Можно ли родителям присутствовать?
Что греха таить — многие родители бывают недовольны школой. Однако все претензии редко выходят за пределы кухни и странички в Фейсбуке, и лишь самые отчаянные сразу пишут письменную жалобу директору учреждения или в комитет образования. В особо тяжелых случаях — сразу лично президенту. На самом же деле времена, когда директор в школе был царь и бог, давно прошли. По действующему Федеральному закону об образовании родители имеют полное право участвовать в управлении школой. Возможностей у них почти столько же, сколько и у администрации! Разбираемся, как работает школьная демократия. Вот несколько типовых ситуаций.
Проблема 1: Не устраивает программа. Нужен второй язык и профильный кадетский класс!
Родители сами могут выбирать, по какой программе будут учиться их дети и какие профильные классы будут в школе. Лучше, если у вас есть единомышленники, но если нет — не беда. Надо обратиться с запросом к директору и попросить провести опрос, нужен ли такой класс в школе. Если это не закидон одного-единственного родителя, а реально востребованная инициатива, то администрация подберет подходящего педагога (или наймет нового) и составит нужное расписание.
В больших школах такое организовать проще: среди 5 тысяч учеников легче найти 25 будущих кадетов. Если школа небольшая, то можно договориться о факультативах или кружках. Даже учебники, которыми будут пользоваться дети, должны выбираться с учетом мнения родителей.
Пример из жизни:
В московском лицее № 1598 родители участвуют во всем — выбирают профили (их в школе 12), утверждают рабочие программы и определяют предметы по выбору: например, это финансовая математика, деловой английский и развитие современной генетики.
Некоторые классы дублируют друг друга — например, есть несколько математических и естественно-научных профилей. Просто родители и учителя посчитали важным, чтобы они были разными по уровню сложности.
Проблема 2: Вечно ни на что нет денег! Надоело платить за все из своего кармана
Лучший способ избавиться от поборов — самим взяться за финансовые дела в школе. Для этого можно войти в управляющий совет школы, который ведает финансовыми вопросами. Выборы в него проводятся регулярно (каждая школа сама устанавливает периодичность — обычно это два-три года). Среди кандидатов обычно члены родительских комитетов — то есть те, кто пользуется доверием своих классов.
Управляющий совет согласовывает, как именно начисляются стимулирующие надбавки педагогам (они, между прочим, могут составлять до 30% от зарплаты), и определяет критерии, за которые учителя могут получить премию. Кроме того, совет определяет, на что пойдет бюджет школы: какая часть средств пойдет на зарплаты, что останется на оборудование и так далее. Пополнение бюджета — тоже под контролем родителей. Управляющий совет согласовывает, какие платные кружки открыть и не сдать ли в аренду школьную собственность.
Пример из жизни:
В центре образования № 548 «Царицыно» управляющий совет создал программу развития материально-технической базы, куда входит и ремонт, и покупка игрушек для дошкольного отделения, и закупки оборудования, и даже уход за школьными автобусами. На сайте школы регулярно публикуются отчеты и протоколы всех встреч, так что посмотреть, как реализуется эта программа, может любой желающий.
Проблема 3: Хотим новую форму, которая удобна для детей
Введение дресс-кода и выбор формы — это совместное решение учителей, родителей и учеников. Не нравится уже существующая форма? Можно предложить на собрании своему классу дресс-код в фирменных цветах школы, чтобы не заказывать однотипные юбки и пиджаки. Или же предложить управляющему совету создать собственную эмблему или значок, который ученики могут прикалывать к обычной одежде как символ своей принадлежности к школе.
Пример из жизни:
В столичной школе № 109 формы как таковой нет. Управляющий совет определил лишь обязательные элементы — это жилет и логотип школы. А дальше каждый класс выбирает свой собственный цвет для формы: темно-синий, темно-зеленый, бордовый и другие. К слову, когда в тюменской школе № 92 разгорелся скандал с запретом на брюки для девочек (мы писали об этом — см. сайт kp.ru) , мама одной из первоклассниц обратилась с заявлением в прокуратуру. Разговоры с директором ни к чему не привели — и правильно: такая форма была утверждена управляющим советом школы, и директор не может менять решение в одиночку. Правильный ход — найти других недовольных родителей, собрать подписи и поднять этот вопрос на управляющем совете.
