Изменения природоохранного законодательства с 2019
Продолжается большая реформа природоохранного законодательства. Перечень новых законов и поправок в действующие нормативно-правовые акты, принятые в последние дни 2017 года, внесли существенные изменения в процесс проведения экологической экспертизы и обращения с отходами. Рассмотрим главные изменения в экологическом законодательстве 2018 года, о которых необходимо знать, чтобы избежать штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.
Содержание
- Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ
- Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
- Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»
Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ
Этот закон внес изменения в ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с этими изменениями, объекты капитального строительства I категории и предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в воздух, получили год отсрочки на проведение экологической экспертизы проектной документации и разработку обоснования для получения экологического разрешения.
До принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ все компании, осуществляющие хозяйственную и производственную деятельность, связанную с загрязнением атмосферы, должны были до 1 января 2018 года установить системы измерения и учета выбросов в воздух вредных веществ. Этот закон касался в первую очередь стационарных источников загрязнения атмосферы — газодобывающих компаний, нефтеперерабатывающих комплексов, предприятий, производящих минеральные удобрения и т. д. В соответствии с принятыми изменениями, срок установки специального оборудования для учета выбросов отложился до 1 января 2019 года.
— Реклама —
Еще одно изменение — отмена обязательного проведения экологической экспертизы при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В соответствии с новым законом отменено требование передачи документов на экологическую экспертизу федерального и регионального уровня при планировании капитального ремонта.
Федеральный закон от 30.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Этот законодательный акт меняет правила регулирующие оборот отходов на предприятиях и обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Также был изменен порядок расчета суммы экологических платежей, которые предприятие вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду.
Главное нововведение касается компаний, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса. Теперь можно получить лицензию на обращение сразу группы или подгруппы отходов, а не на один конкретный вид. Кроме того, принятый закон по-новому трактует термин «сбор отходов». Под эту категорию теперь подпадают только предприятия, занимающиеся обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.
Федеральный закон N 503-ФЗ возлагает новые обязательства на органы местного самоуправления, которые теперь занимаются размещением площадок накопления ТКО. Также местные власти обязаны вести общий реестр всех мест накопления твердых коммунальных отходов. В этом документе указывается место расположения, информация о собственниках, общие технические характеристик ТКО и перечень источников отходов, которые используют площадку для складирования своих отходов.
В соответствии с ФЗ N 503 платежи за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не взимаются.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
В этом распоряжении приводится перечень товаров и материалов для упаковки выпускаемой продукции, которые подлежат обязательной утилизации. Всем товарам присваивается код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008) и код по ТН ВЭД ЕАЭС.
Если нормативы по утилизации выпущенных товаров и упаковки предприятием не выполняются, начисляется экологический сбор. Сумма этого платежа должна соответствовать расходам на создание мощностей по утилизации товаров и упаковки.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2017 N 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
Этим постановлением устанавливаются ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Ставка для каждого водного объекта определяется в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Постановление вступило в силу с 1 января 2018 г.
Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»
В соответствии с этим приказом, каждый гражданин РФ, достигший совершеннолетия, может оказывать надзорным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды. Приказ устанавливает порядок организации деятельности инспекторов и регламентирует особенности их взаимодействия с государственными органами экологического надзора.
Чтобы стать общественными инспектором, достаточно подать соответствующее заявление в территориальные органы Росприроднадзора, Рослесхоза или в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый общественный инспектор получает соответствующее удостоверение, которое действительно в течение года. На основании этого удостоверения он может заниматься природоохранной деятельностью самостоятельно или совместно с общественными организациями и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В рамках реализуемой реформы природоохранного законодательства, каждый природопользователь должен внимательно следить за новыми законами и постановлениями, а также изменениями в действующих нормативно-правовых актах. Это позволит сохранить экологическое благополучие и избежать санкций со стороны государственных надзорных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:
плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;
плательщиками платы при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;
плательщиками платы при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) ТКО – это:
- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
- отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен с 01.01.2018.
Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» применяются до 01.01.2018 (пункт 7 статьи 23 Федерального закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ)).
Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ установлено, что расходы на плату при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена пунктом 10, устанавливающим, что плата за размещение ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
В отношении отходов производства и потребления платежной базой для исчисления платы является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате (пункт 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.3 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
Ставки платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление № 913).
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы к ставкам такой платы применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Коэффициенты, предусмотренные пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ к ставкам платы за размещение отходов производства и потребления применяются с 01.01.2020 (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ).
С 01.01.2016 до 31.12.2019 к ставкам платы за размещение отходов применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.
Пунктом 2 Постановления № 913 установлено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы применяются с использованием дополнительного коэффициента 2. Указанный коэффициент применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — Места) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р в соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее — Закон № 82-ФЗ).
Вместе с тем Законом № 82-ФЗ не определено, что Места являются особо охраняемыми территориями или объектами.
Наряду с этим, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Закон № 49-ФЗ) территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — территории традиционного природопользования).
Порядок образования территорий традиционного природопользования определен Главой II Закона № 49-ФЗ.
Соответственно, если Места, определённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, расположены в границах территорий, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, в том числе территорий традиционного природопользования, либо объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, то в отношении данных территорий и объектов применяется дополнительный коэффициент 2.
Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год (пункт 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 10 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ установлено, что при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку ее размера в порядке, установленном Правилами № 255.
Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету переплаты в счёт будущего отчётного периода.
Пунктом 36 Правил № 255 предусмотрено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В связи с чем, лица, внесшие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плату, вправе возвратить излишне уплаченную сумму платы или зачесть её в счёт будущего периода.
Решения о зачёте (возврате) принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 48 Правил № 255).
Несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Объекты), в соответствии с Законом № 7-ФЗ (пункт 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).
Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ). Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Государственный учет Объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра Объектов (пункт 3 статьи 69 Закона № 7-ФЗ), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572).
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об Объекте в федеральный или региональные реестры Объектов в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке Объекта на государственный учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного Объекта на государственный учет (пункт 25 Правил № 572).
Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение Объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет Объектов.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на Объектах, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ, выдается свидетельство о постановке на государственный учет Объектов (пункт 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ).
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению платы прекращается после постановки на государственный учет Объекта, которому присвоена IV категория.
Соответственно, за отчетный период, предшествующий постановке на государственный учет Объекта, плата должна быть внесена в полном объеме в установленном порядке.
Декларация о плате представляется ежегодно в срок не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту учета Объекта (Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (далее – Приказ)).
Согласно Приказу декларация о плате представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Представление декларации о плате на бумажном носителе допускается в следующих случаях:
— при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей;
— в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии).
В случае, если Объекты находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько Объектов, то представляется одна декларация о плате.
Раздел 3 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Он заполняется по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.
В случае размещения отходов на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещения отходов размещаются отходы.
Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.
В столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате в строках справочно указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению. При отсутствии фактического количества ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению, в столбце 11 таблицы раздела 3 декларации о плате ставится прочерк.
Раздел 3.1 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение ТКО» заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому Объекту, объекту размещения отходов отдельно.
Согласно пунктам 6-7 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата не взимается. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Вопросы, касающиеся подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов регулируются Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, и Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, при заполнении разделов 3 и 3.1 декларации о плате указываются реквизиты такого решения.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности — на уровень международных стандартов
Баймолдина Зауреш Хамитовна
зам. директора Департамента
нормативно-правового обеспечения
и международного сотрудничества МООС РК,
кандидат юридических наук
Четвертый Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 14 апреля 2006 г.)
