Льготы у военных пенсионеров
Профессия военного в нашей стране сопряжена с огромными опасностями и рисками, которые негативно влияют на здоровье, и с течением времени это влияние будет только усугубляться. Именно поэтому в нашем государстве существует целый перечень социальных гарантий и льгот военным пенсионерам за их добросовестное служение Отечеству. Помимо денежных выплат они могут раньше выйти на пенсию, чем обычные люди, по истечении 20 лет службы.
Содержание
- Категории граждан, имеющие право на государственные выплаты как военные пенсионеры
- Коммунальные льготы
- Налоговые льготы
- Медицинские льготы
- Льготы на землю
- Транспортные льготы
- Что нужно знать женам и вдовам военных офицеров
- Военная и льготная пенсия для вдов военных пенсионеров
- Условия оформления пенсии для вдов офицеров
- Федеральные и региональные льготы вдовам военных в 2018 году
- Подведем итог
- Законодательная база и виды пенсионных выплат
- По потере кормильца
- Военная пенсия
- Двойная пенсия
- Оформление пенсии
- Прочие льготы
Категории граждан, имеющие право на государственные выплаты как военные пенсионеры
Многие думают, что профессия военнослужащего связана только с заниманием конкретной должности в действующих войсках. Так как, к военным причисляются не только кадровые военнослужащие, проходившие службу в разных типах войск, но и пожарники, сотрудники полиции, а еще ряд других людей, имеющие соответствующее звание и еще обеспечивающие правопорядок и соблюдения муниципальных интересов.
В соответствии с действующим законодательством РФ предоставленная категория служащих за заслуги перед Отечеством имеет возможность звание «Ветерана военнослужащей службы», что влечет за собой присвоение конкретного списка льгот по налогам для военных пенсионеров, предусмотренного для ветеранов как общественная помощь.
Поэтому давайте разберемся, какие категории граждан могут получать льготы. Право на социальные гарантии после выхода на пенсию имеют нижеперечисленные категории граждан:
- Военные, которые служили в войсках армий СССР или РФ
- Солдаты-контрактники.
- Солдаты и офицеры, завершившие службу в пограничных войсках.
- Военнослужащие железнодорожных подразделений.
- Нац. гвардия РФ.
- Солдаты и офицеры, являвшиеся членами подразделений ФСБ, государственной разведки и гос. охраны.
- Служащие органов МВД
- Рядовые и офицеры противопожарной службы.
- Служащие, занятые в структуре ФСИН
- Бывшие служащие Государственного наркотического контроля.
Итак, звание будет присвоено или за прохождение службы в течении 20 лет или при контузии, травмах или профессиональной болезни, которая может быть выявлена во время выхода в отставку, но при условии, что все перечисленные выше причины имеют документальное подтверждение, например справка о решении медицинской комиссии, служебный рапорт или другие официальные документы.
Теперь давайте узнаем, какие же льготы у военных пенсионеров?
Коммунальные льготы
Государство предоставляет военным пенсионерам значительные льготы на оплату счетов ЖКХ для военных пенсионеров. У них есть возможность оплачиваться приходящие коммунальные платежи со скидкой 50%, то есть ровно вдвое меньше.
Для оформления вышеуказанной льготы нужно обратиться ПФ (Пенсионный фонд).
При себе иметь нужно следующие документы:
- пенсионное удостоверение
- договор по получению услуг ЖКХ
- счет абонента.
Налоговые льготы
Для того чтобы существенно сэкономить, нужно быть в курсе льгот и успеть правильно оформить их во время. Военные пенсионеры имеют право получить сумму, которая была заплачена ими в качестве налога на землю и имущество физ. лиц. Так работает налоговая льгота для военных пенсионеров.
Ветераны могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины в особом порядке, а именно при судопроизводстве в суде общей юрисдикции, нос условием, что они являются не ответчиком, а исковой стороной при судебном рассмотрении.
Медицинские льготы
Данные виды льгот, положенные всем военным пенсионерам, имеют немаловажное значение, из-за высокого шанса получить ранение или серьезное заболевание во время выполнения служебных обязанностей. По законодательству РФ, вся необходимая медицинская помощь предоставляется совершенно бесплатно.
Право на получение квалифицированной медицинской помощи военные пенсионеры имею на всей территории РФ и во всех бюджетных медицинских учреждениях. Также социальная льгота включает в себя все необходимые лекарственные препараты, но по назначению врача и при наличии соответствующего рецепта. Военные пенсионеры могут воспользоваться следующими типами льгот:
- все процедуры связанные с лечением зубов
- льготные путевки для прохождения отдыха в санатории
- при сопровождении пенсионера на лечение родственниками, им предоставляется компенсация потраченных денег, вплоть до возвращения 30% цены проживания и билетов.
Льготы на землю
Профессия военного зачастую связана с длительными командировками и разъездами, поэтому у них нет возможности обзавестись своим жильем. В связи с этим государством предусмотрен ряд жилищных и земельных льгот для военных пенсионеров. Сюда входит получение жилья в пользование за счет бюджетных средств, а также постройка своего собственного дома деньги, выделенные из бюджета и возможность реализации договора социального найма с целью приватизации жилища.
Также военные пенсионеры в отставке смогут получить послабления по налогам на дачные землевладения, находящиеся в их собственности. Для этого нужно следует обращаться в органы по месту нахождения земельного участка и представить необходимые документы. Помимо этого существуют аналогичные льготы военным пенсионерам по земельному налогу на любые другие участки.
Транспортные льготы
Льготы для военных пенсионеров распространяются и на транспорт. Эти льготы делятся на два типа: послабление в налоге на транспортное средство и льготный билет на общественный транспорт.
Льготы на транспорт для ветеранов военной службы относятся к ведению органов местного самоуправления, поэтому скидка назначается и регулируется органами местного значения, и во всех регионах она будет отличаться.
Как мы уже сказали, что региональные власти могут решить покрывать определенный проценты от платы за проезд пенсионером, вплоть до полного покрытия стоимости билета.
Льготой по транспортному налогу можно воспользоваться только при следующих условиях:
- Документально подтвержден факт инвалидности в период проведения боёв.
- Пенсионер был признан ветераном боевых действий.
Таким образом, мы видим, что социальная база РФ предусматривает значительные льготы положенные военным пенсионерам, за данную категорию граждан волноваться не стоит. Но, хотя и законодательство учитывает все основные потребности военных пенсионеров, не все граждане данной категории могут самостоятельно разобраться в нюансах требуемой для оформления льгот военным пенсионерам документации и добиться своего права на льготу. В большинстве случаев может потребоваться помощь квалифицированных юристов.
Вопросы пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и правоохранителей — тема многогранная и довольно запутанная. Довольно большой массив соответствующих норм содержится на уровне подзаконных актов — прежде всего постановлений Кабмина, которые часто меняются в зависимости от социально-экономической конъюнктуры. Недавно Верховный Суд выразил правовую позицию относительно размера повышения к пенсии участникам боевых действий. Речь идет о решении ВС от 9 декабря 2019 года по делу № 300/1695/19. Учитывая признание данного дела образцовым, оно будет иметь влияние на последующие решения судов по аналогичным делам.
Поводом для вердикта стал иск физлица — участника боевых действий к ГУ ПФУ, в котором истец просил:
- признать противоправными действия ответчика по уменьшению истцу размера доплат, предусмотренных законодательством для участников боевых действий;
- обязать ответчика провести истцу перерасчет пенсии с даты уменьшения доплат со стопроцентным учетом и выплатой доплат, предусмотренных законодательством для участников боевых действий;
- выплатить разницу между фактически полученной и подлежащей уплате суммой пенсии, начиная с даты уменьшения.
Проведя системный анализ норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, с учетом их юридических связей, Верховный Суд пришел к выводу о том, что правовая регламентация, согласно которой истцу произведен перерасчет пенсии и осуществляется ее выплата, не распространяется на доплату и повышения к пенсии, предусмотренные Законами № 3551, № 1603 (25% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность и целевую денежную помощь в размере 40 грн), которые выплачиваются в составе пенсии соответствующим пенсионным органом. А все потому, что такие доплаты и повышения являются дополнительной социальной гарантией, в частности, для военнослужащих, и неразрывно связаны с их специальным правовым статусом, вытекают из особых условий прохождения ими службы. А потому, как следствие, не могут быть уменьшены правительством и должны выплачиваться ГУ ПФ независимо и самостоятельно в полном объеме в соответствии с установленными этими актами законодательства размерами, не должны приниматься во внимание при пересчете пенсионной выплаты, проведенном на основании постановления КМУ № 103.
Что же касается спорных повышения к пенсии и пособия, предусмотренных истцу как участнику боевых действий, то такие, начиная с 05.01.2018 г., начисляются пенсионным органом в полном объеме, их размер соответствует установленном законом уровню, такие выплаты никоим образом не ограничивались со стороны ГУ ПФ, не отменялись и не прекращались.
Верховный Суд акцентировал внимание на том, что имеющимися в деле материалами, в частности, протоколами по пенсионному делу, неоднократно изготовленными ответчиком в течение 2018 года, суммы 363 грн (повышение пенсии в размере 25% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность) и 40 грн ( целевая денежная помощь на проживание), как составляющие формирования пенсии истца, за это время не изменялись. Указанное также является основанием опровергнуть позицию истца, по мнению которого, принадлежащие ему доплаты к пенсии как участнику боевых действий с 05.01.2018 г. «Умножили на цифру 0,5, то есть уменьшили вдвое».
Таким образом, судебным рассмотрением дела установлено, что ответчик, осуществляя перерасчет и выплату пенсии истцу, придерживался определенных выше критериев, а затем прав истца не нарушил.
Такие выводы Верховного Суда по этому образцовому делу подлежат применению по административным делам об обращении в суд лиц, уволенных с военной службы, кльлоые получают пенсию в соответствии с Законом № 2262 и имеют статус участника боевых действий, с административными исками в территориальные органы ПФУ с аналогичными исковыми требованиями.
Стоит добавить, что п. 2 постановления КМУ № 103, вокруг которого кружило рассмотрение этого дела, в прошлом году был признан судом противоправными и недействительными. В свою очередь, Кабмин отменил его постановлением № 1088. О нем мы уже подробно сообщали.
Напомним, что ранее Верховный Суд поддержал военных пенсионеров в вопросе перерасчета пенсий. Это решение суда признано образцовым для аналогичных дел. Этот же Верховный Суд назвал пенсии, которые нельзя ограничивать в размерах.
Для военнослужащих работа занимает большую часть жизни и обязует к постоянным переездам, и другим дополнительным обязанностям. Но ведь военнослужащие тоже люди, которым необходимо обзаводиться семьями, и для этого необходимы определённые условия, хотя бы минимального комфорта. И этот комфорт, как правило, создает жена военнослужащего.
Быть женой военного — тоже, своего рода, профессия, которая обязывает к постоянным переездам и умению обустраиваться в новой обстановке. Зачастую эти условия исключают возможность полноценного трудоустройства. В основном, из-за отсутствия стажа и невозможности заключать контракт на долгий срок. Появляется необходимость начисления рабочего стажа, иначе может возникнуть проблема с назначением пенсии.
Что уж говорить, о возможной потере единственного кормильца… Следовательно, возникает вопрос: как государство помогает женам, а главное, вдовам военнослужащих, которые были или являются единственными кормильцами в семье. Именно для того, чтобы ответить на подобные вопросы, и написана сегодняшняя статья. Здесь будут рассмотрены не только льготы и компенсации, но и пенсии, которые может получать вдова военного пенсионера.
Что нужно знать женам и вдовам военных офицеров
Согласно законодательству, государство защищает права и обеспечивает финансовую стабильность не только военнослужащим, но членам их семей. Следовательно, и женам военнослужащих.
Это связано с необходимостью переносить все недостатки военной службы не только служащему, но и семье. В таком свете «жена военнослужащего” тоже, можно сказать, профессия. Ведь они должны переезжать с места на место, заниматься обустройством нового дома, устраивать детей в садики или школы. Очень часто необходимость решения повседневных вопросов на новом месте лишает женщину возможности постоянного трудоустройства. Здесь уже возникают новые проблемы, как с отсутствием стажа, так и с последующими пенсионными расчётами.
Чтобы максимально сгладить недостатки, которые сопутствуют супружеской жизни с военным, государство реализовало несколько программ, обеспечивающих жен и вдов служащего. Это помогает женщинам чувствовать себя увереннее, несмотря на постоянные переезды. Например, для молодых женщин предусмотрены льготные условия трудоустройства, переквалификация за счёт биржи, дополнительные выплаты при рождении ребенка, возможность зачислять стаж во время проживания в местности, где трудно или невозможно найти работу супруге военного.
Однако, сложнее всего приходится вдовам военнослужащих. Здесь помощь государства просто необходима, ведь отсутствие полноценного стажа работы, как и иных средств к существованию после потери кормильца, особенно остро сказываются на семье. Именно поэтому вдовам было уделено особенное внимание при разработке законопроекта, защищающего жен и вдов военнослужащих.
Военная и льготная пенсия для вдов военных пенсионеров
В чём основные отличия военной пенсии от льготной? И кто может получать выплаты? Если женщина не работала во время замужества по независящим от ее желания причинам, например, из-за проблем медицинского характера, то она имеет полное право на получение военной пенсии еще до выхода на пенсию по возрасту. В дальнейшем эта выплата становится постоянной (независимо от повторного брака).
Эти же выплаты относятся к семье, где остались дети до 14 лет, либо недееспособные родственники. А вот льготная пенсия оформляется пожизненно, независимо от наличия работы или иного дохода, но только в случае, если в семье остались дети, которые не достигли восьмилетнего возраста.
В случае, если набирается сразу несколько факторов, подходящих для получения и той, и другой пенсии, есть возможность оформить двойные выплаты. Например, если у женщины имеется инвалидность, при этом она достигла 55-летнего возраста, и у нее на попечении остались либо маленькие дети, либо родственники, требующие постоянного ухода. Тут женщина однозначно может оформлять двойную выплату.
Но, при повторном замужестве, двойные выплаты отменяются, согласно семейному законодательству (супруг должен обеспечивать жену на протяжении законного брака. СК РФ ст. 89). При оформлении двойной пенсии необходимо учитывать два обязательных условия:
- Военнослужащий умер после выхода на пенсию.
- У супруги есть стаж работы не менее 15 лет. Следовательно, ИПК не менее 30 баллов.
Условия оформления пенсии для вдов офицеров
Вдова может оформить выплаты в том случае, если военный пенсионер, ее супруг, находился в плену или пропал без вести, а также в случае получения травм и болезней во время службы. Еще одним фактором является гибель военного пенсионера из-за несчастного случая либо суицида. Однако, этот пункт действует только в течение первых трех месяцев после смерти супруга.
Все основные моменты по оформлению льготной или военной пенсии можно найти в федеральном законе № 400, где прописаны и пенсии по достижению соответствующего возраста женщиной, и льготные пенсии, выдаваемые при необходимости обеспечивать несовершеннолетних детей, либо нетрудоспособную вдову. В зависимости от того, какую пенсию оформляют, будут определяться первые этапы. В случае, если оформляется военная пенсия, необходимо сначала обратиться в военкомат для подтверждения прохождения военной службы, которая повлекла за собой ранение или другие увечья.
Как только собраны все необходимые бумаги в военкомате, вдова может обращаться в Пенсионный Фонд по месту жительства. Что касается Пенсионного Фонда, то сюда обращаются по всем видам пенсий. Особое внимание стоит обратить на сроки. Вдова получает право на пенсию с момента подачи заявления, но при этом, если заявление было подано с промежутком в несколько месяцев после смерти мужа, ей возмещается вся сумма, которая насчитывается со дня гибели супруга. Единственный нюанс — этот период не должен превышать 12 месяцев.
А вот размер пенсии будет зависеть от нескольких факторов. Сюда входят не только занимаемая должность и оклад умершего, но, в том числе, и звание, а также условия, при которых погиб супруг. Так, если супруг погиб во время исполнения служебных обязанностей, то пенсия будет составлять 50% от его прежнего заработка, а если он погиб по иным причинам — 40%. Кроме вдов, пенсию по потере кормильца могут получать и дети погибшего, а также родственники, взявшие на попечение несовершеннолетних детей погибшего.
Федеральные и региональные льготы вдовам военных в 2018 году
Кроме материальной помощи, государством также предусмотрена компенсация расходов в сфере здравоохранения. Это позволяет вдовам раз в год получать медицинское обслуживание в санаторно-курортных учреждениях со скидкой от 25% до 100% (эта льгота распространяется и на жен военных). Корреспондент ИА «Экспресс-Новости” заметил, что в основном, льготы по здравоохранению, такие же, как и у жен военнослужащих. Сюда относится и бесплатное лечение в подведомственных медицинских организациях, и получение бесплатных препаратов для прохождения полноценного курса лечения (под кураторством этих же медицинских организаций).
Также можно упомянуть льготный проезд на общественном транспорте и бесплатный проезд один раз в год к месту захоронения супруга. В случае необходимости переезда после смерти мужа в другой город, обеспечивается компенсация за перевоз багажа до 20 тонн. Кроме перечисленного, вдовам оказывается компенсация по оплате услуг ЖКХ и ремонта в частном доме. Здесь сумма компенсации будет зависеть от выслуги лет супруга.
На сегодняшний день, если погибший супруг участвовал в боевых действиях, вдова имеет право на 50% льготы по оплате ЖКХ. В некоторых областях такой процент сохраняется в любом случае для вдов военнослужащих. В остальном же, льготы соответствуют программам региональной помощи. Кроме того, если военнослужащий находился на очереди на улучшение жилищных условий, то вдова имеет право получить причитающееся мужу жилье или выплату по наследству.
Еще в законе предусмотрена компенсация расходов на ремонт частного дома один раз в 10 лет. Если же дом или квартира являются государственными, то ремонт производится по плану ЖКХ. Если после выхода на пенсию военнослужащий в течение первого года скончался, то его семья имеет право на получение страховых выплат, которые разделяются равными частями между претендующими родственниками. Сумма страховых выплат со временем не меняется, но может быть подвергнута индексации.
Кроме финансовой поддержки, государство помогает устроить детей погибшего в сады и школы без очереди. А если, впоследствии, ребёнок захочет учиться в военных организациях, то туда его тоже оформляют без очереди. В зависимости от вида компенсации, на которую претендует вдова, будет формироваться индивидуальный список необходимых документов. Помимо своего паспорта и свидетельства о смерти мужа, понадобятся документы, подтверждающие, что он служил в войсках, либо в МВД.
При некоторых оформлениях могут потребоваться документы, подтверждающие участие в боевых действиях и получение травмы, или увечья во время службы. Кроме того, если у супруги имеется инвалидность, необходимо позаботиться о наличии справок, подтверждающих заболевание или нетрудоспособность. Соответственно, если есть несовершеннолетние дети, то необходимы их свидетельства о рождения.
Подведем итог
Если обращаются за постоянными, долговременными выплатами, то, когда собраны все необходимые документы, вдова должна прийти в Пенсионный Фонд России, поскольку данными выплатами занимается именно это организация. Потерять близкого человека всегда сложно. А если этот человек еще был единственным кормильцем в семье, и оставил не только супругу, но и несовершеннолетних детей, то утрата становится гораздо тяжелее. Вот почему государство заботится о семьях погибших военных, стараясь сохранить все льготы, которые были у жен военнослужащих.
В своем большинстве, супруги военных редко работают и привыкают рассчитывать на причитающиеся льготы. И невозможно так резко изменить их образ жизни, лишив всех источников дохода. Большинство из льгот остаются для вдов на постоянной основе, но некоторые, все же, исключаются автоматически. Например, если вдова повторно выходит замуж, то по законодательству о ней начинает заботиться новый супруг.
Помимо жен, предусмотрена помощь и всем остальным членам семьи: это и недееспособные родственники, за которыми требуется постоянный уход, и малолетние дети, которым еще предстоит получать образование. В целом же, количество льгот, предназначенных для жен и для вдов военнослужащих, подробнее перечислены и охарактеризованы в ФЗ № 400. Из которого можно узнать и виды льгот, и процентные ставки. Но, как всегда, за подробной информацией лучше обратиться в ПФ по месту жительства (потому как в законе не прописана региональная поддержка).
#Вдовы военных пенсионеров #Военные пенсии 2018 #Льготы 2018 льготы вдовам военных #Льготы женам военнослужащих #Пенсии вдовам военных #Пособия женам военных #Россия
Читайте нас первыми — добавьте сайт в любимые источники.
1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).
(абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
2. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Положения абзацев первого — четвертого пункта 2.1 статьи 15 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, — препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
О полномочиях по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, см. Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
О порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также о порядке применения пункта 2.1 статьи 15 см. статьи 2 и 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ)
3. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих — граждан и членов их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащие — иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.
(абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
4. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим — гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
6. Военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
8. Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
(в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 61-ФЗ)
9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.
10. Исключен. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.
11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
12. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
13. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих — граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Абзацы третий — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П пункт 14 статьи 15 (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 08.12.2010 N 342-ФЗ)
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих — граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13 и 14 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(п. 15 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 90-ФЗ)
16. Военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет:
единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения;
собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации.
(п. 16 введен Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
О порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также о порядке применения статьи 15.1 см. статьи 2 и 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
Быт семей военнослужащих отличается от быта гражданских людей своей неустроенностью и непостоянством. Как было сказано в одном известном фильме, чтобы стать женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта и помотаться с ним полжизни по отдалённым гарнизонам. В результате супруги военнослужащих часто не могут выработать необходимый страховой стаж. Поэтому на жён военнослужащих распространяется ряд социальных льгот, среди которых особый порядок начисления пенсии в случае смерти супруга.
Законодательная база и виды пенсионных выплат
Порядок выплаты пенсий бывшим военнослужащим регулируется принятым в 1993 году ФЗ №4468.1. Данный нормативно-правовой акт устанавливает все аспекты пенсионного обеспечения офицерского состава, прапорщиков и солдат-контрактников. Этот же закон определяет назначение пенсии супруге умершего военнослужащего. В некоторых ситуациях вдовы военных вправе получать две пенсии: собственную, заработанную в соответствии со страховым стажем, и за скончавшегося мужа-военнослужащего, или военного пенсионера.
Страховая пенсия назначается женщине при достижении пенсионного порога, если у неё имеется необходимое для этого количество индивидуальных баллов ИПК. Если же она по объективным причинам не смогла наработать нужный размер страхового стажа, то ей полагается социальная пенсия «по старости». Выплаты за потерю кормильца назначаются после смерти супруга, являвшегося военным пенсионером, либо действующим военнослужащим. Другой тип пенсионных выплат за покойного супруга — военная пенсия, назначаемая, когда причиной смерти явилась травма, болезнь, или ранение полученное на службе.
По потере кормильца
Данный вид пенсионных выплат супругам скончавшихся военных пенсионеров в случае, когда их смерть не была связана с ранениями или травмами, полученными в бытность несения воинской службы.
Чтобы получать выплаты, женщина должна отвечать одному из критериев, предъявляемых ФЗ №4468.1:
- Возраст вдовы превышает 55 лет.
- Женщина является инвалидом, что подтверждается документами МСЭ.
- Имеет на попечении детей возрастом менее 14 лет, и при этом не имеет работы.
- Имеет иждивенцев возрастом менее 8 лет. Наличие или отсутствие работы в данной ситуации роли не играет.
Внимание! На пенсионные выплаты за скончавшегося военного пенсионера распространяются все коэффициенты, повышающие размер выплат.
Размер пенсии по потере кормильца
Размер пенсии по потере кормильца устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от ряда факторов:
- Размер пенсионного обеспечения скончавшегося супруга. Она зависит от его должности, звания, выслугой лет, районного коэффициента.
- Число лиц, находящихся на попечении женщины. Это могут быть несовершеннолетние дети, нетрудоспособные инвалиды, престарелые родственники.
- Наличие работы у вдовы усопшего пенсионера.
Елена Кошерева Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы. Задать мне вопрос Минимальный размер платежей по потере кормильца вдове военного не может быть ниже 200% от размера базовой социальной пенсии, устанавливаемой ежегодно в соответствии с ФЗ №166 от 2001г. После проведённой 1 апреля г. очередной индексации на 2%, размер среднероссийской «социалки» составил 9,2 тыс. руб.
Военная пенсия
Данная разновидность пенсионного обеспечения назначается, если причиной смерти военного пенсионера стало ранение, либо травма, полученная в период его нахождения на действительной военной службе. Размер военной пенсии, предназначаемой для жены усопшего, составляет 40% от суммы пенсионного довольствия её супруга. Величина выплат в данной ситуации также не может быть ниже двукратного размера базовой социальной пенсии. То есть, по состоянию на 1.04.2020г., размер минимальной военной пенсии не может быть ниже 18,4 тыс. руб.
Двойная пенсия
Согласно действующему пенсионному законодательству, каждый гражданин, достигший пенсионного возраста, получает право на пенсионное обеспечение. Распространяется это положение в полной мере и на вдов военнослужащих. Женщине, при наличии необходимого стажа, начисляется страховая пенсия, а в отсутствии его — социальная пенсия по старости.
При каких условиях вдова вправе получать 2 пенсии
Согласно положениям ФЗ №4468.1, страховая или социальная пенсия может сочетаться с одновременным получением военной пенсии. Одновременное начисление платежей по потере кормильца, вместе со страховой и социальной не допустимо. В этой ситуации вдове придётся выбирать какой-либо один вариант пенсионного обеспечения. Также женщина теряет право на её получение, повторно выходя замуж.
Оформление пенсии
Право на получение денежного содержания за скончавшегося супруга-военнослужащего женщина получает со дня его смерти.
Перечень документов
Для начисления пенсии, вдове следует подготовить комплект необходимой документации. В него входят:
- Паспорт для подтверждения личности вдовы.
- Свидетельство о смерти. Выдаётся органами ЗАГСа.
- Если военнослужащий признан пропавшим без вести, потребуется представить соответствующее заключение суда.
- Документ о заключении брака.
- Справка из ЖЭУ о составе семьи.
- Если основание для получения пенсии воспитание ребёнка, понадобятся его метрики.
- При наличии инвалидности у женщины — следует предъявить справку от МСЭ.
Порядок действий
За назначением выплат вдовам военных пенсионеров следует обращаться в военное подразделение, отвечающее за начисление и выплату пенсионного обеспечения военнослужащим. В данном случае, это финчасть районного военного комиссариата. Женщине следует подать соответствующее заявление, приложив к нему пакет документации. В случае полного соответствия всем требованиям, установленным действующим законодательством, документы пересылаются в местное отделение ПФР. После этого, в течение месяца, на счёт заявительницы должны начать поступать пенсионные выплаты на скончавшегося супруга.
Сроки обращения и назначения
Право на получение военной пенсии, или пенсии по потере кормильца, женщина получает со момента смерти мужа-военнослужащего. Поэтому платежи вдове начисляются этой самой даты. Если обстоятельства, разрешающие получение пенсию по потере кормильца, наступают позже, то вдова вправе обратиться за её начислением в любое время.
Внимание! В случае запоздалого обращения, пенсионные выплаты будут произведены только за последний год. Все причитающиеся суммы за предыдущие годы «сгорают».
Прочие льготы
Пенсионные выплаты за потерю кормильца полагаются также и вдовам солдат-срочников. Начисляются они в случае, если военнослужащий погибает или умирает от болезни во время прохождения службы в рядах ВСРФ, либо в течение 3-х месяцев после демобилизации. В последнем случае причиной смерти должна быть травма, либо болезнь, полученная во время службы. Размер военной пенсии, в такой ситуации, составит 150% от базовой социальной пенсии (9,2 тыс. х 1,5).
Государство заботится о благосостоянии не только военнослужащих, но и членов их семей. Вдовам военнослужащих нужно просто знать о своих правах, и вовремя обращаться за предоставлением пенсионного содержания за умершего супруга.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: