Независимая трассологическая экспертиза
В данной статье трасология раскрывается с точки зрения ее рассмотрения в качестве значимого элемента криминалистической техники, дается ее понятие, задачи, цели, система и объект исследования. В статье также дается классификации главного объекта изучения трасологии — следов.
Ключевые слова: след, трасология, криминалистика, исследование.
Каждое преступное деяние вызывает материальные изменения в окружающей обстановке, оставляет определенные следы, которые несут криминалистическую информацию о преступлении. Изучение теоретических основ и закономерностей возникновения этих следов, необходимость разработки средств и методов обнаружения, фиксации и исследования таких следов обусловили возникновение и развитие самостоятельной отрасли криминалистической техники — трасологии (от франц. trace — след; греческ. logos — ученье; буквально — учение о следах).
Так, под трасологией в современной криминалистике понимают отрасль криминалистической техники, разрабатывающей научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации следообразующих объектов и установления иных обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и правильного разрешения уголовного дела .
Также как и любая наука, трасология имеет свою систему, а также цели, задачи и принципы.
Согласно системе, получившей наибольшее распространение, трасология как отрасль криминалистической техники включает в себя: общие положения трасологии, исследование следов человека (антропоскопия), исследование следов орудий и инструментов (механоскопия), транспортную трасологию, исследование следов животных, исследование иных трасологических следов и объектов, микротрасологию.
Целями трасологии являються: идентификация объекта по его следам, механизм следообразования и установление принадлежности объекта по обнаруженным следам. Однако, если рассматривать трасологию как отрасль криминалистической техники, то перечень задач у данной науки будет гораздо шире: разработка основ использования трасологических следов для расследования преступлений, разработка технических средств обнаружения следов, разработка методов предупреждения преступлений, разработка средств для исследования следов преступления.
Задачи в трасологии традиционно делят на идентификационные и диагностические. Идентификационные решают проблему идентификации человека и предметов по оставленным ими следам; установление групповой (видовой) принадлежности объектов (инструмента, автомашины и ее отдельных частей и др.). Диагностические же занимаются решением диагностических задач (определение роста, пола, возраста, каких-либо физических дефектов, профессиональных и иных навыков лиц, оставивших следы; установление механизма следообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого события). Различия между данными задачами, которые ставит перед собой отрасль криминалистической техники в том, что диагностика занимается процессом распознавания определенных свойств объекта, а идентификация устанавливает тождество объекта .
Объектом исследования трасологии являются следы.
В криминалистике обычно следы делятся на три группы:
1) Следы-отображения
2) Следы-предметы
3) Следы-вещества
Следы-отображения и есть следы в узком смысле слова. Под следами-отображениями понимают такие следы, которые отображают признаки оставившего их объекта и механизм их образования (отпечаток руки, след взлома, следы крови и т. д.).
Следы-предметы также отображают признаки объекта. К таким объектам могут относиться замки, части предметов и т. п.
Следы-вещества в трасологии играют второстепенную роль, они зачастую выступают в качестве основы для установления механизма их образования, групповых и других признаков .
Вне зависимости от группы, к которой относится след, он всегда образуется в результате взаимодействия поверхностей двух объектов. В связи с этим каждый из этих объектов может быть следообразующим или следовоспринимающим. Так, например, подушечка пальца с папиллярным узором будет являться следообразующим объектом, который оставит отпечаток на поверхности, которая является объектом следовоспринимающим. Согласно одному и принципов трасологии, и следообразующий и следовоспринимающий объект способен меняться при взаимодействии друг с другом. Это обусловлено особенностями рельефа поверхности и многими другими. Так, теоретические положения трасологии конкретизируют изменения, происходящие при взаимодействии двух материальных объектов: идеально гладких поверхностей не существует, так как все предметы имеют макро- и микрорельеф, а взаимодействие объектов и есть следовой контакт. Также изменение отпечатка пальца на поверхности зависит от величины механической силы, её направлением и траекторией движения.
При исследовании следов необходимо осуществляет работу в соответствии с определенной схемой. Она включает в себя несколько последовательно выполняемых пунктов, а именно обнаружение, закрепление, изъятие, сохранение и исследование следов. Все перечисленные действия необходимо осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически оформлять соответствующими актами, а изъятые следы необходимо должным образом маркировать и помещать на хранение. Результаты же трасологической исследования отражаются в заключении эксперта. На прилагаемой к нему фототаблице помещаются фотоснимки общего вида исследуемых объектов и снимки, иллюстрирующие совпадение идентификационных признаков .
Подводя итог, можно сказать, что трасология играет огромную роль в криминалистике, ведь она занимается установлением по следам объекта, а также механизма образования следов позволяет получить сведения о субъекте, о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства; позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.
Литература:
1. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000. — 990 с.
2. Агафонов В. В. Криминалистика: Вопросы и ответы. М.: ИНФРА-М, 2002. С.40. Яблоков Н. П. Криминалистика. Учебник. М., 2003. — 120 c.
3. Андреев А. А. К вопросу о значении следов в криминалистике // БИТ. 2017. № 3. — С. 24–26.
Правовая база для производства судебной автотехнической экспертизы
Обязанности и права судебного эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно). В ст. 25 федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года регламентировано содержание экспертного заключения.
Внесудебное исследование специалиста
В случае, если требуется провести автотехническое исследование в досудебном порядке, основанием для его проведения является договор с Заказчиком. Результаты работы эксперта оформляются уже не в виде заключения эксперта, а в виде внесудебного исследования специалиста. Специалист приступает к работе после получения 100% предоплаты по договору, который может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно посещать офис нашей компании, в этом случае возможна пересылка всех документов, в том числе внесудебного исследования специалиста услугами почтовых операторов (Major, CDEK, Dimex), что займет не более 2-4 рабочих дней.
Судебная экспертиза
Судебная экспертиза назначается определением суда. Для назначения экспертизы в нашей компании необходимо заявить ходатайство о назначении экспертизы и предоставить суду информационное письмо от экспертной организации о возможности проведения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и сроки проведения экспертизы, а также кандидатуры эксперта с указанием образования и его опыта работы.
Письмо подписывается руководителем организации и заверяется печатью.
Срок подготовки письма, по заявке клиента составляет 1 рабочий день, направляется заявителю в виде скан-копии по электронной почте. В случае необходимости оригинал письма с синей печатью можно забрать в офисе нашей компании. Как правило, в суде достаточно копии информационного письма, оригинал и приложения документов на эксперта можно донести позже, после назначения кандидатуры судом.
Отзыв на заключение эксперта
Отзыв необходим в случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной судебной экспертизы или внесудебного исследования специалиста, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на выполнение отзыва точно такие же, как и на внесудебное исследование специалиста.
Письменная консультация эксперта (справка)
Следует отметить, что справка не является заключением, носит информационный характер и содержит ответы на вопросы, не требующие полного исследования, однако позволяющие оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы. Порядок и условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование
Получение бесплатной предварительной консультации эксперта
Мы готовы ответить на любые ваши вопросы, о проведении судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения, совместно поставить правильные формулировки вопросов эксперту, сообщить о возможности проведения того или иного исследования и многое другое.
Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки, либо отправить нам запрос на e-mail: info@ocenkaprav.ru , где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.
Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.
Скрыть текст
cтоимость экспертизы
от 7 500
Заказать
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
4.5 / 5 ( 4 голоса )
Независимая трасологическая экспертиза — это исследования, которые позволяют дать оценку и изучить следы и повреждения на транспортном средстве на месте, где совершено ДТП. Проведение экспертиз показывает, что те, кто работают в ГИБДД и органах дознания, судьи и дознаватели, а еще разных экспертных органах, которые занимаются изучением следов ДТП, не всегда обнаруживают и адекватно оценивают данные следы и правильно описывают ситуацию.
Трасологическая, независимая экспертиза производит исследование следов контакта на автомашине и месте, где произошло происшествие – с другим транспортным средством, зданием, сооружением и так далее, восстанавливает механизм ДТП. Следы контакта являются самыми важными источниками информации о причинах ДТП, по ним есть возможность воссоздать процесс взаимодействия автомобиля с иным транспортным средством или другим препятствием и установить его механизм.
Задачи транспортно-трасологического исследования:
- определить механизм сближения транспортного средства;
- установить механизм взаимодействия транспорта при столкновении;
- найти механизм перемещения транспортного средства после того, как произошло столкновение
- отыскать механизм разбития частей и конструкций транспортного средства.
Услуги, которые наддаются компанией «Лаборатория экспертных исследований»:
- экспертиза автотехническая ДТП;
- экспертиза независимая после ДТП;
- оценивается ущерб от ДТП;
- судебная автотехническая экспертиза;
- оценивается рыночная стоимость автомашины;
- экспертиза лакокрасочного покрытия автомобиля;
- экспертиза трасологическая;
- рассчитывается утрата товарной стоимости;
- оценка для нотариуса;
- бесплатная юридическая консультация;
- представительство в суде.
Цели трасологической экспертизы автомашины:
- если имеется необходимость определить причину и последствий ДТП.
- если возникает спор при установлении виновности или невиновности в ДТП.
- если страховая компания отказывается выплачивать по страховке ОСАГО или КАСКО, мотивируя отказ тем, что повреждения на автомашине не имеют отношения к показанному ДТП и в соответствии с этим — это не страховое событие.
- если противозаконно и без всяких оснований предъявляют обвинение в ДТП, которое не совершалось.
Страховые компании имеют основную цель, которая заключается в том, чтобы сохранить денежные средства. Поэтому, они частично или совершенно дают отказ по выплате страховой компенсации, потому что мотивируют это тем, что имеющиеся в наличии повреждения на автомашине не имеют отношения к заявленному происшествию.
В данной ситуации, даже если в информации об оценке убытка автомашины содержатся показанные повреждения и имеется отметка, которую сделал эксперт-оценщик о том, что они имеют отношение к этому дорожному транспортному происшествию, их могут не оплатить страховой компанией.
Как поступать в этой ситуации? Произвести независимую трасологическую экспертизу и подать иск в суд.
Помимо этого, осуществление данной экспертизы автомашины сможет помочь при условии, если ответчик начинает оспаривать те или другие повреждения в процессе судебного разбирательства о взимании убытка и требует исключить их из отчета, который оценивает аварию. В этом случае выносится решение о том, чтобы назначить трасологическую экспертизу другим учреждением, специалистов которого предупреждают о криминальной ответственности за заведомо неверные свидетельства.
Отдельные вопросы, на которые может ответить трасологическая экспертиза:
- установление механизма ДТП;
- определение механизма взаимодействия транспортного средства при столкновении с иным транспортным средством или пешеходом;
- определение механизма наезда на пешехода и неподвижное препятствие;
- определение взаимного местоположения транспортного средства относительно предела и осевой линии проезжей части дороги;
- определение угла взаимного местоположения транспортного средства и направленности удара во время столкновения с пешеходом или иным транспортным средством;
- определение факта движения или стояния транспортного средства во время столкновения при первичном контакте с пешеходом;
- определение координат участка столкновения транспортного средства или участка наезда на пешехода;
- установление по характеру повреждения транспортного средства, места, где находился потерпевший, в салоне, кабине транспортного средства при столкновении;
- определение части транспортного средства, которой были причинены повреждения от потерпевшего пешехода;
- определение частей транспортного средства, которые контактировали между собой в первый момент столкновения;
- определение взаимного расположения человека и элементов транспортного средства во время дорожного транспортного происшествия;
- могли ли эти повреждения транспортного средства, получены в данном ДТП?
- был ли контакт между представленными транспортными средствами в ходе разбираемого происшествия?
- той или иной частью, и под каким углом произошел контакт транспортного средства в течение происшествия?
- как были расположены транспортные средства относительно друг к другу и относительно части дороги в момент, когда произошел первичный контакт, и в процессе развития дорожного транспортного происшествия?
- какой механизм передвижения транспортного средства во время дорожного транспортного происшествия?
- какое транспортное средство — грузовое, легковое или гусеничное нанесло следы?
- какая модель шины оставила след и ее конфигурация?
- имеются ли повреждения на обследуемом колесе?
- какая часть автомашины оставила след — бампер, колесо или кузов?
- как образовались обнаруженные дефекты — от удара, трения или скольжения?
- возможно ли, что дефекты колеса привели к тому, что возникло дорожно-транспортное происшествие?
- какая автомашина двигалась быстрее при столкновении?
- каковой характер и локальность повреждений?
Независимая трасологическая экспертиза позволяет найти решение в споре со страховыми компаниями, сотрудниками ГИБДД, или иным участником дорожного транспортного происшествия в досудебном разбирательстве. Решение специалиста можно предъявить в суд и использовать как доказательство. Цена проведения данной экспертизы договорная и находится в зависимости от сложности процесса и количества вопросов, которые поставлены специалисту. Срок проведения экспертизы составляет 1 — 10 дней.
Цены
Вид экспертизы | Стоимость экспертизы |
---|---|
Транспортно-трасологическая экспертиза | от 7 500 |
Цена трасологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно. |