Механизм реализации права на жизнь
Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Право на жизнь и его место в системе других прав человека и гражданина
1. Понятие и содержание права человека и гражданина на жизнь 15
2. Право на жизнь в системе других прав человека и гражданина. 73
Глава вторая. Гарантии права человека и гражданина на жизнь в Российской Федерации
1. Социально-юридический механизм реализации права на жизнь 82
2. Общесоциальные гарантии права на жизнь 96
3. Юридические гарантии права на жизнь 117
Заключение 167
Список использованной литературы 179
- Понятие и содержание права человека и гражданина на жизнь
- Право на жизнь в системе других прав человека и гражданина.
- Социально-юридический механизм реализации права на жизнь
Введение к работе
Жизнь человека в любом цивилизованном обществе,, представляет собой высшую ценность. Реальность обеспечения права на жизнь, возглавляющего не только систему гражданских прав человека, но и всю систему прав, — один из существенных показателей степени демократичности государства. Указанное право закреплено в международных правовых актах, а также в большинстве конституций стран мира.
Впервые Россия провозгласила его в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., а в 1992 г. это право было включено в Российскую Конституцию в качестве самостоятельного. Зафиксировано оно и в Конституции Российской Федерации 1993 г. Ранее же юристы -государствоведы либо не анализировали право на жизнь вообще, либо рассматривали его в качестве одного из элементов права на неприкосновенность личности. Следует заметить, что современное российское законодательство исходит из признания концепции естественных и неотъемлемых прав человека.
Актуальность избранной темы диссертационного исследования подтверждается прежде всего существованием в настоящее время целого ряда факторов, несущих угрозу данному праву как в международном, так и во внутригосударственном аспекте. Во всемирном масштабе угроза праву на жизнь — опасность глобальной термоядерной катастрофы — в определенной степени снизилась с прекращением холодной войны, однако сохраняется ядерное противостояние, наращиваются обычные вооружения, а главное — остаются неразрешимыми политические, национальные и иные противоречия, провоцирующие вооруженные внутренние и международные конфликты.
Несмотря на принятие в 1989 г. Организацией Объединенных Наций Второго Факультативного протокола к Международному пакту о
4 гражданских и политических правах, смертная казнь сохраняется во многих странах, применяются «произвольные смертные казни», недобровольные исчезновения людей. м’
Что же касается России, то приходится констатировать, что ее вступление в новую фазу своего исторического развития, связанную с распадом Союза ССР, ознаменовалась значительным нарастанием числа факторов, препятствующих нормальному осуществлению права человека на жизнь. В частности, происходит рост убийств и других представляющих опасность для жизни преступлений; увеличивается число аварий на транспорте, на технологически опасных производствах и т. д.
Кроме того, достижения современной науки и техники, уровень развития ряда отраслей медицины, таких, как трансплантология, фармакология, реаниматология, генетика, породили ряд проблем, связанных с правом на жизнь и требующих своего правового разрешения. Вышеназванные обстоятельства обусловливают своевременность и оправданность обращения диссертанта к исследованию вопросов содержания права на жизнь и проблем его реализации.
Вопросы формирования правовой государственности как предпосылки полноценного осуществления провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод достаточно полно исследованы в трудах Е. В. Аграновской, В. В. Бойцовой, В. Е. Гулиева, Ю. П. Еременко,
5 Д. А. Керимова, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, JJ. А. Николаевой, И. Л. Петрухина, В. П. Сальникова, Л. Б. Тиуновой, Н. Ю. Хаманевой.
Однако утверждать, что тема исследована достаточно полно, нельзя, поскольку все имеющиеся по данной проблеме научные разработки носят фрагментарный характер. В России имеется лишь одна теоретическая работа, целиком посвященная данной проблеме. Это — диссертационное исследование Л. Н. Линник, в котором дан серьезный анализ вопросов исторического становления права на жизнь. Однако не во всем можно согласиться с автором в его подходах к понятию содержания права на жизнь. Кроме того, неизученной осталась обширная проблема гарантий реализации данного права. Поскольку право на жизнь существует в системе прав человека и гражданина, необходимо изучить его место в этой системе, выявив, каким образом реализация других прав человека и гражданина оказывает воздействие (прямое или косвенное) на процесс » осуществления исследуемого права. В частности, необходимо рассмотреть вопрос о праве на жизнь с точки зрения его места в системе близких по содержанию гражданских и социальных прав.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной целью диссертационного исследования является выявление содержания и юридической природы права на жизнь, его места в системе других прав человека и гражданина; анализ системы гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту данного права.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: ; выявить содержание права на жизнь и определить его соотношение с другими правами человека и гражданина; исследовать формы и стадии реализации данного права; определить особенности социально-юридического механизма реализации права на жизнь, а также систему его гарантий; исследовать особенности каждого вида гарантий указанного права; подвергнуть анализу современное российское законодательство, фиксирующее конституционное право на жизнь и его гарантии, а также установить его соотношение с международно-правовыми актами, закрепляющими данное право; разработать конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства о праве на жизнь и практике его применения.
7 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Основой методологии исследования стала научная теория прав человека и правового государства, гуманистические философские и этические учения прошлого и современности, достижения теории государства и права, конституционного права и других юридических наук.
В качестве методов познания использовались методы логического, исторического, сравнительно-правового, конкретно-социологического и системного анализа.
Нормативной основой написания работы явились, во-первых, такие международно-правовые документы, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка и ряд других правовых актов; во-вторых, Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции советского периода, а также конституции зарубежных государств. Диссертант подверг анализу отраслевое и текущее законодательство (как отечественное, так и зарубежное), внутриведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме того, частью теоретико-эмпирической базы диссертации явились информационно-аналитические издания ООН, отдельные положения докладов Международного Комитета по правам человека и российской Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
В ходе работы над диссертацией осуществлен частичный сбор и анализ эмпирического материала судебной практики Волгоградского
8 областного суда по рассмотрению уголовных дел, связанных с умышленными посягательствами на жизнь, за 1992-94 гг. При этом выявлен ряд особенностей, наиболее часто присущих обстоятельствам совершения данного вида преступления, а также выявлены некоторые тенденции в обосновании выносимых приговоров.
По специально разработанным анкетам проведено анкетирование трех групп лиц различного возраста, образования и профессиональной принадлежности по вопросу их отношения к смертной казни. Сделана попытка обобщения полученных результатов с учетом групповой специфики анкетированных лиц.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
В данной работе впервые исследование содержания и особенностей реализации права на жизнь осуществляется путем сопоставления современной^ российского законодательства с международно-правовыми актами в области прав человека. По-новому сформулировано понятие «право на жизнь», определено его содержание, выявлены основные элементы. В научной литературе обычно содержание указанного права связывается с вопросом о правомерности применения смертной казни. В данной работе исследуются и другие существенные аспекты права на жизнь. Кроме того, в диссертации: уточнено место исследуемого права в системе других прав человека и гражданина, включая некоторые новые права, зафиксированные в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г., установлена взаимосвязь и взаимообусловленность процессов их реализации; выявлены связи различных сторон человеческой жизнедеятельности в сфере экологии, на технологически опасных производствах, при владении и пользовании источниками повышенной опасности с процессом реализации права на жизнь; — впервые сформулировано понятие системы гарантий права человека и гражданина на жизнь и раскрыто содержание каждой из них;
В представленной работе поставлены и частично теоретически разрешены проблемы осуществления исследуемого права,. появление которых обусловлено прогрессом различных отраслей науки^ и прежде всего медицины. В частности: рассмотрены этико-правовые аспекты реаниматологии, связанные с определением момента прекращения жизни; подвергнута анализу проблема правового регулирования медико-биологических испытаний с участием человека, а также основные принципы производства операций по трансплантации органов и (или) тканей человека с позиции права на жизнь; I предпринята попытка обоснования целесообразности легализации одной из форм эвтаназии; подробно исследована и развита концепция превентивного добровольного генетического обследования в сфере рождаемости в контексте реализации права на жизнь; подвергнуты анализу медицинские и правовые аспекты проблемы реанимирования новорожденных, погибающих от асфиксии и иных патологических явлений.
В настоящем диссертационном исследовании рассмотрены особенности реализации права на жизнь в процессе осуществления работниками органов внутренних дел правоохранительной деятельности в экстремальных условиях. При этом выдвинут ряд предложений по оптимизации правового регулирования данной деятельности, а также ее психологическому обеспечению.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ И ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДИССЕРТАЦИОННОМ
ИССЛЕДОВАНИИ
Основой теоретического подхода к понятию права человека на жизнь является признание его в качестве естественного и неотъемлемого. Государство, имплементируя его в национальное законодательство, придает ему качество права гражданина. Исходя из содержания российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г., можно прийти к выводу, что право на жизнь гарантируется любому лицу: гражданину, иностранному гражданину, апатриду.
Содержание права на жизнь включает два основных элемента: право на неприкосновенность жизни и право на свободное распоряжение своей жизнью путем поставлення ее в определенных ситуациях в опасное положение. Каждый из элементов характеризуется присущими ему особенностями, которые могут быть классифицированы по субъектам права, по формам осуществления, по времени возникновения и прекращения, степени возможного правомерного ограничения.
Несмотря на неотъемлемость права на неприкосновенность жизни, в ряде случаев лишение человека жизни может быть признано правомерным.
Право на неприкосновенность жизни может быть рассмотрено как в международном, так и во внутригосударственном аспектах.
Отношения, возникающие в сфере реализации права на распоряжение жизнью, характеризуются отсутствием должной правовой регламентации, а также неэффективностью законодательного механизма защиты указанного права. В работе дан анализ действующего российского законодательства в области реализации права на распоряжение жизнью, внесены конкретные предложения по его оптимизации с учетом имеющегося зарубежного опыта и общепризнанных международных стандартов.
Самоубийство как крайняя степень распоряжения лица своей жизнью представляется своего рода биоэтическим феноменом. Это реализация фактической возможности собственноручного лишения себя жизни. Однако данная возможность не может быть признана субъективным правом и поэтому ее нельзя отождествлять с «правом на смерть». Указанная возможность является юридически ничтожной категорией.
В работе выдвигается тезис о целесообразности легализации одной из форм эвтаназии (пассивной), уже сейчас частично применяемой в медицинской практике (в частности, при онкологических заболеваниях) и, в принципе, не противоречащей нормам российского законодательства. Подобная легализация явилась бы актом гуманности и своеобразной формой защиты человеческого достоинства.
В структуре механизма реализации права на жизнь можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона механизма -это функционирование системы взаимосвязанных общесоциальных и юридических гарантий, а внутренняя представляет собой правомерную деятельность самой личности с целью осуществления права (ее роль особенно значима при осуществлении права на свободное распоряжение жизнью). Механизмы реализации права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение жизнью отмечены своими специфическими особенностями.
В Российской Федерации конституционное право на жизнь обеспечивается, во-первых, системой общих для всех конституционных прав и свобод гарантий; во-вторых, системой специальных гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту именно данного права. Среди них нужно выделить специальные юридические, политические, экономические, духовные гарантии, характеризующие особенности осуществления исследуемого
12 в диссертации права. Право человека на жизнь обеспечивается не только системой внутригосударственных, но и международных гарантий.
Значительную роль в реализации права на жизнь играет система безопасной жизнедеятельности человека, эффективность которой определяется рядом факторов. Это обусловливает целесообразность внедрения правового регулирования отношений в сфере безопасности базовых отраслей народного хозяйства: транспорта, сельскохозяйственного производства, атомной энергетики и т. д.
Вносится ряд конкретных предложений по совершенствованию отраслевого законодательства в области реализации и защиты права на жизнь.
Исследуется проблема реализации права на жизнь в экстремальной ситуации в сфере отношений «личность — государство» на примере деятельности сотрудников органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков. Дан анализ позитивных и негативных сторон российского и зарубежного законодательства по данной проблеме. Предлагаются концептуальные положения нормативной базы, а также практические рекомендации, призванные урегулировать отношения подобного рода.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическая значимость представленной диссертации определяется малоисследованностью проблемы права на жизнь и его гарантий в отечественной юридической науке. В связи с этим данная работа должна восполнить пробел, существующий в науке конституционного права. Поскольку исследуются природа, содержание и гарантии первейшего из конституционных прав, выводы, содержащиеся в диссертации, имеют немаловажную значимость для этой науки. Поскольку предлагаемое исследование основано на Декларации прав и свобод человека и
13 гражданина 1991 г. и ныне действующей Конституции Российской Федерации, признавших концепцию естественных и неотъемлемых прав человека, постольку тема раскрывается исходя из новых современных юридических подходов к изучению права на жизнь как абсолютной ценности мировой цивилизации, носителем которой выступает не только гражданин, но и любой человек.
Новая трактовка природы конституционных прав позволяет углубить представление о содержании и формах реализации права на жизнь, о возможностях его правомерного ограничения, о системе гарантий; дает возможность в теоретическом аспекте выявить различия между гарантиями прав человека и прав гражданина. Поэтому данная диссертация — это комп лексное исследование всей проблемы. «
Теоретическая разработка проблемы права на жизнь — это определенный вклад в разработку универсальной концепции прав человека вообще. В этом смысле результат исследования имеет значение для общей теории права.
Теоретическая значимость данной работы для науки международного права определяется тем, что в ней анализируется проблема имплементации международно-правовых норм о праве на жизнь в российское законодательство.
В диссертации исследуются некоторые вопросы административного права, связанные с деятельностью органов внутренних дел, медицинских учреждений, а также проблемы уголовно-исполнительного права, относящиеся к обеспечению права на жизнь в пенитенциарных учреждениях. Выводы, сформулированные соискателем в этой части работы, имеют определенное значение для указанных отраслевых наук.
Изучение большинства современных проблем реализации права на жизнь связано с рядом этических аспектов, что имеет значение для этической науки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что диссертант, выявив пробелы и противоречия в российском законодательстве в сфере реализации права на жизнь, вьщвинул ряд предложений по его совершенствованию. Сформулированы и некоторые предложения по оптимизации правоприменительной деятельности.
Разработанные соискателем подходы к понятию и содержанию права на жизнь могут быть использованы в научных исследованиях, в системе вузовского образования, в пропаганде правовых знаний среди населения.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ
Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных научных работах автора, обсуждались и были одобрены на кафедре прав человека Высшей следственной школы МВД России.
Положения диссертации используются в качестве .учебно -методического материала в учебном процессе в ВСШ МВД России по курсу «Права человека: история, теория, практика», в Волгоградском институте управления, а также в Волгоградском институте повышения квалификации специалистов образовательных учреждений по курсу правоведения для учителей, преподающих основы права в общеобразовательных школах. Они апробированы в выступлениях автора на научно-практической конференции «Защита жертв преступлений, злоупотреблений властью, обвиняемых и лишенных свободы» (Волгоград, 19-20 ноября 1992 г.); на межвузовской научной конференции адъюнктов и соискателей «Современные проблемы государства и права в научных исследованиях адъюнктов» (Нижний Новгород, 17-18 июня 1994 г.)
Понятие и содержание права человека и гражданина на жизнь
Высшей ценностью демократического общества является жизнь человека. Право на жизнь, возглавляющее систему гражданских прав человека, закреплено в международных правовых актах (Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д.), а также в большинстве конституций стран мира.
Право личности на жизнь — это естественная, неотъемлемая от лич і ности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжения ею.
Разумеется, что все внутригосударственное законодательство, все подзаконные нормативные акты должны строится на основе признания его в качестве первейшего права человека и гражданина. Под естественным характером данного права подразумевается, что «мать естественного права есть сама природа человека» . Теория естественных прав человека, формировавшаяся в 16-17 вв., рассматривала право на жизнь как неотъемлемое свойство бытия: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми правами и привилегиями естественного закона… и по природе своей обладает властью охранять свою собствен-ность, то есть свою жизнь, свободу и имущество» .
Современный подход к вопросу права на жизнь выражается в положениях ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека. «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека», — гласит пакт . Бесспорно, ни одно другое право не может быть столь основополагающим и заслуживать большего уважения, чем право на жизнь. Аксиологический подход к содержанию права на жизнь определяется прежде всего тем, что это право защищает самую высшую и абсолютную ценность — человеческую жизнь. В то же время ее неприкосновенность является существенным аспектом и самым важным проявлением жизни как объекта конституционной защиты. О неприкосновенности жизни как высшего дара Бога, природы писали многие философы, общественные и религиозные деятели. В связи с этим уместно упомянуть имена Н. А. Бердяева, А. Швейцера, А. Д. Сахарова и Международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту, на основании признания которого должна строиться позитивная позиция государства в отношении каждого индивидуума. В настоящее время отечественная юридическая наука приходит к переосмыслению традиционных взглядов на категорию прав человека как одного из аспектов международного права. Об этом свидетельствует, в частности, процесс имплементации международно-правовых норм в российское законодательство. Примером сказанному может служить Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г., целая глава которой посвящена правам и свободам человека и гражданина.
Право на жизнь в системе других прав человека и гражданина.
Право на жизнь есть первейшее право индивидуума. Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл в каком бы то ни было праве личности. Абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав. Вместе с тем права человека и гражданина: на свободу и личную неприкосновенность, на свободу от пыток и других бесчеловечных, жестоких видов обращения и наказания, на достаточный уровень жизни, на здоровую окружающую среду, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья особенно близки праву на жизнь. С одной стороны — они непосредственно вытекают из содержания данного права, с другой -выступают в качестве дополнительных средств, обеспечивающих его эффективную реализацию.
Провозглашенное во Всеобщей Декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, право на свободу и личную неприкосновенность нашло свое отражение в Декларации прав человека и гражданина 1991 г., а затем и в Российской Конституции 1993 г. Впрочем, нельзя не отметить его закрепление в предшествующих советских конституциях, а также в большинстве основных законов зарубежных государств. Различна юридическая формулировка данного права: «право на личную неприкосновенность» — в Конституции ФРГ , «право на физическую и моральную неприкосновенность» провозглашает Конституция Испании и т. д.
В советской юридической науке субъективное право гражданина на неприкосновенность личности трактовалось как право на государственную охрану и защиту от неправомерных посягательств на личную безопасность лица. В конструкции личной безопасности Ф. М. Рудинский выделял три вида неприкосновенности: физическую (жизнь, здоровье, физическая целостность), нравственную (честь, достоинстве), духовную (возможность на основе свободы волеизъявления располагать своими поступками, не под-вергаться незаконному принуждению) С появлением в Конституции ст. 20 исчезла необходимость рассмотрения жизни в качестве одного из элементов физической неприкосновенности. Физическую неприкосновенность следует рассматривать, в первую очередь, как состояние личности в условиях отсутствия противоправных насильственных действий, влекущих нарушение целостности организма, расстройство его нормальной функциональной деятельности (здоровья) со стороны кого бы то ни было. Нередко совершение подобных действий приводит к созданию непосредственной угрозы человеческой жизни. Примером сказанному может служить диспозиция ч. 2 ст. 108 УК РСФСР.
Социально-юридический механизм реализации права на жизнь
Проблема реализации конституционных прав личности весьма актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества. Вопросы общего понятия социально-юридического механизма реализации прав личности достаточно полно раскрыты в работах таких ученых, как Е. В. Аграновская, С. С. Алексеев, Н. В. Витрук, В. М. Горшенев, В. В. Лазарев, Н. И. Матузов, Ю. С. Решетов, Ф. М. Рудинский, а также в исследованиях коллективов авторов . Однако механизм реализации конкретного права — права на жизнь — в юридической литературе практически не исследован. Думается, реализацию любого права личности можно рассматривать как демократический по содержанию и формам осуществления процесс, регламентированный нормами права и обеспечивающий.каждой личности те материальные и духовные блага, которые составляют цель и сущность принадлежащих ей прав, а также их защиту от неправомерных посягательств.
Степень эффективности процесса определяется комплексом социально-юридических факторов, которые, в зависимости от своего характера (позитивный либо негативный), способствуют либо препятствуют ему. Негативные факторы можно условно разделить на следующие группы: общесоциальные (экологический кризис; упадок экономики; рост преступности, связанный с посягательствами на жизнь и здоровье личности); политические (угроза термоядерной катастрофы; тоталитарные политические режимы; межнациональные конфликты; войны, в том числе гражданские и т. д.); юридические (наличие реакционного законодательства, не соответствующего содержанию Международных пактов о правах человека; неурегулированность правом большого числа существующих в обществе отношений, то есть пробелы в праве и т. д.).
Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации исследуемого права, выступают в качестве его гарантий. Они могут быть определены как «юридически значимые и организационно-определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений» . В случае возникновения угрозы существованию конституционного права личности на жизнь вступают в действие гарантии — средства защиты. Данный подход к понятию гарантий конституционного права личности на жизнь позволяет определить их как условия и средства (факторы), обеспечивающие фактическую реализацию права и его надежную защиту в случае неправомерного посягательства со стороны государства, его представителей либо частных лиц.
В юридической литературе существуют различные способы классификации гарантий прав личности. Как правило, авторы выделяют общие и специальные, объективные и субъективные, прямые и косвенные, государственные и общественные гарантии. Данный -вопрос выходит за пределы избранной темы. В этой связи имеет значение проблема классификации гарантий на общие и специальные.
Многие авторы, разрабатывавшие эту тему (Н. В. Витрук, И. Е. Фарбер, Б. С. Эбзеев), как правило, к числу общих гарантий относят экономические, политические, социальные, идеологические (духовные) гарантии, а к специальным — юридические. Помимо названных, иногда выделяют еще и гарантии организационные. Они воплощены в деятельности государственных органов, общественных организаций. Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав и свобод личности.
Однако, наряду с изложенной точкой зрения, существует и иная, которая представляется нам заслуживающей внимания. В 1947 г. А. И. Денисов в учебнике по государственному праву высказал следующую мысль: «Всю совокупность гарантий прав и обязанностей можно подразделить на общие гарантии (для всех прав и обязанностей) и на особые гарантии каждого права и каждой обязанности» .
С января т. г. вступил в силу Закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышению престижа преподавательской деятельности. В Законе много новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов. Подробнее об этом в интервью PrimeMinister.kz рассказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.
— Бибигуль Амангельдиновна, добро пожаловать в нашу студию! Какие основные месседжи нового Закона смогут изменить жизнь казахстанских педагогов? Как Закон «О статусе педагога» может в целом повысить престиж казахстанских учителей?
— Закон «О статусе педагога» — это беспрецедентный законодательный акт, который направлен на защиту прав учителей, определяет их основные обязанности и социальные гарантии. Закон «О статусе педагога» разработан по поручению Елбасы, озвученном в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года. Кроме того, разработка и принятие данного Закона были предусмотрены в программной платформе Главы государства К. Токаева. Были прямые поручения, в части снижения нагрузки на педагогических работников, их защиты от несвойственных функций и чрезмерной отчетности. Все эти поручения нашли отражение в данном Законе. В первую очередь снижается нагрузка на педагога, который работает в общеобразовательной школе, с 18 часов до 16 часов. В Законе предусмотрена отдельная статья, в которой четко отражены нормы, предусматривающие защиту учителей от несвойственных функций, привлечения к различным работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, а также предоставления различной отчетности, не предусмотренные Законом «Об образовании». Работодатель должен создать такие условия для педагогического работника, чтобы он занимался только своими профессиональными обязанностями. В частности, педагог должен только учить наших детей.
Кроме того, с принятием данного Закона значительно улучшится материальное положение наших педагогов. Выступая на августовском педагогическом совещании, Глава государства К. Токаев поручил в течение двух лет увеличить как минимум в два раза заработную плату педагогов. Данное поручение также нашло отражение в Законе. С 1 января 2020 года заработная плата учителей увеличивается на 25% и так поэтапно каждый год в течение 4 лет. Уже с 1 января текущего года все педагоги в регионах получили повышенную заработную плату. Мы получаем очень много положительных отзывов по этому Закону. Учителя реально почувствовали на себе поддержку государства, то, что они находятся под защитой государства, и все те поручения, которые были озвучены, выполняются в полном объеме. Ежедневно в Министерство образования и науки поступает очень много запросов от учителей по правильности начисления заработной платы. К сожалению, на местах мы сталкиваемся с различными ситуациями. Где-то из-за человеческого фактора ошибаются, где-то действительно этим злоупотребляют. Для этого мы разработали калькулятор зарплат совместно с ИТ-сообществом. Это абсолютно бесплатный ресурс как для Министерства образования и науки, так и для каждого педагога. Есть определенная ссылка, по которой сам учитель может пройти и просчитать уровень своей заработной платы. Кроме того, разработчиками этой программы был создан отдельный телеграмм-чат, в котором можно задать интересующие вопросы Министерству образования и науки. В этом чате сидят разработчики, региональные управления образования, финансовые работники, которые ответственны за начисление зарплат. На сегодняшний день уже 3 тыс. педагогов подключились к этому чату и более 1,3 млн раз просчитали заработную плату с помощью калькулятора. Заинтересованность есть и ресурсы реально помогают.
Любые законодательные, стимулирующие, поощрительные меры, которые оказываются со стороны государства, Правительства, дают большие стартовые возможности для учителей. Но пока само общество — каждая семья, каждый родитель, каждый ребенок — не осознают важной роли учителей в формировании нашего государства, общества, в воспитании наших детей, преломления ситуации, в части уважения и повышения статуса, имиджа педагогов не произойдет. Поэтому это целый комплекс мер, который должен быть реализован совместно с казахстанским обществом.
— Одна из статей Закона посвящена материальному обеспечению. На какие выплаты и льготы могут рассчитывать казахстанские учителя с 2020 года? Все ли педагоги могут получить социальные гарантии?
— Все социальные гарантии, которые предусмотрены на сегодняшний день в Законе «О статусе педагога», распространяются на тех педагогов, которые состоят в трудовых отношениях и осуществляют свою профессиональную деятельность в организациях дошкольного образования, общеобразовательных организациях, колледжах, специализированных организациях для детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть на всех педагогов, которые на сегодня осуществляют свою профессиональную деятельность, связанную с обучением и воспитанием. Что касается материальных стимулов, то помимо ежегодного увеличения заработных плат, предусматривается ряд мер, которые будут направлены также на повышение заработных плат работников. В течение 4 лет, по нашим подсчетам, заработная плата педагогов увеличится почти в 2,5 раза. Предусмотрен ряд новых доплат. Это — доплата за степень магистра. Такой доплаты нет ни в одной отрасли. Мы ее ввели для того, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, порядка 30-40%, то в Казахстане порядка 10%. Также впервые вводится новая доплата за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы будут в течение одного года сопровождать молодого специалиста. Для самих наставников — это будет своего рода соревнование между опытными педагогами.
— Педагог также может претендовать на поощрение со стороны государства. За какие работы учителя могут получить дополнительные выплаты?
— Учитывая пожелания педагогического сообщества, предложения депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство были увеличены в два раза. Стоит отметить, что до 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон «О статусе педагога» вводит единое понятие «педагог». Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, их порядка 28 наименований, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска — с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого он может получать надбавку за свое мастерство. До 1 января 2020 года такую надбавку получали порядка 300 педагогов, то теперь это контингент расширяется до 100 тыс. человек. Все те, которые сейчас работают в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату за профессиональное мастерство. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке Закона был пересмотрен функционал руководящего состава, та доплата, которая будет выплачиваться административному персоналу по итогам Нацквалтеста, будет увеличена до 100%.
— Как изменился вопрос обеспечения жильем педагогов? При каких условиях казахстанские преподаватели могут рассчитывать на получение льготного жилья?
— По жилью было много обсуждений, предложений, однако в силу ограниченности финансовых ресурсов существуют определенные обязательства государства, по которым ежегодно выделяется достаточно большие финансовые средства, вложения за счет республиканского и местного бюджета. Все эти обязательства финансируются, поэтому мы предусмотрели те нормы, которые касаются педагогов, закончившие высшие учебные заведения и приедут работать в сельскую местность. То есть им предоставляется приоритетное право на получение земельного участка для строительства жилья. Эти меры были в рамках таких программ как «С дипломом в село» и другие отдельные социальные проекты реализовывались, но они были на уровне программных документов. Теперь эти нормы закреплены Законом. Кроме того, был ряд таких инициатив местных исполнительных органов по предоставлению различных жилищных сертификатов на приобретение или первоначальный взнос в Жилстройбанке и т.д. То есть мы на уровне Закона эти все нормы предусмотрели, так как законодательно эти нормы не были закреплены.
— Какие нововведения предусмотрены в новом Законе в вопросе педагогической этики и как это повлияет на работу учителей?
— Само понятие педагогической этики было в действующем Законе «Об образовании». Она действовала, но не работала, не применялась на практике. Раньше за нарушение педагогической этики, была административная ответственность. Когда мы готовили Закон «О статусе педагога», посмотрели, сколько было привлечено педагогов за нарушение педагогической этики и сколько было оплачено педагогами штрафов. Как показала практика, таких прецедентов и случаев не происходило у нас. Мы ввели ответственность по аналогии с государственной службой. За нарушение педагогической этики предусматривается дисциплинарная ответственность, мы эту норму ввели. Кроме того, мы предусмотрели деятельность Советов по педагогической этике. Что это дает? Теперь многие вопросы будет рассматривать Совет по педагогической этике, четко регламентируются деятельность данного Совета и права педагога, в части ознакомления с материалами своего дела, ходом рассмотрения своего обращения либо жалобы в отношении педагога. Полностью процесс будет расписан на уровне нормативно-правового акта Министерства образования и науки. МОН РК четко распишет весь алгоритм взаимодействия педагога с Советом по педагогической этике, это даст возможность и право защитить себя педагогу.
— Где и как часто учителя смогут проходить повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров?
— Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников проходит ежегодно. Полностью за счет средств республиканского бюджета ежегодно повышают свою квалификацию более 100 тыс. учителей. По закону «Об образовании» наши педагоги должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. У нас формируется определенный перечень, его подают местные исполнительные органы. Повышение квалификации проходит на базе республиканских организаций, это республиканский центр повышения квалификации «Орлеу», центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальных школах», республиканский научно-практический центр «Бобек» и другие организации, которые находятся в конкурентной среде и осуществляют повышение квалификации педагогов. В будущем мы планируем, что перейдем на ваучерное финансирование. Педагог сам будет выбирать организацию, в которой хотел бы пройти повышение квалификации по своему выбору. Ограничений по повышению квалификации нет. Иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств мы ежегодно планируем определенное количество педагогов при формировании бюджета. Есть педагоги, которые не могут попасть на курсы, и они оплачивают самостоятельно. Однако мы стараемся обеспечить максимальный охват.
— В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования? Какие проблемные вопросы сможет решить данная система?
— В 2020 году на подушевое финансирование у нас переходят 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодняшний день у нас в проекте уже 446 школ участвуют, это школы гг. Нур-Султан, Шымкент, Алматы. Некоторые школы находятся в пилоте с 2012 года. Что дает подушевое финансирование? Какие преимущества? Суть самого подушевого финансирования в том, что финансирование идет за самим учеником. Финансирование организаций образования, школы учитывается в полном объеме, поскольку в норматив подушевого финансирования включаются все затраты, связанные с образовательным процессом. Кроме того, госстандарт образования полностью просчитан — сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Это все зависит от разных факторов, высшее или среднее звено, инклюзив, регион. В целом мы посчитали, сколько стоит госстандарт образовательных услуг. Мы предусмотрели затраты, связанные с учебным процессом, — бумага и другие средства, которые связаны с учебным процессом. Также мы предусмотрели расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тыс. тенге и ежегодно индексируются. Подушевой норматив дает возможность школе запланировать все необходимые ресурсы, которые нужны для образовательного процесса. В силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. Буквально в прошлом году в городах было открыто порядка 70 новых частных школ на 20 тыс. ученических мест. Такого никогда не было. Подушевое финансирование позволило бизнесу, нашим партнерам открыть частные общеобразовательные школы. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между школами, будет сделан упор на качество предоставляемых образовательных услуг. Именно подушевое финансирование снимет многие вопросы — снизит нагрузку на бюджет, на строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг в каждой школе. Родитель сам будет выбирать те школы, условия в которых лучшие для его ребенка, — полный день обучения, небольшая загруженность в классе. Много возможностей дает подушевое финансирование. В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению Главы государства К. Токаева были внесены изменения по вертикали финансирования системы образования, т.е. бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах Министерства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ. И также, как мы сейчас движемся к подушевому финансированию в городских школах, равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и внедрить вещи, которые позволят обеспечить разрыв качества между селом и городом.
— Благодарим за интервью!
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот