Государственные гарантии по оплате труда
Конституция РФ устанавливает: «Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ч. 3 ст. 37). Данные конституционные положения конкретизируются и реализуются в законах, важнейшим из которых является Трудовой кодекс, и иных нормативных правовых актах, изданных в соответствии с законами, посредством которых устанавливаются государственные гарантии по оплате труда работников.
Надо отметить, что действующее трудовое законодательство впервые нормативно устанавливает гарантии по оплате труда, при этом, они не просто декларируются, а обеспечиваются государством.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):
- – величина минимального размера оплаты труда;
- – меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- – ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- – ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- – обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
- – федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
- – ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
- – сроки и очередность выплаты заработной платы.
Открытый перечень основных минимальных государственных гарантий по оплате труда установлен ТК РФ. Они могут быть расширены на коллективно-договорном, локальном и индивидуально-договорном уровнях правового регулирования трудовых отношений.
Одной из важнейших государственных гарантий является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он выполняет две функции:
- – защищает работников от низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы;
- – является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.
Минимальный размер оплаты труда является величиной не постоянной и устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 2 декабря 2013 г.) с 1 января 2014 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 руб. в месяц. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мерс роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом, обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.
Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13% (ст. 224 НК РФ). Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например, на каждого несовершеннолетнего ребенка; социальные, например, на оплату медицинских услуг или обучения; имущественные, например, на приобретение квартиры и т.п.
Важной гарантией обеспечения трудовых прав работников является норма, предусматривающая ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно действующему законодательству выплата заработной платы по общему правилу производится в денежной форме (в валюте Российской Федерации). И только в порядке исключения, в соответствии с коллективным договором или индивидуальным трудовым договором, по письменному заявлению работника оплата труда может быть произведен в неденежной форме. Но при этом доля «натуральной» заработной платы не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной только при следующих обстоятельствах:
- – имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме;
- – заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы;
- – выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
- – подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
- – при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.
Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.
При установлении выплаты заработной платы в натуральной форме учитываются и положения Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» (Женева, 1 июля 1949 г.). Она предусматривает, что частичная выплата заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной (п. 1 ст. 4). При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а стоимость товара не была завышена.
В современных условиях, когда рынок может привести к неплатежеспособности хозяйствующих субъектов, установление гарантий для работников в получении ими заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности является весомым вкладом в защиту трудовых прав. Данная Конвенция предусматривает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, будут пользоваться положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который будет определен национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать их долю. Порядок очередности погашения привилегированного кредита, представляющего собой заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита должен определяться национальным законодательством (ст. 11).
Вместе с тем следует отметить, что российское трудовое законодательство не достаточно последовательно в этом случае. Декларируя данную гарантию, ТК РФ не устанавливает механизма ее обеспечения. В то же время, в законодательной практике других государств существование гарантийных институтов для заработной платы (именно в трудовом праве) предусмотрено. Например, ст. 76 ТК Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 «Резервный фонд заработной платы» предусматривает следующее правило: для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы.
Важной гарантией соблюдения трудового законодательства является институт государственного контроля (надзора) за полной и своевременной выплатой заработной платы. Несмотря на то что ТК РФ предусматривает различные способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352) (среди них – самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами и др.), государственный контроль (надзор) являются самым действенным из них. Государственному контролю (надзору) и ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена гл. 57 ТК РФ.
Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, в том числе сроков и очередности выплаты заработной платы, – еще одна гарантия оплаты труда. Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для самого работодателя, так и для его должностных лиц. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ). Наиболее неблагоприятной по своим последствиям является уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ. Она устанавливает санкции за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, – наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, – наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Указанные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, – наказываются штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
- В указанной статье есть примечание: «Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы».
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Данные положения конкретизируются в законах, важнейшим из которых является ТК РФ, и в подзаконных нормативных актах, изданных в соответствии с законами.
Так, согласно 130 статье ТК РФ государство как один из участников трудовых отношений предоставляет работникам государственные гарантии по оплате труда:
«В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы».
Указанные государственные гарантии конкретизируются в федеральных законах или в специальных статьях ТК РФ, как, например, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (статья 134 ТК РФ). Подробнее комплекс данных государственных гарантии будет рассмотрен по тексту настоящей книги.
Государство установило минимум гарантий по оплате труда, который не может быть снижен ни правовыми (коллективные договоры и соглашения), ни локальными нормативными актами, ни индивидуально-договорным регулированием.
Важнейшей из установленных государством гарантий является минимальный размер оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда работника полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.
Согласно статье 129 ТК РФ:
«Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда».
В соответствии с частью 1 статьи 132 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:
«потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» (статья 1).
А также устанавливает порядок и периодичность определения потребительской корзины и прожиточного минимума.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ (до размера прожиточного минимума трудоспособного населения), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.
При этом обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день федеральный закон, который устанавливает порядок введения МРОТ на уровне прожиточного минимума, не принят.
В то же время отсутствуют нормы, запрещающие индексировать МРОТ или тарифные ставки (оклады) первого разряда в соответствии с размером прожиточного минимума трудоспособного населения на других уровнях правового регулирования оплаты труда. Поэтому данный вопрос возможно решить с помощью договорного регулирования — коллективного договора, соглашения — в порядке социального партнерства (смотрите раздел 1.2. книги Правовые основы оплаты труда).
Например, пункт 3.5. «Федерального отраслевого соглашения по организациям информационных технологий и связи Российской Федерации на 2006 — 2008 годы», заключенного 29 декабря 2005 года содержит следующее положение:
«Конкретный уровень минимального размера оплаты труда работников устанавливается с учетом достигнутого уровня и результатов финансовой деятельности организаций при заключении коллективных договоров и соглашений».
Таким образом, до принятия федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения на территории Российской Федерации МРОТ в размере прожиточного минимума, следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон №82-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона №82-ФЗ с 1 мая 2006 года МРОТ устанавливается в сумме 1 100 рублей в месяц.
Одновременно статьей 2 Закона №82-ФЗ субъектам Российской Федерации (за исключением субъектов — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий вышеуказанный и являющийся обязательным для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации.
При этом установление более высокого размера МРОТ допускается исключительно путем принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Более высокий уровень МРОТ в субъектах Российской Федерации обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в следующих Определениях: Определение Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 года №60-Г06-8; Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 года №92-Г06-1; Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 года №84-Г05-6, признала законы субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, указывая на то, что субъекты Российской Федерации, являющиеся получателями дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не вправе осуществлять собственное правовое регулирование минимального размера оплаты труда.
Отметим, что при рассмотрении положений статьи, обязывающих выплачивать заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, возникло большое количество вопросов и разногласий.
По этому поводу приведем следующий пример.
Пример из консультационной практики ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
Клиент обратился в ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» со следующим вопросом: Каков минимальный оклад по оплате труда допускается в г. Москве?
По данному вопросу были даны следующие разъяснения.
В московском регионе по вопросу МРОТ были приняты следующие нормативно-правовые акты:
Закон города Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» (далее — Закон №44).
Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» (Законом г. Москвы от 15 сентября 2004 года №54 «О признании утратившим силу закона города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» признан утратившим силу).
На основании пункта 9 статьи 9 Закона №44 все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с соглашением в 30-дневный срок со дня его опубликования, считаются присоединившимися к нему.
Поэтому если Ваша организация не подала письменное заявление в МТК в течение месяца после указанных дат, то, по умолчанию, она присоединилась к нему.
В соответствии с пунктом 2.1. Московского трехстороннего соглашения на 2006 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года №934-ПП (далее — Постановление Правительства Москвы №934-ПП), установлен городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты с 1 мая 2006 года 4100 рублей и с 1 сентября 2006 года 4900 рублей.
На основании изложенного, практически все организации, зарегистрированные в г. Москве, должны применять положения о повышенном МРОТ.
При этом обращаем Ваше внимание на спорность данного вопроса.
Как уже указывалось, согласно пункту 9 статьи 9 Закона №44 действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
Но на наш взгляд, подобный порядок присоединения к соглашению противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ.
В частности, в соответствии со статьей 48 ТК РФ «По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению». Кроме того, «если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя».
Таким образом, процедура присоединения к Соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении, предусматривает следующие условия:
ü процедура предусмотрена только для соглашений федерального уровня;
ü предложение присоединиться должно быть официально опубликовано руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования;
ü письменный отказ работодателя должен быть представлен в федеральный орган исполнительной власти по труду в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения присоединиться, а не самого Соглашения как это указано в Законе №44.
То есть, согласно статье 48 ТК работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не «по умолчанию», то есть в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).
Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно нормы Закона №82-ФЗ (с 1.05.2006г. — 1100 рублей в месяц).
В связи с изложенным, по нашему мнению, МРОТ, установленный пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы №934-ПП, обязателен только для тех работодателей, которые являются его участниками.
На основании вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что в случае, если Вы не применяете повышенного МРОТ, установленного в г. Москве, то, возможно, Вам придется отстаивать свою позицию в судебном порядке (аргументы защиты мы привели).
Окончание примера.
Итак, МРОТ, размер которого превышает «федеральный» уровень, является обязательным для всех работодателей региона лишь в том случае, если он установлен законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, а не соглашением.
В большинстве же случаев при установлении сотрудникам заработной платы необходимо руководствоваться положениями Закона №82-ФЗ, то есть заработная плата сотрудников с 1 мая 2006 года не должна быть ниже установленных 1000 рублей в месяц. На сегодняшний день государство, не смотря на декларативность нормы в части 1 статьи 132 ТК РФ (МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения), гарантирует каждому работающему по трудовому договору оплату труда не ниже установленного размера МРОТ.
При этом согласно статье 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Работодатели, использующие тарифную систему оплаты труда, также должны устанавливать размер тарифных ставок (должностных окладов) первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ.
При этом размер базовых окладов (базовых должностных окладов) работников государственных и муниципальных учреждений, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников также не может быть ниже МРОТ.
Исключением является случай, указанный в 155 статье ТК РФ:
«При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы».
Отметим, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер заработной платы работника за месяц также может быть меньше МРОТ, поскольку оплата труда работника в этом случае производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (статья 93 ТК РФ).
Часть 2 статьи 133 ТК РФ определяет источники финансирования для установленного федеральным законом МРОТ:
«Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов;
другими работодателями — за счет собственных средств».
Кроме того, государство в централизованном порядке устанавливает:
1. порядок сохранения и исчисления среднего заработка;
2. размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, на основе которых определяется заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений;
3. общий порядок выплаты заработной платы;
4. ограничение удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в неденежной форме;
5. гарантийные и компенсационные выплаты, которые предусмотрены ТК РФ:
а) за выполнение работ в особых условиях, к которым относится:
¨ труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
¨ труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
б) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных:
¨ выполнение работ различной квалификации;
¨ труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
¨ сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных в разделе VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ, положения об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ.
Так, в разделе VII «Гарантии и компенсации» ТК РФ специально выделяются случаи, когда работникам предоставляются гарантии и компенсации:
¨ при направлении в служебные командировки;
¨ при переезде на работу в другую местность;
¨ при исполнении государственных или общественных обязанностей;
¨ при совмещении работы с обучением;
¨ при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
¨ при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
¨ в некоторых случаях прекращения трудового договора;
¨ в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
¨ в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом соответствующие выплаты при предоставлении гарантий и компенсаций, установленных законом производятся за счет средств работодателя.
Только в случае, когда работник привлекается для исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), органы и организации, в интересах которых работник исполняет данные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, гарантии и компенсации по оплате труда предусмотрены для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, например, для беременных женщин, для работников в возрасте до восемнадцати лет, для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате и другие.
Таким образом, централизованное регулирование оплаты труда устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав. Все остальные условия оплаты труда: система и форма оплаты труда, система премирования, компенсационные выплаты и прочие льготы определяются самостоятельно, по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.
Оплаты труда работников на локальном уровне, а также при индивидуально-договорном способе их регулировании должны устанавливаться с учетом гарантий и требований, законодательно установленных государством.
- ЧАСТЬ III. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
- Раздел VI. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
- Глава 20. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Раздел VI. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (ст. ст. 137, 138 ТК РФ).
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).
Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно ст. 3 данного Закона МРОТ применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2009 г. он составляет 4330 руб. Это означает, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе и северных надбавок и районных коэффициентов, не может быть ниже указанного размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы.
См. все связанные документы >>>
1. В соответствии со ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
2. В ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм.) установлен МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый
для регулирования оплаты труда, а также для определения
размеров пособий по временной нетрудоспособности
Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда Сумма минимального
размера оплаты
труда
(руб., в месяц) Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда
с 1 января 2009 г. 4330 ст. 1 Федерального закона
от 24.06.2008 N 91-ФЗ
с 1 сентября 2007 г. 2300 ст. 1 Федерального закона
от 20.04.2007 N 54-ФЗ
с 1 мая 2006 г. 1100 ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 сентября 2005 г. 800 ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 января 2005 г. 720 ст. 1 Федерального закона
от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 октября 2003 г. 600 ст. 1 Федерального закона
от 01.10.2003 N 127-ФЗ
с 1 мая 2002 г. 450 ст. 1 Федерального закона
от 29.04.2002 N 42-ФЗ
с 1 июля 2001 г. 300 ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ
с 1 января 2001 г. 200 ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г. 132 ст. 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ
3. В Великобритании, например, требование Закона о равной оплате 1970 г., выражающее принцип равных возможностей (equal opportunities), заключается в том, что мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность, должны получать равную плату за одинаковую работу или работу, которая считается эквивалентной. Работа расценивается как эквивалентная, если работодатель провел исследование в целях оценки работы его служащих с точки зрения требуемой квалификации, затрат труда и степени ответственности, по результатам которого работа женщины получила ту же оценку, что и работа, выполняемая мужчиной, или если независимый эксперт, назначенный судом по рассмотрению производственных конфликтов (industrial tribunal), признал обе работы равноценными.
4. Перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя приведен в ст. 138 ТК.
5. Ограничение оплаты труда в натуральной форме установлено в ст. 131 ТК: доля выплаты в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.
6. В основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 — 2030 гг. приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации дается следующий прогноз развития отношений по оплате труда.
Ежегодный рост реальной заработной платы в 2011 — 2020 гг. составит 7,6 — 9,7%, в целом по экономике к 2020 г. она возрастет по сравнению с 2007 г. в 3,3 раза. Реализация инновационного сценария даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. В результате этого снизится резкое превышение уровня оплаты труда в сырьевых производствах и финансовой деятельности по сравнению с другими отраслями. Разрыв в заработной плате по группе обрабатывающих производств по отношению к заработной плате по группе добычи полезных ископаемых сократится с 2,3 раза в 2006 г. до 1,5 раза в 2020 г., по финансовой деятельности по сравнению со средней по экономике — с 2,7 до 1,9 раза соответственно.
В долгосрочной перспективе, до 2020 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.
В среднесрочной перспективе, до 2011 г., предусматривается увеличение реальной заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза (в свете реализации задачи, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г.). Это будет обеспечиваться соответствующей индексацией оплаты их труда и реализацией дополнительных мер по повышению заработной платы в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.
Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать и проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом видов экономической деятельности, предусматривается переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы.
В структуре доходов населения по инновационному сценарию предусматривается повышение доли официальной заработной платы с 37,6% в 2007 г. до 42,4% в 2020 г. Увеличится также доля социальных трансфертов — к 2020 г. более чем на 15% по сравнению с 12,6% в 2007 г., что связано с ростом в структуре населения доли лиц старших возрастов. Большую часть социальных трансфертов составят пенсионные выплаты.