Кас 125
Статья 47 КАС РФ содержит общие положения о заинтересованных лицах, под которыми согласно ч. 1 данной статьи понимаются лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица являются аналогом такого вида участников гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах, как третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Соответственно, положения данной статьи во многом аналогичны положениям ст. 51 «Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора» АПК РФ и ст. 43 ГПК РФ, имеющей такое же название. По процессуальному статусу к названному виду участников гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах очень близки третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 50 «Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора» АПК РФ и ст. 42 ГПК РФ, имеющая такое же название), но в административном судопроизводстве об их аналогах не упоминается.
Положения ч. 2 ст. 47 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями ч. 1 ст. 51 АПК РФ, которыми установлено следующее: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда. В отношении же третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ч. 1 ст. 50 АПК РФ предусматривает, что они могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции.
Подобным образом абз. 1 ч. 1 ст. 43 ГПК РФ установлено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи же лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно абз. 1 ч. 1 ст. 42 ГПК РФ могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции.
В ч. 3 ст. 47 КАС РФ вошли положения ч. 2 ст. 51 АПК РФ, аналогичные положениям, предусматривающим, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта. В отношении же третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в ч. 2 ст. 50 АПК РФ установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Подобным образом в абз. 1 ч. 1 ст. 43 ГПК РФ предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда. Третьи же лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно абз. 1 ч. 1 ст. 42 ГПК РФ пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 50, в соответствии с ч. 2 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не вправе отказываться от иска, признавать его или заключать мировое соглашение; при этом такие лица вправе выступать участниками мирового соглашения, например, в случаях, если на них возлагается исполнение обязательства либо они являются лицами, управомоченными принять исполнение; если указанные лица не являются участниками мирового соглашения, они вправе заявлять доводы о нарушении их прав и законных интересов мировым соглашением, что не препятствует утверждению арбитражным судом мирового соглашения, если такие доводы не найдут подтверждения при рассмотрении судом данного вопроса; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, также вправе быть участниками соглашения по обстоятельствам дела, заключаемого в порядке, предусмотренном статьей 70 данного Кодекса.
Положения ч. ч. 4 и 5 ст. 47 КАС РФ закреплены по аналогии (но не в части срока обжалования) с положениями ч. ч. 3 и 3.1 ст. 51 АПК РФ, которыми (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ) установлено следующее (такие же положения содержатся в ч. 4 ст. 50 АПК РФ в отношении третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, но без упоминания об определении о привлечении третьего лица к участию в деле):
— о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение (ч. 3);
+Читать далее…
— определение об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч. 3.1).
Абзацем 2 ч. 1 ст. 43 ГПК РФ в рамках соответствующего регулирования предусмотрено лишь то, что о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выносится определение суда. В отношении же лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 42 данного Кодекса судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба.
Возможность обжалования определений суда о вступлении в административное дело заинтересованного лица и о привлечении этого лица к участию в административном деле КАС РФ не предусмотрена, как не предусмотрена и возможность обжалования определений суда об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица или об отказе в привлечении этого лица к участию в административном деле иным лицом, нежели лицо, подавшее соответствующее ходатайство. Соответственно, в силу ч. 3 ст. 313 данного Кодекса на такие определения суда частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
В ч. 6 ст. 47 КАС РФ вошло положение, аналогичное положению ч. 2 ст. 43 ГПК РФ о том, что при вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрение дела в суде производится с самого начала (такое же положение содержится в ч. 2 ст. 42 ГПК РФ в отношении третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора).
Подобным образом в ч. 4 ст. 51 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала (такое же положение содержится в ч. 3 ст. 50 АПК РФ в отношении третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора). Согласно разъяснению, данному в п. 3 Постановления Пленума ВАС России 2013 г. N 99, установленный АПК РФ срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново с момента вынесения арбитражным судом определения о вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле.
В ч. 1 ст. 130 КАС РФ, регламентирующую процедуру оставления судом административного искового заявления без движения, вошли положения, аналогичные следующим установленным в ч. ч. 1 и 2 ст. 128 «Оставление искового заявления без движения» АПК РФ: арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных ст. ст. 125 «Форма и содержание искового заявления» и 126 «Документы, прилагаемые к исковому заявлению» данного Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения (ч. 1); в определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения; копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения (ч. 2).
