Как отправить ребенка на самолете с бабушкой?
Содержание
- Самостоятельный перелёт ребёнка от 2 до 12 лет (категория «чайлд»)
- Самостоятельный перелёт ребёнка от 12 до 18 лет
- Как правильно организовать экскурсию
- Выбор экскурсии
- Возрастной фактор
- Сезонный фактор
- Связь с учебно-воспитательным процессом
- Какие вопросы обсудить перед экскурсией
- Транспорт для экскурсии
- Требования при проведении экскурсии
- Документы для экскурсии
В пути
Любое путешествие, как правило, начинается с поездки на воздушном или железнодорожном транспорте, и в нормативных документах перевозчиков есть пункт, касающийся несовершеннолетних граждан:
П. 30, «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», утверждены Постановлением Правительства РФ №111 от 02.03.2005 г.:
Не допускается проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений».
Проводник поезда может потребовать документ, подтверждающий право туриста сопровождать ребёнка в возрасте до 10 лет, а в случае его отсутствия, отказать в посадке ребенка на поезд, аргументируя свои действия простой фразой «Не положено. Ребёнок следует один, без сопровождения взрослого».
П.104 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены Приказом Минтранса России №82 от «28» июня 2007 г.:
Дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии со следующими условиями:
- в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством РФ приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им 18 лет;
- без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.
П. 105 правил: несопровождаемые дети в возрасте от 2 до 12 лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка.
Таким образом, у туристов, путешествующих с детьми старше 12 лет, не возникнет трудностей при посадке на борт самолета. В случае, если ребенок не достиг указанного возраста, всё будет будет зависеть от человеческого фактора.
На отдыхе
Также из-за отсутствия доверенности на ребенка могут возникнуть трудности по прибытии — в гостиницу, отель, пансионат и т. д.
П.21 «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ №1085 от 09.10.2015 г.:
Регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей, усыновителей, опекунов, или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.
Администрация гостиницы имеет полное право отказать в размещении туристу, путешествующему с ребенком младше четырнадцати лет, но не имеющему разрешения на сопровождение. Основание отказа — «Мы обязаны зарегистрировать гражданина по месту временного пребывания, но в Вашем случае не имеем права, у Вас нет документов, подтверждающих Ваше право сопровождать ребёнка». Хотя в этом случае еще можно как-то договориться, есть вероятность, что сработает человеческий фактор и туриста с ребенком не выставят на улицу.
Но на отдыхе могут возникнуть и другие проблемы, следующие из местного законодательства.
П.3 ст.3 Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008 года «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»:
Дети в возрасте от 7 до 14 лет, имеют право находиться в общественных местах с 21 до 6 часов только в сопровождении родителей (законных представителей). Дети в возрасте до 7 лет должны находиться в общественных места в сопровождении родителей (законных представителей) круглосуточно.
Если турист оказался не в то время и не в том месте, например, после 21:00 на набережной в городе Сочи, сотрудники полиции могут пригласить отдыхающих в отделение полиции для выяснения наличия у туриста прав на сопровождение ребёнка, в том числе для установления личности ребёнка.
А родителей привлекут к административной ответственности по ч.1 ст.5.35. КоАП. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. (В редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Чрезвычайное происшествие
Также необходимо рассмотреть самый критичный случай — ребенок заболел и нужно обращаться в медицинское учреждение.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ч.1 и ч.7 ст.20:
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, выдаваемое на основании предоставленной медицинским работником информации о целях и методах оказания медицинской помощи, о связанном с этим риске и возможных последствиях. В соответствии с ч.2 ст.20 данного закона, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство несовершеннолетнему лицу дает один из его родителей или иной законный представитель.
А турист без доверенности от родителей не является законным представителем. И решать проблему в медицинском учреждении будет очень сложно, поскольку она связана с ответственностью за жизнь и здоровье ребёнка.
Образец согласия на сопровождение ребенка
Согласно Правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным gриказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, во внутригосударственном сообщении РЖД не допускается проезд детей до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.
Возраст ребенка определяется на день начала поездки. Если в день отправления поезда ребенку исполняется 10 лет, то на него оформляется проездной документ (билет) по тарифу на перевозку детей.
При посадке детей в возрасте до 14 лет в поезда дальнего следования необходимо предъявить подлинник свидетельства о рождении или его нотариально заверенную копию.
