Микроклимат в детском саду
Оптимальный микроклимат в помещении
С рождением ребенка мы сразу задумываемся о микроклимате в доме, стараемся создать малышу максимально комфортные условия. Прописные истины, растиражированные в брошюрах по педиатрии, гласят, что воздух в детской комнате должен иметь влажность не ниже 40% (идеально 50-60%) и температуру не выше 22° С (идеально 19-20° С). Позаботившись о малыше дома, нам кажется, что мы сделали все необходимое.
Опасность сухого воздуха в детских садах
Ребенок растет, все чаще проводя время вне дома: сначала развивающие кружки для самых маленьких, потом подготовительные группы детского сада, и наконец, у большинства малышей начинается своя первая самостоятельная жизнь в детском саду. Кого-то отдают в ясельную группу с 3-х лет, а кто-то начинает посещать детский сад для подготовки к школе. Отдавая своего ребенка на попечение сотрудников детского сада, мы полагаем, что там для него созданы все условия: развивающие занятия с педагогами, игры, дневной сон, трехразовое питание. Мы очень внимательно следим за этим, но почему-то совсем забываем о другом важном пункте здоровья и развития нашего ребенка – микроклимате помещения, где он проводит большую часть дня. К сожалению, подавляющая часть детских учреждений за этим не следит. Зимой в группах батареи центрального отопления накалены до предела, температура воздуха может доходить до 27-30° C, проветриваются помещения мало и редко (если это вообще происходит), про влажность воздуха в таких условиях и говорить не приходится. А ведь мы знаем, что в сухом и теплом воздухе вирусы распространяются мгновенно, доказано, что вирус гриппа в таких условиях еще и активно размножается. Всем знакома ситуация, когда ребенка с первыми признаками ОРЗ или ОРВИ невнимательные родители приводят в детский сад, и потом заболевает полгруппы. У детей-аллергиков может ухудшиться самочувствие, так как при низкой влажности пыль не оседает на поверхностях, которые может регулярно протирать нянечка, а постоянно находится в сухом воздухе.
Как выбрать увлажнитель в детский сад
Что же делать? Пока забота о качестве воздуха в детских учреждениях не стала частью федеральной программы по охране детства, взять ситуацию в свои руки. В каждой группе есть родительский комитет, решающий насущные вопросы детского коллектива. В общем-то требуется не так много, для начала установить в группе термогигрометр (специальный измерительный прибор, который фиксирует температуру и влажность воздуха в помещении), он поможет сориентироваться – на сколько ситуация серьезная, и на какие параметры при выборе увлажнителя воздуха сделать акцент.
Итак, первый (идеальный вариант): на батареях в группе установлены термостаты, с помощью которых воспитатели следят за тем, чтобы в помещении не было очень жарко, группа постоянно проветривается. В таком случае можно установить два типа увлажнителей воздуха: ультразвуковой воздухоувлажнитель или мойку воздуха.
Второй вариант (наиболее распространенный): термостаты на батареях отсутствуют, помещение проветривается редко. Здесь может справиться только ультразвуковой увлажнитель воздуха.
Дело в том, что производительность ультразвукового увлажнителя воздуха не зависит от условий внешней среды, он выпускает из себя определенное количество влаги в виде тумана. Производительность воздухоувлажнителя зависит от его технических характеристик (скорости колебания мембраны, объема бака для воды, мощности вентилятора, выгоняющего водяной туман наружу и пр.). Учитывая все эти и другие параметры, большинство компаний указывают общий показатель производительности прибора, измеряемый в г/ч; чем он выше, тем эффективнее прибор увлажняет воздух, и тем большую площадь он может обслужить.
Обычная вода из-под крана может оказаться достаточно жесткой, и так как у помощника воспитателя не будет возможности заливать в увлажнитель воздуха бутилированную или фильтрованную воду, лучшее заранее позаботиться о приобретении картриджа против кальция, который вставляется внутрь прибора и препятствует выходу осадка и примесей вместе с водяной дымкой наружу.
Чтобы детки не могли дотянуться до прибора, лучше устанавливать увлажнитель воздуха вне зоны детских игр, либо на высоком уровне, например, на полке.
Ну и осталось дело за малым — выбрать увлажнитель воздуха, который не только будет эффективно увлажнять воздух в группе детского сада, но и сможет ее украсить.
Компания Crane выпускает специальную серию – Забавные зверюшки, ориентированную на детские помещения.
Надеемся, что данная статья была для Вас полезной, удачного выбора и здоровья вашим детям!
В настоящее время в связи с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ в РФ обращаем внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях.
Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Управление Роспотребнадзора (по субъект) напоминает, что требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют: 18 — 24 °C — в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе 17 — 20 °C — в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских 20 — 24 °C — спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната 20 — 22 °C — медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала 19 — 21 °C — санитарных узлах и комнатах личной гигиены.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют: 22 – 24 °C — Приемные, игровые ясельных групповых ячеек 21 – 23 °C — Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек 19 – 20 °C — Спальни всех групповых ячеек 22 – 24 °C — Помещения медицинского назначения 25 – 26 °C — Раздевалка с душевой бассейна.
Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.
Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управления по субъектам Российской Федерации применяют меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности. Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора (по субъекту).