В рамках подобного регулирования в ч. 1 ст. 136 «Оставление искового заявления без движения» ГПК РФ указано лишь следующее: судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. ст. 131 «Форма и содержание искового заявления» и 132 «Документы, прилагаемые к исковому заявлению» данного Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Положения ч. 2 ст. 130 КАС РФ аналогичны следующим положениям ч. ч. 3 и 4 ст. 128 АПК РФ: в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (ч. 3); в случае, если указанные в ч. 2 данной статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном ст. 129 «Возвращение искового заявления» данного Кодекса (ч. 4).
Подобные положения содержатся и в ч. 2 ст. 136 ГПК РФ, но они менее детальны: в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд; в противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года , утв. Постановлениями Президиума ВС России от 4 и 25 марта 2009 г., дано разъяснение о недопустимости возврата судьей искового заявления в соответствии с ч. 2 ст. 136 ГПК РФ в случае неустранения истцом (заявителем) в установленный судьей срок недостатков искового заявления без вынесения соответствующего определения.
БВС РФ. 2009. N 5.
При применении положений ч. 2 ст. 130 КАС РФ имеют значение следующие разъяснения, данные в п. 6 Постановления Пленума ВАС России 2013 г. N 99:
— если исковое заявление (заявление) оставлено без движения и по истечении установленного срока арбитражный суд не располагает информацией об устранении заявителем обстоятельств, которые послужили основанием для оставления его без движения, то суд выясняет, имелся ли у заявителя (с учетом даты получения им копии определения) достаточный срок для устранения указанных в определении обстоятельств и поступала ли в суд от заявителя информация о позднем получении определения или иных объективных препятствиях для устранения этих обстоятельств в срок либо ходатайство о продлении срока оставления искового заявления (заявления) без движения в связи с такими препятствиями;
— при наличии достаточного срока для устранения заявителем обстоятельств, которые послужили основанием для оставления искового заявления (заявления) без движения, и отсутствии информации о препятствиях (ходатайства о продлении срока) суд возвращает исковое заявление (заявление) со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ не позднее дня, следующего за днем истечения срока оставления искового заявления (заявления) без движения;
— в случаях, когда суд такой информацией не располагает, он по собственной инициативе устанавливает новый срок (или по ходатайству заявителя продлевает срок) оставления искового заявления (заявления) без движения, о чем выносит определение. Если обстоятельства, указанные в определении об оставлении искового заявления (заявления) без движения, в повторно установленный срок не устранены, исковое заявление (заявление) с приложенными документами возвращается заявителю не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока.
В ч. 3 ст. 130 КАС РФ закреплено положение, аналогичное тому, которое содержится в ч. 3 ст. 136 ГПК РФ и согласно которому на определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба. АПК РФ подобного положения не содержит, с учетом чего в п. 12 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмечено, что данный Кодекс не предусматривает возможности обжалования определения об оставлении искового заявления без движения.
Положение ч. 3 ст. 130 КАС РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса означает, что определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В пункте 31 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 даны следующие разъяснения:
+Читать далее…
— частью 2 ст. 87, статьями 130, 255, 300 и другими нормами КАС РФ предусмотрено оставление заявления, административного искового заявления, апелляционной жалобы (далее — заявление) без движения;
— заявление оставляется без движения на разумный срок. При определении продолжительности данного срока судьей должно учитываться время, необходимое для устранения недостатков поданного заявления, а также время на доставку почтовой корреспонденции;
— в свою очередь, лицо, подавшее заявление, должно предпринять все зависящие от него меры для устранения указанных судьей недостатков заявления и поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т.п.) до окончания установленного судьей срока (ч. ч. 6, 7 ст. 45 КАС РФ);
— если документы, свидетельствующие об устранении недостатков поданного заявления, поступят в суд в установленный в определении об оставлении заявления без движения срок, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. При этом время, истекшее до поступления указанных документов в суд, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела;
— в противном случае заявление подлежит возвращению (п. 7 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 301 КАС РФ).
Гражданское право, гражданский процесс
УДК 347.91
А.В. Шуваев*, И.К. Пархоменко**
Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения административных дел об административном надзоре
В статье рассматриваются основания применения, цели и задач административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также процессуальный порядок административного судопроизводства по данной категории дел.
Ключевые слова: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административное судопроизводство
Вступивший в силу за исключением отдельных положений 15 сентября 2015 г. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее -КАС РФ) заменил собой ряд глав Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (далее — ГПК РФ), которые устанавливали правила признания недействующими нормативных правовых актов полностью или в части; оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и пр.
Законодатель понимает под административным судопроизводством рассмотрение и разрешение судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав граждан и организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий (ст. 1 КАС РФ). По мнению В.В. Яркова, «необходимость судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной власти вытекает из разделения властей как основного начала осуществления государственной власти в современной России» .
Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере административного управления между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной власти, с другой стороны, получил название административной юстиции . При этом предпочтительность судебного порядка при оспаривании актов органов исполнительной и законодательной власти достаточно очевидна и обоснована.
К делам, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий относятся в т.ч. и дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данная категория дел, являющаяся предметом нашего анализа, урегулирована положениями гл. 29 КАС РФ.
Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобождённым из мест лишения свободы, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего .
Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (далее — ФЗ «Об административном надзоре») возродил в российской правовой системе существовавший в дореволюционный и советский периоды институт соответственно полицейского и административного надзора, который в 90-е гг. XX в.
Шуваев А.В, Пархоменко И.К Процессуальный порядокрассмотрения и разрешения административных…
фактически перестал применяться на практике . При этом безусловной новеллой ФЗ «Об административном надзоре» стало отнесение рассмотрения дел об административном надзоре к ведению суда общей юрисдикции. Ранее установление административного надзора происходило на основании решений несудебных органов. Легальное определение административного надзора закреплено в ст. 1 ФЗ «Об административном надзоре», согласно которой административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом.
Нельзя не согласиться с мнением А.П. Фильченко о том, что «основанием применения административного надзора следует признать неблагоприятный прогноз индивидуального преступного поведения освобождающегося лица, но без конкретизации места, времени и способов совершения преступления» . При этом цель надзора — это предупреждение новых преступлений со стороны освобождённых и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства. Но административный надзор предполагает существенное ограничение основных прав гражданина и поэтому должен подлежать особому судебному контролю .
Система органов государственной власти, реализующих полномочия по установлению административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, выглядит следующим образом: 1) органы исполнительной власти, обращающиеся с административным иском об установлении, продлении и прекращении административного надзора (исправительные учреждения или органы внутренних дел); 2) административные суды, рассматривающие вышеуказанные административные иски; 3) органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие административный надзор (органы внутренних дел); 4) прокурор, обладающий правом участвовать в рассмотрении дел судами; обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Кроме того, прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы .
Закон предусматривает необходимость судебного контроля при установлении административного надзора, при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений, а также при досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений.
Как было отмечено выше, административное судопроизводство по данной категории дел возбуждается подачей административного искового заявления в письменной форме. Необходимо подчеркнуть, что законодатель предусматривает возможность подачи административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако данное положение ч. 8 ст. 125 КАС РФ вступает в силу только с 15 сентября 2016 г. (ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08 марта 2015 г. № 22-ФЗ).
Требования к содержанию административного искового заявления, связанного с административным надзором, и прилагаемым к нему документам содержит ст. 271 КАС РФ.
Во-первых, в таком заявлении указываются общие сведения по ст. 125 КАС РФ, такие как наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца и ответчика, место их нахождения (жительства или место пребывания); содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования и иные сведения.
Во-вторых, в нем должны быть указаны основания для установления административного надзора, перечисленные в ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре», а именно:а) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; б) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеуказанных оснований (ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре»).
В-третьих, закон предусматривает дополнительные требования к содержанию административного искового заявления и прилагаемым документам ч. 4-9 ст. 271 КАС РФ. Так, например, в административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К такому заявлению прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного
Гражданское право, гражданский процесс
порядка отбывания наказания. Согласно требованиям ч. 2 ст. 271 КАС РФ, административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем, административное исковое заявление лица, в отношении которого установлен административный надзор, о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений — поднадзорным лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.
Анализ положений ст. 270 КАС РФ позволяет выделить субъектов, обладающих правом на подачу административного искового заявления, связанного с административным надзором, исходя из его конкретной направленности: 1) заявление об установлении административного надзора подается в суд либо исправительным учреждением (в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы), либо органом внутренних дел (в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы); 2) заявления о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел; 3) заявление о досрочном прекращении административного надзора о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем. При этом прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Анализируемая статья содержит также и правила подсудности по данной категории дел. Так, административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подаётся в суд по месту нахождения исправительного учреждения; заявления об установлении административного надзора в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы, подаётся в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица; в свою очередь, заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.
Сроки подачи административного искового заявления об установлении административного надзора зависят от вида наказания. В отношении освобождаемых из мест лишения свободы такое заявление подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определённого приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы. В отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, заявление подаётся органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы (ч. 7 и 8 ст. 270 КАС РФ).
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что несоблюдение указанных сроков не влечёт за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определённого приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы. Однако в любом случае несоблюдение указанных сроков свидетельствует о нарушении законности, что является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном ст. 200 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 272 КАС РФ, административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления.
После принятия заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, в случаях признания необходимым его обязательного участия в судебном заседании.
О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.
Само административное дело должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. При этом административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).
Шуваев А.В, Пархоменко И.К Процессуальный порядокрассмотрения и разрешения административных…
Решение суда по делу об административном надзоре принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. При этом в резолютивной части должны содержаться следующие сведения: 1) по делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, а также конкретные административные ограничения, установленные судом; 2) по делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом; 3)по делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.
Согласно ч. 5 ст. 273 КАС РФ, копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку. Нельзя не упомянуть и о том, что административное судопроизводство по делам об административном надзоре подкреплено административно-правовыми и уголовно-правовыми санкциями на случай нарушения установленных судом ограничений или установленных законом обязанностей. Так, ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрены следующие виды административного наказания: предупреждение, наложение административного штрафа в размере до 1500 рублей или административного ареста до 15 суток. В свою очередь, ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ за уклонение от административного надзора предусмотрены обязательные работы до двухсот сорока часов, исправительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до одного года.
Как справедливо отметил А.С. Вельмин, «нарушение правил административного надзора есть самостоятельное основание для привлечения поднадзорного лица к административной или уголовной ответственности. Меры административной и уголовной ответственности реализуются в самостоятельных юрисдикционных процессах и процедурах, предусмотренных УПК РФ и КоАП РФ. По отношению к производству по делам об установлении административного надзора соответствующие процессы и процедуры выполняют обеспечительную и охранительную функции, поскольку способствуют властной реализации судебного решения на тот случай, если лицо проигнорирует меры административного надзора, предписанные ему судебным решением» .
Подводя итог анализу процессуального порядка рассмотрения и разрешения административных дел об административном надзоре, хотелось бы указать на ряд актуальных проблем исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.
На первый план выходит отсутствие единообразной судебной практики по разрешению административных дел, связанных с административным надзором, что, на наш взгляд, вызвано незначительным сроком действия КАС РФ, за который данная практика просто еще не успела сформироваться. Кроме того, среди проблем правоприменения в данной сфере можно выделить также: 1) недостаточную организацию работы территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора; 2) отсутствие налаженной системы межведомственного взаимодействия, в т.ч. и отсутствие программы совместных действий между территориальными органами МВД России и территориальными органами УФСИН России и ФМС России при осуществлении административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; 3) недостаточную эффективность норм действующего законодательства, направленного на оказание индивидуального профилактического воздействия на граждан, освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость .
Таким образом, по административным делам, связанным с административным надзором, предметом деятельности суда является установление правоотношения между лицом, освобождаемым или освобождённым из мест лишения свободы, в отношении которого законом предусмотрено применение административных ограничений, и органом власти, добивающимся установления таких ограничений. При этом сами административные ограничения и обязанности выступают основным содержанием данного правоотношения.
Кроме того, осуществление административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, предполагает наличие системных и согласованных действий среди различных министерств и ведомств, правовой основой которых должно быть логически завершенное законодательство.
Список литературы
1. Гражданский процесс : учебник / под ред. В.В. Яркова; 6-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Гражданский процесс / под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. — М., 1996.
4. Вельмин, А. С. Проблемы обоснованности отнесения дел об административном надзоре к ведению суда в порядке гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. — 2012. — № 2.
5. Фильченко, А. П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. — 2012. — № 2.
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.