Международное право Крым
Два года назад, 16 марта 2014 года, в Крыму прошел референдум, а спустя два дня полуостров вошел в состав Российской Федерации, что вызвало шок западных политиков, обвинивших Россию в нарушении международного права и аннексии. Однако профессор Райнхард Меркель из Гамбургского университета, преподаватель философии права и популяризатор этой науки, считает, что присоединение Крыма аннексией не было. Право.ru предлагает перевод его неординарной авторской колонки, которая вышла в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Аннексировала ли Россия Крым? Нет. Нарушил ли референдум в Крыму и последовавшее за ним отделение от Украины нормы международного права? Нет. Так они были законными? Нет: они нарушили украинскую конституцию – но это не вопрос международного права. Разве Россия не должна была отклонить присоединение из-за такого нарушения? Нет: действие украинской конституции на Россию не распространяется. То есть действия России не нарушали международное право? Нет, нарушали: факт присутствия российских военных за пределами арендованной ими территории был незаконным. Разве это не означает, что отделение Крыма от Украины, ставшее возможным только благодаря присутствию российских военных, недействительно, а его последующее присоединение к России является ни чем иным, как скрытой аннексией? Нет.
Так выглядит истина с точки зрения международного права. Однако официальные заявления западных политиков звучат иначе: если им верить, то Россия нарушила международное право в Крыму чуть ли не так же, как в свое время Саддам Хуссейн в Кувейте, который в 1991 году присоединил территорию соседнего государства к своей путем военного вмешательства. Та аннексия, как известно, повлекла за собой ответный военный удар против ее же зачинщика. Был бы такой ответ, несмотря на всю его политическую невозможность, оправдан и против России? Конечно же, нет. И это логическое заключение – уже повод не доверять официозу, звучащему из уст политиков от Вашингтона до Берлина.
Содержание
- Отделение, референдум и присоединение – это не аннексия
- Логика «либо – либо» в международном праве не действует
- Подлинная воля значительного большинства населения Крыма
- Пренебрежение территориальной целостностью
- Путаница с основными понятиями международного права
- 12 августа 2020 года
- КОРОНАВИРУС
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Отделение, референдум и присоединение – это не аннексия
«Аннексия» определяется международным правом как насильственное завладение одним государством территорией другого государства вопреки его воле. Аннексия нарушает международно-правовой принцип неприменения силы, основную норму мирового правопорядка. И все же аннексии регулярно происходят в режиме «вооруженных нападений» – то есть в самой тяжелой форме нарушений международного права. И тогда такие действия в рамках ст. 51 Устава ООН наделяют потерпевшую сторону особыми полномочиями: правом на военную самооборону и привлечение экстренной помощи со стороны третьих государств – по сути, это разрешение на войну, для которого не требуется согласия Совета Безопасности ООН.
Казалось бы, эта логика сама по себе должна немного предостеречь ораторов от небрежного использования термина «аннексия». Тем не менее, абстракция этого понятия дает поле для терминологических злоупотреблений и вводящих в заблуждение кривотолков. От одного из них, похоже, и пошла та международно-правовая стигма, которой Запад определяет российские действия в Крыму и пытается узаконить собственный гнев. Но эта стигма не более чем пропаганда.
То, что произошло в Крыму, было нечто иное – «сецессия» (отделение – прим. Право.ru), то есть провозглашение государственной независимости, подкрепленное референдумом, который постановил отделение от Украины. За ним последовало заявление на вступление в состав Российской Федерации, принятое Москвой.
Райнхард Меркель, профессор университета Гамбурга: Отделение, референдум и присоединение исключают аннексию – причем даже в том случае, если бы все они по отдельности нарушали международное право. Разница между ними и аннексией примерно такая же, как между понятиями «взять» и «дать». Даже если дающий – в данном случае де-факто правительство Крыма – поступает противоправно, это еще не делает взявшего – Россию – отобравшим. Да, эту транзакцию можно считать недействительной с юридической точки зрения. Но это еще не делает ее аннексией – варварским присвоением чужих земель насильственным путем (то есть поводом для войны, как это определяет международное право).
Но была ли эта транзакция недействительной? Нарушали ли три ее элемента – референдум, отделение и декларация о присоединении – международное право? Нет.
Утверждения правительства США, что референдум противоречил международному праву, выглядели изначально нелепыми. Плебисцит, организованный для граждан частью населения страны, не делает эту часть субъектом международного права. На данную часть не распространяются нормы международного публичного права – например, запрет на посягательство на территориальную целостность государства, – и потому эти нормы не могут быть нарушены этой частью в принципе. Такой вывод распространяется и на другие элементы транзакции. Декларация об отделении тоже не нарушает нормы международного права, так как не может их нарушить: конфликты на этой почве являются предметом внутригосударственного, а не международного права. Этот статус-кво международного права Международный суд зафиксировал четыре года назад в своем юридическом заключении для Генеральной ассамблеи ООН по отделению Косово.
Логика «либо – либо» в международном праве не действует
Но такие споры предлагают бесчисленные возможности для махинаций юридическими терминами. Международное право и не запрещает отделение, и не признает его: оно просто не регулирует этот вопрос. Государства не заинтересованы в положительном использовании правового определения, которое позволило бы предрасположенным к отделениям меньшинствам нарушить или даже разрушить их территорию. И так как государства не просто подчиняются международному праву, но и являются его источником, таких притязаний в международном праве не существует – за редкими исключениями, которые никак не относятся к казусу Крыма. Отступая от научного языка международного права, сообщество государств – это не клуб самоубийц.
Но в пропагандистской войне с этим вполне можно работать. Общепринятая констатация, что международное право не предоставляет населению Крыма право на отделение, совершенно верна. Однако как бы напрашивающийся сам собой вывод о том, что отделение от Украины нарушает международное право, ложен.
Вводящий в заблуждение эффект, на который оправданно рассчитывают его популяризаторы, строится на неудачной параллели с внутригосударственным правом, гарантирующим вне конкретных запретов фундаментальное право на свободу: оно разрешает только то, что не запрещает. По этой логике констатация, что кто-то действовал без разрешения, автоматически влечет за собой вердикт, что такое действие было противоправным.
Но в международном праве такой однозначной логики в формате «либо – либо» просто не существует. Оно знает нормы коллективных действий и нейтрально по отношению к ним. И отделение – образцово-показательный пример. Полный запрет на него был бы бесполезным, так как его адресаты не подчиняются нормам международного права. Но и в его разрешении десятилетиями отказывают многочисленные международные документы. И через нормы общего права на свободу отделение в международном праве так же не обосновать.
Подлинная воля значительного большинства населения Крыма
Тем не менее эти штампы будто сами собой прочно вошли в брюссельский и вашингтонский лексиконы. У Крыма нет права на отделение! Референдум нарушает международное право и потому недействителен! «Присоединение» к России – не что иное, как аннексия! Все эти выводы звучат красиво – но они неверны.
А как же присутствие российских военных? Разве оно не делает всю процедуру отделения фарсом, следствием истинной угрозы насилия? Если бы данное предположение было верным, то и проведение, и сам результат референдума, как и декларацию независимости, следовало бы списать на эту угрозу (даже если бы местные жители играли с хорошей миной в плохой игре). В описываемом случае употребление термина «аннексия» было бы оправданным: в 1940 году Сталин именно так аннексировал страны Балтии. После их оккупации и насаждения коммунистических парламентов-марионеток Сталин великодушно удовлетворил их скорую просьбу о присоединении к Советскому Союзу. И именно по этой причине выход балтийских республик из состава СССР спустя почти полвека считался не отделением, а восстановлением государственного суверенитета, который не утратил законной силы. Разве не по такой же схеме происходили процессы в Крыму? Нет.
Принудительный эффект российского военного присутствия не был направлен ни на декларацию независимости, ни на последующий референдум: военные лишь обеспечили возможность реализации данных событий, но не предопределили их исход. Адресатами угрозы насилия были не граждане и не парламент Крыма, а солдаты украинской армии. Таким способом была пресечена возможность военного вмешательства правительства Украины с целью подавления отделения. Именно по этой причине российские военные блокировали украинские казармы, а не избирательные участки. Разумеется, Путин знал, что желаемый результат предрешен и фальсификаций не потребуется. Но вопрос, пошел бы он на них в ином случае, не обсуждается. При всём возмущении действиями России даже в Германии никто всерьез не сомневался в том, что результат референдума отражает подлинную волю большинства населения Крыма. Были ли официальные цифры точными от и до, в контексте референдума не так важно: они в любом случае значительно превысили отметку в 50 процентов.
По мнению автора, присутствие российских военных в Крыму было направлено не против граждан Крыма, а против украинской армии – чтобы пресечь потенциальную возможность ее вмешательства и обеспечить референдум. Фото с сайта www.novini.bg
Пренебрежение территориальной целостностью
Тем не менее российское военное присутствие международное право нарушило: пусть оно и предотвратило кровавое применение силы в Крыму – запрет на неприменение силы оно попрало. Это не делает ничтожным отделение, но дает право другим государствам на ответные меры – например, санкции. Однако они должны быть пропорциональны реальному поводу, а не надуманному призраку – то есть исходить из вооруженного принуждения на территории чужого государства, а не из насильственной аннексии.
Такое понимание – при всей чрезмерной инструментализации собственного возмущения – похоже, все-таки присутствует у западных правительств. Если взглянуть на режим санкций и его продолжительность (терпеть их придется недолго), то напрашивается вопрос: не слишком ли мягки подобные меры, будь это случай реального насильственного захвата территории?
Россию можно упрекнуть еще в одном нарушении международного публичного права. Насколько оно не запрещает отделений, поскольку не распространяется на его инициаторов, настолько же однозначно оно требует от других государств соблюдать незыблемость границ – то есть не признавать создавшиеся положения до политического консенсуса. Россия же подписала соглашение о присоединении Крыма 18 марта, через два дня после референдума. По сути, это самая сильная форма признания отделившейся территории как независимого государства. Вопрос присоединения одного независимого государства к другому не касается ни международного права, ни остального мира. Однако вопрос, можно ли считать присоединяемую территорию после ее недавнего отделения государством, – очень даже.
Бесчисленные проблемы, связанные с этим вопросом, давно вызывают споры вокруг доктрины международного права. Однако на счет ее базовых принципов по-прежнему царит единогласие. Поэтому признание Россией Крыма как независимого государства, способного к присоединению к другому государству через два дня после его отделения от первого, было более чем поспешным. Оно нарушило, что называется, право Украины на незыблемость ее границ. И это нарушение тоже оправдывает международные контрмеры в виде санкций.
Путаница с основными понятиями международного права
Разумеется, возмущенные западные страны должны в первую очередь пенять на себя. Восемь лет назад, 17 февраля 2008 года, временная администрация Косово провозгласила независимость от Сербии. И это нарушило – как бы Международный суд это ни отрицал через два года – нормы международного публичного права: июньская резолюция 1244 Совбеза ООН 1999 года, принятая после интервенции НАТО, подчинила Косово суверенитету Объединенных Наций и одновременно гарантировала Сербии незыблемость ее границ. Но Англия, Франция и Соединенные Штаты признали Косово независимым государством через день после отделения, а спустя три дня его признала и Германия.
Междунарожный суд ООН признал независимость Косово через сутки после его отделения от Сербии. Фото с сайта www.datos-bo.com
Это тоже были опрометчивые акты признания территории, и они, тем самым, нарушили международное право – право Сербии на незыблемость границ. Тогда Россия жестко критиковала Запад, сейчас она сыграла в ту же игру. И то, что игроки поменялись ролями, можно расценивать как отрезвляющую иронию мировой истории, следующей, скорее, максимам политической власти, а не нормам международного права.
Досадно, но ничего не поделать. Тем не менее, возможно, это еще один повод оставить преувеличения в прошлом и обезвредить собственную риторику: да, Россия действовала с нарушениями международного права, но в гораздо менее драматичном ключе и политически далеко не так, как это преподносят на Западе, – словно бандит, идущий ва-банк. В долгосрочной перспективе нынешний статус Крыма, похоже, был неизбежен для него самого. А форма, в которой он был достигнут при всей ее правовой неблагоприятности, предотвратила, вероятно, более тяжелые конфликты.
Аннексии государств – это реальный повод для войны. И тот, кто утверждает, что в Крыму произошла именно аннексия, не только подменяет понятия международного права, но и мобилизует легитимирующий потенциал такого повода самым опасным образом. По всем признакам Запад просто получил счет в виде всемирного исторического позора за свою провалившуюся внешнюю политику. Но не стоит переводить сопутствующий ущерб этого провала еще и на плоскость международного права.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Райнхард Меркель преподает философию права в университете Гамбурга.
Оригинал этого материала вышел на немецком языке в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung под заголовком «Отрезвляющая ирония истории» в апреле 2014 года. Перевел с немецкого Алексей Кнельц.
КРЫМСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Михаэль Гайстлингер
Зальцбургский университет (Universität Salzburg)
Капительгассе, 5, Зальцбург, Австрия, 5020
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов включения Республики Крым в состав Российской Федерации с точки зрения реализации закрепленного в Уставе ООН права наций на самоопределение. Анализируются международно-правовая основа включения Республики Крым в состав субъектов РФ и ключевые причины и последствия данного события.
Ключевые слова: внешняя политика РФ, Украина, Республика Крым, город федерального значения Севастополь, международное право, ООН, право наций на самоопределение, распад СССР.
21 марта 2014 г. в соответствии с Федеральным конституционным законом произошло включение в состав Российской Федерации двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополь. На основании данного Закона в новую редакцию Конституции РФ от 21 апреля 2014 г. были внесены изменения, касающиеся обновленного списка субъектов Федерации и официально закрепившие результаты народного волеизъявления населения Крыма, высказавшегося 16 марта 2014 г. за провозглашение независимости Республики Крым и города с особым статусом Севастополя от Украины с последующим присоединением к России.
Что касается исторического аспекта рассматриваемой проблемы, следует отметить, что территория Крымского полуострова, ранее находившаяся под юрисдикцией РСФСР, была передана УССР в 1954 г. в соответствии с решением тогдашнего председателя Президиума КПСС Н.С. Хрущева. Именно поэтому нынешняя ситуация с присоединением Крыма к России, последовавшая за революционными событиями (т.н. Евромайданом) на Украине, была воспринята общественным мнением россиян именно как воссоединение Крыма с Россией.
Бесспорно, присоединение Крыма к России обусловлено рядом важных исторических, политических и правовых причин. Во-первых, обоснованным представляется вывод, что революционные события на Украине в начале 2014 года были восприняты населением Крыма (впрочем, так же, как впоследствии и жителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик) как возможность реализации закрепленного в ООН права наций на самоопределение. Во-вторых, можно рассматривать нынешние дезинтеграционные процессы на Украине как прямое следствие распада Советского Союза, причем особенно ярко данная взаимосвязь прослеживается именно в ситуации с Крымом. Это объясняется тем, что на основании всенародного референдума, прошедшего в Украинской ССР 1 декабря 1991 г., а также в соответствии с Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. на принципах Декларации о государственном суверенитете от 16 июля 1990 г. , этнические украинцы получили возмож-
ность реализовать собственное право на самоопределение и выйти из состава СССР, сформировав независимое государство, что и было закреплено 8 декабря 1991 г. в рамках Беловежского соглашения о создании СНГ . Проблема, однако, заключалась в том, что, за исключением этнических украинцев, ставших своего рода ядром нового государства, подобного права на самоопределение на территории Украины оказались лишены все прочие нации и национальные меньшинства, не являвшиеся коренными украинцами. Таким образом, вследствие процессов, последовавших за распадом Советского Союза, право наций на самоопределение на территории Украины оказалось «монополизированным» этническими украинцами, что не могло не вызвать ответной реакции национальных меньшинств, в частности русскоязычного населения на территории Крыма. Именно поэтому результаты референдума о статусе Крыма, прошедшего 16 марта 2014 г., наглядно продемонстрировали, что в течение более чем 20 лет, прошедших с момента распада Советского Союза, только абсолютное меньшинство населения Крыма (не более 10%) поддерживало идею сохранения статуса автономной республики в составе Украины и отвергало гипотетическую возможность присоединения Крыма к Российской Федерации.
Серьезность проблемы с определением статуса Крыма в предыдущие 20 лет усугубляло также и то, что Закон Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» , принятый в сентябре 1991 г. (за несколько месяцев до распада СССР) и призванный смягчить остроту проблемы, фактически только усугубил ее, констатировав и в очередной раз законодательно закрепив (как и ранее в рамках Конституции УССР 1978 г. ) принадлежность Крыма Украинской ССР. Дальнейшее законодательное закрепление нахождения Республики Крым в составе Украины нашло свое отражение в рамках Конституции Республики Крым, принятой Верховным советом Крыма 6 мая 1992 г. и в Статье 9 Раздела 3 гласившей: «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе текущего Договора и соглашений» . Значимость проблемы подчеркивалась также и тем, что по вопросу принятия Конституции Крыма в 90-х гг. не был проведен всенародный референдум, и, более того, данный документ не был поддержан местным населением и фактически противоречил тогдашнему законодательству Украины, вследствие чего и был в итоге отменен Верховной Радой Украины, однако только после затяжных конфликтов в Крыму, спустя почти три года — 17 марта 1995 г. Доработка Конституции завершена только в 1998 г., и 21 октября 1998 г. она была принята на сессии Верховного Совета Автономной Республики Крым и ратифицирована Верховной Радой Украины 23 декабря того же года.
Важную роль в качестве прецедента по отношению к отделению Республики Крым от Украины и присоединению к Российской Федерации сыграли и распад Югославии в 90-х гг. прошлого столетия, и последовавшее за этим отделение Республики Косово от Сербии и признание легитимности данного факта со стороны 107 государств мира. Определенное воздействие на ситуацию с Крымом оказало и провозглашение независимости от Грузии республик Абхазии и Южной
Осетии, признанное со стороны четырех государств — членов ООН (ранее — со стороны шести государств: Вануату и Тувалу, первоначально признавшие независимость, впоследствии денонсировали свое решение).
Международно-правовой основной провозглашения независимости Республики Крым от Украины можно назвать следующие документы: Устав ООН , Статью 1 Международного пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах , а также Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Declaration on Friendly Relations) . Именно в рамках данных правовых актов предусмотрено свободное право наций на самоопределение с возможностью последующего объединения новых независимых территорий с другими государствами.
В обозримом будущем представляется достаточно проблематичным точно установить, в какой степени Российская Федерация была непосредственно вовлечена в события, имевшие место в Крыму в феврале—марте 2014 г. На наш взгляд, достаточно обоснованной является следующая точка зрения: ключевые аспекты стратегии и основные направления практических действий по отделению Крыма от Украины детально обсуждались и, как следствие, корректировались в тесном взаимодействии местного республиканского руководства с правительством Российской Федерации. Основываясь на этом умозаключении, логично предположить, что и местные силы самообороны Крыма по сути представляли собой элитные части российской армии, присутствие которых оказало значительное влияние на ход событий в Крыму. Тем не менее важно подчеркнуть, что сопоставляя и анализируя исторические прецеденты реализации права наций на самоопределение, имевшие место ранее и официально признанные на международном уровне, можно прийти к выводу, что ни о каком нарушении норм международного права со стороны Российской Федерации в ситуации с Крымом говорить не приходится.
В настоящий момент можно констатировать, что сбываются самые мрачные прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации на Украине: начиная с апреля 2014 г. все более отчетливо проявляется полная неспособность новой украинской власти достичь компромисса и найти мирный, бескровный выход из нарастающего конфликта между националистически настроенными элементами, с одной стороны, и пророссийскими силами внутри Украины — с другой. В качестве примера можно привести тот факт, что опубликованный 20 июня 2014 г. мирный план недавно избранного президента Украины П.А. Порошенко не предлагает Луганской и Донецкой Народным Республикам в качестве компромисса ничего, кроме «широкой децентрализации». Правда, имеются и некоторые положительные моменты — например, признаки того, что киевское правительство предпринимает робкие попытки наладить прямой диалог с лидерами Народных Республик. Это дает надежду, что в перспективе все же возможно нахождение взаимовыгодного компромисса, ключевыми предпосылками которого должны являться проведение конституционной реформы, объявление всеобщей амнистии
и такое распределение властных полномочий в составе единого государства, которое бы устраивало все заинтересованные стороны и политические силы. Кроме того, представляется обоснованным утверждение, что без проведения федерализации существование Украины в качестве единого государства уже вряд ли возможно — ведь та бескомпромиссность и жестокость, с которыми велось противостояние пророссийским силам на Востоке и Юго-Востоке со стороны националистически настроенных элементов в украинской политике уже привели к резкому обострению ситуации, усугублению взаимного недоверия и, более того, по предварительным данным ООН, к гибели более 4000 людей, большинство из которых мирные жители.
Если представить себе такой вариант развития событий, при котором присоединения Крыма к Российской Федерации не произошло и Автономная Республика осталась в составе Украины, а также если экстраполировать особенности нынешней трагической ситуации, происходящей на Востоке Украины, на территорию Крымского полуострова, то нетрудно прийти к выводу, что в условиях резкого обострения межэтнических противоречий в данном регионе обстановка была бы крайне взрывоопасной. Положение усугублялось бы также и одновременным присутствием на территории Крыма баз российского и украинского флотов, что в совокупности с общим накалом страстей вполне могло бы привести к ситуации, когда российско-украинскую войну на территории Крыма вполне можно было бы рассматривать как абсолютно реалистичный и даже вероятный сценарий развития событий. Поэтому можно прийти к выводу, что присутствие российских сил на территории Крыма было необходимо для легитимного и успешного проведения всенародного референдума по вопросу об изменении статуса Крымской Республики и города Севастополя. Более того, можно констатировать, что именно российские вооруженные силы обеспечили мирное проведение референдума, при этом абсолютно не повлияв на его исход и результаты голосования.
Окончательное включение Республики Крым и города Севастополя в состав субъектов Российской Федерации произошло достаточно быстро и прошло ряд этапов:
— 17 марта 2014 г. Верховный совет Крыма обратился с официальной просьбой о присоединении к Российской Федерации;
— 18 марта 2014 г. произошло подписание договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России;
— 19 марта 2014 г. было выпущено Постановление Конституционного суда Российской Федерации о законности принятия в состав РФ Республики Крым и образования в составе России двух новых субъектов .
Уже 20—21 марта 2014 г. обе палаты Федерального собрания РФ ратифицировали принятие в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Обращает на себя внимание оперативность и даже определенная спешка в принятии ключевых политических решений о присоединении Крыма; однако ни о какой российской «аннексии» Крыма не может идти речи —
напротив, представляется гораздо более обоснованным и логичным говорить именно об успешной реализации населением Крыма права наций на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН. Можно провести и ряд исторических параллелей данному прецеденту, например ситуацию с образованием независимых республик Словения (после распада Югославии) и Эстония (после распада СССР), которое было в полной мере легитимизировано последующим международно-правовым признанием со стороны всего мирового сообщества.
Таким образом, подводя итог, можно прийти к выводу, что в ситуации с Крымом проявился достаточно необычный и некотором роде парадоксальный международно-правовой феномен: обе стороны — и Российская Федерация, и Украина — в той или иной степени способствовали реализации права наций на самоопределение, причем на территории Крымского полуострова данный результат был достигнут без прямого вооруженного столкновения, эскалации насилия, гибели людей, а также разрушения или уничтожения собственности. Россия содействовала реализации данного принципа, приняв меры по обеспечению безопасности и недопущению срыва всенародного референдума, а Украина, в свою очередь, отказавшись от вооруженного сопротивления. При этом то обстоятельство, что Российская Федерация в данном вопросе преследовала собственные геополитические и военно-стратегические национальные интересы, можно оставить за скобками и не принимать во внимание, так как этот фактор не повлиял напрямую на исход и результаты рассматриваемого международного кризиса. Поэтому весьма желательно, чтобы подобный разумный подход был экстраполирован и на ситуацию на Востоке Украины и стимулировал поиск путей к нахождению компромисса между всеми заинтересованными сторонами конфликта, в том числе на основе проведения конституционной реформы на Украине. На наш взгляд, именно подобный подход является приемлемой и пока еще реалистичной альтернативой эскалации напряженности с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Необходимой предпосылкой к оптимистичному варианту развития событий следует назвать, во-первых, переосмысление основных направлений собственной внешней и внутренней (в том числе этно-национальной) политики со стороны украинского руководства, а во-вторых — активизацию усилий Российской Федерации, направленных в первую очередь на побуждение лидеров Донецкой и Луганской Народных Республик к ведению мирного, конструктивного и взаимовыгодного диалога с украинской властью.
Перевод с немецкого языка О.К. Петровича-Белкина ЛИТЕРАТУРА
Акт проголошення незалежносп Украши. 24 августа 1991 г. URL: http://gska2.rada.gov.ua/ site/postanova/ akt_nz.htm.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_ principles. shtml.
Закон Украинской Советской Социалистической Республики «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». URL: http://sevkrimrus.ru/ docs/12-ukraine/181-zakon-ussr-o-vosstanovlenii-krymskoj-assr.
Конституция Республики Крым от 6 мая 1992 года. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ ZAKON/1992konst.htm.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Конституция Украинской ССР (Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Украинской ССР девятого созыва 20 апреля 1978 года). URL: http://worldconstitutions.ru/?p=573.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 6-П г. Санкт-Петербург «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». URL: http://www.rg.ru/2014/03/19/ks-site-dok.html.
Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя». URL: http://www.rg.ru/2014/03/22/krym-dok.html.
CRIMEAN REFERENDUM: INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS
Michael Geistlinger
University of Salzburg (Universität Salzburg)
Kapitelgasse 5, Salzburg, Austria, 5020
Akt progoloshennya nezalezhnostI Ukraini. 24 avgusta 1991 g. URL: http://gska2.rada.gov.ua/ site/postanova/akt_nz.htm.
