Госкорпорации США
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ КАК ФОРМА НЕРАЦИОНАЛЬНОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Анисимов Алексей Павлович, д.ю.н., ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы. Е-mail: anisimovap@mail.ru.
Гончаров Александр Иванович, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы.
Рыженков Анатолий Яковлевич, д.ю.н., профессор, ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы.
Черноморец Альберт Евгеньевич, д.ю.н., профессор, ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы.
Аннотация: В статье проводится анализ законодательства о государственных корпорациях через призму отношений собственности на имущество. Авторы статьи аргументируют вывод о том, что способом трансформации права собственности государственной корпорации в индивидуальную собственность узкого круга ее сотрудников является установление им непомерно высоких должностных окладов и различных форм денежного вознаграждения.
Ключевые слова: государственная корпорация; право собственности; приватизация, имущество; некоммерческая организация
STATE CORPORATION AS AN IRRATIONAL FORM OF PUBLIC PROPERTY MANAGEMENT
Annotation: in the article the analysis of legislation is conducted about state portable radio корпо-transmitters
Keywords: State corporation; right of ownership; privatization, property; noncommercial organization
В научной юридической литературе множество раз отмечалась необоснованность деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Мы также в своих работах неоднократно обращали внимание на эту ошибку законодателя. Здесь возвращаемся к этой теме попутно в связи с тем, что в группу некоммерческих организаций законодатель начал включать такие социально-экономические явления, которые и организацией нельзя назвать, если следовать законам формальной логики. Или относить к этой рубрике организации, которые по своей сути являются коммерческими, а потому и формально им разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность и фактически они ею занимаются. Складывается такое впечатление, что законодатель специально оставил в ГК РФ открытым перечень организационноправовых форм некоммерческих организаций, в отличие от закрытого перечня коммерческих организаций, чтобы дополнять его совершенно непонятными элементами, своего рода НЛО на правовом небосклоне. Принятый в 1995 г. Закон «О некоммерческих организациях» в который вносились изменения и дополнения около двадцати раз, служит ярким тому подтверждением. На некоторых несуразностях или аномалиях данного закона мы здесь и остановимся.
Политолог Георгий Бовт в своей статье «Почему 1000 = 10. Об особенностях юбилея госкорпораций»1 дал нам фактуру, т.е. практический материал, который послужил поводом и основанием для научного осмысления того, что происходит в «жерновах правовой мельницы» России, а точнее, далеко не в правовом, но в законодательном механизме современной России. Для более глубокого уяснения того, о чем пойдет речь в данной статье, повторимся вслед за автором о том, что в России сегодня создано 8 государственных корпораций. Это — Агентство по страхованию вкладов (раньше их частично выполняло ныне не существующее Агентство по реструктуризации кредитных организаций); Банк развития (Внешэкономбанк), созданный на базе Внешэкономбанка СССР; Фонд содействия развитию ЖКХ (ранее функции выполняло Минрегионразвития); Роснанотехнологии (функции Минпромторга); Росатом (функции Минэнерго, Мин-промторга); Ростехнологии (функции Минпромторга, Минобороны, ФГУП, «Рособоронэкспорт»; Олимпстрой (функции Минрегионразвития); Автодор (функции «Росавтодор», ФГУ «Дороги России».
Автор статьи называет миллиарды рублей в конкретных цифрах, которыми оперируют эти госкорпорации, и отмечает, что большинство из них выделяемые им средства не пускают в дело сразу, а «играют» ими
1 См.: Бовт Г. Почему 1000=10. Об особенностях юбилея госкорпораций // Аргументы и факты. 2009. № 3. С. 11.
на фондовом рынке или размещают на вкладах в банках. А причина такого их безобразного поведения очень проста и политолог Г. Бовт сам называет ее. Она состоит в том, что переданное госкорпорациям имущество принадлежит им на праве собственности. Действительно, в соответствии со ст. 7.1 закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерации не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Эта норма о праве собственности самой корпорации на переданные ей средства Российской Федерацией была введена законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ. И указание в ней на взаимную ответственность по обязательствам Федерального государства и созданную им корпорацию при условии, если это предусмотрено законом о ее создании, никакого юридического значения не имеет. Федеральное государство «отломило от своего пирога ломоть» и передало в собственность какой-то корпорации. И она уже может распорядиться им так, как ей заблагорассудится. Вот только два незадачливых вопроса: что это за фигура, называемая госкорпорацией, и на каком таком основании Российская Федерация передает ей в собственность часть богатства России?
И, наконец, третий, вытекающий отсюда, вопрос: почему же корпорация называется государственной, если к переданному ей имуществу Российская Федерация уже никакого отношения не имеет, поскольку добровольно передала его в собственность другому субъекту. Мы ниже легко докажем, что данное имущество, в основном в виде денежного капитала, перешло в частную собственность и эти корпорации называть государственными уже нет никаких оснований. Это новая и более изощренная форма приватизации государственной собственности в денежном ее выражении.
Попробуем найти тех участников приватизации денежного капитала России. В указанной статье 7.1 закона о некоммерческих организациях указывается, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основе федерального закона. Ст. 1 данного закона определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 1)
Оставим без внимания все другие нюансы, в том числе то, что ст. 15 закона в числе учредителей некоммерческих организаций называет только граждан и юридических лиц и не упоминает государство как таковое, и в целях нашего исследования отметим здесь, что государственная корпорация в соответствии с законом признается юридическим лицом. А, имея в виду
общественно-полезные функции как обобщенное выражение того, чем должны заниматься госкорпорации, политолог Георгий Бовт справедливо указывает, что их перечня в РФ не существует. Любую деятельность можно объявить полезной, а можно вредной. Но нас, как правоведов, больше занимает вопрос о том, кто же все-таки присваивает переданное государством имущество корпорации, являющейся юридическим лицом, не имеющим членства?
И тут мы обращаемся, прежде всего, к Конституции РФ. Безусловно, было бы неверным отождествлять государство и народ (или население в нем проживающее). Поэтому нельзя понятия «государственная» и «общенародная» собственность рассматривались как синонимы. И, тем не менее, в соотношении этих категорий содержится глубокий юридический смысл. В ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1). Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2). Из этого вытекает единственно возможный непреложный вывод: самым высшим или верховным собственником всего богатства России является весь многонациональный народ, проживающий на ее территории. Он делегирует федеративному государству, именуемому Российской Федерацией или просто Россией, не только осуществление властных полномочий, но и функции собственника всех богатств в границах этого государства. Конституция РФ разделила эти властные полномочия и функции собственника между Федерацией в целом и ее субъектами.
Таким образом, государственная форма собственности выступает в двух ее видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Отдельно выделяется и муниципальная форма собственности. Это публичные формы собственности, формируемые по территориально — объектным критериям. В рамках каждой формы публичной собственности соответствующие органы власти осуществляют и функции собственника, олицетворяющего население, проживающее на соответствующей территории.
Забегая вперед, отметим, что корпорации, аналогичные государственным федеральным, могут на таких же самых основаниях создавать и субъекты Федерации, и муниципальные собственники. К чему только такая их деятельность приведет, вот вопрос, на который лучше бы ответил федеральный законодатель, принимающий столь причудливые законы? Теперь возвращаемся к главному или ключевому вопросу, кто же является участником приватизации государственной собственности через корпорацию в форме юридического лица без членского состава. Можно бы предположить, что законодатель так увлекся разгосударствлением и приватизацией федеральной собственности, что его абстрагирование и фантазия привели к безлюдному юридическому лицу, представленному как некий виртуальный феномен, в котором отсутствует людской субстрат. Но это далеко не так. В ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в ред. от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ) указывается буквально следующее: государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Если иметь в виду цели создания госкорпорации, которыми должна ограничиваться ее деятельность, то это мало уловимое и понятное требование, скорее, -это сущая абстракция. Что же касается людского субстрата, то он явно присутствует, ибо использовать имущество для каких бы то ни было целей и осуществлять предпринимательскую деятельность, да еще и ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, конечно, могут только живые люди, а не рыбы в реках России или дельфины в экваториальных морских водах, или наши меньшие братья, находящиеся в зоопарках страны. Теперь остается выяснить, какие это люди и как происходит превращение односубъектного права собственности госкорпорации как юридического лица в многосубъектное право индивидуальной собственности каждого в отдельности завуалированного приватизатора. Говорить о какой-то справедливости в распределении этого государственного подарка среди тех, кто к нему как-то причастен, не приходится. Конечно, в госкорпорациях имеются, так сказать, основные фонды в виде зданий, строений, сооружений, оргтехники, всякого рода оборудования и т.п. средства производства, которые не подлежат индивидуальному присвоению.
Но главную или ключевую роль в функционировании госкорпораций составляют денежные средства, выделяемые им из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Вот они и составляют объект превращения односубъектного права собственности корпорации в многосубъектное право частной собственности отдельных физических лиц. Понятно, что к этому процессу превращения не имеют никакого отношения рядовые работники многих десятков, а то и сотен предприятий, входящих в сферу влияния госкорпораций, участвующие своим трудом в их деятельности на основе трудового или гражданско-правового договоров. Им и в голову не придет мысль, что корпорация, к которой относится предприятие, где они трудятся, — собственник переданного ей государством имущества. До собственнических дел у них нет никакого интереса. Тогда возникает вполне резонный вопрос, кто же причастен самым непосредственным образом к присвоению своей доли государственного «пирога» в денежном выражении, т.е. к той трансформации односубъектного права собственности корпорации как юридического лица в многосубъектное право частной собственности отдельных физических лиц.
Да все очень просто и понятно! В этом процессе участвуют лица, управляющие всеми делами корпорации. Это совершенно узкий круг аппаратных работников во главе с генеральным или просто директором, управляющим и т.п. руководителем, состоящих в подведомственном ему штате. Вот этот аппарат управления госкорпорацией и крутит теми огромными финансовыми средствами, которые Российская Федерация передает корпорации в собственность. Этот аппарат участвует данными средствами в фондовых рынках, всякого рода финансовых «лохотронах», включая и вклады в банках. Почему же им не поучаствовать в них через фигуру юридического лица, как собственника своих финансовых средств, отданных ему государством? Это одна из форм предпринимательской деятельности
госкорпораций, осуществляемой для достижения целей, ради которых они созданы, но и для своих собственных также. А способом трансформации права собственности госкорпорации как таковой в индивидуальную собственность узкого круга ее сотрудников является установление им непомерно высоких должностных окладов и различных форм денежного вознаграждения. Ведь деньги есть и, как считают руководители госкорпораций и главные «трансформаторы» права односубъектной или корпоративной собственности в многосубъектную, индивидуальную собственность, они заработаны их «честным» трудом. О таких проделках руководителей Фонда содействия развитию ЖКХ сообщалось в одной из передач программы «Человек и закон» До учредителей госкорпораций не дошло, что большей юридической вакханалии на узаконенной основе трудно себе представить.
Автор упомянутой статьи политолог Георгий Бовт сообщает, что Президент РФ Д.Медведев поручил генпрокурору Ю.Чайке и начальнику контрольного управления Президента К. Чуйченко проверить деятельность госкорпораций. Проверка их в этой ситуации, безусловно, требуется, но прок от нее будет не велик, поскольку самим законом они признаны субъектом права собственности. А собственнику согласно ст. 209 ГК РФ принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Более чем очевидно, что переданное законами Российской Федерации ее имущество так называемым государственным корпорациям — это уже объект частной собственности и признавать их самих государственными уже нет никаких оснований. Генпрокуратура должна поставить вопрос перед Конституционным Судом РФ о признании положений закона о некоммерческих организациях в части закрепления госкорпораций собственниками переданного им имущества антиконституционными. Конституционный Суд РФ может войти в Государственную Думу с законодательной инициативой об отмене их. Это крайне важно и безотлагательно требуется сделать.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ в Закон «О некоммерческих организациях» включена ст. 7.2 о государственных компаниях. Это уже настоящий НЛО на юридическом небосклоне России, не поддающийся ни малейшему опознанию. Чтобы читатель мог убедиться в этом, мы прокомментируем нормы, сформулированные в ней. В ч. 1 этой статьи говорится буквально следующее: «Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона».
Как видим, здесь указывается, что государственная компания осуществляет свои функции с использованием имущества, переданного ей в доверительное управление. Но в ч. 3 статьи уже прописано совсем другое: «Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не уста-
новлено федеральным законом» В ч. 4 говорится, что «государственная компания не отвечает по обязательствам Российской федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное».
В этих пунктах законодатель пытался соединить ежа с ужом или действие институтов доверительного управления и права собственности у одного субъекта. Но такого соединения не получилось, потому что личная ответственность по своим обязательствам каждого из перечисленных здесь участников свидетельствует о полном отделении имущества государственной компании от всего имущества Российской федерации. Гос-компания является собственником имущества, переданного ей в качестве взноса Российской федерацией. Вычленить в таких условиях доход государственной компании, полученный с использованием имущества на основе доверительного управления, и имущества своего собственного ни теоретически, ни практически невозможно. Думается, что содержание данной статьи преднамеренно запутано так, что разобраться в нем при строго логическом рассуждении и использовании всех форм толкования закона невозможно. Это действительно совершенно не опознаваемый объект социальной действительности, появившийся на юридической орбите новой России. А мы все больше утверждаемся в том, что Закон «О некоммерческих организациях» создан для хранилища юридического хлама, а не в качестве источника правового регулирования столь важных, социально значимых общественных отношений.
Как известно, государственным корпорациям убийственный вердикт вынес американский писатель А. Бирс еще 100 лет назад, признав их «остроумным изобретением для получения личной прибыли без личной ответственности» И его негативную характеристику госкорпораций подтвердил опыт создания их в Англии в начале 80-х годов прошло столетия, когда госпожа Тэтчер чуть ли не задействовала войска для их разгона. Россия в ХХ1 веке возродила не только эти финансово-экономические чудища, но и пошла дальше на этом пути, придумав совершенно новый и никому еще не понятный феномен под названием государственной компании. Вероятно для того, чтобы показать, что мы идем впереди всей планеты. По-другому здесь трудно выразиться.
Никто не задумался над тем, что дурной пример заразителен. Почему бы субъектам Российской Федерации, как полноправным субъектам своей государственной собственности, не пойти по этому пути и не начать создавать свои госкорпорации и госкомпании. Никто же этому не может воспрепятствовать. На таких основаниях могут создавать свои корпорации и компании в муниципальных образованиях. Там ведь тоже найдется немало охотников поучаствовать в превращении односубъектной собственности созданных новообразований в многосубъектную индивидуальную собственность отдельных физических лиц. Ведь хорошо открывается ларчик. Надо иметь в виду, что к той все пронизывающей коррупции, с которой пытается бороться наш Президент Д. Медведев, прибавится немало новых источников для ее развития. О выходе из затяжного финансово-экономического и социального кризиса и вообще о каком-то экономическом развитии России и улучшении материального благополучия людей в таких условиях говорить не приходится.
Одним словом, надо как можно быстрее снимать с юридического небосклона России запущенные ее законодателем «спутники» под названием «государственная корпорация» и «государственная компания» которые кроме катастрофических убытков ничего другого нам не сулят. Это ярко и убедительно нам показал упомянутый политолог Георгий Бовт на примере деятельности Внешэкономбанка, Ростехнологии и других государственных корпораций. Из отмеченного вытекает вывод о необходимости срочного внесения изменений в Закон «О некоммерческих организациях» которыми следует отменить положении о признании права собственности на имущество госкорпораций и госком-паний. И чем скорее это будет сделано, тем благополучнее это обойдется и для России как федеративного государства, и для ее многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.
УДК 334.72
Формирование и функционирование государственных корпораций: зарубежная практика
Аннотация. Современная мировая экономика представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых особенно интенсивно развиваются структуры корпоративного типа. Статья посвящена теоретическим аспектам формирования и функционирования государственных корпораций в современном мире. В работе рассматривается деятельность различных видов корпораций в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, особенности их функционирования, в том числе на конкретных примерах. Также в работе приводятся отличия отечественных государственных корпораций от зарубежных.
Ключевые слова: государственная корпорация; публичная корпорация; предпринимательская корпорация; виды корпораций США и Великобритании.
Keywords: State Corporation; a public corporation; Entrepreneurial Corporation; types of US corporations and the UK.
Шеина
Илона Владимировна,
студентка магистратуры Финансового университета H iLona-sheina@yandex.ru
В современной международной экономической практике не последнюю роль играет создание и функционирование государственных корпораций. Являясь собственностью государства, в большинстве стран корпорации призваны гарантировать экономическую стабильность в стране. При этом, как правило, в ведении государств находятся стратегические отрасли экономики, которые обеспечивают ее устойчивое развитие в целом.
Первая территориальная госкорпорация была создана в 1933 г. в США по инициативе
президента Франклина Рузвельта в целях стабилизации экономики и преодоления экономического кризиса. Госкорпорация в США — это правительственное агентство (организация), созданное Конгрессом США для достижения общественно полезных целей, предполагающих получение доходов (например, для предоставления общественно полезных услуг на рынок), которые соответствуют ее расходам. Американская государственная корпорация может быть основана на государственной или смешанной формах собственности. Также корпорации могут быть структурными подразделениями исполнительных агентств или иметь независимый статус .
В перечень направлений деятельности госкорпораций включаются как коммерческие, так и некоммерческие цели, в частности, финансирование социальной сферы, занятость населения, деятельность в социально значимых сферах производства и заведомо убыточных.
Научный руководитель: Пухова М.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Корпоративное управление».
В последние годы вновь началось активное использование государственных корпораций в США. Данный факт объясняется тем, что с экономической точки зрения это более выгодно, чем прямое вмешательство государства в экономику. Конгресс, в свою очередь, все чаще предоставляет госкорпорациям различные преимущества и льготы, например снижает налоги, освобождает от обязательных платежей, предоставляет скидки с таможенных пошлин, кредиты на выгодных условиях. Необходимо отметить, что в практической деятельности госкорпорации применяют такую же систему управления, как и частные компании.
Законодательство США содержит Модельный закон о корпорациях, но детальная регламентация их устройства и функционирования делегирована штатам. Например, штаты Делавэр и Нью-Йорк разработали наибольшее количество норм о госкорпорациях и предоставляют наиболее льготный режим для их создания. Важно отметить, что официальное определение понятия корпорации не закреплено ни в одном законе штата. Определение данного понятия можно найти в юридической и экономической литературе. Например, «корпорация — это особая форма организации бизнеса, регулируемая специальными законами».
В США в зависимости от целей создания выделяют несколько видов корпораций. В таблице представлены основные виды корпораций в США.
Таким образом, характеристика корпораций, представленная в таблице, позволяет сделать
вывод о том, что «государственная корпорация» в России и «публичная корпорация» в США схожи по своим функциям.
Предпринимательские корпорации представляют собой коммерческие компании в виде акционерных обществ, которые могут быть публичными или непубличными. Американские предпринимательские корпорации характеризуются следующими общими чертами:
• ограниченная ответственность участников корпорации по ее долгам;
• свободное отчуждение акций участниками публичных корпораций;
• наличие централизованного управления (управленческие функции выполняют обособленные от участников корпорации органы);
• независимость корпорации от состава ее участников .
Главными чертами непубличных (закрытых) корпораций являются ограниченное количество акционеров, запрет на размещение акций на международных биржах, ограничение свободы передачи акций.
Таким образом, в США корпорациями называются почти все виды юридических лиц.
Важно отметить, что в США наблюдается постоянное изменение количества и состава государственных корпораций. При этом одни корпорации создаются на неопределенный срок, другие — на конкретный период времени.
В США среди всех корпораций можно выделить корпорации, финансируемые правительством (Government-sponsored enterprises). Данные
Виды корпораций в США
Вид корпорации Характеристика
Публичные корпорации (public) Создаются государственными органами власти для реализации правительственных функций. В основном финансируются за счет бюджетов федерального или муниципального уровней. Могут вести деятельность на принципах самоокупаемости, быть прибыльными или заведомо убыточными
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Полупубличные корпорации (quasi-public) Корпорации, предоставляющие услуги населению (снабжение газом, электричеством, водой; железные дороги)
Предпринимательские корпорации (private, business of profit-making) Корпорации, функционирующие с целью получения прибыли
Непредпринимательские корпорации (non-profit) Корпорации, которые не преследуют цель получения прибыли (благотворительные фонды, религиозные организации, школы)
корпорации предоставляют финансовые услуги. Они являются частными корпорациями, принадлежащими акционерам (физическим и юридическим лицам), а не государству. Основной целью формирования данных корпораций является получение прибыли, однако они создаются и регулируются правительством США в целях повышения доступности населению услуг и снижения процентных ставок по кредитам для целевых нужд корпорации. В 1916 г. была создана первая такая корпорация — Система сельскохозяйственного кредита (Farm Credit System). Затем в 1932 г. еще одна — Федеральная система банков жилищного кредита (Federal Home Loan Banks).
Корпорация «Ассоциация маркетинга студенческих кредитов» (Sallie Mae), предоставляющая студентам кредиты на обучение на сумму до 90% стоимости, была создана в 1972 г. на основании федерального закона. Но в 1997 г. начался процесс перехода Sallie Mae в частную собственность, который длился до 2004 г.
Ипотечное кредитование в секторе жилищного строительства также в основном предоставляется корпорациями, финансируемыми правительством (GSEs). На данный момент на рынке ипотечного кредитования работают три финансовые корпорации:
1. Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association, Fannie Mae), была создана в 1938 г., имела статус государственного органа, а в 1968 г. была приватизирована. На сегодняшний день она является частным акционерным обществом.
2. Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac), была учреждена в 1970 г. для выкупа ипотек у ссудо-сберегательных ассоциаций в целях продажи их на вторичном рынке.
3. В Федеральную систему банков жилищного кредита (Federal Home Loan Banks) входят 12 независимых региональных федеральных банковских институтов. Ипотечные банки освобождены от федеральных налогов и налогов штатов .
Таким образом, в число корпораций, финансируемых федеральным правительством США, входят:
1) Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Fannie Mae);
2) Федеральная сельскохозяйственная ипотечная корпорация (Farmer Mac);
3) Федеральные банки жилищного кредита (Federal Home Loan Banks);
4) Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита (Freddie Mac);
5) Государственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie Mae).
Кроме рассмотренных выше, в США существуют также федеральные корпорации (Federal government chartered and owned corporations). Это особая группа корпораций, которая находится в собственности федерального правительства. Их главной целью является предоставление государственных услуг. В отличие от федеральных органов, таких как Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency), Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs), или федеральных независимых комиссий, например Федеральной комиссии по связи (Federal Communications Commission), Комиссии по регулированию ядерной энергетики (Nuclear Regulatory Commission) и т. д., они являются независимыми от федерального правительства юридическими лицами, что обеспечивает им высокий уровень политической независимости. Данные госкорпорации могут получать федеральные бюджетные средства, но некоторые из них также имеют независимые источники дохода.
Рассмотрим более детализированно федеральные корпорации США.
Корпорация товарного кредита (Commodity Credit Corporation, CCC) была создана в 1933 г. в целях поддержки сельскохозяйственного производства, стабилизации цен на продукцию и защиты доходов производителей. Корпорация полностью принадлежит правительству США. Она имеет право покупать, продавать, сдавать в аренду свое имущество, осуществлять платежи и иные операции, разрешенные законом в целях увеличения производства, повышения качества продукции, стимулирования экспорта и содействия эффективному маркетингу сельскохозяйственной продукции. ССС финансирует программы, которые реализуются другими учреждениями, такими как Агентство содействия фермерским хозяйствам (Farm Service Agency, FSA) и Внешняя служба сельского хозяйства (Foreign Agricultural Service, FAS), которые подотчетны Министерству сельского хозяйства
США. Программы разработаны и действуют в следующих сферах:
• Финансовая поддержка и помощь в случае наступления стихийных бедствий. Программы обеспечивают финансовую помощь для защиты фермеров от колебаний рыночной конъюнктуры и неожиданных природных или техногенных катастроф. За реализацию данных программ ответственным органом является Агентство содействия фермерским хозяйствам (FSA).
• Сохранение. Данные программы предлагают производителям сельскохозяйственной продукции различные финансовые и экономические стимулы для сохранения природных ресурсов на частных сельскохозяйственных участках страны. Например, поощрительные выплаты, оказание технической помощи, сниженная стоимость акций. Программы направлены на снижение эрозии почв, защиту водоемов, восстановление и создания мест обитания рыб и диких животных, очищение воздуха. Реализация данных программ контролируется Агентством содействия фермерским хозяйствам и Службой по охране природных ресурсов
• Товарные операции и продовольственная помощь. Агентство содействия фермерским хозяйствам управляет закупками, хранением, расположением и распределением товаров на основании закона США о товарном складе. С помощью таких программ можно регулировать ценовую политику на продовольственную продукцию, обеспечить своевременное предоставление продуктов питания в качестве отечественной и международной помощи.
• Развитие внешнего рынка. ССС выделяет денежные средства на открытие новых конкурентоспособных рынков, таким образом обеспечивая развитие продовольственных рынков за рубежом. Поддержка экономического развития и торгового потенциала помогает развивающимся странам стать экономически стабильными и улучшить свои перспективы извлекать выгоду от расширения мировой торговли сельскохозяйственной продукцией. Агентство содействия фермерским хозяйствам управляет программами развития внешнего рынка ССС.
• Кредит на экспорт. Гарантия экспортных кредитов и программы прямого кредитования, предоставляемые ССС, регулируются Внеш-
ней службой сельского хозяйства совместно с Агентством содействия фермерским хозяйствам. Они предоставляют платежные гарантии третьему лицу при покупке сельскохозяйственной продукции США. Эти программы позволяют облегчить экспорт. Они реализуются, когда финансирование невозможно без кредитных услуг ССС .
Администрация долины Теннесси (Tennessee Valley Authority, TNA) была учреждена в 1933 г., принадлежит правительству США. Корпорация предназначена для поощрения экономического развития в долине реки Теннесси путем строительства дамб и плотин для осуществления навигации, выработки электроэнергии, недопущения наводнений (под юрисдикцией находятся штат Теннеси, большая часть Кентукки, Миссисипи, Алабамы, небольшие части Джорджии, Северной Каролины и Вирджинии). Администрации долины Теннесси принадлежат тепловые электростанции ГЭС, АЭС, сложные системы портов и шлюзов. Корпорация считается крупнейшей государственной электроэнергетической компанией, также осуществляет оптовые продажи электроэнергии. Компания обеспечивает электроснабжение и судоходство в течение всего года, а также занимается водоснабжением и поддержанием определенного уровня воды в реке .
«Амтрак» (National Railroad Passenger Corporation, Amtrak) — принадлежащая государству корпорация. Начала функционировать в 1971 г. Цель корпорации — организация железнодорожных междугородних пассажирских перевозок. Также по закону она может перевозить небольшие грузы (под маркой Amtrak Express). В собственности «Амтрак» находятся автобусные рейсы Thruway Motorcoach, которые перевозят пассажиров от железнодорожных станций до населенных пунктов. Корпорация действует в 46 штатах. Ее услугами пользуются более 25 млн чел. в год. Кроме того, корпорация сотрудничает с региональными компаниями, что позволяет ей предоставлять услуги еще 61 млн чел. Государство выделяет корпорации более 1 млрд долл. США ежегодно. Президент с согласия Сената назначает членов совета директоров (их должно быть 7) на пятилетний срок, восьмой по должности — министр транспорта. Президента «Амтрак» — главное должностное лицо совета, не имеющее права голоса, назначает Совет .
Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) — федеральное агентство США, учрежденное в 1933 г. на основании Акта Гласса-Стиголла для страхования депозитных вкладов, которые размещены на счетах в банках. Агентство охватывает все банки, входящие в Федеральную резервную систему и иные кредитные организации. Агентство было создано в рамках общей программы борьбы с экономическим кризисом после Великой депрессии в США в целях вернуть доверие населения к банковской системе. Страхование финансируется за счет премий, которые взимаются с финансовых учреждений и каждого застрахованного счета на сумму более 100 тыс. долл. США.
Федеральная корпорация по страхованию депозитов является независимым агентством, которое было создано Конгрессом для поддержания стабильности и доверия к финансовой системе страны путем:
• страхования депозитов;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
• изучения и контроля за финансовыми институтами для обеспечения безопасности, надежности и защиты прав потребителей;
• управления доходами .
Таким образом, каждая государственная корпорация в США была создана для специальных целей, имеет определенную структуру и выполняет поставленные перед ней задачи. Все корпорации отличны друг от друга, так как деятельность каждой из них регламентируется специальным законом, в котором учитываются все особенности направления деятельности корпорации.
А теперь рассмотрим особенности госкорпораций в Великобритании.
После приватизации государственного сектора во время правления Маргарет Тэтчер в Великобритании осталось несколько государственных корпораций. Период приватизации продлился с конца 1970-х до 1990-х гг. После аварии в городе Хатфилд британское правительство решило вмешаться и контролировать некоторые компании.
Государственными корпорациями признаются компании, учрежденные парламентом и которые получают более 50% своих доходов от реализации товаров и услуг.
Главной функцией британских корпораций является управление государственным секто-
ром, поэтому создаются отдельные корпорации по каждому виду промышленности.
Можно выделить три вида корпораций в Великобритании:
1) государственные бюджетные корпорации;
2) государственные (публичные) корпорации;
3) полностью принадлежащие государству или государственно-частные (смешанные) акционерные общества с ограниченной ответственностью.
Государственные бюджетные корпорации являются элементами структуры конкретного учреждения государственной администрации, не обладают хозяйственной и юридической самостоятельностью. Например, центральному правительству подчинены несколько учреждений НИОКР, биржи труда, государственное издательство и т. д. Местным органам власти подведомственны и подконтрольны муниципальные организации и службы, которые предоставляют населению бытовые и коммунальные услуги; жилищный фонд, транспортная инфраструктура, культурные, спортивные учреждения и т.д.
Государственные (публичные) корпорации являются наиболее распространенной организационно-правовой формой государственной собственности. Такие корпорации создаются на основании специального закона. Закон обеспечивает публичным корпорациям широкие возможности коммерческой деятельности в рамках полномочий, которые устанавливаются парламентским актом. Отраслевой министр является управляющим корпорацией. Он наделен правом назначать совет директоров и давать ему указания. Так правительство имеет возможности регулировать хозяйственную политику публичных корпораций.
Не менее важным видом государственной собственности являются акционерные компании со стопроцентным участием государства, государственно-частные (смешанные) компании. Данные компании не подотчетны государственным органам, характер их деятельности практически не отличается от работы частных фирм .
Из государственного бюджета госкорпорациям выделяются денежные ресурсы на увеличение оборотных средств, капитальные вложения, уплату налога на прибыль и процентов
казначейству за полученные у него кредиты из Национального фонда займов. Обычно государственные корпорации создаются, когда Парламент считает необходимым предоставить определенной отрасли производства независимость.
Корпорации Соединенного Королевства можно разделить на три группы:
1) принадлежащие центральному правительству (правительству Соединенного Королевства). Например, Британская телерадиовещательная корпорация (British Broadcasting Corporation), Национальная ядерная лаборатория (National Nuclear Laboratory), Почтовая служба (Post Office) и т.д.;
2) принадлежащие правительству одного государства. В качестве примера можно привести Транспортную компанию в Северной Ирландии (Northern Ireland Transport Holding Company, Translink), Международный аэропорт Кардиффа (Cardiff Airport) и т. д.;
3) принадлежащие местному правительству: Лондонское метро (London Underground), Аэропорт Дерри-Сити (City of Derry Airport) и т. д.
В России, как и за рубежом, государственные корпорации создаются в отраслях, которые важны для экономического развития страны, но малопривлекательны для бизнеса, и представляют собой способ государственного вмешательства в экономику. При этом статус отечественной «государственной корпорации» схож со статусом «публичной корпорации» в англо-саксонском праве. Главным отличием российских госкорпораций от зарубежных является более высокий уровень независимости. В отечественной практике государство передает им значительный объем денежных средств для достижения поставленных перед ними целей. Предоставленные федеральное имущество и денежные средства становятся собственностью госкорпорации и, следовательно, выводятся из-под контроля Счетной палаты РФ. Государственная корпорация в России имеет статус только некоммерческой организации.
Создание госкорпораций в России является мерой, безусловно, оправданной и необходимой для разработка и внедрение инноваций, развития инфраструктуры, аккумулирования целевых инвестиций, что жизненно необходимо для развития страны, но малопривлекательно для бизнеса .
В целях повышения экономического роста, основываясь на зарубежном опыте, для отечественных госкорпораций было бы целесообразно:
• ужесточить требования по предоставлению отчетности Правительству РФ. Например, кроме ежегодного отчета и заключения назначенной аудиторской фирмы, предоставлять заключение независимой аудиторской компании, выбранной на конкурсной основе. Это поможет повысить прозрачность деятельности корпорации и объективность информации;
• проанализировать эффективность деятельности госкорпораций в целях сокращения расходной части и проведения при необходимости реструктуризации и реорганизации.
Литература
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
5. Курманов А.Т. Ретроспектива развития и современное состояние деятельности государственных корпораций Российской Федерации и за рубежом. 2010. 140 с.
6. Орехов С. А., Селезнев В.А. Основы корпоративного управления: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мар-кет ДС, 2008. 320 с.