Изучение почерка в криминалистике
Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.
В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:
а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;
б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.
Содержание
- Свойства почерка
- Судебное почерковедение
- Общие признаки почерка
- Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
- Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
- Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
- Размер интервалов между строками
- Размер интервалов между словами
- Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).
- Направление линии письма в строке
- Форма линии письма в строке
- Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
- Положение знаков переноса
- Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
- Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
- Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
- Частные признаки почерка
- Сложность движений (строение) при выполнении букв
- Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
- Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
- Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
- Относительное размещение движений
- Смотри также
- Скачать
- Дополнительная литература
Свойства почерка
К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка — это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.
Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:
а) анатомические особенности пишущего — строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;
б) психофизиологические особенности — восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.
К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16—17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.
Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.
На изменение почерка влияют следующие факторы:
• естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;
• искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица;
• патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);
• вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.
Избирательная изменчивость— это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:
- закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
- закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.
История судебного почерковедения
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.
Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.
Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.
Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).
История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина «почерковедение». Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».
Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.
Методы почерковедения
- Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.
- Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
- Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).
Система почерковедения
- Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
- Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Классификация объектов исследования почерка
— по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;
— по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4—10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1—7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;
— по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.
Общие признаки почерка
Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.
Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются
Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга
Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:
- заголовков и обращений:
|
||
---|---|---|
В начале текста | На вышележащей строке | На расстоянии от текста |
![]() |
![]() |
![]() |
В центре листа бумаги | В левом углу листа бумаги | В правом углу листа бумаги |
![]() |
![]() |
![]() |
- даты:
|
|||
---|---|---|---|
Над текстом | Под текстом | На вышележащей строке | На нижележащей строке |
![]() |
![]() |
||
На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу | В правом углу |
- подписи:
|
|||
---|---|---|---|
На нижележащей строке | На некотором расстоянии от текста | В центре | В левом углу |
В правом углу | Параллельно горизонтальному срезу | В поднимающемся положении | В опускающемся положении |
- взаиморасположению подписи и даты:
|
||
---|---|---|
Выше | Ниже | Слева |
Справа | На одном уровне | Непосредственно под датой |
Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление
Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.
|
||
---|---|---|
Левое | Правое | Левое и правое |
|
||
---|---|---|
Прямоугольная | Трапецивидная (левонаклонная) | Трапецивидная (правонаклонная) |
Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см.
Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.
|
|||
---|---|---|---|
Прямолинейная | Дугообразная | Ломаная (ступенчатая) | Извилистая |
Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.
Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»
Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.
|
|||
---|---|---|---|
Большой (более 3 см) | Средний (от 2 до 3 см) | Малый (не более 2 см) | Смешанный |
Размер интервалов между строками
Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.
Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — более двойной высоты строчной буквы; средний — равен двойной высоте буквы; малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.
Размер интервалов между словами
Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — более ширины двух букв; средний — равен ширине одной-двух букв; малый — менее ширины одной буквы; смешанный.
Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).
Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.
|
|||
---|---|---|---|
Над строкой | Под строкой | Совмещено со строкой | Смешанное |
Направление линии письма в строке
Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.
|
||||
---|---|---|---|---|
Горизонтальное | Поднимающееся | Опускающееся | Смешанное | С загибающимися вниз строками |
Форма линии письма в строке
Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).
|
||
---|---|---|
Прямолинейная | Дуговая выгнутая | Дуговая вогнутая |
Извилистая | Ступенчатая | Смешанная |
Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма
Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.
|
|||
---|---|---|---|
Большой | Средний | Малый | Смешанный |
|
|||
---|---|---|---|
На линии письма | Выше линии письма | Ниже линии письма | Смешанный |
Положение знаков переноса
Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.
|
|||
---|---|---|---|
На линии строки | Выше линии строки | Ниже линии строки | Параллельно линии строки |
Опускающееся | Поднимающееся | Смешанное | |
Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
Выработанность почерка
Выработанность почерка — это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными — ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.
- Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:
а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;
б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.
- Средневыработанный почерк — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
- Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.
Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.
Темп движений при письме
Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть — замедленным, ускоренным и неравномерным.
Координация движений
Координация движений — это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:
а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;
б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.
Строение почерка
Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.
Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории
Преобладающая форма движений.
Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.
Преобладающее направление движений
Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).
Наклон
Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный
Размер почерка
Размер почерка — протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой — более 4 мм; средний — от 2 до 4 мм; малый — до 2 мм; смешанный.
Разгон почерка
Разгон почерка — это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.
При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.
Степень связности
Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах; большая— когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать — все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).
Степень и характер нажима
Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.
|
|||
---|---|---|---|
Слабый | Средний | Сильный | Смешанный |
Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.
Частные признаки почерка
Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.
Сложность движений (строение) при выполнении букв
Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.
Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов
Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.
Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.
Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.
В заключении эксперта исследователь обязан не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков. Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т.д.
Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учетом формы движений при выполнении определенных элементов.
Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. Например: «…установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяженности движений при выполнении:
а) по вертикали буквы «з” — больше других букв, буквы «о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы «д” — в 2 раза больше строчного элемента;
б) по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы «т” — в 2 раза меньше ширины буквы…» и т.д.
Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов
В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный и интервальный.
Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов
Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.
Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках
Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.
Относительное размещение движений
Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.
Смотри также
- Почерковедческая экспертиза
- Письменная речь
Скачать
Дополнительная литература
- Почерковедческая экспертиза: учебник
Одним из видов криминалистического исследования письма в целях идентификации личности является криминалистическое почерковедение.
Письмо — это средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности).
В письме различаются смысловая и графическая стороны. К смыс-ловой стороне относятся содержание, стиль, манера изложения, лексика и другие особенности, а к графической стороне относится почерк (система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков).
Систематические упражнения в начертании букв приводят к выработке и закреплению у обучающихся следующих письменно- двигательных навыков (т.е. умения фиксировать мысль в рукописи с помощью специально приспособленных для этой цели системы движений):
технических навыков (держание пишущего прибора, расположение листа бумаги, посадка человека при письме);
графических навыков (воспроизведение письменных знаков);
навыков письменной речи (определение буквенного состава слов, словарный состав и т.д.).
Для идентификации пишущего по почерку наибольшее значение имеют графические и технические навыки, в силу их яркой выраженности, значительной устойчивости и индивидуальности. Присущая каждому пишущему индивидуальная и динамическая устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях, называется почерком данного лица.
Если в условиях письма возникает какое-либо новое, непривычное обстоятельство, почерк перестраивается, приспосабливаясь к изменившейся обстановке. Причинами такой перестройки могут быть:
непривычные внешние условия письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор);
нарушение функций кожно-мышечного или нервного аппарата (травма руки, болезнь глаз, нервное заболевание и т.д.);
необычное психическое и физиологическое состояние пишущего (возбуждение, опьянение и т.п.);
специальная целевая установка (искажение (маскировка) письма, подражание письму другого (имитация)).
Известны три основных способа умышленного искажения (маскировки) почерка: скорописный, печатными буквами и левой рукой.
Признаки, характеризующие двигательно-начертательную сторону письменной речи, делятся на общие и частные.
Под общими признаками понимается отображение в рукописи информации об общих свойствах письменно двигательного навыка, проявляющихся в целостной системе письменных движений.
К частным признакам, характеризующим отдельные стороны, особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся при выполнении отдельных букв и их сочетаний, относятся:
1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию движений:
а) относительное размещение заголовков, обращений, дат, резолюций;
б) наличие, ширина, форма и направление линии поля;
в) размер интервала между абзацами, строками, предложениями, словами и буквами;
г) форма и направление линии основания строк (линии письма) и др.
Признаки, отражающие степень и характер сформированно- сти письменно двигательного навыка:
а) степень выработанности движений (рис. 14.1);
б) общая сложность движений (рис. 14.2).
Признаки, отражающие структурные характеристики движений по их траектории (рис. 14.3);
а) общая протяженность движений по горизонтали (разгон) (рис. 14.4);
б) степень непрерывности движений (рис. 14.5);
в) общее направление сгибательных движений (общий наклон движений) (рис. 14.6);
г) степень и характер затрачиваемых усилий в процессе сгибатель- норазгибательных движений (степень и характер нажима).
По сравнению с общими частные признаки почерка более устойчивы и труднее поддаются умышленным искажениям. Кроме
Рис. 14.1. Степень выработанности почерка:
А — высоковыработанный; Б — средний по степени выработанности;
В — маловыработанный
14.2. Сложность почерка: А — простой; Б — упрощенный; В — усложненный» />
Рис. 14.2. Сложность почерка:
А — простой; Б — упрощенный; В — усложненный
Рис. 14.3. Размер букв почерка:
А — большой; Б — средний; В — малый
того, в частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно двигательного навыка, поэтому частные признаки особенно ценны для идентификации.
К наиболее характерным частным признакам почерка относятся:
структурная сложность движений при выполнении отдельных письменных знаков;
форма движений при выполнении букв и их элементов;
форма движений при соединении букв и их элементов;
направление движений при выполнении букв и их элементов;
относительное направление сгибательных движений (соотношение наклона);
относительная протяженность движений по вертикали;
относительная протяженность движений по горизонтали;
вид соединения движений;
количество движений;
последовательность движений;
относительное размещение движений по вертикали и горизонтали при выполнении письменных знаков и их элементов;
Рис. 14.4. Разгон почерка:
А — почерк сжатый; Б — почерк средний по разгону; В — почерк
размашистый
Рис. 14.5. Связность почерка:
А — высокосвязный; Б — средний по степени связанности; В —
отрывистый
Рис. 14.6. Наклон букв почерка:
А — прямой; Б — правонаклонный; В — левонаклонный
относительное размещение точек начала (окончания) движений и соединений (пересечений) движений при выполнении письменных знаков и их элементов.
Подпись — особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостове- рительное назначение. Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит только из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и без буквенных элементов. Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные, усложненные — при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключительной части подписи — росчерк.
К графическим признакам подписи относятся:
росчерк — направление заключительного штриха;
соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;
гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;
положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге (топографический признак).
Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом. Видами автоподлога являются:
искажение признаков подписного почерка;
обводка подписи карандашом или чернилами;
выработка нового варианта подписи.
Почерковедческая экспертиза — вид криминалистической экспертизы, предметом которой служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей. Эта экспертиза решает идентификационные и диагностические задачи:
Кем из числа проверяемых лиц выполнен рукописный текст (фрагмент текста, запись, подпись и пр.) в исследуемом документе?
Одним или разными лицами выполнены рукописные тексты (фрагменты текста, записи, подписи и пр.) в исследуемых документах?
Лицом какого пола выполнен текст?
К какой возрастной группе относится исполнитель рукописного текста исследуемого документа?
При каком психофизиологическом состоянии писавшего (нормальном, болезненном, возбужденном, в состоянии аффекта, физической усталости, алкогольного или наркотического опьянения и пр.) выполнен рукописный текст документа?
В какой позе писавшего (стоя, сидя, лежа и пр.) выполнена исследуемая рукопись?
Не выполнен ли текст (подпись, запись и пр.) с подражанием почерку конкретного лица?
Не выполнен ли рукописный текст (подпись и пр.) намеренно измененным почерком?
Не выполнен ли рукописный текст (подпись) непривычно пишущей ручкой и какой именно?
Какова давность выполнения исследуемой рукописи?
Одновременно или с разрывом во времени выполнены фрагменты исследуемой рукописи?
Пригодна ли подпись (запись, надпись) для идентификации личности?
Объектами почерковедческого исследования являются различные рукописи, тексты, записи (надписи), подписи, выполненные неизвестными (устанавливаемыми) лицами и образцы — рукописи, выполненные известными (проверяемыми) лицами и отобранные в качестве материала.
Помимо рукописи, исполнитель которой должен быть установлен, на экспертизу представляют следующие образцы почерка предполагаемых исполнителей: свободный (рукопись выполнена до возбуждения уголовного дела, вне связи с расследуемым событием), условно-свободный (рукопись выполнена после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы), экспериментальный (рукописи заранее определенного содержания, выполненные по предложению следователя предполагаемым исполнителем специально для экспертизы).
Криминалистика
Справочник криминалиста
Судебная медицина
Курс судебной медицины
Оперативно розыскная деятельность
Основы ОРД
Криминология
Курс криминологии
Право охранительные органы
Органы и судебная система
Одним из обязательных этапов почерковедческого исследования является изучение рукописи с целью проверки, не выполнена ли она в необычных условиях. Под необычными условиями выполнения рукописи принято понимать «естественные», не зависящие от желания пишущего, обстоятельства и «искусственные», связанные с желанием пишущего специально внести изменения в свои почерк с целью его маскировки.
Изучение рукописи на необычность выполнения необходимо эксперту для правильной и всесторонней оценки признаков письма, их устойчивости и изменяемости. А это, в свою очередь, зависит от знания им признаков, свидетельствующих о необычных условиях письма, влияния различных так называемых «сбивающих» обстоятельств на процесс письма. Обстоятельства, вызывающие нарушение привычного процесса письма, называются «сбивающими».
Почерк каждого пишущего характеризуется определенной степенью автоматизации движений. Конкретные изменения, наступающие в почерке, зависят от влияния различных внешних причин и внутреннего состояния пишущего. Более всего «сбивающие» обстоятельства сказываются на координации движений. Они по-разному нарушают процесс письма и по- разному изменяют те или иные свойства почерка. Иначе говоря, «сбивающие» обстоятельства имеют избирательное влияние на почерк.
Круг обстоятельств, влияющих на почерк, очень велик. К «сбивающим» факторам «естественного» порядка относятся:
1) необычная внешняя обстановка письма (измененная поза, необычный материал письма, непривычный пишущий прибор, недостаточное освещение);
2) внутреннее состояние пишущего (возрастные изменения, черепно- мозговые травмы, функциональные состояния—возбуждение, заторможенность, утомление, опьянение, ухудшение или утрата зрения; изменения письма в условиях орбитальных космических полетов);
3) непривычная установка пишущего, не связанная с желанием изменить свой почерк (старательное, медленное или быстрое письмо).
Перечисленные «сбивающие» обстоятельства по-разному влияют на механизм письма.
Изменение внешней обстановки письма требует от исполнителя рукописи приспособить механизм письма к необычным условиям, т. е. перестроить его. Автоматизм движения, естественно, снижается, а сознательный зрительный контроль за движением повышается. Это в свою очередь ведет к тому, что координация движений нарушается, их согласованность становится неточной.
Следует помнить, что у людей, обладающих высоковыработанным почерком, приспособительные возможности очень велики, отсюда и изменения в почерке у них незначительны. В маловыработанных почерках «сбивающие» факторы вызывают большие изменения. Нарушения признаков почерка чаще проявляются в разгибательных движениях (снизу вверх, слева направо).
Какие же конкретные изменения в почерке пишущего вызывает необычная внешняя обстановка письма?
Общие признаки. Наибольшей устойчивостью обладает степень выработанности. Однако изменению подвергаются ее показатели — координация движений и темп письма. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв. Темп письма несколько снижается, что делает почерк менее стройным и четким.
Структурная сложность движений (строение почерка) имеет тенденцию к упрощению строений букв. Новых вариантов письменных знаков не встречается. Форма и направление движений обычно остаются такими же. Изменения происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений. Направление сгибательных движений (наклон), как правило, не изменяется. Незначительное отклонение связано с вариационностью этого признака у некоторых пишущих, а также с хорошей приспособляемостью к письму при различных внешних условиях.
Протяженность движений по вертикали и горизонтали (размер и разгон почерка) в измененных внешних условиях становится неустойчивой. В большинстве случаев происходит их увеличение. Связность в зависимости от влияния конкретной причины на процесс письма становится также неустойчивой. Так, в случае изменения позы наблюдается увеличение связности, а при письме на необычном материале—уменьшение.
Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений, в силу хорошего сохранения зрительного контроля. Некоторые изменения этой группы признаков (интервалы между строками, направление линии строк, форма линии строк) происходят в случаях выполнения текстов при плохом освещении и в темноте.
Распределение усилий при письме (нажим), как правило, является неустойчивым; нажим увеличивается при письме на материалах с неровной поверхностью и уменьшается при письме в случае использования необычного пишущего прибора.
Частные признаки. Наибольшим изменением подвергаются такие признаки, как строение букв, протяженность движений, вид соединения и количество движений при выполнении букв и их элементов. Другие признаки — форма движений при выполнении и соединении букв, направление движений и относительное направление сгибательных движений, последовательность движений, относительное размещение точки начала движений при выполнении письменных знаков и их элементов — существенных изменений не претерпевают.
Изменения внутреннего состояния пишущего также обусловливают нарушения самого механизма письма. Изменения почерка бывают различными и зависят от состояния пишущего. При этом эксперту следует обращать внимание на такие признаки, которые становятся устойчивыми в результате стабилизации состояния пишущего. Так, у лиц с различными психическими заболеваниями наблюдается устойчивость:
— признаков атаксии (нарушение координации движений, проявляющееся в изломах, извилистости прямолинейных и криволинейных элементов, неустойчивости наклона, размера, разгона почерка, а также пропуски букв, слогов, недописывание и повторение их, неправильное определение буквенного состава слов) — у больных, страдающих прогрессивным параличом, эпилепсией, шизофренией, хроническим алкоголизмом, и у лиц, имеющих травматические повреждения мозга;
— признаков аграфии (полная или частичная потеря способности писать при отсутствии повреждений в двигательном аппарате, выражающаяся в неспособности писать только некоторые буквы и слова до полной потери способности исполнять целиком слова, сохраняя при этом способность выполнять лишь отдельные буквы и элементы букв; аграфия может проявляться также в зеркальном написании букв и слов) — чаще всего у больных, перенесших травму мозга;
— вычурного (усложненного) выполнения букв или элементов букв, подчеркивания, иллюстраций чертежами — у лиц, страдающих шизофренией;
— изменений степени выработанности — прежде всего у лиц преклонного возраста. При этом нарушается точность в основном разгибательных движений, темп письма замедляется.