Наш соотечественник
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
УДК 314.151.3-054.72(=161.1)+323.1(470+571)
Р. Э. Бараш
КОНЦЕПЦИЯ «СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ» — СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАСТУЩЕГО ЭТНИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
БАРАШ Раиса Эдуардовна — кандидат политических наук, научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН. E-mail: raisabarash@gmail.com
В статье рассматривается не теряющий своей актуальности на постсоветском и, прежде всего, российском пространстве, концепт соотечественников. Автор последовательно аргументирует, как созданный для обозначения широкой надэтнической цивилизационной общности концепт соотечественников в итоге приобрел
националистическое «этнически русское» звучание.
Ключевые слова: соотечественники, постсоветская идентичность, маркеры идентичности, миграция.
В современном социально-политическом дискурсе не теряет актуальности и востребованности категория «соотечественник». Воспроизводству нарратива «соотечественников» весьма способствует позиция власти. Так, в октябре 2011 г. на рассмотрение Правительства РФ была внесена трехлетняя программа поддержки соотечественников в 2012-2014 гг., предполагающая финансирование в размере 1360 млн. руб. Аргументируя необходимость программы, вице-премьер А. Жуков отметил, что в диаспору соотечественников входит более 30 млн. человек. Ранее, 27 мая 2011 г., Президент Д. Медведев подписал указ о создании с 2012 г. Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом — с целью «оказания соотечественникам, проживающим за рубежом, поддержки, необходимой для защиты их прав и законных интересов в странах проживания».
5 октября 2011 г. депутат Государственной Думы К.Ф. Затулин внес законопроект №609009-5, предполагающий внесение поправок к ФЗ «О гражданстве РФ», согласно которым проживающие за рубежом соотечественники получат право на приобретение российского гражданства, не отказываясь от иного, уже имеющегося. Энтузиазм российского руководства по вопросу «соотечественников» многие, с одной стороны, связывают с предвыборным муссирование «русской темы». С другой стороны, обладающие российскими паспортами жители Крыма, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии традиционно демонстрируют высокую явку на выборы и поддержку действующей власти. На практике программа переселения соотечественников малорезультативна — с 2007 г. (с этого времени действует программа) к 2010 г. из ожидаемых 300 тыс. человек Россия приняла 44 тыс. человек .
© Бараш Р.Э., 2011
Более того, фактически за 20 лет Россия не смогла выработать четкого отношения к «соотечественникам», определить, кто они, каково их место и задачи в России.
Среди причин неудачи программы эксперты называют бюрократические барьеры, ограниченность круга возможных для переезда территорий и главное — очевидную недостаточность предполагаемых «подъемных» (пособие на обустройство) — 60 тыс. руб. участнику Госпрограммы и по 20 тыс. руб. членам семей.
В данном материале хотелось бы затронуть не столько практический, сколько символический аспект реализации программы помощи соотечественникам — вернее, тиражирование самого концепта «соотечественников» — «кто бы ни высказывался по темам, связанным с постсоветскими странами», он традиционно упоминает «русскую диаспору» . Сформировавшись как один из векторов внешнеполитического soft-power влияния, тематика русской диаспоры стала «одним из наиболее актуальных аспектов, влияющих на политическое развитие постсоветских государств, особенно Российской Федерации» . Концепт «соотечественников» уже почти двадцать лет прочно укоренен в российском массовом сознании.
Еще в 2001 г., согласно данным опроса ФОМа, 62% опрошенных считали «своими» людей, уехавших из России, две трети (67%) полагали, что русскоязычное население в странах СНГ живет плохо , хотя у большинства респондентов (54%) не было родственников, друзей и знакомых за границей, и, стало быть, объективной информации по вопросу. Тем не менее в связи с интенсивной ретрансляцией идеи о необходимости защиты и поддержки соотечественников 10 лет назад 72% опрошенных полагали, что государство должно оказывать помощь соотечественникам, которые переезжают из стран СНГ в Россию.
В 2006 г., по данным опросов ВЦИОМ , переселение в Россию соотечественников — как меру, компенсирующую уменьшение рабочих рук, приветствовали чуть более половины респондентов (54%). Немало было и тех, кто полагал, что принимать соотечественников Россия должна даже ввиду гуманитарных, а не экономических причин.
В 2006 г. 43% опрошенных россиян отметили, что в ситуации с соотечественниками вопросы выгоды должны отходить на задний план, в 2008 г. так считали уже 51% респондентов.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ в 2006 г., россияне старшего поколения соотечественниками чаще называют всех граждан бывшего СССР вне зависимости от национальности (41% среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше), в то время как для молодёжи в возрасте 18-24 лет соотечественники — это русские (44%), проживающие на территории ближнего и дальнего зарубежья (вероятно, без учета фактора активной лояльности)1.
Такая — «русская» — трактовка гражданами категории «соотечественник» в корне противоречит официальному определению. Изначально российское руководство при поиске с начала 1990-х годов термина для комплексного определения групп проживающих в бывших советских республик этнически русских вместе с теми, кто ощущал свою сопричастность к условно русской идентичности, ориентировалось именно на гражданский, надэтнический смысл. И хотя понятия «соотечественник» касалась большая часть споров, именно он стал наиболее употребимым — поскольку был «призван носить нейтральное значение и указывать на гражданскую, а не этническую сущность нации» .
^-Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» . 24 июля 2006 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=2917 (проведен 8-9 июля в 46 регионах России).
Первым документом, закрепившим категорию «соотечественники», стала «Декларация прав российских соотечественников» 1994 г., принятая Конгрессом русских общин. В Декларации «соотечественниками» признавались граждане и лица, постоянно проживавшие на территории СССР и считавшие русский родным языком; а также граждане и резиденты СССР, ощущающие принадлежность к русской цивилизации и не отказавшийся от советского гражданства; и потомки указанных лиц» . Также в документе указывалось, что соотечественники имеют «право на единое Отечество… сохранение, продолжение и развитие единой российской государственности. сохранение условий на территориях Отечества, обеспечивающих свободное использование русского языка в качестве официального» . В 1994 г. был даже создан «отраслевой» Комитет ГД по делам СНГ и соотечественников за рубежом, принят Указ Президента РФ № 1681 «Об основных направлениях государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», а также Постановление Правительства РФ № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом».
В текстах Указа Президента № 1681 «Об основных направлениях…» и парламентской «Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам» 1995 г. «соотечественники» определялись еще более абстрактно — как «.все выходцы из Союза ССР и России и их прямые потомки независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющиеся гражданами Российской Федерации и заявившие явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации и подтвердивших эту связь» .
Согласно ч.1 ст.1 ФЗ № 99 «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» 1999 г., «соотечественники за рубежом» понимаются как граждане РФ, постоянно проживающие за пределами страны; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы или эмигранты из Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства; потомки лиц, принадлежавших к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Однозначно гражданский, а не этнический характер категории «соотечественник» также зафиксирован в финальном заявлении Совета соотечественников 1995 г.: «российскими
соотечественниками признаются лица, считающие себя таковыми и принадлежащие к народам и национальностям, не имеющим нигде за пределами России возможности «национально-государственного самоопределения» .
Таким образом, соотечественниками считаются проживающие за рубежами России представители этнонациональных групп, обладающие административно-территориальной автономией в рамках РФ (например, народы Сибири, Северного Кавказа и т.д.). При этом в число возможных соотечественников не входят представители этнонациональных групп, «от лица» которых были созданы независимые государства (азербайджанцы, казахи, армяне и т.д.). То есть формально гражданин Азербайджана азербайджанец по национальности не может считаться «российским соотечественником» (даже если русский язык и культура для него единственно близкие). Обратной стороной подобной трактовки оказывается фактическая возможность считать соотечественником любого индивида, ощущающего свою
цивилизационную близость не просто с РФ, но с каким-то из ее субъектов. И, наконец, особое положение именно русских — как соотечественников — не прописано ни в одном из документов.
Не предполагается каких-то преференций для русских и действующей в России программой «О добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, где четко указывается, что к участию к программе переселения в 12 «пилотных» регионов приглашаются «воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком соотечественники, в наибольшей мере способные к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообществ» .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Принятие «узко этнической» трактовки категории «соотечественник» российским руководством в принципе невозможно, так как это поднимет вопрос, является ли Россия многонациональным государством или государством преимущественно этнических русских. В свою очередь, этническое «русское» понимание категории «соотечественники» невозможно еще и потому, что в российском правовом поле отсутствует термин «русский народ» (единственное официальное упоминание категории встречается в принятой в 1996 г. «Концепции государственной национальной политики РФ», не являющейся ФЗ, где русский народ определялся как «опора российской государственности»).