Что еще вы можете поменять
Каникулы : будут ли дети учиться по семестрам, модулям или классическим четвертям?
Расписание и начало уроков: поспим подольше или встанем и закончим все дела пораньше?
Продолжительность учебной недели: пять дней или шесть?
Режим занятий: будет ли большая перемена и какова длительность перерывов?
Работа кружков и секций : какие и когда?
Отношения с учителями — родители могут ходатайствовать об увольнении педагога и о выплате ему премии.
Отношения с учениками — разбор жалоб и даже решения об исключении из школы.
Слияние и реорганизация школы — все это происходит только по родительской инициативе.
Скептики, конечно, отнесутся к такой школьной демократии свысока: мол, знаем мы эти советы и комитеты — сидят там одни подлизы, которые подпишут и утвердят все не глядя.
Но, во-первых, что мешает сомневающимся самим взяться за руль и сделать все как надо? А во-вторых, «Комсомолка» уже не раз писала про то, как активные мамы и папы перекраивают школу под себя и делают из обычного образовательного учреждения то, что нужно именно их детям.
Рычаги влияния
Родительские собрания . Они проводятся не для того, чтобы ругать детей за поведение и оценки. Если что-то в школе хочется изменить, то поднять вопрос об этом нужно именно на собрании, чтобы найти сторонников как в своем собственном классе, так и за его пределами.
Родительский комитет класса . Нужен вовсе не для того, чтобы собирать деньги на подарки учителям. Именно он может отстаивать интересы класса перед администрацией — например, потребовать смены классного руководителя или учителя-предметника. Выбирается обычно при формировании класса. Но в члены комитета никто обычно особо не рвется, так что, чтобы попасть в него, достаточно просто изъявить желание.
Родительский совет школы объединяет мам и пап со всего учебного заведения. Участвует в обсуждении всех жизненно важных решений — начиная от введения формы и заканчивая типом питания. Туда могут войти как представители комитетов классов, так и другие желающие.
Управляющий совет. В него входят как родители, так и учителя и даже ученики. Он согласовывает все нормативные документы и решения как по образовательной части, так и по финансово-хозяйственной. Выбирается общешкольным голосованием раз в 2 — 3 года.
Содержание
- Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
- Правила посещения школы родителями
- Для родителей учащихся, посещающих группу продленного дня:
- Что делать родителям, если их ребенка третируют в школе учителя или одноклассники?
- Представителями интересов ребенка являются его родители
- Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной
- Нападать и отстраняться – неэффективно
- Конфликты дома и в школе… одинаковы
- Не искать правых и виноватых
- Быть для ребенка надежным тылом
- Прощай, тревога
- Не бежать в школу по мелкому поводу
- Доверять учителю
- Разговаривать с учителем спокойно и уверенно
- Если учитель неправ, просить извиниться перед ребенком
- Не жаловаться на учителя директору школы
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Наша школа осуществляет свою деятельность на основании Закона об образовании РФ, Устава школы и лицензии. Выбрав нашу школу, Вы становитесь членами нашей команды, и мы надеемся, что Вы будете:
- постоянно интересоваться успехами своего ребенка, ставить подпись в дневнике, прививать ребенку правила хорошего тона и бережного отношения к школьному имуществу;
- постоянно следить за посещением ребенком школы, явкой в школу без опозданий, за внешним видом сына/дочери;
- следить за наличием у ребенка всего необходимого к уроку и за выполнением им домашнего задания;
- поддерживать тесную связь как с классным руководителем, так и с учителями-предметниками;
- посещать родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые мероприятия;
своевременно (с помощью письменного заявления) ставить в известность классного руководителя о причинах отсутствия ребенка в школе; - оказывать помощь в организации школьных и классных дел;
принимать активное участие в общественном управлении школой.
Помните, что учащийся в учебное время может быть отпущен с занятий только при личном присутствии родителей или по их заявлению.
Мы всегда рады встрече с Вами, но обращаем Ваше внимание, что в школе существуют правила, соблюдение которых поможет нам обеспечить Вашим детям комфортные и безопасные условия пребывания в школе.
Правила посещения школы родителями
Целью настоящих правил является нормализация учебного процесса, обеспечение безопасности и выполнение санитарно-эпидемиологических норм.
Общие правила
1.1. Вход родителям и другим лицам в школу разрешен по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы.
1.2. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо:
- предварительно договориться (по телефону или через дневник (записку, переданную через ребенка) и т.п.) о времени и месте встречи;
- на вахте школы зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, предъявив документ, удостоверяющий личность, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча;
- помните, что встречи с учителями возможны после 14.00 (начальная школа) и после 15.00 (средняя и старшая школа)
1.3. Вход в школу без предварительной договоренности разрешен в следующих случаях:
- в часы приема администрации школы;
- родительские собрания, дни открытых дверей, праздничные мероприятия.
1.4. При посещении школы необходимо иметь сменную обувь или бахилы. Обращаем Ваше внимание на необходимость снять верхнюю одежду.
Для родителей учащихся, посещающих группу продленного дня:
- Придя в школу, набрать телефонный номер воспитателя группы продленного дня (или ребенка), сообщив о Вашем приходе.
- Родители ожидают ребенка на первом этаже в центральном холле.
- При необходимости помочь ребенку одеться родители сопровождают ребенка в гардероб для учащихся 1-4 классов.
Этим письмом мы хотели бы начать серию писем, посвященных тайнам школьной системы и тому, что может ждать Вас в школе назависимо от того, в каком классе учится ребенок
Сегодня поговорим про страх, который испытывают родители перед учителями.
Очень часто, общаясь с учителем у родителей всплывает детский страх учителя
Создается ощущение, что учитель находится выше по иерархической лестнице
И в большинстве случаев, вместо того, чтобы защитить своего ребенка, родители просто слушают учителя и соглашаются, что их ребенок ведет себя неправильно
А потом уходят с чувством стыда за собственную нерешительность.
На самом деле тоже самое происходит и тогда, когда человек общается с опытным манипулятором
А учителя, обычно, очень опытные манипуляторы, потому что только манипуляциями можно управлять большой аудиторией детей.
Что же делать и как договариваться с учителем?
Для этого нужно использовать технологию выключения эмоций.
Ведь именно эмоции и позволяют манипулировать человеком.
Для этого нужно записывать все вопросы, которые Вы хотите обсудить с учителем до встречи.
И приходить с этим списком на разговор.
Достать его и идти по нему, даже когда Вас хотят перевести на другую тему.
Вы должны управлять разговором с учителем!
И на каждый спорный вопрос, например, «ребенок плохо учится”, Вы так же должны составлять бумажный список проблем.
Разберем пример
Учитель говорит Вам, что ребенок стал плохо учиться.
Что в этом случае надо делать?
Вы берете лист бумаги и говорите учителю: «Хорошо, мой ребенок плохо учится. Давайте сейчас зафиксируем проблемы, которые есть у ребенка. Скажите пожалуйста, по каким предметам у ребенка проблемы(если учитель ведет несколько предметов).”
Записываем предметы
«Спасибо, давайте пройдем по каждому предмету. Скажите, какие именно темы не даются моему ребенку по математике”
Записываем темы.
«Скажите, это все проблемы, которые есть у моего ребенка по этому предмету?
Отлично.”
«Подскажите, пожалуйста, что Вы рекомендуете сделать с этой проблемой, как специалист по этому предмету, чтобы решить эту проблему?”
Записываем ответ
«Правильно ли я понимаю, если мы сделаем это и решим эту проблему, мой ребенок уже не будет считаться неуспевающим?”
Отлично.
Так построить беседу по каждому предмету
В конце можно предложить сделать копию листа, поставить на нем подписи и отдать учителю копию. (Совершенно нормальным считается ведение своеобразоного протокола беседы между родителями и учителями. Это может помочь избежать проблем в будущем)
Ну а дальше Вы просто решаете проблемы, которые записали, обычно их не так много, как казалось вначале.
А главное после такой работы, почему-то, пропадают плохие оценки и страх общения с учителем…
18 января в 19:00 по мск мы проводим онлайн-встречу «5 спецтехник спецслужб для обучения Ваших детей»
На данной встрече мы разберем, какие 5 эффективных инструментов используются в разведшколах и как их применить для обучения Ваших детей в школе
За один вечер Вы узнаете:
- Технику «Репка» для того, чтобы развить память ребенка и научить его запоминать все с 1 раза, без зубрежки
- Технику «Муха в кубе», для того, чтобы ребенок умел концентрироваться на задаче, и решал ее в несколько раз быстрее, не отвлекаясь
- Технику «Мультик», которая научит вас и ваших детей не только тому, как просто запоминать интересные слова, но и позволит весело и с пользой провести свободное время!
- Технику «Сито», которая поможет понять, почему «учишь-учишь, а оно не учится» и исправить ситуацию. Вы узнаете, как сделав всего одно действие можно получить 80% успеха в обучении и повысить оценки
- И наконец, секретную технику, благодаря которой вы сможете замотивировать ребенка, чтобы он с удовольствием и радостью ходил в школу и понимал, что ему пригодятся знания для успеха во взрослой жизни
Приходите на онлайн-встречу и узнайте технологии, которые дадут Вашему ребенку серьезные преимущества перед одноклассниками, а Вам спокойствие и экономию времени
Что делать родителям, если их ребенка третируют в школе учителя или одноклассники?
Совсем недавно в Чернигове школьницы жестко избили свою одноклассницу. Общество и социальные сети были шокированы этим происшествием и активно его обсуждали. Вопрос о том, как на практике защитить своего ребенка, становится все более актуальным. Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей. Но не стоит забывать и о том, что кроме обязанностей у ребенка есть и права. Законодательно права ребенка охраняются Конституцией Украины, Законом Украины «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. В этих нормативных актах перечисляются основные права ребенка, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях.
Представителями интересов ребенка являются его родители
Только они вправе принимать решения об основных принципах воспитания сына или дочери. Педагоги имеют право только сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках или о пропусках им занятий.
Защита прав ребенка в школе — совместная обязанность и родителей, и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляются, и сообщить об этом администрации; задача администрации — разобраться в том, что произошло.
Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной
Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск, например, на школу (как учебное заведение), невозможно. Привлекать к ответственности можно только отдельного педагога или руководителя администрации учебного заведения.
Распространенный случай: ребенок во время урока пользуется гаджетом для личной переписки, играет в игры или читает публикации в интернете. Бывает, что преподаватель отбирает у ребенка телефон и читает последнее сообщение из личной переписки при всем классе. Такими действиями учитель нарушает основной принцип статьи 3 Конвенции о правах ребенка: «Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». К тому же, такие публичные порицания наносят детям огромный моральный ущерб, и таой поступок, согласно положениям ст. 60 Закона Украины «Об образовании», может привести к судебному иску против педагога.
Категорически недопустимо, когда поводом для порицаний становится даже не поведение ученика, а его убеждения или внешний вид. Конституция Украины, а именно ст. 34, устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений». Из этого следует, что педагог в принципе не имеет права выносить на суд класса убеждения и мысли ученика без его согласия.
Педагоги могут обсуждать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме, достаточном для оказания им возможной помощи.
С жалобой на действия педагога в любом случае следует сразу обращаться к директору учебного заведения, который обязан принять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника.
Не редки также конфликтные ситуации между учениками. Если вашего ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, -возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних. За поступки детей младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику более 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать уже самостоятельно.
В учебных заведениях очень любят использовать труд своих подопечных для благоустройства территории или для облагораживания или уборки помещения. Такие действия администрации учебного заведения не вполне законны. Согласно статьи 43 Конституции Украины, «использование принудительного труда запрещается». То же самое записано и в статье 52 Закона Украины «Об образовании»: «отвлечение учеников за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается». Для того, чтобы привлечь учеников к физическому труду, школа должна получить не только согласие самих учеников, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Если следовать букве закона, даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей
В защиту интересов учащихся говорят нормы статьи 50 Закона Украины «Об образовании», которая запрещает привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа также не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве. Если школа заставляет ученика дежурить, то он может обжаловать действия администрации. Для начала ученик может обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя или иного конкретного педагога, который заставляет его заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ученика от дежурств, тот имеет право написать жалобу в управление (отдел) образования и органы по защите прав ребенка. Если же и это не поможет, родители ученика могут подать на школу в суд.
Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия обучения. Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах из-за незаконченного вовремя ремонта, холод в классах в зимнее время — все, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии администрации учебного заведения.
Защищая права своего ребенка и отстаивая его интересы, следует помнить, что любой конфликт разрешается прежде всего с администрацией учебного заведения, следующей инстанцией является комиссия по делам несовершеннолетних, управление образования и уже в самом крайнем случае дело может дойти до судебного разбирательства.
Катерина Лысечко
юрист в сфере практики семейного права
Наверное, нет такого человека, у которого за годы обучения в школе не возникало бы недопонимания с учителями. Чем младше ребенок, тем больше родители в курсе, чем он живет в школе, как складываются его отношения с учителями и одноклассниками. Но по мере взросления школьника мама и папа постепенно отходят от ежедневных подробностей его жизни вне дома. Ребенок проявляет все больше самостоятельности в своих школьных делах. Поэтому звонки из школы и приглашение на разговор часто застают родителей врасплох: «Все было хорошо, и вдруг что-то случилось…» Что поможет чувствовать себя более уверенно, если у подростка возникли трудности в общении с учителем? Как поддержать ребенка в непростой ситуации? На вопросы обозревателя портала www.interfax.by ответила психолог Оксана Лушанкина (Санкт-Петербург).
Нападать и отстраняться – неэффективно
Когда родителей вызывают в школу, они могут растеряться и не знать, как правильно вести себя при разговоре с учителем, завучем, директором. Мама и папа могут испытывать страх, вину, обиду, злость. От того, как они справятся со своими эмоциями, зависит исход проблемы.
Неэффективные стили поведения родителей в подобном случае – отстранение и нападение. При отстранении родители не желают вникать в ситуацию и ответственность за решение проблемы отдают ребенку. Например, мама держится в стороне, боясь навредить: «Если я вмешаюсь, будет еще хуже. К нему будут придираться». А папа говорит: «Ты там разберись, чтобы нас с матерью не дергали». Может показаться, что он прав, ведь дети должны нести ответственность за свои поступки и учиться решать свои проблемы самостоятельно. На самом деле о воспитании самостоятельности речи не идет – родители всего лишь дают ребенку понять, что они не на его стороне. От мамы и папы он получает посыл: «Сделай так, чтобы нас не трогали. Ты сам за себя». Родители не задумываются, что, оказавшись в трудной ситуации, ребенок нуждается в защите, а не в поучениях…
От нападения пользы тем более нет. «Сама виновата, это все из-за твоего характера!» – обвиняют родители дочь, получив сигнал из школы. В то же время они начинают выяснять подробности у родителей одноклассников, поднимают всех на уши и бегут в школу, чтобы доказать, что их ребенок не виноват. Под их горячую руку попадают все: члены семьи, учителя, одноклассники ребенка и их родители.
Стратегии отстранения и нападения неэффективны, потому что здесь речь не про интересы детей. Что происходит на самом деле? Взрослые, вспоминая свой детский опыт, когда они оказались один на один с проблемой, пытаются защитить себя – того школьника, которому было обидно и за которого не постояли родители.
Мне приходилось общаться с родителями в школах. Я видела, как самостоятельные и успешные в своей профессии взрослые, переступая порог учебного заведения, превращались в робких школьников, которые смотрят на учителей снизу вверх и боятся зайти в кабинет директора. Поэтому, чтобы разобраться с тем, что происходит между вашим школьником и учителем, понять суть конфликта и помочь ребенку, постарайтесь сначала помочь себе. От ситуации можно отстраниться на время, чтобы перевести дух, собраться с мыслями, разобраться в своих чувствах – и только после этого уверенно идти в школу.
Конфликты дома и в школе… одинаковы
Любые ссоры – это часть диалога между людьми, и важно разобраться в контексте ситуации. Трения между учителями и учениками происходят по тем же причинам, по которым ссорятся родители и дети. В основе конфликтов – вопросы любви и принятия, борьбы за власть, ответственности, авторитета и границ. Разница лишь в том, что дома можно не обращать внимания на поведение ребенка и ждать, что «он перерастет». А в школе игнорировать конфликтную ситуацию не получится. Придется что-то предпринимать, потому что происходящее мешает учебному процессу, ради которого все в школе собрались.
Не искать правых и виноватых
Не стоит искать правого и виноватого. Лучше выяснить, что важно для каждого в сложившейся ситуации. Например, если для учителя важно, чтобы ученик его уважал, а ученик хочет, чтобы учитель проявлял к нему больше внимания, следует искать способы, чтобы каждый получил свое.
Быть для ребенка надежным тылом
Ребенок может испытывать страх, обиду, чувство несправедливости, злость. Важно быть рядом с ним и говорить об этих чувствах. Вы можете поддержать ребенка, поделившись воспоминаниями о своих конфликтах с учителями. Он с облегчением поймет, что не один оказался в затруднении. Надежный тыл для ребенка необходим – это основа выхода в любой ситуации.
Прощай, тревога
Когда взрослый человек приходит к пониманию: «Ни мне, ни моему ребенку зла в школе не желают», тревога уходит, и остается лишь техническая часть проблемы. А вот когда родитель продолжает тревожиться, то помочь ребенку он не в силах.
Не бежать в школу по мелкому поводу
Вмешательство родителей обязательно, когда ситуация связана с угрозой или фактом физического и психологического насилия. В других случаях надо учитывать, что в отношениях между учеником и учителем есть все, что и в любых других отношениях. Ссоры, как и счастливые моменты, неизбежны. Излишний родительский контроль вредит диалогу ученика и учителя. Например, школьник делится с мамой, как он выяснял отношения с учителем. Ребенок гордится, что отстоял свое мнение, хотя ему было трудно в споре, а у мамы поднимается тревога: «Его обижают!» Она воспринимает ситуацию, исходя из своей установки «если люди спорят, это плохо».
Важно верить ребенку, когда он уверенно говорит: «Мама, я сам разберусь. Это мои дела!» – и учится справляться со своей тревогой. Если мама не слышит сына, он злится на ее вторжение в школьные дела. Часто бывает: к психологу приходят с проблемой про учителя, а выясняется, что нарушен диалог между родителем и ребенком, а ситуация в школе на самом деле неактуальна.
Доверять учителю
Родители могут сделать для своего ребенка больше, чем пытаться контролировать его отношения с учителем. Например, мама поможет им обоим спокойно взаимодействовать, если будет доверять учительнице и смирится с мыслью, что у сына появилась «школьная мама», которую он будет любить, восхищаться, говорить, какая она добрая и красивая. Не менее важно, чтобы у ребенка были доверительные отношения с родителями. Тогда внешние проблемы он переживает легче, потому что уверен, что главные люди за него.
Разговаривать с учителем спокойно и уверенно
Провести конструктивный диалог с учителем несложно, если разговаривать не из обиженного и агрессивного, а из уверенного и спокойного состояния. Постарайтесь соблюсти четыре условия.
Первое. В разговоре важно слышать друг друга, а когда люди кричат, диалог невозможен. Если учитель общается на повышенных тонах, можно попросить: «Да, я вас слышу. Вы можете говорить на два тона потише?» – и дождаться, когда собеседник начнет говорить спокойнее. Не продолжайте беседу, пока вашу просьбу не выполнят.
Второе. Проясните, чего от вас ждет учитель, на какую помощь рассчитывает: «Чем конкретно я могу вам помочь? Чего вы хотите от моего сына (моей дочери)?»
Третье. Пусть учитель проговорит, какой выход он предлагает: «Каким вы видите разрешение данной ситуации?» Также озвучьте свой вариант – это поможет найти точки соприкосновения.
Четвертое. Не позволяйте учителю оскорблять и называть нелестными словами вашего ребенка, даже если он очень провинился.
Когда ребенок видит, что родители на его стороне и умеют решать трудности без обвинений, эмоциональных выпадов, он чувствует себя в безопасности и дома, и в школе.
Если учитель неправ, просить извиниться перед ребенком
Когда вы понимаете, что к ребенку отнеслись несправедливо, попросите учителя извиниться. Просьба должна быть конкретной, например: «Я прошу вас извиниться перед моей дочерью за то, что вы при всем классе накричали на нее».
Не жаловаться на учителя директору школы
Конфликтная ситуация исчерпана, когда в отношениях между учителем и учеником не осталось напряжения и школьные вопросы решаются привычными способами. Обращение к директору, в отдел образования – это силовые методы, которые применяют люди, находящиеся не в диалоге, а на поле битвы. Если есть желание помочь своему ребенку, поддержать его, лучше прийти на консультацию к психологу.
Беседовала Ирина Барейко