В случае оформления проездного документа (билета) ребенку на основании сведений о свидетельстве о рождении и по истечении двух месяцев со дня достижения им возраста 14 лет допускается посадка в поезд при одновременном предъявлении свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ). Указанный порядок распространяет свое действие при проезде граждан РФ во внутригосударственном сообщении в поездах формирования АО «ФПК», за исключением поездок в/из Калининградскую область транзитом через территорию Литовской Республики.
Путешествовать на самолете самостоятельно можно только с 12 лет.
О путешествии на автобусах в российских законах о поездках детей без взрослых ничего не говорится. Компании, занимающиеся междугородними и международными перевозками, устанавливают правила сами. Некоторые разрешают междугородние поездки только детям с 14 лет (получившим паспорт), другие — с шести.
А на вопрос, какие документы необходимо иметь, законодатель определяет наличие у несовершеннолетнего документа, удостоверяющего личность (свидетельство о рождении, паспорт), который необходимо предъявлять сотрудникам правоохранительных органов.
Конечно, в большинстве случаев родители сделают всё, чтобы сопровождать своё несовершеннолетнее чадо в полёте, но жизнь показывает: ситуации бывают разные. Поэтому лучше быть к ним готовыми.
Самостоятельный перелёт ребёнка от 2 до 12 лет (категория «чайлд»)
В этом возрасте дети при необходимости могут совершать перелёты без сопровождения взрослых (думаю, не стоит уточнять, что «инфанты», то есть младенцы от 0 до 2 лет, такой привилегии лишены вовсе). Однако на практике, как утверждают бывалые родители, отправить в полёт ребёнка младше пяти — семи лет практически невозможно: каждый случай рассматривается представителем авиакомпании индивидуально и в зависимости от регламента конкретного перевозчика, и дошколят обычно не пускают в самостоятельные путешествия.
Дети до 12 лет обязательно должны воспользоваться услугой «Организация перевозки несопровождаемого ребёнка под наблюдением перевозчика» (Unaccompanied minor).
Как правило, осуществить покупку билета через системы онлайн-продаж лишь для ребёнка не получится (это касается даже тех случаев, если билеты родителей уже были куплены заранее и впоследствии потребовалось приобрести билет для ребёнка), — придётся обращаться в офис продаж авиакомпании или на стойку авиакомпании в аэропорту. Некоторые АК могут оформить билеты для ребёнка по телефону; иные же перевозчики (например, S7 или многие лоукостеры) вовсе не предоставляют услугу сопровождения и не допускают на борт детей до 12 лет без взрослых. Любую информацию, в которой вы сомневаетесь или которой не можете найти подтверждение в Сети, лучше уточнить звонком на горячую линию.
Позвонить заранее требуется и для того, чтобы узнать наличие мест для несопровождаемых детей на рейсе: на одном самолёте, согласно правилам, не может находиться более четырёх детей, путешествующих самостоятельно. Количество мест может быть уменьшено в том случае, если на рейсе будет находиться несопровождаемый недееспособный ребёнок или пассажир с инвалидностью, так как им требуется особое внимание бортпроводника.
Обычно, когда дело касается путешествия в обществе взрослых, авиакомпании продают билеты категории CH для детей от 2 до 12 лет со скидкой. На юного же соло-путешественника скидки не будет, а в некоторых случаях придётся и доплатить за услугу сопровождения в аэропорту (например, «Аэрофлот» взымает плату в 40 евро за один сегмент полёта).
В данном возрасте также важно, чтобы ребёнок свободно изъяснялся на том языке, на котором говорят стюардессы и сотрудники авиакомпании.
Документы, которые необходимо предоставить для самостоятельно перелёта ребёнка без родителей
- Загранпаспорт и виза (если ребёнок летит в визовую страну) — очевидно.
- Свидетельство о рождении.
- Анкета-заявление и декларация «Об ответственности», которая заполняется и подписывается родителями либо в момент покупки билета, либо в аэропорту на стойке регистрации. В ней будут указаны контактные телефоны родителей и встречающего человека. Необходимо шесть экземпляров (один остаётся у родителей; второй изымается в аэропорту в день вылета; третий передаётся бортпроводнику, ответственному за обслуживание ребёнка на борту; четвёртый получает сотрудник авиакомпании в пункте вылета; пятый — передаётся бортпроводником сотруднику в пункте прилёта; шестой — остаётся у ребёнка).
