Skip to content

Справочник законника

  • Карта сайта

Как отказаться от ПМПК?

07.09.2020 by admin

От мамы к маме передаются истории о том, как её абсолютно нормального ребёнка заставили пройти комиссию, которая его «забраковала» и отправила в коррекционную школу или «вывела» на надомное обучение. Эти рассказы больше напоминают страшилки.

О мифах и правде про ПМПК корреспондент «ВР»» побеседовала с руководителем территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Еленой Ледяевой.

– Елена Павловна, так почему всё-таки родители боятся прохождения детьми этой комиссии?

– Так было всегда, и не только у нас. К сожалению, родители, приводя ребёнка на комиссию, часто не готовы услышать, что у него есть проблемы. Им сложно принять, что ребёнка придётся лечить, обучать по специальным адаптированным образовательным программам, посещать занятия логопедов, дефектологов, тифло- или сурдопедагогов и т.д. Многие мамы и папы не хотят понять результат комиссии, а то и просто боятся взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего сына или дочери. Ведь проще думать, что у ребёнка нет проблем, что он ещё маленький, что не тот учитель учит, либо воспитатель «придирается», всё пройдёт само собой, и что эти «проблемки» временные. Но комиссия – это межведомственный коллектив специалистов, педагогов и врачей, имеющих специальное образование, стаж и опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Все специалисты ТПМПК имеют высшую и первую категории.

– Могут ли родители отказаться от прохождения комиссии их ребёнком?

– Конечно, обращение в ПМПК носит заявительный характер, заставить родителя против воли привести ребёнка никто не имеет права. Даже если комиссия пройдена, её результат выдаётся на руки родителям (законным представителям), а уж они сами решают, передавать заключение в образовательное учреждение или нет. Только родители могут решить, в какой форме будет получать образование их дитя: инклюзивно – в обычном классе, интегрировано – в отдельном классе (например, для детей с задержкой психического развития), в общеобразовательной школе либо в коррекционной. Или вообще в форме семейного образования.

Выбор и окончательное решение всегда остаётся за родителями.

– Скажите, на комиссию могут направлять любого ребёнка?

– Есть чёткое определение для тех детей, которым могут порекомендовать пройти ПМПК – это прежде всего дети, испытывающие трудности в освоении программы, либо проблемы в своём развитии и адаптации. Если говорить о школьниках, то инициировать направление на комиссию можно только при условии, что у ребёнка есть академическая задолженность. Например, двойки в четверти или за год, системная неуспеваемость как по одному предмету, так и по нескольким. При этом не учитываются ситуации, когда эта неуспеваемость обусловлена отсутствием интереса у ребёнка. Как правило, ПМПК предлагают пройти детям, у которых на это есть клинические показания, затрудняющие освоение образовательной программы: детям при оформлении или переосвидетельствовании инвалидности.

– Кто может инициировать прохождение комиссии?

– Из личного опыта работы могу сказать, что проблемы развития у ребёнка начинаются далеко не в школе. Поэтому сейчас основной акцент делается на раннюю диагностику у детей от рождения до трёх лет. В таких случаях рекомендацию на прохождение ПМПК могут дать доктора, которые наблюдают малыша: невролог, педиатр, отоларинголог, офтальмолог, кардиолог и другие. Предложить родителям обследовать может воспитатель в детском саду либо учитель в школе, если ребёнок затрудняется или не осваивает основную образовательную программу. Сами родители тоже могут быть инициаторами прохождения ПМПК, если считают, что у их малыша есть проблемы в развитии или освоении школьной программы.

– Известно, что с каждым годом становится всё больше проблемных детей. С чем это связано?

– К сожалению, это так. Ежегодно количество обращений увеличивается. Изучение данного вопроса показывает, что одной из причин является улучшение демографической ситуации в стране – детей стало больше, но в то же время увеличилось и число тех, кто нуждается в специальной помощи в обучении и воспитании. И, конечно, здесь тоже много слухов. Например, некоторые родители ошибочно считают, что так много детей проходят ПМПК потому, что педагогам надо выполнить некий план, или что сильно завышены требования к успеваемости учащихся. Или от ребёнка хотят избавиться по разным причинам, начиная с того, что так прикрывается непрофессионализм педагога, и заканчивая тем, что на его место в школе или саду есть более «выгодный» ребёнок. С этим я не согласна.

– Как проверяется обоснованность рекомендации по прохождению комиссии?

– Если, например, учитель даёт такую рекомендацию, то он должен инициировать обследование ребёнка на психолого-медико-педагогическом консилиуме самой школы, а воспитатель – в детском саду. В состав консилиума во всех образовательных учреждениях входят учитель-логопед, педагог-психолог, а если есть, то и учителя-дефектологи, и сам инициатор. Специалисты проводят предварительную диагностику и дают заключение. Если клинических показаний на прохождение ПМПК не выявлено, а неуспеваемость ребёнка связана с несложившимися отношениями или школьной дезадаптацией, тогда ребёнку просто порекомендуют занятия с педагогом-психологом в школе или посещение семейного психотерапевта.

– Если на родителей оказывают давление, заставляя отвести ребёнка на ПМПК, что им делать?

– В первую очередь, попытаться решить вопрос с администрацией учреждения. А уже потом, если ситуация не изменилась, обратиться в вышестоящие инстанции, например, управление образования, прийти к нам на комиссию, проконсультироваться. Это самые правильные решения.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 г.

Регистрационный N 30242

В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) и подпунктом 5.2.67 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4.Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее — протокол).

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это словосочетание наводит ужас на родителей детей-школьников и дошкольников. Из уст в уста передаются истории о том, как чьего-то абсолютно нормального ребенка заставили пройти комиссию, которая его «забраковала» и отправила в коррекционную школу. Вариаций на тему причины таких действий множество: начиная от того, что педагог просто невзлюбил ребенка, заканчивая тем, что так «освобождаются» места в некоторых статусных учреждениях образования. О мифах и правде про ПМПК корреспондент «НГ» поговорил с начальником отдела по организации работы психолого-медико-педагогической комиссии Натальей Хоманько.

— Почему сургутские родители так боятся ПМПК?

— Так было всегда. Родители, приводя ребенка на комиссию, часто не всегда готовы услышать, что у него есть проблемы. Им сложно принять, что придется его лечить, обучать по спецпрограммам, посещать занятия со специалистами. Многие просто не готовы принять и понять результат комиссии, взять на себя ответсвенность за дальнейшую судьбу ребенка. Ведь проще услышать, что у него нет проблем, что все пройдет само собой, и это все временно. Но так бывает очень и очень редко.

— Могут ли родители отказаться от прохождения комиссии их ребенком?

— Конечно, обращение к нам носит заявительный характер,

заставить родителя против воли привести ребенка на ПМПК никто не имеет права.

Даже если комиссия пройдена, ее результат выдается на руки маме и папе, а уж они сами решают, передавать заключение в образовательное учреждение или нет. Также только они могут решить, в какой форме будет получать образование их ребенок: инклюзивно — в обычном классе, интегрированно — в отдельном классе (например, для детей с задержкой психического развития), в общеобразовательной школе, либо в отдельной образовательной организации – коррекционной школе. Или вообще в форме семейного образования. В общем, выбор и окончательное решение всегда за родителями.

— На комиссию могут предложить отправить любого ребенка?

— У нас есть четкое определение для тех детей, которым могут порекомендовать пройти ПМПК — это дети, испытывающие трудности в освоении программы, либо в своем развитии и адаптации. То есть, если мы говорим о школьниках, то инициировать направление на комиссию можно только при условии, что у ребенка есть академическая задолженность. Например, двойки в четверти или за год, имеется системная неуспеваемость как по одному предмету, так и по нескольким. При этом тут не учитываются случаи, когда неуспеваемость по конкретному предмету обусловлена отсутсвием интереса у ребенка. Как правило, ПМПК предлагают пройти детям, у которых на это есть клинические показания.

— Кто может инициировать прохождение ПМПК?

— По опыту могу сказать, что проблемы развития у ребенка начинаются далеко не в школе. Поэтому сейчас основной акцент делается на ранюю диагностику у детей от рождения до трех лет. В таком случае могут дать рекомендацию на прохождение ПМПК доктора, которые ведут малыша — невролог, педиатр, отоларинголог, офтальмолог. Также предложить родителям отвести ребенка на комиссию могут воспитатель в детском саду, или учитель. Даже сами родители могут прийти к нам, если считают, что у их детей есть проблемы.

— Известно, что с каждым годом становится все больше детей, проходящих ПМПК. С чем это связано?

— Это так. И самый ощутимый скачок был в прошлом году. Для сравнения, в 2015-м комиссию прошли 1533 ребенка, а в 2016 – 2592. И ежегодно количество обращений увеличивается. Но могу уверенно сказать, что

это связано с тем, что улучшилась демографическая ситуация в стране – детей стало больше, а не с иными факторами.

— Какими факторами?

— Вокруг ПМПК ходит множество слухов и заблуждений. Например, некоторые родители ошибочно считают, что так много детей проходят ПМПК потому, что педагогам надо выполнить некий план, или сильно завысились требования к успеваемости учащихся. Или от ребенка хотят избавиться по разным причинам, начиная от того, что так прикрывается непрофессионализм педагога, заканчивая тем, что на его место в школе или саду есть более «выгодный» ребенок.

— Обоснованность рекомендации по прохождению комиссии как-то проверяется?

— Конечно, если, например, учитель дает такую рекомендацию, то он должен для начала инициировать обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом консилиуме самой школы. В состав консилиума во всех образовательных учреждениях входят логопед, психолог, если есть, то дефектологи, сам инициатор. Эти специалисты проводят предварительную диагностику и делают заключение. Если клинических показаний на прохождение ПМПК не выявлено, а неуспеваемость ребенка связана с несложившимися межличностными отношениями, например, или школьной дезадаптацией, тогда такому ребенку просто порекомендуют занятия с педагогом-психологом в школе, или посещение семейного психотерапевта.

— Если на родителей оказывают давление, заставляя отвести ребенка на ПМПК, что им делать?

— В первую очередь попытаться решить вопрос с администрацией учреждения. А уже потом, если ситуация не изменилась, обратиться в вышестоящие инстанции, например, департамент образования Администрации города.

Видеозапись онлайн-конференции с Натальей Хоманько смотрите .

Поздно… Страшное слово. К сожалению, нам, специалистам психолого-медико-педагогической комиссии, употреблять его приходится довольно часто. Потому что почти каждую неделю к нам приходит такой ребёнок, помочь которому мы уже не в силах, так как уже слишком поздно. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить жизнь ребёнка и его учёбу к лучшему.

Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители и педагоги не видят трудностей, не замечают того, что с учёбой, с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь?

Как правило, первыми обращают внимание на неполадки в детском развитии педагоги, работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё же не в силах. И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения: родители «проблемного» ребёнка отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае, а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню (учителя просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают ситуацию на самотёк), либо начинается «война не на жизнь, а на смерть» между школой и родителями с целью доказать друг другу свою правоту.

Может быть, для кого-то это будет откровением, но я скажу: большинство родителей прекрасно видят такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.

Причин этому может быть огромное множество. Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).

Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.

А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать, прикладывать усилия, надеясь, что «само рассосётся» (потому что это требует довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и иногда материальных затрат).

Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?

Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам учеников, как на самом деле у тех обстоят дела с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают. Поэтому повторю ещё раз: пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ученикам в том или ином классе), и с системой оценивания (за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

Кроме того, необходимо объективно оценивать успехи ребёнка. Нередко учителя (особенно в начальных классах) завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание») или просто «жалея» его. В результате происходит примерно следующее. Ребёнок, вопреки ожиданиям, далеко не всегда стремится преодолевать появляющиеся перед ним новые учебные трудности, т.к. полученная им «тройка» вместо заслуженной «двойки» отнюдь не заставляет прикладывать дополнительные усилия. А родители, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, тем более не испытывают беспокойства, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их чадо учится. Как вы думаете, согласятся ли они в этом случае с мыслью, что их ребёнку требуется помощь в виде обследования на ПМПК и смены образовательной программы? Вы бы на их месте согласились?

Поэтому следует избавиться от угрызений совести по поводу того, что вы можете «испортить ребёнку жизнь», если будете говорить вслух о его неуспехах и ставить ему те отметки, которых заслуживают его работы. Посудите сами: если врач уверяет вас, что вы здоровы и не предпринимает никаких действий, чтобы назначить вам лечение, несмотря на то, что вы чувствуете себя плохо и все анализы указывают на болезнь, это ведь не говорит о его профессионализме и не является качественной помощью для вас, верно?

Поэтому не твердите упрямо себе и родителям «no problem!», а лучше покажите возможные пути выхода из неблагоприятной ситуации с учёбой. Как раз это и будет способствовать тому, что ребёнок справится с трудностями и сможет впоследствии найти своё место в жизни. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов, что всё наладится.

Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении учебной программы, родителям помогает присутствие на некоторых уроках. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

Предвидя возражения педагогов, сразу скажу: да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой учится ребёнок, его возможностям и способностям. Кстати, говорить об этом надо не ребёнку, а его родителям, и, что тоже важно, не в его присутствии. Отдельно напомню (на всякий случай, вдруг кто забыл?), что очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте ответственность с родителями неуспевающего ученика, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

В-третьих, необходимо дать родителям полную и достоверную информацию о ПМПК, процедуре обследования и перспективах после его прохождения. Очень многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то (как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети, прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования становится для них невозможным.

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. К слову, в настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Суд признал недействительным односторонний акт выполненных работ
  • Указанно или указано?
  • Нормы вылова рыбы в ХМАО
  • УДО по статье 159 часть 3
  • Перевозка двух квадроциклов

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Справочник законника | WordPress Theme by Superb Themes