Многие, говоря о русских постсоветского пространства, прямо подразумевают языковую и культурную, а не этническую общность — «объективно русские это те, кто воспитаны в русской культуре» , понятие «русский» куда более корректно даже в применении к людям нерусским по крови, по этническому происхождению, но причисляющим себя к носителям русского языка и культуры» . Или же постепенно сводят дискурс соотечественников прямо к русскоязычию, отмечая, что «сейчас это все более отчетливо проявляется… для РОЛ адекватной расшифровкой будет «Русскоязычная община Латвии» .
Постоянное муссирование «русского вопроса», ретранслирование идеи разделенности русского народа , «националистическая волна» нескольких последних лет привели к «русификации» в общественном сознании категории «соотечественник» — в 2006 г. большинство участников общероссийского опроса (40%) назвали соотечественниками русских, проживающих за пределами России. Всех граждан бывшего СССР своими соотечественниками определили треть респондентов (33%), и только 22% согласились с определением соотечественников как всех, кто говорит на русском языке и идентифицирует себя с русской культурой, независимо от национальности и места проживания .
Можно предположить, что россияне трактуют категорию «русский» в широком смысле. Но это не так — большинство опрошенных ВЦИОМ в 2006 г. респондентов считали русскими тех, кто вырос в России и воспитывался в традициях именно русской культуры (39%), еще 15% — полагали, что русским можно быть только по крови, 7% связывали «русскость» с православием, еще 12% считали русскими тех, для кого родным является русский язык. И лишь 23% полагали, что русскими являются те, кто трудится во благо России . Эти представления заметно отличаются — ввиду крена в «национализм крови» — от схожих результатов опросов середины 90-х годов. Так, в 1996 г. И.М. Клямкин и В.В. Лапкин зафиксировали, что к основным атрибутам «русскости» россияне относили любовь к России (88%), любовь к русской культуре, обычаям, традициям (87%), самоосознание себя русским (82%) и русскоязычие (81%). Прочие атрибуты — скорее примордиалистского характера — в
первой половине 1990-х годов казались россиянам менее значимыми: фиксирование «русской национальности» в паспорте (считали значимой характеристикой русских 52%), наличие хотя бы одного русского родителя (52%) и также российское гражданство (57%). При этом православие почти 20 лет назад с «русскостью» связывали гораздо чаще (46%) .
Логично задаться вопросом о том, насколько де факто соответствуют этой категории прибывающие в Россию или потенциальные «соотечественники». Как следует из официальных данных ФМС, за II квартал 2011 г. наибольшее число соотечественников, обратившихся по вопросу участия в Государственной программе в уполномоченные органы за рубежом, было зафиксировано в Казахстане (32,2%), Узбекистане (23,5%), Армении (9,7%), Украине (8,3%), Молдове (7,8%), Киргизии (7,1%). Значительный миграционный потенциал сохраняется в Таджикистане (4,0%). Кроме того, анкеты для участия в Государственной программе поступали от соотечественников, проживающих в Туркменистане (1,9%), Беларуси (0,9%) . То есть, минимум наличие в авангарде республик исхода потенциальных соотечественников неславянских (при том, что основной отток русскоязычного населения пришелся на конец 1990-х) позволяет судить о том, что переезжающие сегодня по программе переселения соотечественники в ядре своей идентичности не всегда несут только русскую — в этническом смысле — идентичность.
Более «выпукло» об этом свидетельствует также и национальный состав соотечественников, переселяющихся в РФ, который отличается от этнического состава российского населения. Так, по данным РИА «Новости» со ссылкой на ФМС, национальный состав прибывших в Россию в первой половине 2011 г. соотечественников был примерно таким: русские — 68,5%; украинцы — 7,6%, армяне — 3,4%; таджики — 2%; немцы — 3,6%; татары — 3%, другие национальности — 11,9%. Хотя, как сообщалось, по конфессиональному составу большая часть приехавших соотечественников — христиане, также есть среди них мусульмане, католики, атеисты и представители других конфессий .
Таблица 1 Этническая структура национальностей в миграционном потоке соотечественников и в постоянном населении страны (%).
Доля в миграции соотечественников в Россию Доля в постоянном населении России
Русские 71,1 79,8
Украинцы 8,2 2
Армяне 4 0,8
Немцы 4 0,4
Татары 3 3,8
Узбеки 2 0,1
Таджики 2 0,1
Молда ване 1,4 0,1
Азербайджанцы 1,1 0,4
Белорусы 1,1 0,6
Туркмены 0,8 0,02
Гагаузы 0,5 0,01
Корейцы 0,5 0,1
Киргизы 0,3 0,02
А. А. Гребенюк приводит схожие данные о национальном составе соотечественников в 2008 г., отмечая, что доля представителей титульных народов стран СНГ в миграционном потоке в разы превышает их долю в постоянном населении, а доля русских меньше, чем в населении РФ. Однако, пока поток не так велик, чтобы существенно повлиять на национальный состав регионов (см. табл. 1).
Интересны — в плане фиксирования идентичности — социо-культурные характеристики не только уже переехавших в Россию соотечественников, но и тех, кто только планирует переезд. Здесь необходимо сослаться на результаты социологического исследования, проведенного по заказу МИД РФ ВЦИОМ в 2009 г., потенциальных участников программы переселения соотечественников проживающих в различных странах.
Опуская прочие атрибуты идентичности потенциальных соотечественников, хотелось бы остановиться на религиозном аспекте. Обращает на себя внимание тот факт, что заметное число потенциальных соотечественников в среднеазиатских республиках исповедуют ислам, тогда как процент православных среди уроженцев европейских стран далек от абсолютного (см. табл. 2).
И именно среди уроженцев среднеазиатских республик наивысшей являлась — на момент опроса — доля тех, кто хотел бы переехать в Россию, тогда как, к примеру, процент потенциальных мигрантов из европейских (в первую очередь по идентичности) Германии и Латвии был минимален (см. рис. 1).
Еще одним важным аспектом, требующим внимания, является география миграции соотечественников. Представители коренного населения хотели бы видеть соотечественников-переселенцев в первую очередь осваивающими сельскую местность (об этом заявили 34% респондентов) , четверть опрошенных (23%) одобряют расселение иммигрантов по территории страны без ограничений, реже — малонаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока или зоны интенсивного промышленного развития (по 19%). Менее всего идея свободного расселения нравилась жителям Москвы и Санкт-Петербурга, где за неё высказались лишь 10%.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Молдавия 33 7 56 4
Германия 68 99 14
Украина 51 11 25 13
Казахстан 50 9 33 8
Киргизия 15 6 66 13
Узбекистан 11 1 86 2
Таджикистан 27 9 62 3
■ Оставаться в стране пребывания
■ Хотел бы переехать в другую страну, но не в Россию Хотел бы переехать в Россию
Рисунок 1 — В какой стране Вы хотели бы жить?, %
Таблица 2 Считаете ли Вы себя верующим человеком, и если да, то какую религию исповедуете?, %
К X СО 1- ш < Молдова Украина Казахстан □: X з о. І к 0) \о £ Таджикистан
Православие 56 66 64 71 44 70 25
Католицизм 1 1 1
Протестантизм 1 1 1
Христианство вообще 9 11 11 14 2 21
Ислам 24 12 37
Другая религия 22 1 1 1
Верующий, но затрудняюсь ответить, к какой религии себя отношу 8 7 14 15 10 12
Не считаю себя верующим человеком 20 13 11 1
Затрудняюсь ответить 1 1 5
Но такие ожидания заметно расходятся с фактическими данными о миграции соотечественников. Несмотря на желание «коренных» поселить приезжих в сельской местности, большинство (74%) прибывших соотечественников проживают в городской местности (в селе — чуть более четверти, 26,2%). Более того, по данным ФМС, не спешат соотечественники широко расселяться по территории России — наибольшей привлекательностью для мигрантов-соотечественников из 12 пилотных регионов на сегодняшний день отличается лишь Калининградская область.
Объясняя низкую популярность программы поддержки соотечественников у условных русских, многие апеллируют к тому, что основной миграционный приток данной группы пришелся на конец 1990-х годов. Отчасти это действительно так. По наблюдениям Л.Л. Рыбаковского , например, в период 1989-2002 гг. сальдо миграции русских, прибывших в Россию из государств нового зарубежья, в 64 раза превысило сальдо миграции титульных
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
для этих стран народов (3380,9 тыс. русских и 52,8 тыс. украинцев, казахов, белорусов и др.). Однако при том, что в период 1989-2004 гг. в Россию из СНГ прибыло 5430 тыс. русских, свыше 2 млн человек выбыли обратно, так как на исторической родине они столкнулись не только с материальными трудностями, но и с неблагожелательным отношением к ним со стороны государства. Таким образом, к 2002 г. численность русских за счет постсоветских мигрантов возросла на 3,4 млн. человек, но одновременно произошел значительный упадок численности русского населения — прежде всего за счет естественной убыли. Одновременно, как следует из данных миграционной статистики мигрантов, помимо русских, в Россию вселились представители других титульных для нее народов, а также титульных народов стран нового зарубежья, что привело к существенным сдвигам в национальной структуре населения: значительно сократилось число украинцев, белорусов, прибалтийских народов, немцев, евреев. Одновременно к 2002 г. увеличилась численность таджиков (в 3 с лишним раза), тогда как численность других народов Средней Азии сократилась. Численность армян возросла в 2,1 раза, азербайджанцев — в 1,9 раза и грузин — в 1,5 раза (см. табл. 3). Таким образом, очевидно, что не сумев обеспечить реализацию программы переселения соотечественников, российское руководство тем не менее интенсивно способствовало укоренению в массовом российском сознании представлении о наличии нуждающейся в защите группы, определяемой в этнических категориях.
Формально такой группой были русскоязычные постсоветского пространства — вне зависимости от их национальности, и особых преференций для этнических русских программа не предусматривала. Именно ориентация российского руководства на идею «гуманитарной правопреемственности» СССР, в том числе через принятие выходцев из постсоветских республик — вне зависимости от их национальных и конфессиональных характеристик — привела к тому, что после 1991 г. в Россию мигрировали отнюдь не только этнические русские. Многие из таких условно русскоговорящих носителей различных ценностных и идентичностных кодов прибыли в Россию относительно недавно — в официальном статусе соотечественников.
Таблица 3 Национальный состав населения России в 1989 г. и 2002 г.
Национальность 1989 2002 Увеличение, сокращение
Все население 147022 145167
Русские 119866 115889 -3977
Украинцы 4363 2943 -1420
Белорусы 1206 808 -398
Казахи 636 654 + 16
Молдаване 173 172 -1
Узбеки, киргизы, таджики, туркмены 247 308 +61
Армяне, грузины, азербайджанцы 999 1951 +952
Литовцы, латыши, эстонцы 163 103 -60
Татары, башкиры, чуваши 8641 8865 +224
Немцы 762 567 -165
Евреи 762 230 -562
Однако сегодня националистические лозунги очень востребованы: по данным «Левада-центра», с сентября 2002 г. к сентябрю 2011 г. почти вдвое (с 25% до 47%) выросло число тех, кто основной причиной национализма считал «вызывающее поведение представителей иных национальностей» . По данным ФОМ, призыв «Россия для русских» поддерживают 49% опрошенных , аргументируя свою позицию тем, что «число мигрантов
растёт» (9%), «в России основное население русские» (8%), «русские живут хуже, чем приезжие» (5%), «мигранты вытесняют русских с рабочих мест» (4%), «русских становится меньше» и «России не нужны мигранты» — по 3%, категория «соотечественник» понимается преимущественно в этническом смысле.
Получается, что тиражируемый российским руководством на протяжении 20 лет нарратив соотечественников за рубежом не был успешно реализован и воплощен через практическое привлечение русскоязычных носителей постсоветской надэтнической идентичности. Напротив, ввиду часто неэффективной национальной и миграционной политики он превратился в механизм ретранслирования идеи дискриминируемости и правовой ущемленности русских.
Литература
1 Гаврилов М. Михаил Гаврилов о русскоязычных, но не русских // Kompromat.lv:.URL:
3 Декларация о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским
соотечественникам // Предпринимательское право: . URL:
4 Декларация прав соотечественников : принята на Втором всемир. Конгр. рус. общин, Moсква,29-30 янв. 1994 г.
URL: http://www.rau.su/observer/N18_94/18_21.htm.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
5 Дипломатический вестник. 1994. № 19-20. С. 39-42.
8 Зюганов Г.А. Русские — самый крупный разделенный народ в мире // Россия.^о : . URL: http://www.rossija.info/aktuel/1337173/)
9 Илляшевич В. Н. Русские, русскоговорящие, русскоязычие… / /
Информационный портал Русской общины Эстонии:. URL: http://baltija.eu/send.php?news_id=1040.
10 Кара-Мурза С. Г. Кто такие русские. М. : Эксмо. 2010. С. 5.
11 Клямкин И. М., Лапкин В. В. Русский вопрос в России // Полис», 1995. № 5 ; 1996, № 1.
13 Ларюэль М. «Русская диаспора» и «российские соотечественники» // Демократия вертикали. М. : Центр «СОВА», 2006. С. 199.
14 Мониторинг реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации за II квартал 2011 г.//Федеральная миграционная служба:
15 .URL:
16 «Наши» в ближнем зарубежье // База данных ФОМ : . URL: http://bd.fom.ru/report/cat/demo/dd013825.
17 Основные цели и принципы программы Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 // Федеральная миграционная служба: .
18 URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds)
19 От съезда до конгресса соотечественников // Русское слово. Алматы, 2003. № 1.
20 Пресс-выпуск. № 499//ВЦИОМ: .
21 URL: http://www.wciom.ru/?pt=53&article=2917.
23 Реализация Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. URL:
http://ufms48.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%86%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%80/504.html.
25 Россия для русских — или для всех // ВЦИОМ : . URL:
http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=3772. Еженедельный опрос «Экспресс ВЦИОМ» 21 декабря 2006 г.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
27 Рыбаковский Л. Л. Русский народ в этнической структуре населения России // Перспективы : .
28 URL:
29 Слова и славяне : опрос ФОМ 18 ноября 2011 // Фонд общественного мнения : . URL: http://fom.ru/obshchestvo/10257.
Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
После распада СССР порядка 25 миллионов граждан не существующего более государства оказались за рубежом, то есть в бывших союзных республиках. Такую цифру привела в своем докладе Насима Столярова (КПРФ), представляя в Госдуме законопроект «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Проблема эта, безусловно, существовала. И в 1997 году группа депутатов — членов Комитета по делам СНГ — внесла соответствующий проект закона. Больше года он «дозревал» в недрах Госдумы. К этому времени появился альтернативный вариант, предложенный Вячеславом Игруновым («Яблоко»). Оба законопроекта рассматривались в первом чтении в июле 1998 года.
Насима Столярова начала свой доклад с достаточно традиционных для депутата от КПРФ «заклинаний» по поводу «жесткой, законодательно оформленной дискриминации в отношении российских соотечественников в республиках Прибалтики, на Украине, в Казахстане, Молдавии, Азербайджане и Грузии», противостоять которой можно «только в системе координат государственной политики Российской Федерации», исходя из того, что «СССР был великой державой, и мировое сообщество признало этот статус за Российской Федерацией».
Каким же образом предлагалось защитить права соотечественников? Судя по всему, достаточно декларативно. По словам докладчика, «в основу законопроекта положена концепция, представляющая собой систему принципов деятельности Российской Федерации в соответствии с Конституцией, законодательством и международными договорами Российской Федерации с целью претворения в жизнь государственной политики, которая предусматривает оказание соотечественникам за рубежом поддержки в защите ими своих прав и свобод». Далее в том же ключе: глава 1 — общие положения, глава 2 — принципы и цели, глава 3 — правовые основы, глава 4 — опять же основополагающие принципы и главные направления деятельности, глава 5 — организационные основы и в заключение — порядок вступления закона в силу.
Ключевым моментом в законопроекте, по мнению авторов, является определение понятия «соотечественники за рубежом». Определение охватывало все реально существующие различные по своему происхождению, составу и правовому статусу группы соотечественников за пределами России. Из определения вытекают юридические основания для дифференцированного подхода к отношениям с соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различным группам.
Важная особенность закона — регулирование правоотношений с лицами, проживающими за пределами России и в подавляющем своем большинстве состоящими в иностранном гражданстве. Не может ли это быть воспринято как вмешательство во внутренние дела других государств? Нет, отвечает Столярова. И (что несколько необычно для коммунистки образца 90-х) ссылается при этом на то, что «обеспечение прав человека и основных свобод является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и тем самым одной из областей международного сотрудничества».
Собственно, основная цель закона — «предоставление больших прав людям, потерявшим их в связи с исчезновением СССР и издержками политики прошлого, укрепление морального статуса Российской Федерации».
Вячеслав Игрунов подтвердил необходимость принятия такого законопроекта. Он напомнил, что еще в 1995 году Госдума приняла декларацию о поддержке российской диаспоры и покровительстве соотечественникам, в соответствии с которой и был разработан его законопроект.
Докладчик подчеркнул, что предлагаемый в проекте подход к покровительству российской диаспоре, как и определение последней, является нововведением в законодательстве. При формулировке этого подхода разработчики исходили из того, что вследствие правопреемства России по отношению к СССР, РСФСР и Российской империи и в связи с полиэтничностью российского общества любые ссылки на возможный этнический характер связи диаспоры с Россией могут рассматриваться как дискриминационные, основанные на расовом или этническом признаке, и в качестве таковых прямо противоречащие международным правовым требованиям.
Основные различия двух законопроектов состояли в следующем. Прежде всего Игрунов отметил декларативность альтернативного варианта, который только констатирует необходимость тех или иных действий, но не приводит механизма их реализации и передает практически все полномочия Правительству РФ. Его же проект носит характер прямого действия, в нем прописаны конкретные механизмы и нормы предоставления помощи российским соотечественникам.
Кроме того, второй законопроект отличался предоставлением более широких прав нашим соотечественникам. В частности, он предоставляет возможность их участия в выборах на муниципальном уровне.
Игрунов покритиковал также коллег за размытость в определении соотечественников, смешение понятий и трактования прав соотечественников и прав граждан. По его мнению, права граждан РФ «существенно выше и должны быть гарантированы и обеспечены в большей степени».
Председатель профильного комитета Георгий Тихонов («Народовластие») также отметил как основные разногласия депутатов в части формулировки, кто же они такие, наши соотечественники за рубежом. В частности, Комитет по делам СНГ категорически не согласен, чтобы «русских, проживающих, допустим, в Казахстане, называли диаспорой».
В ответ на уточняющие вопросы коллег Вячеслав Игрунов пояснил, что его законопроект рассматривает положение не только наших соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках. «Мы призываем одновременно считать нашими соотечественниками и эмиграцию, которую составляют несколько миллионов человек, проживающих везде — в Европе, в Соединенных Штатах, в Канаде, Аргентине и других странах мира. Мы всю эту совокупность выходцев из Советского Союза, России и Российской империи считаем подпадающей под действие нашего законопроекта».
Именно формулировка понятия «соотечественники за рубежом» и станет камнем преткновения при дальнейшем прохождении законопроекта. Но это будет позже. Пока же Госдума конституционным большинством приняла вариант, представленный Столяровой. Вариант Игрунова на голосование решили не ставить, он заявил о готовности работать над одобренным проектом.
Осенью 1998 года законопроект «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» рассматривался во втором чтении. Из 34 поправок 31 была комитетом утверждена. Как отметила Насима Столярова, все они носили конструктивный характер и благодаря им концепция законопроекта получила завершенный характер, были устранены имевшиеся противоречия и пробелы. Все процедуры второго чтения прошли гладко. А вот на этапе третьего чтения палате было предложено вернуться ко второму, чтобы внести поправки Правового управления Госдумы. Впрочем, и это не вызвало серьезного затора в принятии законопроекта.
Той же осенью 1998 года он был отправлен в Совет Федерации. И там отклонен, несмотря на рекомендацию к принятию Комитета СФ по делам СНГ. Сенатор Олег Богомолов, представлявший закон, также отметил, что ключевой момент в нем — определение понятия «соотечественники за рубежом». И что у членов комитета возникли некоторые разногласия по поводу его трактовки.
Понятию «соотечественники» было по преимуществу посвящено и выступление представителя Президента РФ Александра Котенкова. Заверив, что необходимость принятия подобного закона не вызывает сомнений, поскольку «защита прав соотечественников за рубежом — святое дело для каждого из нас», он справедливо отметил, что «закон должен быть юридически чистым, исполнимым и финансово обеспеченным». Однако рассматриваемый закон, по словам Котенкова, «практически нереализуем в силу очень расплывчатого содержания понятия «соотечественники». В подтверждение он привел несколько примеров. Так, по закону соотечественниками за рубежом признавались в том числе граждане России, пребывающие за границей в служебных и деловых командировках, туристических поездках и так далее. Вряд ли можно признать соотечественником за рубежом человека, постоянно проживающего, например, в Литве, но когда-то бывшего гражданином СССР. То же самое можно отнести к представителям любой титульной нации бывших республик СССР, проживающих на территории своих государств. То же можно сказать об эмигрантах — выходцах из России.
Котенков не стал останавливаться на технико- юридических аспектах и предложил отклонить закон с созданием согласительной комиссии. Он предупредил, что при ином решении просто будет удлинена процедура его прохождения, поскольку закон «вряд ли может быть подписан Президентом с такими погрешностями».
Сенаторы последовали этому совету. Отклонили закон и создали согласительную комиссию.
В марте 1999 года закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» был принят в согласованной редакции без вопросов и обсуждения. Депутаты приняли к сведению заявление Насимы Столяровой, что «закон получился более компактным, более конкретным, более точным», и проголосовали «за».
Совет Федерации согласованный вариант также одобрил.
Однако, несмотря на заявление Столяровой, что все высказанные замечания согласительной комиссией приняты, Президент РФ закон отклонил. В апреле 1999 года Госдума вернулась к его рассмотрению. И, как выяснилось в ходе выступления Александра Котенкова, далеко не все поправки были комиссией учтены.
Речь вновь шла о нечеткости в определении понятия «соотечественники», которое противоречит закону «О гражданстве РФ» и позволяет неограниченному числу граждан автоматически стать гражданами Российской Федерации.
Кроме того, Президент РФ счел, что данный закон не имеет собственного предмета регулирования, часть его статей носит декларативный характер или регулирует отношения, являющиеся предметом других законов, таких, как закон «О гражданстве РФ», «О беженцах», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», а также законодательство России о правовом положении иностранных граждан.
Однако депутаты с возражениями Президента РФ не огласились и преодолели его вето 311 голосами. И Президент закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» подписал.
Этот закон является действующим, разумеется, с более поздними поправками. В нем фигурируют три категории соотечественников, определение которых по-прежнему трудно не признать расплывчатым. Судите сами: «лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии; граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ…»
Федеральный Закон РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определяет, что соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее – соотечественники) подразумеваются:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства.
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам.
Соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях государств проживания, могут поступать в СПбПУ на общих с гражданами России основаниях при условии представления ими документов, подтверждающих их статус соотечественников, а именно:
- оригинал и копия личного свидетельства о рождении;
- копия свидетельства о рождении матери или отца, подтверждающих их рождение в СССР или РСФСР.
В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств – участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 662, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, именуемые далее граждане Единого образовательного пространства (ЕОП), в соответствии с российским законодательством могут быть приняты на обучение наравне с гражданами Российской Федерации.
На основании Свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637, соотечественники – участники этой программы в соответствии с российским законодательством могут быть приняты на обучение наравне с гражданами Российской Федерации (далее-переселенцы).
Формой вступительных испытаний для абитуриентов соотечественников, граждан ЕОП и переселенцев являются:
- результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), или
- результаты вступительных испытаний, проводимых СПбПУ самостоятельно.
Если абитуриентом, имеющим право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно, представлены результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам, то ВУЗ учитывает результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний по таким общеобразовательным предметам.
При поступлении на программы высшего профессионального образования в СПбПУ (в сроки, указанные приемной комиссией) соотечественники, граждане ЕОП и переселенцы должны:
- Для соотечественников: предъявить документы, подтверждающие статус соотечественника (оригинал и копию личного свидетельства о рождении, копию свидетельства о рождении родственников по прямой нисходящей линии, родившихся в СССР или РСФСР).
- Для переселенцев: предъявить Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданное на имя абитуриента.
- Получить справку, свидетельствующую о возможности поступления в СПбПУ в статусе «соотечественник», «гражданин ЕОП», «переселенец».
- Сдать указанную в п.2. справку и все необходимые абитуриенту документы в Приемную комиссию СПбПУ .
Приглашение на въезд в РФ для сдачи экзаменов и проживания в Санкт-Петербурге абитуриентами, въезжающими по визам, оформляется самостоятельно.
Соотечественники и граждане ЕОП имеют право поступать в СПбПУ на общих для иностранных граждан основаниях.
Соотечественники и граждане ЕОП, как иностранные граждане, обязаны выполнять все правила пребывания иностранного гражданина на территории РФ.
Контактный центр