Характеристики человека как личности
Содержание
- Типы и черты характера человека
- Общее понятие о характере и его проявлениях
- Взаимоотношение характера и темперамента
- Структура характера
- Кошка по имени Хэппи
- Какими бывают характеристики личности
- Список положительных характеристик и достоинств человека
- Аккуратность
- Бережливость
- Бескорыстие
- Вежливость
- Верность
- Воспитанность
- Дисциплинированность
- Доброта
- Дружелюбие
- Коммуникабельность
- Ответственность
- Отзывчивость
- Пунктуальность
- Решимость
- Самокритичность
- Скромность
- Смелость
- Справедливость
- Толерантность
- Трудолюбие
- Уважение к другим
- Уверенность
- Упорство
- Честность
- Чувство собственного достоинства
- Юмор
- Терпеливость
- Эмпатия
- Нравственность
- Искренность
- Рассудительность
- Целеустремленность
- Оптимизм
- Жизнерадостность
- Список позитивных качеств человека: прилагательные и характерные слова по алфавиту
Типы и черты характера человека
Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Характер понимается и как:
- система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
- мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
- отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
- отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
- черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
- черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
- себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.
Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
Астеники (от греч. — слабый) — люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. — плотный. толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
Общее понятие о характере и его проявлениях
В психологии понятие характер (от греч. сharacter — «печать”, «чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.
Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.
Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — «природа”, gnomon — «знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — «рука” и manteia — «гадание”, «пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики.
Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.
При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.
Взаимоотношение характера и темперамента
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.
В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. «Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.
В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.
Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером” рассматривалось как синоним выражения «волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия «бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.
Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: «ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.
Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Структура характера
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексными и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могу быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, конформности, доверчивости, дружелюбия и пр.
В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, «как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии «Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — «лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).
Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.
Характер человека проявляется в системе отношений:
- В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
- В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
- В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
- В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).
Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.
В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.
Найти своего питомца иногда бывает так же непросто, как и вторую половинку. Но если любовь может однажды сама постучать в дверь, то поиск кота или собаки необходимо изначально брать в свои руки.
Хорошее фото и небольшое описание: анкеты животных крайне лаконичны. Фото: metpet.io
Удачный портрет – залог успеха на любом сайте знакомств. В фаворе будут красавчики. Главный приз – крыша над головой, всегда полная миска и любящий хозяин. Перед вами – анкеты собак и кошек из приюта. Под фото – простые и душевные характеристики.
Например, трехлетний пёс Мейди рассказывает о себе так:
«Мои глазки чувствительны к яркому солнечному свету, но в остальном я беспроблемный и замечательный пёсель».
Дворняжка Дина заявляет:
«Хочешь обнимашки? У меня их целый вагон!»
Кошечка Нора говорит:
«Если смешать кило нежности, два пучка доброты и десять щепоток няшности, получусь я».
А собака Фейри обещает:
«Принесу праздник не только в деревню Виллабаджо, но и в твою жизнь!»
Эти забавные описания придумывают Анна-Мария Дрегля и Даниил Козлов – супружеская пара из Санкт-Петербурга. Молодые айтишники решили создать новый формат ресурсов по поиску животных. И придумали сайт знакомств с питомцами MetPet.
Создатели сайта «MetPet» Анна-Мария Дрегля и Даниил Козлов. Фото: Владимир Школьников
«В анкете мы стараемся отойти от жалостливого формата, очень грустных описаний питомцев. Понятно, что хочется максимально вложить душу в это, но мы стараемся ограничиваться одним-двумя предложениями, чтобы они были забавными, чтобы этим цепляло людей», – рассказывает Анна-Мария.
Ребята сами администрируют сервис и заполняют анкеты животных по просьбе приютов. Денег за это не берут. Платформа – бесплатная и благотворительная, не требует ни регистрации, ни скачивания приложения. Для Даниила и Анны-Марии это новый способ волонтёрства.
«В последнее время в основном помогаем тем, что привозим корм, наполнитель, лекарства, либо переводим деньги. Также мы разбирали вещи на даче, нашли целую кучу старых одеял и вместе с моими родителями и бабушкой с дедушкой сшили около 40 лежанок для котиков – их тоже отвезли в приют. Сайт мы создали, чтобы расширить эту помощь, применить свои знания в IT-сфере для полезного дела», – рассказывают супруги.
Кошка по имени Хэппи
8 лет назад кошка с говорящей кличкой Хэппи нашла любящую семью. Фото: Владимир Школьников
«Хэппи появилась у нас 8 лет назад. Летом она прибилась в подъезд к моим родителям и какое-то время жила там. Потом оказалось, что она беременна, но, видимо, кто-то ее пнул, у неё началось кровотечение и случился выкидыш, после чего ей было очень плохо. Мама отвезла её в клинику, где ей сделали операцию. Ну а после кошка переехала ко мне в квартиру до полного выздоровления, а я параллельно начала искать ей новых хозяев», – Анна-Мария рассказывает историю знакомства со своей домашней любимицей.
Искать долго не пришлось. Будущий супруг и его родители согласились взять кошку себе. А через несколько лет, после свадьбы, жить стали уже втроем: Даниил, Анна-Мария и Хэппи.
Анна-Мария и Даниил занимаются волонтёрством в приютах для кошек и собак. Фото из личного архива Анны-Марии Дрегля
Чуть позже решили завести ещё одного питомца. Обязательно – из приюта. Ведь породистые кошки и собаки от заводчика и с внушительной родословной в любом случае найдут хозяев. А подарить новую жизнь бездомному животному согласится не каждый.
«Мы ввели в поисковой строке: «взять животное из приюта», и высветилось огромное количество сайтов, которые нужно было вручную мониторить, посмотреть все фотографии, прочитать их описание. И это занимало огромное количество времени! Это неудобно еще и потому, что за один раз ты можешь просмотреть животных только из одного приюта», – делится создатель сайта по поиску домашних животных Анна-Мария Дрегля.
Тогда ребятам пришла в голову идея: собрать на одном сайте всех кошек и собак, которые ищут хозяев. Даниил и Анна-Мария работают в IT-сфере, так что на создание приложения не ушло много времени.
«Механика очень простая: вы задаёте необходимые параметры. Допустим, вы ищите кошку, привитую и стерилизованную. Настраиваете эти параметры и видите анкету животного, большую фотографию, имя, возраст, и небольшое описание», – объясняет Даниил Козлов.
Фото: metpet.io
Одно движение пальцем влево, и перед вами новая анкета. Свайп вправо – и вы получаете мгновенное взаимное «да». Сервис работает по принципу популярного приложения для знакомств «Tinder». Создатели решили сделать его максимально удобным и понятным для пользователей.
«Мы ориентируемся на молодежную аудиторию, которая, как нам кажется, очень активно использует это приложение, поэтому у них не должно быть никаких вопросов, как оно работает. Плюс это дополнительный повод привлечь внимание, потому что в обычном «Tinder», чтобы получить «мэтч», вторая сторона, которой ты ставишь лайк, тоже должна ответить тебе взаимностью. Животные не могут выразить неодобрение, они всегда готовы подарить тебе свое сердечко. В любом случае, когда ты лайкаешь животное, оно отвечает тебе взаимностью», – рассказывает Даниил.
Сегодня с сайтом сотрудничают 40 приютов в Санкт-Петербурге и Москве. В планах – расширение. Авторы хотят подключить к проекту приюты из разных городов России и стран Содружества.
ПЛАН
Индивидуально-психологические особенности личности………………… 3
1. Темперамент…………………………………………………………………3
2. Характер……………………………………………………………………..5
3. Способности…………………………………………………………………7
4. Чувства и эмоции……………………………………………………………9
5. Воля………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………13
Индивидуально-психологические особенности личности.
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности являются составной частью характера человека, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
-
Темперамент
История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.
2. Характер
Характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.
Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.
Существуют различные подходы к описанию, классификации свойств, черт характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом.
Черты, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).
Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.
Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.
Черты, в которых отражается отношение к вещам, материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).
Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
-
Способности
В самом общем виде способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
4. Чувства и эмоции
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
Чувство — это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.
-
Воля
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Список литературы.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. — М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
В каждом из нас присутствуют определенные черты, обеспечивающие комфортную жизнь в обществе и на работе. Чтобы знать добродетели в лицо, в этой статье я приведу список, какие положительные, хорошие и душевные качества есть у человека.
Какими бывают характеристики личности
Составляющие характера выражают особенности состояний, психологических процессов, темперамента и поведения индивида. От них зависит его взаимодействие с социумом и с окружающей средой. Сегодня существует множество различных классификаций отдельных черт, а также основанных на них типологий людей. Знания о них влияют на осознанность, заставляют выявить их у себя, наметить дальнейший путь и работать над собой.
Все положительные качества человека принимаются и поддерживаются в обществе, в отличие от отрицательных. Их нужно постараться искоренить. Однако разделение между этими группами условно и складывается из общественных устоев, нравственности и морали. Ведь личность – очень тонкая составляющая. Разложить ее на «черное» и «белое» невозможно. Помимо этого, зная об основных свойствах, можно лучше понять любого, будь то работодатель или возлюбленный.
Список положительных характеристик и достоинств человека
Он может быть таким же огромным, как и перечисление противоположных свойств. Ознакомление с основными пунктами поможет понять, что ценится среди окружающих или что указать о себе в резюме. Давайте разберемся.
Аккуратность
Это склонность к порядку. Она замечается в опрятности, в заботливости к вещам, тщательности в действиях. Такое качество более присуще женскому полу, поэтому мужчинам нужно приложить немного усилий, чтобы развить его в себе.
Бережливость
Это забота в отношении благ независимо от того, кому они принадлежат. Здесь речь идет не только об имуществе или других материальных предметах, но и душевном состоянии, человеческой энергии.
Бескорыстие
Хорошая сторона человека, обозначающая отсутствие стремлений получать выгоду от своих поступков. Искренней личности не так важна «нажива». Она помогает другим и не требует ничего взамен.
Вежливость
Уважение к окружающим, проявляемое даже в ситуациях, не предполагающих учтивости. К слову, такое качество сильно раздражает плохих индивидов. Ведь они хотят вывести на конфликт, а вежливый собеседник выстраивает барьер, отсекающий возможность ссоры.
Верность
Свойство, означающее преданность не только близким, но и своим взглядам и принципам. Это важный пункт в связи мужчины и женщины, ведь между ними нередко возникает такое отрицательного чувство, как ревность. Характеристика указывает на постоянство и надежность, а значит повышает доверие к избраннику.
Воспитанность
Правильное поведение в обществе, хорошие манеры. Такой человек вежлив со всеми, независимо от их социального положения. Он уважает природу, чужое имущество, социум. За него не будет стыдно.
Дисциплинированность
Такой индивид умеет соблюдать требования и придерживаться определенного распорядка. Он знает, как грамотно распорядиться собственным временем, чтобы успевать сделать все дела.
Доброта
Без этого свойства список положительных человеческих качеств был бы неполным. Оно проявляется в ласке и заботе к людям, отзывчивости, желании оказать помощь и прийти на выручку в трудных ситуациях, не думая о выгоде. Это очень ценная черта, зачастую вызывающая ответные действия.
Дружелюбие
Такая личность стремится к приятному общению, в ее поведении проявляется открытость и участливость. Благодаря доброжелательности можно легко завести огромное количество новых знакомств.
Коммуникабельность
Умение устанавливать контакт и входить в любую компанию и коллектив. Это полезная черта в жизненной области, будь то работа или различные мероприятия. Такой человек вряд ли останется один, ведь он может найти общий язык с любым.
Ответственность
Те, кто не боится брать на себя обязательства, проявляют самостоятельность и зрелость. Это отсутствие страха перед серьезными решениями и оценкой их последствий, а также умение отвечать за то, что поручено совершить. Так, муж ответственен за семью, мама – за ребенка, работники – за поставленные задачи.
Психолог Дарья Милай
Отзывчивость
Готовность прийти на выручку в трудной жизненной ситуации, откликнуться на просьбу без корысти. Преимущество черты в том, что личность проявляет свою доброту, улучшает собственное самоощущение и заслуживает одобрение окружающих.
Пунктуальность
Время – ценный ресурс. И те, кто включает в свой список такое положительное качество личности, бесспорно, уникальны. Данная характеристика относится к исключению опозданий, соответствие требованиям и выполнение всех договоренностей.
Решимость
Это навык осуществлять задуманные планы, не бояться сложных решений, не поддаваясь тревоге и опасениям. Индивид умеет откинуть все сомнения перед серьезным шагом и проявить силу воли. Свойство тесно перекликается с крепостью духа и смелостью.
Самокритичность
Человек не считает свои взгляды и мнения единственно верными, адекватно оценивает собственные возможности и способности, а также трезво относится к чужому мировоззрению. Однако следует придерживаться «золотой середины». Ведь чрезмерное чувство указывает на пониженную самооценку.
Скромность
Отсутствие желания ставить себя выше остальных. Согласитесь, что гораздо приятнее общаться с успешными людьми, которые не хвастаются достоинствами на каждом углу, а придерживаются тактичного поведения в обществе. Однако такое свойство имеет место быть не только из уважения к другим, но и из-за стеснительности.
Смелость
Есть поговорка, что смелый ничего не боится. Это не совсем так. Полнейшее отсутствие страха – это безрассудство либо признак психического расстройства. Примером описываемого качества человека является способность действовать, не поддаваясь волнению и опасениям. Ведь пожарные тоже могут пугаться огня, однако выполняют свой профессиональный долг.
Справедливость
Чувство беспристрастности. В основании характеристики лежит четкое понимание добра и зла. Справедливые люди придерживаются законов вознаграждения за хорошие поступки и наказания за плохие. Исключая субъективность, они оценивают события согласно развитым внутри принципам морали и нравственности. Ведь обладать этим свойством можно только при наличии объективности.
Толерантность
Есть те, кто приписывает этот пункт к группе отрицательных исходя из личных предубеждений. Однако терпимость к окружающим исключает возможность делить их по этносам, вероисповеданию, нациям или ориентации. Такая личность не ставит под сомнение чужую точку зрения и не позволяет себе грубо относиться к другим. В нашем мире это очень ценное умение.
Трудолюбие
Отсутствие лени и позитивное отношение к работе. Это не только готовность отдать свое время и энергию для труда, но и делать это, получая удовольствие от процесса. Ведь тот, кто пытается избежать обязанностей или выполняет задачи плохо и без интереса – головная боль целого коллектива.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Уважение к другим
Это признание чужого мнения и взглядов. Проявление почтения указывает на то, что человек принимает личность во всех. На службе это свойство обязательно, так как оно обеспечивает дисциплину и развивает субординацию.
Уверенность
Положительная оценка собственных способностей, решимость и возможность управлять собой в двусмысленных ситуациях. Уверенный индивид без страха выступает на публике, точно знает себе цену и умеет сдерживаться в конфликтах.
Упорство
Умение идти прямо к цели и достигать ее любой ценой. Такое свойство присуще тем, кто не боится трудностей и преград, не пасует перед неудачами. Настойчивость для осуществления планов указывает на твердый стержень и непоколебимость характера. Такие личности достигают больших высот благодаря лишь собственным усилиям.
Честность
Исключение обмана к себе и окружающим. Она говорит о надежности, воспитанности и порядочности. С таким другом не стоит опасаться предательства, ведь он всегда уважает всех и считает, что лучше сказать правду, даже если она не будет приятна собеседнику.
Чувство собственного достоинства
Высокое качество, присущее человеку, умеющему оценить свои возможности, понимающему свою значимость и ценность в обществе, а также обладающий самоуважением. Он вряд ли сможет решиться на ложь или плохой поступок, держит себя в руках при любом конфликте. Для него на первом месте стоит не мнение других, а оценка своих действий.
Юмор
Восприятие любого события, с комической точки зрения. Еще важнее – находить подобную сторону во всем. С таким индивидом намного легче общаться, да и жить становится проще. Такая черта – явный признак душевного равновесия. Сюда же можно отнести самоиронию – умение принимать в себе даже недостатки и смело говорить о них.
Терпеливость
Способность оставаться спокойным в конфликтной ситуации, храбро переносить несчастья и другие страдания, воздержание от агрессии. Настоящее терпение предполагает тактичность и внутреннюю стойкость. Это проявление разума, так как сохраняя хладнокровие, легко можно справиться с проблемой.
Эмпатия
Характеристика, проявляющаяся в навыках понимать психоэмоциональное состояние других, выражать сочувствие и сопереживание, проникать во внутренний мир. Это свойство сильной личности, умеющей ощутить остроту чужих опасений и переживания. Но важно не отвернуться от близкого, а настроиться на его эмоциональную волну, выслушать и поддержать.
Нравственность
Это «фундамент» человечности в любом обществе. Нравственный индивидуум следует определенным духовным принципам: совесть, долг, честь, справедливость и прочее. Это истинное достоинство людей, вызывающих всеми своими поступками уважение и любовь. Аспекты, которым придерживается индивид, находятся в нем самом и проступают в его взглядах на жизнь.
Искренность
Умение показывать настоящие чувства, проявлять чистоту действий и не стесняться этого. Это намерение действовать без лжи и обмана, эгоистических признаков. Такой собеседник способен слушать и слышать товарища, открыто воспринимает новую информацию, точно излагает мысли. В совокупности со сдержанностью, воспитанностью и деликатностью составляет высокие качества любой сильной личности.
