Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Международная правовая помощь

04.06.2020 by admin

14.7. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Ахметзакиров Наиль Рафисович. Должность: И.о. проректора. Место работы: Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. E-mail: akhmetzakirov@gmail.com

Аннотация: В представленной статье анализируются основополагающие принципы, на основании которых государства взаимодействуют между собой по вопросам правовой помощи по уголовным делам. Акцентируется внимание на необходимости их неуклонного соблюдения в таком важном деле как борьба с транснациональной преступностью.

Ключевые слова: принципы, права человека, неотвратимость наказания, юрисдикция государства, уважение, суверенитет.

PRINCIPLES FOR THE PROVISION OF LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL MATTERS

Keywords: principles, human rights, the inevitability of punishment, the jurisdiction of the state, respect, sovereignty.

Принципы международного сотрудничества по правовым вопросам вытекают из одного из основополагающих принципов международного права, а именно: принципа обязанности государств сотрудничать друг с другом.

Он был положен в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве определяющего современное международное право.

Его целями является поддержание международного мира и безопасности как главной предпосылки достижения иных целей ООН.

Сотрудничество государств во всех сферах должно осуществляться независимо от различия в политических, экономических и социальных системах.

Декларация о принципах международного права обязывает государства сотрудничать для установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, что свидетельствует о важности самого сотрудничества.

В тоже время принцип сотрудничества теснейшим образом связан с соблюдением государственного суверенитета.

В целом международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и разумеется его немаловажная составляющая — оказание правовой помощи основано на принципах международного права, которые в той или иной степени находят свое отражение в международных договорах и конвенциях, национальном законодательстве. Это: взаимность сотрудничества; добровольность его осуществления; соблюдение суверенитета и безопасности; возможность применения иностранного законодательства (уступка

суверенитета); соответствие просьбы запрашивающего государства законодательству запрашиваемого; равенство полномочий компетентных органов договаривающихся государств; обеспечение правовой защиты; реализация условий договора с помощью национального государства; действие международного договора только на территории государств — его участников; обязанность выполнения условий договора; сотрудничество на основе права, предусмотренного международным договором; соблюдение законности.

В сфере международного сотрудничества в целом и при оказании правовой помощи наглядно проявляется взаимодействие норм международного права и национального законодательства, их взаимопроникновение и взаимодополнение для достижения определенных целей.

Исходя из вышеперечисленных принципов сотрудничества, каждое договаривающееся государство в лице своих компетентных органов выступает равноправным, суверенным и независимым субъектом международных отношений.

При оказании правовой помощи важным обстоятельством является то, что при выполнении соответствующего запроса запрашиваемое государство не принимает никаких процессуальных решений, исполняя уже принятые запрашивающим.

Как известно отсутствие международного договора (конвенции) не является безусловным препятствием взаимодействия государств по вопросам правовой помощи. По общему правилу государства сотрудничают на основе договора или на принципе взаимности или международной вежливости (оказании равных услуг). Это означает, что запрашивающее государство направляя запрос (ходатайство), требование) о правовой помощи заверяет запрашиваемое в готовности в случае необходимости совершить подобные действия.

Разумеется и в случае отсутствия международного договора все существующие для международного сотрудничества принципы действуют в полной мере.

Несмотря на то, что международные договоры (конвенции) не содержат специальной нормы, регламентирующей отказ в оказании правовой помощи, каждое запрашиваемое государство, исходя из вышеперечисленных принципов и своего законодательства вправе отказать в выполнении соответствующих действий в порядке оказания правовой помощи.

Как показывает практика, прежде всего это касается обеспечения безопасности и суверенитета запрашиваемого государства, а так же несоответствие запроса о правовой помощи законодательству запрашиваемого государства.

Последнее обстоятельство обусловлено объективными принципами, которые заключаются в существенной разнице между уголовным судопроизводством государств, относящихся к разным правовым семьям.

Поэтому крайне важно, чтобы запрос о конкретных действиях в порядке оказания правовой помощи был как можно более полным и содержал и перечень соответствующих действий и ссылку на нормы законодательства, но прежде всего на нормы международного договора.

Учитывая при осуществлении правовой помощи возможность применения иностранного законодательства (в данном случае запрашивающего государства), так называемая уступка суверенитета, разница в законодательствах договаривающихся Сторон может не иметь значения для полноценного сотрудничества. Существуют ситуации, когда именно применение ино-

Пробелы в российском законодательстве

странного законодательства является единственной возможностью исполнения запроса о правовой помощи. Тем не менее это право, а не обязанность запрашиваемого государства. Хотя конечно по общему правилу при оказании правовой помощи применяется законодательство исполняющего государства.

Что касается объема правовой помощи, то в большинстве международных договоров (конвенций) он одинаков. Отличительной чертой последних международных договоров является открытый характер перечня, составляющего объем правовой помощи. Как правило это: процессуальные и следственные действия; осуществление уголовного преследования лица, указанного в запросе; передача предметов.

Объем правовой помощи соответствует цели ее осуществления, т.е выполнению согласованных между договаривающимися государствами действий для получения доказательств по конкретному уголовному делу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, в основе оказания правовой помощи лежат международные принципы и национальное законодательство.

Сами правила направления и требования к запросу (ходатайству, требованию) содержатся в международном договоре, а в некоторых государствах и в национальном законодательстве.

Подобная регламентация позволяет обеспечить единообразие применения норм международных договоров (конвенций) и оперативность осуществления правовой помощи.

К сожалению, сроки выполнения запросов о правовой помощи ни нашли своего отражения ни в международных договорах, ни в национальном законодательстве. Понятно, что для каждой формы правовой помощи эти сроки будут неодинаковы, существует огромная разница в сложности выполнения вручения повестки или осуществлении уголовного преследования. Тем не менее, такой важный вопрос как срок исполнения поручения, на наш взгляд, должен найти свое отражение прежде всего на международном уровне. Приемлемым выходом решения данной проблемы может стать установление максимального срока и при необходимости его продление.

Следует отметить, что отсутствие конкретных сроков присуще не только осуществлению правовой помощи, но и другим видам международного сотрудничества, что существенно усложняет его, а порой делает и вовсе невозможным.

Несмотря на то, что принцип законности при осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства во всех его видах не нашел своего буквального отражения ни на международном, ни на национальном уровне, его значение трудно переоценить. Соблюдение законности, точнее международной законности на территориях договаривающихся государств укрепляет их престиж и авторитет на международной арене, а также способствует их безопасности и стабильности прежде всего в правовой сфере.

Соблюдение законности вообще и в сфере международного сотрудничества, в частности, в первую очередь связано с соблюдением прав и свобод человека, точностью применения норм международного права и национального законодательства.

Применительно к оказанию правовой помощи по уголовным делам принято считать, что этот вид международного сотрудничества так сказать обслуживает следственную и судебную практику договаривающихся

государств в случае невозможности осуществления уголовного судопроизводства в полном объеме на национальном уровне.

В оказании правовой помощи возникает необходимость, когда определенные процессуальные действия требуют применения законодательства обоих договаривающихся государств.

Полагаем, что оказание правовой помощи можно сгруппировать следующим образом: производство определенных процессуальных действий; например, вручение документов, проведение допросов и т.д.; передача компетенции или уступка суверенитета, т.е. передача уголовного преследования лица в случае отказа в его выдаче; передача предметов; предоставление информации.

Отличительной чертой правовой регламентации оказания правовой помощи, да и всего международного сотрудничества является то, что многие нормы содержат отсылки к иным статьям УПК РФ, то же самое можно сказать и об УПК РК и других государств — участников СНГ.

Для надлежащего оказания правовой помощи нормы, его регламентирующие, прежде всего имеют организационно-правовое значение. Поэтому совершенно обоснованно, но несколько выбиваясь из общего контекста Кодекса, здесь содержатся международно-правовые понятия, принципы взаимодействия государств; взаимности оказания правовой помощи; правовая природа самого запроса; его содержание; условия признания его правомерности и т.д.

Большая ответственность ложится на должностное лицо правоохранительного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и которое непосредственно готовит запрос о взаимной правовой помощи.

При подготовке запроса и сопроводительных документов необходимо четко изложить обстоятельства дела, причастность к нему определенного лица, находящегося на запрашиваемой территории, сослаться на доказательства и текст закона, соответствующий международный договор (конвенцию), предусматривающий подобное обращение, мотивировать необходимость производства запрашиваемых действий.

Особого внимания заслуживает равенство доказательств, полученных за рубежом в порядке правовой помощи.

При соблюдении всех необходимых требований направления и исполнения запроса доказательства, полученные за рубежом, оцениваются так же, как если бы они были получены на территории запрашивающего государства. Более того, равенство доказательств является определяющим принципом в вопросах оказания правовой помощи.

Что касается допроса лиц, то по общему правилу оказания правовой помощи необходимо их согласие. Помимо этого, на них распространяется международный иммунитет, который заключается в невозможности их взятия под стражу, привлечения в качестве обвиняемого, иных ограничений личной свободы.

Однако данный иммунитет имеет свои рамки, в том числе временные. Так, действие иммунитета прекращается, когда лицо перестает быть нужным в порядке оказания правовой помощи; когда оно имеет возможность покинуть территорию государства, исполняющего запрос о правовой помощи и с этого момента прошло 15 суток.

На практике встречаются ситуации, когда лицо покинуло территорию, а затем вернулось, разумеется в

этом случае ни о каком иммунитете речь идти не может.

Как правило, необходимость в вызове возникает в отношении свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и прочих лиц, которые заинтересованы в исходе дела.

Что касается передачи уголовного преследования (судопроизводства), то в юридической литературе можно встретить мнение, что это действие не охватывается объемом правовой помощи. Вероятно это связано с его значением и сложностью исполнения на практике. Здесь важно отметить, что когда государство передает уголовное преследование, речь идет об иностранном гражданине, совершившем преступление на его территории и скрывшемся в запрашиваемом государстве.

Когда государство принимает уголовное преследование речь идет о своем гражданине, не выданном именно по причине гражданства.

Причем российское законодательство предусматривает возможность уголовного преследования не только по возбужденному уголовному делу, но и само возбуждение уголовного дела на своей территории. Полагаем, что это весьма спорный момент.

О важности подобного взаимодействия свидетельствует и отнесение его исключительно к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Возвращаясь к Минской Конвенции и нисколько не умаляя ее роли, справедливости ради отметим, что в применительно к рассматриваемой проблеме за ее рамками остались вопросы содействия в предоставлении задержанных для дачи свидетельских показаний; предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий документов; производство осмотров; меры, связанные с наложением ареста.

Отметим, что и Россия и Казахстан довольно быстро сумели преодолеть определенное отставание в рассматриваемой сфере, связанное с объективными причинами.

Говоря о достоинствах и недостатках двусторонних, многосторонних договоров, универсальном или региональном уровнях сотрудничества, важно отметить их взаимодополняемость, позволяющую в конечном счете полноценно использовать все элементы международной практики сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства.

В свое время огромным шагом в развитии регламентации оказания правовой помощи по уголовным делам стала Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.). Уже в самом ее названии предусматривается взаимность данного вида сотрудничества. По прошествии времени она была дополнена двумя Протоколами, вызванными практической необходимостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовые отношения государств, основанные на договоре (конвенции), осуществляются в соответствии с принципами равенства, взаимности, добровольности и добросовестного исполнения принятых на себя обязательств. Цели договора обычно указываются в преамбуле к нему.

В свою очередь соблюдение международных договоров, недопустимость одностороннего отказа от своих обязательств является одним из принципов международного сотрудничества государств. Венская конвенция о праве международных договоров еще в 1969 году установила основания прекращения и приостановления международных договоров.

Поскольку международные договоры содержат нормы общего характера, их регулятивные возможности ограничены, эффективное международное сотрудничество возможно посредством механизма, закрепленного в национальном законодательстве договаривающегося государства.

Так, в сфере уголовного судопроизводства международный договор регламентирует основополагающие вопросы оказания правовой помощи. Их детализация предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством. Соответственно, чем выше уровень проработки национального законодательства, тем эффективнее и оперативнее осуществляется правовая помощь.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes