Международные оговорки
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ
О международных договорах Российской Федерации
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.03.2014 г.)
Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года
Раздел I. Общие положения |
(статьи 1 — 7) |
Раздел II. Заключение международных договоров Российской Федерации |
(статьи 8 — 25) |
Раздел III. Регистрация и официальное опубликование международных договоров Российской Федерации |
(статьи 26 — 30) |
Раздел IV. Выполнение международных договоров Российской Федерации |
(статьи 31 — 34) |
Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации |
(статьи 35 — 40) |
Раздел VI. Заключительные положения |
(статья 41) |
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Задачи, сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.
Венская конвенция о праве международных договоровВенская конвенция о праве международных договоров
Стороны Подписавшие Беспартийные
23 мая 1969 года
Вена
27 января 1980 г.
Ратификация 35 государствами
116 (по состоянию на январь 2018 г.)
Генеральный секретарь ООН
Арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский
Венская конвенция о праве международных договоров в Wikisource
Венская конвенция о праве международных договоров ( ВКПМД ) является международным соглашением , регулирующим договоры между государствами . Известный как «договор о договорах», он устанавливает всеобъемлющие правила, процедуры и руководящие принципы определения, составления, изменения, толкования и общего действия договоров. VCLT считается кодификацией обычного международного права и государственной практики в отношении договоров.
Конвенция была принята и открыта для подписания 23 мая 1969 года, и она вступила в силу 27 января 1980 года. По состоянию на январь 2018 года ее ратифицировали 116 государств . Некоторые не ратифицировавшие ее стороны, такие как Соединенные Штаты , признают часть это как повторное изложение обычного права и обязательное для них как таковое.
ВКПМ считается одним из важнейших инструментов договорного права и остается авторитетным руководством в спорах о толковании договоров.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР
Соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их взаимные права и обязанности в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных сферах международных отношений. М. д. – основной источник международного права. Он может иметь различные наименования (соглашение, конвенция, пакт, декларация, коммюнике, статут, устав и др.), отличаться по числу участников (двусторонний, многосторонний), носить открытый или закрытый характер. Согласие государства на обязательность для него М. д. может быть выражено его подписанием, ратификацией, принятием, утверждением, присоединением к нему или иным способом, о котором условились стороны. Прекращение (в т. ч. денонсация) и приостановление действия М. д. осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. Нормы и принципы права международных договоров кодифицированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 «О международных договорах Российской Федерации» М. д. означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В соответствии с ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М. д. В зависимости от уровня представляющих РФ органов государственной власти международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В соответствии с Конституцией РФ и названным федеральным законом к компетенции ГД и СФ относятся рассмотрение и принятие федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ. Указанные федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Важная роль в правовом обеспечении процесса ратификации в СФ принадлежит его комитетам и комиссиям. Ответственным за рассмотрение в СФ федерального закона о ратификации, как правило, назначается в соответствии с вопросами ведения Комитет СФ по международным делам. В целях глубокого и всестороннего рассмотрения вопросов, затрагиваемых подлежащими ратификации международными договорами, комитеты СФ проводят парламентские слушания, «круглые столы» и иные мероприятия.
Гаагская конференция по международному частному праву (ГКМЧП) была основана в 1893 году. Организация приобрела статус постоянно действующей межправительственной организации в 1955 году с принятием её Устава. Таким образом, ГКМЧП в настоящее время рассматривается в качестве самой старой межправительственной действующей международной организацией.
Согласно статье 1 Устава ГКМЧП цель её деятельности – работа по прогрессивной унификации международного частного права.
Сфера деятельности ГКМЧП содержит, в частности, следующие вопросы:
- юрисдикция судебных органов;
- применимое право;
- признание и исполнение судебных решений по вопросам коммерческого права, банковского права, международного гражданского процесса, семейного права, личного статуса.
На данный момент членами ГКМЧП являются 83 государства и Европейский союз. Для достижения целей своей деятельности государства-члены ГКМЧП проводят, как правило, 1 пленарную сессию в 4 года, на которых принимают конвенции и определяют пути будущего развития организации. Конвенции разрабатываются специальными комиссиями и рабочими группами, которые проводят свои встречи несколько раз в год. Специальные комиссии также создаются с целью рассмотрения исполнения принятых конвенций, их пересмотра, принятия рекомендаций по улучшению эффективности применения конвенций.
С целью гармонизации процесса по имплементации конвенций Секретариат ГКМЧП организует, помогает в организации и принимает участие в конференциях и семинарах на уровне как международном, так и региональном. ГКМЧП активно участвует в процессе повышения профессионального уровня знаний лиц, задействованных в имплементации конвенций путём предоставления возможности участия, в частности, в стажировках в постоянно действующих органах ГКМЧП. Сотрудники постоянно функционирующего Бюро ГКМЧП задействованы также в научной деятельности, регулярно публикуют статьи в правовых изданиях.
В целом с 1951 по 2019 годы в рамках ГКМЧП принята 41 конвенция, практическое применение этих конвенций регулярно контролируется специальными комиссиями. Значительная часть конвенций ГКМЧП непосредственно связана с деятельностью министерств юстиции.
Республика Беларусь стала членом ГКМЧП после ратификации Устава ГКМЧП в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 2001 года «О ратификации Устава Гаагской конференции международного частного права».
Наше государство выразило согласие на обязательность в отношении 9 конвенций ГКМЧП:
- Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года;
- Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 года;
- Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года;
- Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам 1970 года;
- Конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям 1971 года;
- Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 года;
- Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 года;
- Конвенция по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления 1993 года;
- Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи 2007 года.
В отношении 5 из указанных конвенций Министерство юстиции является центральным органом.
15 марта 2017 года от имени Республики Беларусь Министром юстиции О.Л.Слижевским подписана Гаагская конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи от 23 ноября 2007 года. Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 1 июня 2018 года.
Согласно пункту 1 статьи 7 Устава Гаагской конференции международного частного права (ГКМЧП) для облегчения сношений между членами Конференции и Постоянным бюро, Правительство каждого из государств-членов должно назначить национальный орган. Национальным органом Республики Беларусь является Министерство иностранных дел.
Деятельность ГКМЧП в наибольшей степени связана с компетенцией системы юстиции нашего государства. В этой связи в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями» от 21 ноября 2017 г. № 877 специальные вопросы деятельности ГКМЧП закреплены за Министерством юстиции.
Площадка ГКМЧП является динамично развивающейся формой сотрудничества, работе в которой государства-участники ГКМЧП уделяют значительное внимание. ГКМЧП – удобный формат для налаживания контактов с представителями органов юстиции других государств и международных организаций. С учётом того, что на заседаниях ГКМЧП присутствуют представители большей части европейских государств, государств Латинской Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании, а также США и Канады, международных организаций, активное участие в работе ГКМЧП играет важную роль в создании имиджа государства на международной арене.
Встреча Министра юстиции Республики Беларусь О.Л.Слижевского с Генеральным секретарем Гаагской конференции по международному частному праву К.Бернаскони на «полях» VII Петербургского международного юридического форума
(17 мая 2017 года, г.Санкт-Петербург, Российская Федерация)
4 – 8 марта 2019 года в г. Гааге состоялось заседание Совета по общим вопросам и политике ГКМЧП, в котором принял участие представитель Министерства юстиции. В заседании также участвовало более 150 экспертов, в числе которых представители государств-членов ГКМЧП, государств-участников Гаагских конвенций, не являющихся членами организации, а также представители международных организаций.
Участники заседания Совета по общим вопросам и политике Гаагской конференции по международному частному праву
(г. Гаага, Королевство Нидерландов)
Одним из центральных вопросов, рассмотренных на заседании, стал вопрос о подготовке к 22-ой дипломатической сессии ГКМЧП, в ходе которой планируется принятие Конвенции о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам. Особое внимание было уделено и иным проектам Гаагских конвенций, в частности, регулирующим частноправовые аспекты статуса детей и суррогатного материнства; признание и исполнение соглашений, достигнутых при разрешении споров с участием детей; защиту прав туристов за рубежом.
Кроме того, участники заседания обсудили проблемные аспекты реализации положений действующих Гаагских конвенций, в том числе Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года, Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи от 23 ноября 2007 года, а также возможные меры по повышению эффективности их применения.
Деятельность Министерства юстиции по сотрудничеству с ГКМЧП направлена на обеспечение возможности использования новейшей мировой практики в сфере юстиции, укрепление кадрового потенциала в сфере юстиции, повышение имиджа системы юстиции Республики Беларусь и государства в целом на международной арене.
Официальный сайт Гаагской конференции по международному частному праву: https://www.hcch.net/en/home
Присоединение к международному договору
Если государство с самого начала не участвовало в договоре, оно может присоединиться к нему на условиях, в нем предусмотренных. Присоединением другого вида является случай, когда государство, не имеющее права, согласно положениям договора, стать его участником, впоследствии получает такую возможность.
Присоединение — не просто особый способ выражения согласия государства на обязательность для него международного договора или отдельная под стадия в процессе его заключения. Как справедливо заметил В.Ф. Губин, присоединение можно рассматривать как своеобразный способ заключения международных договоров, при котором процесс заключения может расчленяться на ряд стадий или этапов. В этом процессе могут быть различные способы выражения согласия присоединяющегося государства на обязательность для него международного договора, например подписание протокола о присоединении и даже ратификация акта о присоединении к международному договору. 16
Поскольку присоединяющееся государство могло и не участвовать в переговорах или конференции по подготовке согласованного текста договора, то, исходя из принципа суверенного равенства, по мнению В.Ф. Губина, такое государство вправе претендовать на то, чтобы провести предварительные переговоры с первоначальными участниками договора или консультации с его депозитарием об условиях своего участия в договоре. В этом случае, применительно к присоединяющемуся государству, будет иметь место как бы стадия подготовки и принятия текста договора.
Ст. 21 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается, что в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени РФ, по вопросам, указанным в п. 1. ст.15, присоединение осуществляется в форме федерального закона в порядке, определенном ст.17 для ратификации договоров. То есть, если международный договор устанавливает иные правила, чем предусмотренные законом (исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов), или его нормы регулируют вопросы, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г», «д» п. 1 ст.15, а из договора следует (иным образом установлено, участники впоследствии договорились), что стать его участником можно путем присоединения, то согласие на его обязательность для РФ дается путем присоединения в форме федерального закона.
Порядок принятия решений о присоединении РФ к международным договорам в форме федерального закона аналогичен порядку, установленному ст.17 для ратификации договоров. Так, в форме федерального закона приняты решения о присоединении РФ к Протоколу 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. 17, Уставу Совета Европы и Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему. 18
Постановлением Правительства, например, решен вопрос о присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Положения этих конвенций, которые могли бы потребовать внесения дополнений и изменений в российские законы, ко времени принятия этого постановления уже нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. Еще один пример правительственного решения о присоединении к международным договорам связан с участием Российской Федерации в конвенциях Совета Европы в области образования. Правительство приняло предложение Министерства иностранных дел, согласованное с рядом других федеральных органов исполнительной власти, о присоединении Российской Федерации к Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в высшие учебные заведения, от 11 декабря 1953 г. и Протоколу к ней от 3 июня 1964 г., а также к Европейской конвенции об академическом признании документов об университетском образовании от 14 декабря 1959 г. 19
От присоединения нужно отличать акт подтверждения государством своего участия в международном договоре. Такое подтверждение становится необходимым, когда по различным причинам, например в случае правопреемства, другие участники договора могут усомниться в участии государства в данном договоре. Так, в 1955 году Советский Союз заявил о признании ратифицированных Россией Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 годов «в той мере, в какой эти конвенции и декларации не противоречат Уставу ООН, и если они не были изменены или заменены последующими международными соглашениями, участником которых является СССР». 20
В 1958 году так же поступила в отношении Гаагских конвенций Германская Демократическая Республика как одно из государств-правопреемников прежней Германии — участника Гаагских конвенций.
То обстоятельство, что правительство Нидерландов в качестве депозитария учинило опрос других участников конвенций относительно участия в них ГДР, ни в какой степени не может изменить того факта, что Германская Демократическая Республика являлась участником Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. В 1976 году это участие было вновь подтверждено ГДР с началом действия присоединения 22 декабря 1958 г. 3
Вопросы, связанные с подтверждением участия в международном договоре, обычно возникают в связи с правопреемством, поэтому они регулируются не Венской конвенцией 1969 года о праве международных договоров, а Венской конвенцией 1978 года о правопреемстве государств в отношении международных договоров.
В РФ этот вопрос дополнительно урегулирован в ФЗ «О международных договорах РФ». П. 3 ст.1 Закона гласит, что закон распространяется на международные договоры, в которых РФ является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Это понятие является новым в международно-правовой практике. При образовании на месте одного государства нескольких новых говорят о государствах-правопреемниках. Между ними распределяются международные права и обязанности прекратившего существование государства. Применительно к СССР такими правопреемниками являются государства- бывшие союзные республики. Что касается России, то статус правопреемника не мог удовлетворить ни ее, ни другие государства, ни международное сообщество в целом. Поэтому по взаимному соглашению государств за РФ был признан особый статус «государства-продолжателя», в силу которого она заняла в международной системе место СССР, взяв на себя основную массу его прав и обязанностей.
3.5 Принятие, утверждение международных договоров
Принятие международного договора — это особая форма, посредством которой государство выражает в международном плане свое согласие на его обязательность для себя.
В таком понимании принятие международного договора нужно отличать от принятия текста договора, которое было рассмотрено выше. Как уже говорилось, принятие текста договора относится именно к тексту. Голосуя за договор, государства принимают его текст, но не выражают еще согласия с вытекающими из него обязательствами. Принятие обязательств по договору происходит на последующих стадиях процесса заключения международного договора, о которых уже говорилось (подписание, ратификация и присоединение).
