Малоимущие жилищный кодекс
без названия
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 12 июля 2006 года N 03-06-03-04/67
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение по вопросу разъяснений о признании граждан малоимущими в целях предоставления налоговых льгот и сообщает.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) не предусмотрено понятие «малоимущие граждане» в целях предоставления налоговых льгот.
Согласно статье 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов, имеющих преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В связи с этим подпунктом 15 пункта 1 статьи 333_35 главы 25_3 «Государственная пошлина» НК РФ физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в подпунктах 19, 20.1, 22-24 и 52 пункта 1 статьи 333_33 НК РФ). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании пункта 3 статьи 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, признание физических лиц малоимущими гражданами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации, то данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации.
Минрегионом России утвержден приказ от 25 февраля 2005 года N 17 «Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее — Методические рекомендации), в котором установлен примерный перечень видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций при принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг).
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено, что семье предоставляется субсидия, если ее расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Однако, если в семье весьма низкий доход на каждого члена семьи, но у кого-либо из них в собственности находится имущество выше определенной стоимости, например, дорогостоящий загородный дом, то такие граждане не будут считаться малоимущими.
Следовательно, справка о получении субсидии гражданами на оплату жилья и коммунальных услуг включается в перечень видов доходов, учитываемых органами местного самоуправления при определении граждан к категории малоимущих.
В связи с этим основанием для освобождения физических лиц, признаваемых малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 333_35 НК РФ является решение уполномоченного органа о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заместитель
директора Департамента
А.И.Иванеев
Приложение. Письмо от 19 июня 2006 года N 19/01-1459
Приложение
письмо
от 19 июня 2006 года N 19/01-1459
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений.
Подпункт 20 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает плату за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, для физических лиц — 500 рублей.
В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 333_35 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, признанные малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке (пункт 2 статьи 333_35 Налогового кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 49 устанавливает, что малоимущими гражданами являются те граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений» граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Рассматриваемая норма носит конкретный, целевой характер, исходя из которого граждане признаются малоимущими в целях предоставления им жилых помещений, а не налоговых льгот.
В силу своих полномочий администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики признает граждан, проживающих на территории города Новочебоксарска, нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 5 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений». В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущность граждан определяется в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку потребность в испрашиваемой налоговой льготе может возникнуть в более поздний срок после постановки на вышеуказанный учет, то критерий малоимущности не будет отражать его сущности.
Необходимо отметить и тот факт, что гражданин может являться малоимущим и в то же время не нуждаться в жилом помещении, в данной ситуации отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая порядок признания гражданина малоимущим.
Принимая во внимание изложенное, администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики просит предоставить разъяснения по вопросу признания граждан малоимущими в целях предоставления налоговых льгот.
Для возможного разрешения данного вопроса также просим разъяснить, будет ли справка о получении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг являться одним из способов разрешения сложившейся проблемы.
Глава администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
В.А. Андреев
Текст документа сверен по:
рассылка
СТ 51 ЖК РФ.
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими
семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического
заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору
найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений,
занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного
фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение
уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной
общей площади всех указанных жилых помещений.
Комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса РФ
1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:
а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи);
б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека);
в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.
Такие лица должны быть приняты на учет как нуждающиеся в жилье.
2) Наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, собственники жилых помещений, члены семей собственников, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, должны быть приняты на учет.
Факты проживания по найму нанимателей и их членов семьи, членов семьи собственника жилого помещения должны подтверждаться соответствующими договорами, документами о родственных отношениях, о времени и порядке вселения указанных лиц в помещение собственника.
3) «Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям», означает:
а) проживание в помещениях, не являющихся по целевому назначению жилыми (подвальные, складские помещения, чердаки, вагончики, охранные будки и т.п.);
б) проживание в жилых помещениях, но не соответствующих санитарно-техническим, иным требованиям ко времени принятия нуждающихся на учет (см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 4; ст. 15 Жилищного кодекса России).
На эти категории проживающих не распространяются требования законодательства относительно учетной нормы.
4) Согласно статье 51 ЖК РФ также признаются нуждающимися в обеспечении жильем граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
К этим заболеваниям по аналогии закона относятся:
— активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки;
— психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы);
— органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич);
— проказа;
— каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус;
— тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II — III степени;
— гемофилия и болезнь Виллибранда;
— тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий;
— муковисцидоз;
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом не имеет значения, находятся ли эти жилые помещения в том городе, селе, где гражданин проживает и работает, или в разных населенных пунктах.
Например, одно жилое помещение гражданина на основе договора социального найма может находиться в городе, где он проживает, а другое помещение на праве собственности — в районном центре. Уровень обеспеченности жильем этого гражданина и членов его семьи определяется исходя из суммы общей площади городского жилья и дома на праве собственности в районном центре.