Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Несчастный случай определение в законодательстве

27.07.2020 by admin

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Субъекты страхования:

— застрахованный — физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

— страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

— страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

— обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

— обязательных страховых взносов страхователей;

— взыскиваемых штрафов и пени;

— капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 445-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые устанавливаются страхователям в соответствии классом профессионального риска осуществляемого ими основного вида экономической деятельности.

Основной вид деятельности страхователя — юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Отнесение вида экономической деятельности к классу профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, который определяется как отношение общей суммы расходов на обеспечение по страхованию в истекшем календарном году, к сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц за истекший календарный год, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с пунктом 2 приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) (далее – ОКВЭД) с 1 января 2017 года подлежит замене на Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее – ОКВЭД2).

В связи с изложенным, начиная с 01.01.2017 года, отнесение страхователей – юридических лиц, зарегистрированных в территориальных органах Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к основному виду экономической деятельности производится согласно заявленному страхователем при государственной регистрации коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, а страхователя — физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — коду по ОКВЭД2 основного вида экономической деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 30.12.2016 г. № 851н. В Классификации, сформированной на основе кодов по ОКВЭД2, виды экономической деятельности распределены по 32 классам профессионального риска.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 г. № 524.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 г. № 39н) .

Скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются страховщиком в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается. При наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю устанавливается надбавка с учетом количества погибших.

Скидка или надбавка устанавливается если все основные показатели страхователя меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Значения основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года.

Индивидуализация размеров страховых тарифов производится за счет установления дифференцированного страхового тарифа структурным подразделениям предприятий, осуществляющим виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности, осуществляемого предприятием в целом и при условии соблюдения требований пункта 7 приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 55.

Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами — страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.12.2019г. № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Фонд в пределах бюджетных ассигнований вправе принимать в 2020 году решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями
и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения
ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждены Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н) «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

б) страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности):

— единовременной страховой выплаты;

— ежемесячных страховых выплат;

г) оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 1 января 2020 года – 309 135,44 руб. (77 283,86 руб. х 4), с 1 февраля 2020 года — 318 409,52 руб. (79 602,38 руб. х 4).

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В 2020 году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной с 1 января 2020 года – 100 512,29 рублей, с 1 февраля 2020 года — 103 527,66 рублей. Максимальный размер единовременной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.

Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи с трудовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 229 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 229 ТК РФ

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Об особенностях формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан), см. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.

Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160

Обязанности работодателя по расследованию возникают в связи с несчастными случаями, произошедшими с лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (работники, практиканты, ученики, лица, выполняющие общественно-полезные работы и др.) при исполнении ими трудовых обязанностей или какой-либо работы по поручению или в интересах работодателя.

К несчастным случаям относятся события, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

— в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы;

— при следовании к месту работы или с работы, к месту служебной командировки и обратно;

— во время служебных поездок (разъездов);

— при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;

— при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха.

Для расследования несчастного случая работодатель должен незамедлительно создать комиссию не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

— специалист по охране труда,

— представители работодателя,

— представители профсоюза или иного представительного органа работников,

— государственный инспектор труда, представители государственного органа власти (области, края, республики и т.д.) или органа местного самоуправления, территориального объединения организаций профсоюзов, территориального органа Фонда социального страхования РФ (по несчастным случая с тяжелыми повреждениями здоровья либо смертью),

— представитель территориального органа Ростехнадзора (по несчастным случаям на объектах использования атомной энергии),

— представитель Роструда (при групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более).

Пострадавший (его представитель) имеет право на участие в расследовании.

Расследование несчастного случая с легкими повреждениями здоровья проводится комиссией в течение 3 дней, с тяжелыми повреждениями здоровья или со смертельным исходом — 15 дней. Несчастный случай, в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии не более чем на 15 дней. Если завершить расследование в установленные сроки невозможно в связи с рассмотрения дела в экспертных организациях, правоохранительных органах, суде, то решение о продлении срока принимается по согласованию с этими организациями (органами).

Комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает проведение необходимых действий (технические расчеты, лабораторные исследования, испытания; фотографирование, видеосъемку, составление схем места происшествия; предоставление транспорта, помещений, средств связи, спецодежды и др.).

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, виновных лиц, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Как несчастные случаи, не связанные с производством, могут квалифицироваться, например:

— смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная медицинской организацией, органами следствия или судом;

— смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего;

— несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим преступления.

Если при расследовании несчастного случая установлено, что грубая неосторожность работника содействовала возникновению или увеличению вреда его здоровью, то комиссия устанавливает степень вины работника в процентах.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве. В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны виновные лица и (при наличии) степень вины работника в процентах. Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью.

В трехдневный срок после завершения расследования работодатель обязан направить экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования:

— пострадавшим (их представителям, а в случае смерти — родственникам по их требованию);

— в территориальное подразделение Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) по месту регистрации работодателя;

— работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай (если случай произошел не по месту нахождения работодателя);

— по групповому или тяжелому или со смертельным исходом несчастному случаю на производстве:

∙ в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая (если случай произошел на находящемся в плавании судне — по месту регистрации судна),

∙ в территориальную государственную инспекцию труда и Роструд,

∙ в территориальное подразделение государственного органа РФ, который контролирует соответствующую сферу деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

∙ территориальное объединение соответствующих профсоюзов.

Один экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем.

Работник, его представитель, иное доверенное лицо в случае сокрытия работодателем несчастного случая, несогласия с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, нарушении порядка расследования вправе обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс).

Правовое обоснование

В соответствие с частью 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно статье 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Если иное не предусмотрено Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Согласно статье 229.2. ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Материалы расследования несчастного случая включают:

приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;

документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:

смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;

смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;

несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах.

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ковалевский, Сергей Михайлович, 2003 год

1. А.Н.Аверьянов. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., «Политиздат», 1985.

2. С.С.Алексеев Структура советского права -.М, 1975.

3. С.С.Алексеев Теория права М., 1994.

4. В.С.Андреев Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы). М., 1971.

5. В.С.Андреев. Право социального обеспечения в СССР. Издание второе, дополненное и переработанное М., 1987.

7. К. Анненков. Система русского гражданского права. Том 1 Спб,1894.

8. Е.И.Астрахан. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения по советскому трудовому праву. Учёные записки ВИЮН, выпуск 14. М., 1962.

9. Е.И.Астрахан. Принципы пенсионного обеспечения по рабочих и служащих. М., Юрид. лит., 1961.

10. А.Бабич, Е.Егоров, Е.Жильцов. Социальное страхование в России и за рубежом М., 1998.

11. Ю Барон. Система римского гражданского права. Выпуск 1. Книга I. Общая часть. 3-е изд. СПб, 1919.

12. Ю Барон. Система римского гражданского права. Выпуск 3. Книга IV. Обязательственное право. 3-е изд.- М., СПб, 1910.

13. К.С.Батыгин. Администрация и социальное страхование. М., Юрид. лит., 1982.

14. К.С.Батыгин. Ответственность по законодательству о социальном страховании. М., 1974.

15. К.С.Батыгин. Правоотношения по социальному страхованию // Сов. гос-во и право, 1972, №11.

17. В. К. Белов. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц М., 1999.

18. Г. Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования -М., 1994.

19. З.С.Богатыренко. Международная организация труда и основные направления её нормотворческой деятельности // Труд за рубежом. 1998, №3.

20. В.В.Бойко Социально-защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб, 1999.

21. И.В.Большакова Дифференцированность тарифов страховых взносов. Журнал «Социальный мир», №2, 2001.

22. М.И.Брагинский Договор страхования. М., 2000.

23. С.Н.Братусь. Курс гражданского права. Субъекты гражданского права. М., 1950.

24. М.О.Буянова Социальное обслуживание граждан в условиях рыночной экономики. М., 2001.

25. Н. А. Вигдорчик. Социальное страхование М., 1912.

26. H.A. Вигдорчик. Социальное страхование. Систематическое изложение истории организации и практики всех форм социального страхования СПб, 1912.

