Формальная экспертиза заявки на изобретение
Настоящий обзор охватывает основные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата.
В число указанных актов входят:
Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата,
утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 702, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 рег. № 40245, вступил в силу 27.01.2016 (далее – Регламент);
Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их формы (далее – Правила);
Требования к документам заявки на выдачу патента на полезную модель (далее – Требования).
Правила и Требования утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 701, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2015 рег. № 40244, вступили в силу 27.01.2016.
Полный перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, приведен в соответствующем разделе на данной странице сайта Роспатента.
Правила основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и содержат разъяснения по их применению. Правила устанавливают перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе в ходе предоставления государственной услуги. Правила также устанавливают порядок составления и подачи документов, правила их рассмотрения в Роспатенте, в т.ч. основания для отказа в приеме заявки, и порядок взаимодействия с заявителем в ходе предоставления государственной услуги. В качестве приложений к Правилам утверждены формы документов, подаваемых заявителем в Роспатент в связи с предоставлением государственной услуги, в т.ч. форма заявления о выдаче патента.
Требования, разработанные на основании пункта 4 статьи 1374 Гражданского кодекса, устанавливают требования к документам, которые должна содержать заявка на выдачу патента на полезную модель. В указанном документе подробно изложены правила составления документов заявки и предъявляемые к ним требования.
Регламент базируется на положениях Гражданского кодекса, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правил и других нормативных правовых актов, перечень которых приведен в пункте 16 Регламента.
Регламент регулирует отношения, связанные с предоставлением Роспатентом государственной услуги. Регламент определяет стандарт предоставления государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), критерии принятия Роспатентом решений, а также порядок взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Регламент разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила разработки регламентов).
Регламент содержит 5 разделов:
I. Общие положения
II. Стандарт предоставления государственной услуги
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
Раздел 1 Регламента устанавливает круг заявителей, а также требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. сведения о месте нахождения и графике работы Роспатента и ФИПС, о месте нахождения помещения приема заявок и иной корреспонденции, адресованной в Роспатент и ФИПС, о месте нахождения и графике работы консультационно-справочного пункта Роспатента и ФИПС, о местах размещения информации о порядке предоставления государственной услуги.
Раздел 2 Регламента устанавливает стандарт предоставления государственной услуги.
В разделе представлена информация о результатах и сроках предоставления государственной услуги, приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной услуги, порядок, размер и основания взимания пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственной услуги, и иные сведения, предусмотренные Правилами разработки регламентов.
Пунктом 12 Регламента предусмотрены следующие результаты:
1) государственная регистрация полезной модели в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации (далее – Государственный реестр), публикация сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдача заявителю патента;
2) принятие и направление заявителю одного из следующих решений:
а) об отказе в выдаче патента;
б) о признании заявки отозванной;
в) об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;
г) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на выдачу патента на изобретение;
д) об удовлетворении заявления заявителя о преобразовании заявки в заявку на промышленный образец;
3) внесение сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче дубликата патента в официальном бюллетене Роспатента, выдача дубликата патента;
4) отказ в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление заявителю уведомления об отказе в выдаче дубликата патента.
Срок предоставления государственной услуги определен в пункте 13 Регламента.
Срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации полезной модели и выдачи патента составляет семнадцать месяцев и две недели.
Срок предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата патента составляет два месяца и три недели.
Указанные сроки могут быть увеличены в случаях, предусмотренных пунктом 13 Регламента.
Раздел 3 Регламента содержит исчерпывающий перечень административных процедур, сроки и требования к порядку их выполнения.
Пунктом 53 Регламента установлен следующий перечень административных процедур:
1) прием и регистрация заявки;
2) проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза заявки;
3) экспертиза заявки по существу;
4) рассмотрение ходатайств;
5) государственная регистрация полезной модели в Государственном реестре, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента;
6) выдача дубликата патента.
Основанием для начала предоставления государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента является подача в Роспатент заявки лицом, обладающим правом на получение патента на полезную модель.
Роспатент вправе отказать в приеме поданных заявителем документов заявки по основаниям, перечисленным в пункте 13 Правил.
Дата подачи заявки устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 1376 Гражданского кодекса по дате поступления заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание полезной модели и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно – по дате поступления последнего из документов.
Максимальный срок приема заявки при представлении заявки в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Правил составляет пятнадцать минут, а в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 12 Правил – три рабочих дня. Максимальный срок регистрации заявки составляет два рабочих дня с даты приема заявки.
Результатом административной процедуры приема и регистрации заявки являются:
1) прием и регистрация заявки, направление заявителю уведомления о приеме и регистрации заявки с копией первого листа заявления с указанием регистрационного номера заявки и даты поступления заявки, передача заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу, в срок не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры;
2) отказ в приеме и регистрации документов заявки и направление заявителю уведомления об отказе в приеме и регистрации заявки с указанием основания для отказа в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявки в Роспатент.
Критерии принятия решения о регистрации заявки или отказе в приеме и регистрации заявки установлены в пункте 60 Регламента.
По зарегистрированной заявке осуществляется проверка уплаты пошлины и проводится формальная экспертиза.
Максимальный срок проверки уплаты пошлины, предусмотренной пунктом 1.2 приложения к Положению о пошлинах, взимаемой за регистрацию заявки на полезную модель и принятие решения по результатам экспертизы заявки, составляет две недели со дня поступления заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу заявок.
Если в результате проверки установлено, что пошлина уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, по заявке проводится формальная экспертиза.
В ходе формальной экспертизы заявки осуществляется проверка наличия документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1376 Гражданского кодекса, и соблюдения предъявляемых к ним законодательством требований без анализа раскрытия сущности полезной модели.
Максимальный срок проведения формальной экспертизы заявки составляет два месяца со дня подтверждения факта уплаты пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах (пункт 75 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса исправленных или недостающих документов, предусмотренного пунктом 78 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 79 Регламента. В случае направления заявителю запроса исправленных или недостающих документов или уведомления, срок проведения формальной экспертизы увеличивается (пункт 82 Регламента).
При непредставлении заявителем исправленных или недостающих документов в трехмесячный срок с даты направления запроса заявка признается отозванной.
В случае поступления заявления заявителя об отзыве заявки, оно рассматривается в течение двух недель с даты его поступления (пункт 87 Регламента).
В случае поступления заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец, оно рассматривается в течение двух месяцев и двух недель с даты его поступления (пункт 91 Регламента).
Результат административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы и порядок передачи результата:
1) завершение формальной экспертизы с положительным результатом, направление заявителю уведомления о положительном результате формальной экспертизы, передача заявки в подразделение, к компетенции которого относится проведение экспертизы заявки на полезную модель по существу, не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры;
2) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной;
3) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления об отзыве заявки;
4) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец и передача преобразованной заявки в структурное подразделение, к компетенции которого относится формальная экспертиза заявок на изобретения или заявок на промышленные образцы не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения формальной экспертизы.
Административная процедура экспертизы заявки по существу осуществляется при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом.
В ходе экспертизы заявки по существу осуществляется проверка соответствия полезной модели требованиям законодательства Российской Федерации.
По результатам административной процедуры принимается решение о выдаче патента, если в результате проведенной экспертизы по существу установлено, что заявленная полезная модель соответствует требованиям, перечисленным в абзаце первом пункта 2 статьи 1390 Гражданского кодекса.
При несоответствии полезной модели хотя бы одному из требований, перечисленных в абзаце первом пункта 2 статьи 1390 Гражданского кодекса, принимается решение об отказе в выдаче патента.
По результатам административной процедуры принимается решение о признании заявки отозванной в случае, если заявителем не представлены запрашиваемые дополнительные материалы по запросу, предусмотренному пунктом 105 Регламента, или уведомлению, предусмотренному пунктом 106 Регламента.
Результат административной процедуры экспертизы заявки по существу и порядок передачи результата:
1) принятие и направление заявителю решения о выдаче патента, передача заявки в подразделение, к компетенции которого относится проверка уплаты пошлин в размере и порядке, предусмотренных Положением о пошлинах;
2) принятие и направление заявителю решения об отказе в выдаче патента;
3) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной;
4) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления заявителя об отзыве заявки;
5) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении заявления о преобразовании заявки в заявку на изобретение или в заявку на промышленный образец и передача заявки в структурное подразделение, к компетенции которого относится формальная экспертиза заявок на изобретения или заявок на промышленные образцы не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения экспертизы заявки по существу.
Максимальный срок экспертизы по существу составляет девять месяцев со дня завершения формальной экспертизы с положительным результатом (пункт 103 Регламента), если не требуется направление заявителю запроса дополнительных материалов, предусмотренного пунктом 105 Регламента, или уведомления, предусмотренного пунктом 106 Регламента.
Административная процедура рассмотрения ходатайств осуществляется в случае поступления в Роспатент соответствующего ходатайства, предусмотренного пунктом 3 Правил.
Результат административной процедуры рассмотрения ходатайств и порядок передачи результата:
1) направление заявителю уведомления об удовлетворении ходатайства;
2) направление заявителю уведомления об отказе в удовлетворении ходатайства.
Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого не требуется уплата патентной пошлины, составляет один месяц с даты поступления ходатайства в Роспатент.
Максимальный срок рассмотрения ходатайства, являющегося основанием для совершения юридически значимого действия, за совершение которого Положением о пошлинах установлена уплата патентной пошлины, составляет один месяц и две недели с даты поступления ходатайства в Роспатент (два месяца и две недели – для ходатайства, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 Правил), при условии завершения с положительным результатом проверки уплаты соответствующей пошлины.
Административная процедура государственной регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента осуществляется при условии принятия решения о выдаче патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 140 Регламента.
Для каждого административного действия Регламентом установлен максимальный срок выполнения (145, 147, 150 Регламента).
Внесение сведений в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.14 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.
Результат административной процедуры государственной регистрации полезной модели в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента и выдачи патента и порядок его передачи:
1) внесение полезной модели в Государственный реестр, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента заявителю в течение пяти рабочих дней с даты официальной публикации сведений о выдаче патента;
2) принятие и направление заявителю решения о признании заявки отозванной с указанием причины принятия решения;
3) принятие и направление заявителю решения об удовлетворении поданного заявителем заявления об отзыве заявки.
Административная процедура выдачи дубликата патента осуществляется при поступлении ходатайства о выдаче дубликата патента и включает административные действия, предусмотренные пунктом 158 Регламента.
Для каждого административного действия Регламентом установлен максимальный срок выполнения (пункты 159, 162, 166, 169, 172 Регламента).
Рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента осуществляется при условии уплаты заявителем патентной пошлины, предусмотренной пунктом 1.25 приложения к Положению о пошлинах, в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.
Результат административной процедуры выдачи дубликата патента и порядок передачи результата:
1) принятие решения об удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента, внесение сведений о выдаче дубликата патента в Государственный реестр, официальная публикация сведений о выдаче дубликата патента и выдача дубликата патента с выпиской из Государственного реестра со сведениями об изменениях, внесенных в патент, и уведомления об удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента в течение пяти рабочих дней с даты официальной публикации сведений о выдаче дубликата патента или на руки патентообладателю или его представителю;
2) принятие решения об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента и направление уведомления об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента патентообладателю.
Критерии принятия решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства о выдаче дубликата патента установлены в пункте 174 Регламента.
Раздел 4 Регламента посвящен формам контроля за предоставлением государственной услуги. В этом разделе определены виды контроля, порядок и периодичность проведения проверок (пункты 177-186 Регламента).
В рамках текущего контроля, осуществляемого на постоянной основе, проверяется соблюдение и исполнение ответственными должностными лицами положений Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
Цель плановых и внеплановых проверок состоит в контроле полноты и качества предоставления государственных услуг. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми планами проверок. Внеплановые проверки осуществляются, в частности, в связи с поступлением жалоб на действия, осуществляемые при предоставлении государственной услуги, на бездействие и принимаемые решения.
Текущий контроль и внеплановые проверки осуществляются руководителями структурных подразделений, ответственных за осуществление административных действий и принятие решений, и их заместителями. Плановые и внеплановые проверки осуществляются специализированными контролирующими подразделениями, к компетенции которых отнесены вопросы полноты и качества предоставления государственных услуг.
Раздел 5 Регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц.
Пункт 188 Регламента определяет предмет жалобы. Требования к содержанию жалобы установлены пунктом 192 Регламента, порядок ее подачи в Роспатент – пунктами 190-191 Регламента, сроки рассмотрения — пунктом 195 Регламента.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Роспатента, а также его должностных лиц, связанные с предоставлением государственной услуги, может быть подана заявителем на имя руководителя Роспатента, заместителя руководителя Роспатента или уполномоченного лица, либо в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 189 Регламента).
Жалоба, поступившая в Роспатент, подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа Роспатента, его должностного лица в приеме документов у заявителя – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы.
Решение по жалобе на действия (бездействие) и решение должностных лиц могут быть обжалованы заявителем путем подачи жалобы руководителю Роспатента. Действия (бездействие) и решение руководителя Роспатента могут быть обжалованы путем подачи жалобы в Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 199 Регламента).
Экспертиза заявки на изобретение и полезную модель
Формальная экспертиза
На этапе формальной экспертизы проверяется наличие всех документов, а также правильность их оформления. В случае, если документы оформлены неверно, формальная экспертиза направляет заявителю запрос с требованием исправить материалы заявки. Срок формальной экспертизы от подачи заявки до направления запроса или уведомления о положительном результате проверки не превышает 2 месяцев.
Экспертиза по существу
На этапе экспертизы по существу проводится:
— информационный поиск по заявкам, т.е. выявление аналогов (патентных и непатентных документов), сведения о которых опубликованы до даты приоритета (подачи) заявки,
— проверка с учетом выявленных аналогов соответствия изобретения (полезной модели) условиям патентоспособности,
— проверка единства изобретения,
— выявление дополнительных недостатков, связанных с составлением заявки и не выявленных формальной экспертизой
Срок экспертизы по существу от ее начала до направления первого запроса или решения о выдаче на изобретение не превышает 12 месяцев, на полезную модель – ориентировочно 6 месяцев (в данный момент в связи с изменением законодательства сроки экспертизы утверждаются). При этом количество запросов экспертизы формально неограниченно и соответственно неограниченно общее время рассмотрения заявки. Однако, как правило, после 2-3 запросов экспертиза выносит решение о выдаче или об отказе в выдаче патента.
Запрос экспертизы
В случае обнаружения каких-либо недостатков заявки, связанных с отсутствием патентоспособности или с оформлением заявки экспертиза направляет заявителю запрос, в котором излагаются причины, препятствующие выдаче патента с предложением внести корректировку в заявку.
В ответ на запрос заявитель должен предоставить свои доводы и, если необходимо, исправленные материалы.
При ответе на запрос очень важны следующие моменты:
1. Если вносятся какие-либо дополнения (новые признаки) в пункты формулы изобретения (полезной модели) необходимо убедиться содержались ли эти новые признаки в первоначальной формуле или описании заявки. Если нет – такие изменения вносить нельзя (в законодательстве это называется «изменение сущности изобретения (полезной модели)»). При этом также нельзя включать в формулу признаки из реферата или чертежей.
2. Если экспертиза выдвигает ряд замечаний нельзя отвечать только на часть из них, а остальные игнорировать. В этом случае у эксперт вправе основания признать заявку отозванной (т.е. прекратить ее расмотрение), т.к. заявитель не представил запрошенные материалы.
3. Если заявитель не согласен с мнением экспертизы, он должен представить аргументированный ответ приведением доводов технического характера, с отсылками на техническую литературу, если они необходимы. Часто бывает так, что замечания эксперта связаны с непониманием каких-либо сложных технических аспектов изобретения (полезной модели), которые кажутся абсолютно очевидными для заявителя. Так происходит, например, когда заявитель является высококвалифицированным специалистом в определенной узкой области техники, а эксперт не обладает такими специальными знаниями. В этом случае заявителю целесообразно подробно разъяснить эксперту все технические аспекты, даже те, которые кажутся ему простыми.
4. Иногда эксперт для ускорения процесса рассмотрения сам предлагает варианты корректировки формулы и других материалов. С одной стороны, это является положительным моментом, поскольку заявитель знает, что если он согласится с предложениями, эксперт, вероятно, всего вынесет положительное решение . Однако с другой стороны, не стоит принимать все предложения эксперта по изменению формулы, поскольку такие изменения часто сужают объем охраны изобретения или полезной модели. Сначала следует оценить насколько то или иное предложение эксперта правомерно и не вредит будущему патенту.
Выдача патента
Если изобретение (полезная модель) соответствует всем требованиям, эксперт выносит решение о выдаче патента. После чего при оплате заявителем всех пошлин материалы заявки передаются на публикацию. Затем через некоторое время (обычно 2-3 месяца) патент направляется заявителю и одновременно с этим публикуются материалы.
1. По ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности при подаче заявки на изобретение или в течение трех лет с даты подачи этой заявки, и при условии завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом проводится экспертиза заявки на изобретение по существу. О поступивших ходатайствах третьих лиц указанный федеральный орган исполнительной власти уведомляет заявителя.
Срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному до истечения этого срока, но не более чем на два месяца.
Если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, заявка признается отозванной.
2. Экспертиза заявки на изобретение по существу включает:
информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка патентоспособности изобретения;
проверку соответствия заявленного изобретения требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, установленным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса;
проверку достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1375 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;
проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1350 настоящего Кодекса.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске.
Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.
Порядок проведения информационного поиска и представления отчета о нем устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
3. Если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки и по заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске до истечения семи месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу.
Срок направления заявителю отчета об информационном поиске может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если выявлена необходимость запроса в других организациях источника информации, отсутствующего в фондах указанного федерального органа исполнительной власти, или заявленное изобретение охарактеризовано таким образом, что это делает невозможным проведение информационного поиска в установленном порядке. О продлении срока направления отчета об информационном поиске и о причинах его продления указанный федеральный орган исполнительной власти уведомляет заявителя.
4. Заявитель и третьи лица вправе ходатайствовать о проведении по заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, информационного поиска для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка патентоспособности заявленного изобретения. Порядок и условия проведения такого информационного поиска и предоставления сведений о его результатах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
5. По заявке на изобретение, опубликованной в порядке, установленном статьей 1385 настоящего Кодекса, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует отчет об информационном поиске, проведенном в порядке, установленном пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
После публикации сведений о заявке на изобретение любое лицо вправе представить свои замечания в отношении соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, установленным статьей 1350 настоящего Кодекса. Такие лица не принимают участие в производстве по заявке. Замечания учитываются при принятии решения по заявке в порядке, установленном статьей 1387 настоящего Кодекса.
Порядок и сроки информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска и публикации отчета о таком поиске устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
6. В процессе экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может запросить у заявителя дополнительные материалы (в том числе измененную формулу изобретения), без которых проведение экспертизы или принятие решения о выдаче патента на изобретение невозможно. В этом случае дополнительные материалы без изменения заявки по существу должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления запроса или копий материалов, противопоставленных заявке, при условии, что заявитель запросил копии в течение двух месяцев со дня направления запроса указанного федерального органа исполнительной власти. Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые материалы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, заявка признается отозванной. Срок, установленный для представления заявителем запрашиваемых материалов, может быть продлен указанным федеральным органом исполнительной власти не более чем на десять месяцев.
Если при проведении экспертизы заявки по существу установлено нарушение требования единства изобретения, применяются положения пункта 4 статьи 1384 настоящего Кодекса.
В случае, если заявителем представлены дополнительные материалы, проверяется, не изменяют ли они заявку по существу (статья 1378). Дополнительные материалы в части, изменяющей заявку по существу, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются. Такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет об этом заявителя.
См. все связанные документы >>>
1. Пункт 1 комментируемой статьи сохраняет предусмотренную ранее Патентным законом систему отсроченной экспертизы заявки на изобретение по существу, для которой характерно проведение такой экспертизы только при наличии соответствующего ходатайства заявителя или третьего лица. Преимущество этой системы заключается в том, что заявитель, подав заявку на изобретение, имеет возможность еще раз оценить целесообразность патентования своего изобретения без потерь в отношении его приоритета.
Трехлетний срок, установленный для подачи указанного ходатайства, может быть продлен, не более чем на 2 месяца. Указанный срок продлевается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности при условии представления одновременно с ходатайством о продлении срока документа, подтверждающего уплату патентной пошлины.
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет содержание экспертизы заявки на изобретение по существу, которое включает информационный поиск по заявленному изобретению для определения уровня техники и проверки соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности (см. комментарий к ст. 1350).
При этом в случаях, если заявленное решение в соответствии с Кодексом не может быть объектом патентных прав (см. комментарий к п. 4 ст. 1349), если оно не относится к изобретениям (см. комментарий п. 5 ст. 1350) или ему не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения (см. комментарий к п. 6 ст. 1350), информационный поиск не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя до истечения 6 месяцев со дня начала экспертизы заявки по существу.
3. Пункт 3 комментируемой статьи, по существу, адресован заявителям, которые намерены запатентовать изобретение за рубежом с испрашиванием конвенционного приоритета. Эта заинтересованность зависит от скорейшего получения отчета об информационном поиске по заявленному изобретению (для принятия окончательного решения о зарубежном патентовании). В определенной степени о таком намерении заявителя может свидетельствовать тот факт, что ходатайство о проведении экспертизы по существу представлено им одновременно с подачей заявки и при этом не испрашивается приоритет более ранний, чем дата ее подачи. Именно в таких случаях заявителю по истечении 6 месяцев с даты начала экспертизы по существу направляется отчет об информационном поиске.
Законодатель предусмотрел два случая продления срока направления заявителю отчета об информационном поиске. Первый может быть обусловлен необходимостью запроса в организациях источника информации, отсутствующего в фондах федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Второй — нечеткостью изложения заявленного изобретения в материалах заявки. Во всех случаях заявитель должен быть уведомлен о причинах продления указанного срока.
4. Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет заявителю и третьим лицам право ходатайствовать о проведении по заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, информационного поиска с целью определить уровень техники, по которому будет оцениваться новизна и изобретательский уровень заявленного изобретения. Получение результатов указанного информационного поиска в ряде случае поможет заявителю, не дожидаясь окончания экспертизы по существу, самостоятельно сделать вывод о возможных перспективах правовой охраны изобретения и позволит более рационально решать вопрос о дальнейшем финансировании работ по подготовке его к использованию. Более детально требования к порядку и условиям проведения информационных поисков и предоставления сведений о его результатах будут определены в Административном регламенте изобретений, утверждаемом Минобрнауки России.
5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса у заявителя дополнительных материалов и содержит важное пояснение относительно характера дополнительных материалов, которые могут быть запрошены в процессе экспертизы заявки. К таким материалам отнесены только те, без которых проведение экспертизы невозможно. При этом следует иметь в виду, что коль скоро рассмотрение заявки должно завершиться принятием решения по его результатам, проведение экспертизы правомерно считается невозможным и в случае невозможности принятия решения по ее результатам. В последнем случае необходимость запроса обычно возникает в ситуации, когда получен вывод о соответствии заявленного изобретения условиям патентоспособности, но имеются препятствия для принятия решения о выдаче патента с формулой, предложенной заявителем, включающей, например, признак, который отсутствует в описании заявки или в формуле, содержащейся в заявке на дату ее подачи.
Срок представления запрошенных материалов может быть продлен, но не более чем на 10 месяцев.
Такое ограничение установлено с целью сократить срок, в течение которого правовое состояние заявленного изобретения может оставаться неопределенным, что в значительной степени затрагивает интересы третьих лиц.
Гражданский кодекс Российской Федерации:
Статья 1390 ГК РФ. Экспертиза заявки на полезную модель
1. По заявке на полезную модель, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1376 настоящего Кодекса, и их соответствие установленным требованиям.
При положительном результате формальной экспертизы проводится экспертиза заявки на полезную модель по существу, которая включает:
информационный поиск в отношении заявленной полезной модели для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка патентоспособности заявленной полезной модели;
проверку соответствия заявленной полезной модели требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса;
проверку достаточности раскрытия сущности заявленной полезной модели в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1376 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления полезной модели специалистом в данной области техники;
проверку соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1351 настоящего Кодекса.
Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.
2. Если в результате экспертизы заявки на полезную модель по существу установлено, что заявленная полезная модель, которая выражена формулой, предложенной заявителем, не относится к объектам, указанным в пункте 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным статьей 1351 настоящего Кодекса, и сущность заявленной полезной модели в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1376 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления полезной модели специалистом в данной области техники, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о выдаче патента на полезную модель с этой формулой. В решении указываются дата подачи заявки на полезную модель и дата приоритета полезной модели.
Если в процессе экспертизы заявки на полезную модель по существу установлено, что заявленный объект, выраженный формулой, предложенной заявителем, не соответствует хотя бы одному из требований или условий патентоспособности, указанных в абзаце первом настоящего пункта, либо документы заявки, предусмотренные подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1376 настоящего Кодекса и представленные на дату ее подачи, не раскрывают сущность полезной модели с полнотой, достаточной для осуществления полезной модели специалистом в данной области техники, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение об отказе в выдаче патента.
3. При проведении формальной экспертизы заявки на полезную модель и экспертизы заявки по существу применяются соответственно положения, предусмотренные пунктами 2 — 5 статьи 1384, пунктом 6 статьи 1386, пунктами 2 и 3 статьи 1387, статьями 1388 и 1389 настоящего Кодекса.
4. В случае, если при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на полезную модель установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, документы заявки засекречиваются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне. При этом заявителю сообщается о возможности отзыва заявки на полезную модель или преобразования ее в заявку на секретное изобретение. Рассмотрение заявки приостанавливается до получения от заявителя соответствующего заявления или до рассекречивания заявки.
документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции