Какой основной размер шрифта?
Требования к оформлению статей
Редакция принимает к рассмотрению статьи объемом до 40000 знаков (без пробелов).
Для каждой статьи обязательно наличие на русском и английском языках: сведений об авторе (прилагаются в отдельном файле); названия статьи; аннотации; ключевых слов; списка литературы.
Аннотация к статье должна быть информативной, в ней должны отражаться цель работы и ее основные результаты исследования, область их применения, выводы. Недопустимо несоответствие между русскоязычной и англоязычной аннотациями. Англоязычная аннотация должна быть написана грамотно (100—150 слов).
Сведения об авторе (в текстовом оформлении) должны включать: полные фамилию, имя и отчество; ученую степень, звание; занимаемую должность; основное место работы (учебы); адрес электронной почты, контактный телефон.
Каждая статья должна сопровождаться индексом УДК,
ББК (после аннотаций и ключевых слов).
Требования к электронной версии: текст статьи в формате MS Word (.doc или .docx) стандартным шрифтом Times New Roman (14 пт.) с межстрочным интервалом — 1,5, отступ «первой строки» — 1см.
Не допускаются в тексте статьи выделения, кроме курсива.
Автор и название статьи пишутся обычным шрифтом строчными буквами, не допускается использование других стилей, располагаются по центру, сначала на русском, затем на английском языках.
Список цитируемой литературы указывается в конце статьи. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5–2008. Ссылки на литературу — внутритекстовые. В квадратных скобках после цитаты указывается номер источника в списке литературы и после запятой — номер страницы (например, ). Несколько источников указываются через точку с запятой .
В список литературы включаются только публикации, которые упоминаются в тексте статьи. В списке литературы помещаются сначала публикации на русском языке (в алфавитном порядке), затем публикации на языках, основанных на латинском алфавите (также в алфавитном порядке).
Дополнительно под заголовком References должен прилагаться список русскоязычных источников в латинском алфавите: либо в переводе на английский язык, либо в виде транслитерации.
Таблицы выполняются табличными ячейками Word. Математические символы и формулы должны быть набраны в редакторе формул, прилагаемом к MSWord. Слева в скобках — нумерация формул. Графики строятся с использованием Excel (файл обязательно должен содержать исходные численные данные).
Рисунки и схемы, выполненные в Word, сгруппировываются внутри единого объекта, допуская возможность перемещений в тексте и изменений размеров. Название — под рисунком. Размер шрифта внутри рисунков — 10. Размер таблиц и рисунков по ширине не должен превышать 11 см. Цвет рисунков — черно-белый. Не использовать в статье сканированные, экспортированные или взятые из Интернета графические материалы и не вставлять их в документы Word.
Задачи урока:
- Обучающая: овладение учащимися знаниями об основных понятиях и действиях текстового редактора. Привитие навыков графического оформления текстового документа.
- Развивающая: направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательная: воспитывает у учащихся умение работы в коллективе и самостоятельно, умение слушать преподавателя, бережное отношение к учебному труду, формирование культуры речи и уверенности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: проектор, компьютеры, презентация, карточки с заданиями (слайд – 11).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Интерфейс программы Word;
- Технологию создания и редактирования текстовых документов;
- Уметь вставлять в текст надписи и графические объекты WordAt;
- Знать способы взаимного расположения текста и графики.
- Режимы форматирования.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать текстовые документы;
- Сохранять текстовый документ;
- Включать текст в графический объект;
- Группировать объекты;
- Выравнивать текст или его фрагменты.
План урока
- Организационный момент
- Постановка темы и целей урока
- Повторение пройденного материала, фронтальный опрос
- Объяснение нового материала
- Закрепление нового материала – Практическая работа
- Проверка работы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока:
Проверка готовности группы к уроку. Приветствие группы. Проверка присутствующих учащихся. Отметка в групповом журнале отсутствующих учащихся.
II. Постановка темы и целей урока (слайд – 1):
На предыдущих уроках мы с вами начали знакомство с текстовым редактором Microsoft Word. Сегодня вы научитесь создавать документ, вставлять графические объекты в текстовый редактор MS Word. Добавлять надписи на объекты, вставлять рисунки и форматировать их.
III. Повторение пройденного материала (слайд – 2):
Фронтальный опрос по теме: Интерфейс программы Word.
- Интерфейс текстового процессора – (обучающиеся описывают интерфейс программы Microsoft Word: рабочая область, управляющие кнопки, лента и ее состав, линейки прокрутки и т.д.)
- Что такое текст? (Текст – это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.)
- Что можно назвать текстовым документом? (Текстовым документом можно назвать файл, созданный с помощью текстового редактора)
- Может ли документ, созданный в текстовом редакторе содержать графические объекты (рисунки), приведите примеры из своих наблюдений? (Да может, так как документ состоит из буквенного и цифрового алфавита, а также рисунков.. Пример: школьные учебники, газеты, журналы, открытки и т.д.)
- Что можно создавать с помощью текстового редактора? (С помощью текстового редактора можно создавать текстовые документы, рекламные буклеты, поздравительные открытки и т.д.. Созданные документы сохраняются на жестком диске и подлежат распечатыванию).
IV. Объяснение нового материала (слайд – 3)
Учитель: Инструменты для работы с графикой находятся на панели «Иллюстрации» вкладки «Вставка».
Ученикам: Перейдите на ленте с вкладки Главная на кладку Вставка.
Создание графического примитива (слайд – 4)
Учитель: Кнопка «Фигуры» служит для быстрого создания графических примитивов. Для создания нужного примитива надо его выбрать из выпадающего списка и «нарисовать» в документе протяжкой мыши с нажатой левой кнопкой. Для того, чтобы фигура имела правильные пропорции, во время рисования надо удерживать нажатой кнопку Shift.
Ученикам: Выберите меню Фигуры, в развернувшемся меню выберите любую фигуру, например Месяц и нарисуйте его произвольного размера.
Учитель: Когда фигура нарисована, появляется контекстный инструмент «Средства рисования» с вкладкой «Формат» (слайды – 5,6).
Как правило, графический примитив имеет по краям синие угловые маркеры, потянув за которые (левая кнопка мыши должна быть при этом нажата), можно изменить размеры фигуры.
Желтый квадратик внутри примитива также служит для изменения геометрических размеров фигуры.
Фигуру можно вращать. Для этих целей служит зелененький кружочек, расположенный над фигурой. Для вращения примитива необходимо установить курсор мыши на кружочек и, нажав левую кнопку, производить движения мышью. При этом фигура будет вращаться в ту или иную сторону.
Ученикам: Используя перечисленные маркеры измените размер и угол расположения вашей фигуры.
Форматирование графического объекта (слайд – 7)
Учитель: Окно панели «Стили фигур» содержит расширенные параметры форматирования «Формат автофигуры». В этом окне можно произвести большинство настроек форматирования.
Также это меню вызвать и другим способом: для этого необходимо выделить автофигуру и произвести щелчок правой кнопкой мыши.
Ученикам: Зайдите в Формат автофигуры и измените толщину и цвет линии вашей фигуры.
Наиболее часто встречающиеся настройки вынесены на ленту «Формат».
Панель «Стили фигур» содержит набор уже готовых стилей (слайд – 8).
Ученикам: Выберите панель Стили фигур и измените стиль вашей фигуры, например на фиолетовый (Составной контур — акцент 4)
Учитель: А также три кнопки: «Заливка фигуры», «Контур фигуры», «Изменить фигуру». Если ни один из предложенных стилей не подходит, то при помощи этих кнопок можно создать свой стиль форматирования.
Ученикам: произведите необходимые действия, с вашей фигурой используя перечисленные кнопки.
Кнопка «Эффекты тени» служит для настройки параметров тени фигуры (слайд–9).
Учитель: Для интерактивной настройки тени служат кнопки, расположенные в правой части панели «Эффекты тени».
Ученикам: Добавьте тень автофигуре.
Учитель: Кнопка «Объем» позволяет применить трехмерные эффекты к фигуре. При этом можно настраивать такие параметры как: Цвет объемной фигуры, Глубина, Направление, Освещение, Поверхность (слайд – 10).
Для интерактивной настройки объема служат кнопки, расположенные в правой части панели «Объем».
Ученикам: Добавьте объем фигуре, измените цвет объемной фигуры, глубину и направление.
Учитель: Инструменты, расположенные на панели «Упорядочить» предназначены для настройки параметров взаимодействия фигуры с текстом документа (слайд – 11).
Кнопка «Положение» задает расположение графического объекта на странице.
Для настройки обтекания фигуры текстом служит кнопка «Обтекание текстом».
Если в документ вставлено несколько фигур, перекрывающих друг друга, то их относительный порядок размещения можно настроить при помощи кнопок «На передний план» и «На задний план».
Кнопка «Выровнять» служит для выравнивания объекта относительно границ страницы.
При помощи кнопки «Повернуть» фигуру можно вращать.
Ученикам: Нарисуйте вторую фигуру и расположите ее относительно первой использовав На передний или На задний план.
Учитель: Точный размер фигуры можно задать на панели «Размер».
Группировка фигур (слайды – 12,13)
Учитель: Случаются такие ситуации, когда в документе размещены несколько объектов и с ними одновременно нужно произвести какие-либо действия (увеличить, уменьшить, переместить). В этом случае целесообразно произвести группировку объектов.
Для группировки фигур их необходимо предварительно выделить. Это можно осуществить при помощи кнопки «Выделить» на вкладке «Главная».
Чтобы выделить нужные объекты необходимо щелкать на них левой кнопкой мыши при нажатой клавише Shift.
После этого надо перейти на панель «Упорядочить» и воспользоваться кнопкой «Группировать».
Все выделенные объекты становятся, как бы, одним объектом, о чем свидетельствуют угловые маркеры.
Ученикам: Сгруппируйте ваши автофигуры в одну.
Теперь можно производить с ними все необходимые действия (копировать в данном документе, копировать в другой документ, перемещать, изменять размер и т.д.).
После этого (при необходимости) объекты можно разгруппировать.
V. Закрепление нового материала – Практическая работа (слайд — 14)
Нарисуйте в программе Word вот такого шуточного человечка, применив на практике полученные вами сегодня на уроке знания, умения и навыки.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
для оформления текстовых документов
1. Формат – А4, печатается на одной стороне листа.
2. Поля: левое – 30 мм, верхнее, нижнее, правое – по 20 мм.
3. Шрифт – Times New Roman. 12 – через полтора межстрочных интервала, строчным, без выделения. Выравнивание текста – по ширине листа.
4. Абзацный отступ одинаковый по всему тексту – 1,27 см;
5. Нумерация страниц арабскими цифрами – вверху по центу страницы (без точки).
З а м е ч а н и е: Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницу.
6. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов):
заголовок раздела печатается кеглем 14, прописным, полужирным, без подчеркивания;
заголовок подраздела – кеглем 14, строчным, полужирным, без подчеркивания;
выравниваются по центру без точки в конце;
следующие разделы (главы) начинаются с новой страницы;
подразделы (параграфы) внутри глав не начинают с новой страницы;
названия подразделов сверху от текста отделяют тремя интервалами, снизу – двумя интервалами;
если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;
переносы слов в заголовках не допускаются;
названия и нумерация заголовков глав и пунктов в оглавлении перечисляются в той же последовательности, что и в тексте работы;
нумеровать их следует арабскими цифрами в начале заголовка;
после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят.
7. Введение, Заключение, Список литературы и Приложения – в оглавлении не нумеруются.
8. Таблицы и графические материалы должны иметь название (выполняются в Word, Excel или любом математическом пакете). Они могут размещаться сразу же после ссылки на них в тексте работы или в приложении. Ссылки на них в тексте пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4.
9. Обязательно следует давать ссылки на первоисточники. Использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом!
П р и м е ч а н и е: в тексте при ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражений предлагается использовать глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, конструирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
При цитировании текст заключается в кавычки и приводится к той грамматической форме, в которой он дан в источнике. Цитирование текста начинается с прописной буквы, кроме тех случаев, когда она представляет собой часть предложения самого автора работы. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник!
На источники и литературу, цитируемые в тексте, делаются подстрочные ссылки (внизу страницы, под чертой). По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного или восклицательного знака, а также многоточия). Все сноски и подстрочные замечания печатаются тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем.
При использовании затекстовых ссылок указывается номер источника по списку использованной литературы в квадратных скобках. При ссылке на ряд работ источники перечисляются через запятую, например, .
В н и м а н и е! При отсутствии ссылок работа не должна допускаться к защите научным руководителем, а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.
Внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не сокращаются, также не сокращаются «так называемый», «так как».
Стандарты оформления библиографии (Списка литературы)
Текст для оформления титульного листа:
INTERNATIONAL EDUCATION in PRAGUE
Курсовая работа
По дисциплине: Менеджмент
На тему: «Название выбранной темы»
Выполнил:
студент № курса
Фамилия Имя
специальность …………
Руководитель: …………
Прага
год
Пример оформления оглавления:
Введение………………………………………………………………………………………стр……………….
Глава I. Основные направления совершенствования материалов по информатике .. стр
1.1. Современное школьное образование: проблемы и перспективы……………………..
1.2. Направления совершенствования…………………………………………………………………. стр
1.3. Структура ЕГЭ по информатике ……………………………………………………………………
1.4. Роль семьи в процессе школьной адаптации …………………………………………………
Глава II. Методика подготовки школьников к ЕГЭ по информатике …………………
2.1. Рекомендации при подготовке к ЕГЭ по информатике ………………………………
2.2. Роль преподавателя
Бывает, что студент приносит преподавателю прекрасный, глубокий, отлично раскрывающий тему реферат, а препод заворачивает работу из-за неправильного оформления. Особенно обидно получить такой сюрприз перед самым зачётом или экзаменом, на который без засчитанного реферата не допускают. Так что оформление реферата – это не мелочь.
Впрочем, в правилах оформления реферата нет ничего сложного. Проблемы обычно возникают у первокурсников, которые просто пока ещё не знают, как правильно оформить реферат (потому, что поленились это выяснить до сдачи). Но эта статья поможет тем, кто не взял на кафедре методичку и задумался об оформлении в ночь перед сдачей работы – согласитесь, распространённая ситуация!
Иногда палево с правильным оформлением реферата случается у новичков-студлансеров. Решив подработать, начинающий студлансер полагает, что достаточно просто написать работу, и очень расстраивается, когда заказчик со скандалом требует доработок: оформление не по стандарту. Так что и студлансерам эта статья, нам кажется, тоже пригодится.
Общие правила оформления рефератов
Существует несколько видов рефератов, но в данном случае мы подразумеваем формат учебной работы. Это работа, которую можно назвать уменьшенным, более простым вариантом курсовой. Поэтому учебный реферат оформляется в целом так же, как курсовые и дипломы.
Во многих вузах и тем более в школах к оформлению рефератов подходят менее строго, допуская небольшие отступления от строгого стандарта ГОСТа. На некоторых факультетах есть свои правила, касающиеся оформления работ, особенно титульных листов (так что, помимо изучения общих правил, описанных ниже, рекомендуем всё-таки взять на кафедре методичку; иногда особые требования изобретаются преподавателями именно для того, чтобы проверить – читали ли вы эту методичку или нет?).
Но в целом достаточно соблюдения основных правил, касающихся выбора шрифта, проставления сносок, нумерации, оформления содержания, списка литературы, титульного листа.
Лучше всего, если вы изучите правила оформления реферата по ГОСТу, которые соответствуют стандартам оформления более серьёзных научно-исследовательских работ. Даже если преподаватель не из придир, лишними эти навыки не будут. А если вам попадётся «бюрократ» из нашей классификации научных руководителей, то оформление реферата по ГОСТу будет важнее содержания!
Как правильно оформить реферат?
- Используйте шрифт Times New Roman. В ГОСТе это не прописано, но практика уже установившаяся.
- Традиционно используется кегль 14-й, иногда 12-й. Этот момент лучше уточнить у преподавателя. Как правило, для учебных работ выбирается 14-й, но если объём реферата большой, есть смысл выбрать кегль чуть меньше. А вот больший – нельзя, так как преподаватель сразу поймёт, что вы визуально раздуваете объём.
- Межстрочный интервал – полуторный. Больший интервал, опять же, говорит о попытке смухлевать с объёмом.
- Ориентация листа – книжная. Альбомная иногда допускается при оформлении приложений (например, широких таблиц).
- Поля: 1,5 см для верхнего, 3 см для нижнего, 1,5 см для правого и 2,5 см для левого (1 см – запас для подшивки листов). Увеличение полей иногда используется студентами для увеличения числа листов, но эта практика может привести к неприятностям, особенно если вы совсем обнаглели и выставили в настройках 3 – 3 – 3 – 4.
- Листы форма А4, плотность – стандартная для распечатки принтером, цвет белый.
- Текст печатается только на одной стороне листа. Оборотная должна остаться чистой. Кстати, распространённая ошибка среди новичков, часто пишущих с обеих сторон, как в тетрадке.
- Нумерация (арабскими цифрами) проставляется с третьего листа (с введения). 1-й и 2-й листы (титульный и содержание), согласно ГОСТу, не нумеруются, но учитываются в подсчёте. Проще говоря, на первых двух листах внизу цифр нет, на листе с введение – уже ставится «3». Приложения не нумеруются.
- Титульный лист состоит из следующих частей:
— Шапка с полным наименованием учебного заведения (вуза, колледжа, школы и т. д.), названием факультета и кафедры, а также и фразой «Министерство образования и науки Российской Федерации» (её при оформлении титульного листа реферата иногда исключают). Форматирование – по центру.
— Надпись «РЕФЕРАТ» с названием работы и указанием дисциплины. Форматирование по центру. Иногда название указывается просто, без кавычек, иногда вписывается в формулу … на тему «Ν»… (то же самое с указанием дисциплины; конкретные требования уточняйте на кафедре). Форматирование по центру, расположение – примерно посередине листа (или чуть-чуть выше).
— Данные об авторе (ФИО, курс, иногда группа или отделение) и научном руководителе (ФИО, должность, научная степень – или в формате «д. и. н.», «к. м. н.», или развёрнуто, уточняйте в методичке). Этот блок располагается на 7 – 9 интервалов ниже предыдущего. Обратите внимание на то, что блок располагается справа, но первые буквы строк выстроены в одну линию – добиться такого расположения можно, используя клавишу Tab.
— Заключительный блок с информацией о городе, в котором находится учебное заведение, и годе написания работы. Располагается в самом низу листа, форматирование по центру.
Основной кегль при оформлении титульного листа – 14, но слово «РЕФЕРАТ» и название темы обычно набираются более крупным.
Образец оформления титульного листа для реферата:
- Содержание располагается на 2-м листе и включает в себя наименования всех частей (введения, глав и параграфов основной части, заключения, списка литературы (иногда с выделением списка источников), приложений).
Для каждого из элементов, кроме приложений, указывается номер страницы. Приложения не нумеруются, так как могут представлять собой не только листы, но и папки с материалами, диски и т. д.
В верхней части листа пишется: «СОДЕРЖАНИЕ» (без кавычек, верхним регистром). Далее следует информация об элементах работы с форматированием по левому краю, но страницы указываются напротив, с форматированием по левому (используйте клавишу TAB).
Образец оформления содержания:
- Начинает работу введение. Как правило, все учебные рефераты содержат эту часть, аналогичной курсовым и дипломам.
- Основная часть реферата делится (за редкими исключениями) на главы. Иногда внутри глав выделяются параграфы (или пункты).
- Главы начинаются с нового листа. Иногда с нового листа начинаются и параграфы (этот момент уточните в методичке).
Негласное правило: завершающая часть главы должна занимать не менее четверти листа. У хитрых студентов, раздувающих объём, концы глав «висят» несколькими строчками на почти чистом листе, что вызывает сильное раздражение у преподавателей: они чувствуют, что их, как бы так выразиться… считают дураками.
- Заключение также начинается на отдельном листе.
- Заголовки структурных элементов реферата (введения, заключения, списка литературы, наименования глав) оформляются единообразно. Форматирование – по центру. Обычно – верхним регистром. Возможно дополнительное использование болда (жирного).
Не допускается оформление названия одного элемента верхним регистром, другого – нижним.
Исключение: Параграфы и пункты, если они не начинаются на отдельных листах, могут оформляться нижним регистром и болдом при оформлении названий глав верхним регистром. В этом случае они считаются составной частью глав. Этот нюанс лучше уточнить у преподавателя.
- Названия глав, параграфов, пунктов и других элементов работы пишется БЕЗ КАВЫЧЕК.
- Внимание! После названий глав, слов «Введение», «Заключение», «Приложение» и фразы «Список литературы» ТОЧКА НЕ СТАВИТСЯ! НЕ СТАВИТСЯ!!! НЕ СТАВИТСЯ!!! Очень частая ошибка. Доводит преподавателей до истерики
- Список литературы оформляется на отдельном листе. В рефератах число использованных материалов невелико, поэтому группы в списке литературы, как правило, не выделяются (впрочем, это зависит от требований кафедры и научного руководителя). Но если в списке литературы есть источники, а не только научные исследования, выделение групп необходимо. Это актуально для историков, юристов, философов и ещё нескольких специальностей.
- Список литературы выстраивается по алфавиту. Работы на иностранных языках, если таковые имеются, учебных работах обычно следуют после русскоязычных.
- Оформление списка использованной литературы – согласно ГОСТу, то есть согласно правилам библиографического оформления источников.
Допускается два варианта оформления: с тире между областями библиографического описания и без него. Число страниц в работе может опускаться.
Образец оформления библиографии:
Иванов И. И. Межгалактические гипердвигатели. – М.: Политех, 2010. – 421 с.
Или:
Иванов И. И. Межгалактические гипердвигатели. М.: Политех, 2010.
Внимание: инициалы отделяются друг от друга не только точками, но и пробелами.
- Ссылки – требование опциональное. Часть рефератов (например, школьные) пишется без простановки ссылок. Если ссылки нужны, они оформляются по стандартным правилам. Обычно – на отдельном листе, после списка литературы. Иногда – постранично (в этом случае рекомендуется сплошная нумерация ссылок). Как оформлять ссылки – в конце работы или постранично, уточняйте у преподавателя.
В ссылках указывается название работы (в соответствии с правилами оформления библиографии), страница, с которой взята информация. Если страниц несколько, они указываются через тире:
Иванов И. И. Межгалактические гипердвигатели. М.: Политех, 2010. С. 35 – 37.
Если вы дважды или и более раз ссылаетесь на один источник, используется следующая формула:
Иванов И. И. Указ. соч. С. 35 – 37.
Если ссылаетесь на этот источник дважды или несколько раз подряд, пишется просто:
Там же. С. 39.
- Приложение завершает работу. Его страницы не нумеруются. Если приложений несколько, они нумеруются латинскими цифрами: I, II, III и т. д.
- Листы готового реферата скрепляются спиралью или же пробиваются дыроколом и вкладываются в папку с прозрачным верхним листом.