляют дома на непосредственном управлении и не выбравшие способ управления или дома в которых способ управления не реализован, они оплачивают коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме в составе коммунальных услуг, что регулируется постановлением правительства № 354 (пункт 40).
Начисление за коммунальные ресурсы потребляемые при содержании общего имущества при управлении домом УО, ТСЖ, ЖСК или другим кооперативом производится исходя из площади общего имущества дома Sои (лестничные клетки, лифтовые шахты, колясочные и т.д.) и распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями .
V i одн = Nсои * Sои * Si / Sоб
Данная формула совпадает с вариантом, который установлен постановлением №354 для домов на самоуправлении или не выбравших способ управления при отсутствии в них общедомовых приборов учета,
пример расчета для этого случая можно посмотреть ниже.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов потребляемых при содержании общего имущества в плату за содержание и ремонт их размер рассчитывается по формуле выше исходя из нормативов принятых на 1 ноября 2016 г..
Согласно постановлению №491 от 13.08.2006, пункт 29 (о правилах содержания общего имущества):
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Общедомовое начисление за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с постановлением правительства № 354 от 06.05.2011.
(с 01.2017 только для домов на самоуправлении или не выбравших или не реализовавших способ управления (пункт 40))
Согласно данным правилам: «Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме…»
При наличии общедомового прибора учета, объем услуги на общедомовые нужды рассчитывается как разность показаний домового прибора учета и суммы показаний индивидуальных счетчиков и объемов рассчитанных исходя из нормативов (при отсутствии индивидуального прибора учета).
При отсутствии общедомового прибора учета плата на общедомовые нужды начисляется исходя из установленного норматива на общедомовые нужды.
Пример:
Площадь всех помещений дома, включая помещения(лестницы и т.д) входящие в состав общего имущества
Sд- 1000 м2
Площадь всех жилых и нежилых помещений дома(квартиры,офисы)
Sоб — 900 м2
Ваша квартира площадью Si — 90 м2
Площадь общего имущества(лестницы и т.д.) Sои — это разница между площадью дома Sд и суммой квартир и офисов Sоб.
Sои = Sд-Sоб = 1000-900 = 100 м2
Тариф на горячую воду Т — 100 руб/м3
если в доме есть общий прибор учета
За горячую воду по общедомовому счетчику в текущем месяце потребление Vд составило 500 м3
Суммарный объем показаний индивидуальных счетчиков в текущем месяце Vинд составил 490 м3
Таким образом, на общедомовые нужды приходится объем Vодн = Vд-Vинд = 500-490 = 10 м3
Теперь его надо поделить на все квартиры.
Объем ОДН приходящийся на i-ю квартиру считается как: V i одн = Vодн * Si / Sоб
В нашем примере на квартиру площадью 90 м2 получится V i одн = 10 * 90 / 900 = 1 м3
Итоговая сумма ОДН для данной квартиры получится V i одн * T = 1 * 100 = 100 руб.
если в доме НЕТ общего прибора учета
При отсутствии общедомового прибора учета, объем ОДН приходящийся на i-ю квартиру считается исходя из норматива Nодн:
V i одн = Nодн * Sои * Si / Sоб
Если норматив потребления на общедомовые нужды — 0.17 м3 / м2 в месяц,
то объем ОДН приходящийся на вашу квартиру получится следующий:
V i одн = 0.17 * 100 * 90 / 900 = 1.7 м3
Итоговая сумма ОДН для данной квартиры получится V i одн * T = 1.7 * 100 = 170 руб.
Внимание!
В данном примере приведены произвольные числовые значения не соответствующие реальным данным,
они используются исключительно для математического удобства и наглядности.
Всего в Василеостровском районе 1221 многоквартирных домов (далее — МКД), 70% которых расположены в исторической части застройки района.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющих организаций — 982, из них имеющие собственность СПб — 962, без собственности СПб — 11, Минобороны — 4, прочие ведомства — 5, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ТСЖ, ЖСК, ЖК — 216, из них, имеющие собственность СПб — 60, без собственности СПб — 156, многоквартирные дома при непосредственном управлении собственниками помещений — 1. Специализированный жилищный фонд — 22.
Теплоснабжение района осуществляется от теплоэлектроцентрали ТЭЦ-7 филиала «Невский» ОАО «ТГК-1», установленной мощностью 1213Гкал/час, 3-х котельных ГУП «ТЭК СПб», установленной мощностью 15 Гкал и 12 ведомственных котельных, установленной мощностью 126 Гкал, в среднем отпуск тепловой энергии составляет 935 Гкал, что достаточно для нужд района без учёта строительства перспективной застройки на намывных территориях.
От ТЭЦ-7 отходят две тепловых магистрали: «Наличная» в сторону западной части Васильевского острова и «Восточная» в сторону исторической части Васильевского острова. От распределительной сети тепломагистралей осуществляется теплоснабжение более 90% потребителей района. К теплоэлектроцентрали, через тепловые сети ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» подключено 1494 зданий из них 1160 жилых.
С момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в прокуратуре Василеостровского района резко возросло количество обращений граждан, несогласных с начисленной управляющими компаниями платой за коммунальные услуги, особенно платой за отопление на индивидуальные и общедомовые нужды.
Порядок предоставления гражданам коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении № 2 к Правилам. В соответствии с данным постановлением в счетах-извещениях на оплату коммунальных услуг появилась строка — оплата на общедомовые нужды, в том числе холодное водоснабжение, водоотведение и отопление.
Согласно пунктам 44-48 указанного постановления расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета.
Показания общедомовых приборов учета снимаются ежемесячно с 21-ого числа предыдущего месяца по 20-ое число текущего месяца. Снятие показаний производится специализированной организацией автоматизированным способом.
Расчеты производятся в соответствии с формулами указанными в Приложении №2 к постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (раздел 1- для индивидуального потребления и раздел 3 -для общедомовых нужд).
Расчет потребления отопления:
1.на квартиру
Рот= Vод/Sоб*Sкв*Т, где
Vод -показания прибора учета
Sоб- общая площадь жилых, нежилых и общего имущества
Sкв — площадь квартиры
T -тариф, установленный Комитетом по тарифам
2.на общедомовые нужды
Рот о/д=(Vод*(1-Sжил+неж/Sоб)*Sкв*Т)/Sжил+неж
Sжил+неж — площадь жилых, нежилых помещений
При отсутствии общедомовых приборов учета, расчеты производятся по нормативам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга №250-р от 22.08.12г.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, с 01.09.2012 года изменены тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга:
• Распоряжение №497-р от 29.11.2011г — изменены тарифы на отопление и горячую воду.
• Распоряжение №374-р от 20.12.2011 — изменены тарифы на холодную воду.
• Распоряжение №434-р от 14.12.2011 — изменены тарифы на электроснабжение.
• Распоряжение №426-р от 14.12.2011 — изменены тарифы на природный газ.
• Распоряжение №235-р от 15.08.2012 — изменены тарифы за содержание и ремонт жилого помещения.
• Распоряжение №250-р от 22.08.2012 — изменены нормативы потребления коммунальных услуг.
Существенным отличием новых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению являются:
1. Распределение годового объема полезного отпуска тепловой энергии по отоплению только на период отопительного сезона (8 месяцев), а не на 12 месяцев.
2. Плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Это касается каждого из видов потребляемых коммунальных ресурсов.
Независимо от наличия или отсутствия у потребителя коммунальных услуг индивидуального прибора учета оплата за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды рассчитывается пропорционально площади занимаемых помещений.
При наличии общедомовых приборов учета разница между их показаниями и суммой объемов индивидуального потребления (по счетчикам и нормативу) во всех жилых помещениях делиться на всех потребителей.
При отсутствии общедомовых приборов учета коммунальная услуга рассчитывается по нормативам потребления пропорционально занимаемого помещения.
Расчет величин нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению выполнен Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на основании данных об общей площади многоквартирных и жилых домов, в том числе о площади жилых помещений и нежилых помещений, и площади помещений входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с технико-экономическими паспортами многоквартирных и жилых домов (без учета площади чердаков и подвалов).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчет размера платы услуги «Электроснабжение на общедомовые нужды» включает в себя расход электроэнергии (дневной, ночной) за исключением электроэнергии потребленной на общую площадь дома и умноженной на действующий тариф по электроэнергии. Полученный тариф умножается на общую площадь квартиры.
Во всех управляющих компаниях специалистами Государственной Жилищной инспекции, Управления Роспотребнадзора и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга проверена правильность расчётов в счетах-квитанциях, выставляемых гражданам, на основании показаний общедомовых приборов учета и соответствия тарифов на жилищные и коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг Правилам. Нарушений в части произведения математических расчётов бухгалтериями управляющих компаний, не выявлено.
В ходе проверки установлено, что в Василеостровском районе 222 МКД имеют 499 МКД, присоединённых к ним посредством внутриквартальных наружных сетей, так называемая «сцепка». Управляющими компаниями ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» и ООО «ЖКС №2 Василеостровского района» для обеспечения теплоснабжения данных МКД заключены договоры с ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», в которых указаны в качестве абонента — МКД с индивидуальными тепловыми пунктами, от которых получают теплоснабжение одновременно два и более МКД в качестве субабонента.
В указанные дома с октября 2012г. начисление платы за теплоснабжение осуществлялось неправильно с использованием показаний прибора учёта тепловой энергии, установленного на несколько домов.
В соответствии с п.2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета — средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД. В случае, если общедомовой прибор учета определяет объём коммунальных ресурсов, поданных одновременно в два и более МКД, то плата за коммунальные услуги, предоставленные в такие дома, рассчитывается, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Сведения о наличии общедомового прибора учета в таких МКД должны исключаться из базы данных СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на основании информации, предоставленной управляющей организацией.
В указанных домах прибор учета теплоснабжения был исключен из базы расчётов только в декабре, что вызвало двойное начисление за теплоснабжение в квитанциях за январь 2013г. В дальнейшем начисления будут производиться по нормативам, установленным Распоряжением Комитета по тарифам СПб №250-р от 22.08.2012г.
В ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» и ООО «ЖКС №2 Василеостровского района» выявлены факты неправильного исчисления размера общих площадей жилых и нежилых помещений, площадей помещений общего имущества дома. Управляющие компании направили в СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» письмо с просьбой произвести перерасчёт за сентябрь — декабрь 2012г. в связи с корректировкой площадей. Перерасчёт до настоящего времени СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» не произведён.
Также в ходе проверки в ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» выявлены МКД, технические паспорта на которые составлялись в 1960-1970г.г. и не содержат сведений о площадях помещений общего имущества дома. Необходима ревизия всех технических паспортов МКД с целью установления достоверности исчисления площадей МКД.
В ходе проведения проверки в управляющих компаниях были затребованы договоры теплоснабжения (в горячей воде), заключенные с ОАО «ТГК №1». В соответствии с п.2.3., 2.4. договора энергоснабжающая организация (ОАО «ТГК №1») обязуется поддерживать температуру сетевой воды на коллекторе источника теплоты в соответствии с прогнозируемыми средними значениями температуры наружного воздуха. То есть количество отпускаемой Абоненту (управляющей компании) тепловой энергии устанавливается в зависимости от температуры наружного воздуха. График регулирования отпуска тепла от ТЭЦ-7, обслуживающей Василеостровский район, на отопительный сезон 2012-2013г.г. устанавливает конкретную температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурой наружного воздуха. Например, при температуре наружного воздуха -1о температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна равняться 80о.
В ходе проверки от управляющих компаний затребованы месячные отчёты температуры сетевой воды в подающем трубопроводе, которая идёт на отопление МКД. Установлено, что в течение всего отопительного сезона 2012-2013г.г. температура поставляемого теплоносителя необоснованно завышена, не соответствует температуре наружного воздуха, что влечёт незаконное увеличение начислений гражданам за отопление и, соответственно, рост прибылей энергоснабжающей компании. Например, 31.12.2012г. — 05.01.2012г. температура наружного воздуха составляла 0о -1о. При таких погодных условиях температура сетевой воды в подающем трубопроводе не должна превышать 77о, однако, вода подавалась с температурой 92о-93о, т.е. завышение температуры теплоносителя составило 16о.
За проверяемый период 21.12.2012г. по 22.01.2013г. практически по всем домам района температура поставляемого ТЭЦ-7 теплоносителя составила 92о-93о, что не соответствовало температуре наружного воздуха.
Таким образом, в деятельности ОАО «ТГК №1» имеются нарушения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Учитывая актуальность проблемы, в целях ликвидации очага социальной напряженности, восстановления нарушенных прав граждан прокуратурой будут приняты все меры для устранения нарушений законодательства.