Источник экологического права
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ
В результате изучения главы бакалавр должен:
- • знать название законов, регулирующих особенности охраны окружающей среды при строительстве различных объектов; содержание экологических требований, предъявляемых на различных стадиях строительства хозяйственных и иных объектов;
- • уметь правильно толковать нормы права, регулирующие вопросы применения экологических требований на разных стадиях строительства объектов; грамотно применять правовые нормы, содержащие экологические требования к разным стадиям строительства производственных и иных объектов;
- • владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам применения экологических требований при строительстве производственных и иных объектов.
Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности. Соотношение экологических требований и технических регламентов
Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в Российской Федерации экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объектов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Требования в области охраны окружающей среды (экологические требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Данные требования могут предусматриваться к хозяйственной и иной деятельности в различных сферах и отраслях экономики – промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, обороне, при обращении с отходами и т.д.
Закон об охране окружающей среды устанавливает в самом общем виде требования на доэксплуатационной стадии (размещение, проектирование, строительство объекта и т.д.), стадии эксплуатации и стадии вывода из эксплуатации (консервация, ликвидация) хозяйственного объекта.
Экологические требования могут выступать в качестве общих, применяемых к деятельности или процессам, не оказывающих значительного негативного воздействия на состояние окружающей среды, специальных, применяемых только в силу прямого указания закона к особо опасным для состояния окружающей среды видам деятельности и дополнительных, обусловленных задачами охраны отдельных видов природных объектов в ходе осуществления хозяйственной и иной антропогенной деятельности.
Вышеуказанные требования, содержащиеся как в Законе об охране окружающей среды, так и в иных федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативно-правовых актах, достаточно подробно раскрывают их содержание, составляя в своей совокупности институт особенной части экологического права.
Данный институт нс является новым для экологического законодательства, поскольку он существовал в Законе об охране окружающей природной среды 1991 г. (разд. VI–VII).
Отдельные нормы, содержащие экологические требования к различным видам деятельности, перешли в Закон об охране окружающей среды без особых изменений (ст. 38); ряд других был скорректирован (ст. 41); третьи появились впервые (ст. 46). В целом же данная глава закона подверглась наименьшим изменениям (по сравнению, например, с главой об экономическом регулировании охраны окружающей среды).
Рассматривая экологические требования к отдельным видам хозяйственной и иной деятельности, необходимо упомянуть о происходящей в Российской Федерации реформе действующих экологических и иных правил и нормативов и постепенной их замене техническими регламентами.
Начало данной реформе положил Закон о техническом регулировании, вступивший в силу с 1 июля 2003 г.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Одной из целей принятия технических регламентов является охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); химическую безопасность; радиационную безопасность и т.д.
Со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Типичным примером технического регламента в сфере охраны окружающей среды является Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609.
Общая характеристика экологического права.
-
Общая характеристика экологического права. Источники экологического права.
Экологическое право представляет собой систему эколого-правовых норм. По своему содержанию и направленности правового регулирования экологические общественные отношения подразделяются на виды (предмет экологического права):
— отношения собственности и вещные права на природные ресурсы и их экологические системы;
— отношения, возникающие по поводу платежей (налоги, подати, аренда и др.);
— отношения в сфере управления окружающей природной среды и природопользованием;
— отношения по обеспечению рационального использования всех видов природопользования, порядку и условий пользования, правовых оснований его возникновения и прекращения, прав и обязанностей субъектов природопользования;
— отношения по нормированию качества окружающей природной среды;
— отношения по восстановлению природных ресурсов, полезных экологически значимых свойств (функций) – санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных, защитных, гидрорегулирующих и иных;
— отношения по экологической безопасности человека;
— отношения по созданию и функционированию особо охраняемых территорий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, заказников, др.);
— отношения по защите и охране (восстановлению) экологических прав и установленных законом интересов граждан.
Экологическое право – это система правовых норм, регулирующая экологические общественные отношения в целях сохранения, улучшения, оздоровления, обеспечения рационального использования и восстановления природных ресурсов, а также экологической безопасности человека, защиты экологических прав и интересов общества.
Объектом отношений, регулируемых экологическим правом, могут выступать далеко не все объекты материального мира, а только те из них, которые наделены определенными природными признаками – критериями. К ним относят: 1) естественное состояние того или иного объекта, либо его части (естественные зеленые насаждения, деревья в лесу, дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, а также лес, водные объекты, недра); 2) социально-экологическая, биологическая и экологическая ценность объекта (сохранение им полезных эколого-биологических функций, социальных функций); 3) взаимовлияние природного объекта с окружающей природной средой (воздух жилого помещения, проживающие в неволе популяции животного мира, вода закрытого водного бассейна, в соответствии с действующим экологическим законодательством к экологическим объектам не относятся).
Природные объекты, взятые под охрану экологического законодательства определены ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Статья 4 этого ФЗ указывает на то, что под охрану берутся следующие объекты: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; озоновый слой, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Списки всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные, дендрологические и природные парки, государственные природные заказники, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности, курорты.
К числу принципов экологического права относят:
— разнообразие форм собственности на природные ресурсы и их равная защита,
— программирование и прогнозирование природоохранной деятельности и использования природных ресурсов,
— соблюдение прав и экологических интересов человека на экологически благоприятную окружающую природную среду,
— научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества,
— воспроизводство и рациональное использование прир-х ресурсов как необходимое условие обеспечения экологически благоприятных условий жизнедеятельности и экологической безопасности общества,
— платность природопользования,
— независимость контроля в области охраны окружающей природной среды,
— ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
2. Экологические основы профессиональной деятельности.
Право собственности на природные ресурсы.
Согласно Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной и иных формах собственности. В соответствии с действующим законодательством все перечисленные формы собственности установлены на землю (земельные участки). На водные объекты в основном преобладает государственная собственности, а на обособленные водные объекты, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами (закрытые озера, пруды) могу устанавливаться частная и муниципальная форма собственности. На леса и земли лесного фонда, согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная собственность. На объекты животного мира и недра установлена как собственность государства, так и субъектов РФ.
В общефедеральной собственности находятся государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники и памятники природы, лечебно-оздоровительные комплексы и курорты федерального значения, водные объекты, расположенные на территории 2-х и более субъектов РФ.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием.
Под управлением понимается урегулированная нормами права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих структур, должностных лиц по осуществлению природоохранных функций, направленная на сохранение, воспроизводство, обеспечение рационального природопользования, оздоровления окружающей природной среды экологической безопасности человека.
Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» и от 28 июля 2008 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» была создана многофункциональная трехзвенная система органов власти в области охраны окружающей среды и природопользования.
Первое звено – Министерство природных ресурсов РФ (осуществляет функции по выработке государственной экологической и эффективной ресурсосберегающей политики и нормативному правовому регулированию охраны природы); Министерство сельского хозяйства РФ (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере АПК, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания); Министерство экономического развития и торговли РФ (в его ведении находится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (в его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которую возложена функция организации и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
Второе звено – федеральные службы, задачами которых является осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и контроля за обеспечением рационального природопользования. К ним относят: Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Третье звено – федеральные агентства, например, Федеральное агентство лесного хозяйства. Агентства оказывают государственные услуги в сфере управления государственным имуществом (земельными, водными ресурсами, недрами, биологическими ресурсами). Агентства ведут учет природных ресурсов, изучают состояние, сбор и предоставление информации, ведение кадастров, регистрация пользований, сертификацию.
Нормирование качества окружающей среды.
Большое значение в деле обеспечения экологической безопасности общества, а стало быть, и оптимальных условий жизнеобеспечения человека имеет разработка и утверждение нормативов качественного состояния окружающей среды. Нормирование качества – это система правовых норм, устанавливающих пределы возможного воздействия на окружающую среду, при которых обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности. К ним относят:
— ПДК – норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы. Он устанавливается для оценки состояния природы в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира с учетом природно-климатических условий, численности проживающего населения;
— ПДВ – это норматив предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы. Он устанавливается с учетом производственных мощностей объекта, наличия вредных последствий по каждому источнику загрязнения (предприятию, организации, видам используемого сырья, котельных, ТЭЦ, по группам и типам автомашин);
— ПДУ – это предельно допустимые уровень шума, вибрации, магнитных и иных вредных воздействий на окружающую среду. Он устанавливается в рамках, обеспечивающих сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета, N 237 от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ в ред. от 30 декабря 2004 г.//Собрание законодательства Российской Федерации, N 32 от 5 декабря 1994 г., ст. 3301.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в ред. от 30 декабря 2004 г.//Российская газета, N 256 от 31 декабря 2001 г., Российская газета, N 132 от 9 июля 2003 г.
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ//СЗ РФ, N 1 (ч. I) N 1, ст. 14.
12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ//Российская газета, N 290 от 30 декабря 2004 г.
13. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в ред. от 22 августа 2004 г.//СЗ РФ, N 9 от 27 февраля 1995 г., ст. 713.
16. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах»//СЗ РФ, N 29 от 17 июля 1995 г., ст. 2757.
18. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» в ред. от 29 декабря 2004 г.//СЗ РФ, N 49 от 4 декабря 1995 г., ст. 4694.
19. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ред. от 30 декабря 2004 г.//СЗ РФ, N 30 от 28 июля 1997 г.; с изменениями от 9 июня 2003 г.//СЗ РФ, N 24 от 16 июня 2003 г.
22. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ред. от 22 августа 2004 г.//СЗ РФ, N 14 от 5 апреля 1999 г.
24. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ред. от 22 августа 2004 г.//СЗ РФ, N 2 от 10 января 2000 г.
25. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»//Российская газета, N 137 от 20 июля 2001 г.
26. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ред. от 29 декабря 2004 г.//СЗ РФ, N 6 от 12 января 2002 г.
27. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ред. от 21 декабря 2004 г.//Российская газета, N 137 от 27 июля 2002 г.
28. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 106-ФЗ «О внесении дополнения в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»//Российская газета, N 135 (дополнительный выпуск) от 10 июля 2003 г.
29. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»//Российская газета, N 135 (дополнительный выпуск) от 10 июля 2003 г.
30. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»//Российская газета N 135 (дополнительный выпуск) от 10 июля 2003 г.
31. Федеральный закон 8 декабря 2003 г. N 160-ФЗ «О внесении изменения в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»//СЗ РФ, N 50 от 15 декабря 2003 г., ст. 4846.
33. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 187-ФЗ «О ратификации Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации»//СЗ РФ, N 52 (часть I) от 29 декабря 2003 г., ст. 5039.
35. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г.)//СЗ РФ, N 35 от 30 августа 2004 г., ст. 3607.
36. Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»//Российская газета, N 220 от 7 октября 2004 г.
37. Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»//Российская газета, N 247 от 9 ноября 2004 г.
38. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»//Российская газета, N 284 от 23 декабря 2004 г.
39. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»//СЗ РФ, N 52 (часть I) от 27 декабря 2004 г., ст. 5276.
41. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»//Российская газета, N 290 от 30 декабря 2004 г.
42. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»//Российская газета, N 290 от 30 декабря 2004 г.
43. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»//Российская газета, N 290 от 30 декабря 2004 г.
44. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»//Российская газета, N 292 от 31 декабря 2004 г.
45. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 216-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»//Российская газета, N 292 от 31 декабря 2004 г.
48. Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изм. и доп. от 11 июля 2004 г.)//СЗ РФ, N 35 от 1 сентября 2003 г., ст. 3423.
49. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г.)//Российская газета, N 106 от 22 мая 2004 г.
50. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»//СЗ РФ, N 42 от 18 октября 2004 г., ст. 4110.
51. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в ред. от 14 июня 2001 г.//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, N 10 от 7 сентября 1992 г.
52. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1049 «О заключении Соглашения об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания»//СЗ РФ, N 21, 1994 г., ст. 2417.
53. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (с изм. и доп. от 23 ноября 1996 г., 30 июля 1998 г.)//СЗ РФ, N 2 от 8 января 1996 г., ст. 120.
54. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»//СЗ РФ, N 44 от 28 октября 1996 г., ст. 5014.
55. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»//СЗ РФ, N 47 от 18 ноября 1996 г., ст. 5335.
56. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации»//СЗ РФ, N 49 от 2 декабря 1996 г., ст. 5566.
57. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404//СЗ РФ, N 49 от 2 декабря 1996 г., ст. 5567.
58. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» в ред. от 20 декабря 2002 г.//СЗ РФ, N 51 от 16 декабря 1996 г., ст. 5798.
59. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» (с изм. и доп. от 20 декабря 2002 г.)//СЗ РФ, N 51 от 16 декабря 1996 г., ст. 5799.
60. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»//СЗ РФ, N 2 от 13 января 1997 г., ст. 243.
61. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 апреля 2003 г.)//СЗ РФ, N 3 от 20 января 1997 г., ст. 385.
62. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии»//СЗ РФ, N 14 от 7 апреля 1997 г., ст. 1636.
63. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 716 «Об утверждении положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов»//СЗ РФ, N 25 от 23 июня 1997 г., ст. 2938.
64. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 717 «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации»//СЗ РФ, N 25 от 23 июня 1997 г., ст. 2939.
65. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. N 345 «Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда» в ред. от 19 июня 2003 г.//СЗ РФ N 14 от 6 апреля 1998 г., ст. 1585.
66. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 544 «Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов»//СЗ РФ, N 23 от 8 июня 1998 г., ст. 2547.
67. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» в ред. от 24 сентября 2002 г.//СЗ РФ, N 23 от 8 июня 1998 г., ст. 2553 (с изм. от 24 сентября 2002 г.//СЗ РФ, N 39 от 30 сентября 2002 г., ст. 3801).
68. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 1 «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено»//СЗ РФ, N 2 от 10 января 2000 г., ст. 243 (утратило силу).
69. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»//СЗ РФ, N 18 от 1 мая 2000 г., ст. 1987.
70. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»//СЗ РФ N 26 от 26 июня 2000 г., ст. 2772.
71. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации»//СЗ РФ, N 40 от 2 октября 2000 г., ст. 3971 (утратило силу).
72. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. N 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам»//СЗ РФ, N 40 от 2 октября 2000 г., ст. 3972.
73. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»//СЗ РФ, N 4 от 22 января 2001 г., ст. 293.
74. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» в ред. от 14 апреля 2003 г.//СЗ РФ, N 21 от 21 мая 2001 г., ст. 2083.
75. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» в ред. от 1 февраля 2005 г.//СЗ РФ, N 21 от 21 мая 2001 г., ст. 2084.
76. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации»//СЗ РФ, N 22 от 28 мая 2001 г., ст. 2236.
77. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 390 «Об утверждении Положения об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов»//СЗ РФ, N 22 от 28 мая 2001 г., ст. 2238.
78. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» в ред. от 21 ноября 2003 г.//Российская газета, N 148 от 10 августа 2002 г.
79. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»//СЗ РФ, N 47 от 25 ноября 2002 г., ст. 4676.
80. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»//Российская газета, N 209-210 от 2 ноября 2002 г.
81. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»//СЗ РФ, N 46 от 18 ноября 2002 г., ст. 4587.
82. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле»//СЗ РФ, N 47 от 25 ноября 2002 г., ст. 4685.
83. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»//Российская газета, N 231, от 5 декабря 2002 г.
84. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»//СЗ РФ, N 48 от 2 декабря 2002 г., ст. 4807.
85. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2003 г. N 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России»//СЗ РФ, N 3, 2001 г., ст. 251 (утратило силу).
86. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 887 «Об утверждении Правил возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда»//СЗ РФ, N 51 от 23 декабря 2002 г., ст. 5084 (утратило силу).
87. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»//СЗ РФ N 7 от 17 февраля 2003 г., ст. 645.
88. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»//СЗ РФ, N 14 от 7 апреля 2003 г., ст. 1278.
89. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 249 «О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации»//СЗ РФ, N 18 от 5 мая 2003 г., ст. 1721.
90. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц»//СЗ РФ, N 19 от 12 мая 2003 г., ст. 1843.
91. Постановление Правительства Российской Федерации N 304 от 28 мая 2003 г. «Об утверждении Правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.»//СЗ РФ, N 22 от 2 июня 2003 г., ст. 2168.
92. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»//Российская газета, N 120 от 21 июня 2003 г.
93. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»//СЗ РФ, N 2 от 12 января 2004 г., ст. 121.
94. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»//СЗ РФ, N 10 от 8 марта 2004 г., ст. 866.
95. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 171 «Вопросы Федерального агентства по недропользованию»//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004 г., ст. 1463.
96. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации»//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004 г., ст. 1452.
97. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов»//Российская газета, N 75 от 10 апреля 2004 г.
98. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 170 «Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства»//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004 г., ст. 1462.
99. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 182 «Вопросы Федерального агентства по рыболовству»//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004 г., ст. 1475.
100. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 августа, 10 сентября 2004 г., 26 января 2005 г.)//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004 г., ст. 1480.
101. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (с изм. и доп. от 19 мая, 19 августа 2004 г.)//СЗ РФ, N 15 от 12 апреля 2004.
102. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (с изм. и доп. от 30 июля 2004 г.)//СЗ РФ, N 25 от 21 июня 2004 г., ст. 2564.
103. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства»//СЗ РФ, N 25 от 21 июня 2004 г., ст. 2565.
104. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»//Российская газета, N 131 от 23 июня 2004 г.
105. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 295 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по рыболовству»//СЗ РФ, N 25 от 21 июня 2004 г., ст. 2576.
106. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 июля 2004 г.)//Российская газета, N 159 от 28 июля 2004.
107. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»//СЗ РФ, N 31 от 2 августа 2004 г., ст. 3262.
108. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г. N 386 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве геодезии и картографии»//Российская газета, N 164 от 3 августа 2004 г.
109. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370″//СЗ РФ, N 32 от 9 августа 2004 г., ст. 3347.
110. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»//СЗ РФ, N 32 от 9 августа 2004 г., ст. 3348.
111. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости»//СЗ РФ, N 34 от 23 августа 2004 г., ст. 3554.
112. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 455 «Об утверждении Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (с изм. и доп. от 15 ноября 2004 г.)//Российская газета, N 198 от 10 сентября 2004 г.
113. Постановление Правительства РФ от 25 октября 2004 г. N 579 «Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий»//Российская газета, N 240 от 29 октября 2004 г.
114. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 636 «О внесении изменений в Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом»//СЗ РФ, N 47 от 22 ноября 2004 г., ст. 4657.
115. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий»//СЗ РФ, N 47 от 22 ноября 2004 г., ст. 4665.
116. Постановление Правительства РФ от 18 января 2005 г. N 27 «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения»//СЗ РФ, N 4 от 24 января 2005 г., ст. 302.
117. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»//СЗ РФ, N 8 от 21 февраля 2005 г., ст. 651.
Учебное пособие
Экологическое право
Раздел: Экономика
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа — интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого возникает необходимость выяснения понятия природного объекта и определения его признаков.
Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение и существование*:
_________
* См. Петров В. В. Экологическое право России. М., изд. БЕК, 1995, тема 5 параграф 2.
1. Естественным происхождением. Это означает, что такой объект должен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого элемента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.
Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Важное значение имеет второй признак.
2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.
Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей — домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.
3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др.
Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.
К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
— экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ);
— природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества — земли, леса, воды, животный мир и др.);
— природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое — заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.);
— озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.
К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда — часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.