Konstitutsiya Respubliki Kryim ot 6 maya 1992 goda. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ ZAKON/1992konst htm.
Po sostoyaniyu na 11.02.2014. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/International_recognition_ of_Abkhazia_and_South_Ossetia.
Po sostoyaniyu na 31.03.2014. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/International_recognition_ of_Abkhazia_and_South_Ossetia.
Ustav Organizatsii Ob’edinennyih Natsiy. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В марте 2014 года полуостров Крым отделился от Украины и присоединился к Российской Федерации. Запад, в первую очередь США и НАТО, назвал это аннексией и нарушением международно-правовых норм и начал свою агрессивную политику по отношению к России. Именно этим оправдывают санкции, наращивание вооружений и размещение войсковых соединений на российских границах. Запад утверждает, что конфликт на Украине — как начало новой холодной войны — спровоцировала Россия. Однако хронология событий доказывает кое-что другое.
Было ли присоединение Крыма к России аннексией?
Согласно международному праву, аннексией называется насильственное присоединение территории одного государства к другому государству, обычно с применением военных средств. Таким образом, возникает вопрос, действительно ли можно назвать отделение Крыма, произошедшее без единого выстрела, аннексией с точки зрения международного права.
По этой теме юрист и философ права, член немецкого Совета по этике Райнхард Меркель (Reinhard Merkel) в апреле 2014 года написал подробную статью в газете «Франкфуртер альгемайне» (Frankfurter Allgemeine Zeitung).
«Аннексией в международном праве называется насильственное присоединение некой территории вопреки воле государства, которому она принадлежит, к другому государству. Аннексии нарушают запрет на применение насилия в межгосударственных отношениях — основополагающую норму правового миропорядка. Как правило, они осуществляются в режиме «вооруженного нападения» — самой тяжкой форме противоправных действий в межгосударственных отношениях. В таком случае они, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, дают право подвергшемуся нападению государству применить военную силу в целях самообороны и запросить помощь третьих государств. Это право на войну без разрешения со стороны Совета Безопасности ООН».
Если бы при присоединении Крыма речь шла об аннексии, то Украина была бы вынуждена обороняться от Российской Федерации, а третьи страны, например, США, имели бы право прийти ей на помощь без мандата ООН. Это означало бы открытую войну против России — но этого не произошло. Потому что аннексии просто не было. Райнхард Меркель в связи с этим предостерегает от слишком вольной трактовки термина «аннексия» и приходит к выводу: «Конечно, это абстрактное определение дает большое пространство для трактовки. И одна из трактовок позволяет Западу обвинять Россию в агрессивных действиях, которыми он оправдывает собственное возмущение. Но это пропаганда. То, что произошло в Крыму, называется иначе: сецессия».
Причины для отделения (сецессии) Крыма
Сецессия в международном праве означает отделение определенной территории от государства «с целью создания нового суверенного государства или объединения с другим государством». Именно это и произошло в Крыму, причем после заранее подготовленного другими государствами, в частности США, кровавого путча против легитимного правительства Януковича в Киеве.
Тот факт, что в этой «смене режима» решающую роль сыграли США, в чем призналась еще тогдашняя уполномоченная Госдепартамента США по Украине Виктория Нуланд (Victoria Nuland), подтвердил президент США Барак Обама в интервью «Си-эн-эн» (CNN) 1 февраля 2015 года. По поводу так называемой «аннексии» Крыма Россией он сказал: «Путин принял решение по поводу Крыма не потому, что имел какую-то особую стратегию, а просто потому, что для него стали неожиданностью протесты на Майдане и бегство Януковича, после того как мы договорились о передаче власти».
Непосредственно после «смены режима» в Киеве путчисты ввели запрет на использование русского языка в качестве второго на территории Украины (позднее это решение было отменено). Бывшая премьер-министр Украины Юлия Тимошенко призналась, что «готова брать автомат и идти стрелять этому подонку (Путину) в лоб» и «мочить этих кацапов чертовых (русских)». Лидер праворадикальной партии «Свобода» Олег Тягнибок в свою очередь призывал бороться с «русскими и еврейскими свиньями и другой нечистью».
В таких условиях в Крыму, конечно же, возникли сепаратистские настроения, что в итоге и привело к сецессии. Следует констатировать: насильственного присоединения Крыма к России не было — после государственного переворота состоялся референдум, в котором приняли участие 83% имевших право голоса жителей, и около 80% высказались за присоединение к России.
За референдумом последовало провозглашение государственной независимости, и лишь затем Автономная республика Крым подала запрос на вхождение в состав Российской Федерации, который та удовлетворила. Таким образом, это было мирное отделение Крыма от киевской Украины, в парламенте которой до сих пор присутствуют фашисты.
Было ли присоединение Крыма к России нарушением международного права?
Именно так видит ситуацию и юрист Райнхард Меркель. В своей статье он пришел к выводу, что отделение Крыма и последующий референдум прошли вполне в соответствии с международным правом, а вовсе не в его нарушение, как утверждают большинство стран. Впрочем, Меркель делает оговорку: как сецессия, так и референдум стали нарушениями украинской конституции. Однако это не является вопросом международного права, а поскольку украинская конституция не действует в России, та имела право согласиться на вступление Крыма в ее состав. Тем не менее прием Крыма в состав Российской Федерации всего через два дня после его отделения от Украины и по причине военного присутствия России за пределами собственной территории стал нарушением международного права. Впрочем, из этого не следует, что отделение Крыма от Украины можно считать недействительным, а последующее вхождение полуострова в состав России — «замаскированной аннексией». Так что в большей степени следует говорить о сецессии, утверждает юрист.
Кроме того, он делает и дальнейшие выводы: противоправное военное присутствие России хотя и явилось нарушением запрета на интервенцию в межгосударственных отношениях, «даже если оно и предотвратило кровавое применение насилия», но это «никоим образом не отменяет ставшую по этой причине возможной сецессию», однако дает право другим государствам «на ответные меру, например, на санкции». Вот что считает по этому поводу Меркель:
«Их адекватность следует, однако, оценивать с учетом реального повода для их применения, но не вымышленной угрозы, то есть с учетом военного принуждения на чужой территории, но не насильственной аннексии… Угроза насилия была направлена не против граждан или парламента Крыма, а против солдат украинской армии. Тем самым было вооруженное вмешательство центральных властей с целью предотвращения сецессии. Вот почему российские войска блокировали украинские казармы, а не охраняли избирательные участки».
Следует согласиться с основным утверждением, что сецессия и референдум соответствовали международному праву, но не с дальнейшими умозаключениями, что военное присутствие России в Крыму — за пределами своей территории — то есть обеспечение проведения референдума российскими солдатами, а также непосредственное признание Республики Крым Россией было нарушением международного права. Эта точка зрения с учетом обстоятельств выглядит неубедительно по следующим причинам:
Когда украинская армия была приведена в боевую готовность, а отряды националистов отправились в Крым, преимущественно русскоязычное население полуострова испугалось возможных репрессий и войны. С учетом этого задействование дислоцированных в Севастополе российских войск с целью обеспечения проведения референдума, а также с целью защиты базы российский ВМС в Севастополе нельзя назвать неоправданным.
Отвечая на вопрос, насколько соответствовали международному праву принятые меры, следует принимать во внимание наличие опасности для населения Крыма после путча на Украине, а также тот факт, что США и НАТО угрожали бы российской базе ВМС в Севастополе. Если бы Крым не вошел в состав России и остался украинским, и при этом пришедшие к власти в Киеве путчисты стали бы нарушать гражданские права жителей полуострова, то сейчас ситуация там была бы такой же, как на востоке Украины: там шла бы гражданская война, были бы разрушены города и деревни, тысячи людей погибли бы, а сотни тысяч стали бы беженцами. Кроме того, НАТО получила бы непосредственный доступ к главной базе Черноморского флота России.
Нельзя забывать и о том, что Крым и так 171 год принадлежал России и лишь в 1954 году в нарушение Конституции СССР был «подарен» Украине Хрущевым, который, как говорят, принимал это решение, находясь в подпитии. Впрочем, это была не более чем передача Крыма одной союзной республикой другой.
Поскольку, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, в случае конфликта правомерно применение вооруженных сил с целью самообороны и обращение за помощью к третьим странам, это положение после объявления государственного суверенитета Крыма было применимо и к нему. В той ситуации вполне можно было говорить о конфликте. В Киеве было много жертв, украинские вооруженные силы и отряды националистов были готовы вторгнуться в Крым, а на востоке Украины вскоре после этого началась кровавая гражданская война.
Кстати, есть большие сомнения в том, что конституция Украины после путча вообще оставалась в силе. В стране воцарился произвол, в некоторых регионах установилось, по сути, военное положение, а после «смены режима» Украина практически добровольно отдала себя во власть США. Таким образом, фактически утратило действие положение о гарантиях ее территориальной целостности со стороны России в соответствии с так называемым Будапештским меморандумом 1994 года.
Незамедлительное вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации имело целью предотвратить военные действия, направленные против русскоязычных жителей Крыма. Присутствие российских военных в непосредственной близости от украинских казарм в ходе референдума также было необходимо для нормального проведения голосования и тем самым для обеспечения права жителей полуострова на самоопределение и для их защиты. Это была как бы гуманитарная интервенция sui generis (единственная в своем роде — прим. ред.) — и тем самым она соответствовала международному праву.
С учетом вышеперечисленных фактов и обстоятельств сецессию Крыма и его присоединение к Российской Федерации нельзя назвать противоправными. Понятие «аннексия» по отношению к этим событиям неприменимо и служит лишь пропагандистским целям.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
12 августа 2020 года
Обзор подготовлен специалистами ООО «Ваш Консультант», производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОРОНАВИРУС
Указ Главы Республики Крым от 11.08.2020 N 264-У
«О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года N 63-У»
Внесены изменения в Указ «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Дополнительно предусмотрено, что запрет на проведение массовых мероприятий на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» не распространяется также на проведение с 21.08.2020 по 23.08.2020 XVIII международного фестиваля Koktebel Jazz Party, на проведение 25.08.2020 фестиваля молодежной рэп-культуры и музыки Rap Koktebel, на проведение с 02.09.2020 по 06.09.2020 фестиваля творческих сообществ «Таврида-АРТ», а также на проведение собраний (конференций), проводимых в соответствии с учредительными документами организаций, при условии соблюдения общеобязательных правил поведения.
Указ Главы Республики Крым от 07.08.2020 N 258-У
«О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года N 63-У»
Внесены изменения в указ «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Признана утратившей силу норма, согласно которой все лица, вернувшиеся на территорию Республики Крым «вывозными» международными рейсами, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению в условиях обсерватора на срок 14 календарных дней со дня их прибытия.
Приостановление деятельности по предоставлению мест для временного проживания (хостелы), по организации конференций, а также некоторых других видов деятельности продлено до 01.09.2020.
Постановление Совета министров Республики Крым от 10.08.2020 N 476
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 26 июня 2020 года N 366»
Внесены изменения в постановление «О вопросах реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года N 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
В Порядок формирования реестра получателей мер поддержки внесены дополнения, касающиеся подачи заявки на получение таких мер получателем, имеющим филиалы (обособленные подразделения).
Утверждена форма заявки на получение меры поддержки.
Постановление Совета министров Республики Крым от 05.08.2020 N 465
«О мерах поддержки государственных учреждений социального обслуживания Республики Крым в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений социального обслуживания Республики Крым, деятельность которых была ограничена (приостановлена) в связи с принятием мер, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), разрешено изменение в текущем финансовом году допустимых (возможных) отклонений в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение — в отношении государственного задания или его части.
Постановление Совета министров Республики Крым от 29.07.2020 N 436
«О вопросах предоставления грантов в форме субсидии из резервного фонда Совета министров Республики Крым государственным автономным учреждениям, учредителем которых не является Республика Крым, на проведение лабораторных исследований на определение вируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции»
Указано, что целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат на проведение лабораторных исследований на определение вируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции.
Исполнительным органом государственной власти Республики Крым, до которого как получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов, определено Министерство здравоохранения Республики Крым, а получателем субсидии — государственное автономное учреждение, учредителем которого не является Республика Крым, признанное победителем отбора, в отношении которого Министерством здравоохранения Республики Крым принято решение о предоставлении гранта.
Закреплены условия и порядок проведения отбора, а также предоставления гранта. В частности, к обязательным условиям для предоставления гранта отнесены: отсутствие у получателя на дату подачи в Министерство заявочной документации просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Республикой Крым, из бюджета которой предоставляется грант, и согласие получателя на осуществление Министерством и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта.
Предусмотрено, что размер гранта по каждому получателю устанавливается в размере, указанном в сводном реестре победителей отбора, но не более 100% финансового обеспечения затрат на проведение лабораторных исследований, указанных в смете.
Приведены формы заявления на участие в отборе на предоставление гранта, сметы расходов на проведение лабораторных исследований на определение вируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции и отчета о достижении результатов предоставления гранта.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Распоряжение Администрации г. Симферополя от 03.08.2020 N 405-р
«О внесении изменений в распоряжение Администрации города Симферополя Республики Крым от 12.04.2017 N 280-р «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Администрации города Симферополя Республики Крым»
Инструкция по делопроизводству Администрации города Симферополя Республики Крым изложена в новой редакции. В частности, дополнительно установлены требования к оформлению приказов структурных подразделений Администрации города. Указано, что приказами оформляются решения по оперативным, организационным и другим вопросам внутренней работы структурных подразделений. Определено, что проекты приказов печатаются на бланках по установленной форме, датой приказа является дата его подписания.
Утверждены формы журнала регистрации входящих документов, поручения главы администрации города Симферополя и др.
Приведены примерный перечень документов, подписи на которых не скрепляются гербовой печатью, а также перечень документов, не подлежащих регистрации в управлении делопроизводства и работы с обращениями граждан.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Указ Главы Республики Крым от 06.08.2020 N 256-У
«О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым, внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Крым, признании утратившим силу Указа Главы Республики Крым от 24 июля 2020 года N 235-У»
Принято решение образовать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и с 01.09.2020 ликвидировать Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
Внесены изменения в указы Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» и от 20.09.2019 N 357-У «О формировании Совета министров Республики Крым».
Признан утратившим силу Указ Главы Республики Крым от 24.07.2020 N 235-У «О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым».
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 463
«О внесении изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым»
Внесены изменения в Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Из полномочий Министерства исключено принятие и рассмотрение извещения собственников о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 N 647 «Об утверждении Порядка рассмотрения извещения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения».
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 457
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 144»
Внесены изменения в Положение о Министерстве культуры Республики Крым.
Уточнены полномочия и права Министерства, а также порядок организации его деятельности. В частности, дополнительно установлено, что в Министерстве могут создаваться координационные, совещательные, экспертные, научно-методические и иные органы (комиссии, советы, группы), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 24.07.2020 N 1765
«Об утверждении административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственной услуги «Дача разрешения на расходование опекуном или попечителем в интересах лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, доходов таких лиц, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на их содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся лицам, признанным судом недееспособными или ограниченно дееспособными, от управления их имуществом, за исключением доходов, которыми лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, вправе распоряжаться самостоятельно»
Определен круг заявителей на получение государственной услуги: совершеннолетние дееспособные граждане или юридические лица, которые исполняют обязанности опекунов или попечителей совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Установлено, что предоставление услуги осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым.
Закреплено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача постановления о даче разрешения на расходование опекуном или попечителем в интересах лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, доходов таких лиц; выдача постановления об отказе в осуществлении указанных действий; уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
Приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги и подлежащих представлению заявителем.
Предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым предоставляют государственную услугу в течение 15 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов.
Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения.
Утверждены формы гарантийного обязательства, журнала регистрации и учета заявлений о предоставлении государственной услуги, расписки-уведомления и др.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 459
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 680»
Внесены изменения в Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Республики Крым.
Базовый оклад руководителя (директора) учреждения предусмотрен в сумме 14079,0 руб. (ранее — 13668,0 руб.).
Уточнены должностные оклады работников, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. В частности, оклад работников 1 разряда определен в сумме 6928 руб. (ранее — 6726 руб.).
В новой редакции изложены размеры должностных окладов работников сельского хозяйства; работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов; служащих общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих в государственных бюджетных учреждениях Республики Крым, отнесенных к ведению Государственного комитета ветеринарии Республики Крым.
Постановление вступает в силу с 01.10.2020.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 451
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2019 года N 547»
Внесены изменения в Порядок предоставления образовательного сертификата на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование гражданам предпенсионного возраста в Республике Крым.
Уточнено наименование Порядка.
Конкретизирован круг лиц, имеющих право на получение сертификата.
Урегулирована организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста.
В новой редакции изложена форма акта об использовании сертификата на профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование.
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 447
«Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Крым за II квартал 2020 года»
За II квартал 2020 года величина прожиточного минимума в Республике Крым установлена в следующих размерах: в расчете на душу населения — 10998 руб., для трудоспособного населения — 11753 руб., пенсионеров — 8971 руб., детей — 11682 руб.
Постановление Совета министров Республики Крым от 29.07.2020 N 437
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2015 года N 842»
Внесены изменения в Государственную программу Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым».
Уточнен объем бюджетных ассигнований программы и ряда ее подпрограмм. В частности, общий прогнозируемый объем финансового обеспечения программы определен в сумме 112222567,514 тыс. руб. (ранее — 108353311,163 тыс. руб.).
В новой редакции изложены сведения о показателях (индикаторах) программы, ее подпрограмм и их значениях, ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей программы по источникам финансирования.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Постановление Совета министров Республики Крым от 07.08.2020 N 471
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 мая 2017 года N 284»
Внесены изменения в Порядок предоставления из бюджета Республики Крым субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, для проведения мероприятий по ликвидации предприятий.
К исполнительным органам государственной власти Республики Крым, до которых как получателей бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, дополнительно отнесена Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым.
Определены существенные условия соглашения о предоставлении субсидии.
Дополнительно предусмотрено, что при допущении получателем субсидии нарушений обязательств, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и соглашением, в части достижения значений результатов предоставления субсидии, средства полученной субсидии подлежат возврату в бюджет Республики Крым, в срок до 1 апреля текущего финансового года.
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 453
«О вопросах предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные общеобразовательные программы в рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Крым»
Утверждены Правила предоставления и методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам.
Указана цель предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым определено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, а получателями иных межбюджетных трансфертов — муниципальные образования.
Предусмотрено, что выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций осуществляется из расчета 5 тыс. руб. в месяц с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации отчислений по социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
Закреплены критерии отбора получателей иных межбюджетных трансфертов и условия их предоставления.
Установлено, что расчет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым осуществляется с 01.09.2020 по 31.12.2020.
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 452
«О внесении изменений в некоторые постановления Совета министров Республики Крым»
Внесены изменения в постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 574 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты» и от 08.07.2015 N 385 «Об утверждении Положения о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки».
Так, в Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты уточнены категории граждан, которым указанная выплата назначается и выплачивается.
Дополнительно установлено, что ветеранам труда Республики Крым, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Республики Крым, ежемесячная денежная выплата производится почтовыми переводами по новому месту жительства, при этом они обязаны информировать органы труда и социальной защиты населения о факте смены места жительства с указанием нового адреса проживания.
Скорректирован перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты.
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 445
«Об установлении предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования Республики Крым из бюджета Республики Крым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым»
Установлено, что размер предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета Республики Крым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов не может превышать 95 процентов для муниципальных образований, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Республики Крым, 90 процентов — для муниципальных образований, не являющихся получателями дотации.
Установлено, что указанный размер предельного уровня софинансирования не распространяется на субсидии, направляемые в бюджеты муниципальных образований Республики Крым, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие из федерального бюджета, бюджета города Москвы, и средства резервного фонда Совета министров Республики Крым.
Закреплено, что уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета Республики Крым в 2021 году в размере 100 процентов распространяется на обеспечение одноразовым бесплатным горячим питанием (завтрак) учащихся 1 — 4 классов муниципальных образовательных организаций и на мероприятия, направленные на погашение обязательств 2017 — 2019 годов по завершению объектов федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», финансирование которых в 2021 году осуществляется за счет субсидий из бюджета Республики Крым.
Постановление вступает в силу с 01.01.2021 и распространяется на правоотношения, возникающие при формировании и исполнении бюджета Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 454
«Об утверждении Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов капитального строительства, строительство и реконструкция которых выполняется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, и Порядка формирования Реестра неподнадзорных объектов капитального строительства, строительство и реконструкция которых выполняется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации»
Порядком формирования Реестра поднадзорных объектов капитального строительства, строительство и реконструкция которых выполняется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, установлено, что для включения в реестр застройщик или технический заказчик строительства (реконструкции) подает заявление в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, по установленной форме.
Указаны основания для отказа в приеме заявления о включении в реестр поднадзорных объектов.
Закреплено, что уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявления вносит сведения в Реестр поднадзорных объектов.
Урегулирован порядок формирования реестра неподнадзорных объектов.
Постановление Совета министров Республики Крым от 29.07.2020 N 434
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 694»
Внесены изменения в Государственную программу Республики Крым «Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Крым».
Уточнены участники программы, ее целевые индикаторы и показатели, а также объемы бюджетных ассигнований. В частности, общий объем финансирования программы предусмотрен в сумме 18432527,806 тыс. руб. (ранее — 18731801,622 тыс. руб.).
В новой редакции изложены сведения о показателях (индикаторах) программы и их значения, ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей программы по источникам финансирования.
Постановление Администрации г. Симферополя от 04.08.2020 N 4152
«О внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 19.03.2019 N 1492 «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»
Уточнен перечень документов, прилагаемых к заявлению с предложением о подготовке документации по планировке территории.
Скорректирован порядок выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории.
Внесены изменения в положения, регламентирующие подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории. В частности, дополнительно установлено, что текстовая часть проекта планировки территории включает в себя также положение об очередности планируемого развития территории. Предусмотрено, что в разделе приводятся этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Дополнительно утверждена форма согласия на обработку персональных данных.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Постановление Совета министров Республики Крым от 04.08.2020 N 449
«О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 5 марта 2019 года N 119»
Внесены изменения Положение об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в Республике Крым.
Уточнен перечень документов, предъявляемых лицами в возрасте 50 лет и старше, а также лицами предпенсионного возраста, желающими пройти профессиональное обучение, в территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения». В частности, дополнительно предусмотрено, что территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов запрашивает от территориальных органов Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета заявителя в системе индивидуального (персонифицированного) учета; об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Постановление Совета министров Республики Крым от 06.08.2020 N 468
«О внесении изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 22 января 2020 года N 12»
Внесены изменения в постановление «О средней стоимости путевки в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Республики Крым, и питания в лагерях дневного пребывания детей на 2020 год».
Уточнено, что средняя стоимость путевки в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Республики Крым, составляет 1253,0 руб. за один койко-день пребывания ребенка в загородном оздоровительном лагере сезонного действия; 1720,0 руб. за один койко-день пребывания ребенка в загородном оздоровительном лагере круглогодичного действия.
Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 14.07.2020 N 1656
«Об утверждении Административного регламента предоставления услуги «Запись на прием к врачу в электронном виде»
Установлен порядок предоставления в электронном виде услуги по осуществлению предварительной записи пациента на прием к врачу для получения первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи, первого и второго уровней в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым, а также внесению изменений и отмене указанной записи.
Указано, что регламент не распространяется на правоотношения, связанные с оказанием медицинской помощи в неотложной и экстренной формах, а также повторным посещением врача по одному случаю заболевания, назначенным врачом.
Определены круг заявителей и организации, оказывающие услугу, а также результат ее предоставления. Предусмотрено, что запись на прием к врачу осуществляется в ту медицинскую организацию, которую пациент на основании письменного заявления выбрал для оказания медицинской помощи.
Закреплено, что услуга предоставляется в течение 1 рабочего дня, но не позже дня, на который осуществлена запись на прием к врачу в медицинскую организацию.
Приведен перечень необходимых документов.
Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур.
Признан утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 13.02.2020 N 459 «Административный регламент Министерства здравоохранения Республики Крым о предоставлении в электронном виде услуги «Запись на прием к врачу».
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Распоряжение Главы Республики Крым от 06.08.2020 N 780-рг
«О проведении инвентаризации средств радиационной, химической и биологической защиты в Республике Крым»
В Порядке проведения инвентаризации установлено, что основной ее целью является определение наличия и состояния средств радиационной, химической и биологической защиты для населения и сил гражданской обороны в мирное и военное время.
Приведен перечень средств радиационной, химической и биологической защиты, подлежащих инвентаризации: средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны к противогазам, респираторы, камеры защитные детские, самоспасатели и др.); средства индивидуальной защиты кожи (фильтрующая одежда, костюмы, комплекты и др.); средства медицинской защиты (комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты, пакет перевязочный индивидуальный, индивидуальный противохимический пакет и др.), а также другие.
Закреплены основные задачи инвентаризации: установление (уточнение) фактического наличия средств защиты (по видам), определение их количества и сравнение полученных сведений с данными бухгалтерского учета; определение их качественного состояния, возможности дальнейшей эксплуатации (содержания, использования, освежения и утилизации) и др.
Урегулировано, что инвентаризация осуществляется по месту нахождения средств защиты муниципальными инвентаризационными комиссиями, а также комиссиями, создаваемыми исполнительными органами государственной власти Республики Крым и организациями. Предусмотрено, что по ее результатам составляются акт инвентаризации, в котором отражаются общие выводы по наличию, состоянию и условиям хранения и организации учета средств радиационной, химической и биологической защиты, с оценкой проводимой работы по данному направлению и предложениями по устранению выявленных недостатков, и инвентаризационные ведомости по обеспеченности.
Приведена форма инвентаризационной ведомости средств защиты.