27. Н.А.Вигдорчик Страхование на случай болезни в России Спб,1911.

28. Л.Д. Воеводин «Юридический статус личности в России». М.,1997.

29. В.П.Галаганов. Российское право социального обеспечения: проблемы и перспективы развития // Гос. и право, 1992, №12.

31. Л.Я.Гинцбург. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., Изд-во АН СССР, 1958.

32. Глянцев В. Закон об обязательном социальном страховании как его применять // Российская юстиция, №3, 2000.

33. Е. Годэмэ. Теория обязательств -., 1948.

34. В.И.Гойман. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. гос и право, 1991, №12.

35. Гражданское право. Часть 2 / Под редакцией Ю.К. Толстого и А.П.Сергеева М., 1997.

36. В.Г.Графский, Н.Н.Ефремова, В.И.Карпец и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М, 1995.

37. Ж.-В. Груа Принципы и адекватность социального обеспечения. // Опубликовано в выпуске издания бюро МОТ в Москве — К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М., 2001.

38. И.В.Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. Минск, 1982.

39. В.М.Догадов. Социальное страхование Л., 1924.

40. Данилова E.H. Обеспечение увечных в порядке социального страхования. М., Вопросы труда, 1927.

41. Долженкова Г. Д. Правовое регулирование социального обеспечения осуждённых // Журнал российского права №1, 2002.

42. Дрокин О.Г., Игнатенко A.A., Изотова С. В., Мовчан С. Н., Невменова Н. С. Некоммерческие организации и фонды -М., 1997.

43. В.Н.Дубровский «О подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Журнал «Социальный мир», № 4, 2001.

44. В.Дурденевский. Лекции по праву социальной культуры. М.,Л., Госиздат, 1929.

45. Европейский суд по правам человека, избранные решения. Том 1 М» 2000.

46. Емельянов А. О понятии обязательного страхования // Хозяйство и право, 1997, № 12.

47. Ефимов P.C. Возмещение работнику вреда, причинённого при исполнении трудовых обязанностей как институт социального страхования // Юридические записки ЯрГУ им. Демидова, 1997.

48. Л.Н.Завадская. Механизм реализации права. М., Наука, 1992.

49. А.Д.Зайкин. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М.,1974.

50. М.Л.Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России -М., 2001.

51. Т.А.Зыкина. Социальная политика России в период социально-экономических преобразований и её взаимосвязь с основными целями социального страхования // Материалы всероссийской научной конференции «Российское трудовое право на рубеже» ч. 2, Спб, 2001.

52. Т.В. Иванкина. Правовое регулирование распределения общественных фондов потребления Л., 1979.

53. A.A. Иванов Брагинский М.И. Договор страхования / Правоведение, 2001, №6.

54. Р.И. Иванова Правоотношения по социальному обеспечению СССР. М» 1986.

55. Д.А. Керимов Философские проблемы права М. 1973.

56. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России -М» 1995.

57. Н.В. Козлова. Некоммерческие организации. Благотворительность или предпринимательство //Законодательство, № 1, 1998.

58. Комментарий к ГК РФ, части первой/ Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю., Мозолина В.П. М, 1996.

59. Комментарий к ГК РФ, части первой / Под ред. О.Н.Садикова -М,1997

60. Комментарий к Кодексу Законов о труде РФ по состоянию на 1 июля 1996 года / под ред. К.Н. Гусова М, «ПОСТ-ФАКТУМ», 1996 год.

61. Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. Ю. А. Тихомирова М., 1998 г.

62. Конституции государств Европейского Союза. Под ред. Л. А. Окунькова-М., 1997.

63. Ю.Н.Коршунов. Комментарий к новому порядку возмещения вреда, причинённого трудовым увечьем. М.,2001.

65. М.А.Краснов. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Гос. и право, 1993, №6.

66. В.Д.Кузятин. Возмещение вреда по гражданскому кодексу и социальное страхование М., 1925.

67. Курс российского трудового права / под ред. Е.Б.Хохлова. Т.1. Спб., 1996.

68. М.И.Лепихов Право и социальная защита населения (социальное право). М.Былина, 2000.

69. М.В.Лушникова. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика механизма социального партнёрства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 1997.

70. М.В.Лушников,А.М.Лушников,Н.Н.Тарусин Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001.

71. Н.С.Малеин. О социальной защищённости личности в правовом государстве // Сов. гос. и право, 1990, №6.

72. Н.Р.Маматказин. Доктрина права социального обеспечения о понятии правоотношения в социальном обеспечении. Пермь, 2000.

74. Е.Е.Мачульская, Ж.А.Горбачева. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2000.

75. Е.Е.Мачульская. Право социального обеспечения. Перспективы развития., М., 2001.

76. Е.Е.Мачульская Практикум по праву социального обеспечения. М., 2001.

77. А.Ю.Медведев. Сущность и проблемы новой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве // Правоведение, №2, 2000 .

78. А. Мендра. Основы социологии М., 2000. С. 168).

79. Т.К.Миронова. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы //Гос. и право, 1995, №2.

80. Т.К.Миронова. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997.

81. А.В.Мицкевич. Субъекты советского права. М., Госюриздат,1962.

82. В.П.Могила. Предупреждение производственных травм на автотранспортных предприятиях. М, Транспорт, 1983.

83. Моисеева Т.Н. Злоупотребление правом в сфере государственного социального страхования // Арбитражная практика, № 7, 2002.

84. А. Мюллер. Рабочие секретариаты и страхование рабочих в Германии-М., 1907.

85. Бар. А. М. Нолькен. Закон о страховании рабочих. Практическое руководство СПб, 1913.

86. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. 1990.

87. Основы страховой деятельности. Учебник // отв. Ред. Проф. Т.А.Фёдорова. М., Издательство БЕК,1999.

88. А.В.Островерхов «Единый социальный налог и организация санаторно-курортного обслуживания населения Росиии на рубеже XXI века». Журнал «Социальный мир», № 1, 2001.

89. В.Г.Павлюченко «Формирование нового облика системы социального страхования в России». Журнал «Социальный мир», № 7, 2001.

90. А.С.Пашков, В.Г.Ротань. Социальная политика и трудовое право.М., Юрид. Лит., 1986.

91. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под общей ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина СПб, 1998.

92. Пенсионная реформа / под ред. Председателя правления ПФР М.Ю.Зурабова. С.69,71.

94. К. Победоносцев. Курс гражданского права. Часть 3 СПб, 1896.

95. И.А.Покровский. Основные проблемы гражданского права.М., Статут, 1998.

96. С.В.Поленина. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Гос. и право, 1999, №9.

98. Право социального обепсечения: учебное пособие // под ред. К.Н.Гусова. М., 1999.

99. Проблемы общей теории государства и права // под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М, Инфра-М, 1999.

100. В.Н.Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. М., 1999.

101. А.М.Прудинский Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Спб, 1997 г.

102. В. К. Райхер. Общественно-исторические типы страхования М.,1948.

103. А. В. Репенак. Страхование рабочих от несчастных случаев в Германии -М., 1911.

104. Решетняк Р.Н. Общая характеристика Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» // Правоведение, 1999, №4.

105. В.Д.Роик. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве опыт западных стран // Человек и труд, 1993, №2.

107. В.Д.Роик. Защита от профессиональных рисков // Человек и труд, 1995, №2.

108. В.Д.Роик. Перспективы развития социального страхования в России и становления гражданского общества // Журнал «Социальный мир», № 1,2001.

109. В.Д.Роик. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М., НИИ Труда, 1994.

110. Н.С.Сергеева Социальное страхование Австрии. Журнал «Социальный мир», № 3, 2001.

111. В. И. Серебровский. Страхование М., 1927.

112. В И Серебровский. Страховой риск / Сб. статей кафедры «Проблемы современного права» и правового факультета Харьковского института народного хозяйства , посвященный памяти акад. В. М. Гордона -Харьков, 1927.

113. Л.И.Сиземова, Ю.Б.Ерофеев «Некоторые вопросы санаторно-курортного лечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Журнал «Социальный мир», № 1, 2001.