Рассудительность
Интеллектуальное свойство, навыки пользования умом и жизненным опытом при анализе последствий, событий и поступков, а также получение при этом соответствующих выводов. Рассудительный индивид трезво оценивает происходящее, понимает суть явлений и здраво о них рассуждает.
Целеустремленность
Это активное устремление на достижение установленной цели и получение хорошего результата. Такой индивидуум знает, чего он хочет и за что старается бороться. Ясность ума помогает ему проанализировать ситуацию и идти вперед, невзирая на преграды. Также характеристика означает присутствие определенных убеждений, от которых не отступают ни при каких обстоятельствах.
Оптимизм
Эта черта отлично впишется в графе «Мои положительные качества». Оптимистичный человек считает, что окружающий мир, несмотря на его недостатки, все равно является лучшим. Он находит положительные стороны во всем, умеет видеть в жизни только хорошие ее грани, верит в успех и благополучие. Такая личность имеет глубокое доверие к другим, акцентирует внимание исключительно на благоприятных моментах, но при этом не старается закрыть глаза на трудности.
Жизнерадостность
Это всегда бодрый настрой, умение видеть огромные радости даже в малом. Жизнерадостному индивиду не нужно много денег, больших домов и дорогих машин. Он с улыбкой встречает новый день и полностью уверен, что сегодня случится нечто хорошее. Ведь он осознает всю ценность своего существования и воспринимает это как высшее благо.
Список позитивных качеств человека: прилагательные и характерные слова по алфавиту
На моей консультации мы подробнее разберем каждый пункт и постараемся найти эти характеристики в себе. Но для ознакомления я дам краткий перечень достоинств, отлично подходящих для определения своего «Я».
Задайте вопрос
А, Б, В:
- Авторитетный – вызывающий уважение, умеющий правильно себя держать в обществе, представительный.
- Активный – тот, кто не умеет и не любит сидеть сложа руки. Он всегда находится в центре событий и занят делом.
- Атипичный – отличающийся от остальных, неординарный.
- Благополучный – имеющий исключительные навыки, добрые и бескорыстные.
- Бойкий – тот, кто обладает ярким, неусидчивым характером.
- Бодрый – подвижный человек, исключающий усталость из ряда своих ежедневных забот.
- Вежливый – воспитанный и тактичный, умеющий подбирать правильные слова и действия, чтобы не обидеть собеседника.
- Внимательный – трепетно относится к другим, их мнениям, взглядам и желаниям, а также к происходящим явлениям.
Г, Д:
- Гармоничный – отличающийся изысканностью, душевным равновесием и вкусом.
- Гостеприимный – тот, кто всегда рад принять у себя гостей.
- Дальновидный – смело смотрящий в будущее и уверенно строящий планы.
- Деликатный – тот, кто не может нанести обиду, подбирает нужные выражения.
- Добродушный – питающий любовь к природе и людям, не терпящий ненависти и зла.
- Дружелюбный – человек, любящий своих друзей, уважающий и ценящий их.
Ж, З, И:
- Жизненный – чувственный и открытый.
- Заботливый – умеющий дарить радость другим и получающий от этого удовольствие.
- Застенчивый – стеснительный.
- Изумительный – удивляющий словами и поступками.
- Искренний – говорящий правду, даже если она неприятна, и не скрывающий чувств.
- Инициативный – берущий инициативу в свои руки и быстро принимающий решения.
- Ироничный – обладающий отличным чувством юмора.
К, Л, М:
- Креативный – умеющий генерировать необычные идеи, творческий.
- Коммуникабельный – общительный, легко находящий общий язык.
- Красноречивый – тот, кто красиво говорит, умеет убеждать.
- Кропотливый – «дотошный», аккуратный.
- Ласковый – с нежностью и любовью относящийся к другим.
- Любознательный – стремящийся узнать новое, расширить свой кругозор.
- Мудрый – рассудительный, сохраняющий ясность ума при любых обстоятельствах.
Н, О, П:
- Незабываемый – эффектный, тот, кого невозможно выкинуть из головы.
- Незаурядный – кто умеет выделяться из толпы.
- Неординарный – отличающийся своими возможностями и внешним видом.
- Обаятельный – приятная личность во всех отношениях.
- Отзывчивый – тот, кто всегда придет на помощь в трудной ситуации.
- Остроумный – находчивый, изобретательный.
- Привлекательный – нравится другим благодаря внешности, поведению, навыкам.
- Профессиональный – знающий свое дело, обладающий индивидуальными способностями.
Р, С, Т:
- Радостный – позитивный, дарящий радость другим.
- Разносторонний – любопытный, любящий узнавать новое.
- Решительный – храбрый, быстро и уверенно принимающий решения.
- Серьезный – тот, кто ответственно относится к поставленным задачам.
- Спокойный – обладающий тихим и скромным характером.
- Тактичный – знающий меру.
- Творческий – с креативным мышлением и неординарными способностями.
- Требовательный – определяющий конкретные правила и требования и упорно следующий им.
У, Ф, Х:
- Уверенный – отбрасывающий сомнения и идущий к собственным целям.
- Уникальный – тот, кто не похож на остальных.
- Утонченный – имеющий «высокое» чувство стиля.
- Феноменальный – человек с персональными навыками.
- Хозяйственный – проявляющий заботу в доме, создающий комфорт и уют.
Ц, Ч:
- Целеустремленный – индивид, знающий себе цену и добивающийся желаемого.
- Человечный – отзывчивый и добрый.
- Чувственный – обладатель тонкого душевного строя, не боящийся проявлять эмоции.
- Чуткий – тот, кто умеет чувствовать мир и окружающих.
Щ, Э, Я:
- Щедрый – делящийся благами, радушный.
- Щепетильный – внимательный и аккуратный, выполняющий задачи добросовестно.
- Энергичный – активный.
- Ясный – тот, кто не омрачен неприятностями.
Итак, в этой статье я рассказала, какие бывают качества в людях. Список поможет лучше узнать себя, близких и знакомых, а также подкинет новые идеи для составления резюме.
Личная консультация
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию Онлайн консультация
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Н. Б. Назарова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье рассматриваются характерные черты зависимой личности с целью своевременной и эффективной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков «группы риска».
Ключевыге слова: подростки с девиантным поведением; аддиктивная личность; наркомания.
шая часть взрослого населения, безотносительно к этнической принадлежности, профессиональному статусу и уровню благосостояния, имеет травмирующий опыт тяготящей зависимости. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными дозами алкоголя, он все равно находит для себя лазейку в круговерти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние». Таким состоянием может быть азартная игра или будоражащий нервы экстрим. Все это играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения у подрастающего поколения.
Основной особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случае обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обычной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации . Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим .
Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна, и добровольна. Подросток страдает от невозможности избавиться от нее, и в то же время только он сам может принять окончательное решение об освобождении. Бо© Назарова Н. Б., 2009
Десакрализация человеческих ценностей, обесценивание чувств любви и добра, духовная незрелость являются злободневными вопросами современного общества. Из всех стоящих перед человечеством затруднений едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой оказывается проблема психологической зависимости. «Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. Современному обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия» .
По данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые, поскольку в выраженной форме аддиктивное (зависимое) поведение имеет такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации среди современных подростков. Сегодня боль-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лее того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями. Церковь называет это бесов-ством, материалистическая наука — наркоманией и алкоголизмом.
Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа, который и является символом проблемы. Как правило, в случае сильной мотивации подростка на отказ от употребления он имеет агрессивный, угрожающий характер и изображается, например, в виде монстра с красными глазами, копытами, густой шерстью. В случае отрицания проблемы зависимость передается образом, который отражает достаточно лояльное отношение человека к ней. Часто это пушистый зверек: зайчик, белка, кошка. В случае категорического отказа подростков от лечения символом зависимости выбирается орел, ворона или пантера. Наконец, в случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости изображается, с одной стороны, демоническим, а с другой — жалким, потрепанным, например, в виде черта со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками.
Как двойник человека образ зависимости несет информацию о его чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. В ходе психологического консультирования зависимость принимается как часть собственного «Я», меняется, что свидетельствует о ее ослаблении; постепенно создается почва для восстановления контроля над поведением на основе нового образа «Я». В народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком, неумеренно употребляющим алкоголь, бытует уже давно. В древних литературных текстах он выступает в разных обличиях: Горя-Злосчастия, Хмеля и др., однако у всех них просматриваются бесовские черты. Так, Хмель заявляет, что владеет всеми, кто упивается: «Мудрую ими
яко же хочу». Процесс овладения человеком раскрывается им так: «Одна малая чашка — во здравие, другая — на веселие, третья — во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую — тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнут желать много пития» .
Ю. М. Орлов различает поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение: «Образ — это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры)» . Управление поведением в таком случае сводится к управлению образами нашего сознания; источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости (образ своего зависимого «Я»), что повышает чувствительность к проблеме .
Рассмотрим более подробно одну из наиболее опасных форм аддиктивного поведения — наркотическую зависимость. Как показывает исследование Е. В. Змановской, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы . Формирование философии наркомании во многом происходило под влиянием взглядов Т. Лири на природу человека и понимания жизненных задач. Объявленный современниками психоделическим пророком, Т. Лири главной задачей человеческой жизни считал достижение чувственного необусловленно-
№ 4, 2009
го наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и ней-роэлектрического экстаза. Достичь этих состояний, по его мнению, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, психотерапии Перлза, психогенетических хирургических операций и электрического раздражения мозга . Т. Лири был лишен права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования со своим сознанием с применением LSD. Однако философия психоделического подхода к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, провозглашая наслаждение жизненной задачей человека.
Российские и зарубежные ученые выделяют следующие клинические признаки наркотической зависимости: непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества; сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема; употребление с целью смягчить синдром отмены; повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах); снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах); игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков; психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления .
Среди мотивов первичного употребления выделяются: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), субмиссивные (стремление к принадлежности и одобрению группы), гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (повышение тонуса и самооценки), псевдокулътур-ные (демонстрация какого-то качества, например взрослого поведения), позна-вателъно-исследователъские (любопытство, стремление к новым впечатлениям) .
Дж. Ханзян в качестве ведущих проблем химически зависимых называет базовые трудности саморегуляции в че-
тырех основных сферах: чувств, самооценки, взаимоотношений, заботы о себе . Характерные черты аддиктив-ной личности подростков наиболее ярко прослеживаются во взаимоотношениях. Аддиктивные подростки не чувствуют себя «хорошими», и это мешает им иметь удовлетворяющие их отношения с другими людьми.
Химические вещества выступают мощным средством против внутреннего чувства пустоты и дисгармонии. Скрывая свою уязвимость, дети, склонные к зависимости, используют такие защитные механизмы, как избегание, отрицание, отказ от реальности, утверждение собственной самодостаточности, агрессия и бравада . По Х. Когуту, «наркотик служит замещением дефекта в психологической структуре» .
Очевидное личностное нарушение, связанное с наркотиками, — это нарушение способности заботиться о себе. Оно проявляется в «наплевательском» отношении к себе, в игнорировании смертельно опасных последствий употребления наркотика и в конечном счете в мощной саморазрушительной тенденции. Как утверждает Е. В. Змановская, большинство героиновых наркоманов знакомы со статистическими фактами, согласно которым средняя продолжительность жизни употребляющего героин — 7 лет, его неизменные спутники — СПИД, гепатит или передозировка, героин — это смерть, а его употребление — вариант самоубийства. Однако знание трагических последствий плохо помогает, и даже смерть от наркотиков близких друзей не всегда может остановить наркомана .
Современные подростки с девиантным поведением все чаще оказываются аддиктивными личностями и представляют серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
По мнению И. С. Кона, социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в некоторой степени совпа-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дают для разных его форм. К ним он причисляет школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами признаются локус контроля и уровень самоуважения .
Современные ученые все чаще акцентируют внимание на имеющемся дефиците знаний о деструктивной сущности аддиктивного поведения подростков . Например, не каждый учитель сегодня может внятно прокомментировать, кто из учеников попадает в «группу риска», и перечислить причины, порождающие различные формы отклонений. Отмечается также тенденция не вмешиваться во внутренний мир трудных подростков; взрослые опасаются влиять на мировоззрение детей «группы риска», мотивируя это демонстрируемой жестокостью несовершеннолетних. Учителя, испытывая повышенные нервные нагрузки при низкооплачиваемом труде, видят в активности детей угрозу своему профессиональному самолюбию, поэтому пытаются подавить детскую энергию. Появляющаяся дистанция между воспитателем и воспитанником не способствует доверительным отношениям. Большинство учителей с удовольствием работают с послушными, «удобными» учениками, но, как показывает время, из таких детей часто вырастают зависимые от кого-то (начальника-самодура) или чего-то (алкоголя или наркотиков) люди. Таким образом, недополученные в детстве любовь и одобрение компенсирует патологическая зависимость.
Как бы ни пугал родителей и педагогов подростковый возраст, его наступление неизбежно. Греческому слову «кризис» в китайском языке соответствуют иероглифы, обозначающие «риск, опасность» и «возможность». Кризис — это, прежде всего, поворотный момент в жизни человека, возможность заново построить отношения с миром. Американский психолог Э. Эриксон признавал, что наибольшее количество психологических
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
кризисов приходится на первые 15 лет жизни человека. Развитие подростка происходит скачками и характеризуется яркими быстрыми изменениями в его поведении и психике. Переживая этот возрастной период, ребенок одновременно хочет и стать взрослее, и оставаться маленьким. Брать ответственность за свое поведение подростку становится крайне невыгодно, поэтому временами он инфантилен, неуверен в себе, зависим от друзей и близких, несамостоятелен. Все чаще ребенка начинают интересовать сверстники противоположного пола и вопросы, связанные с сексуальным поведением людей. Подросток испытывает одновременно интерес к окружающему миру и тревогу по поводу своего места и роли в нем.
В заключение отметим, что профилактика зависимого поведения более эффективна, нежели грамотные и высокопрофессиональные попытки разрешения вышеобозначенной проблемы, и в первую очередь входит в обязанности семьи. Современные подростки кроме материальных благ нередко лишены любви и элементарной заботы, им не хватает человеческого участия родителей в деле воспитания. Ни телевизор, ни компьютер не заменит им искренности отношений, не научит их ценить жизнь, не объяснит им смысла бытия, не приведет их к гармонии между мыслями и чувствами, словами и поступками. Лишь книги — вечные спутники человека разумного бескорыстно компенсируют недостающие знания, помогая подростку выжить в сложном мире, осознать причины непонимания между родителями и детьми, смириться с мыслью о неизбежности конфликтов со сверстниками, найти свое место в мире и достойно занять его, веря в себя и свои силы. Главное, чтобы подросток знал об их существовании и был способен к самопознанию, не воспринимал жизнь как нечто сытное, сладкое, лишенное проблем, а был бы готов к встрече с трудностями, мог противостоять ударам судьбы, сопротивляться искушениям.
№ 4, 2009
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. — М. : Политиздат, 1987. — 319 с.
2. Данилин, А. Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости / А. Г. Данилин. — М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 521 с.
3. Егоров. Ю. А. Расстройства поведения подростков / Ю. А. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб. : Речь, 2005. — 448 с.
4. Змановская, Е. В. Девиантология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Змановская. — М. : Изд. центр «Академия», 2007. — 288 с.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 252 с.
6. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — М. : Медпресс, 2001. — 432 с.
7. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — Женева ; СПб., 1998.
8. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. — М. : Просвещение, 1991.— 287 с.
9. Послание о Хмеле // Памятники литературы древней Руси. ХУ11 век. Кн. 2. — М. : Худож. лит., 1989. — 736 с.
10. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2007. — 592 с.
11. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с.
12. Психология подростка : полн. рук. / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 512 с.
Поступила 27.12.08.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ВМХ-СПОРТЕ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Е. В. Акайкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
Автором рассматриваются пути совершенствования методов развития скоростно-силовых качеств гонщиков в ВМХ-спорте. Приводятся результаты педагогического эксперимента по применению биомеханического стимулятора в тренировочном процессе.
Ключевыге слова: скоростно-силовые качества; ВМХ-спорт; биомеханическая стимуляция; трениро-
вочный процесс.
Научно-технический прогресс, современные научно обоснованные методы тренировки, постоянно улучшающиеся условия жизни, а также стремление человека к постоянному совершенствованию, и в первую очередь к физическому, являются основой неудержимого развития спорта, совершенствования методики тренировки.
Очевидно, что дальнейший рост спортивных результатов требует постоянного совершенствования методики тренировки. Если долгое время применять одни и те же упражнения, организм спортсмена постепенно адаптируется к ним. Для преодоления такой адаптации необходимы новые пути улучшения физических качеств. Одним из них может быть использование комплексной про-
граммы с применением силовых и скоростно-силовых упражнений различного по масштабам воздействия, выполняемых на тренажерных устройствах. Они позволяют избирательно воздействовать на различные группы мышц, в том числе отстающие.
Анализ деятельности гонщиков на соревнованиях по ВМХ-спорту, а также опрос ведущих тренеров России показывают, что спортивные результаты у юных гонщиков зависят от уровня скоростносиловых качеств и технической подготовки. Ввиду технической сложности этого вида спорта большая часть подготовительного периода спортсменов ВМХ тратится на обучение и совершенствование техники экстрим-спорта, а повышение специальных физических качеств