Президент страны в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года четко, определенно и по конкретным сферам общественных отношений обозначил приоритеты и пути достижения стратегической и жизненно важной для нашего государства цели по вхождению в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В области охраны окружающей среды поставлена задача по ее реформированию и обеспечению экологической безопасности в соответствии с международными стандартами. При этом Глава государства наметил перспективные и ближайшие меры по выполнению указанного приоритетного направления. В перспективе реализация намеченного направления должна привести к созданию к 2010 году основных экологических стандартов устойчивого развития общества. К ближайшей же мере относится принятие в 2006 году Экологического кодекса, благодаря чему должны быть осуществлены:
1) гармонизация нашего экологического законодательства с передовыми международными актами;
2) переход на новые стандарты;
3) совершенствование системы государственного контроля.
Остановлюсь на этих трех аспектах, которые должны дать новый импульс развитию отечественного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
1. О гармонизации экологического законодательства республики с передовыми международными актами
Для того чтобы Казахстан стал полноправным членом международного сообщества, необходимы адаптация национального законодательства, в том числе экологического, к условиям и требованиям ВТО и ЕС, а также соблюдение международных обязательств. Работа в данном направлении Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан (далее — МООС) ведется уже на протяжении нескольких лет.
Особо следует отметить, что предстоящее вступление Казахстана в ВТО, в силу взаимосвязи экономических, торговых и экологических отношений, диктует создание не просто нового правового «поля», отвечающего требованиям рыночной экономики, а пересмотра государственной политики в отношении окружающей среды. Политика эта должна быть нацелена на сохранение и развитие естественных основ жизни человека, охрану окружающей среды, улучшение качества окружающей среды, профилактику загрязнения окружающей среды, защиту здоровья людей, разумное и рациональное использование природных ресурсов. При этом должны быть обеспечены экологическая безопасность, соблюдение национальных общегосударственных интересов в разумном сочетании с интересами частных структур, а также претворен принцип неотвратимости ответственности за нанесение вреда окружающей среде и реализовано соблюдение принципа «платит загрязнитель». МООС, как разработчик проекта головного акта экологического законодательства, полагаю, ответственен не только за внесение в него этих положений, но и обязан пропагандировать и убеждать всех в необходимости таких правовых предпосылок.
Острым вопросом в решении экологических проблем в регионах является финансирование природоохранных мероприятий. В целях четкого урегулирования данной ситуации МООС активно участвовало в разработке данных вопросов, изучение которых также было заложено в Экологической стратегии Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. В настоящее время в проекте Экологического кодекса определяются новые подходы к сбору и расходованию средств на мероприятия по охране окружающей среды. Реализация этих положений проекта Экологического кодекса особенно важна в контексте задачи по решению вопроса в сфере охраны окружающей среды на основе территориального развития, поставленной Президентом страны в ходе выступления 18 января 2006 года с докладом о Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Фактически решение многих проблем уже отражено в государственных планах и программах. В целях ускорения данного процесса необходимо инвестирование, особенно в части привнесения в нашу страну новейших знаний и технологий. Одновременно, конечно, следует совместно с другими государственными органами установить жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных и донорских средств, выделяемых на реализацию различных программ и проектов. Средства на мероприятия по охране окружающей среды, хотя и в недостаточном объеме, но поступают немалые.
МООС продумывает пути участия национальных инвесторов в решении экологических проблем. Ни для кого не секрет, что крупные нефтяные компании, увеличивая добычу углеводородного сырья, недостаточно решают экологические проблемы, связанные со сжиганием попутного газа, загрязнением земельных и водных ресурсов нефтепродуктами, размещением и утилизацией отходов. На промышленные предприятия должна возлагаться основная ответственность, а государство, устанавливая справедливые «правила игры», ставя верные экологические цели и предъявляя экономически и технологически выполнимые требования, будет следить, чтобы они соблюдались.
В мировой практике инструменты государственной политики в области охраны окружающей среды, по-прежнему, по своей эффективности значительно опережают остальные. Поэтому особо тщательному анализу подвергались главы проекта Экологического кодекса, которые касаются регламентации вопросов государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Пересмотр инструментов государственной политики, как известно, необходим, и он осуществлен в проекте Экологического кодекса путем дополнения их такими средствами как участие общественности в вопросах принятия экологически значимых решений и усиление контроля со стороны суда посредством расширения прав общественности по обращению в судебные органы с заявлениями о нарушениях экологического законодательства.
Действующее законодательство в области охраны окружающей среды регламентирует значительную часть инструментов управления, необходимых для обеспечения участия Казахстана в различных международных сообществах, в том числе в ВТО. Наше государство активно принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, подписав ряд международных конвенций, важнейшими среди которых являются: Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Требования международных конвенций позволяют создать законодательный фон для соблюдения требований ВТО.
Вместе с тем следует отметить, что наше законодательство, предусматривая большинство отдельных инструментов и процедур, применяемых в мировой практике, одновременно не придало им системного характера. Именно под этим углом рассматривается проект Экологического кодекса, доработка которого сейчас активно ведется. Экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и комплексные экологические разрешения рассматриваются в проекте Экологического кодекса как элементы единой системы, призванной обеспечить благоприятную окружающую среду. При этом учитывалось следующее положение, принятое в ЕС: институты ЕС должны принимать во внимание вопросы в отношении окружающей среды в остальной политике путем оценки воздействия на окружающую среду. Данная практика была также распространена на политику и администрацию национального уровня стран ЕС.
Кроме того, проект Экологического кодекса предусматривает комплексное и системное реформирование экономического регулирования охраны окружающей среды. В этом плане можно использовать положительный опыт стран, являющихся участниками ВТО и придерживающихся так называемых «зеленых» статей соглашений ВТО.
Кроме того, предстоит внедрение методологии экономической оценки рисков для окружающей среды и здоровья населения. Хорошую основу для этого создают рекомендации Всемирного банка.
2. О переходе на новые стандарты
Совершенствование экологического законодательства посредством принятия Экологического кодекса направлено на обеспечение внедрения научно-обоснованных нормативов и стандартов экологической безопасности и устойчивого развития общества. МООС уже проводит работу в данном направлении. В частности, в истекшем году были реализованы мероприятия по восстановлению и ведению Реестра ведомственных нормативно-методических документов, проведению инвентаризации нормативно-методической базы, созданию систематизированной базы нормативных правовых документов. Реестр представляет собой постоянно обновляемый перечень действующих ведомственных нормативных правовых актов, и сюда включаются различные инструкции и методики, разработка и утверждение которых входит в компетенцию МООС.
В соответствии с проведенной инвентаризацией в Реестр нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в настоящее время включено 186 нормативно-методических документов, регламентирующих различные аспекты. Дополнительно 23 документа разработано в 2005 году и 47 намечено к разработке в 2006 году, для чего уже проведены необходимые конкурсные процедуры.
Теперь же путем систематизации содержащихся в этих актах нормативов и стандартов, а также их модификации с целью сближения с международными стандартами введены соответствующие положения в проект Экологического кодекса.
Впервые на уровне законодательного акта предлагается детально урегулировать вопросы экологического нормирования и экологических требований. Тем самым МООС добивается того, чтобы большинство положений в Экологическом кодексе имело характер прямого действия без отсылки к подзаконным нормативным документам.
Следует отметить, что работа по внедрению новых экологических требований началась не сегодня. Так, уже законодательно закреплены запреты при осуществлении промышленной разработки нефтегазовых месторождений.
В июле 2005 года принят Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам экологического аудита, а в декабре 2005 года — Закон об обязательном экологическом страховании. Экологический аудит должен помочь предприятиям и организациям наиболее экономически рациональными методами достичь нормативных показателей загрязнения окружающей среды. Накопление средств страховыми организациями должно гарантировать возмещение ущерба окружающей среде даже в случае значительных аварий и катастроф при осуществлении экологически опасных видов деятельности.
Международные экологические стандарты серии ИСО-14000 — основа современной экологической политики предприятий и компаний. Появление данной серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Основным предметом ИСО-14000 является система экологического менеджмента — environmental management system (EMS).
Стандарты ИСО-14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду, и как выполняются требования законодательства. Предприятия заинтересованы в получении сертификации по ИСО-14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Все большее количество организаций во всем мире осознают необходимость применения системы экологического менеджмента. Опыт уже сертифицированных предприятий и организаций показывает, что соответствие требованиям стандарта ИСО-14000 поддерживается без специальных усилий со стороны государственных органов, поскольку внедренные законодательством процедуры осуществляются полностью в конкурентной среде. Тем не менее, государство берет на себя предоставление помощи и поддержки при внедрении международных стандартов качества. В частности, государство законодательно установило, что в случае наличия доходов от реализации сертифицированных товаров собственного производства сумма корпоративного подоходного налога уменьшается на 50% от суммы корпоративного подоходного налога, относящегося к сертифицированным товарам собственного производства, в течение одного налогового периода, следующего за годом внедрения в установленном законодательным актом порядке систем менеджмента. Сертифицированными товарами собственного производства признаются товары собственного производства юридических лиц — лауреатов премии Правительства Республики Казахстан «За достижения в области качества», процесс производства которых сертифицирован в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000 системы менеджмента качества и управления окружающей средой (п. 2 ст. 140-9 Налогового кодекса).
3. Совершенствование системы государственного контроля
В области охраны окружающей среды в разных государствах имеются различные подходы к избираемым ими государственным инструментам и мерам обеспечения охраны. Однако, как правило, к числу наиболее важных относят контроль за соблюдением законности в сфере экологических отношений. Можно даже сказать, что контроль законности стоит на первом месте, когда речь идет о государственных инструментах охраны окружающей среды. Вопросы совершенствования государственного контроля за деятельностью субъектов предпринимательства, которые в процессе производства могут оказывать воздействие на окружающую среду, заложены в нашем законодательстве. Недавно принятый Закон о частном предпринимательстве и внесенные в связи с этим изменения и дополнения в экологическое законодательство предусматривают новые нормы, определяющие основные принципы государственного регулирования, администрирования и государственного контроля. В частности, государственным органам запрещается принимать подзаконные акты по вопросам проведения проверок субъектов частного предпринимательства, устанавливается для всех государственных органов, осуществляющих контрольные функции, единый порядок проведения проверок хозяйствующих субъектов, запрещается проведение иных проверок, кроме как установленных законодательными актами. В переработанной на сегодняшний день версии проекта Экологического кодекса эти положения нашли отражение.
Кроме того, МООС инициировал ряд поправок в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. И сейчас установлен размер штрафа, который может выражаться в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда, а также введен новый состав правонарушений — нарушение законодательства об экологическом аудите.
Сейчас нужно решить два вопроса. Во-первых, поднять на качественно новый уровень работу МООС, его природоохранного ведомства и территориальных органов по предъявлению исков и представлению интересов министерства в судах, органах исполнительного производства, других государственных организациях и органах, а также по применению административных санкций к нарушителям экологического законодательства.
Во-вторых, необходимо рассмотреть практическую возможность реализации децентрализованного контроля. В этом плане взяты на вооружение положения Орхусской конвенции о существенном укреплении прав граждан, общественных объединений и иных организаций в интересах охраны окружающей среды. Конвенция руководствуется новым подходом, суть которого заключается в следующем: первичной ответственности государства за сохранение окружающей среды должна сопутствовать возможность действенного контроля со стороны общественности.
Для этого в проекте Экологического кодекса устанавливается обязанность публикации государственными органами сведений о состоянии окружающей среды, и предоставляются общественности права по участию в процедурах принятия экологически важных решений. Негосударственные экологические организации должны вместе с политиками, экономистами и судьями вносить свой вклад в развитие ответственного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Тем самым, охрана окружающей среды может осуществляться посредством еще одного инструмента в лице децентрализованного, в том числе общественного контроля.