Косметолог лицензия
Чтобы открыть салон красоты, требуется решить немало вопросов. Один из них – это обязательное лицензирование.
Содержание
- Что это такое?
- Кто выдает разрешение на косметологические услуги, на основании чего и на какой срок?
- Кому нужна и зачем?
- Виды работ, при которых не требуется разрешение на косметологию
- Требования к соискателям
- Документы
- Как получить: пошаговый алгоритм
- Порядок переоформления
- Прекращение и приостановление
- Последствия работы без разрешения
- Косметические услуги
- Косметологические услуги
- Разграничение косметологических и косметических процедур
- Разъяснения контролирующих органов
- Кому и зачем нужна медицинская лицензия?
- Для оформления медицинской лицензии вам потребуется:
- Оформление медицинской лицензии
- По медицинскому оборудованию в кабинетах
- Если вы решили оформить медицинскую лицензию самостоятельно
Что это такое?
Она необходима для занятия медицинской деятельностью. Это показатель, что имеется всё необходимое для того, чтобы не навредить, а помочь человеку.
Лицензирование необходимо не только клиникам, но и другим учреждениям, где оказываются медицинские услуги. К ним относятся:
- салоны красоты;
- фитнес-залы;
- массажные кабинеты;
- тату-салоны;
- и т. п.
Внимание! Разрешение оформляется именно на те виды, по которым в дальнейшем будет вестись работа. В данном случае это косметология. Иногда добавляются и другие разновидности: диетология, лечебная физкультура, сестринское дело и др.
Кто выдает разрешение на косметологические услуги, на основании чего и на какой срок?
Она выдаётся Росздравнадзором в соответствии с такими документами:
- Постановлением Правительства «О лицензировании медицинской деятельности».
- Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия Росздравнадзора выдаётся бессрочно. При каких-либо изменениях, например, адреса салона, потребуется переоформление. Оно же понадобится и при расширении спектра услуг.
Кому нужна и зачем?
Салону требуется лицензирование, если будут оказываться услуги, при которых возможно нарушение целостности кожи или используется специальная аппаратура. К ним относятся:
- аппаратная косметология;
- пилинг;
- депиляция;
- медицинский массаж;
- татуировка;
- пирсинг;
- и т. п.
К медицинским относят те виды массажа, которые выполняются:
- с использованием массажных аппаратов;
- специалистом-мануальщиком.
Справка! Практически все виды подобных воздействий относятся к медицинским, даже экзотические (тайский). Исключениями являются эстетический и расслабляющий.
Виды работ, при которых не требуется разрешение на косметологию
Нет необходимости оформлять разрешение на проведение декоративных, эстетических и гигиенических процедур. Это стрижка, укладка и окрашивание волос, нанесение макияжа, маникюр и педикюр и т. п. То есть те процедуры, которые могут выполняться не медицинскими работниками, не требуют специальных инструментов и оборудования.
Требования к соискателям
Необходимо соответствие стандартам по нескольким параметрам:
- квалификация сотрудников;
- состояние недвижимости;
- и техники.
Персонал
Салону требуется персонал высокой квалификации. Это должны быть врачи:
- имеющие профильное образование;
- стаж работы не менее пяти лет;
- прошедшие курсы повышения квалификации в тех видах деятельности, которые планируются в салоне.
В целом, в зависимости от видов деятельности, понадобится не менее 2-5 врачей различных специальностей.
Внимание! Кто может быть руководителем организации, зависит от её юридического статуса. Если салон оформлен как ИП, главным врачом должен быть сам предприниматель. Если же организация имеет статус ООО, главным врачом может быть назначен один из сотрудников. Тогда для учредителя образование и опыт работы в сфере здравоохранения не обязательны.
Оборудование
Иногда для выбранных услуг требуется оборудование. В таком случае оно должно соответствовать ГОСТам. Подтверждением этого будут сертификаты, которые предоставляются поставщиком. В дальнейшем ему понадобится регулярное обслуживание. Об этом заключается договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Более подробно о том, как получить лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, можно узнать из статьи по ссылке.
Образование
Сотрудникам необходимо иметь образование именно по тому профилю, по которому они будут работать. Также требуется, чтобы они раз в пять лет повышали квалификацию.
Помещения
Важно и состояние помещения. К нему предъявляются такие требования:
- Не менее 1 санузла на этаж.
- Наличие окна и вентиляции.
- Не подвальный этаж.
- Площадь кабинета от 12 квадратных метров.
- Соответствие СанПин 2.1.3.2630-10.
- И нормам пожарной безопасности.
Справка! Есть и другие требования, зависящие от конкретной деятельности. Актуальные списки можно посмотреть в СанПин 2.1.3.2630-10.
Документы
Помимо заявления, понадобятся:
- Устав и учредительные документы;
- ИНН;
- ОГРН;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство о собственности на недвижимость или договор аренды;
- поэтажный план и экспликацию помещения;
- договоры о вывозе мусора, дезинфекции, стирке белья, обслуживания вентиляции;
- заключение СЭС;
- Роспотребнадзора;
- МЧС;
- трудовые книжки и договоры сотрудников;
- их сертификаты и дипломы;
- сертификаты на оборудование;
- договоры на техобслуживание;
- документ об уплате госпошлины.
Внимание! Если у кого-то из сотрудников менялась фамилия, необходимо приложить подтверждение. Им может быть, например, свидетельство о браке или разводе. Если же изменялось что-то в учредительных документах, подготовьте соответствующее свидетельство.
Как получить: пошаговый алгоритм
Для того, чтобы её получить, понадобится:
- Найти помещение, соответствующее нормативам. При необходимости сделать ремонт.
- Закупить оборудование и заключить договор на обслуживание.
- Нанять персонал.
- Подать заявление.
Сроки рассмотрения
Заявление рассматривается в течение 45 дней. Проверяются предоставленные документы. Если какого-то из них не хватает, или он оформлен неверно, уведомление приходит в течение месяца. При правильно оформленной документации происходит выездная проверка.
Если в результате обнаружились какие-то нарушения ли недочёты, в выдаче будет отказано. После устранения замечаний придётся подавать заявку заново. Поэтому период получения может растянуться. Иногда он доходит до полугода или даже нескольких лет.
Способы подачи документов
Подавать их можно:
- лично;
- по почте (заказным письмом с описью вложения);
- через портал госуслуг (понадобятся электронные копии документов и цифровая подпись).
Этапы
Первый этап – проведение обследования помещений и оборудования районным СЭС. Помещения проверяются на соответствие санитарным и гигиеническим нормам. Если планируется открыть сеть салонов, обследование происходит по всем адресам. По результатам составляется акт обследования. В нём говорится, подходит ли недвижимость под существующие нормы. Если нет – придётся устранять несоответствия и проводить процедуру заново.
Если всё в порядке, можно переходить ко второму этапу. Это обращение в городской СЭС за СЭЗ – санитарно-эпидемиологическим заключением. Понадобится заявление, акт из районного отдела и документация на помещение и технику. На выдачу заключения уходит около месяца. Правила получения регулируются законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года.
После этого можно переходить к заключительному этапу – обращению в Росздравнадзор. Заявление передаётся через орган местной власти. Как правило, это Департамент Здравоохранения города или области. К нему прикладывается вся собранная документация: об учреждении, сотрудниках, помещениях, технике и т. п. Затем организуется проверка на месте, во время которой все сведения тщательно проверяются. Поэтому важно указывать верные данные.
Справка! При подаче заявления оплачивается пошлина. Её размер – 7 500 рублей.
Порядок переоформления
Переоформление потребуется, если:
- Реорганизуется юридическое лицо.
- Изменяются данные ИП (ФИО, домашний адрес).
- Меняется адрес (адреса).
- Добавляются новые услуги.
В первых двух случаях потребуется только заявление на переоформление и выданная раньше разрешительная документация.
Если добавляется новое помещение, понадобится также его проверка и получение СЭЗ. Это же относится и к появлению нового вида деятельности. Все проверки проходят так же, как и при первоначальном оформлении.
Прекращение и приостановление
Росздравнадзор периодически проверяет работу лицензированных учреждений. Если окажется, что нормы и правила не выполняются, может последовать приостановление действия. Организации даётся время на исправление нарушений. Если же этого не происходит, разрешение аннулируется. То есть учреждение лишается права оказывать медицинские услуги. Эти действия регулируются ФЗ № 99.
Последствия работы без разрешения
Подобная деятельность является административным правонарушением. По 2 части статьи 14.1 КоАП она наказывается штрафом в 2-2,5 тысячи рублей. Но если это повредило людям или был получен крупный доход, ответственность наступает уже в соответствии с Уголовным Кодексом. Статьёй 171 предусмотрены такие варианты наказаний:
- штраф до 300 тысяч или доход за 2 года;
- обязательные работы до 480 часов;
- арест до полугода.
Подробно о последствиях осуществления медицинской деятельности без лицензии читайте в статье по ссылке.
Лицензирование обязательно для всех услуг, относящихся к сфере здравоохранения, где бы они ни предоставлялись. Оформление разрешения – довольно сложный процесс. Но без него работать нельзя.
В последние годы все большую распространенность приобретают услуги, оказываемые косметологическими кабинетами, медицинскими организациями и салонами красоты.
Далеко не всегда организации, оказывающие услуги в сфере «индустрии красоты», имеют лицензию на ведение медицинской деятельности, обосновывая это тем, что их услуги являются косметическими, а не косметологическими.
Грань между косметологией и косметическими услугами действительно не так очевидна, а проблему разграничения данных категорий нельзя назвать решенной.
Некоторые специалисты делают попытку разделить косметические услуги на услуги немедицинского характера (макияж, окрашивание бровей и ресниц и т.д.) и услуги медицинского характера (инъекционная коррекция лица, аппаратные процедуры и т.д.).
Тем не менее, анализ действующего законодательства позволяет сделать другой вывод. В большинстве нормативно-правовых актов слово «косметологический» используется в контексте, связанном с осуществлением медицинской деятельности, в то время как слово «косметический» соотносится с оказанием бытовых и иных немедицинских услуг. Рассмотрим эту закономерность подробнее на примерах.
Косметические услуги
Одним из примеров нормативных актов, регламентирующих деятельность по оказанию косметических не медицинских услуг, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 59 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы»)».
Этот документ устанавливает обязательные требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.
В этом Постановлении отдельно оговаривается, что правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.
Кроме того, существует Приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1069н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг»» (далее – Профстандарт). В соответствии с этим Профстандартом, трудовая функция такого специалиста может быть представлена следующими видами деятельности:
- Предоставление косметических услуг по уходу за кожей лица, шеи и зоны декольте;
- Предоставление косметических услуг по уходу за телом;
- Предоставление услуг по косметическому татуажу.
При этом границы такого ухода описываются выполнением косметических масок, окраской бровей и ресниц, выполнением очищающих и иных не медицинских процедур.
Возможными наименованиями специалистов, оказывающих такие услуги, являются:
- Косметик-эстетист;
- Техник-эстетист;
- Специалист в области прикладной эстетики;
- Эстетист;
- Спа-косметик и другие.
Таким образом, можно предположить, что обобщенное определение косметических услуг может выглядеть следующим образом:
Это комплекс эстетических манипуляций немедицинского характера, осуществляемых специалистами без медицинского образования и не требующих получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Представляется, что на законодательном уровне было бы целесообразно определить исчерпывающий перечень таких услуг.
Косметологические услуги
Действующее законодательство, включая Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прямо не определяет понятие косметологических услуг.
Ряд нормативных актов содержат существенные критерии оказания косметологических услуг, с помощью которых можно сформулировать обобщенное определение таких услуг. Рассмотрим эти нормативные акты.
В первую очередь необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291).
Косметологические услуги входят в Перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность, которая подлежит лицензированию. Согласно данному Постановлению, работы (услуги) по косметологии составляют медицинскую деятельность, к осуществлению которой в целях лицензирования предъявляются Требования, определяемые Минздравом РФ. Особенности лицензирования медицинской деятельности по профилю «косметология», рассмотрены нами в одноименной статье.
Также необходимо отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»» (далее – Приказ № 381н).
Этот документ определяет содержание медицинской помощи по профилю «косметология». Такая помощь включает в себя «комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».
Приказ № 381н определяет, что медицинская помощь по данному профилю оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.
Таким образом, представляется возможным определить косметологические услуги следующим образом:
Это подлежащая лицензированию медицинская деятельность, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, оказываемая врачами-косметологами, а также средним медицинским персоналом по назначению врача-косметолога.
Разграничение косметологических и косметических процедур
К сожалению, нельзя назвать однозначным и достаточным существующее разделение косметологической и косметической сфер на уровне законодательства.
Во многом это связано с формулировками классификаторов видов деятельности, в частности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), также известного как ОКВЭД.
В данном классификаторе услуги, направленные на эстетическое преображение, достаточно четко прописаны в разделе «Прочие персональные услуги», но прямо не названы в разделе, посвященном услугам в области здравоохранения:
ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности | |
---|---|
Раздел Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | Раздел S. Предоставление прочих видов услуг |
86 Деятельность в области здравоохранения | 96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг |
86.2 Медицинская и стоматологическая практика Эта группировка включает:
Пациенты обычно являются амбулаторными и могут направляться к специалистам врачами общего профиля (терапевтами). Эта группировка также включает:
|
96.02.2 Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты Эта группировка включает:
|
86.22 Специальная врачебная практика Эта группировка включает:
|
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки Эта группировка включает:
|
86.9 Деятельность в области медицины прочая | — |
86.90 Деятельность в области медицины прочая Эта группировка включает:
Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах |
— |
Как видим, косметология как деятельность в области здравоохранения вообще не имеет отдельного кода. Представляется, что в условиях растущего спроса на косметологические процедуры, данный факт является очевидным упущением законодателя. Кроме того, конкретные наименования эстетических процедур в разделе «Предоставление прочих видов услуг» создают иллюзию, что соответствующая деятельность всегда является немедицинской.
Еще больше вопросов к Классификатору ОКВЭД появляется при рассмотрении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее- Приказ № 804н).
В этом документе содержится конкретный перечень манипуляций, которые являются медицинскими услугами и составляют медицинскую деятельность соответственно. Так, в сфере эстетической косметологии, можно привести для примера следующие позиции:
Код | Наименование |
---|---|
A14.01.005 | Очищение кожи лица и шеи* |
A14.01.011 | Удаление кожного сала |
A14.01.012 | Проведение депиляции |
A14.01.013 | Проведение эпиляции |
A16.01.024 | Дерматологический пилинг |
A17.01.005 | Броссаж кожи |
A17.01.007 | Дарсонвализация кожи |
A20.01.003 | Парафиновая подтяжка кожи |
A20.01.004 | Грязевые обертывания для лечения целлюлита |
A20.30.024 | Озонотерапия |
A21.01.006 | Пилинг-массаж |
A21.01.007 | Вакуумный массаж кожи |
A21.01.010 | Пирсинг** |
* Здесь хотелось бы вновь упомянуть профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг», в соответствии с которым очищающие процедуры являются видом деятельности не медицинского специалиста, оказывающего соответствующие услуги в качестве косметических. Налицо противоречие между приказом Минтруда, утверждающим указанный профессиональный стандарт, и Приказом Минздрава 804н, утверждающим Номенклатуру медицинских услуг. Представляется, что профстандарт специалиста по предоставлению бытовых косметических услуг нуждается в актуализации и соотнесении с действующими нормативными актами.
** Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), тем не менее, одновременно относит пирсинг к персональным прочим услугам. Таким образом, Классификатор также нуждается в уточнении.
Таким образом, как Профстандартом, так и ОКВЭД, перечисляющим виды медицинских услуг, проигнорирован Приказ 804н, что создает дополнительную неопределенность в вопросе разделения косметологических и косметических услуг.
Изучив Номенклатуру медицинских услуг Минздрава (Приказ 804н), легко сделать вывод, что на практике многие из перечисленных в нем услуг оказываются организациями, не имеющими соответствующей лицензии.
Осуществление медицинской деятельности без лицензии, в свою очередь, является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и наказывается штрафом:
- для физических лиц — от 2000 до 2500 рублей;
- для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей.
Кроме того, уплата штрафа не освобождает компанию от необходимости прекратить осуществление того вида деятельности, на который нет лицензии. Таким образом, для многих предпринимателей, ведущих деятельность в сфере косметологии, признание оказываемых ими услуг медицинскими автоматически означает фактическое прекращение предпринимательской деятельности. Также следует помнить о последствиях, предусмотренных пп. 2 п. 3 статьи 61 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ). Данный пункт ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность без соответствующей лицензии, может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления.
Судебная практика также подтверждает необычайно широкую распространенность случаев, когда предпринимателя, уверенного в том, что он оказывает персональные (бытовые) косметические услуги, обвиняли в осуществлении медицинской деятельности без лицензии и привлекали к юридической ответственности.
Так, Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2014 г. по делу № А41-28859/14 индивидуальный предприниматель Ломтева была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В нежилом помещении — салоне красоты «Фешнстудио А» она без лицензии оказывала услуги по чистке и массажу лица и тела, химическому пилингу, эпиляции. Суд, руководствуясь тем, что:
- в соответствии с Постановлением Правительства № 291 косметология относится к перечню работ, составляющих медицинскую деятельность;
- в соответствии с действовавшей на тот момент Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н, очищение кожи лица и шеи, проведение эпиляции и массаж лица относятся к медицинским услугам, пришел к выводу о том, что в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичное решение принял и Арбитражный суд Тверской области по делу № А66-252/2020 от 7 февраля 2020 г., в котором детская парикмахерская оказывала услуги по прокалыванию ушей без лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Очень информативным представляется Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н» (далее — Решение ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639). В суд обратилась индивидуальный предприниматель З., осуществляющая деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты. По мнению заявителя, включение в перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, услуги под кодом A14.01.013 — «Проведение эпиляции» является неправомерным:
Аргументация заявителя | Приказ противоречит положениям ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так как рост волос является естественным процессом жизнедеятельности и не включен в перечень заболеваний человека, предусмотренный Международной классификацией болезней (далее — МКБ-10). Таким образом, эпиляция, как процесс удаления волос, не может являться медицинской услугой, поскольку не является вмешательством, направленным на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Соответственно, включение эпиляции в перечень медицинских услуг нарушает права ИП в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на нее обязанность по лицензированию деятельности как медицинской. |
Аргументация суда | МКБ-10 предусмотрены коды нозологических единиц (заболеваний, состояний), для лечения и профилактики которых применяется проведение медицинской услуги по эпиляции, среди которых такие заболевания как гипертрихоз, различные формы микозов волос. Коррекция волосяного покрова, вне зависимости от метода, связана с необходимостью соблюдения правил антисептики и асептики в связи с возможностью нарушения целостности кожного покрова во время проведения манипуляции. Нарушение целостности кожи, сахарный диабет, аллергические реакции, наличие новообразований кожи в зоне обработки в анамнезе и наличие вирусных и воспалительных заболеваний кожи в стадии обострения в зоне обработки относятся к противопоказаниям проведения процедуры эпиляции. Таким образом, отнесение услуги по проведению эпиляции к медицинским направлено на обеспечение основных принципов охраны здоровья. Исключение указанной услуги из Номенклатуры приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья. |
Итог | В удовлетворении требований отказано. В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом. В медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками. |
Во многом это решение объясняет наличие в перечне медицинских услуг, утвержденный Приказом № 804н, и иных спорных позиций, граничащих со сферой косметических услуг (например, чистка лица, пирсинг и т.д.).
Разъяснения контролирующих органов
Профильные ведомства достаточно часто публикуют разъяснения, касающиеся косметологических процедур. Как правило, такие разъяснения касаются конкретных видов манипуляций. Рассмотрим некоторые из разъяснений.
-
Письмо Росздравнадзора от 26 марта 2015 года № 01И-469/15:
Росздравнадзор в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу действий лиц, занимающихся от имени косметических салонов (клиник) навязыванием косметологических услуг с использованием косметической продукции различных марок, информирует о следующем. Оказывать косметологические услуги при осуществлении медицинской деятельности вправе медицинские работники, имеющие высшее или среднее медицинское образование по специальностям: «дерматовенерология», «косметология» и «сестринское дело в косметологии», а юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «сестринское дело в косметологии» или «косметологии».
Соответственно, осуществление медицинской деятельности по косметологии без специального разрешения (лицензии) является незаконной и предусматривает административную ответственность.
-
Письмо Минздравсоцразвития России от 30.06.2010 № 14-9/223-459 «О номенклатуре работ и услуг по профилю «косметология»:
В письме поясняется, что инъекционные терапевтические методы, такие как мезотерапия, введение ботокса и различных филлеров, относятся к сфере деятельности врача-косметолога.
-
Письмо Минздрава России от 10.01.2020 № 17-2/И/2-70:
В Письме дублируются положения Решения ВС от 10.10.2019 № АКПИ19-639, согласно которому в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции/депиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинским персоналом.
Кроме того, регулярно появляются разъяснения региональных управлений Росздравнадздора, необходимые для принятия решений управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по поводу ненадлежащей рекламы товаров и услуг (в том числе медицинских).
Так, например, территориальным управлением Росздравнадзора по Алтайскому краю в 2017 году было разъяснено, что организация не может осуществлять косметологические услуги даже при наличии лицензии на медицинскую деятельность, если в перечне разрешенных работ и услуг которой косметологические услуги отсутствуют (в этом деле стоматологическая клиника с лицензией на осуществление стоматологических услуг предлагала косметологические услуги для нижней части лица — «стоматолог + косметолог»).
Особый интерес представляют Методические указания «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами» (Мос МУ 2.1.3.001-2001), утвержденные Приказом ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 № 839.
Этот документ ценен тем, что заполняет понятийный пробел и фиксирует ряд важных определений. Так, в этом документе дается определение косметологии:
Косметология – это область клинической медицины, основными задачами которой являются изучение причин, клинических проявлений и разработка методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера.
Там же приводится определение косметических/косметологических услуг и процедур:
Косметические услуги — перечень косметических процедур, оказываемых в учреждениях коммунально-бытового назначения и в спортивно-оздоровительных учреждениях и не требующих медицинского контроля. | Косметологические услуги — перечень косметологических процедур, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля. |
Косметические процедуры — мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. | Косметологические процедуры — мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос. |
Вновь акцент сделан на том, что косметология – область медицины, а косметический уход – элемент коммунально-бытовой сферы.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным при оказании услуг из сфер косметологической и косметической практики в первую очередь обращаться к Приказу № 804н. Наличие в этом перечне процедуры автоматически относит ее к категории «медицинская услуга», а значит оказание такой услуги связано с рядом требований, соблюдение которых обязательно.
Парадоксально, но решающее значение имеет не столько суть услуги, сколько её название. Верховный суд прямо сказал, что «восковая коррекция волосяного покрова» — это персональная услуга, не требующая лицензии. В тоже время, стоит лишь назвать ее «эпиляцией» в прайсе, как она тут же превращается в медицинскую услугу, требующую соответствующей лицензии. Безусловно, такое положение дел представляется странным — однако с учетом будущих возможных столкновений с проверяющими и надзорными органами, лучше взять такую парадоксальную логику на вооружение и учитывать её при рекламе своих косметологических услуг и при формировании прейскурантов на услуги.
На сегодняшний день существует правовая неопределенность, связанная с разграничением косметических и косметологических услуг. «Индустрия красоты» развивается год от года, а значит появляется все больше предложений об оказании косметических услуг. При этом недостаточно четкая регламентация порядка оказания таких услуг создает риски как для потребителей (в связи с невозможностью гарантировать качество и безопасность услуги), так и для косметологов-предпринимателей и их сотрудников (в связи с вероятной квалификацией их услуг как медицинских).
Конечно, возможность оказания услуг без получения лицензии на осуществление медицинской деятельности – привлекательная для индустрии возможность экономии на персонале, помещениях и прочих тратах, связанных с получением лицензии и обслуживанием бизнеса. Тем не менее, анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев услуги, которые позиционируются как косметические и якобы не требуют получения лицензии, по факту таковыми не являются.
Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Приказом № 804н, на сегодняшний день является наиболее точным источником информации для определения категории оказываемых услуг: если в Номенклатуре медицинских услуг встречается такая же услуга, то речь идет не о косметической, а о косметологической услуге. Это, в свою очередь, накладывает на исполнителя услуги соответствующие обязанности по лицензированию деятельности, по обеспечению соответствующего уровня квалификации исполнителя процедуры, по обеспечению порядка оказания услуги и т.д.
Судебная практика также демонстрирует резонность такого подхода, поскольку в судебных решениях судьи всегда ссылаются на наличие либо отсутствие соответствующей услуги в перечне медицинских.
Тем не менее, действующее законодательство объективно нуждается в совершенствовании. Недопустимо одновременное включение одной и той же услуги в категорию бытовой при оформлении бизнеса (на стадии выбора кода ОКВЭД) и в категорию медицинской (по факту ее оказания), например, как в случае с пирсингом. Таким образом, ведомственные приказы нуждаются в согласовании.
Также представляется целесообразным издание нормативного акта, определяющего закрытый перечень косметических услуг (по аналогии с медицинскими услугами). Наличие такого документа существенно упростило бы деятельность исполнителей соответствующих услуг и обезопасило бы потребителей услуг «индустрии красоты».
В настоящее время сложность разграничения косметических и косметологических услуг может создать значительные проблемы для лиц, занимающихся деятельностью в сфере косметологии. Поэтому любая деятельность в сфере косметологии (даже если косметолог считает, что занимается декоративной косметологией и бытовыми услугами) требует постоянного юридического сопровождения со стороны юристов, причем эти юристы должны быть хорошо знакомы с медицинским правом. В ином случае владельца косметологического салона (или косметолога, оказывающего услуги в индивидуальном порядке) смогут обвинить в осуществлении медицинской деятельности без лицензии с последствиями в виде уплаты крупного штрафа или ликвидации организации.
Прежде чем открыть двери собственного салона и принять первых клиентов, владельцу бизнеса нужно решить несколько юридических вопросов. Мы уже разобрали, какую систему налогообложения лучше выбрать, как зарегистрировать салон красоты и какие документы нужны для открытия ИП. На очереди — тема лицензии для салона красоты: кому она нужна и как ее получить? Специально для YCLIENTS на эти вопросы ответила юрист Анастасия Дорофеева.
Анастасия Дорофеева @ad_fashion_law, юрист в индустрии моды и красоты
Лицензия на осуществление медицинской деятельности необходима не каждому салону.
Если вы оказываете только парикмахерские (окрашивание, стрижка и укладка волос) или эстетические услуги (маникюр, педикюр, коррекцию бровей и нанесение макияжа), лицензию оформлять не нужно.
Если же вы планируете оказание каких-либо услуг, направленных на получение терапевтического эффекта, то получить лицензию на осуществление медицинской деятельности необходимо.
Такими услугами являются, в том числе:
✓ все виды массажа, включая нетрадиционные формы;
✓ пилинг;
✓ нанесение и удаление татуировок;
✓ пирсинг;
✓ коррекция дефектов кожи;
✓ контурная пластика;
✓ инъекции красоты;
✓ лазерная терапия;
✓ эпиляция с применением лазеров;
✓ косметологические услуги.
Что нужно для получения лицензии?
Прежде чем заниматься оформлением лицензии, необходимо:
1. Зарегистрировать в установленном порядке организацию или ИП, выбрав соответствующие виды деятельности ОКВЭД.
2. Если оказанием медицинских услуг занимается индивидуальный предприниматель, он должен иметь высшее медицинское образование и не менее чем 5-летний стаж работы по специальности.
Такие же требования предъявляются к лицам, занимающим руководящие должности салона красоты, если он функционирует в форме организации. Помимо этого они должны иметь сертификаты по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
3. Оформить трудовые договора с работниками, которые должны иметь дипломы о высшем или среднем медицинском образовании, о дополнительном профессиональном образовании или другом образовании, необходимом для выполнения заявленных услуг. Специалисты с медицинским образованием также должны иметь соответствующие сертификаты. После получения лицензии салон обязан периодически направлять работников на профессиональную переподготовку и повторное выполнение утвержденных инструкций по медицинскому обслуживанию.
4. Оформить занимаемое помещение на основании права собственности или по договору аренды. Такое помещение должно отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам (СанПиН 2.1.2.2631-10), соответствие которым подтверждается заключением Роспотребнадзора.
5. Получить регистрационные удостоверения на медицинские изделия (оборудование, аппараты, приборы и инструменты), необходимые для выполнения услуг. Эти изделия должны находиться у организации на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N1416. Такие удостоверения, сертификаты и паспорта необходимо запросить у поставщиков оборудования.
6. В салоне красоты должны работать мастера по обслуживанию используемого медицинского оборудования, имеющие необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию. Работать они должны обязательно на основании трудовых договоров. Альтернативой найма таких работников может стать наличие заключенного договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление такой деятельности.
7. Иметь документы, подтверждающие осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Если салон красоты занимается производством собственных сывороток или инновационных препаратов, потребуется привлечение фармацевтов и получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Как получить лицензию?
Документы, подтверждающие соответствие всех перечисленных выше аспектов закону, прилагаются к заявлению о получении лицензии на осуществление медицинской деятельности вместе с документом, подтверждающим уплату государственной пошлины. Ее размер определен Налоговым кодексом Российской Федерации и составляет 7 500 рублей.
Заявление подлежит принятию к рассмотрению в течение трех суток. Процедура рассмотрения заявления включает анализ комплектности приложенных документов и оценку их достоверности, а также проведение документарной или выездной проверки. Окончательное решение выносится в течение 30 календарных дней.
К вышеописанным требованиям о получении лицензии важно отнестись серьезно: их несоблюдение может повлечь наложение административного штрафа размером до 500 тысяч рублей или грозить лишением свободы на срок до 5 лет.
Какие трудности ожидают собственника медицинской клиники, салона красоты или косметологического кабинета на пути к получению медицинской лицензии? Полный мануал о необходимой документации, советы и предостережения от юристов компании «АП-Капитал».
Кому и зачем нужна медицинская лицензия?
Медицинская лицензия нужна предпринимателям, открывающим медицинскую клинику, стоматологический кабинет, массаж, владельцам косметологии и фитнес-центров, где планируется оказывать услуги, попадающие под виды медицинской деятельности.
Зачем учреждению, напрямую не связанному с медицинскими услугами, требуется этот документ? Для ответа на этот вопрос нужно полагаться на перечень услуг, оказываемых организацией. Если речь идет о небольшой парикмахерской с дополнительными услугами по окраске бровей и наращиванию ресниц, лицензия не потребуется, если же салон красоты занимается терапевтической или хирургической косметологией, медицинская лицензия обязательна.
Требуют лицензии те косметологические услуги, при которых нарушается или может быть нарушена целостность кожных покровов.
- Маникюр и педикюр
- Все виды депиляции
- Химический пилинг
- Аппаратная косметология
- Пирсинг, татуировка
- Все виды массажа, кроме эстетического
Для оформления медицинской лицензии вам потребуется:
- Найти помещение, подходящее под планируемый вид деятельности и привести его в надлежащий вид в соответствии с требованиями СЭС. Важно учитывать, что требования отличаются в зависимости от вида деятельности.
- Получить на него заключение СЭС (Санитарно-Эпидемиологическое заключение)
- Собрать полный пакет документов, требуемых для оформления лицензии
- Нанять в штат высококвалифицированных медицинских специалистов, врачей с профильным образованием и опытом работы по специальности не менее 5 лет, прошедших курсы повышения квалификации по специальности, подходящие под ваши виды медицинской деятельности.
- Установить сертифицированное медицинское оборудование под ваши виды деятельности согласно ГОСТам. Заключить договор об обслуживании медтехники с организацией, имеющей на это право, получить лицензию на обслуживание медтехники.
- И выполнять ряд других необходимых требований.
Значительную помощь при получении медицинской лицензии окажут юристы — оформят документацию, но решать вопросы с выбором и ремонтом помещения, получения прав на пользование медтехникой придется самостоятельно.
Порядок оформления заключения СЭЗ
СЭЗ — заключение Госсанэпиднадзора — оформляется в течение месяца. Для его получения понадобится увесистая стопка документации и выполненных требований:
Для получения заключения Санэпидемстанции вам потребуются:
- Учредительные документы (устав, учредительный договор, приказ о назначении руководителя);
- Свидетельство о государственной регистрации организации;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Свидетельство о внесении изменений (в случае смены директора и/или внесения изменений в учредительные документы);
- Выписка и ЕГРЮЛ;
- Коды Госкомстата;
- Документы на нежилое помещение: договор аренды, свидетельство о праве собственности на помещение (если договор аренды заключен на срок менее одного года);
- Поэтажный план нежилого помещения;
- Экспликация к поэтажному плану нежилого помещения;
- Документы, подтверждающие право собственности на оборудование или иные основания пользования оборудованием;
- Трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников (трудовая книжка сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть, подтверждающая наличие стажа работы по специальности не менее 5-ти лет);
- Приказ о назначении главного врача или ответственного за работу медицинскую часть. У сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть должно быть высшее образование и стаж работы не менее 5-ти лет;
- СЭЗ и копия акта санитарно-эпидемиологической экспертизы, полученных ранее;
- Документы, подтверждающие медицинское образование старшего и среднего мед. персонала (дипломы, удостоверения и свидетельства о повышении квалификации, сертификаты работников, осуществляющих медицинскую деятельность);
- Штатное расписание, утвержденное организацией;
- Сертификаты качества медицинской техники (свидетельства о проверке, сертификаты о калибровке оборудования);
- Регистрационные удостоверения на медицинскую технику, произведенную позднее 2000 г.;
- Договор на техническое обслуживание медицинской техники;
- Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (6000 рублей);
- Договор с соответствующими ЛПУ (для стоматологии — договор с зуботехнической лабораторией и т.п.);
- Метрологический контроль оборудования.
- Доверенность.
Требования к помещению
При подборе помещения для СЭЗ, нужно уделить особое внимание документам собственника, поэтажному плану и экспликации, и ряду требований:
· Необходимость иметь хотя бы один санузел на этаже.
· Площадь медицинского кабинета должна быть не менее 14м2
· Наличие окна и вентиляции. Подвальное помещение не подойдет.
Выше указаны основные требования, без которых не может получить СЭЗ ни одна организация. Полный список требований нужно уточнять на сайте Санэпидемстанции.
Если помещение у вас уже есть и оформлено по договору аренды, или находится в собственности, начинайте собирать следующие документы:
· Договор об аренде помещения
· Поэтажный план помещения
· Пояснения к архитектурному плану помещения, включающие технические, количественные и качественные характеристики здания (экспликация)
· Договор о вывозе мусора и уничтожении люминесцентных ламп
· Договор о дезинфекции, а также журнал учета средств для дезинфекции
· Договор о стирке белья
· Договор об обслуживании систем кондиционирования и вентиляции
Если клиника производит лабораторные исследования, предоставляются протоколы лабораторных исследования.
Кроме этого, для оформления СЭЗ понадобятся:
· Копии трудовых договоров персонала
· Договор на медицинский осмотр сотрудников
· Санитарно-медицинские книжки сотрудников.
Оформление медицинской лицензии
После того, как получено СЭЗ, необходимо подготовить документы для оформления лицензии и заняться поиском врачей и медицинских работников.
Специалисты для медицинской лицензии
По требованию законодательства РФ в штате медицинской клиники, оформляющей медицинскую лицензию, должны быть специалисты, имеющие:
· Обязательное медицинское образование по узкоспециализированному профилю работы;
· Стаж работы не менее 5 лет по указанному в дипломе профилю.
· Послевузовское или дополнительное образование в сфере здравоохранения.
· Сертификат о наличии дополнительного образования и прохождении курсов повышения квалификации по профессии.
· Также должен быть назначен главврач, к которому предъявляются особые требования лицензирующих органов.
При наличии ООО, вопрос встает о поиске и найме на работу квалифицированных и ответственных специалистов. Если же регистрацию планирует ИП, то требования главврача предъявляются к нему лично, то есть у него у самого должен быть медицинский диплом и опыт работы по профессии. Учредитель ООО может получить лицензию без медицинского образования.
В зависимости от планируемых видов медицинской деятельности, для получения медицинской лицензии понадобятся 2-5 и более специалистов в штате мед. центра.
Нужно подготовить документы:
· Приказ о назначении руководителя по медицинским вопросам (главврач), имеющего высшее медицинское образование и стаж работы не менее 5 лет.
· В обязательном порядке необходимы документы о соответствующем образовании персонала.
· Утвержденное штатное расписание
По медицинскому оборудованию в кабинетах
Оформление медицинской лицензии — трудоемкий процесс. И помимо названных требований, нужно оборудовать медицинские кабинеты и грамотно подготовить документы по оборудованию.
- Медицинские кабинеты должны быть оборудованы в соответствии с требованиями классификатора по ГОСТам. На каждый вид деятельности — свой набор сертифицированного оборудования.
- Медицинское оборудование должно быть правильно установлено с документами организации, имеющей на это право (лицензию).
- Нужен договор об обслуживании медицинской техники с компанией, имеющей лицензию на обслуживание медтехники.
