Комитет ветеранов особого риска
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 ноября 1997 года N 343
О работе межведомственных экспертных Советов
по установлению причинной связи заболеваний,
инвалидности и смерти граждан, подвергшихся
радиационному воздействию
(с изменениями на 16 июля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 12 мая 2003 года N 195
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 16 июля 2001 года N 264.
____________________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в части организации деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации,
приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить подготовку и направление медицинских документов граждан, подвергшихся воздействию радиации, указанных в ст.13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и лиц, приравненных к ним, имеющих удостоверения Российской Федерации установленного образца, в межведомственные экспертные Советы для установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти в соответствии с приложением 1*.
________________
* Текст приложения 1 «Перечень межведомственных экспертных Советов» не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
____________________________________________________________________
Приложение 1 утратило силу на основании приказа Минздрава России от 16 июля 2001 года N 264.
____________________________________________________________________
1.2. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан из подразделений особого риска возложено на Медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (198152, г.Санкт-Петербург, ул.Автовская, д.22, тел.183-23-70).
2. Межведомственным экспертным Советам:
2.1. Осуществлять проведение экспертизы поступивших медицинских документов индивидуально с учетом воздействия комплекса неблагоприятных аварийных факторов независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению.
2.2. При рассмотрении медицинских документов
— детей первого и последующих поколений граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
— детей первого и второго поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— детей первого и второго поколений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне учитывать генетические последствия радиоактивного облучения их родителей.
____________________________________________________________________
Приложение 2 утратило силу на основании приказа Минздрава России от 16 июля 2001 года N 264.
____________________________________________________________________
3. Департаменту госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечить контроль и организационно-методическое руководство за деятельностью межведомственных экспертных Советов.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.
Министр
Т.Б.Дмитриева
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»
Комитет ветеранов подразделений особого риска. Праздники и будни создателей ядерного щита России
В этом году специалисты ядерного оружейного комплекса отметили несколько памят-ныгх дат, определивших на много лет развитие международные отношений и не позволивших «холодной войне» перерасти в полномасштабную ядерную. Речь идет о создании в СССР атомного оружия и ядерного щита страны.
65 лет назад, 29 августа 1949 г., на Семипалатинском полигоне было проведено первое в СССР испытание атомной бомбы в атмосфере, а через 5 лет, в 1954 г., сделано сразу несколько важныгх шагов к формированию военно-технического фундамента нашей национальной безопасности:
• 10 августа создана специальная организация для научно-методического обеспечения испытаний морского ядерного оружия, в настоящее время это Научно-исследовательский центр безопасности технических систем 12 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации;
• 14 сентября проведены Тоцкие общевойсковые учения «Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия»;
• 17 сентября создан ядерный полигон на архипелаге Новая Земля, получивший в феврале 1992 г. статус Центрального полигона Российской Федерации.
Из всех ядерных испытаний в СССР только два быши проведены как военные учения, и первые из них, под кодовым названием «Снежок», прошли на Тоцком артиллерийском полигоне под Оренбургом. В них принимали непосредственное участие 45 тыс. военнослужащих и более 7 тыс. единиц боевой техники, присутствовали руководители партии и правительства, высшие военачальники, министры обороны дружественные стран. Руководил операцией Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Целью учений бышо подготовить Вооруженные Силы СССР к действиям в условиях реального применения вероятным противником ядерного оружия.
К 1954 г. в СССР бышо проведено толыко 8 испытаний атомного оружия, тогда как США уже провели 45, из них несколыко учений и две бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. В своем военном арсенале наш бывший союзник имел около 700 атомных бомб и обладал средствами их доставки в любую точку земного шара — авианосцами и бомбардировщиками далынего действия. Героический труд советских ученых, инженеров и военных позволил в разоренной войной стране за 4 года создаты атомную бомбу и ликвиди-роваты монополию США на обладание ядерным оружием, но это бышо толыко начало пути.