Например, принятие осуществляется вручением формального документа Генеральному секретарю ООН». 21 Похожие постановления о принятии имеются в конвенции ИМКО (ст.57), Уставе ЮНЕСКО (ст.XV). Принятие предусмотрено в Уставе МОТ (ст.36). Однако другие многосторонние договоры, в том числе и учредительные акты специализированных учреждений ООН, в таких же случаях говорят о присоединении. Так, в ст.33 конвенции Всемирной метеорологической организации сказано: «Согласно ст.3 настоящей конвенции, присоединение к конвенции происходит путем передачи на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки материалов присоединения..». 22
О присоединении говорится также в ст.16 международной конвенции электросвязи и др.
Во всех указанных случаях термин «присоединение» означает то же, что и «принятие». Это особенно ясно видно из Устава ВОЗ, где прямо сказано, что государства могут присоединяться к нему путем принятия.
В других случаях принятие может применяться вместо ратификации, когда международный договор по характеру его объекта и целям не нуждается в ратификации. Этой цели служит формулировка «подписание при условии принятия».
Ввиду разнообразия постановлений конституций различных государств в некоторых случаях, для того, чтобы не ставить в зависимость от них вступление государств в международные договоры, в последних предусматривается или ратификация, или принятие.
Термин «утверждение», или «конфирмация», означает окончательное одобрение международного договора правительством или другим органом, если заключение договора относится к его компетенции.
В таком понимании утверждение как форму согласия государства на обязательность для него международного договора нужно отличать от предварительного утверждения или одобрения правительством, осуществляемых до ратификации и даже до подписания международного договора. Указанные акты носят внутригосударственный характер и не являются выражением согласия государства на обязательность для него договора.
Утверждение, как и принятие, применяется в тех случаях, когда договор по характеру объекта и цели не нуждается в ратификации. Этот термин часто встречается также в таком сочетании, как «подписание при условии утверждения». Термин «утверждение» применяется также к договорам, заключенным международными организациями. В этом случае утверждение осуществляется главными органами международных организаций. Так, на основании Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена утверждать соглашения, заключаемые Экономическим Социальным Советом со специализированным учреждением об условиях его связи с ООН (ст.63 Устава ООН), а также соглашения об опеке, заключенные между «управляющей властью» (практически это всегда государство-опекун) и ООН (от имени ООН в отношении нестратегических территорий здесь выступает Генеральная Ассамблея).
Утверждение таких соглашений Генеральной Ассамблеей является окончательным актом, придающим им обязательную юридическую силу.
Таким образом, принятие и утверждение выполняют в каждом отдельном случае функции ратификации или присоединения. Следует добавить, что здесь есть существенные отличия в оформлении указанных актов. По сравнению с ратификационными грамотами документы о принятии и утверждении не имеют такого торжественного вида и четко установленной формы. Это обычно нота или письма, которые подписываются от имени правительства министром иностранных дел и даже его заместителем.
Особым случаем было утверждение (а не ратификация) Президиумом Верховного Совета СССР международного договора (соглашения об установлении дипломатических отношений с ФРГ). В указе от 24 сентября 1955 г. об утверждении этого соглашения (оно было оформлено в виде обмена письмами между Председателем Совета Министров СССР и федеральным канцлером ФРГ) говорилось:
«Рассмотрев предложение Совета Министров СССР об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Германской Федеративной Республикой, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Соглашение об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Федеративной Республикой, достигнутое в Москве 13 сентября 1955 г., утвердить». 3 В отличие от ратификации, оформление и обмен ратификационными грамотами в этом случае не предусматриваются.
В ст.20 ФЗ «О международных договорах РФ» в подпункте «а» устанавливается, что в отношении заключаемых от имени РФ и подлежащих утверждению, принятию международных договоров по вопросам, указанным в п. 1 ст.15, утверждение, принятие осуществляются в форме федерального закона в порядке, определенном ст.17 для ратификации договоров.
Президентом решения об утверждении, принятии заключаемых от имени РФ договоров принимаются по широкому кругу вопросов, а Правительством — только по тем вопросам, которые отнесены к его ведению. Так, Правительством приняты решения об утверждении Соглашения между РФ и МБРР о Втором реабилитационном займе (постановление от 9 сентября 1995 г. № 914) 23 и о принятии РФ Протокола об изменении пункта 2 статьи Х Международной конвенции о сохранении атлантических тунцов 1966 г. (постановление от 3 мая 1994 г. №439). 24
Предложение об утверждении (принятии) международного договора в форме федерального закона должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его утверждения, принятия, определение соответствия договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий утверждения (принятия) договора, включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции заключение Правительства.
В остальных случаях, т. е. когда утверждение (принятие) международного договора осуществляется не в форме федерального закона, предложения об утверждении (принятии) договора представляются в порядке, предусмотренном ст.9 в отношении предложений о заключении международных договоров.