Корпоративная пенсия РЖД
08 августа 2017 09:28
Каждый год в первое воскресенье месяца августа наша страна отмечает День железнодорожника. В этом году праздник выпал на 6 августа.
Специалисты Пенсионного фонда напоминают, что работники железнодорожного транспорта могут уйти на заслуженный отдых досрочно.
В Еврейской автономной области город Облучье по праву считается городом железнодорожников. На его территории располагаются организации, чья деятельность связана с железной дорогой. Локомотивное депо, дистанция пути, дистанция связи, дистанция электроснабжения, железнодорожный вокзал и станция, вагонное депо. Более трети работающего населения города связано с железнодорожным транспортом, эти люди сохраняют и передают из поколения в поколение славные традиции работников стальной магистрали для того, чтобы железная дорога работала слаженно и бесперебойно.
Практически еженедельно в Управление Пенсионного фонда в Облученском муниципальном районе обращаются граждане по вопросам пенсионного обеспечения, именно как работники железной дороги. Работники железнодорожного транспорта отнесены к категории тех трудящихся, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению. Досрочный выход на пенсию — есть не что иное, как компенсация за тяжелые условия труда. Учитывая особый характер труда, железнодорожникам, занятым непосредственно на перевозках грузов и пассажиров, обеспечивающих безопасность перевозок, пенсия назначается на пять лет раньше общеустановленного возраста и выплачивается пожизненно.
Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии:
- Для мужчин — при достижении возраста 55 лет, при условии, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев, для женщин — по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
- Страховой стаж не менее 25, или 20 лет для мужчин и женщин, соответственно.
- Льготный стаж не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин, т.е. при неполном льготном стаже нет снижения пенсионного возраста как по Списку № 1 и № 2 и права на данный вид пенсионного обеспечения отсутствует.
Конкретный перечень таких работников содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 (далее – Список от 24.04.1992).
К работникам железнодорожного транспорта законодатель относит не только работников магистральных железных дорог, но и работников железнодорожных веток на промышленных предприятиях. Так, имеющиеся в списке профессии «машинист и помощник машиниста тепловоза» и «машинист и помощник машиниста электровоза» приведены без дополнительных условий и уточнений, т.е. работник может работать машинистом тепловоза на железнодорожной ветке предприятия или организации.
Для некоторых видов профессий предусмотрены дополнительные условия. Например: работник по профессии «дежурный по сортировочным горкам» или «диспетчер маневровый» будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии работы на станциях внеклассных и первого класса. Монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, приобретают право на досрочную пенсию, при условии работы только на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Электромонтеры контактной сети — на магистральных железных дорогах. Периоды трудовой деятельности, осуществлявшейся в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.
В каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны и должны подтверждаться соответствующими документами: приказами, платежными ведомостями, штатным расписанием и другими документами, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для установления досрочной трудовой пенсии немаловажное значение имеет уточняющая справка, выданная администрацией предприятия.
В справке должны быть отражены периоды отвлечений (периоды отпусков без содержания, простоев, прогулов, курсов повышения квалификации и др.), поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготный стаж засчитывается только работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня.
Негосударственный пенсионный фонд работников железнодорожной отрасли – «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» — начал реализацию отраслевой корпоративной пенсионной системы в 2000 году. В первые годы деятельности назначение дополнительных пенсий зависело от трудового стажа на дороге и заработка работника, а с 2002 года вступила в действие новая редакция «Положения об отраслевом негосударственном пенсионном обеспечении работников федерального железнодорожного транспорта», предусматривающая долевое участие работника и работодателя в финансировании дополнительных пенсий. Этот принцип сохраняется по сей день: компания «Российские железные дороги», а также многие дочерние и зависимые общества наравне с работником участвуют в формировании его будущей пенсии, перечисляя в его пользу часть собственных средств предприятия.
Сегодня система негосударственного обеспечения железнодорожников крупнейшая, самая массовая в стране. Четверо из пяти работников холдинга «РЖД» формируют корпоративную пенсию в отраслевом НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», а получают выплаты в фонде более 365 тысяч человек. Этот показатель ежегодно растет, как и средний размер назначаемой пенсии: в 2017 году по ОАО «РЖД» он составил 8911 рублей.
Эффективное пенсионное обеспечение работников российских железных дорог – безусловный приоритет деятельности фонда. Высокое качество управления пенсионными сбережениями клиентов отражается на результатах доходности: по итогам работы в 2015 и 2016 годах на счета клиентов было начислено 10% годовых. Фонд стремится обеспечивать уровень доходности выше инфляции, которая, по прогнозам Банка России, по итогам 2017 года останется в пределах 3,5-4%.
Отдельный и чувствительный для пенсионеров-железнодорожников вопрос связан с индексацией корпоративной пенсии. В начале 2017 года была произведена очередная индексация пенсий, которая в этот раз коснулась 60 тысяч получателей. Суммарно за три последних года корпоративная пенсия проиндексирована почти 100 тысячам получателей. Практика индексации пенсий различным категориям получателей будет сохраняться и дальше.
Стратегия работы НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» базируется на обеспечении долгосрочной стабильной деятельности, чтобы в новый жизненный этап — пенсионный возраст — железнодорожники вступали с ощущением свободы, финансовой независимости и комфорта.
Елена Александрова
Д.С. Шаханов,
заместитель генерального директора ОАО «РЖД», член Совета фонда НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»:
Компания «Российские железные дороги» предоставляет своим сотрудникам большой набор социальных гарантий и льгот — один из лучших в стране. Благодаря возможностям корпоративного соцпакета улучшается качество жизни наших работников, которое мы стараемся сохранить для них и после выхода на пенсию. Для этого действует система корпоративного пенсионного обеспечения, реализуемая ОАО «РЖД» совместно с фондом «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». Её уникальность состоит в том, что каждый железнодорожник с первого дня работы может совместно с работодателем копить на будущую пенсию. Поэтому наша система корпоративного пенсионного обеспечения – самая большая в стране по количеству участников на этапе накопления и количеству пенсионеров – получателей негосударственной железнодорожной пенсии.
Н.А. Никифоров,
председатель Роспрофжел, член Совета фонда НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»:
На протяжении многих лет успешно развивается железнодорожная корпоративная пенсионная система. Сегодня она стала по-настоящему востребованной среди железнодорожников возможностью накопить средства на будущее время, когда придёт пора закончить свой трудовой путь. Все эти годы Роспрофжел активно поддерживает развитие корпоративной пенсионной системы, а НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» надёжно приумножает средства клиентов и своевременно выплачивает корпоративную пенсию.
Раздел V. Порядок установления и исчисления размера корпоративной пенсии 20. Установление корпоративной пенсии осуществляется Фондом на основании представления руководителя структурного подразделения в порядке, предусмотренном настоящим Положением и Положением о порядке установления и выплаты корпоративных пенсий, утверждаемым Фондом по согласованию с ОАО «РЖД», и при условии соблюдения ОАО «РЖД» и участником-вкладчиком условий, предусмотренных пунктами 9 — 12 настоящего Положения. Заявление о назначении корпоративной пенсии подается в соответствующее кадровое структурное подразделение ОАО «РЖД» для предварительной оценки права участника-вкладчика на корпоративную пенсию и принятия руководителем структурного подразделения ОАО «РЖД» решения о представлении его к назначению корпоративной пенсии либо об отказе в представлении. При несогласии с решением руководителя структурного подразделения или с предполагаемым размером корпоративной пенсии, а также в других спорных случаях участник-вкладчик вправе обратиться в комиссию НПО структурного подразделения. Решение комиссии НПО структурного подразделения может быть обжаловано в вышестоящую комиссию НПО. В случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, заявление о назначении корпоративной пенсии может подаваться также в филиал Фонда. Дата принятия руководителем структурного подразделения, комиссией НПО структурного подразделения, комиссией НПО филиала, Центральной комиссией НПО решения о представлении к установлению корпоративной пенсии является датой признания ОАО «РЖД» своих обязательств по финансированию корпоративной пенсии перед соответствующим участником-вкладчиком. Корпоративная пенсия назначается пожизненно с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения участника-вкладчика за назначением корпоративной пенсии, с учетом требований пункта 21 настоящего Положения, но не ранее приобретения им права на корпоративную пенсию. Перечень документов, необходимых для установления корпоративной пенсии, и порядок обращения за указанной пенсией определяются Положением о порядке установления и выплаты корпоративных пенсий, утверждаемым Фондом по согласованию с ОАО «РЖД». 21. В случае выплаты участнику-вкладчику перед назначением корпоративной пенсии единовременного поощрения за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, предусмотренного коллективным договором, указанная пенсия назначается ему по истечении числа месяцев, принятого при установлении размера этого единовременного поощрения (без учета повышающего коэффициента размера выплат для лиц, награжденных знаком «Почетный железнодорожник»), начиная с месяца его увольнения из ОАО «РЖД». 22. Размер корпоративной пенсии, назначаемой участнику-вкладчику, не может быть менее установленного в ОАО «РЖД» на дату обращения за назначением корпоративной пенсии размера ежемесячной материальной помощи, выплачиваемой неработающим пенсионерам в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД». 23. Участнику-вкладчику до 1967 года рождения, в том числе имеющему право на корпоративную пенсию в соответствии с абзацем третьим пункта 19 настоящего Положения, размер корпоративной пенсии определяется в соответствии с таблицей 1 и с учетом требований пунктов 24 и 30 настоящего Положения при наличии одновременно следующих условий: он вступил в корпоративную систему НПО до 1 января 2005 г. или в течение 12 месяцев с даты приема на работу в ОАО «РЖД», но до 1 июля 2007 г. и не выходил из корпоративной системы НПО; ему ранее не была установлена негосударственная пенсия в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным между Фондом и организацией, указанной в пункте 25 настоящего Положения; размер пенсии, определенный исходя из величины пенсионных обязательств, отраженных в личной части именного пенсионного счета участника-вкладчика, менее половины размера пенсии, определяемого в соответствии с таблицей 1 (если размер пенсии оказывается более указанной величины, то размер пенсии определяется в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения). Таблица 1 —————————————————————— | Мужчины | Женщины | |———————————|——————————| | стаж работы | размер пенсии |стаж работы | размер пенсии | | (полных лет) | (процентов от |(полных лет)| (процентов от | | | среднемесячной | | среднемесячной | | |заработной платы)| |заработной платы)| |—————|——————|————|——————| |15 — 19 |10 |15 — 19 |15 | |—————|——————|————|——————| |20 — 24 |15 | | | |—————|——————|————|——————| |25 и более |20 |20 и более |20 | —————————————————————— Таблица 1 при определении размера корпоративной пенсии участника-вкладчика, имеющего право на ее назначение в соответствии с абзацем вторым пункта 19 настоящего Положения, не применяется. 24. Размер корпоративной пенсии, определенной в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, не может превышать размер среднемесячной заработной платы работников филиала (или иного структурного подразделения) ОАО «РЖД», в котором работал этот участник-вкладчик, за предыдущий календарный год. 25. В стаж работы, учитываемый для целей негосударственного пенсионного обеспечения, включаются периоды работы участника — вкладчика: в ОАО «РЖД»; в МПС России и МПС СССР; в организациях железнодорожного транспорта, входивших в системы МПС России и МПС СССР; на освобожденных выборных и штатных должностях в профсоюзных органах Роспрофжела в ОАО «РЖД», МПС России и МПС СССР, в организациях железнодорожного транспорта, а также на освобожденных выборных должностях в партийных и комсомольских организациях железнодорожного транспорта системы МПС СССР; в дочерних обществах ОАО «РЖД», созданных на базе имущества филиалов и/или иных структурных подразделений ОАО «РЖД» в рамках реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384. Периоды работы в других дочерних обществах ОАО «РЖД» включаются в стаж, учитываемый для целей негосударственного пенсионного обеспечения, в случае, если соответствующие условия предусмотрены положениями о негосударственном пенсионном обеспечении этих дочерних обществ; в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» и негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД»; в Негосударственном пенсионном фонде «Благосостояние» и Благотворительном фонде «Почет», ЗАО «Желдорипотека» и в Фонде «Жилсоципотека»; в дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества; в федеральных органах исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта; периоды обучения участника-вкладчика с отрывом от производства в технических школах, учебных центрах и на курсах подготовки и повышения квалификации кадров по направлению кадровой службы соответствующего структурного подразделения ОАО «РЖД», МПС России или МПС СССР. 26. Среднемесячная заработная плата, учитываемая для исчисления размера корпоративной пенсии в порядке, установленном пунктом 23 настоящего Положения, определяется исходя из заработной платы участника-вкладчика за последние 24 месяца работы, включаемых в страховой стаж или в стаж работы, учитываемый при установлении права на корпоративную пенсию в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящего Положения. Расчет средней заработной платы работника осуществляется путем деления суммы заработной платы (дохода) работника за последние два года работы на 24 месяца. В заработную плату для исчисления размера корпоративной пенсии не включается единовременное поощрение за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, выплата которого предусмотрена Коллективным договором ОАО «РЖД». Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячная заработная плата, исключаются неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца. По заявлению участника-вкладчика, поданному им до увольнения, среднемесячный размер заработной платы, учитываемый для исчисления размера корпоративной пенсии, может быть определен исходя из заработной платы участника-вкладчика за любые 60 месяцев непрерывного периода работы по выбору участника-вкладчика, включаемых в страховой стаж или в стаж работы, учитываемый при установлении права на корпоративную пенсию в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящего Положения, при условии, что указанный период начался не ранее 1 января 1997 г. Справка о заработной плате за указанный период должна быть представлена участником-вкладчиком одновременно с заявлением о назначении корпоративной пенсии. 27. Размер корпоративной пенсии участнику-вкладчику, не отвечающему условиям пункта 23 настоящего Положения, а также в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 19 настоящего Положения, устанавливается исходя из суммарной величины пенсионных обязательств, учтенных на его именном пенсионном счете, сформированных на условиях паритетного участия за счет пенсионных взносов ОАО «РЖД» и участника-вкладчика за период его страхового стажа. Этот порядок распространяется на: а) участника-вкладчика до 1967 года рождения: не вступившего в корпоративную систему НПО до 1 января 2005 года или в течение 12 месяцев с даты приема на работу в ОАО «РЖД»; вступившего в корпоративную систему НПО 1 июля 2007 г. и позднее; которому ранее была установлена негосударственная пенсия в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным между Фондом и организацией, указанной в пункте 25 настоящего Положения; уплачивавшего пенсионные взносы в свою пользу 5 лет (60 месяцев) и более и имеющего стаж работы менее 15 лет; если размер пенсии, определенный исходя из величины пенсионных обязательств, отраженных в личной части именного пенсионного счета участника-вкладчика, превышает половину размера пенсии, определенного по таблице 1 пункта 23 настоящего Положения; б) участника-вкладчика 1967 года рождения и моложе; в) участника-вкладчика независимо от года рождения: в случае его выхода из корпоративной системы НПО и повторного вступления в корпоративную систему НПО; при назначении корпоративной пенсии в соответствии с абзацем вторым пункта 19 настоящего Положения. Максимальный размер корпоративной пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, не ограничен. 28. Для участников-вкладчиков организаций федерального железнодорожного транспорта, действовавших в качестве организаций федерального железнодорожного транспорта менее 15 лет до создания ОАО «РЖД», имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», имеющих стаж работы менее 15 лет, порядок определения размера корпоративной пенсии устанавливается Центральной комиссией НПО. 29. Размер корпоративной пенсии по инвалидности участникам-вкладчикам, имеющим право на ее назначение в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения, устанавливается: а) участникам-вкладчикам 1967 года рождения и моложе независимо от продолжительности страхового стажа — в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения; б) участникам-вкладчикам до 1967 года рождения: имеющим не менее 15 лет стажа работы и отвечающим условиям абзацев второго и третьего пункта 23 настоящего Положения — в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения; не отвечающим условиям абзацев второго и третьего пункта 23 настоящего Положения — в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения; не имеющим 15 лет стажа работы и отвечающим условиям абзацев второго и третьего пункта 23 настоящего Положения — пропорционально имеющемуся стажу работы исходя из полной пенсии, устанавливаемой в соответствии с таблицей 1 настоящего Положения при стаже работы 15 лет. Размер корпоративной пенсии по инвалидности участникам-вкладчикам, имеющим право на ее назначение в соответствии с абзацем вторым пункта 19 настоящего Положения, устанавливается в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения. 30. Участникам-вкладчикам, награжденным знаком «Почетный железнодорожник», размер корпоративной пенсии увеличивается на размер дополнительной ежемесячной материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» лицам, награжденным этим знаком. По представлению комиссии НПО структурного подразделения, комиссии НПО филиала, Центральной комиссии НПО участнику-вкладчику, имеющему право на корпоративную пенсию, корпоративная доля в ее размере может быть уменьшена в случае его увольнения по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 5 — 11, 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. 31. Лицам, возобновившим работу в ОАО «РЖД» после назначения корпоративной пенсии и уплачивавшим взносы в свою пользу после возобновления работы, указанная пенсия может быть пересчитана исходя из общей суммы пенсионных обязательств, сформированных на момент возобновления трудовой деятельности, и прироста пенсионных обязательств, сформированных за счет пенсионных взносов, уплаченных участником-вкладчиком за последующий период работы в ОАО «РЖД», с учетом начисленного дохода. Перерасчет размера корпоративной пенсии производится по заявлению этих лиц в том же порядке, как и при ее назначении. Перерасчет размера корпоративной пенсии осуществляется не ранее чем через 12 месяцев после ее назначения или последнего перерасчета. 32. Размер назначенной корпоративной пенсии не может быть пересмотрен в меньшую сторону, за исключением случаев, когда ее размер определен ошибочно.
К пенсионным реформам в нашей стране не то чтобы привыкли, но населению приходится их переживать, как стихийное бедствие. Сначала пенсионеров, честно отработавших всю жизнь на государство, поставили буквально на грань выживания, назначив нищенский размер пенсионных выплат. Многие из них старались при наступлении пенсионного возраста продолжать работать, лишь бы не потерять привычный уровень жизни. О таком понятии, как «заслуженный отдых», осталось говорить с кривой усмешкой. Потом начались разговоры, что работающим пенсионерам при определённом уровне зарплаты пенсию выплачивать не станут. Дальше слухов дело не пошло, зато физические рамки обрела другая инициатива — повышение пенсионного возраста, до которого иные уже могут не дожить. Пока увеличение не касается тех железнодорожников, которые имеют право уйти на отдых досрочно. Но, к сожалению, на стальных магистралях трудятся не только они.
Итак, депутатам Госдумы и сенаторам Совета Федерации предстоит изучить подготовленный Правительством законопроект очередной пенсионной реформы, которая на этот раз затрагивает возрастной ценз. Если закон вступит в силу, уже с первого января будущего года начнётся постепенное повышение пенсионного возраста, который к 2028 году для мужчин будет установлен в 65 лет, а для женщин к 2034 году — 63 года. Интересно, что Минтруда предлагало установить для женщин ценз полегче — 60 лет.
Пока не затрагивает тех граждан России, которые имеют право на досрочный выход на пенсию в связи с тяжёлыми условиями труда. К ним относятся и железнодорожники. Однако, к сожалению, не все.
Юрисконсульт пояснил корреспонденту vgudok.com, что единого закона, как такового, нет. Существует 32 различных редакции законов о трудовой пенсии, о пенсии по старости, о пенсии на вредных производствах и т.д.
Большое число профессий на ж/д подпадают под «горячий стаж» — период, дающий право выхода на пенсию раньше своих сверстников.
Итак, актуальное в 2018 году Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 №272, согласно статье 12 пункту «Д» пока действующего Закона РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», содержит перечень ж/д профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию в 55 лет. Ознакомиться с ним можно вот по этой . Однако следует внимательно посмотреть этот список. Досрочное право членам локомотивных бригад, а также работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Итак, большое число профессий на ж/д подпадают под так называемый «горячий стаж», как в обиходе называют период, дающий право выхода на пенсию раньше своих сверстников. Чтобы получить право проститься с предприятием в пятьдесят пять лет, нужно отработать двенадцать с половиной лет.
Напомним, пенсия работникам железной дороги начала выплачиваться в 1930 году после вступления в силу соответствующего постановления ЦИК СССР. А в 1956 году у некоторых работников ж/д, имеющих определённый стаж в этой сфере, появилось право выходить на пенсию раньше срока. В советские годы по достижении этого возраста назначалась пенсия в сто двадцать рублей. Ещё два года работы поднимали размер выплаты до ста тридцати двух рублей. Как правило, в этом возрасте мужчины и уходили на пенсию. Которая была выше, чем зарплата иного новоиспечённого инженера.
Сейчас машинист работает до тех пор, пока пропускает ВЭК — на пенсию в пятнадцать тысяч не проживёшь, но самое печальное не в этом: привыкший к бешеному ритму жизни машинист, уйдя на отдых, буквально «сдувается» на глазах. Один-два года, и в депо появляется очередной некролог. Как ни крути, ж/д здоровья не прибавляет.
И если повышение пенсионного возраста коснётся льготных категорий железнодорожников, то правительство должно быть готово к тому, что нет-нет, да и преставится иной машинист прямо за контроллером, или дежурная по станции — за пультом. Как бы ни была строга отраслевая медицина, но за всем ей не уследить, да и, проходя очередной ВЭК, любой здравомыслящий железнодорожник стремиться скрыть свои «болячки», если они есть. Ибо альтернатива этому — оказаться «забракованным», никому не нужным и с грошовым обеспечением. И о том, чтобы на пенсии спокойно насладиться жизнью или понянчить внуков, и сейчас-то речи не идёт, а уж после повышения пенсионного возраста — тем более.
Известно и то, что новым законопроектом тем, кто дежурит по станциям и переездам, крутит гайки и подбивает шпалы не на магистральных ж/д, не на внеклассных и первоклассных станциях, но в забытых Богом уголках нашей необъятной страны, уготовано оставаться на рабочем месте, пока их не вынесут из служебных помещений вперёд ногами.
Это особенно обостряет чувство несправедливости у рядовых пенсионеров, ведь повышение пенсионного возраста происходит не из-за кардинального роста пенсий или продолжительности жизни, а из-за нехватки средств.
Как написала политолог Екатерина Шульман из Московского центра Карнеги: «Основная проблема нашей пенсионной системы состоит не в том, что люди вдруг стали страшно долго жить и разорили Пенсионный фонд, а в том, что у нас огромное количество льготников — граждан, которые выходят на пенсию досрочно по сравнению со всеми остальными, пенсию получают большую, при выходе на пенсию получают здоровые выплаты в размере, например, годового оклада и тем самым ложатся непосильной тяжестью на хрупкие плечи Пенсионного фонда. Кто эти люди?
Это сотрудники правоохранительных органов, силовых структур, органов власти, военные, а также в значительном количестве люди, которые не ассоциируются у нас с сапёрами, работающими в горячих точках. Ну, например, сотрудники контрольно-надзорных органов, правоприменительных, в широком смысле.
Вот эти наши льготники — это не инвалиды, это не ветераны Чернобыля. Это вполне молодые, здоровые мужчины и женщины, работающие, например, в прокуратуре, которым никакого особенно ущерба для их здоровья не приключилось. Тем не менее, они выходят на пенсию гораздо раньше, чем все остальные.
Их много, их становится больше, потому что у нас эта социальная страта сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, силовых структур всякого рода всё время растёт. Государственные гражданские служащие тоже хорошо растут, у них тоже отличные пенсии, у них тоже есть возможность выходить пораньше, у них тоже особые условия службы».
Для примера: вышедший в отставку по выслуге лет в 45 лет офицер спецподразделения получает пенсию в 75–80 тысяч рублей. Не спорим, многие получают эти деньги заслуженно, но их не сотни тысяч, как выходящих на пенсию сотрудников разных силовых структур. А пенсии бывших депутатов в 250 тысяч рублей давят на Пенсионный фонд больше, чем 12–15 тысяч простого человека.
Получается, что одним положено жить получше и подольше, а другим предлагается поменьше ждать от государства. В СМИ печальная арифметика экономистов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), что для сегодняшнего поколения двадцатилетних мужчин вероятность дожить до пенсионного возраста оценивается в 68%. А в случае увеличения возраста выхода на пенсию, вероятность дожить до этого дня для российских мужчин становится одной из самых низких среди представителей сильного пола из развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), выяснили эксперты. Чуть больше повезло современным девушкам, 92% которых доживет до пенсии. Однако в случае, если возраст выхода на пенсию будет увеличен для них до 63 лет, эти показатели станут наихудшими среди развитых стран.
Что касается сегодняшнего простого железнодорожника предпенсионного возраста, то его положение в случае принятия законопроекта можно сопоставить с судьбой стайера, который в своем забеге ожидал, что вот-вот коснётся грудью финишной ленточки и внезапно осознал, что её вдруг перенесли далеко-далеко вперёд и теперь уж неизвестно, добежишь ли.
Роман Стрельцов, Владимир Максимов
Вот уже в течение века с лишним в нашей стране в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник традиционно отмечают работники железнодорожного транспорта. Специалисты Пенсионного фонда напоминают, что по закону целый ряд категорий работников, относящихся к железнодорожникам, имеет право на получение досрочной пенсии >>
Итак, в нашей стране в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Напоминаем, что досрочная пенсия назначается у нас мужчинам по достижении ими 55 лет, и женщинам — по достижении 50 лет.
Список главных условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работникам железнодорожного транспорта включает в себя:
— наличие страхового стажа (для мужчин это — 25 лет, а для женщин — 20 лет);
— наличие стажа работы в профессиях, предусмотренных т.н. Списком (имеется в виду постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда»).
Следует подчеркнуть, что указанный Список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы российского министерства путей сообщения, но и на работников железнодорожного транспорта всех других предприятий и организаций. В частности, в этот Список включены машинисты тепловозов и электровозов, машинисты дизель-поездов, электропоездов (секций), а также некоторые другие профессии, связанные с железнодорожным транспортом, без дополнительных уточнений. Учитывая особые условия труда, пенсия всем перечисленным категориям работников назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.
Подтверждением факта занятости на соответствующих видах работ могут служить периоды работы, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня. Полным рабочим днем закон считает выполнение работы в течение 80% рабочего времени. Документом, подтверждающим постоянную занятость гражданина в течение полного рабочего дня на работах в тех профессиях и должностях, которые предусмотрены Списком, служит уточняющая справка, выдаваемая администрацией предприятия (организации). Эта справка должна быть выдана на основании первичных документов того периода, когда гражданином производились соответствующие работы. Оформление справки происходит в соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Ответственность за достоверность сведений в указанных документах несет страхователь.
В соответствии с законодательством, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации в системе ОПС стаж подтверждается сведениями персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, для назначения досрочной пенсии мужчинам требуется располагать как минимум двенадцатью с половиной лет, а женщинам — не менее десятью лет т.н. специального стажа. В случае отсутствия такого специального стажа досрочная трудовая пенсия по старости гражданам не назначается.
ОПФР по ЕАО — для «Нового пенсионера»
НП