114. В.Н.Скобелкин. Трудовые правоотношения. М., 1999.

115. В.Т.Смирнов «Гражданско-правовая ответственность государственных предприятий за причинение увечья или смерти работникам». М., 1957.

116. В.Т.Смирнов Регрессные иски в обязательствах из причинения вреда. М., 1960.

117. В.К.Субботенко. Право на пенсию и процедурные правоотношения. Автореферат дис., канд. юрид. наук. М., МГУ, 1975.

118. Г.В.Сулейманова Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1997.

119. С.В.Сухорукова Проблемы и перспективы совершенствования государственного социального страхования в РФ. Пермь, 2000.

120. JI. С. Таль. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Части I и II Ярославль, 1913 — 1918.

121. Теория государства и права курс лекций. Под ред.Н.И. Матузова — М., 2001.

122. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова М., Инфра-М, 1997.

123. Л.Б.Тиунова. Системный подход в исследовании права. Автореферат дис., канд. юрид. наук. Л., ЛГУ, 1985.

124. Ю.А.Тихомиров.Курс сравнительного правоведения. М.НОРМА,1996.

125. Ю.А.Тихомиров. Публичное право. М., 1994.

126. Ю.К. Толстой. К теории правоотношения. Л., 1959.

128. Трудовое и социальное право. Учебное пособие // под ред. Л.В.Анисимова. М, Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.

129. Э.Г.Тучкова. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения / Материалы всероссийской конференции «Государство и право на рубеже веков М., 2001.

130. В.Ю.Фалин. Содержание понятий «социальная защита» «социальное страхование» и «социальный риск» // Труд за рубежом. 1994, №3.

131. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с комментариями» / под общей редакцией Ю.Н. Коршунова Ю.Н./ М., Научный центр профсоюзов, 1998.

133. М.Ю.Фёдорова. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования Омск, 2000.

134. М.Ю.Фёдорова. Правовые проблемы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Материалы всероссийской научной конференции «Российское трудовое право на рубеже» ч. 2, Спб, 2001.

135. М.Ю.Фёдорова. Понятие социального страхования // Журнал российского права №1, 2001.

136. В.И.Фильев «Социальное страхование в России и в зарубежных странах». М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»» 1997.

137. Я.М.Фогель. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М., Юрид. лит., 1980.

138. Б.Ф.Хрусталёв. Ответственность в трудовом праве СПб, 2000.

139. М.Ю.Чеверева О правилах отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска — Журнал «Социальный мир», №2, 2001.

140. В.Ш.Шайхатдинов. Теория социального обеспечения Саратов,1982.

141. В.Ш.Шайхатдинов. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. Вып. 1.

142. В.Ш.Шайхатдинов. Система социального обеспечения в Российской Федерации на современном этапе // Российский юридический журнал, 1994, №1.

143. В.Ш.Шайхатдинов. Система социальной защиты и социального обеспечения в современной России. М., 1999.

144. Г. Ф. Шершеневич. Общая теория права. Учебное пособие ( по изданию 1910- 1912 г. г.) . Том2-М., 1995.

145. Г. Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права. 6-ое изд. СПб, 1907.

146. В.И.Шкатулла. Образовательное право. М.,2001.

147. М.И.Шмаков. Система социального страхования под угрозой // Труд.2000.20 июня.

148. Л.С.Якушев «Социальная защита» (учебное пособие). М., 2001.

149. С.Ю.Янова Социальное страхование и внебюджетные фонды. М.,2001.

150. Список использованных нормативных актов и судебной практики.

151. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 19 декабря 1966. Действующее международное право. М., 1996.

152. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами к ней/3. Конституция СССР 1936 г.4. Конституция СССР 1977 г.5. Конституция РСФСР 1978 г.6. Конституция РФ 1993 г.

153. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

154. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.

155. Гражданский кодекс РФ 1994-2001 годов.

156. Кодекс законов о труде РСФСР 1924 г.

157. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.12. Трудовой кодекс РФ.13. Налоговый Кодекс РФ.14. Бюджетный кодекс РФ.

159. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Опубликование: Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.98.

160. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»» // Библиотечка «Российской газеты», № 10, 2002 год.

161. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» // Российская газета, № 143, 24.07.99

162. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» // Российская газета, №247,20.12.2001

163. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» // Российская газета, № 247, 20.12.2001

164. Федеральный закон «О прожиточном минимуме» // Российская газета, №210, 29.10.97.

166. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» // Собрание законодательства РФ, № 1, 05.01.98.

167. Федерального закона № 118-ФЗ от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ, № 32, 07.08.2000.

170. Федеральный закон от 29.12.2001 № 184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год».

171. Опубликование: Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (часть I), 31.12.2001.

172. Федеральный закон № 118-ФЗ от 7.07.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»» // Российская газета от 11.07.2003 г

173. Положение о социальном обеспечении трудящихся, утверждённое Советом народных комиссаров 31 октября 1918 года // Издание Петербургской рабочей Кассы Социального Страхования, 1918 г., №6.

174. Положение о Союзном совете социального страхования, утверждённое постановлением ЦИК И СНК РФ от 6.02.1925 г. // СЗ СССР. 1925, №3.

175. Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца, утверждённые Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14.03.1928 г. // СЗ СССР, 1928, №17. Ст.145,146.

176. Положение о Союзном совете социального страхования, утверждённое постановлением ЦИК И СНК РФ от 6.02.1925 г. // СЗ СССР. 1925, №3.

177. Постановление СНК СССР и ВЦСПС СССР «О порядке слияния НКТ СССР с ВЦСПС СССР» от 10.09.1933 года // СЗ СССР, 1933, №57.Ст.ЗЗЗ

178. Постановление Совета Министров СССР от 23.02.84 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию». Опубликование: Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик, № 8, 1984 год.

179. Постановление Правительства РФ от 31.08.99 № 975 «Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (с изменениями на 26 декабря 2001 года)» // Собрание законодательства РФ № 36, 06.09.99.

180. Положение о Фонде социального страхования, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 (с изменениями на 23 декабря 1999 года) // Российская газета (ведомственное приложение) № 35 от 22.02.94.

182. Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» // «Служба кадров», № 2, 1998 год.

183. Письмо ФСС РФ от 18 февраля 2002 года N 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» // Нормативные акты для кадровика, № 5, 2002 год.

184. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской

185. Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание Законодательства РФ, №27, 08.07.2002.

186. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 04.09.2001 № 3218/01 // Документ опубликован не был.

187. Постановление Президиума Верховного Суда России от 11.08.99 N б/н // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль 2000 года.

188. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2001 N ГКПИ 00-1468. -.

189. Решение Верховного Суда РФ от 17.07.2001 N ГКПИ 2001-1139. Опубликование: БВС РФ, № 3, 2002 год.

190. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.08.95 N б/н // БВС РФ, 1995, № 12.

191. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22.03.2002 // БВС РФ, №9, 2002 г.

192. Дело № 2-5407/2000 с решением федерального суда Московского района Санкт-Петербурга от 06.10.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

193. Дело № 2-63 с решением Дзержинского федерального суда Центрального района Санкт-Петербурга от 29.04.2002 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

194. Дело № 2-2362 с решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 25.12.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

195. Дело № 33-4398/2000 с определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28.11.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

196. Дело № 2-755 с решением Александровск-Сахалинского городского суда от 22.11.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

197. Дело № 07-02/186 с решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 04.08.1997 г. и постановлением Президиума Саратовского областного суда от 28.08.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

198. Дело № 2-69 с решением Советского районного суда г. Рязани 03.06.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

199. Дело № 2-3764-99 с решением Находкинского городского суда Приморского края от 29.07.1999 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

200. Дело № 2-5997 с решением федерального суда г. Новгорода Новгородской области от 24.11.2000 г. и определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 20.12.2000 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

201. Дело № 2-3844-00 с решением Центрального районного суда г. Омска. Опубликование: Документ опубликован не был.

202. Дело № 2-118 с решением Базарнокарабулакского районного суда Саратовской области от 21.03.1997 г. Опубликование: Документ опубликован не был.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes