Местные нормативы градостроительного проектирования
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 года N 258-па
О Порядке подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов, поселений Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов и внесения в них изменений
(с изменениями на 21 августа 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп, от 21.08.2020 N 720-пп)
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на основании Устава Приморского края, в соответствии с законами Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ «О градостроительной деятельности на территории Приморского края», от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» Администрация Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов, поселений Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов и внесения в них изменений.
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Губернатор края —
Глава Администрации
Приморского края
В.В.МИКЛУШЕВСКИЙ
(в ред. Постановлений Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп, от 21.08.2020 N 720-пп)
Содержание
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях регулирования отношений, связанных с подготовкой, утверждением и изменением местных нормативов градостроительного проектирования Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов и поселений Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов (далее соответственно — местные нормативы градостроительного проектирования, городские округа, муниципальные районы, поселения).
1.2. Местные нормативы градостроительного проектирования включают в себя:
а) нормативы градостроительного проектирования Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района;
б) нормативы градостроительного проектирования Надеждинского муниципального района и поселений, входящих в состав Надеждинского муниципального района;
в) нормативы градостроительного проектирования Владивостокского городского округа;
г) нормативы градостроительного проектирования Артемовского городского округа.
1.3. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется в целях:
а) установления совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципальных районов, относящихся к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами местного значения муниципальных районов населения муниципальных районов и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных районов;
б) установления совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселений, городских округов, относящихся к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселений, городских округов населения поселений, городских округов и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселений, городских округов;
в) установления иных расчетных показателей, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4.1 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(пп. «в» введен Постановлением Правительства Приморского края от 21.08.2020 N 720-пп)
1.4. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа (далее — муниципальные образования) населения муниципальных образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.5. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:
а) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований;
б) стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации (при наличии);
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства Приморского края от 21.08.2020 N 720-пп)
в) предложений органов местного самоуправления муниципальных образований и заинтересованных лиц.
II. Порядок подготовки, утверждения и изменения местных нормативов градостроительного проектирования
2.1. Решение о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования принимает министерство строительства Приморского края (далее — министерство).
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.2. Подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется министерством самостоятельно либо с привлекаемыми им на основании государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.3. Министерство:
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
а) осуществляет проверку подготовленных проектов местных нормативов градостроительного проектирования на соответствие требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) обеспечивает размещение проектов местных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — Интернет-сайт Правительства Приморского края) и опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов Правительства Приморского края, не менее чем за два месяца до их утверждения;
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
в) направляет проекты местных нормативов градостроительного проектирования:
в краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края «Центр развития территорий» (далее — КГБУ «Центр развития территорий») для подготовки заключения;
в заинтересованные органы исполнительной власти Приморского края для подготовки предложений;
в органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены проекты местных нормативов градостроительного проектирования, для подготовки предложений и размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа, муниципального района, поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — Интернет-сайт органа местного самоуправления) (при наличии) не менее чем за два месяца до их утверждения.
2.4. КГБУ «Центр развития территорий» направляет в министерство заключения на проекты местных нормативов градостроительного проектирования в течение 30 дней со дня их получения от министерства.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
Органы исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта «в» пункта 2.3 настоящего Порядка, направляют в министерство предложения по проектам местных нормативов градостроительного проектирования в течение 30 дней со дня их получения от министерства.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.5. Заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в министерство свои предложения по проектам местных нормативов градостроительного проектирования в течение двух месяцев со дня их размещения на Интернет-сайте Правительства Приморского края, органа местного самоуправления.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.6. По истечении сроков, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящего Порядка, министерство совместно с КГБУ «Центр развития территории» обеспечивает доработку проектов местных нормативов градостроительного проектирования с учетом поступивших предложений органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованных физических и юридических лиц и (или) направляет указанным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованным физическим и юридическим лицам письменное уведомление с обоснованием причин, по которым их предложения не были учтены либо учтены частично.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.7. По истечении двух месяцев, но не позднее трех месяцев со дня размещения проектов местных нормативов градостроительного проектирования на Интернет-сайте Правительства Приморского края министерство направляет проекты местных нормативов градостроительного проектирования для утверждения в Правительство Приморского края.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.8. Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные в них изменения утверждаются Правительством Приморского края.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.9. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования публикуются в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов Правительства Приморского края, а также размещаются в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 10.01.2020 N 5-пп)
2.10. Внесение изменений в местные нормативы градостроительного проектирования осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.1 — 2.9 настоящего Порядка.
Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 года N 713/30
Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области
(с изменениями на 1 августа 2017 года)
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области», постановлением Правительства Московской области от 31.05.2006 N 469/20 «О нормативах градостроительного проектирования Московской области», постановлением Правительства Московской области от 12.02.2010 N 62/3 «Об утверждении Перечня нормативов градостроительного проектирования Московской области и о внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 31.05.2006 N 469/20 «О нормативах градостроительного проектирования Московской области» Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые нормативы градостроительного проектирования Московской области.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Московской области от 24.06.2014 N 491/20 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области».
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Елянюшкина Г.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев
Нормативы градостроительного проектирования Московской области
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Московской области
от 17 августа 2015 года N 713/30
(с изменениями на 1 августа 2017 года)
Общие положения
1. Нормативы градостроительного проектирования Московской области (далее — Нормативы) подготовлены и утверждены Правительством Московской области на основании статей 7 и 29_1-29_4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьи 14 Закона Московской области N 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области».
2. Нормативы входят в систему нормативных правовых актов, регламентирующих градостроительную деятельность в Московской области.
3. Нормативы содержат расчетные количественные показатели и качественные характеристики обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения Московской области.
4. Нормативы устанавливают обязательные требования для всех субъектов градостроительных отношений при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в Московской области.
5. Нормативы определяются:
особенностями пространственной организации и функционального назначения территорий Московской области, которые характеризуются историческими традициями организации расселения населения и размещения мест приложения труда, планируемыми приоритетными преобразованиями в пространственной организации Московской области, планируемыми инфраструктурными изменениями, требованиями сохранения и приумножения историко-культурного и природного наследия;
особенностями населенных пунктов Московской области, которые характеризуются типом населенного пункта — городского или сельского населенного пункта, планируемой численностью населения в населенном пункте, принимаемой в соответствии с программами социально-экономического развития Московской области и муниципального образования Московской области, и пространственной морфологией застройки населенного пункта.
6. Нормативы дифференцированы по типам устойчивых систем расселения Московской области, которые определены в Схеме территориального планирования Московской области — основных положениях градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 «Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области — основных положений градостроительного развития».
Типология и состав устойчивых систем расселения Московской области приведены соответственно в приложениях N 1 и N 2.
7. Дифференциация городов и поселков городского типа Московской области по численности населения приведена соответственно в приложениях N 3 и N 4.
8. Нормативы направлены на обеспечение:
повышения качества жизни населения Московской области и создание градостроительными средствами условий для обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, гражданам, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
повышения эффективности использования территорий поселений, городских округов Московской области на основе рационального зонирования, исторически преемственной планировочной организации и застройки городов и иных населенных пунктов, соразмерной преобладающим типам организации среды в городских и сельских населенных пунктах;
соответствия средовых характеристик населенных пунктов современным стандартам качества организации жилых, производственных и рекреационных территорий;
ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений.
9. Местные нормативы градостроительного проектирования муниципальных районов, поселений, городских округов Московской области не могут содержать значения расчетных показателей, ухудшающие значения расчетных показателей, содержащиеся в настоящих Нормативах.
10. Для целей Нормативов используются следующие основные понятия:
коэффициент застройки земельного участка (при застройке земельных участков индивидуальными жилыми домами), квартала, жилого района — отношение территории, застроенной жилыми домами, к территории земельного участка, квартала, жилого района, выраженное в процентах;
плотность застройки квартала или жилого района — суммарная поэтажная площадь наземной части жилых зданий (домов) в габаритах наружных стен, включая встроенные и пристроенные нежилые помещения, выраженная в квадратных метрах, приходящаяся на один гектар территории квартала или жилого района;
плотность населения жилого района — численность постоянного проживающего на территории жилого района населения, приходящаяся на один гектар территории жилого района;
средняя этажность — отношение суммарной поэтажной площади наземной части жилых домов в габаритах наружных стен, включая встроенные и пристроенные нежилые помещения, к площади территории, застроенной этими жилыми домами (в случае, если площади этажей в каждом доме одинаковы и равны площади застройки, это отношение эквивалентно средней арифметической взвешенной этажности домов с весовыми коэффициентами в виде площадей застройки домов);
жилой район — жилая территория (часть жилой территории) населенного пункта, ограниченная магистральными улицами, естественными и искусственными рубежами, на которой размещаются жилые дома, объекты социального, коммунально-бытового назначения, торговли, общественного питания, объекты здравоохранения, объекты образования, объекты для хранения индивидуального автомобильного транспорта, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения;
квартал — часть жилого района, ограниченная магистральными улицами, жилыми улицами, пешеходными аллеями, естественными и искусственными рубежами;
территория земельного участка, квартала, жилого района, застроенная жилыми домами, — выраженная в квадратных метрах суммарная площадь горизонтальных сечений жилых домов на уровне цоколя, включая выступающие части, расположенных на земельном участке, в квартале, жилом районе;
реконструкция планировки территории — реорганизация планировочных элементов в городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа), сельских населенных пунктах в целях формирования квартальной структуры жилых, общественно-деловых, производственных территорий, обеспечивающей увеличение доли территорий общего пользования: городских жилых улиц, бульваров, пешеходных аллей;
коэффициент застройки земельного участка производственной территории — отношение площади территории земельного участка, застроенной зданиями, строениями и сооружениями, к общей площади земельного участка, выраженное в процентах;
площадь территории земельного участка, застроенная зданиями, строениями и сооружениями — суммарная площадь территорий, занятых производственными зданиями, строениями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые склады различного назначения;
сеть автомобильных дорог общего пользования — совокупность участков автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием местного, регионального или межмуниципального значения, проходящих по территории Московской области вне границ населенных пунктов;
плотность сети автомобильных дорог общего пользования — отношение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории, к площади территории;
протяженность сети автомобильных дорог общего пользования — суммарная протяженность участков автомобильных дорог, образующих сеть автомобильных дорог общего пользования;
сеть маршрутов общественного пассажирского транспорта — совокупность муниципальных, межмуниципальных и межсубъектных маршрутов регулярного сообщения общественного автомобильного пассажирского транспорта, проходящих по сети автомобильных дорог общего пользования;
плотность сети общественного пассажирского транспорта — отношение протяженности сети маршрутов общественного пассажирского транспорта, проходящих по территории, к площади территории;
протяженность сети маршрутов общественного пассажирского транспорта — протяженность сети дорог общего пользования, по которым проходят маршруты общественного пассажирского транспорта (без учета наложения маршрутов);
застроенные территории — территории Московской области, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации по целевому назначению отнесены к категориям земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения;
лесные территории — территории Московской области, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации по целевому назначению отнесены к категориям земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда;
сельскохозяйственные территории — территории Московской области, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации по целевому назначению отнесены к категориям земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса;
доля застроенных территорий — отношение площади застроенных территорий к общей площади территорий;
доля лесных территорий — отношение площади лесных территорий к общей площади территорий;
доля сельскохозяйственных территорий — отношение площади сельскохозяйственных территорий к общей площади территорий.
Раздел I. Основная часть (расчетные показатели)
1. Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах и плотности населения на жилых территориях при различных показателях жилищной обеспеченности и при различных типах застройки
1.1. Жилые территории населенных пунктов предназначены для организации здоровой, удобной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым потребностям.
1.2. На жилых территориях размещаются:
жилые дома различных видов, элементы озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данных домов, объекты;
объекты социального назначения, в том числе объекты здравоохранения, объекты образования, объекты физической культуры и спорта, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
объекты коммунально-бытового назначения;
объекты делового, коммерческого и общественного назначения;
объекты общего пользования, в том числе парки, сады, скверы, бульвары;
объекты для хранения индивидуального автомобильного транспорта;
объекты транспортной инфраструктуры;
объекты инженерного обеспечения;
иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения и не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду.
1.3. Планировочная организация жилых территорий должна формироваться с учетом архитектурных, градостроительных традиций, ландшафтных и других местных особенностей.
1.4. Планировочная организация жилых и иных территорий должна обеспечивать пространственные взаимосвязи жилой застройки, объектов социального и коммунально-бытового назначения, озелененных и иных территорий общего пользования.
1.5. В городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) при новом строительстве и (или) реконструкции планировки рекомендуемые размеры квартала составляют не более чем 120 на 120 метров в красных линиях. В зависимости от требований сохранения (возрождения) присущего городским населенным пунктам своеобразия расселения и застройки, преобладающей в городском населенном пункте морфологии застройки, рельефа местности, структуры землевладений один из параметров размера квартала может составлять более чем 120 метров, но не более 250 метров в красных линиях. В таких случаях рекомендуется предусматривать в структуре квартала сквозные пешеходные проходы, аллеи и иные планировочные мероприятия, обеспечивающие соразмерные человеку дворовые пространства.
1.6. В сельских населенных пунктах при новом строительстве и (или) реконструкции планировки размеры планировочных элементов и их структура должны исходить из сложившейся в них морфологии застройки.
1.7. Во всех типах населенных пунктов при новом строительстве и (или) реконструкции жилой застройки в жилых зданиях:
этажностью свыше 12 этажей не допускается размещение жилых помещений в первых этажах;
этажностью от 4 до 12 этажей необходимо предусматривать 6 процентов нежилых помещений от общей жилой площади здания.
Преимущественно нежилые помещения в первых этажах располагаются в жилых зданиях, фасады которых выходят на жилые и (или) магистральные улицы.
Необходимо предусматривать размещение в первых этажах жилых зданий объектов бытового обслуживания, общественного питания, торговли, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, бизнес-школ и бизнес-инкубаторов, центров дистанционного обучения, инновационных исследовательских и проектных учреждений, объектов предпринимательства в случаях, если их деятельность не требует организации санитарно-защитных зон и не оказывает вредного радиологического, электромагнитного и санитарно-эпидемиологического влияния, с учетом создания условий для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Для жилых зданий этажностью свыше 12 этажей нежилой 1-й этаж не включается в расчет предельной этажности в случае, если планируемая застройка не находится в границах территорий исторических поселений и ограничение этажности не связано с иными зонами регулирования застройки.
При новом строительстве объектов жилого назначения необходимо предусматривать 50-процентную обеспеченность местами приложения труда от планируемого населения жилой застройки.
(Абзац дополнительно включен с 16 сентября 2017 года постановлением Правительства Московской области от 1 августа 2017 года N 623/27)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
1.8. На жилых территориях допускается застройка жилыми домами следующих видов:
застройка многоквартирными жилыми домами;
застройка блокированными жилыми домами;
застройка индивидуальными жилыми домами.
1.9. Расчетными показателями интенсивности использования жилых территорий населенных пунктов являются:
коэффициент застройки земельного участка жилыми домами (при застройке земельных участков индивидуальными жилыми домами);
коэффициент застройки квартала жилыми домами;
коэффициент застройки жилого района жилыми домами;
плотность застройки квартала жилыми домами;
плотность застройки жилого района жилыми домами;
плотность населения жилого района.
1.10. Предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий в населенных пунктах Московской области за исключением исторических поселений определяется в соответствии с таблицей N 1.
1.11. Предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий в городах Московской области, отнесённых к историческим поселениям, федерального и регионального значения определяется в соответствии с таблицей N 1а.
1.12. Допускается осуществление строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения с отклонением от предельных параметров по этажности, установленных в таблицах N 1 и N 1 а, в следующих случаях:
обеспечения переселения граждан из аварийного и ветхого жилья;
обеспечения жильем обманутых участников долевого строительства;
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей;
строительства зданий и сооружений религиозного назначения;
создания многофункциональных комплексов жилого, административного, общественно-делового и производственного назначения.
При этом должны соблюдаться условия обеспечения всех минимально допустимых для данного населенного пункта расчетных показателей интенсивности использования территории, обеспеченности населения территориями объектов образования, объектов здравоохранения и социальной защиты населения, транспортной, включая места для хранения индивидуальных автомобилей, инженерной инфраструктур, озелененными территориями общего пользования, пешеходной или транспортной доступности в зависимости от вида объекта.
Проекты строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения, предусматривающие отклонение от предельных параметров по этажности, установленных в таблицах N 1 и N 1а, в обязательном порядке подлежат рассмотрению на Градостроительном Совете Московской области.
1.13. При определении максимальной этажности жилого дома в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе мансардный этаж и цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее, чем на 2 м.
1.14. При различном числе этажей в разных частях жилого дома, а также при размещении жилого дома на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части жилого дома.
1.15. Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий населенных пунктов Московской области и плотности населения на жилых территориях при различных показателях жилищной обеспеченности и при различных типах застройки определяются в соответствии с таблицей N 2.
1.16. Рекомендуемые органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области предельные размеры земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, предоставляемых для застройки индивидуальными жилыми домами, определяются в соответствии с таблицей N 3.
1.17. При застройке земельных участков индивидуальными жилыми домами коэффициент застройки, земельного участка должен быть не более 40 процентов, (без учета гаражей, строений и сооружений вспомогательного использования, не предназначенных для постоянного проживания), этажность жилых домов не должна превышать 3 этажей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
1.18. На жилых территориях Московской области, застроенных индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами, расчетные показатели плотности населения не нормируются.
Прогнозируемая численность жителей в проектируемой застройке индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами определяется по количеству проектируемых индивидуальных жилых домов (блоков в блокированных жилых домах), умноженному на среднюю численность семьи, исходя из допущения, что в одном индивидуальном жилом доме (блоке) будет проживать одна семья.
1.19. При определении этажности зданий устанавливается следующий тип застройки:
малоэтажная — 1-4 этажа (с учетом мансарды);
среднеэтажная — 5-8 этажей;
многоэтажная — 9 этажей и выше.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
1.20. В составе проектной документации для строительства многоквартирных жилых домов предусматривать подключение к сети связи общего пользования, установку систем подъездного и придомового видеонаблюдения и их подключение к системе технологического обеспечения региональной общественной безопасности на территории Московской области. Прокладку линий электропередачи для элементов наружного освещения производить скрытым способом.
В составе проектной документации для строительства объектов физической культуры и спорта, торговли и общественного питания, коммунального и бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения, религиозного назначения предусматривать установку систем видеонаблюдения и их подключение к системе технологического обеспечения региональной общественной безопасности на территории Московской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 марта 2017 года постановлением Правительства Московской области от 21 февраля 2017 года N 124/7.
Таблица N 1. Предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий в населенных пунктах Московской области
Население, |
Устойчивая система расселения |
||||||||
тыс. человек |
городская |
рекреационно-городская |
рекреационно-аграрная |
||||||
городские населенные пункты |
сель- |
городские населенные пункты |
сель- |
городские населенные пункты |
сель- |
||||
горо- |
поселки город- |
ленные пункты |
горо- |
поселки город- |
ленные пункты |
горо- |
поселки город- |
ленные пункты |
|
свыше 100 |
|||||||||
от 50 до 100 |
|||||||||
от 15 до 50 |
|||||||||
от 3 до 15 |
|||||||||
от 1 до 3 |
|||||||||
менее 1 |
Таблица N 1а. Предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий в городах Московской области, отнесённых к историческим поселениям, федерального и регионального значения
N п/п |
Исторические города |
Предельно допустимая этажность |
город Бронницы |
||
город Верея |
||
город Волоколамск |
||
город Дмитров |
||
город Егорьевск |
||
город Зарайск (федерального значения) |
||
город Звенигород |
||
город Истра |
||
город Кашира |
||
город Коломна (федерального значения) |
||
город Клин |
||
город Можайск |
||
город Ногинск |
||
город Сергиев Посад |
||
город Озеры |
||
город Орехово-Зуево |
||
город Павловский Посад |
||
город Подольск |
||
город Руза |
||
город Серпухов |
||
город Чехов |
||
город Талдом |
Таблица N 2. Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах Московской области и плотности населения на жилых территориях при различных показателях жилищной обеспеченности и при различных типах застройки
Вид застройки |
Средняя |
Квартал |
Жилой район |
|||
этажность жилых домов |
Коэффи- |
Плотность застройки жилыми домами, не более, м/га |
Коэффи- |
Плотность застройки жилыми домами, не более, м/га |
Плотность населения, не более, чел./га |
|
Населенные пункты с численностью населения свыше 100 тыс. человек, расположенные в городских устойчивых системах расселения |
||||||
Многоквартирные |
47,9 |
29,8 |
||||
жилые дома |
40,1 |
21,7 |
||||
34,1 |
17,0 |
|||||
29,8 |
14,0 |
|||||
26,5 |
11,9 |
|||||
23,9 |
10,4 |
|||||
21,8 |
9,3 |
|||||
20,0 |
8,3 |
|||||
18,5 |
7,6 |
|||||
17,3 |
7,0 |
|||||
16,2 |
6,4 |
|||||
15,2 |
6,0 |
|||||
14,3 |
5,6 |
|||||
13,6 |
5,3 |
|||||
12,9 |
5,0 |
|||||
12,3 |
4,7 |
|||||
11,7 |
4,4 |
|||||
Блокированные |
50,0 |
38,7 |
||||
жилые дома |
43,3 |
30,0 |
||||
38,6 |
24,8 |
|||||
Населенные пункты с численностью населения свыше 100 тыс. человек, расположенные в рекреационно-городских устойчивых системах расселения |
||||||
Многоквартирные |
47,1 |
28,9 |
||||
жилые дома |
39,1 |
20,9 |
||||
33,0 |
16,2 |
|||||
28,7 |
13,3 |
|||||
25,4 |
11,3 |
|||||
22,8 |
9,8 |
|||||
20,8 |
8,7 |
|||||
19,0 |
7,8 |
|||||
17,6 |
7,1 |
|||||
16,4 |
6,5 |
|||||
15,3 |
6,0 |
|||||
14,4 |
5,6 |
|||||
13,5 |
5,2 |
|||||
12,8 |
4,9 |
|||||
12,1 |
4,6 |
|||||
11,6 |
4,4 |
|||||
11,0 |
4,1 |
|||||
Блокированные |
49,5 |
38,0 |
||||
жилые дома |
42,6 |
29,2 |
||||
37,9 |
24,0 |
|||||
Населенные пункты с численностью населения свыше 100 тыс. человек, расположенные в рекреационно-аграрных устойчивых системах расселения |
||||||
Многоквартирные |
46,4 |
28,1 |
||||
жилые дома |
38,1 |
20,1 |
||||
32,0 |
15,5 |
|||||
27,7 |
12,6 |
|||||
24,4 |
10,7 |
|||||
21,9 |
9,3 |
|||||
19,8 |
8,2 |
|||||
18,2 |
7,4 |
|||||
16,7 |
6,7 |
|||||
15,5 |
6,1 |
|||||
14,5 |
5,7 |
|||||
13,6 |
5,3 |
|||||
12,8 |
4,9 |
|||||
12,1 |
4,6 |
|||||
11,5 |
4,3 |
|||||
10,9 |
4,1 |
|||||
10,4 |
3,9 |
|||||
Блокированные |
49,1 |
37,3 |
||||
жилые дома |
42,1 |
28,4 |
||||
37,1 |
23,2 |
|||||
Населенные пункты с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек, расположенные в городских устойчивых системах расселения |
||||||
Многоквартирные |
47,1 |
28,8 |
||||
жилые дома |
38,9 |
20,8 |
||||
32,9 |
16,1 |
|||||
28,6 |
13,2 |
Знаете ли вы, что…
- Средняя жилищная обеспеченность на одного петербуржца — 28 кв. м. Многие ли могут похвастаться, что для них этот норматив выполняется?
- Обеспеченность Санкт-Петербурга объектами утилизации твердых коммунальных отходов составляет 362 кг на человека в год, т. е. почти килограмм в день.
- В гарнизоне пожарной охраны Санкт-Петербурга 386 пожарных автомобилей, а их потребность к 2020 и к 2025 году оценивается в 1157 машин.
- Считается, что в возрастной группе от 2 месяцев до 3 лет дошкольные образовательные учреждения посещают 25% детей, от 3 до 6 лет — 100%, а от 6 до 7 лет — 95% (5% при этом уже ходят в школу).
- Петербуржцы в среднем посещают лечебно-профилактические учреждения (поликлиники) 8.23 раза в год (по данным Территориального фонда ОМС за 2015 год, и непонятно, учитывает ли это число платные посещения поликлиник или по ДМС). При этом фактическая мощность ЛПУ почти на 60% выше существующего уровня загрузки. Правда, сидя в очереди в поликлинике, поверить в это непросто.
- Продолжительность пребывания в больницах составляет в среднем 11.6 дней. Попадают туда горожане в среднем раз в 3.5 года.
- 1 автомобиль скорой помощи совершает в год 4000 выездов. Всего машин скорой помощи в Петербурге 558 (на 01/09/2015).
- Для уличных площадок для занятия молодежи экстремальными видами спорта принят расчетный радиус обслуживания в 500 метров. Такой же, как для школ.
- В Санкт-Петербурге есть 248 плавательных бассейнов, из которых 184 — городские, что бы это ни значило.
- А из 62 петербургских кинотеатров (на 01/09/2015), 14 — государственные. Знаете такие?
- Мощность снегоприемных и снегоплавильных пунктов составляет 4263 куб. м снега в год на кв. км территории Санкт-Петербурга. Если перевести это в толщину снежного покрова, получится 4 мм 🙂
Это сведения из региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП) Санкт-Петербурга. Точнее, из разных других документов, на которые опираются РНГП — из стратегий развития, программ, планов, данных Петростата и т.п. Проект РНГП не так давно обнаружился на портале нормативно-правовых актов администрации Санкт-Петербурга. И я уже где-то читал, что его уже утвердили, и нормативы скоро вступят в силу.
Вообще, РНГП вроде бы неплохи. Но в части велотранспорта не сказать, что хороши. По сравнению с проектом РНГП 2015 года, о котором я уже писал, как будто ничего не изменилось. Начнем с того, что велодорожки отнесены к области благоустройства. Целевой показатель обеспеченности города велодорожками установлен на уровне 0.165 км на кв. км территории. А показатель доступности велодорожек и вовсе не устанавливается.

Но мы-то ведь знаем, что велодорожки — это транспортная инфраструктура.
0.169 км велодорожек на кв. км территории — это 200 км. Такой целевой показатель установлен в Государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы к 2020 году. Любопытно, что в Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года цели более скромные — 100 км к 2025 году. Для сравнения: общая плотность улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге в 15 раз выше, и составляет 2.5 км на кв. км. Впрочем, судя по прогнозным потребностям в автомобильных дорогах, их будут строить даже меньше, чем велодорожек: имеющиеся сейчас в Петербурге 3333.88 км дорог регионального значения к 2020 году должны вырасти до 3387.03, а к 2025 — до 3440.18 км. То есть, общий прирост должен составить 106 км.
Доступность велодорожек — важный параметр, определяющий, сколько людей будут ими пользоваться. Проложите двести километров шикарных велодорог от КАДа до городов-спутников, но забудьте соединить их с городской улично-дорожной сетью (как это случилось с велодорожкой на Софийской улице) — и по ним никто не поедет. Сделайте те же двести километров с умом и в правильном месте — и число людей на велосипедах вырастет многократно.
Доступность автодорог при этом неявно, но задается: есть такое требование, что каждый земельный участок должен быть обеспечен подключением к улично-дорожной сети напрямую либо через внутриквартальные проезды.
Прямое отношение к велодорожкам, на мой взгляд, имеет такой показатель из РНГП, как расчетная потребность в общеобразовательных организациях, т.е. в школах. В 2020 году в Петербурге ожидается 479 тысяч школьников, а в 2025 — 660 тысяч. Полмиллиона школьников — огромный пул потенциальных пользователей безопасных велодорожек. Важно же это потому, что именно в этом возрасте закладываются такие полезные привычки, как езда на велосипеде, безопасное поведение на дорогах и всё такое. Про ВУЗы в РНГП ничего не написано, но думаю, что студентов в нашем городе ну никак не меньше двухсот-трехсот тысяч.
Во втором разделе — Материалы по обоснованию расчетных показателей обеспеченности и расчетных показателей доступности — приводится как бы обоснование указанных выше цифр:

Сильнее всего коробит тут «потребность населения в велодорожках” — те самые 200 км. Смешно называть такой показатель потребностью. Эта цифра очень далека от реальных потребностей города. И транспортную стратегию, которая послужила источником этих цифр, несомненно нужно корректировать.
В третьем разделе — Правила и область применения расчетных показателей обеспеченности и доступности — приводятся следующие принципы организации велосипедных дорожек:

Первая половина этого пункта, про освоение и развитие территорий, более чем здравая. Если район проектируется с чистого листа, необходимо сразу же предусматривать велодорожную инфраструктуру. Чтобы не получилось потом, как Гуревич рассказывает о реакции городского начальства на запросы велодорожек: «А где же вы раньше были, двести-триста лет назад? Почему тогда не требовали велодорожек?”
Даже жаль, что эти правила относятся только к незастроенным территориям и территориям комплексного освоения и развития.
А вот всё, что касается ширины велодорожек и разделительных элементов — это напрасное и бессмысленное повторение федеральных и межгосударственных стандартов: ГОСТов и СП.
Последний абзац — про велопешеходные дорожки — так и вовсе противоречит гостам и здравому смыслу. Совмещение допускается только при небольшой интенсивности пешеходного и велосипедного трафика, чего почти не бывает в исторически сложившихся районах (почти всегда это центр города). Такое совмещение — это вариант для загородных дорог.
Напрасное повторение гостов встречается и в завершающей РНГП таблице, озаглавленной «Перечень автомобильных дорог регионального значения, включая улицы, образующие улично дорожную сеть”. Никаким перечнем таблица, конечно, не является. В ней приводится классификация дорог и улиц, и их основные параметры — расчетная скорость движения, минимальная ширина, минимальное количество полос движения, ширина полосы и т.п. Ещё один косяк тут в том, что регулируется только минимальное число полос движения, хотя надо ограничивать этот параметр и сверху. И в том, что в таблице присутствуют велосипедные дорожки, что совершенно не вяжется с заголовком таблицы.
Для многих типов улиц здесь повторяются стандартные гостовые ширины полос 3.5-3.75 м. Локальное спасение обещает лишь пункт 3.3.1, который допускает отклонения от этих параметров в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия.
Собственно, про велодорожки в РНГП больше ничего нет. Впечатление от велодорожной части РНГП — хорошо, что хоть что-то написали, но большого смысла в этом нет, за исключением требования велодорожного освоения новых и развивающихся территорий. Вообще, наши петербургские нормативы градостроительного проектирования регулируют только требования обеспеченности и доступности различных объектов. И на данном этапе это, наверное, правильно. Конечно, хотелось бы видеть какие-то дополнительные правила проектирования велодорожек, закрывающие белые пятна общегосударственных нормативов, и позволяющие обойти устаревшие требования всех этих гостов и снипов. Чтобы можно было делать велодорожки, как в Амстердаме и Копенгагене. Но региональные нормативы, к сожалению, не могут противоречить федеральным.
Ещё немного любопытностей.
На 15/01/2016 по данным регионального ГУВД в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 1 561 639 легковых автомобилей (334 на тысячу человек). Хорошо, что все они не выезжают на дороги одновременно, а многие автовладельцы не ездят на своих авто каждый день. Но на улицах к этим машинам прибавляется ещё несколько десятков, если не сотен тысяч автомобилей с финско-белорусскими номерами, автомобили, зарегистрированные в Ленобласти и других регионах, грузовые автомобили и автобусы разных размеров.
Кстати, в Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга (КРТС) есть такие данные: в будний день в центральную часть города въезжает 330-350 тысяч автомобилей, причем почти 100 тысяч проезжают через центр транзитом, а оставшиеся 250 тысяч имеют пункт назначения именно в центре.
В 2020 году поголовье автомобилей в Петербурге, как ожидается, вырастет до 2.3 млн, а в 2025 году до 2.5 млн. То есть, автомобилизация за десять лет вырастет более, чем в полтора раза.
При этом, в РНГП четко прописано, что все 100% мест для хранения индивидуального автотранспорта жителей квартала должны размещаться в границах этого квартала. Никакое «откладывание” строительства паркингов или отсылки к тому, что жители будут хранить свои машины в соседних кварталах, более не допускается.
Кроме того, размещение планируемого объекта капитального строительства на территории со сложившейся застройкой не должно увеличивать дефицит мест для стоянки индивидуального автотранспорта для жителей квартала.
Автор статьи: Ершова Светлана Анатольевна — доктор экономических наук, профессор. Начальник управления научно-методического обоснования градостроительного развития Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга».
Монография посвящена сложному и новому для профессиональной градостроительной деятельности процессу разработки региональных нормативов градостроительного проектирования на территории Санкт-Петербурга. Она представляет собой уникальное издание, содержащее результаты многолетнего исследования проблем нормативного обеспечения градостроительной деятельности и российской практики градостроительного проектирования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 30.12.2004, по-новому выстроил структуру градостроительных отношений, предусмотрел новые документы, необходимые для осуществления градостроительной деятельности, ранее правовой системе Российской Федерации неизвестные. Указанным кодексом впервые в градостроительной практике введены понятия – региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Отличительной особенностью этих нормативов является то, что они обязательны к учету при разработке и утверждении генеральных планов поселений и городских округов. Сущность нормативов градостроительного проектирования была определена в Градостроительном кодексе Российской Федерации следующим образом: они содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). На законодательном уровне ни состав, ни содержание нормативов градостроительного проектирования как нормативного акта федеральным законодательством не были установлены. Указывалось только то, что состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются субъектом Российской Федерации; состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, субъектам Российской Федерации (в том числе городу федерального значения – Санкт-Петербургу) было предоставлено право самостоятельно определять состав показателей, необходимых для включения в региональные нормативы градостроительного проектирования, руководствуясь только общим требованием о содержании нормативов градостроительного проектирования, содержащимся в ч. 4 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данный правовой пробел вызвал неоднозначность подхода к структуре самого документа, содержанию нормативов градостроительного проектирования и к определению перечня нормируемых показателей.
Именно с этими обстоятельствами и была связана временнáя задержка принятия нормативов градостроительного проектирования в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Санкт-Петербурге, и органы местного самоуправления в Российской Федерации не принимали нормативы градостроительного проектирования.
Процесс принятия этого важнейшего для градостроительной деятельности документа был, в частности, затруднен и тем, что параллельно с нормотворческими процессами шла серьезная наработка судебной практики по определению содержания нормативов и по их месту в системе нормативных (нормативно-технических) документов, обеспечивающих градостроительную деятельность. Это также требовало внесения поправок в подготовленные проекты региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
В монографии отражены трудности, связанные с процессом разработки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования в Санкт-Петербурге. За период с 2004 года в Санкт-Петербург было разработано, как минимум, четыре официальные версии проекта региональных нормативов градостроительного проектирования, и каждая из четырех версий имела несколько редакций. Эти проекты в разное время выносились на обсуждение и/или согласование с профильными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В феврале 2014 года был принят Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9 «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга», который является плодом огромной работы специалистов в сфере градостроительства. Работа над созданием региональных нормативов для Санкт-Петербурга продолжалась более 7 лет. В частности, именно отсутствием единого понятийного аппарата и методологии объясняются длительные временные периоды разработки этого документа.
В разработке региональных нормативов градостроительного проектирования для Санкт-Петербурга принимало участие значительное число специалистов разного профиля и ведомств. Участниками-разработчиками являлись в разные годы ЗАО «Санкт-Петербургский НИПИГрад», Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга», Комитет по градостроительству и архитектуре, ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» и др. Специалистами была проделана колоссальная работа, суть которой, в конечном итоге, свелась к определению видов показателей, нормируемых в составе региональных нормативов градостроительного проектирования, а также к определению количественного значения указанных показателей.
На этом работу над указанным документом нельзя назвать завершенной: 05.05.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», который внес значительные изменения в рассматриваемой сфере.
В данную книгу включены наиболее интересные вопросы разработки региональных нормативов, правовые вопросы и полемика по ним.
Представленные в монографии результаты опыта работы специалистов Санкт-Петербурга по работе над созданием региональных нормативов градостроительного проектирования будут интересны и полезны всем, кто работает в градостроительной сфере и занимается исследованием теории и практики градостроительных процессов.
Остановимся несколько подробнее на структуре и основном содержании монографии.
Первая глава монографии посвящена основным методологическим вопросам – сущности нормативов градостроительного проектирования и соотношению этого нормативного акта с другими нормативными правовыми актами, действующими в сфере градостроительства. В главе освещены достаточно сложные для современного восприятия и учета в практической деятельности вопросы правовой сущности нормативов градостроительного проектирования и их значение для территориального планирования и планировки территории; соотношения нормативов градостроительного проектирования и иных нормативных и нормативно-технических документов в сфере градостроительства; соотношения нормативов градостроительного проектирования и требований технических регламентов; соотношения нормативов градостроительного проектирования и иных нормативных актов в сфере градостроительства. Этот раздел был подготовлен на основе многочисленных вопросов проектировщиков, застройщиков, градозащитников о приоритете документов в области градостроительного проектирования. Сложность заключается в том, каким образом выстраивается иерархия документов в исследуемой сфере, чем необходимо пользоваться в практике проектирования, какие из действующих нормативных и нормативно-технических актов являются обязательными для применения, а какие носят исключительно рекомендательный характер. В главе даны разъяснения по указанной выше проблематике, вскрыт огромный пласт нормативных требований, самое главное – вопросы освещены с позиций требований действующего законодательства, а не с позиций так называемой практики «применения по понятиям». Логика построения первой главы связана еще и с тем, что именно по выделенным в ней темам и в настоящее время приходится давать разъяснения. И сегодня не достигнуто единого понимания правовой логики ранжирования нормативных актов в области градостроительного проектирования. До настоящего времени присутствуют различные точки зрения по указанным в параграфах первой главы вопросам, зависящие не столько от необходимости включения профессиональной и юридической логики в градостроительный процессы, сколько от желания прочитать документы так, как это выгодно.
Многочисленные дискуссии в самых разных профессиональных кругах и высказанные на самых разных уровнях мнения по этому поводу показали необходимость изложения позиции разработчиков нормативов градостроительного проектирования в Санкт-Петербурге по основополагающим вопросам их сущности и значения.
Во второй главе монографии изложены предпосылки разработки региональных нормативов градостроительного проектирования в Санкт-Петербурге и основные этапы подготовки этого документа. Ознакомление с материалами, изложенными в данной главе, позволяет понять, какие профессиональные сообщества и организации привлекались к разработке документа.
Третья глава содержит развернутую информацию о тех проектах, которые в разные периоды были представлены на рассмотрение в качестве нормативов градостроительного проектирования в Санкт-Петербурге. Приведено содержание проектов нормативов, дана краткая характеристика каждого из них, позволяющая понять видение разработчиками сути документа и подходов к его наполнению. Одним из очень важных моментов является то, что в главе в полном объеме приведены тексты проектов нормативов градостроительного проектирования, что позволяет воспользоваться всеми имеющимися наработками в указанной области. Это чрезвычайно интересно и полезно как для исследования теории и практики градостроительного проектировании, так и для изучения наследия специалистов, работавших в разное время по этой важной для экономики России проблематике.
Четвертая глава содержит уникальные материалы полемик по различным вопросам, связанным с разработкой региональных нормативов градостроительного проектирования. В главе приведены материалы поступивших замечаний на утвержденный в Санкт-Петербурге в качестве закона проект нормативов градостроительного проектирования, заключения по этим замечаниям и основания для отклонения некоторых из них. В книге приведены результаты работ по замечаниям к проектам нормативных актов. Учитывая интерес большинства специалистов к этому важнейшему направлению нормотворческой деятельности в области градостроительства и невозможность в ряде случаев получить квалифицированный ответ на злободневные вопросы, в этот раздел была включена полезная для практической деятельности информация.
Отдельная глава посвящена проблематике утверждения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Необходимость включения этого материала обусловлена целесообразностью ознакомления специалистов с новой парадигмой развития градостроительства, особенностью которой является единство профессиональной и правовой составляющей при разработке основных базовых документов в области градостроительства. Этот новый этап не всегда адекватно воспринимается как юристами, так и специалистами-градостроителями, ибо он требует понимания действия нового организационно-экономического механизма в области градостроительства, переосмысления ряда теоретических вопросов и понимания сути практической деятельности в градостроительной сфере. Ознакомление с некоторыми аспектами этого нового направления в профессиональной градостроительной деятельности является одним из важных направлений просветительской деятельности.
В заключение приведена информации о тех новых направлениях разработки нормативов градостроительного проектирования, которые возникли в связи с введением поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Очень полезным для практической работы является включенный в монографию предметный указатель показателей нормативов градостроительного проектирования, в котором собраны в алфавитном порядке нормируемые показатели из всех проектов нормативов, разработанных в Санкт-Петербурге.
По сути, монография является своеобразным справочником проектировщика-градостроителя. В ней не только представлен уникальный материал по разработке нормативов градостроительного проектирования, но и отражена эволюция процессов понимания градостроительства как нового направления правовой и профессиональной деятельности.
Архив журнала «Управление развитием территории», выпуск № 4/2015.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 №713/30 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области», постановлением Правительства Московской области от 20.10.2015 № 961/36 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности», распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.03.2009 № 14а «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональных организаций территорий муниципальных образований Московской области», руководствуясь Уставом Пушкинского муниципального района Московской области,
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить Положение о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области (прилагается).
2. Управлению делами администрации Пушкинского района опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Муниципальному казенному учреждению «Центр информационно-коммуникационных технологий» разместить настоящее постановление на сайте администрации Пушкинского муниципального района (www.adm-pushkino.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Главы администрации Пушкинского муниципального района
А.С. Хвощинского.
Глава Пушкинского
муниципального района С.М. Грибинюченко
Приложение
к постановлению администрации
Пушкинского муниципального
района Московской области
от 26.05.2017 № 1127
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области (далее – Положение) разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 №713/30 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области», постановлением Правительства Московской области от 20.10.2015 № 961/36 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности», распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.03.2009 № 14а «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональных организаций территорий муниципальных образований Московской области», Уставом Пушкинского муниципального района Московской области и определяет состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области (далее – местные нормативы).
1.2. Под местными нормативами понимаются муниципальные правовые акты, устанавливающие требования к объектам градостроительного нормирования на территориях сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области.
1.3. Местные нормативы разрабатываются в целях организации градостроительной деятельности, обоснованного определения параметров развития сельских поселений Пушкинского муниципального района и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельских поселений Пушкинского района, относящимся к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами местного значения населения сельских поселений Пушкинского района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
1.4. Местные нормативы обязательны для использования, применения и соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территориях сельских поселений Пушкинского района, при:
1.4.1. Разработке, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования.
1.4.2. Разработке, согласовании, утверждении и реализации документов по планировке территорий.
1.4.3. Архитектурно-строительном проектировании.
1.4.4. Заключении договоров о развитии застроенных территорий.
1.4.5. Оформлении исходно-разрешительной документации при архитектурно-строительном проектировании.
1.4.6. Выдаче разрешений на строительство.
1.4.7. Государственном строительном надзоре за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства и благоустройства территорий.
1.4.8. Рассмотрении споров.
1.4.9. В иных случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.
2. Состав местных нормативов градостроительного проектирования
2.1. Местные нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе, объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (в т.ч. для людей с ограниченными физическими возможностями), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории и разрабатываются с учетом территориальных, природно-климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей сельского поселения.
2.2. Расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в местных нормативах, устанавливаются не ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.
2.3. Показателями обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека являются:
1) уровень обеспеченности объектами социальной, производственной, инженерно-транспортной инфраструктуры и доступности этих объектов для населения сельского поселения;
2) уровень благоустройства территорий;
3) уровень защиты от вредных воздействий природной и техногенной среды;
4) расчётные показатели для планирования размещения объектов социальной инфраструктуры;
5) расчётные показатели для планирования размещения объектов производственной инфраструктуры;
6) расчётные показатели для планирования размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры;
7) расчётные показатели для планирования размещения объектов противопожарной защиты;
8) иные расчётные показатели благоприятных условий жизнедеятельности человека.
2.4. Местные нормативы подразделяются на следующие виды:
— нормативы проектирования жилой зоны (в зависимости от вида застройки);
— нормативы проектирования общественно-деловой зоны;
— нормативы проектирования производственной зоны;
— нормативы проектирования зон инженерной и транспортной инфраструктур;
— нормативы проектирования рекреационных зон;
— нормативы проектирования зон особо охраняемых территорий;
— нормативы проектирования зон специального назначения;
— иные нормативы градостроительного проектирования.
3. Порядок подготовки и утверждения местных нормативов
3.1. Решения о подготовке местных нормативов, о внесении в них изменений принимаются Главой Пушкинского муниципального района Московской области путем принятия постановления.
3.2. В постановлении о подготовке проекта местных нормативов указывается наименование нормативов, определяется уполномоченный орган, ответственный за их подготовку, устанавливаются сроки подготовки, определяются иные вопросы организации работ по подготовке местных нормативов.
3.3. Разработка местных нормативов осуществляется специализированными научно-исследовательскими или проектными организациями, имеющими свидетельство саморегулируемой организации в проектировании о допуске к определенному виду работ, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. Заказчиком на разработку местных нормативов является администрация Пушкинского муниципального района, либо уполномоченный орган (учреждение), на который возложено осуществление полномочий в области градостроительной деятельности.
3.5. Денежные средства для разработки местных нормативов предусматриваются в бюджете Пушкинского муниципального района Московской области.
3.6. Разработанный специализированной научно – исследовательской или проектной организацией проект местных нормативов подлежит рассмотрению на заседании уполномоченной комиссии, состав которой утверждается Главой Пушкинского муниципального района Московской области путем принятия распоряжения (далее Комиссия).
3.7. Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте Пушкинского муниципального района и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.
3.8. Местные нормативы градостроительного проектирования или внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.
3.9. По результатам работы Комиссии, поступивших предложений и замечаний заинтересованных лиц, уполномоченный орган администрации Пушкинского муниципального района, ответственный за подготовку проектов местных нормативов представляет Главе Пушкинского муниципального района проект местных нормативов на рассмотрение.
3.10. Глава Пушкинского муниципального района в течении 10 дней со дня предоставления ему проекта местных нормативов принимает решение о направлении указанного проекта на утверждение в Совет депутатов Пушкинского муниципального района Московской области (далее – Совет депутатов) или об отклонении проекта местных нормативов и направлении на доработку с указанием даты его повторного представления.
3.11. Совет депутатов рассматривает представленный проект местных нормативов, протокол заседания Комиссии и принимает одно из следующих решений:
— об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения;
— о направлении разработчику проекта МНГП представленных материалов на доработку.
3.12. Утвержденные местные нормативы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте Пушкинского муниципального района.
3.13. Утвержденные местные нормативы размещаются в установленном порядке в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
3.14. В случае, если после утверждения местных нормативов вступили в действие федеральные или региональные нормативные правовые акты, иные нормативные документы, изменяющие требования к обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, надежности зданий и сооружений и иные требования, влияющие на установление минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в местные нормативы градостроительного проектирования вносятся соответствующие изменения в порядке, установленном для утверждения местных нормативов градостроительного проектирования.