После первого успеха советская наука немедленно приступила к усовершенствованию конструкций боеприпасов, разработке термоядерной бомбы. Противостояние США и СССР становилосы все более напряженным. В США быш разработан план «Drop-shot» («Укороченный удар»), по которому предпола-галосы сброситы 300 атомныгх бомб на 100 городов СССР. Для выработки эффективных способов защиты от ядерного нападения требо-валосы пересмотреты все наработанные способы боевыгх действий, повыситы обороноспособ-носты страны и, главное, защититы население. Бышо известно, что ядерное оружие обладает значителыной разрушающей силой и имеет ряд специфических поражающих факторов: ударную волну, силыное световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное заражение территории и проч.
К моменту, когда были назначены Тоцкие учения, советские ученые достаточно хорошо исследовали резулытаты проведенных ядерных испытаний и отдаленные последствия бомбардировки японских городов. Характер и масштабы поражающего действия быши определены, что позволило разработаты первые инструкции по вопросам ведения боевыгх действий в условиях применения атомного оружия и способам защиты войск от поражающего действия атомных взрывов. Но процесс изучения воздействия на организм человека поражающих факторов, в особенности проника-
ющей радиации, радиоактивного заражения и электромагнитного импульса, до сих пор не может считаться завершенным, как и поиск эффективных средств и методов защиты. Многие из тех, кто во время этих учений прошел на минимальном расстоянии от эпицентра взрыва, подверглись сильнейшему негативному воздействию, что впоследствии крайне отрицательно сказалось на состоянии их организма. Кроме участников описанных событий, не жалея жизни и здоровья, участвовали в формировании ядерного щита нашей Родины:
• сборщики зарядов ядерных боеприпасов, собранных с 1952 г. по 31 декабря 1961 г.;
• летчики ВВС, выполнявшие полеты над полями ядерных полигонов для сбрасывания с разных высот в целях испытания ядерных и водородных бомб;
• военные и гражданские лица, принимавшие участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, Центральном полигоне МО РФ на архипелаге Новая Земля, ракетном испытательном полигоне Капустин Яр;
• члены экипажей атомных подводных и надводных кораблей и гражданский персонал ВМФ, принимавшие непосредственное участие в ликвидации радиационных и ядерно-радиационных аварий и их последствий на военных объектах.
Вся информация по ядерным испытаниям много лет хранилась под грифом «секретно», что не давало возможности их участникам получить заслуженные награды и компенсацию за потерянное здоровье. Обязательства по неразглашению государственной тайны не позволяли рассказывать медикам о причинах серьезных недугов.
Только в 1990 г., когда был создан Комитет ветеранов подразделений особого риска (КВПОР), защищающий интересы всех перечисленных категорий военных и гражданских лиц, эти люди смогли выйти из тени. Основной целью Комитета было добиться у правительства СССР признания высоких заслуг ветеранов в деле создания ядерного щита нашей Родины и сформировать систему социальной защиты и медицинской помощи.
Утвердить устав организации помогли председатель Ленсовета Анатолий Александро-
вич Собчак и Владимир Владимирович Путин, работавший в тот период советником Анатолия Александровича. В дело формирования устава и регистрации организации большую лепту внес член Ленсовета подводник Вячеслав Николаевич Щербаков. Но основная работа по формированию Комитета ветеранов легла на плечи первого председателя и идейного вдохновителя — Владимира Яковлевича Бенцианова.
Владимир Яковлевич прожил непростую, но яркую жизнь. Проходя срочную службу в рядах Вооруженных Сил, он принял участие в Тоцких общевойсковых учениях. В составе отдельного разведывательного дивизиона в первых эшелонах наступавших прошел в 5 км от эпицентра взрыва. Это серьезно подорвало его здоровье, но не смогло сломить волю. Он практически полностью потерял зрение, имел множество тяжелых заболеваний, но никогда не прекращал активной трудовой, научной и общественной деятельности. Обладая феноменальной памятью и необычайными организаторскими способностями, все силы вкладывал в то, чтобы Комитет ветеранов подразделений особого риска получил право на существование.
Первым достижением КВПОР было принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, которое давало участникам подразделений особого риска льготы и обеспечивало социальную защиту. Далее были разработаны и утверждены критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска. На основании этих критериев присваивалось звание ветерана. В подготовке материалов по подводным и надводным кораблям огромную роль сыграли знания и опыт командира подводной лодки К-19 капитана первого ранга Н.В. Затеева, по авиации — полковника Е.И. Новикова, по подразделениям охраны ядерных полигонов — генерал-лейтенанта М.Н. Кожевникова.
До 31 декабря 2004 г. Комитетом было выдано 25 759 удостоверений ветеранов подразделений особого риска. С 2005 г. удостоверение стали выпускать с новым наименованием: «Участник действий подразделений особого риска». Таких удостоверений уже выдано более 4500 и более 1000 удостоверений «Член семьи, потерявший кормильца из числа граждан
из подразделений особого риска». Кроме того, были разработаны и утверждены Госстатом РФ акты обследования по установлению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и по установлению причинной связи заболеваний, ранений, контузий, увечий, травм с действиями в ПОР.
Отдельными вопросами в деятельности КВПОР стали представление и награждение ветеранов государственными наградами. В 1996 г. вопрос был решен положительно, и за последующий период по представлению КВПОР к государственным наградам был представлен 3461 ветеран подразделений особого риска: 3287 награждены орденами Мужества, 174 — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Задачами КВПОР с самого начала его деятельности были не только признание заслуг военных ядерщиков в деле укрепления обороноспособности страны, помощь в восстановлении ими утраченного здоровья и социальная защита их и их семей, но и общественная деятельность, направленная на укрепление национального самосознания россиян, повышение уровня патриотизма, воспитание подрастающего поколения. Ежегодно ветераны подразделений особого риска проводят в школах «урок мужества», участвуют в торжественном параде, посвященном Дню Победы, в возложении венков к памятникам и памятным знакам ВПОР, установленным в России и странах СНГ. 24 августа 2010 г. в Санкт-Петербурге в сквере на пересечении Автовской улицы и улицы Примакова был открыт Мемориал памяти военных ядерщиков, представляющий собой гранитный монумент и памятные доски. Со дня организации Комитет осуществляет и международную деятельность, направленную на укрепление мира между ядерными державами. Ведется работа по созданию международного комитета военных ядерщиков.
В работе КВПОР немало насущных проблем. В 2005 г. в результате вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ граждане из подразделений особого риска потеряли более десяти льгот. С этого момента ведется постоянная работа по их восстановлению. Поскольку Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации является единственной организаци-
ей, призванной защищать интересы лиц, связанных по своей службе с особо опасными для жизни и здоровья боеприпасами и оружием, задачей Комитета является разработка законодательных актов и других нормативных документов по выявлению, учету и социальной защите непосредственных участников:
• испытаний оружия массового поражения;
• дальних боевых походов на атомных подводных и надводных кораблях;
• космических полетов при аварийных радиационных ситуациях из числа гражданских лиц;
• а также членов семей военнослужащих, проживающих вблизи ядерных полигонов и баз атомных надводных и подводных кораблей.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
С 2008 г. медицинская помощь ветеранам подразделений особого риска осуществляется в лечебных учреждениях Федерального медико-биологического агентства. Научно-лечебный центр ВПОР РФ размещен на базе МСЧ № 144 Санкт-Петербурга. В настоящий момент здание МСЧ № 144 находится на капитальном ремонте, и это создает дополнительные сложности для ветеранов и определяет очередной круг задач, которые Комитет решает с помощью ФМБА России.
В 2009 г. в честь 60-летия со дня первого испытания ядерного оружия, 55-летия Тоцких учений и для привлечения внимания общественности к проблемам военных ядерщиков Владимир Яковлевич Бенцианов совершил пеший переход от Дворцовой площади в Санкт-Петербурге до эпицентра взрыва Тоцкой атомной бомбы в Оренбургской области. Вместе с членом Совета КВПОР В.А. Поповичем они в течение месяца прошли 2258 км через девять областей и одну республику России, встречая исключительно сердечный прием от населения.
В.Я. Бенцианов бессменно руководил КВПОР почти 24 года — до 28 января 2014 г., когда он после продолжительной болезни скончался. Решением внеочередной конференции Комитета ветеранов новым председателем был избран капитан первого ранга А.С. Евсеев. Александр Сергеевич родился в Ленинграде, окончил ракетный факультет ВВМУПП им. Ленинского комсомола в 1970 г. и командный факультет Военно-морской академии в
1986 г. Служил на Северном и Тихоокеанском флоте, закончив службу в должности заместителя командира дивизии подводные лодок. Награжден медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды и Мужества. С 1994 г. ветеран подразделений особого риска. После увольнения в запас занимал ответственные должности в государственных и бизнес-структурах, принимал активное участие в работе КВПОР.
В настоящий момент перед Александром Сергеевичем стоит множество задач. Комитет ветеранов получает более тысячи писем в год, ежедневно поступает масса звонков с вопросами, жалобами и предложениями. В стране функционируют 48 региональные отделений Комитета, эффективность деятельности которые напрямую зависит от руководства региона. Сейчас можно назвать несколько проблемные регионов — Кемеровская, Свердловская и Смоленская области и др. В связи с этим необходимо определить круг проблем и, заручившись поддержкой областные властей, планомерно их решать. Количество ветеранов ежегодно неуклонно уменьшается, но это не умаляет их заслуг и требует удовлетворения их нужд и защиты прав.
В этом году Комитет ветеранов подразделений особого риска провел серьезную работу, чтобы достойно отметить несколько знаменательных для всех военных ядерщиков дат. Представители КВПОР также приняли участие в мероприятиях, организованных 12-м Главным управлением Минобороны РФ и НИЦ безопасности технических систем 12 ЦНИИ МО РФ.
4 сентября в Москве состоялась научно-практическая конференция, посвященная Дню специалиста по ядерному обеспечению, на которой выступали представители 12-го Главного управления МО РФ, НИЦ БТС. Поднимались вопросы истории создания ядерного оружия, его значения в сохранении равновесия политических сил в мире и ядерного обеспечения на современном этапе.
9 сентября в Российским государственном музее Арктики и Антарктики прошла презентация экспозиции, посвященной 60-летию Центрального полигона РФ и освоению Новой Земли.
10 сентября в Санкт-Петербурге в ВУНЦ ВМФ ВМА прошла конференция, посвящен-
ная 60-летию образования Центрального полигона РФ на архипелаге Новая Земля. Этот полигон является уникальным, единственным местом в России, где быши проведены испытания всех видов ядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении страны. Всего в период активной деятельности полигона с 1955 по 1990 г. на нем бышо проведено 130 ядерные взрывов. В настоящее время здесь проводятся неядерные взрывные эксперименты (с использованием тротил ового эквивалента), позволяющие в полной мере моделировать поражающие факторы ядерного взрыва для совершенствования методов технической и медицинской защиты от воздействия факторов ядерного взрыва, а также в интересах поддержания существующего уровня развития ядерного оружия, повышения его надежности и безопасности.
13 сентября в Санкт-Петербурге на улице Автовская в преддверие 60-летия Тоцких общевойсковых учений состоялись митинг у памятного знака «Ветеранам подразделений особого риска», посвященный всем памятным датам, и последующее торжественное собрание с награждением ветеранов.
17 сентября Указом Президента РФ за заслуги в обеспечении безопасности и укреплении обороноспособности страны Центральный полигон Российской Федерации награжден орденом Суворова.
Высокую государственную награду персоналу полигона вручил первый заместитель министра обороны генерал армии Аркадий Бахин. Также на территории военного городка Белушья Губа состоялось торжественное открытие монумента «Создателям ядерного щита России». В юбилейные мероприятиях приняли участие начальник 12-го Главного управления МО РФ генерал-майор Юрий Сыи, представители государственной корпорации «Росатом», администрации Архангельской области, ветераны полигона.
27 сентября в Военно-морской академии состоялось учредительное собрание по созданию регионального отделения КВПОР в Санкт-Петербурге, после чего Комитет ветеранов приступил к работе в штатном режиме и планомерной подготовке празднования самой главной даты 2015 г. — 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
не действует Редакция от 11.12.1992 Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.12.92 N 958 «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА» |
Вид документа | постановление, положение |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 958 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 11.12.1992 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.12.92 N 958 «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА»
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИКО — СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ КОМИТЕТА ВЕТЕРАНОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Медико — социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (далее — Комиссия) создана в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и другими актами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами.
2. Причины и группы инвалидности определяются Комиссией в порядке, предусмотренном действующими по этим вопросам нормативными актами. При этом причина инвалидности, наступившей вследствие заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, указывается в следующей формулировке: «Заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».
3. Заключения Комиссии, в том числе и об условиях и характере труда инвалидов из подразделений особого риска, являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.
4. Комиссия финансируется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, предусмотренных на содержание Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
5. Комиссия имеет штамп и печать.
Местонахождение Комиссии — г. Санкт — Петербург.
II. Основные задачи и функции
6. Основными задачами и функциями Комиссии являются:
решение вопросов трудоспособности и инвалидности граждан, принимавших участие в действиях подразделений особого риска;
определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;
установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к смерти кормильца, с его непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
определение состояния здоровья граждан из подразделений особого риска с оформлением медицинского заключения;
разработка индивидуальных программ медико — социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска;
содействие укреплению здоровья граждан из подразделений особого риска, предупреждению инвалидности;
оценка эффективности проводимого лечения;
изучение причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности у граждан из подразделений особого риска;
разработка перечня дополнительных видов исследований для использования при медицинском освидетельствовании граждан из подразделений особого риска;
ежегодное обобщение материалов по результатам освидетельствования (экспертиз) и представление информации Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
III. Организация работы и состав Комиссии
7. В состав Комиссии входят восемь врачей — специалистов, социолог, юрист. Персональный состав Комиссии определяется Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Квалификационные характеристики должностей специалистов Комиссии утверждаются в установленном порядке.
8. Право найма и увольнения председателя Комиссии имеет председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Председатель Комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение медико — социального освидетельствования и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деятельность Комиссии.
9. Комиссия проводит свою работу на базе Научно — лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
10. Для проведения медико — социального освидетельствования могут привлекаться в установленном порядке консультанты по медицинским, техническим и другим вопросам.
IV. Обязанности и права Комиссии
11. На Комиссию возлагаются:
определение правомочности документов, подтверждающих участие граждан в действиях подразделений особого риска;
оказание гражданам содействия в розыске документов, необходимых для проведения медико — социального освидетельствования;
определение мер по медико — социальной реабилитации;
оказание врачам лечебно — профилактических учреждений методической и консультативной помощи по вопросам медико — социальной реабилитации граждан, пострадавших в результате непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.
12. Комиссия имеет право:
получать сведения, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей, в том числе данные о характере и условиях труда граждан, проходящих освидетельствование, от Министерства обороны Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, командования железнодорожных войск и других воинских формирований, от организаций и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций, независимо от организационно — правовых форм;
направлять граждан, проходящих освидетельствование, в лечебно — профилактические учреждения Министерства обороны Российской Федерации, других центральных органов федеральной исполнительной власти, железнодорожных войск и других воинских формирований для уточнения диагноза и восстановительного лечения.
V. Порядок определения непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинского освидетельствования
13. Определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинское освидетельствование осуществляются по направлениям военных комиссариатов, лечебно — профилактических учреждений и по личным заявлениям граждан.
14. Освидетельствование граждан проводится по месту нахождения Комиссии в г. Санкт — Петербурге и с выездом в республиканские в составе Российской Федерации, краевые и областные центры, а также на дому, в стационаре. В исключительных случаях (в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия на основании представленных документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения.
15. Документами, подтверждающими непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, являются:
списки граждан с приведенными данными: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, сведения об участии в действиях подразделений особого риска (где, когда, войсковая часть, воинское звание, занимаемая должность, характер выполняемой работы, критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1) и справки, выданные компетентными органами Министерства обороны Российской Федерации и других центральных органов федеральной исполнительной власти, отвечающими за достоверность содержащейся в этих документах информации. Списки и справки подписываются ответственными должностными лицами и заверяются гербовой печатью;
решения судебных органов по установлению факта непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска;
заключения медицинских учреждений и специалистов, в том числе иностранных, подтверждающих наличие соматических и других заболеваний у граждан, которые могут быть связаны с воздействием поражающих факторов ядерного оружия;
медицинские документы (истории болезни, медицинские книжки, справки лечебных учреждений, выписные эпикризы);
военные документы (перечни войсковых частей, военных учреждений, подразделений, групп, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска; военные билеты, выписки из личного дела, летные книжки, выписки из вахтенного журнала, карточки взысканий и поощрений, приказы о награждениях и поощрениях, ведомости на получение денежного довольствия) и другие документы;
документы общественных и иных организаций, статьи в газетах того времени, кинодокументы и другие документы;
анкеты непосредственных участников в действиях подразделений особого риска.
16. Заседания Комиссии проводятся при наличии не менее половины ее состава в следующем порядке:
рассмотрение и оценка предъявленных документов и материалов, проверка их правомочности;
установление непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, руководствуясь Критериями непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска;
вынесение решения о признании участия гражданина в действиях подразделений особого риска и сообщение ему этого решения (устно или в письменной форме);
медицинский осмотр граждан из подразделений особого риска врачами — специалистами с установлением диагнозов заболеваний, последствий травм, увечий, контузий, ранений и их причинной связи;
оформление акта освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, акта медицинского освидетельствования, протокола заседания Комиссии. Акты освидетельствования заполняются в одном экземпляре, подписываются председателем, членами Комиссии (не менее трех), заверяются печатью и хранятся в делах комиссии. Решение Комиссии принимается большинством голосов, при равенстве голосов «за» и «против» голос председателя является решающим. Если председатель или отдельные члены Комиссии не согласны с принятым решением, то в акт записывается их особое мнение.
Заключение Комиссии о непосредственном участии гражданина в действиях подразделений особого риска является основанием для выдачи удостоверения ветерана подразделений особого риска.
17. Комиссия выдает лицам, прошедшим освидетельствование, справки о решении комиссии и в 3-дневный срок направляет соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении.
18. В случае несогласия освидетельствуемого с решением Комиссии он имеет право в течение месяца подать об этом письменное заявление в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, который оказывает ему содействие в поиске дополнительных документов.
19. В случае несогласия освидетельствуемого, принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, с решением республиканской в составе Российской Федерации, краевой, областной врачебно — трудовой экспертной комиссии по установлению группы инвалидности и (или) ее причинной связи он в течение месяца имеет право подать об этом письменное заявление в Комиссию. Комиссия не позднее месяца со дня подачи заявления проводит освидетельствование и выносит окончательное решение.
В этом случае работа Комиссии ведется в следующем порядке:
рассмотрение поступивших по запросу документов: акта освидетельствования во врачебно — трудовой экспертной комиссии, выписок из карты амбулаторного больного, историй болезни, медицинских книжек;
медицинский осмотр врачами — специалистами, госпитализация, при необходимости, в Научно — лечебный центр Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации или другие специализированные лечебные учреждения;
оформление акта медицинского освидетельствования в двух экземплярах и протокола заседания Комиссии. Первый экземпляр акта хранится в делах Комиссии, второй экземпляр акта направляется во врачебно — трудовую экспертную комиссию.
Заключение Комиссии может быть обжаловано в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
20. При обращении граждан из семей, потерявших кормильца, Комиссия рассматривает документы, представленные гражданами или организациями, и в случае подтверждения потери кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска, выносит решение о причинной связи смерти кормильца с действиями в составе этих подразделений.
Заключение Комиссии является основанием для выдачи Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации справки о потере кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска.
21. Документы Комиссии подлежат постоянному хранению.
22. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения Комиссии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.