Сроки оформления лицензии и мотивы для отказа
Даже при правильно оформленных документах вас ждет выездная проверка гос. органов. Где мотивом для отказа могут быть визуальные замечания по стенам, ремонту, состоянию стен и потолка, санузла, вентиляции и по многим другим причинам.
Оформление лицензии может занимать от полугода до 3-5 лет, так как при проверке инспектор сообщает не все требования и замечания, а может указать только одно из списка. И на устранение других понадобятся новые процедуры в подаче и оформлении документов и прохождении выездной проверки инспектора.
Практически все медицинские центры обращаются за помощью в юридические фирмы. В зависимости от ситуации и сложности в подготовке ваших документов вам предложат помощь со сроками от 20 до 45 рабочих дней и стоимостью оформления медицинской лицензии от 45000р до 250000р.
Стоимость на юридическое сопровождение при оформлении СЭЗ варьируется от 35000р до 90000р и тоже зависит от индивидуального случая. Каждый вид деятельности и организации требует разного объема работ и бюджета, будь то медицинский кабинет, массажный кабинет, кабинет стоматологии, или многопрофильная медицинская клиника.
Если вы решили оформить медицинскую лицензию самостоятельно
Итак, вы собрали все документы, заполнили заявление, оплатили госпошлину и отправились в Росздравнадзор. С этого момента в течение 45 дней вас ждет либо предоставление лицензии, либо мотивированный отказ. Будьте готовы к тому, что при отсутствии хотя бы одного документа из перечня, вас уведомят в течение 30 дней. Если ситуация повторится, процедура получения лицензии может затянуться до нескольких месяцев, а это штрафы от государственных органов в случае проверки и другие издержки компании. Мотивом для отказа в предоставлении лицензии могут стать несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам при обязательной проверке помещения, искаженные или недостоверные факты.
Самостоятельное оформление лицензии — процесс трудоемкий, но выполнимый. Волков не бояться — в лес не ходить, как говорится, но, если лес мало знакомый, есть смысл обратиться к профессиональным юристам за консультацией или оформлением документов.
- Любая медицинская деятельность, в частности, дерматокосметология, должна быть лицензирована на основании:
Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV;
Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК, статья 13, в Перечне которого указан подвид медицинской деятельности – дерматовенерология/дерматокосметология. - Для получения медицинской лицензии необходимо иметь следующие документы, на основании приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 23. 01. 2015 г. №27. «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к медицинской и фармацевтической деятельности»:
Сведения о соответствии
— используемого здания или помещения квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании медицинской деятельности;
— медицинского и (или) специального оборудования, аппаратуры и инструментария, приборов, мебели, инвентаря, транспортных и других средств (при необходимости), согласно заявляемым подвидам медицинской деятельности
— образования, согласно заявляемым подвидам медицинской деятельности.
Наличие:
1) диплома, об окончании медицинского университета;
2) специализации или усовершенствования и других видов повышения квалификации за последние 5 лет;
3) соответствующего сертификата специалиста по дерматокосметологии; и т. д.
Салоны красоты относятся к объектам коммунального назначения, а никак не к медицинским учреждениям, поэтому их помещения и оборудование не могут соответствовать указанным выше требованиям. Для них действует Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 183 Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения». В котором в главе 9 Санитарно-эпидемиологические требования к объектам показанию парикмахерских и косметических услуг населению оговорено: «В косметических кабинетах разрешается проводить следующие косметические процедуры: гигиенический массаж лица и шеи, гигиеническая чистка лица, не осложненного кожными заболеваниями, окраска бровей и ресниц, наращивание искусственных ресниц, эпиляция бровей, макияж, маникюр, педикюр, пилинг».
Таким образом, разрешения проводить в салонах красоты инъекционные косметологические процедуры – нет!
В этой же главе данного документа отмечено, что «Требования настоящих санитарных правил не распространяются на организации по оказанию медицинских услуг реконструктивно-пластической хирургии, лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе организаций здравоохранения.»
Касаемо последнего пункта предоставляемых сведений для получения медицинской лицензии, можно сказать, что в настоящее время в косметических кабинетах ни одного салона красоты или оздоровительного центра г. Уральска нет врача, имеющего полный перечень документов о соответствующем образовании по дерматокосметологии: диплом об окончании медицинского ВУЗа, специализации или усовершенствования и других видов повышения квалификации за последние 5 лет; и действующего сертификата специалиста-дерматокосметолога.
Даже, если со временем, такие и появятся, то получить лицензию, работая в салоне красоты, они не смогут. Для этого, как мы уже выяснили, нужно работать в медицинском учреждении.
И, напоследок, вы можете сами проверить, есть ли у специалиста, предлагающего вам сделать «уколы красоты», медицинская лицензия. Это несложно, зная его (или ее) ИИН.
- Зайдите на сайт elicense.кz
- Кликните на раздел вверху «Поиск разрешительных документов»
- Далее введите ИИН/БИН и кликните на рамку «Поиск»
- Если лицензия есть, она появится в таблице на экране. Например, как у нашего врача Бимурзаевой Б. А.
Исходя из вышеизложенного, специалисты салонов красоты не могут получить медицинскую лицензию, и соответственно не имеют юридического права проводить инъекционные косметологические процедуры.
В противном случае, они, попросту, воспользовавшись вашим доверием, могут нанести вред вашему здоровью или жизни. А это наказуемо, по статье 322. «Незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность и незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов» Уголовного кодекса Республики Казахстан ( УК РК ) от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)