Иск к РЖД
МОСКВА, 15 июл — РАПСИ. Верховный суд РФ разъяснил, что родственники сбитых на железной дороге людей имеют право на компенсацию морального вреда наравне с самим потерпевшим.
«Судебная коллегия Верховного суда рассмотрела кассационное представление заместителя Генерального прокурора Леонида Коржинека по делу гражданина, действующего в интересах себя, своей племянницы и родственников. Мужчина обратился с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи с происшествием на железной дороге. Его племянницу сбил маневровый тепловоз», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края исковые требования были удовлетворены частично. С ответчиков в пользу племянницы истца и ее родственников взыскана компенсация морального вреда, но в части возмещения материального ущерба, а также в части компенсации морального вреда одному из родственников, отказано.
Апелляционным определением Приморского краевого суда это решение было отменено в части взыскания с ОАО «РЖД» компенсации морального вреда в пользу родственников пострадавшей. Апелляционная инстанция отказала в удовлетворении требований родственников, а также уменьшила компенсацию морального вреда, присужденную несовершеннолетней. Судебная коллегия посчитала, что факт родственных отношений сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения требований. По мнению апелляционной инстанции, переживания родственников за судьбу девочки и состояние здоровья производны от физических и нравственных страданий самой потерпевшей, а так как в пользу ребенка компенсация морального вреда уже определена, выплаты ее родственникам будут носить характер двойного взыскания, которое закон в указанном случае не предусматривает.
«Отменяя это постановление суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия Верховного суда согласилась с кассационным представлением заместителя Генерального прокурора. Согласно его доводам истцы имеют самостоятельное право, отличное от права потерпевшей, на возмещение морального вреда, причиненного им в результате несчастного случая с членом их семьи. Истцам были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в невосполнимой утрате здоровья близкого человека, кардинальном изменении образа их жизни в связи с трагической ситуацией, невозможностью продолжать общественную жизнь, необходимостью нести постоянную ответственность за дальнейшее состояние здоровья ребенка», — отмечает ведомство.
Среди транспортных травм значительный удельный вес занимает травма от железнодорожного транспорта. Точных статистических данных в нашем распоряжении нет, однако можно сказать, что железнодорожный травматизм, вместе с мотоциклетным занимает 2—3 место (после автомобильного) . Травмы, причиненные частями движущегося железнодорожного транспорта, очень тяжелые, большинство их заканчивается смертью пострадавших уже на месте происшествия.
Условия, при которых возникают железнодорожные травмы, могут быть различными. Травмы возникают при наезде локомотива на пешеходов при хождении их по железнодорожным путям, при выпадении из вагонов движущегося состава, в вагонах — при столкновении поездов, схождении вагонов с рельс или при внезапной остановке движения «стоп- краном», при ударе боковыми частями локомотива и вагонов, при сдавлении между вагонами и т. п.
По роду смерти железнодорожная травма чаще всего — несчастный случай, ко встречаются и самоубийства и убийства. Кроме того, в экспертной и следственной практике встречаются случаи, когда труп жертвы, лишенной жизни каким- либо путем (удушение, травма тупым или острым предметом, из огнестрельного оружия) подкладывают на рельсы под поезд или сбрасывают с поезда, имитируя несчастный случай или самоубийство.
Железнодорожной травме посвящена большая литература. Из капитальных работ следует выделить, прежде всего, труды О.X. Поркшеяна (1965) и С.С. Мунтяна (1977).
По аналогии с определением автомобильной травмы, железнодорожной травмой называют комплекс механических повреждений, прямо связанных с движением железнодорожного транспорта (от ударов или сдавливания частями наружными или внутренними движущегося железнодорожного транспорта, падения с него).
Различают следующие виды железнодорожной травмы:
- Удар частями движущегося железнодорожного транспорта.
- Переезд колесами движущегося железнодорожного транспорта.
- Падение с движущегося железнодорожного транспорта.
- Сдавливание тела между частями транспорта.
- Травма внутри вагона движущегося железнодорожного транспорта.
- Комбинированные виды травмы.
Рис. 9. Колесо на рельсе.
1 — круг катания; 2. Гребень.
(Схема).
Рис. 10. Механизм прокатывания колеса через нижнюю конечность человека. (Схема). Объяснение в тексте.
Практически, виды железнодорожной травмы носят те же наименования, да и механизмы их образования такие же (удар, сотрясение, сдавливание, трение), как и при автомобильной травме, но, как читатель заметит из последующего изложения, характер повреждений и морфология их во многом отличаются, что зависит и от конструктивных особенностей самого транспорта, и от условий, в которых эти травмы возникают.
Как и при автомобильной, в каждом виде железнодорожной травмы можно выделить примерно такие же фазы — от 2-х до 4-х. Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений представлены в таблице 16.
Таблица 16
Содержание
ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ
Травма от столкновения движущегося поезда с человеком | Соприкосновение частей поезда с человеком | Повреждения от удара и трения частями поезда |
Отбрасывание человека и падение его на железнодорожное полотно | Повреждения от удара о железнодорожное полотно | |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма от переезда тела колесами поезда | Соприкосновение колес поезда с человеком | Повреждения от удара и трения колесом поезда |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от удара и трение о железнодорожное полотно | |
Накатывание колеса поезда на тело | Повреждения от сдавливания | |
Перекатывание колеса поезда через тело | Повреждения от сдавливания | |
Вторичное продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма от выпадения человека из движущегося поезда | Соприкосновение тела с частями поезда | Повреждения от удара о части поезда |
Падение человека на железнодорожное полотно | Повреждения от удара о железнодорожное полотно | |
Продвижение тела по железнодорожному полотну | Повреждения от трения о железнодорожное полотно | |
Травма кондуктора и пассажира от воздействия внутренних частей поезда | Сдавливание тела между сместившимися внутренними частями поезда | Повреждения от сдавливания |
Травма от придавливания человека между частями поезда и другими преградами | Соприкосновение частей поезда с человеком | Повреждения от удара наружными частями поезда |
Сдавливание тела между наружными частями поезда и др. преградами | Повреждения от сдавливания |
О.Х. Поркшеян подразделяет повреждения при железнодорожной травме на две группы:
- Повреждения, типичные для железнодорожной травмы.
- Повреждения, нетипичные для железнодорожной травмы.
В свою очередь, среди типичных можно выделить:
- а) типичные повреждения, связанные с перекатыванием колеса через тело человека;
- б) типичные повреждения, не связанные с перекатыванием колеса через тело человека.
Общим признаком для всех видов железнодорожных травм, исключая, пожалуй, случаи травм на крышах вагонов от ударов о какие-либо путевые сооружения, будет наличие на одежде и коже следов смазочных веществ, частиц угля, балластного слоя.
Рассмотрим повреждения при железнодорожной травме более детально.
ПОВРЕЖДЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫ
а) Повреждения, связанные с перекатыванием колес через тело человека.
Механизм травмирующего действия катящихся колес представляется в следующем виде: часть тела (голова, шея, грудная клетка, живот, конечности) лежит на прочной основе — головке рельсы, ширина которой 7—7,5 см. Действие катящегося колеса на тело человека складывается из соприкосновения колеса с ним, въезда колеса на тело и перекатывания через него. В момент въезда колеса на тело, колесо придавливает его к головке рельсы, причем первоначально с телом соприкасается гребень колеса, несколько выступающий с внутренней стороны за диаметр колесного круга. Гребень придавливает часть круга к подошве рельса, при этом он сдавливает тело не только в направлении сверху вниз, но и придавливает часть его к внутренней боковой поверхности головки рельса. Между колесом и рельсом тело сдавливается с огромной силой, достигающей 5—20 тонн на 1 см2. Кроме сдавливания, часть тела подвергается трению от катящейся поверхности колеса. Образно говоря, действие катящегося колеса на часть тела человека можно сравнить с действием ножниц.
При перекатывании колеса через тело человека возникают повреждения, которые можно рассматривать, как специфические для этого вида железнодорожной травмы:
ПОЛОСЫ ДАВЛЕНИЯ — отпечатки катящейся поверхности колес на коже в виде полосовидных сплошных ссадин шириной 8—14 см. Если произошло разделение тела, то эти полосы окаймляют линию разделения с обеих сторон (рис. 11). Глубина полос давления — до 0,2 см. Цвет полос давления вначале бледно-розово-фиолетовый, а затем по мере подсыхания они становятся темно-коричневыми и приобретают пергаментную плотность. Как правило, полосы давления имеют четкие границы, могут либо полностью опоясывать поврежденную часть тела, либо быть незамкнутыми. На разрезе кожи соответственно полосам давления кровоизлияний нет, кожа бледная, ибо кровь выдавливается из сосудов. Массивные кровоизлияния определяются в мягких тканях по периферии полос давления и линий разделения тела.
ПОЛОСЫ ОБТИРАНИЯ — участки кожи, лишенной эпидермиса и загрязненные смазкой, располагающиеся по периферии полосы давления. Они образуются в результате трения боковых поверхностей колесного диска о кожу во время перекатывания колеса через тело. Если тело или повреждаемая часть его закрыты одеждой, то полосы обтирания могут образовываться на ней.
Рис. 11. Расположение повреждений на животе при перекатывании колеса жел.-дор. вагона:
1 — полоса давления; 2 — место разделения тела; 3—4 — полосы обтирания. (Схема).
Объяснение в тексте.
ОТДЕЛЕНИЕ ГОЛОВЫ ОТ ТУЛОВИЩА, которое может быть полным или неполным, когда голова соединяется с туловищем кожными перемычками. Такие повреждения возникают при перекатывании колеса через область шеи. При этом происходит размозжение шейных позвонков и органов шеи. При прижизненном отделении головы в мягких тканях ее, а также грудной клетке обнаруживаются массивные кровоизлияния. Наблюдаются полосы давления и обтирания.
ПРИ ПЕРЕКАТЫВАНИИ КОЛЕСА ЧЕРЕ З ГОЛОВУ образуются обширные повреждения костей лицевого и мозгового черепа с раздроблением его на многочисленные отломки с деформацией (сплющиванием) головы, нередко с отделением части ее. На сохранившейся коже головы определяется полоса давления, чаще прерывистая.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТУЛОВИЩА может наблюдаться на различных уровнях, в зависимости от того, какая его часть лежала на рельсах и через какую перекатывались колеса. Разделение может быть полным или неполным, когда части туловища соединяются кожными мостиками. Полоса давления выражена хорошо, если слоев одежды было мало, и плохо— если одежда была плотной и ее было много. По ходу полос, давления кровоизлияния, при прижизненном перекатывании колеса выражено очень слабо, но в расположенных рядом мягких тканях отмечаются массивные, распространяющиеся на значительном протяжении, кровоизлияния.
Внутренние органы соответственно области переезда размозжены, кости позвоночника, ребер, грудины, малого таза раздроблены,
ОТДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ также может быть полным или неполным, поперечным или косым. На коже по периферии линии отделения видны полосы давления, кости бедра или голеней раздроблены на мелкие осколки, мышцы размозжены.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА НА МНОЖЕСТВО ЧАСТЕЙ происходит под действием колес при протаскивании (волочении) тела в сторону движения. Йри этом разделенные части туловища и обрывки одежды могут обнаруживаться на полотне железной дороги и рядом с ним на протяжении сотен метров. Разделенные части тела обильно загрязнены смазочными веществами, частицами балластного слоя, помаранными кровью.
Как видно из приведенных характеристик повреждений, возникающих при перекатывании колеса железнодорожного транспорта через тело человека, они настолько специфичны, что установление этого вида железнодорожной травмы обычно не вызывает затруднений. Трудности могут возникнуть при решении вопроса о прижизненности повреждений. При решении его следует использовать критерии для дифференцирования прижизненных повреждений от посмертных, о которых говорилось в лекции об общих вопросах судебно-медицинской травматологии.
При экспертизе этого вида железнодорожной травмы в план и процесс экспертизы необходимо внести изменения и проводить ряд специальных исследований, т. к. возникает ряд важных дополнительных вопросов.
План экспертизы в подобных случаях представляется в следующем виде:
- — Установление анатомической принадлежности доставленных для исследования частей тела, принадлежности их человеку или животному. Для решения этих вопросов используется сравнительно-анатомический метод; в ряде случаев для решения вопросов о видовой принадлежности отдельных частей тела, не имеющих выраженных анатомических признаков, приходится производить реакцию преципитации.
- — Если устанавливается, что исследуемые части тела принадлежат человеку, необходимо решить вопрос: одному или нескольким трупам принадлежат эти части. При решении этого вопроса следует использовать, кроме сравнительно-анатомического метода и судебно-медицинских данных (сопоставление частей тела по линиям и плоскостям их разделения и др.) биологические методы — определения групповой принадлежности крови. Нам представляется, что в ближайшие 10—15 лет основным методом для решения вопроса о принадлежности частей расчлененного трупа одному или нескольким лицам станет внедряемый сейчас в экспертную практику метод т. н. «генной дактилоскопии».
- — Определение расы, пола, возраста лица, которому принадлежит труп.
- — Идентификация личности погибших.
Этот вопрос нередко возникает даже в тех случаях, когда устанавливается, что части тела принадлежат трупу одного человека. Если .же обнаруживаются трупы нескольких человек, то этот вопрос, практически, приходится решать всегда. При этом используется ряд специальных методов, разработанных в судебной медицине и криминалистике для целей идентификации личности.
Кроме решения этих вопросов, эксперту, естественно, будет необходимо решить все остальные типичные для случаев насильственной смерти вопросы: о характере повреждений и механизме их возникновения, прижизненности или посмертности повреждений; причине смерти; наличии или отсутствии заболеваний, которыми пострадавший мог страдать при жизни; наличии или отсутствии алкоголя в трупе.
Особое внимание следует уделить решению вопроса о том, не имеется ли на трупе других повреждений, причиненных до железнодорожной травмы.
ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕКАТЫВАНИЕМ КОЛЕСА ЧЕРЕЗ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
СЛЕДЫ ВОЛОЧЕНИЯ, ПРОТАСКИВАНИЯ НА ТЕЛЕ возникают, если тело человека попадает на рельсы и находится впереди локомотива. Как отмечает С. С. Мунтян (1977), тело человека может волочиться впереди движущегося железнодорожного состава на значительном протяжении, до 30 км. При волочении тела возникают множественные ссадины и царапины на различных участках тела, а также ушибленно-рваные, лоскутные и скальпированные раны, образующиеся в результате ударов о грани шпал, металлические стержни, скрепляющие рельсы и шпалы.
При волочении тела повреждается одежда; возникают многочисленные разрывы ее.
В нашей экспертной практике встретился случай, когда в результате волочения тела молодой женщины с него были сорваны все детали одежды, они были впоследствии’ обнаружены на протяжении 500 метров по ходу движения поезда. Сам труп был обнаружен обнаженным у подножия насыпи. На коже обнаружены множественные ссадины и кровоподтеки, несколько ушибленных ран. Первоначально возникла версия об убийстве на сексуальной почве.
ОТРЫВЫ КОНЕЧНОСТЕЙ могут произойти в тех редких случаях, когда туловище человека плотно фиксировано к части движущегося локомотива или вагона, а конечность захватывается какой-либо частью пути (костылем, стрелкой, крестовиной и др.). При этих условиях конечность резко натягивается, мягкие ткани разрываются, а кость ломается (от деформации растягивания). Культя конечности в этих случаях имеет весьма своеобразный вид: мышцы, сосуды, нервы и сухожилия вытянуты, выходят за плоскость отделения, края линии отрыва рваные, лоскутообразные.
СДАВЛИВАНИЕ ТЕЛА МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ВАГОНОВ И НЕПОДВИЖНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. При этом виде железнодорожной травмы возникают многочисленные переломы костей, размятие и размозжение внутренних органов при относительной целости мягких покровов, особенно тогда, когда они были покрыты одеждой.
Давно, когда сцепка вагонов осуществлялась еще вручную, этот вид травмы наблюдался у сцепщиков вагонов, ког да их тела в области грудной клетки сдавлив.ались тарелками буферов вагонов. При этом на коже образовывались кон тактные повреждения, в виде кровоподтеков, отображающих размеры и форму буферов или их части. На это обращали внимание еще старые авторы: А.С. Игнатовский (19?1); К.А. Нижегородцев (1928), Н.С. Бокариус (1930) и другие.
ПОВРЕЖДЕНИЯ, НЕТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
При железнодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для нее признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще.
Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных и лоскутных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела.
Такие повреждения могут возникать при ударах выступающими частями движущегося железнодорожного транспорта и отбрасывании тела с последующим ударом его о грунт; при падении с подножек и крыши вагонов; при ударах о путевые сооружения; при травме внутри вагонов во время крушения поезда или при резком торможении. В этих случаях немалое значение для диагностики железнодорожной травмы будут иметь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и другие материалы дела.
Осмотр трупа на месте его обнаружения при железнодорожной травме имеет свои .особенности. Прежде всего осматривается не только труп и обстановка, его окружающая, но и полотно железной дороги, насыпь на значительном расстоянии в обе стороны (для обнаружения следов крови, частей расчлененного тела, обрывков одежды и других предметов, которые могут иметь отношение к происшествию). Необходимо описать положение трупа или его расчлененных частей по отношению к рельсам, другим сооружениям. Если представляется возможным осмотреть локомотив или поезд (предполагаемое орудие травмы), следует искать следы крови, частицы тканей, тела, волосы, обрывки одежды на колесах, рамах, тележках и других местах.
Наибольшее снижение погибших зафиксировано на Киевском направлении МЖД – 50%, на Белорусском – 47%, на Рязанском направлении – 36%. Об этом сообщила первый заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Анна Кротова во время видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями региона.
«Тема безопасности и снижения смертности на железной дороге является одной из приоритетных, которой большое внимание уделяет губернатор Московской области Андрей Воробьев, — отметила первый замминистра Анна Кротова. — При Минтрансе региона создана рабочая группа с представителями РЖД, правоохранительными органами, муниципалитетами, Минздравом и ГУРБ региона, которые разбирают каждый смертельный случай на железной дороге, устанавливают причины и планируют мероприятия по предупреждению гибели и травматизма граждан. Наиболее эффективной мерой по повышению безопасности является ликвидация «народных троп» на железнодорожных путях. По итогам 6 месяцев, в местах перекрытия несанкционированных проходов смертельные случаи не повторялись».
Несмотря на общее снижение числа погибших на железной дороге, зафиксирован рост на отдельных направлениях — на Октябрьском (погибли 12 человек), Казанском (погибли 16 человек) и на Павелецком (13 человек). Основными причинами травмирования граждан на железнодорожных путях остаются: использование «народных троп» и несанкционированных переходов, хождение по ж/д путям, а также использование проемов в ограждениях и заборах для безбилетного проезда.
«Муниципальным образованиям необходимо до середины августа ликвидировать все несанкционированные подходы к железнодорожным путям, а к середине октября — благоустроить все подходы к существующим пешеходным переходам. На переходах, где произошло 3 смертельных случая, необходимо установить предупреждающие информационные щиты об опасности перехода в неположенном месте», — сообщила Анна Кротова.
Отметим, что железнодорожная сеть Московской области является одной из самых разветвленных в РФ. По территории региона проходит 11 ж/д направлений протяженностью свыше 3,9 тысяч км. Для комфортного и безопасного перехода оборудовано более 590 пешеходных переходов и свыше 200 км ограждений.
Топалова Татьяна Михайловна
У женщины вторая группа инвалидности.
Свердловский облсуд обязал РЖД заплатить женщине за травму, полученную более 46 лет назад. В 1974 году 13-летняя Людмила С., переходя через пути на перегоне Менделеево — Григорьевская Свердловской железной дороги, попала под поезд — состав разрезал ей ногу. Девушка получила вторую группу инвалидности.
С марта 1974 года Людмила С. могла претендовать на возмещение расходов, вызванных ущербом здоровью, а с 15 лет – на возмещение вреда, связанного с утратой или уменьшением ее трудоспособности. Однако данный вопрос возник только, когда в силу возраста женщина утратила трудоспособность, сообщили «Уралинформбюро» в пресс-службе облсуда- рассказали в облсуде.
Свердловчанка обратилась с иском в Железнодорожный райсуд Екатеринбурга. Она хотела подтвердить факт травмирования поездом и взыскать с РЖД ежемесячную компенсацию (436 444 рубля) в счет возмещения вреда в связи с потерей общей трудоспособности за период с июня 2016 по март 2020 года, а с апреля текущего года — ежемесячные выплаты по 9 613 рублей бессрочно с последующей индексацией. Также Людмила просила взыскать с ответчика расходы по оформлению доверенности (2 530 рублей).
Поскольку вред здоровью женщины был причинен в 1974 году, при рассмотрении спора суд применил положения Гражданского кодекса РСФСР, действовавшие на тот момент и удовлетворил требования частично.
«Был признан факт травмирования железнодорожным составом. С ОАО «РЖД» взысканы ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 9 265 рублей, начиная с апреля 2020 года бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ. Также с ответчика взыскана задолженность по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда здоровью за период с июня 2016 по март 2020 года в размере 418 061 рубля и расходы на нотариальные услуги – 2 421 рубль. Этим же решением со сторон взысканы затраты на проведение судебно-медицинской экспертизы», — пояснили в облсуде.
Железнодорожники обжаловали такое решение райсуда и обжаловали его. Однако Свердловский облсуд также встал на сторону истицы.