Кто осуществляет экспертизу проектов технических регламентов
В соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Канешев Б.Б.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр |
|
по инвестициям и развитию |
|
Республики Казахстан |
А. Исекешев |
«СОГЛАСОВАН»
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
___________ А. Мамытбеков
5 августа 2015 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
__________ Т. Дуйсенова
15 июля 2015 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр финансов
Республики Казахстан
_________ Б. Султанов
12 июня 2015 год
«СОГЛАСОВАН»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
___________ Е. Досаев
7 августа 2015 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
___________ К. Касымов
25 июня 2015 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр энергетики
Республики Казахстан
19 июня 2015 год
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 553 |
Содержание
- Правиларазработки, экспертизы, принятия, изменения и отменытехнических регламентов1. Общие положения
- 2. Порядок разработки технических регламентов
- 3. Экспертиза технических регламентов
- 4. Принятие, изменение и отмена технических регламентов
- Уведомление о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
- Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
- Перечень взаимосвязанных стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента
- Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Правиларазработки, экспертизы, принятия, изменения и отменытехнических регламентов1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» (далее – Закон) и определяют порядок разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.
2. Настоящие Правила не распространяются на процедуры по разработке, принятию, внесению изменений и отмены технических регламентов, принимаемых в рамках Евразийского экономического союза и в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».
2. Порядок разработки технических регламентов
3. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене технического регламента подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, заинтересованных сторон и предоставляются в уполномоченный орган в области технического регулирования (далее – уполномоченный орган).
Уполномоченный орган на основании предложений формирует и утверждает план по разработке технических регламентов в соответствии с подпунктом 21) статьи 7 Закона.
Технический регламент разрабатывается при наличии концепции, которая прилагается к проекту технического регламента в период публичного обсуждения, указанного в подпункте 4) пункта 4 настоящих Правил.
В концепции указываются:
1) наименование технического регламента;
2) цель разработки технического регламента;
3) область применения и объекты технического регламента с указанием товарной позиции внутри кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС);
4) адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них регулированием, предусмотренным техническим регламентом;
5) информация о проблемах, регулирование которых необходимо установить, чтобы свести к минимуму их отрицательные влияния;
6) опасные факторы (риски);
7) информация о наличии и состоянии нормативной правовой базы Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (законы, постановления, санитарные, строительные, пожарные и другие нормы и правила, устанавливающие требования к объекту технического регламента);
8) информация о наличии нормативных документов международного уровня (международные договоры, директивы, технические регламенты других стран);
9) информация о состоянии производственной, испытательной базы и отрасли в целом.
Информация включает сведения о количестве испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия, имеющих материально-техническую возможность подтверждать соответствие продукции, их географическом местоположении и производственных мощностях;
10) информация о мерах, принятие которых необходимо для внедрения технического регламента;
11) ожидаемые результаты от внедрения технического регламента, в том числе информацию о положительном и отрицательном влиянии от внедрения технического регламента на производителей, потребителей и в целом на экономику страны, прогнозирования возможных технических барьеров;
12) информация об объемах производства в Республике Казахстан и объемах импорта продукции, подпадающей под действие разрабатываемого (изменяемого/отменяемого) технического регламента;
13) информация о нормативных правовых актах, которые необходимо привести в соответствие с техническим регламентом.
Сноска. Пункт 3 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента:
1) размещают в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования уведомление установленной формы о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента согласно приложению 1 к настоящим Правилам не позднее одного месяца с момента начала разработки проектов, изменений и дополнений или отмены технических регламентов, а также заполняют и представляют в Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (далее – Информационный центр) уведомление о разработке проекта технического регламента в соответствии с Правилами заполнения и представления уведомлений Информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 14 сентября 2012 года № 319 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8012) (далее – Правила заполнения и представления уведомлений Информационного центра);
2) привлекают к разработке проекта технического регламента представителей заинтересованных государственных органов, экспертных советов в области технического регулирования при заинтересованных государственных органах, технических комитетов по стандартизации, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;
3) организует проведение анализа научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;
4) организуют публичное обсуждение проекта технического регламента в течение срока, равного не менее шестидесяти календарных дней со дня опубликования уведомления об их разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения;
5) предоставляют по запросу заинтересованных сторон полученные замечания к проекту технического регламента;
6) дорабатывают проект технического регламента с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;
7) направляют в уполномоченный орган уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента согласно приложению 2 к настоящим Правилам для размещения в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования, которое должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовый и электронный адреса, а также заполняют и представляют в Информационный центр уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в соответствии с Правилами заполнения и представления уведомлений Информационного центра.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными приказом Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Технический регламент разрабатывается на основе научно-обоснованных и (или) статистических данных.
Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке технического регламента полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона.
6. Требования, устанавливаемые в техническом регламенте, должны соответствовать интересам государственной политики в области технического регулирования, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также законодательству Республики Казахстан и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.
7. При установлении минимально необходимых требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам учитываются все виды рисков, присущие данной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
8. Технические регламенты, устанавливающие требования на одну и ту же продукцию, взаимоувязываются в целях обеспечения единого состава и содержания обязательных требований, предъявляемых к продукции.
9. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке:
1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору » ТН ВЭД ЕАЭС») и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента;
2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам, установленным международными стандартами и Законом, а также Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия», Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений», Законом Республики Казахстан от 5 октября 2018 года «О стандартизации».
Допускается делать ссылки на статьи других законодательных актов Республики Казахстан, в которых данные термины установлены;
3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция должна соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки и другие);
4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона.
Требования устанавливаются только к продукции и при необходимости к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.
Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель может быть достигнута исключительно применением указанного метода.
Числовые значения технических характеристик продукции могут устанавливаться в случаях, если они имеют постоянную величину: «не более», «не менее», «не допускается содержание».
Показатели безопасности могут быть оформлены в виде приложения к техническому регламенту.
В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит;
5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения;
6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции;
7) устанавливаются перечень взаимосвязанных стандартов в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее — перечни), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента.
Разработка перечней осуществляется путем включения в них документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 3 и 4 к настоящим Правилам.
Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и актуализации перечней на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.
Перечень взаимосвязанных стандартов в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента не устанавливается в случае, когда требования технического регламента могут быть выполнены непосредственно.
Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции не устанавливается в случаях, когда технический регламент не содержит требований о проведении оценки соответствия, либо когда оценка соответствия требованиям технического регламента может быть осуществлена без проведения исследований (испытаний) и измерений.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными приказом Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Требования, установленные пунктами 7 и 9 настоящих Правил, частично не распространяются на самостоятельные технические регламенты, устанавливающие только требования к процедурам подтверждения соответствия, за исключением требований, предусмотренных Законом.
3. Экспертиза технических регламентов
11. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в уполномоченный орган с целью установления соответствия целям предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона и международным договорам в области технического регулирования.
Рассмотрение проекта технического регламента и прилагаемых к нему материалов, изложенных в настоящем пункте, проводится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня их поступления.
Сноска. Пункт 11 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, после получения заключений, а также замечаний и предложений в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в течение 10 (десяти) рабочих дней осуществляют доработку проекта технического регламента.
Сноска. Пункт 12 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Принятие, изменение и отмена технических регламентов
13. Принятие и отмена технического регламента осуществляются в соответствии со статьей 19 Закона, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах».
Сноска. Пункт 13 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
14. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в соответствии с главами 2 и 3 настоящих Правил.
Приложение 1 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов |
|
Форма |
Уведомление о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
Сноска. Приложение 1 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Наименование проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
2. Государственный орган, ответственный за разработку проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
3. Объект технического регулирования проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
4. Цель разработки проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
5. Почтовый адрес, номера телефона, адрес электронной почты для направления замечаний и предложений (отзывов) по проекту технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
6. Предполагаемая дата завершения публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
Приложение 2 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов |
|
Форма |
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
Сноска. Приложение 2 — в редакции приказа Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Наименование проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
2. Государственный орган, ответственный за разработку технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
3. Объект технического регулирования технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
4. Предполагаемая дата завершения разработки проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
5. Почтовый адрес, номера телефона, адрес электронной почты для получения замечаний и предложений (отзывов) по проекту технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента
Приложение 3 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов |
|
Форма |
Перечень взаимосвязанных стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента
Сноска. Правила дополнены приложением 3 в соответствии с приказом Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п |
Элементы технического регламента |
Обозначение взаимосвязанного стандарта |
Наименование взаимосвязанного стандарта |
Примечание |
Примечания
1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть обеспечено посредством выполнения требований взаимосвязанного стандарта (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).
2. В графе 3 указывается обозначение взаимосвязанного стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) взаимосвязанного стандарта, если соблюдение требований технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) взаимосвязанного стандарта.
3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения взаимосвязанного стандарта, взамен которого разработан заменяющий взаимосвязанный стандарт (день – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его взаимосвязанный стандарт.
Приложение 4 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов |
|
Форма |
Сноска. Правила дополнены приложением 4 в соответствии с приказом Министра торговли и интеграции РК от 19.05.2020 № 119-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п |
Элементы технического регламента |
Обозначение стандарта |
Наименование стандарта |
Примечание |
Примечания
1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).
2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.
3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его стандарт.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070
О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий
На основании статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
2. Установить, что аккредитация организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится Министерством регионального развития Российской Федерации. Реализация указанной функции осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности работников его центрального аппарата и средств, предусмотренных на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
3. Министерству регионального развития Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить:
а) порядок ведения реестра организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре;
б) форму свидетельства об аккредитации организации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий для подготовки такой документации (далее соответственно — негосударственная экспертиза, проектная документация, результаты инженерных изысканий).
2. Негосударственная экспертиза проводится организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — экспертная организация), по инициативе застройщика, заказчика либо лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания (далее — заявитель).
3. Объектом негосударственной экспертизы являются проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изысканий.
4. Негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством (далее — договор).
5. Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе.
Вопрос о том, что направляется на негосударственную экспертизу (проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий), а также в каком объеме проектная документация подлежит проверке при проведении негосударственной экспертизы (в полном объеме, частично, если частично, то в какой части) и на предмет соответствия каким из предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения требованиям подлежат проверке проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, определяется в договоре.
6. Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:
а) техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);
б) результатам инженерных изысканий;
в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам — в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;
г) градостроительным регламентам;
д) градостроительному плану земельного участка;
е) национальным стандартам;
ж) стандартам организаций;
з) заданию на проектирование.
7. Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий.
8. До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства и нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
9. Направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для проведения негосударственной экспертизы не освобождает застройщика (заказчика) от обязанности направить указанные документы на государственную экспертизу, если обязательное проведение государственной экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Результатом негосударственной экспертизы является заключение, содержащее выводы:
о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации или ее разделов требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения;
о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и (или) заданию на проведение инженерных изысканий.
В заключении могут содержаться рекомендации по внесению изменений в проектную документацию и улучшению проектных решений.
11. Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в экспертную организацию представляются:
а) заявление о проведении негосударственной экспертизы, в котором указываются:
идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства заявителя — физического лица, полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения заявителя — юридического лица, а в случае, если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя;
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на негосударственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства);
предмет негосударственной экспертизы в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Положения;
б) проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в необходимом для проведения экспертизы объеме, который определяется в договоре;
в) копия задания на проектирование — при направлении на негосударственную экспертизу проектной документации или одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий;
г) копия задания на выполнение инженерных изысканий — при направлении на негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий или одновременно результатов инженерных изысканий и проектной документации;
д) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика (в случае, если заявитель не является заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора должны быть оговорены специально;
е) расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий — в случае дополнительного истребования экспертной организацией.
12. Форма заключения негосударственной экспертизы устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации.
13. Заключение негосударственной экспертизы подписывается лицами, проводившими экспертизу, и утверждается руководителем экспертной организации.
14. Для проведения негосударственной экспертизы заявитель вправе обратиться в одну или несколько экспертных организаций по своему усмотрению. Заключения, подготовленные различными экспертными организациями, имеют одинаковую юридическую силу и могут использоваться заявителем по своему усмотрению, в том числе прилагаться к заявлению на получение разрешения на строительство.
Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
1. Настоящие Правила устанавливают порядок аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которая проводится Министерством регионального развития Российской Федерации (далее соответственно — аккредитация, уполномоченный федеральный орган).
2. Организация может быть аккредитована:
а) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации;
б) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
в) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
3. Организация вправе проводить только те виды негосударственной экспертизы, в отношении которых такой организацией получена аккредитация.
4. Требованиями и условиями для проведения аккредитации организации являются:
а) на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации — наличие работников, имеющих высшее профессиональное образование в той области деятельности, в отношении результатов которой испрашивается аккредитация, и стаж работы не менее 5 лет в области проектирования зданий и сооружений либо не менее 3 лет в области государственной экспертизы проектной документации, или в области строительного контроля, или в области государственного строительного надзора;
б) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий — наличие работников, имеющих высшее профессиональное образование в области инженерно-геологических исследований и стаж работы в области инженерных изысканий для строительства не менее 5 лет или стаж работы в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий не менее 3 лет.
5. Для получения аккредитации организация представляет в уполномоченный федеральный орган непосредственно или по почте заказным письмом (с описью вложения) следующие документы:
а) заявление на получение аккредитации, в котором указываются виды негосударственной экспертизы, в отношении которых организация имеет намерение получить аккредитацию, и срок, на который испрашивается аккредитация;
б) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) копии учредительных документов организации;
г) копии документов, подтверждающих наличие профессионального образования и стажа работы в соответствующих областях работников, требования к образованию и стажу работы которых предусмотрены пунктом 4 настоящих Правил.
6. Уполномоченный федеральный орган в течение 3 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, осуществляет проверку их комплектности и правильности заполнения. В случае представления не всех указанных документов и (или) несоответствия представленных документов предъявляемым к ним требованиям уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней возвращает организации документы с указанием причин возврата.
7. Уполномоченный федеральный орган в течение 13 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, организует их рассмотрение и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.
8. При принятии решения об аккредитации уполномоченный федеральный орган оформляет и выдает организации свидетельство об аккредитации в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет, если в заявлении на получение аккредитации не указан меньший срок.
Форма свидетельства об аккредитации утверждается уполномоченным федеральным органом.
9. Решение об отказе в аккредитации принимается уполномоченным федеральным органом в случае:
наличия в представленных документах недостоверных сведений;
несоответствия организации требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
Решение об отказе в аккредитации принимается и доводится до сведения организации в сроки, установленные пунктами 7 и 8 настоящих Правил.
10. Организация вправе повторно представить документы в уполномоченный федеральный орган после устранения причин, в связи с которыми ей было отказано в аккредитации.
11. Аккредитация организации может быть приостановлена или аннулирована.
12. Аккредитация приостанавливается уполномоченным федеральным органом в случае:
а) необоснованного отказа от проведения негосударственной экспертизы;
б) наличия сведений (информации) из органов, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью аккредитованной организации, о нарушениях, допущенных этой организацией в сфере полученной аккредитации;
в) наличия жалоб, нашедших подтверждение при проведении проверок уполномоченным федеральным органом;
г) выявления несоответствия аккредитованной организации требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
13. В случае выявления нарушений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, уполномоченный федеральный орган устанавливает срок для их устранения или устранения причин, вызвавших указанные нарушения, во время которого приостанавливается действие аккредитации. Срок приостановления аккредитации не может превышать 1 месяц. В этот период проведение организацией негосударственной экспертизы не допускается.
14. Организация, аккредитация которой приостановлена, в письменной форме уведомляет уполномоченный федеральный орган об устранении нарушений, повлекших приостановление аккредитации, и представляет документы, подтверждающие устранение нарушений.
15. Уполномоченный федеральный орган в течение 10 рабочих дней с даты получения уведомления об устранении нарушений проводит проверку их устранения, принимает решение о возобновлении действия аккредитации либо об аннулировании аккредитации и в течение 5 рабочих дней сообщает организации в письменной форме о принятом решении.
Срок аккредитации не продлевается на время ее приостановления.
16. Аккредитация аннулируется уполномоченным федеральным органом в случае:
а) ликвидации либо прекращения деятельности аккредитованной организации;
б) письменного обращения организации об аннулировании аккредитации;
в) неустранения в установленный уполномоченным федеральным органом срок нарушений, повлекших за собой приостановление аккредитации;
г) причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие ошибок, допущенных при подготовке проектной документации или проведении инженерных изысканий при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
17. В случае аннулирования аккредитации повторное обращение организации в уполномоченный федеральный орган за получением аккредитации возможно не ранее чем через 1 год после аннулирования аккредитации.
18. Уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об аннулировании аккредитации уведомляет об этом организацию в письменной форме с указанием оснований, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
19. Организация, в отношении которой принято решение о приостановлении действия аккредитации или об аннулировании аккредитации, вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Уполномоченный федеральный орган формирует и ведет реестр аккредитованных организаций, а также обеспечивает размещение содержащихся в реестре сведений, не имеющих конфиденциального характера, в сети Интернет.
21. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельства об аккредитации, не взимается.
22. В случае утраты (порчи) свидетельства об аккредитации уполномоченный федеральный орган выдает его дубликат на основании письменного заявления организации в течение 10 дней с даты получения заявления.