Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Какой депутат?

29.05.2020 by admin

Что может депутат

Статус депутата ГД определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы».

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт, либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Строгие ограничения установлены Законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из‑за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по Закону «депутат обязаны соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

— Смотри, что у меня есть! — юная блондинка Маша бережно извлекает из сумочки удостоверение помощника депутата. Глаза у Маши мстительно горят. — Круто? Теперь гаишников буду посылать куда подальше! Маша в Госдуме недавно. Пришла на стажировку с юрфака. И вот приглянулась одному депутату. — Не-е-ет, не в том смысле! — обидчиво тянет девушка, оправляя юбку. — Сергей Александрович женат, и вообще… Сотни таких, как Маша — миловидных и в меру умных барышень до 30, — цокают каблучками по российскому парламенту. В думских кафешках и столовых они жалуются на начальство («ну просто сил нет, завалили работой!») и соревнуются в нарядах, дефилируя по этажам. Их коллеги мужского пола, солидно поправляя галстуки, сетуют в курилках на низкую зарплату. Но, докурив, возвращаются обратно на свои рабочие места. Чем же так манит работа в парламенте? Мы попытались это выяснить, побродив по думским кабинетам и побеседовав с теми, кто состоит на службе у народных избранников. «Шеф мне доплачивает» — Нет, корочкой особо не помашешь, — со знанием дела заявляет Игорь, который уже второй созыв работает помощником у одного из самых активных депутатов от ЛДПР. — Где-нибудь в регионе те же гаишники, может, и отпустят. Но в Москве корочки для них — как красная тряпка для быка. — Странно, — удивляюсь я. — Но ты же можешь шефу пожаловаться… — Да не будет шеф из-за меня «рубиться»! Гайцы сразу сольют все твоим коллегам-журналистам. И те напишут что-то типа: «Помощник депутата устроил дебош на дороге». Ты же видишь, как сегодня народ относится к тем, кто работает в органах власти. — Горячей любви не испытывает, — киваю я. — Но если не ради корочки, то ради чего идут в помощники? Ради денег? Сколько вот ты лично зарабатываешь? — 5 тысяч 300 рублей, — с дурашливой торжественностью произносит Игорь. — Только не говори, что живешь на одну зарплату. — Это ставка. А со всеми накрутками получается чуть больше 20 тысяч рублей, — Игорь элегантным щелчком сбивает ворсинку с пиджака. — Это, если не ошибаюсь, Hugo Boss? — уточняю я. — Ты месяц не ел, чтобы купить костюм? — Шеф мне доплачивает. Из своего кармана, — сдается Игорь.