- Если ребёнок вылетает за границу, необходимо предоставить нотариально заверенное разрешение от обоих родителей.
- Если один из родителей сменил фамилию после развода или после вступления в новый брак, прикладывается также документ о смене фамилии.
- Если ребёнок покидает страну на срок более трёх месяцев, необходимо получить согласие органов опеки.
- В случае усыновления большинство авиакомпаний не требует предоставления подтверждающих документов, так как дети приравниваются к своерождённым, однако этот вопрос лучше уточнять по телефону горячей линии перевозчика.
- Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем, необходимо будет предоставить медицинскую справку о его состоянии.
Провожающими или встречающими на внутренний рейс могут быть не только родители, но и другие родственники, друзья семьи или сотрудники летнего лагеря или школы: главное, чтобы этот человек был занесён в анкету и прибыл в аэропорт с подтверждающими личность документами. В случае перевозки несопровождаемого ребёнка по международному направлению, доставить ребёнка в аэропорт вылета и зарегистрировать его на рейс могут только законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители или представители ребёнка по нотариальной доверенности от законных представителей.
Регистрация несопровождаемого ребёнка может быть осуществлена лишь оффлайн непосредственно в аэропорту. Кстати, провожающему лицу необходимо оставаться в аэропорту непосредственно до момента вылета рейса.
После того как провожающий передаёт ребёнка сотруднику авиакомпании, документы помещаются в специальный пластиковый файл с пометкой UM, который вешается на шею малышу. Сопровождающий провожает ребёнка без очереди через паспортный контроль и на посадку, где передаёт старшему бортпроводнику. Как правило, в полёте «одиноким» ребятишкам уделяется особое внимание — их стараются развлекать, дарят им подарочные наборы, прислушиваются ко всем их просьбам.
После приземления всё повторяется: стюардесса передаёт ребёнка сотруднику аэропорта, тот провожает пассажира через паспортный контроль, приводит к встречающему и проверяет у того документы (личность обязательно должна совпадать с указанной в анкете).
В случае, если встречающий не появляется в аэропорту вовремя, сотрудник аэропорта проводит всё время ожидания с ребёнком.
В декларации «Об ответственности» значится пункт: «В случае, если ребёнка не встретят в аэропорту пункта назначения, я доверяю компании предпринимать действия, необходимые для обеспечения безопасности ребёнка, вплоть до отправки в первоначальный пункт вылета, с возмещением расходов, связанных с такими действиями». Разумеется, без вашего ведома никого никуда не отправят: если встречающая сторона вообще не явится, с вами обязательно свяжутся для обсуждения дальнейших действий (например, сотрудники аэропорта могут даже доставить ребёнка по определённому адресу).
Кстати, если рейс предстоит с пересадкой, в данной услуге и вовсе могут отказать. Впрочем, некоторые авиакомпании позволяют ребёнку путешествовать составным рейсом, но лишь в том случае, если оба рейса обслуживаются той же компанией (не код-шер) и пересадка всего одна. Также это должна быть пересадка только с международного на международный или с внутреннего на внутренний рейсы: транзит, связанный с прохождением пограничных формальностей, запрещён. Во время пересадки ребёнок проводит время в детской комнате.
Самостоятельный перелёт ребёнка от 12 до 18 лет
Начиная с 12 лет подростки уже приравниваются к «взрослым» пассажирам, хотя и находятся ещё в категории «молодые люди». Это значит, что некоторые авиакомпании могут предоставить им льготы: где-то это скидка в 15%, где-то — особый тариф, которым можно воспользоваться до 24 лет; если тинейджер уже является студентом, он может претендовать и на студенческую скидку (обычно для этого требуется международное студенческое удостоверение). Для бронирования также следует обратиться напрямую в офис авиакомпании.
При желании родителей услугу сопровождения можно заказать ребёнку, не достигшему 16 лет.
Также тинейджерам младше 14 лет необходимо иметь при себе свидетельство о рождении. До совершеннолетия путешествующему за границу ребёнку всё ещё придётся предоставлять нотариально заверенное согласие от обоих родителей; до 14 лет в случае заграничной поездки дольше трёх месяцев — согласие органов опеки.
Дети, достигшие возраста в 12 лет, имеют право осуществлять пересадку на другой рейс самостоятельно.
Сейчас заметно ужесточились правила для вывоза детей на экскурсию. Данная статья поможет разобраться во всех правилах и тонкостях. А также поможет выбрать экскурсию, настроить и организовать детей, договорится с родителями.
Педагог на собственном опыте рассказывает об особенностях организации детского выезда, учитывая возрастные и сезонные факторы. Автор затрагивает тему связи с учебно-воспитательным процессом и говорит о том, какие документы нужно собрать.
Как правильно организовать экскурсию
Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.
Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.
Польза от школьных экскурсий затрагивает и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:
- расширение кругозора;
- углубление школьного материала;
- налаживание отношений между учащимися;
- жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
- повышение мотивации к учебе;
- выработка позитивного отношения к школе.
Выбор экскурсии
Педагог имеет право выбрать экскурсию самостоятельно, но лучше сначала посоветоваться с родителями на собрании. В начале года я сразу говорила, куда бы хотела свозить детей, и оценивала реакцию родителей. Особенно осторожно нужно быть, предлагая массовый выезд за границу – это не всем может быть по карману. Но ведь наша задача охватить как можно больше учащихся, а не ехать с маленькой группкой. Так что нужно выяснить вопросы платежеспособности родителей заранее. Я обычно задавала вопросы так: «кто поддерживает идею выезда?» и «кто точно не поедет по каким-либо причинам?».
Может, кто-то из родителей подаст вам интересную идею. К тому же, среди них могут быть работники музеев, галерей и заводов, где проводятся экскурсии. Возможно, имеются представители интересных профессий, и кто-то даже сам захочет рассказать о ней детям и показать место работы.
СОВЕТ: Попробуйте сразу найти себе помощников среди родителей для решения организационных вопросов. Спросите, кто мог бы заняться автобусом, связаться с турфирмой. Может кто-то сможет взять на себя питание в поездке или фотосъемку.
С детьми лучше тоже обсудить, что им будет интересно. Я иногда зачитывала ребятам вслух предложения турфирм, и мы вместе обсуждали варианты.
Экскурсия должна быть в радость, а не очередным скучным выездом «потому что так надо». Думайте не только о пользе детям в плане знаний и опыта, но и о впечатлениях, которые учащиеся привезут с экскурсии и сохранят на всю жизнь. В моей деятельности были по-настоящему скучные познавательные экскурсии. А были почти бесполезные, но у детей так горели глаза, они так искренне радовались, что это было оправдано.
Возрастной фактор
Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.
Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.
Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада. Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.
Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.
Сезонный фактор
Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.
Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек. В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы и другие места по желанию.
Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.
Связь с учебно-воспитательным процессом
Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?
Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:
- патриотическое воспитание учащихся;
- расширение знаний о мире, других странах;
- повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
- воспитание любви к искусству;
- расширение знаний об экологии вашего города и мира;
- развитие экономической грамотности;
- расширение исторических знаний;
- изучение природы;
- расширение познаний в области географии.
В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:
- места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
- строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
- природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
- заводы, фабрики и производства;
- храмы и церкви;
- музеи, галереи, выставки;
Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.
С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.
Какие вопросы обсудить перед экскурсией
Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.
Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.
Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.
Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.
СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала.
Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть его всем вместе через несколько лет на выпускном.
С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует вести себя в автобусе. Уведомите детей, что в транспорте:
- запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
- есть во время движения автобуса;
- громко общаться, кричать;
- кидать мусор;
- портить кресла, ремни и другие детали автобуса;
- если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.
Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины.
Транспорт для экскурсии
Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:
- исправные ремни безопасности;
- световая и звуковая сигнализация;
- наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
- присутствие дополнительных камер и зеркал;
- автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
- наличие тахографа;
- навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- наличие двух огнетушителей и трех аптечек;
- присутствие знаков «дети»;
- действующие противооткатные упоры.
Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.
Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.
Требования при проведении экскурсии
Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились.
- На один автобус предполагается количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих.
- Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение.
- После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
- Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
- Скорость не должна превышать 60 км/ч.
- У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
- Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
- На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
- Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума.
- В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
- Если в пути возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.
Документы для экскурсии
К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:
- Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
- Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
- Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
- Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
- Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.
ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками.
- Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
- Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
- Сведения о медработнике, копия его лицензии.
- Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
- У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.
Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.
После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.
Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»
Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.