ФГОС 3 юриспруденция бакалавр
Юристы ждут стандартов: профессиональных и образовательных.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. На сегодняшний день в России есть только один профессиональный стандарт для юристов — утвержденный Приказом Минтруда России от 23 марта 2016 года № 183н стандарт «Следователь-криминалист». Требования к квалификации по юридическим профессиям установлены по множеству юридических профессий, но они настолько обще сформулированы, что этого, видимо, недостаточно для проектирования профессионального стандарта.
Определение федерального государственного образовательного стандарта дано пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Закона об образовании, до 1 июля 2017 года.
Сложилась парадоксальная ситуация отсутствия детальных официальных требований к юристам-работникам, при этом и требования к юристам-выпускникам нуждаются в доработке, что создает проблемы обеспечения качественного юридического образования. В отсутствии действующих адекватных ФГОС ВО образовательное учреждение не может обеспечить качество образования, так как качество неопределимо.
Государство, осознавая это, не бездействует. Приказом Минобрнауки России от 19 августа 2016 года № 1077 утверждено Положение о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 40.00.00. Согласно п. 2 Положения ФУМО создано с целью участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке ФГОС ВО, примерных образовательных программ высшего образования, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания высшего образования.
В состав ФУМО входит 55 членов, в том числе представители ведущих юридических школ, отличавшихся оригинальными взглядами на образовательные задачи, что, вероятно, и затягивает создание новых стандартов. На кону вопрос: как сформулируют требования и какие вузы им смогут соответствовать, смогут учить юристов, в том числе будущих судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов, армии госслужащих и прочих властью наделенных лиц. Кроме того, перед ФУМО стоит приоритетная задача сформулировать общепрофессиональные для всех юристов компетенции, а это сложно: нужно найти единое у нотариусов, судебных экспертов, адвокатов, служащих УИН и пр. Спорят Минюст, желающий детализации стандарта, вплоть до требованиям по часам на дисциплины, и считающий такую позицию архаичной Департамент государственной политики в сфере высшего образования .
— создать рабочую группу по разработке ФГОС ВО;
— одобрить состав и структуру ФУМО;
— одобрить Положение о ФУМО и направить его на утверждение в Минобрнауки России;
— одобрить план работы ФУМО по Юриспруденции;
— утвердить центры мониторинга реализации ФГОС ВО по результатам государственной аккредитации и государственного надзора.
Наше внимание в силу практической заинтересованности привлекло запланированное на срок до 31.12.2016 мероприятие «Организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных основных образовательных программ (ПООП), представление их общественности»). Особый интерес также вызвало утверждение следующих центров мониторинга, например, ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (бакалавриат) – МГЮА; ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (магистратура) – СПБГУ. Таким образом, можно прогнозировать, когда появится стандарт, и кто станет отслеживать его соблюдение.
27 октября 2016 года на базе СПБГУ состоялся симпозиум «Качественное юридическое образование: современные подходы», на котором был представлен проекты ФГОС ВО и макеты Примерных основных образовательных программ для бакалавриата и магистратуры, которые доступны для ознакомления на соответствующем сайте. В проектах показана вариативность и движение мысли их авторов, что будет полезно при последующем толковании норм и может помочь ответить на вопрос: «Чего хотел и что имел в виду автор соответствующего документа?».
Сроки опубликования обещанных общественности документов подошли концу. Что имеется на сей момент?
Приказом Минобрнауки от 1 декабря 2016 года утвержден ФГОС ВО по направлению 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), зарегистрирован в Минюсте 29.12.2016 № 45038 . Документ заслуживает отдельного детального анализа, и уже, вероятно, активно изучается работниками юрфаков, которым в ближайшее время предстоит актуализировать опосредующую учебный процесс документацию: от учебных планов до рабочих программ.
Интересно, что одновременно был подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016 № 1508 «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061» (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 № 44807). Пунктом 3 приложения к этому приказу предусмотрен специалитет по специальности «Судебная и прокурорская деятельность».
Видимо, судебную и прокурорскую деятельность «прописать» в стандарте бакалавриата было затруднительно или нежелательно: не смогли или не захотели?
Впереди у ФУМО разработка образовательных стандартов по магистратуре, специалитету, аспирантуре, професиональных стандартов, другой документации и соответствующий мониторинг.