Помощник «по хозяйству» «Серая» зарплата у депутатских помощников (их каждому народному избраннику положено по пять человек: 2 в думе и 3 в регионах) — обычное дело. Народному избраннику также разрешено иметь 40 помощников на общественных началах. Но они вне штата и официальную зарплату не получают вообще. Меньше всех зарабатывают помощники в КПРФ. Коммунисты стараются набирать идейных (и, что закономерно, не очень молодых) сторонников, готовых с 9.00 до 18.00 заниматься нудной бумажной работой за одну зарплату. Ну и за возможность ходить по одним коридорам с партийными лидерами. Не то в остальных фракциях. — Тысяч сто я зарабатываю, — признается Светлана, которая трудится у одного из депутатов-единороссов. — Тут все зависит от отношений с начальником. Иногда помощники становятся доверенными лицами, депутат посвящает их во все свои дела. Тогда и зарплата растет. Но там уже совсем другая ответственность, нагрузка (сопровождать шефа надо всегда и везде), да и человек себе уже не принадлежит. Светлана, как она сама говорит, помощник «по хозяйству». То есть на ней покупка билетов, оформление виз — в общем, все бытовые вопросы, на которые начальнику не пристало отвлекаться. — Вот сейчас занимаюсь техосмотром, — машет помощница документами на «Мерседес» шефа. — Наверное, и деликатные поручения исполнять приходится… — Не без того. Меня, например, начальник каждый год просит выбрать подарки на 8 Марта для всех своих любовниц. Их три штуки, — смеется Светлана. — Он мне так и говорит: «Купи, Света, моим девочкам подарки». — А тебе что-нибудь дарит? — Я деньгами всегда беру. «Сейчас это очень перспективно» Служебные романы в Госдуме, как и везде, распространены. Но самое интересное, что среди народных избранников есть честные в этом смысле люди! Например, депутат от ЛДПР Сергей Иванов на своей помощнице даже женился. И получился у них семейный подряд: муж законы пишет, а жена о нем заботится и деньги за это получает. Среди девушек-помощниц даже ходит красивая легенда о том, как «одна моя подруга» просила заказывать ей в Думу пропуск просто так: покататься в лифтах с депутатами, подефилировать мимо открытых кабинетов… И нашла-таки себе мужа! Правда, не депутата, но очень симпатичного и перспективного депутатского помощника. — Но чаще сюда приходят, уже будучи связанными родственными узами, — раскрыл мне секреты местной кадровой политики Степан, сотрудник аппарата фракции «Единой России». — Видишь, вон там сидят почтенные дамы? У них у всех брат или сват тут работает. Иначе их бы сюда просто не взяли. Они даже не знают, с какой стороны компьютер включается. — Чем занимаетесь? Много работы? — спрашиваю у одной из молодящихся дам. Та, откладывая журнал про звезд, меряет меня взглядом и цедит: — Блоги на партийном сайте ведем. Вы вообще знаете, что такое блоги? Сейчас это очень перспективно. Это инновация… — Понятно. Модернизируетесь, значит, потихоньку, — замечаю я. Мадам с подозрением косится на меня и завершает беседу, возвращаясь к своему глянцевому журналу. Это престижно — Госслужба — вот ради чего я здесь, — объясняет мне Алена из аппарата фракции справедливороссов. — Это престижно. К тому же кое-какие льготы… Оказывается, блага, которыми пользовалась советская номенклатура, есть и у сегодняшних чиновников. Например, как и народным избранникам, их помощникам также положена бесплатная медстраховка. И детям помощников — тоже, причем по полной программе, с выездами врачей. — Сейчас вот отправила сына с мамой на подмосковную дачу Управления делами президента, — рассказывает Алена. — По правилам я могу пользоваться ею 21 день в году. Но я договорилась с теми, кому дача не нужна, поэтому мои будут все лето там жить. Плачу за это смешные деньги — около 5 тысяч рублей в месяц выходит. * * * За пару недель, что я не видел юную помощницу Машу, ее карьера резко пошла вверх. — Меня в очень крутую контору, госкорпорацию, позвали работать, — похвасталась она. — У Сергея Александровича там встреча была, я с ним ездила. Начальник департамента мне все комплименты делал, а на прощание визитку дал, вот смотри… Говорит, им как раз сотрудница нужна. Как ты думаешь, какая ксива круче: Госдумы или этой конторы?.. Мечтатели XXI века Сегодня самый высокий конкурс при поступлении на факультеты госуправления. Выходит, что ничего не производить и тратить бюджетные деньги модно и престижно. А зарабатывать самому, создавать рабочие места — ведь это должно быть ценностью при рыночной экономике, не так ли? — хлопотно и даже опасно. Да и просто унизительно: за каждым разрешением, каждой бумажкой нужно идти на поклон к тому же чиновнику. Российская молодежь XXI века предпочитает держаться бюрократического лагеря: мечтает о ксиве, служебной машине и личном доступе к бюджетному ручейку. Такие вот времена — чиновник круче космонавта. ТОЛЬКО ЦИФРЫ 786,2 тысячи государственных гражданских служащих насчитал Росстат в I квартале 2010 года. Еще 339,6 тысячи человек работают в муниципальных органах власти. Средняя зарплата чиновника в России сегодня составляет 26 тысяч 486 рублей. АНЕКДОТЫ В ТЕМУ * * * Известны случаи, когда должности передавались половым путем! * * * Один чиновник спрашивает у другого: — Слушай, что такое «нонсенс»? — То же самое, что контракт без отката. * * * В России в чиновники идут умные, воспитанные и скромные люди. Скромные не хвалятся наворованным, воспитанные не замечают, как воруют скромные, а умные поправляют недостаточно скромных и недостаточно воспитанных, чтобы те не волновали народ. * * * Новости науки. В Россию прибыла японская делегация для изучения вопроса устойчивости кресел российских чиновников при любых катаклизмах. А что думаете вы? Ждем ваших откликов на сайте

Фото: Госдума РФ

Перенос выборов в Госдуму на более ранний срок — сложная с юридической и неоднозначная с политической точки зрения процедура, считают эксперты Центра политической конъюнктуры, опубликовавшие доклад, в котором разобраны основные плюсы и минусы этого процесса. «Актуальные комментарии» — о главных выводах экспертов.
Вариант 1. Роспуск Госдумы. Для реализации данного сценария в законодательстве существуют самые жесткие рамки, существенно ограничивающие действия со стороны президента, исполнительной и законодательной ветвей власти. Роспуск Госдумы действующая Конституция ограничивает списком допустимых условий (ст. 84. п б), ст. 109, ст.111. п 4 и 117 п.3 и п.4.). Поправки, которые планируются к принятию 1 июля, существенно не меняют содержание норм, связанных с возможностью роспуска Госдумы. Для возникновения необходимых условий потребуются радикальные политические шаги со стороны президента. Например, создание искусственного кризиса в отношениях исполнительной и законодательной ветвей власти. По понятным причинам такие действия не могут быть реализованы без существенных политических и имиджевых потерь. Однако это не означает, что власть не может на них пойти. Вопрос лишь в готовности заплатить соответствующую цену.

Вариант 2. Самороспуск или признание Госдумы неправомочной в связи со сложением полномочий большинством депутатов. Самороспуск Госдумы законодательством не предусмотрен. Также отсутствуют нормы для признания Госдумы неправомочной. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» присутствуют положения, связанные с неправомочностью органов власти, которая ведет к досрочным выборам. Однако они относятся лишь к региональным и муниципальным органам власти и не могут быть автоматически перенесены на ситуацию с федеральными законодателями. Феномен неправомочности Госдумы описывается в Федеральном законе N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», однако он касается поствыборного периода и распределения мандатов сразу после голосования. В случае попытки реализации данного сценария предстоит получить решения Конституционного Суда, а возможно и Верховного Суда РФ. Попытки обосновать реалистичность данного сценария «массовым сложением мандатов» выглядят несостоятельными, поскольку в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному округу, назначаются не досрочные, а дополнительные выборы в тот же состав Госдумы, а в случае прекращения полномочий депутата избранного от политической партии, его мандат либо передается следующему по списку представителю политической партии, либо остается вакантным до следующих выборов.

Вариант 3. Новое постановление КС о применении нормы по «сокращению сроков полномочий» к действующему составу Госдумы. В принципе лишь этот вариант подпадает под неформальное определение «досрочные выборы». Возможность для такого решения потенциально заложена в постановлении Конституционного Суда от 1 июля 2015 года N 18-П «по делу о толковании ч.1 статьи 96 и ч. 1,2 и 4 статьи 99 Конституции РФ», в котором разъясняются эти положения Конституции в ответ на запрос Совета Федерации о переносе выборов в Государственную Думу VII созыва с 4 декабря на 18 сентября 2016 года.

Перенос выборов в ГД со ссылкой на положения ч.4 статьи 94 и ч.1,2,4 статьи 99 был определен КС как «сокращение сроков полномочий Государственной Думы». Такое «сокращение», по мнению судей, может быть выполнено при следующих базовых условиях:

— определенного срока. Оно должно быть «незначительным в месячном выражении» (в 2016 году «незначительным» был признан срок в 2,5 месяца; может ли быть, например, признан «незначительным» срок в 6 месяцев при сохранении календарного года даты выборов остается неясным);

— определенных целей. Перенос выборов будет проводиться «в конституционно значимых целях» (важное обоснование, поскольку поправками в Конституцию от марта 2020 года существенно меняется объем полномочий ГД и ее роль в системе разделения ветвей власти);

— определенных обстоятельств. Исключит «произвольные ограничения политической конкуренции на выборах» (вероятность использования подобной аргументации в состоянии политического процесса 2020 года может считаться минимальной).

В то же время в постановлении КС подчеркивается, что не исключается «возможность однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий ГД текущего созыва». Таким образом, хотя в постановлении от 1.07.2015 речь шла про конкретный текущий — VI созыв ГД, формулировка все же оставляет пространство для интерпретации (толкования) и при дополнительном разъяснении КС может быть адаптирована на аналогичные ситуации в будущем.

Несмотря на все это, вынесение нового постановления КС по данному вопросу может рассматриваться как вероятное, в связи с рядом обстоятельств. Тем более, что судьи КС в ответ на вопросы журналистов в 2015 году не были категоричны и не отвергли предположение, что в каждом последующем созыве, после VI-го депутаты могут один раз перенести дату выборов.

Разумеется, это также потребует учета политических и имиджевых аспектов. Сложности с объяснением могут возникнуть, поскольку в постановлении КС речь шла о синхронизации сроков проведения выборов в ГД и в Единый день голосования, на «достаточном основании для продления или сохранения сроков полномочий». Перенос выборов в ГД с сентября на другую дату означает прямо противоположное — рассинхронизацию сроков выборов на федеральном и региональном уровне.

По всей видимости, власть хорошо понимает эти ограничения. Именно поэтому при принятии закона о поправке в Конституцию 10 марта была предложена т.н. «поправка Карелина». Согласно тексту этой поправки «Государственная Дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции Российской Федерации, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принять решение о сокращении срока полномочий Государственной Думы данного созыва». Однако данная поправка в закон не была принята и, весьма вероятно, могла бы потребовать интерпретации КС. Поэтому любые разговоры о самороспуске являются не более чем инструментом для отвлечения внимания у части аудитории.

Таким образом, для проведения досрочных выборов в Государственную Думу на сегодняшний момент нет необходимого сочетания юридических и политических оснований. Подготовка и реализация данной процедуры потребует заполнения такого количества масштабных лакун в законодательстве, что не позволяет рассматривать сценарий как реалистичный.

Сторонники версии с досрочными выборами основывают свою позицию на том, что решение может приниматься Президентом по итогам общероссийского голосования по конституционным поправкам, руководствуясь в первую очередь политическими аргументами.

Если на время проигнорировать вышеуказанные юридические аспекты и принять во внимание исключительно апелляции к политической целесообразности, то можно рассмотреть несколько очевидных параметров решения о досрочных выборах с учетом приносимых ими плюсов и минусов.

С полным текстом доклада вы можете ознакомиться на .

На прошлой неделе в Центральном районе прошло мероприятие, основной целью которого является знакомство с депутатским корпусом Центрального района, полномочиями депутатов, а также формирование потенциальной команды профессионалов, которая готова трудиться совместно с народными избранниками на благо жителей. Участие во встрече с жителями принял депутат Совета депутатов Центрального района от партии «Единая Россия» Александр Надеин

В Центральном районе уже на постоянной основе проводятся спецкурсы на тему «Как стать помощником депутата?» для всех желающих, куда приглашаются депутаты, их помощники, а также специалисты, непосредственно связанные с депутатским корпусом и законотворческой деятельностью. На этот раз перед участниками спецкурса выступил депутат Совета депутатов Центрального района от партии «Единая Россия» Александр Надеин. Он начал общение с того, что поделился своей историей, рассказал, как он решил стать депутатом, с какими сложностями ему пришлось столкнуться, пояснил, в чем заключается деятельность депутата, а также рассказал о работе своей команды единомышленников. «Я считаю, что помощником депутата должен становиться человек ответственный, который будет переживать за свое дело. По сути, вся деятельность депутата направлена на жителей своего округа – решение их проблем, организация различных мероприятий, поддержка их идей, а значит, вся работа связана с людьми. Для того, чтобы понимать проблемы и чаяния людей, необходимо уметь их слушать. Не всегда все вопросы на контроле может держать один депутат, для этого у него есть помощники, которые вместе с ним берут на заметку озвученные жителями проблемы. Вот здесь и пригождаются такие его характеристики, как отзывчивость, доброта и, конечно же, ответственность. Потому что не достаточно только взять проблему «на карандаш», необходимо донести ее до соответствующих инстанций, а потом и проконтролировать ее выполнение, чтобы быть уверенным в том, что начатое дело доведено до конца, ведь такая работа сказывается и на имидже народного избранника. Быть помощником депутата не так-то легко, но на эти должности приходят люди целеустремленные, которым интересна такая работа. Стать помощником депутата – это не означает какое-то преимущество, это ежедневный труд, который нужно выполнять качественно», — поделился своим мнением депутат. По словам Александра Надеина, за время его депутатской деятельности, у него успела сложиться эффективная команда, которая готова совместно решать проблемы жителей округа.

К участию в этом мероприятии депутат пригласил одного из своих помощников, который также поделился личным опытом со всеми собравшимися. В заключение Александр Надеин подчеркнул, что самое важное в любой работе – желание делать конкретные дела. И если задаться целью стать помощником депутата, то это вполне возможно.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью — в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере — в Мексике, не быть лишенным родительских прав — в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам — в Иране, не быть служителем церкви — в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы — наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование — достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его «нижнюю» палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз — 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий — 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония ).

Третье требование — наличие активного избирательного права — права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции России не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

— лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

— лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

— лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

— лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

— лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования — они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности — иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации»*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ — при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий — их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента — Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes